Почему нельзя хоронить Ленина? Почему нельзя похоронить Ленина? Когда похоронили ленина из мавзолея

Прошло 93 года с момента наступления смертного часа для Владимира Ленина, и в течение всех этих лет его труп находится в Мавзолее в центре России. Почему Ленина не похоронили по сей день? Рассмотрим подробнее этот непростой вопрос.

Как все начиналось

Проблема захоронения вождя пролетариата впервые обсуждалась еще в 1923 году, при жизни Ульянова. Почему Ленина похоронили в Мавзолее?

Сталин на собрании Политбюро сообщил, что Ульянов не в лучшей физической форме. Иосиф Виссарионович поставил вопрос о бальзамировании тела Ленина. Троцкий выступил против этой идеи, связав ее с православными традициями почитать мощи святых угодников. Каменев разделил мнение Троцкого, сказав, что Ленин был бы против любых проявлений «поповства». Бухарин также скептически высказывался о возвеличивании тела вождя, считая, что прах вряд ли может освятить место около Кремля.

Когда Ленин умер, подобные скептические мысли не высказывались вслух. За несколько дней построили деревянный мавзолей, куда и поместили тело Ленина.

Мнение семьи

Супруга Ленина, Надежда Крупская, публично выражала свое несогласие с подобным почитанием вождя. Ее обращение было опубликовано в газете «Правда». Крупская предостерегала от возведения пышных памятников и дворцов для своего умершего мужа, аргументируя это мнение тем, что сам Владимир Ильич не придавал значения подобным вещам при жизни. Надежда никогда не была в Мавзолее и не вспоминала его в своих трудах и статьях. Остальные члены семьи также были против мумификации тела лидера коммунистов.

Некоторые историки свидетельствуют о том, что сам Ленин хотел, чтобы его похоронили на ленинградском Волковском кладбище, где находится могила его матери. Впрочем, никаких документальных подтверждений этому завещанию не осталось.

Бонч-Бруевич говорил, что гораздо позже смерти Ленина взгляды его родственников на форму захоронения вождя претерпели изменения. Идея увековечить облик Владимира Ильича настолько всех захлестнула, что все противоположные мнения были оставлены ради необходимости масс пролетариата.

Послевоенный период

После смерти Сталина был собран съезд коммунистической партии, на котором решили создать единый памятник для всех великих советских людей и там разместить останки Ленина и Сталина. Однако сооружение Пантеона прекратилось с приходом к власти Хрущева и его политикой десталинизации. Хрущев активно выступал против сталинского режима в целом, называя его «ошибкой» правителя. Тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у стены Кремля, где и находится до сих пор.

Перестроечные времена

До периода перестройки вопрос о том, почему Ленина не похоронили, не поднимался. В 1989 году Марк Захаров впервые публично стал говорить о том, что погребение нужно. По его мнению, каждый человек имеет право на предание земле после смерти, и никто не может лишать кого-либо такой возможности. А все прочие явления - это подражание язычеству. В 2011 году Захаров еще раз выразил свое мнение на телеканале «Дождь».

После развала советского государства в обществе вновь зазвучала тема о том, почему Ленина не похоронили. Велись разговоры о том, что нужно тело вождя похоронить под землей. Петербургский мэр Собчак стал активно участвовать в полемике. Он общался с Ельциным и убеждал его захоронить тело пролетарского вождя. Собчак просил Ельцина выпустить указ о погребении, а все остальные хлопоты обещал взять на себя. Он хотел провести пышную церемонию похорон, подчеркивая особое место вождя в истории страны. Но глава государства не давал согласия на захоронение.

Многие политики поддерживали мэра Собчака в идее погребения, но считали, что нужно подождать до того времени, когда не останется ярых коммунистов в стране. Они отвечали Собчаку, что успокоение Ленина будет связано именно с исчезновением заядлых коммунистов.

В 1993 году московский мэр Юрий Лужков обратился к президенту Ельцину в официальном письме, где высказал необходимость реконструкции главной площади страны. Лужков настаивал на погребении Ленина и других личностей, похороненных в Кремле. К сожалению, Ельцин не ответил на обращение Лужкова.

