Добрые духи покровительствующие домашнему очагу. Домашние божества и духи. Религиозные верования шорцев

божественного происхождения и его незримые духи-хранители .

Эмблемой домашних богов был священный огонь , который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина ; жрецом их был глава семьи; вступить в семью - например, женщине посредством брака - значило приобщиться к культу домашнего божества. Домашние божества были обоготворенными родоначальниками , предками , родителями . Фюстель де Куланж весь строй древнего общества объяснял культом предков , послужившим основой как для сакрального , так и для гражданского и публичного права ; отсюда замкнутость родового союза , члены которого были объединены культом и резко противополагались всем тем, кто к нему не был приобщён .

У древних греков

Души предков, возведённые смертью в божество, назывались у греков демонами или героями / гениями . Место их культа - очаг , огнище - скрывалось от непосвящённых взоров в самых сокровенных частях дома. Отсюда другое название домашних божеств - сокровенные (θεοί μυκίοι, ερκιοι κτήσιοι) или внутренние (dii Penates) .

He только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ла́ров (lari publici, в противоположность lari privati) и своих пенатов (penati majores, publici, в противоположность penati minores, privati) .

У древних римлян

В Китае

Культ предков являлся общераспространённым в Китае , где он послужил исходной точкой для всех других религиозных систем . Вплоть до XX века китайцы приносили жертвы душам предков и были убеждены, что благосостояние умерших предков и живых потомков обуславливалось их взаимным добрым расположением и обоюдными услугами .

У славян

Культ предков явственно выступал и в славянской мифологии , отражается он и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев , находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждал, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология . Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объяснялось отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения .

Божеством, охраняющим род и дом был у них, прежде всего, Род [ ] .

С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Рода, Чура, дедушки домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нём одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины .

Это двойственное значение огня нашло наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (его чешское название Křet «Кржет», словенское Skrat «Скрат»), которое под видом огненного змея прилетало через трубу и приносило хозяину всякого хлеба и других земных плодов, а иногда и разные сокровища. Чешские домовые назывались скритками и шетками ; чешский домовой Кржет изображался в виде маленьких бронзовых статуэток, величиной с палец, отчего и назывался Paleček «Палачек» (

Наши предки верили, что дом - это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити. А ею, по представлению наших предков, просто кишела природа.
Верили, что сосущие кровь вампиры могли расправиться с жертвой только вне пределов дома. Поэтому при постройке жилища всегда совершали очистительные обряды и прибегали к защитной магии. Например, на карнизах, окнах, под крышей вырезали охранные знаки и старались прикрыть каждое отверстие в доме какой-нибудь меткой против злых духов. Внутри же дома семью и хозяина оберегал и поддерживал сам домовой. Кто же он такой?

История появления в доме духа-хранителя очень давняя. Может быть, ей 5 тысяч лет, может, более. Еще в каменном веке самым священным местом в доме считался очаг. В эпоху бронзового века в IV - III тысячелетиях до новой эры начал широко распространяться культ мужских покровителей домашнего очага. Возможно, тогда и зародился образ духа-хранителя семьи и жилища. На Кавказе его представляли в виде фаллического символа. У древних римлян каждый член семьи имел своего покровителя - лара. Лары выглядели как куклы. Их складывали в особый сундучок. Не его ли называли ларцом?
Наш славянский домовой был тесно связан с силой огня. В избе он обитал у печки, мог превратиться в мерцающий огонек или уголек.
Домовые были разные: кто в доме жил, тех называли домовиками, а кто на дворе - дворовыми духами. Домовой-домовик - главный хозяин усадьбы и избы. Он добрый дух, хотя и нежить. Его чтили, подкармливали, баловали подношениями и никогда не ругались именем домового. Называли ласково: хозяин, дедушка, но часто вообще звали иносказательно: Он, Доброжил, Доброхот, Сусед.

Домовой-домашний

Домового обычно видеть нельзя, можно только чувствовать его присутствие. То он от скуки горшками в ночи гремит, ногами шаркает, кряхтит, всхлипывает в темноте, то говорит мягким ласковым голосом или глухим отрывистым. Дает краткие ответы на вопросы хозяев. Домовой любит тепло, его еще называли - «жировик» проказник полизать вкусненького не прочь, поэтому прозвали его также «лизуном». Избави Бог подглядеть за домовым, если он этого не хочет: заболеет человек или лошадь его копытом ударит.
Ночью домовой иногда знак дает. Навалится на грудь спящего и давай давить. Утром проснется человек в беспокойстве. К добру или худу тот знак был?
Немногим привелось видеть хозяина. Утверждают, что он мохнат, оброс шерстью. А лапа у него теплая, мохнатая, ласковая. Коль погладит ею во сне человека, гадать не надо, - добрый знак. Некоторые уверяют, что домовой похож на маленького косматого старичка. Способен превращаться в разных животных, в черных котов, например. Вот послышалась в сенях какая-то возня, вроде коты сцепились, шипят, вопят, буянят. Знайте, это свой хозяин с чужим лизуном драку затеял.
- Не ходи в мои владения, - Говорит супротивнику, нечего тут чужой нежити делать.

