Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов. Династии фараонов

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время - время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 - 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве - 5 фараонов 3-й династии, 6 - 4-й, 8 - 5-й, 4 - 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й - 3. В 11-й - 3, в 12-й - 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 - 14-й, 4 - 15-й, 20 - 16-й, 14 - 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий - 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й - 8. В 20-й - 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю - 10, в 23-ю - 3, в 24-ю - 2, в 25-ю - 5, в 26-ю - 6, в 27-ю - 5, в 28-ю - 1, в 29-ю - 4, в 30-ю - 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона - Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью - царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса - бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат - с накладной бородкой и ключом от Нила - ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.

Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями - племенами гиксосов - зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.

В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга - пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой - фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена - Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами - шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны - широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно - разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город - Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам - Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты - изваяния Рамзеса II - по три с каждой стороны.

Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III - правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов - номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III - строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека - Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком - он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены - царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра - царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра - жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря - была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

В IV тысячелетии до нашей эры на территории Египта существовало 42 небольших «государства» греки их называли номами . В результате войн между ними к середине IV тыс. до н. э. возникло два крупных царства - Южное (Верхний Египет) и Северное (Нижний Египет). Южное состояло из 22 номов, Северное - из 20. Через какое-то время царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет и объединил страну. Обычно пишут, что это сделал Мена около. 3000 г. до н. э. Но, видимо, это событие произошло намного раньше. Во всяком случае уже несколько предшественников Мены величали себя правителями всего Египта (так называемая нулевая династия). Даты, особенно для третьего тысячелетия до нашей эры, весьма приблизительны даже для оценки времени правления различных династий, не говоря уже о датировке царствований отдельных фараонов. Неизвестно также, как и при каких обстоятельствах происходили смены династий.

Додинастийные цари, до 3000 г. до н. э.

Эти фараоны, вероятно, были непосредственными предшественниками фараонов первой династии. Возможно, при них Египет был уже единым царством, а объединение страны произошло даже ещё раньше. К сожалению, имена предшественников этих фараонов не сохранились Столицей их был город Тинис . ? ? (Скорпион) Ка (Двойник) Нармер (Сом)

Первая династия (из Тинис), начало - ок. 3000 г. до. н. э.

Фараон Мена построил новую столицу - город Мемфис. При нём начали вести древнейшие летописи. Видимо, поэтому древние египтяне считали его основателем первой династии. Просто в летописях имя фараона Мены было первым, которое там обнаруживали потомки. Мена (=Гор-Ага=Менес) Джер Уаджи Ден (=Удиму=Денсемит=Усефаис) Аджиб (=Миебис) Семерхет Каа (=Кебху)

Вторая династия (из Тиниса), закончилась ок. 2780 г. до н. э.

Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены. Беджау Хетепсехемуи Ранеб Нинечер Унег (Венег) Сенд (Сенед) Перибсен Хасекхем Хасехемуи

Третья династия (из Гелиополя), ок. 2780 - ок. 2720 гг. до н. э.

Джосер считается основателем третьей династии, хотя достоверных сведений об этом нет. Если у него и были предшественники, то их имён в истории не сохранилось, а Джосер прославился тем, что при нём была построена первая пирамида. Точное число и последовательность правления фараонов этой династии не установлены. Джосер Семерхет (Сехемхет) Хаба Неферкара Небка Ху (=Хуни)

Четвёртая династия (из Элефантины), ок. 2720 - ок. 2560 гг. до н. э.

Снофру Хуфу (Хеопс) Джедефра (Раджедеф) Хафра (Хефрен) Междуцарствие, борьба за власть между двумя братьями Хефрена - Хорджедом и Рабауфом, позднее объявленными вне закона. Менкаура (Микерин) Шепсескар (Шепсескаф)

Пятая династия (из Элефантины), ок. 2560 - ок. 2420 гг. до н. э.

Эта династия по материнской линии была продолжением четвертой династии. Усеркаф Сахура Нефериркара Капай Шепсескара Неферефра (Неферкара) Ниусерра Менкаухор Джедкара Исеси Унис

Шестая династия, ок. 2420 - ок. 2260 гг. до н. э.