90-е годы

Обсуждаемый вопрос о том, почему Ленина не похоронили, продолжал волновать многие русские умы. В 1994 году демократы во главе с Валерией Новодворской организовали пикет в центре Москвы с лозунгом о необходимости погребения тела вождя коммунистов. Власти разогнали пикет и задержали участников.

В 1999 году Ельцин, подводя итоги своего правления, в интервью газете «Известия» подчеркнул серьезность вопроса о погребении Ленина. Он заверил, что тело будет похоронено, но вот когда это произойдет, неизвестно. Ельцин ответил на вопрос о том, почему Ленин в Мавзолее, а не похоронен, связав подобное обстоятельство с важной ролью этой фигуры в жизни государства в целом. Ельцин также поддержал православного лидера Алексия II в мысли, что не в христианских традициях демонстрировать тело покойного. Президент пообещал вести детальную работу в данном направлении.

Наши дни

В 2000 году активисты партии «Союз правых сил» предложили на основе Мавзолея построить комплекс в честь исторических деятелей и захоронить Ульянова. Членам партии ЛДПР инициатива понравилась, но Госдума не приняла идею к рассмотрению, заявив о ее несвоевременности.

В 2005 году режиссер Михалков после похорон генерала Деникина сказал, что дальнейшим шагом должны быть похороны Ленина. Однако опять же идея не нашла воплощения.

В 2008 году Михаил Горбачев также высказался за идею захоронения Ульянова, однако не настаивал на конкретных сроках.

В 2011 году член Думы Владимир Мединский снова поднял вопрос о том, почему Ленин до сих пор не похоронен. Он высказался о том, что празднование годовщины смерти вождя - это нелепое мероприятие, восходящее к языческим некрофильским традициям. Мединский подчеркнул, что от тела Ленина осталось не более 10%. Мединского поддержал глава ЦИКа Андрей Воробьев, напомнив о православных канонах и человеческих обычаях.

Владимир Путин очень деликатно относится к данной тематике. На вопрос о том, почему до сих пор не похоронят Ленина, он тактично отвечает, что не нужно делать шагов, вызывающих в обществе разделение. Действующий президент большое внимание уделяет консолидации современного российского общества.

Мавзолеи мира

Мавзолеи известны с давних времен и существуют по всему миру. В Турции в IV веке до нашей эры была сооружена первая подобная постройка. Мавзолей стал гробницей карийского правителя Мавзола, прославившегося то ли жестокостью, то ли справедливостью. Усыпальница Мавзола сегодня считается одним из чудес света, правда, от нее остались одни руины.

Известен огромный мавзолей во Вьетнаме, где находится тело коммунистического лидера Хо Ши Мина.

В Китае тело революционера Сунь Ятсена помещено в мавзолей восьмиугольной формы. Усыпальница построена на средства граждан.

В Пекине в 1977 году таким же образом сохранено забальзамированное тело Мао Цзэдуна.

Известны мавзолеи в Иране, Северной Корее, на Кубе. Как видим, московский мавзолей - вовсе не уникальное творение.

Православные каноны

Многие православные граждане, тревожась о том, Ленин почему не похоронен, обосновывают свое мнение православными традициями хоронить тело под землей. Однако историк Владлен Логинов свидетельствует о том, что ремонт Мавзолея был проведен с согласия русской церкви.

Более того, в истории православия имеется немало подобных захоронений. Например, тело хирурга Пирогова после смерти было бальзамировано, положено в усыпальницу, над которой позднее возвели храм.

Православная история знает множество примеров поверхностных захоронений. Эти захоронения расположены в том числе и в храмах. Церковь не отрицает возможность похорон в раках, которые могут помещаться под пол или стоять на полу. Таким образом похоронены многие митрополиты и православные святые.

Кроме рак, использовались также акросолии - ниши в храмовых стенах. Они делались открытыми и закрытыми, в них ставили саркофаги с телами. Такие акросолии есть в Киеве, в Переяславле-Хмельницком, во Владимире, в Суздале.