Домовой накрепко привязан к своей избе. Даже если обветшала она, брошена на завывание вьюг и холодных осенних дождей, домовой останется жить в холодной старой печи в полном одиночестве. Плачет, стонет на развалинах. Но и семье нельзя без домового-хранильника. Кто же будет ее по ночам от всякой нечисти оберегать? Поэтому издревле сохранился обычай: при смене жилища берут из старого дома горшочек с углями и переносят в новую избу. Ставят горшок в печь, приговаривают: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу - как умею, награжу!»


У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива - согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могла быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.

Домовой - верный помощник в хозяйстве. Особенно он любит радивую, дружную семью. Тогда изо всех сил старается ей помочь. А нерадивым хозяевам он с удовольствием пособит еще более запустить дела, будет «портить скотину. Впрочем, изменить его отношение к дому нетрудно. Надо домовому жертву принести и за дело как следует взяться. Домовой и в торговом деле хозяину помочь может. Советы домового всегда ценили при покупке лошадей и коров. А не приживается новая купленная скотина при дворе, знать, не по душе она домовому.


Домовой часто старается предупредить семью о несчастье. Заплачет за печкой - к покойнику. Подергает женщину за волосы ночью - не грызись с мужем, хозяин не пили его, не спорь до хрипоты, а то распалится в гневе муж, еще побьет поленом. Загремит домовой посудой - будь внимателен с огнем, оплошаешь - быть пожар вспыхнет непотушенная головешка.


Бойся, неверная жена, домового! Покрутила подолом ночью домовой навалится страшной тяжестью на ноги, схватит за горло. А мужика похотливого он во тьме и отлупить может, синяков навешать. Бережет семейные основы. Ну а коль засмеялся домовой в ночи, песни мурлычет знать, радость скоро в доме будет, а то и свадебка.

Запечная проказница

А еще был в русском доме призрак - кикимора. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо. Имя кикимора состоит из двух частей. Первая часть слова - кика - может быть истолкована как головной славянский убор с рожками ил просто рогатость существа - очевидный признак нежити. Вторая часть слова - мора, означает, что эта нечисть в родстве со всякими Мороками, Марами, которые дуря человека или даже сулят ему смерть.
По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовал; кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость, ее излюбленное место - угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух.


Домашнюю кикимору считали подружкой домового, лесную - лешего. Кикимора к людям двойственно относилась. Она симпатизировала трудолюбивым, работящим женщинам. Ночью могла перемыть им всю посуду, при сматривала за тестом, чтобы хорошо взошло, чтобы пироги получились пышными, вкусными. Убаюкивала детей, вот нерадивых девиц и баб кикимора просто терпеть не могла, вредила им исподволь. Могла ленивиц вообще из избы выжить.


Кикимора - большая проказница. Любила она баловаться обычно с пряжей, например, портила начатое женщиной на прялке рукоделье. Кикимора и сама любила прясть, но никто ее изделий не видывал. Нередко она бралась за уже начатое и оставленное женщиной рукоделие. Пряхи верили, коль кикимора над рубахой потрудилась, то ее и за неделю не кончишь. Сохранилась поговорка: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Это было грозное предупреждение хая ленивых прях. Если уж кикимора начала вредить хозяйке, - то тут есть одно верное средство. Надо идти в лес, найти горький корень папоротника, настоять его на воде. Потом перемыть этим настоем дочиста всю посуду. Кикимора очень любит папоротник и за такую усладу готова простить все. Проказам кикиморы приписывали куриные недуги, которые случались в неблагополучных хозяйствах. Если куры сами на себе перья выщипывают - ее вина.