Тепи (=Тети) Усеркара Мерира Пиопи (Пепи) I Меренра I Неферкара Пиопи (Пепи) II (ум. ок. 2270 г. до н. э.) Пиопи II вступил на трон ещё подростком и правил около 100 лет, что является своеобразным рекордом в мировой истории. Меренра II Нитокерти (Нитокрис), царица Менкар

Седьмая династия

Время упадка и распада древнего царства. У древнеегипетского историка Манефона об этой династии сказано: «семьдесят царей за семьдесят дней». Если эта династия действительно правила, то очень недолго и явно не на всей территории Египта.

Восьмая династия, ок. 2260-2220 гг. до н. э.

Фараоны этой династии не имели власти над всей страной. По Манефону - «27 царей, которые правили 146 лет». Кажется восьмая династия была родственна шестой. Но список фараонов этой династии, из-за отсутствия источников, пока что невозможно восстановить.

Девятая династия (из Гераклеуполя), ок. 2220 - ок. 2130 гг. до н. э.

Эта династия правила на севере Египта, но и на юге в это время складывается государство со столицей в Фивах.

Владения династии завоеваны фараоном одиннадцатой фиванской династии Ментухотепом I/II .

Одиннадцатая династия (из Фив), ок. 2160—2000 гг. до н. э.

Фараоны этой династии объединили весь Египет под своей властью.

Ментухотеп (номарх Фив, не принимал царский титул)

Интеф I (=Антеф) ок. 2160—2120/19
Интеф II ок. 2120/18-2070
Интеф III ок. 2070—2065
Ментухотеп I/II ок. 2065—2015
Ментухотеп II/III ?
Ментухотеп III/IV ?
Ментухотеп IV/V ок. 2015—2007
Ментухотеп V/VI ок. 2007—2000

Двенадцатая династия (из Фив), ок. 2000—1785 гг. до н. э.

Основатель династии Аменемхет I совершил государственный переворот, занял престол и основал новую династию, которая была боковой от одиннадцатой династии.

Аменемхет I ок.2000—1980
Сенусерт I ок. 1980—1935
Аменемхет II ок. 1935—1896
Сенусерт II ок. 1896—1887
Сенусерт III ок. 1887—1849
Аменемхет III ок. 1849—1801
Аменемхет IV ок. 1801—1792
Нефрусебек (=Себекнефрура), царица. ок. 1792—1785

Тринадцатая и четырнадцатая династии, ок. 1785—1680 гг. до н. э.

Сохранились списки, в которых перечислено большое количество имён фараонов, правивших после двенадцатой династии - всего около ста пятидесяти имён. К сожалению, из-за больших повреждений списков, не все имена можно прочесть. Традиционно этих фараонов относят к тринадцатой (из Фив) и четырнадцатой (из Ксоиса) династиям. Провести грань между ними трудно. Неизвестно также, следовали ли эти династии одна за другой или сосуществовали одновременно.

Фараоны этих династий редко правили больше нескольких лет. А частенько их смещали с престола через несколько месяцев, а то и дней. Здесь приведены лишь отдельные известные имена.

Себекхотеп I ?
Аменемхет V 1774—1772
Аменемхет VI ?
Санхибр ?
Хетепибр ?
Себекхотеп II ?
Рансенеб ?
Гор ?
Аменемхет VII ?
Хутовер ?
Сенусерт IV ?
Хенджер ?
Семенхара ?
Себекемсаф I ?
Себекхотеп III 1754-1751
Неферхотеп I 1751—1740
Себекхотеп IV 1740—1730
Себекхотеп V 1730—1725
Вахибрайеб 1725—1714
Мернефери 1714—1700
Себекхотеп VI 1700—1698
Неферхотеп II 1698-?
Гор II ?
Себекхотеп VII ?-1693
Ментухотеп V ?
Ментумсаф ?
Дидимос I ?
Дидимос II ?
Сенебми ?
Неферхотеп III ?
Себекхотеп VIII ?
Мершепсеф-Ини ?
Ментувосер ?
Сенааиб ?
Венваветемсаф ?

Около 1680 г. до н. э. в Египет через Синайский полуостров из Азии вторглись племена кочевников, которые в истории остались известны под именем гиксосов. Они захватили Нижний Египет и правили там 108 лет.

Древний египтяне не называли правителей «фараонами». Это слово было использовано греками и евреями. Наука не может указать точное количество правителей Древнего Египта, поскольку история этой великой цивилизации достаточно разорвана и бывали случаи, когда в одно и то же время правили несколько царей в разных регионах.

Преддинастический период

II династия Древнего Египта

3890 — 2686 гг. до н.э.

Хетепсехеиви (Хотепсехемви)
Ренеб (Небра)
Нинетжер (Найнетджер)
Перибсен (Сет — Перибсен)
Хасеземви

Древнее Царство Египта

Древние Египта и Даншур построены в этот период.

III династия Древнего Египта

Санахте (Небка) 2650 — 2630 гг. до н.э.
Нетдерихет (Джосер) 2630 – 2611 гг. до н.э.
Сехемхет (Джосер Тети) 2611 – 2603 гг. до н.э.
Хаба 2603 – 2599 гг. до н.э.
599 – 2575 гг. до н.э.

IV династия Древнего Египта

Снефру 2575 – 2551 гг. до н.э.
2551 — 2528 гг. до н.э.
Джедефре 2528 — 2520 гг. до н.э.
Хафра (Хефрен) 2520 — 2494 гг. до н.э.
Микерин (Микерина) 2490 — 2472 гг. до н.э.
Шепсескаф 2472 — 2467 гг. до н.э.

V династия

Усеркафа 2465 — 2458 гг. до н.э.
Сахура 2458 — 2446 гг. до н.э.
Нефериркара Какаи 2477-2467 гг. до н.э.
Шепесескаре Ини 2426 — 2419 гг. до н.э.
Неферефре 2419 — 2416 гг. до н.э.

Менкаухор 2422 — 2414 гг. до н.э.
Джедкаре Изези 2375 — 2345 гг. до н.э.

VI династия

Тети 2345 — 2333 гг. до н.э.
Пепи I (Мерир) 2332 — 2283 гг. до н.э.
Меренра Немтиемзаф 2283 2278 гг. до н.э.
Пепи II (Неферкаре) 2278 — 2184 гг. до н.э.

Первый переходный период

Это время было очень тревожным в истории Древнего Египта. Власть была разделена между несколькими царями. Монтихотеп установил собственный порядок в столице Фивы.

VII -VIII династии Древнего Египта

(2150 – 2135 гг. до н.э.)
Нетрикаре
Менкаре
Неферкаре II
Неферкаре III
Джедкаре II
Неферкаре IV
Меренхор
Менкамин
Никаре
Неферкаре V
Неферкахор
Неферкаре VI
Неферкамин II
Иби
Неферкауре
Неферкаухор
Нефериркара II
Ваджекаире
Сехемкаре
Ити

Ису
Йитену

IX — X династии Древнего Египта

2135 – 1986 гг. до н.э.
Неферкаре
Несколько царей по имени Хети
Мери – Хатхор

XI династия

Иниотеф I (Сехертави) 2134 – 2117
Иниотеф I (Ваханх) 2117 – 2068
Иниотеф I (Нахтнебтепнефер) 2069 — 2060

Этот период истории Древнего Египта отмечен бурным развитием внешней торговли и крупных строительных проектов. Была разработана технология изготовления ювелирных изделий. Процветание страны длилось достаточно длительное время, но проблемы внутренней политики Египта стали очевидными.

Ментухотеп II 2055 -2004
Ментухотеп III (Санхкаре) 2004 — 1992
Ментухотеп IV (Небтавире) 1992 — 1987

XII династия Древнего Египта


Сенусерта I (Хеперкаре) 1956 — 1911
Аменемхета II (Нубкауре) 1911 — 1877
Сенусерта II (Хахеперре) 1877 — 1870
Сенусерта III (Хакаре) 1836 — 1817
Аменемхета III (Нимаатре) 1817 — 1772
Аменемхета IV (Маахеруре) 1772 — 1763
Neferusobek (Собеккаре) 1763 — 1759

Второй переходный период

Гиксоны вторглись на территорию Древнего Египта и завоевали его. Часть фиванских князей захватили власть. В конце XIII династии фараон Камоса вернул власть египетским царям.