Случится вертун - куриная болезнь, от которой птицы на шестке вертятся, потом мертвыми вниз падают - тоже кикимора руку приложила. В таких случаях вешали в курятнике амулет - камень с дыркой, куриный бог называется. Вредила кикимора овцам и лошадям. То шерсть у овец выщиплет, то гривы скакунам перепутает, ночью их гоняет так, что под утро те едва дышат. Потешное существо кикимора, но грозное. Если кто ее увидит в доме, значит, беда на пороге, может близкий занемочь или помереть. Недаром этот дух сродни Маре - Морене - древней богини смерти. Самое верное средство от кикиморы - крест святой и молитва.

Духи двора и таинство бани

Домовой-дворовой всем похож на своего старшего «брата» из избы, только шерсть на нем растет гуще. Дворовик более злобен. Страсть как любит скотину мучить. Все - нелады с домашними животными, лошадями, коровами, овцами и курами объясняли проказами дворовика. Дружен он был только с козлами да собаками.


Чтобы охранить животных от его проказ, вешали в хлеву убитую сороку. Этих птиц дворовик не любит. В угоду дворовику старались не держать белых кошек, белых собак, белых лошадей. Новорожденных телят и ягнят уносили из хлева в дом, потому что дворовик мог их задушить, fатак в доме молодняку спокойней. Ты только не спи, хозяин, заботься о скотине. Старались селяне дворовика задобрить. Он до подарков охочь. Любил лоскутки разноцветные, мишуру блестящую, хлеба краюху. Все эти подношения несли в хлев и читали заклятие: «Хозяин домовой, соседушко-доброхотушко, я тебя дарю-благодарю: скотину прими, напои, накорми». Вешали в хлеву «ведьмину метлу» - сосновую или еловую ветвь с густой хвоей.


У домового еще и другие помощники были - коловерши. Они походили на кошек. Коловерши - по ночам для своего хозяина из других домов таскали деньги и всякие припасы.
На дворе овин, где сушилась солома, его охранял особый дух - овинник. Часто его представляли в образе черного кота. Именно он был главным брандмайором в хозяйстве. Следил, чтобы пересушенная солома в хлеву не вспыхнула. Впрочем, пожар в овине часто приписывали проказам чужого овинника, который намеренно поджег хозяйскую постройку. Если видели, что вблизи овина дерутся два кота - считали, что это свой овинник лупит негодника. По легендам, овинники дрались даже головешками.

Однако самым таинственным строением во дворе была баня. Бани на Руси топились по-черному. За баней слыла дурная слава. Селяне, идя в баню, снимали нательные кресты. Духов, обитавших в бане, боялись, считали, что лучше с ними дружить и не раздражать христианской символикой. Главным духом бани был банник. Банник мокрого пара не выносил, сердито покидал свои владения, когда там парились. Но на остывших камнях или в банной печи он мог жить долго. Самая страшная его проказа - «тарный газ. По древним поверьям, в бане обитали души умерших предков - навьи. Навьи по-разному относились к селянину, могли помочь ему, а могли и уморить. Баннику обязательно приносили в жертву черную курицу. Даже захожие одинокие странники опасались ночевать в банях. Банник мог удушить. После парной оставляли в ней веник, кусочек мыла и воды в кадушке. Ночью слышали, как в бане начиналась какая-то возня, плескание, гогот. Считали, что это банники вениками хлещутся, резвятся. С баней были связаны самые серьезные гадания. Кто обнаженную спину старался просунуть в баню, кто, задрав платье, - ягодицы. Банник давал знак, шлепая по телу холодной или теплой мохнатой лапой. Холодная рука была к несчастью, а теплая - к удаче.

Сергей Кореневский

Как увидеть домового или этого лучше не делать? и получил лучший ответ

Ответ от Ольга[гуру]
Вот великолепная статья про домового, собранная из разных источников. Как увидеть и что делать - тут тоже сказано)
В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили: « Чур, меня защити"
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи, враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды» , домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги! » Домового также называют «Доброжилом» , «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем» . На русском Севере его зовут «Суседком» , «Батанушком» . Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном» .
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей: перевозят в тапке.
Домовой плачет, когда дому грозит беда и смеется, если ожидается счастье. Иногда может и сказать что-нибудь, но голос у него тихий, невнятный, шелестящий. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь предсказать хозяину. И главное в таких случаях – не испугаться.

Ответ от Hexfire [гуру]
Домовой - всего лишь символическое определение энергетической сущности, которая (как считается) есть везде, где есть люди.