XIII династия Древнего Египта

Вегаф 1783-1779
Аменемхета — Сенебеф
Сеземре — Хутави
Аменемхет V
Сехетепибре
Юфни
Аменемхет VI
Семенкаре
Сехетепибре II
Севаджкаре
Неджемибре
Собехотеп
Ренисенеб
Нор
Аменемхет VII
Собехотеп II
Хенджер
Имир — Меша
Антеф IV
Сет
Собехотеп III
Неферхотеп 1696 — 1686
Сихатор 1685 — 1685
Собехотеп IV 1685 — 1678
Собехотеп V 1678 — 1674
Иаиб 1674 — 1664
Ай 1664 — 1641
Ини
Севаджти
Инед
Хори
Собехотеп VI
Дедумес
Иби II
Нор II
Сенебмуи
Сеханре
Мерхеперре
Мерикаре

XIV династия Древнего Египта

Нехеси
Хатире
Небфауре
Сехабре
Мериджефаре
Севаджкаре
Херибре
Санхибре
Канефертемре
Неферибре
Анхкаре

XV династия Древнего Египта

Салитис
Апахнан (Хиан)
Апофис (Аусерре Апепи)
Хамуди

XVI династия Древнего Египта

Анат – Хер
Усер – Анат
Семкен
Закет
Бака
Кап
Пепи III
Бебанх
Небмаатра
Никаре II
Аахотепре
Аанетерире
Нибахре
Нубусерре
Хаусерре
Хаммуре
Якоб – Ваала
Якбам
Йоам
Аму

XVII династия

Антеф V
Рахотеп
Собекемзаф
Джехути
Ментухотеп VII
Небирау
Небирау II
Семененр
Собекемзаф II
Антеф VI
Антеф VII
Тао (Сенахтенре)
Тао II (Секененре)
Камоса (Ваджхеперре)

Новое царство

В этот период отмечается процветание и возрождение искусства и грандиозных строительных проектов. К концу правления XIX династии фараонов Древнего Египта силы священства набирают силу и фактически управляют государством. При XX династии гробницы правителей разграбляются должностными лицами. Жрецы начинают приобретать светскую власть.

XVIII династия Древнего Египта

Яхмос (Небрехтире) 1539 — 1514
Аменхотеп I (Джесеркаре) 1514 — 1493
Тутмос I (Ахеперкаре) 1493 — 1481
Тутмос II (Ахерепенре) 1491 — 1479
1473 — 1458
Тутмос III (Менхеперре) 1504 — 1450
Аменхотеп II (Ахеперуре) 1427 — 1392
Тутмос IV (Менхеперуре) 1419 — 1386
Аменхотеп III (Небмаатре) 1382 — 1344
1350 — 1334
Сменхкара (Анхехперуре) 1336-1334
1334 — 1325
Ай (Хеперхеперуре) 1325 — 1321
Хоремхебе (Джесерхеперуре) 1323 — 1295

XIX династия

Рамсес I (Менпехтире) 1295 — 1294
Сети I (Менмаатре) 1394 — 1279
1279 — 1213
Мерепнптах (Баенрехотехирмаат) 1213 — 1203
Аменмессе (Менмире) 1203 — 1200
Сети II (Усерхеперуресетепенре) 1200 — 1194
Сиптах (Ахенресетепенре) 1194 — 1188
Таусерт (Ситремеритамун) 1185-1187

XX династия Древнего Египта

Сетахт (Усерхаумериамун) 1186 — 1184
Рамсес III (Усермаатремериамун) 1184 — 1153
Рамсес IV (Хекамаамреметепенамун) 1153 — 1147
Рамсес V (Усеермаатресехеперенре) 1147 — 1143
Рамсес VI (Небмаамтпемериамун) 1143 — 1136
Рамсеса VII (Усепмаамресетепенре) 1136 — 1129
Рамсес VIII (Усермаамтрихенамун) 1129 — 1126
Рамсес IX (Неферкаресетепенре) 1126 — 1108
Рамсес X (Хепермаамтресетепенре) 1108 — 1099
Рамсеса XI (Менмаамтреметепенртах) 1099 — 1069

Третий переходный период

Столица Древнего Египта была перемещена в , а затем обратно в Фивы.

XXI династия Древнего Египта

Правители Верхнего и Южного Египта в Фивах:
Смедес (1070 – 1044) Херихор (1080 – 1074)
Аменемнису (1040) Пианх (1074 – 1070)
Псусеннес (1040 – 992) Пинеджем (1070 – 1032)
Аменопе (993 – 984) Масахерта (1054 – 1046)
Осохор (984 – 978) Менхеперре (1045 – 992)
Сиамун (978 – 959) Смендес II (992 – 990)
Псусеннес II (959 – 945) Пинеджем II (990 – 969)
Псусеннес III (969-945)

XII династия Древнего Египта

Шешонк I 945-924
Осоркона 924-909
Такелот 909 (?)
Шешонком II 883
Осоркона II 883-855
Такелот II 860-835
Шешонком III 835-783
Пами 783-773
Шешонком IV 773-735
Осоркона IV 735-712

XXIII династия Древнего Египта

Педубасте 828-803
Осоркон IV 777-749
Пефджаувибаст 740-725

XXIV династия Древнего Египта

Шепсеспе Тефнахт 725-720
Вахкаре Бакенраниф 720-715

Позднее Царство Древнего Египта

В древнюю Нубию вторгаются ассирийцы. Греки пытаются восстановить порядок. В период XXV династии отмечается возврат к старому стилю правления в Древнем Египте.

XXV династия Древнего Египта

Пийе 747-716
Шебака 712-698
Шебитку 698-690
Тахарка 690-664
Тантамани 664-657

XXVI династия Древнего Египта

Псамметиха I (Псам — Тик) 664-610
Некау (Нехо) II 610-595
Псамметиха II 595-589
Априес 589-570
Амасис 570-526
Псамметиха III 526-525

XXVII династия Древнего Египта

Камбиз 525-522
Дарий I 521-486
Ксеркс I 486-466
Артаксеркса I 465-424
Дарий II 424-404

XXVIII династия Древнего Египта

Амиртаиос 404-399

XXIX династия Древнего Египта

Неферитес 399-393
Псаммутис 393
Накорис 393-380
Неферитес II 380

XXX династия

Последние фараоны египетского происхождения
Нектанеб 380-362
Теос 365-360
Нектанеб II 360-343

Второй Персидский период (343-332 до н.э.)

XXXI династия

Основатель Манефон
Ох (Артаксеркса III) 343-338
Задницы 338-336
Дарий III Кодоманнус 335-332

Греко-римский период (332 г. до н.э. — 395 г. н.э.)

Македонские цари в Древнем Египте

Александр Македонский 332-323
Филипп Аррхираус 323-316
Александр IV 316-304

Династия Птолемеев

Птолемея I Сотера I 323-285
Птолемей II Филадельф 282-246
Птолемей III Euergeter я 246-222
Птолемей IV Филопатором 222-205
Птолемея V Епифана 205-180
Птолемей VI Филометора 180-164 163-145
Птолемей VII Neos 145 Филопатором
Птолемей VIII Эвергет II 170-163 и 116-145
Клеопатра и Птолемей III IX Сотера II 116-107 и 80 — 88
Клеопатра III и Птолемея X Александра I 107 — 88
Клеопатра Беренис 81 — 80
Птолемей XI Александр II 80
Птолемей XII Неос Дионис 80 — 58 и 55 — 51
Береника IV 58 — 55
Клеопатра VII и Птолемея XIII 51 — 47
Клеопатра и Птолемей XIV 47 — 44
и Птолемея XV Цезарион 44 — 30 до н.э.

Римские императоры в Древнем Египте

Август 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.

Тиберий 14 — 37
Гай Калигула 37 — 41
Клавдия 41 — 54
Неро 54 — 68
Гальба 68 — 69
Отон 69
Вителлий 69
Веспасиан 69 — 79
Тит 79 — 81
Домициан 81 — 96
Нервы 96 — 98
Траян 98 — 117
Адриан117 — 138
Антонин Пий 138 — 161
Марк Аврелий 161 — 180
Люциус Веррусс
Коммод 180 — 192
Пертинакс 193
Дидиуса Юлианус 193
Септимий Север 193 — 211
Каракаллы 211 — 217
Macrinus 217 — 218
Гелиогабала 218 — 222
Александр Север 222 — 235
Максимин 235 — 238
Пупиенус 238
Гордиан 238 — 244
Филипп 244 — 249
Деции 249 — 251
Галлус 251 — 253
Валерианус 253 — 260
Галлиена 260 — 268
Клавдий II 268 — 270
Аврелиан 270 — 275
Тацит 275 — 276
Флорианус 276
Проб 276 — 282
Карус 282 — 283
Нумерианус 283 — 284
Диоклетиан 284 — 305
Галерий 305 — 311
Лициний 308 — 324