Ответ от Валькирия [гуру]
Домовой - добрый дух, до сих пор живёт в каждой избе под печкой, но не каждому об этом ведомо. Домовой - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне пощекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.
Главное же его дело - досмотр за хозяйством. Домовой видит свякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы всё было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах - словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчётлив. Если ему жильё по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошёл. За эту верность в иных местах его так и кличут: Доможил.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть ли не до смерти или вовсе сбрасывает с постелей. Но и помириться с рассерженным Домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку или разноцветный лоскут, или горбушку хлеба.
Вот он какой, славянский Домовой! Несомненно, это - добрый бог, заботливый, хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев и озорник.
Домовых духов множество: Домовой, Кутный бог, Дед, Спех (дух, помогающий в делах) , Дрёма (домашний бог сна) , Баюнок (сказочник) , Лень, Злыдни, Бесы и Шишиги.

Добрые домашние духи. Чур – древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Дворовый – покровитель двора, помощник домового. Банник – голый старичок, который обитает в неотопленной бане, но исчезает, когда начинают париться. Дрёма – вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с ласковыми руками.

Слайд 21 из презентации «Древние славяне» . Размер архива с презентацией 2816 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Польза хлеба» - Дети не употребляют хлеб в нужных количествах. Хлеб «Тонус». Расчетная часть. Рекомендуемые среднесуточные наборы. Состав зерна. Дрожжи. Я рассказала ребятам об этом удивительно полезном хлебе. Хлеб – всему голова. Белый и черный хлеб. Состав теста. Ежедневное употребление различных сортов хлеба. Достоинства хлеба «Тонус». Хлеб из муки высшего сорта. Зерновой хлеб. Опарный и безопарный способ приготовления.

«Энергия Солнца» - Использование солнечной энергии в быту. Игрушки на солнечных батареях. Энергия Солнца. Солнце. Люди издавна мечтали заставить Солнце служить земным целям. Количество энергии. Солнечные батареи. Совмещенная автомобильная и железная дорога. Римляне. Дорожные знаки. Солнечная энергия. Использование солнечных батарей. Архимед. Солнце нагревает атмосферу. Растения. Древние народы. Портативные солнечные зарядные устройства.

«Строение человека» - Органы кровообращения. Урок природоведения. Нервная система. Опорно-двигательная система. Строение кожи. Органы чувств. Человек и его строение. Органы выделения. Органы дыхания. Органы пищеварения.

«Степи» - В степи человек разводит множество животных. Как человек использует степь? От серого обитателя, чащи степной волк отличается поджаростью и более светлой мастью, а обитатель тундры полярный волк побольше своих собратьев. Проект на тему: Степи. Климат в степи зимой. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, иногда возможны даже морозы до?40 °C. Расположение степи.

««Крещение Руси» 4 класс» - Задачи урока. Причины выбора князем Владимиром христианства. Крещение Руси 988 год. В 10 веке государство объединяло в себе много племён. Окончательное решение. Обстоятельства крещения киевлян. Значение крещения Руси. «Корсунская легенда». Принятие христианства. Распространение христианства на Руси. Княгиня Ольга первой из правителей приняла христианство в 955 году. Великий князь Владимир избирает религию.

«Мозг и руки» - Применение. Кисти рук. Пальчиковые игры. Пазлы. Руки помогают нам играть. Ладони. Красивые слова. Несформированность речи. Самомассаж рук. Руки. Проекция кисти рук. Наши первые потешки. Ум ребенка. Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Развитие правильной речи.

Духи предков в Древнем Риме назывались манами — чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии — праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него из всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу.

Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное — помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид, — глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса).

В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны — что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола имеет своего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.

Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.

В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в виде змеи или римским гражданином в тоге, с рогом изобилия.

К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его — ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.

В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества — пенаты. Они опекали кладовую.

Для того чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой — атриумом. В атриуме находился очаг, на нем готовили пищу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.

За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошка хлеба, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. Так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с Вестой.

Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворением семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра — священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум — площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центром стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум Весты, или, как мы сказали бы теперь, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного жреца — Регия, или «царский дворец». Его называли «царским дворцом» потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.

Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две части. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы «святая святых», была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в преддверии, выполненная по образу греческой Гестии.

Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя енвинность и отрекшись от мира.

Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создать собственную семью.

Однако случалось это чрезвычайно редко — по всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. Поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.

Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывая новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.

Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ Весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия в храме — нож, топор — должны были бить бронзовыми, а не железными. Весталки не имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть.

Столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через Форум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обет девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот в восточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы — служители, а также почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок розг) с воткнутыми в них топорами.) Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. Обычно весталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но, разумеется, такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественной жизни.

Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерть преступник, встретив одну из этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.