Византийский христианский период

Период правления коптских патриархов начался с правления Константина I.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер - аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен - Хепер - Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона. Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким - либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим
Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация
Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона
Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности
Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

В последний путь
Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

Наследие самой развитой древней цивилизации, зародившейся в долине Нила, для потомков бесценно. Известные на весь мир исторические памятники хранят множество тайн, а над загадками возведения гигантских пирамид безуспешно бьются ученые всего мира. Древний Египет не спешит делиться секретами, но о точных фактах правления царей мы можем рассказать.

Немного фактов о фараонах

Несколько тысячелетий государством правили фараоны - наместники бога на земле, обладающие, по поверьям, магической силой. Они регулировали все сферы жизни египтян, а верховные жрецы считали себя их слугами, хотя некоторые цари становились марионетками в их руках.

Жители верили, что от правителя зависит восход солнца и созревание урожая. А если случались страшные эпидемии среди животных и людей, начинались войны, то это означало недовольство богов своим наместником.

Цари Египта не имели права смешивать свою кровь с человеческой, поэтому они женились сначала на своих сестрах, и лишь затем вступали в брак с обычными женщинами. Но престол наследовал только рожденный от родственницы ребенок.

Женщины, в которых текла божественная кровь, обладали большой властью и даже правили Египтом, пока их сыновья не достигали зрелости.

Кто был основателем первой династии фараонов?

Ученые точно не знают, когда зародилось египетское государство, но после проведенных исследований было установлено, что около трех тысяч лет назад оно уже существовало.

Основателем первой династии является царь Мин. Он построил крепость, ставшую позднее столицей и царской резиденцией. Из Мемфиса фараон управлял объединенным Египтом, а его личность вызывает много споров среди ученых. Многие специалисты считают, что Мин - это обозначение трех первых фараонов додинастического периода, а все споры связаны с отсутствием письменных источников.

Раннее царство

Следующая эпоха, о которой не так много известно, - Раннее Египта первой и второй династии (Хор Аха, Хасехем), жестко подавившие все восстания, объединили страну в

В этот период начинается изготовление папируса, а широкое распространение письменности оказывает влияние на культуру других эпох. Египет становится страной с высокоразвитым сельским хозяйством.

Древнее царство

Фараоны обладают огромной властью, и государство превращается в централизованную деспотию.

По велению царя Джосера начинается строительство усыпальниц в Гизе.

При правлении пятой династии власть фараонов начинает ослабевать, а Египет дробится на административные единицы - номы.

Среднее царство

Правление двенадцатой династии приходится на В это время ведутся войны с соседними племенами, возводятся оборонительные крепости.

Цари (фараоны) Древнего Египта - Аменемхет I, Сенусерт III - невероятно почитались населением. В этот период орудия труда совершенствуются и появляются инструменты из бронзы. Мощный толчок получает развитие земледелия благодаря созданию оросительной системы.

Новое царство

В Новом царстве, при котором правили XVIII-XX династии (Тутмос I, Хапшетсут, Аменхотеп IV, Нехо II), Египет превращается в мощную державу. Бурное экономическое развитие было обусловлено притоком в страну пленных рабочих, награбленного золота и скота.

В этот период широкое применение получают железные орудия, развивается коневодство и производство стекла. Искусство мумификации тел умерших достигает совершенства.

В начале XI века образовались два царства: Нижний Египет, который распадается на отдельные области, и Верхний, со столицей в Фивах. Нубийские правители ведут кровопролитные войны, мечтая захватить страну.

Освободил государство от захватчиков основатель саисской династии Псамметих I.

Освобождение от персов и конец правления египетских царей

Персидское правление выделяется в отдельный период. Чужеземный царь Камбиз провозглашается фараоном XXVII династии.

А в 332 году до нашей эры происходит завоевание Египта А. Македонским, освободившим страну от персов. Наступает эра эллинизма, а время правления фараонов навсегда уходит.

Фараоны Древнего Египта: таблица

Точная датировка правления царей до сих пор вызывает дискуссии среди ученых. Возьмем за основу выборочную таблицу, основанную на хронологии профессора археологии П. Николсона и доктора наук Я. Шоу и включающую самых значимых правителей.

Годы, до нашей эры

Название периода

Имена фараонов

Раннее царство

Менес (Нармер)

Древнее царство

Джосер, Сехемхет, Снофру, Хеопс (Хуфу), Хефрен (Хафра), Ниусера, Унас

Переходный период - упадок власти фараонов

Среднее царство

Ментухотеп II, Сенусерт I, Аменемхет I, Аменемхет II, Аменемхет III, Аменемхет IV

Второй переходный период

Новое царство

Яхмос I, Тутмос I, Хатшепсут, Тутанхамон, Рамсес I, Рамсес III, Рамсесы IV - IX

Культ мертвых

Говоря про египетских царей, нельзя не упомянуть про особое отношение к смерти у египтян, что обусловило зарождение культа мертвых. Жители верили в бессмертие души, отправляющейся в загробный мир. Считалось, что при правильном хранении тела она может вернуться, поэтому заупокойный культ строился на бальзамировании и мумификации умершего человека.

Особыми навыками в этой сфере обладали верховные жрецы, научившиеся сохранять тела фараонов нетленными.

Считалось, что цари Египта и после своей смерти правят в загробном мире, поэтому ритуальные обряды были очень важны. Фараоны при жизни думали о вечном жилище, и на плато Гиза возводились пирамиды, становившиеся местом захоронения наместников богов.

Сакральное место

Известная Долина Царей в Египте, расположенная напротив города Фивы (Луксора), - это уникальное место, где покоятся фараоны. До сих пор она притягивает исследователей, занимающихся историей древней цивилизации. Тридцать семь лет назад ее признали Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Священную долину тщательно охраняли, чтобы не допустить разграбления могил, однако с ослаблением власти фараонов появляются разбойники и путешественники, которые наносили непоправимый вред саркофагам.

Экспедиция Наполеона, прибывшая с целью завоевания Египта, была первой группой, составившей карты усыпальниц. После опубликования работ, посвященных Фивским захоронениям, начинаются научные путешествия известных археологов, сделавших немало важных открытий.

Неразбериха с гробницами

Первым похороненным в Долине Царей стал Тутмос I, а главная проблема заключается в том, что никто не знает, в какой именно гробнице он был упокоен. Такая неразбериха существует и с другими усыпальницами, хотя египтологи уверены, что все египетские цари имели личные погребальные камеры, построенные специально для них.

В 1827 году известный ученый Д. Г. Вилкинсон ввел в научный оборот обязательную нумерацию гробниц, начинавшихся с приставки KV. Служебным шахтам присваивались лишь латинские буквы. Например, известной усыпальнице Тутанхамона присвоен номер KV 62.

Исследователям известны 64 гробницы, причем последняя пока мало изучена.

Боязнь разграбления могил

До XV века до нашей эры фараонов хоронили по особым обрядам в пирамидах, построенных еще при их жизни. Правители контролировали работу и заботились не только о месте захоронения, но и о предметах быта, которые будут с ними в заупокойном мире, ведь даже в царстве Осириса наместники бога должны вести привычный образ жизни. Так гласит древняя история.

Цари Египта покоились в саркофагах, усыпанных драгоценностями. Усыпальницы в пирамидах на плато Гиза подвергались разграблению, а мумии осквернялись или перезахоранивались религиозными фанатиками. Боявшийся надругательства Тутмос I внес изменения в устоявшиеся традиции. Он повелел похоронить себя в уединенном и тайном месте, которым стал глубокий колодец в долине.

Маскировка от разбойников

Все последующие усыпальницы вырубались в скалах, входы маскировались камнями, а по дороге устраивались разнообразные ловушки для разбойников. Такой колодец упирался в погребальную камеру, где покоился фараон - царь Египта.

Ученые установили, что Город Мертвых в Фивах не избежал печальной участи, и усыпальницы в долине начали разграблять в эпоху правления XX-XXI династии фараонов. Высшие чиновники Египта продавали золотые украшения из гробниц, которые им передавали строители усыпальниц, не получавшие денег за работу.

В наши дни Долина Царей является уникальным местом, свидетельствующим о Находки в важном археологическом объекте проливают свет на происходившие события развитой цивилизации, что очень важно для потомков.