Православные захоронения выполнялись не только в соборах, но и в особых пещерах. Подобные места сохранились в Киеве, Чернигове, под Псковом.

Афонских монахов до сих пор хоронят без погребения. После упокоения тела кладут под землю, через три года кости выкапывают и переносят в особые помещения, называемые костницами, где и хранят.

Обычаи католичества

Изучая христианские традиции в целом, стоит сказать и о католической церкви, которая также успешно хоронит покойных не только путем погребения. Так похоронены монахи в испанском Эскориале. В нишах собора размещены саркофаги с королевскими останками.

Тело римского папы Иоанна XXIII было бальзамировано и положено в саркофаг, а позднее в прозрачный гроб. Сейчас оно хранится в римском соборе Святого Петра.

Таким образом, обычаи христианства вовсе не предусматривают обязательного погребения тела под землей, практикуются варианты бальзамирования и захоронения на поверхности земли. Так что, поднимая тему о том, почему Ленина не похоронили, а положили в Мавзолей, говорить о кощунстве неуместно. Бальзамировать тело умершего и выставлять на общее обозрение в рамках христианских традиций никак нельзя считать кощунством.

Итак, мы рассмотрели, почему Ленин в Мавзолее до наших дней. В данной теме вопросов больше, чем ответов. Но остается надеяться, что время сможет раскрыть эти исторические тайны.

Когда я в первый раз был в Москве, а точнее - на Красной Площади, случайно услышал занимательный диалог девочки лет десяти и ее мамы. Девочка все никак не могла понять, почему в этом домике, Мавзолее, лежит какой-то дядя Ленин , ведь когда люди умирают, их хоронят . И видно было, что маме самой сложно для себя ответить на вопрос, почему «этот дядя Ленин» лежит в усыпальнице, будто египетский фараон, а не там, где обычно лежат после смерти.

Я попытался разобраться в этом вопрос. И все узнал. Как обычно, все оказалось интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Почему не хоронят Ленина

Для начала некоторые результаты всероссийского опроса 2016 года на эту тему:

  • Не видят ничего плохого в том, что Ленин в Мавзолее 53% россиян.
  • Категорически против захоронения 32%.
  • Захоронить надо, но не сейчас : 24%.

А теперь подробнее. Когда Ленин умер, а это случилось 21 января 1922 года, как обычно в таких случаях, была назначена дата похорон на 27 января. Однако как оказалось, желающих посетить похороны катастрофически много . Со всего мира в Москву начали съезжаться делегации, и поток этот все не заканчивался. Многие желающие проститься с Лениным не успевали приехать в Москву.


А кроме того, один из первых людей страны, Лев Троцкий, тоже не успевал в Москву , будучи на Кавказе. Поэтому в спешном режиме был сооружен временный мавзолей . Планировалось, что до конца января все желающие успеют приехать, простятся с Лениным, после Ильича похоронят. Даже получили согласие на это жены Ленина, Надежды Крупской.

Оказывается, идею не хоронить Ленина , (еще когда сам Ленин был жив, но уже сильно болел) на заседаниях Политбюро в 1923 году потихоньку внедрял в умы руководства большевиков Сталин , видимо, решивший еще тогда создать нечто вроде новой большевистской религии , если это можно так назвать. Об этом позже вспоминал Лев Троцкий.


Ну и плюс к этому, ряд ученых, которые в то время осуществляли бальзамирование тела Ленина и контроль над ним, верили в возможность науки в будущем оживлять умерших людей , при условии сохранения умершего тела. Вот так и получилось, что был создан Мавзолей, и забальзамированный Ленин оказался там.

Ну а в наше время вопрос о его похоронах вообще усложнился. В России очень много людей голосуют за коммунистов, около 20% россиян . И они, в большинстве своем, категорически против захоронения Ленина. Реальная попытка захоронить его может привести к серьезным социальным волнениям.

В.И. Ленин ушёл от нас 21 января 1924 года. Но до сих пор не утихают скорби российских политических и всяких разных деятелей о теле основателя нынешнего Российского государства, принявшего юридическое преемство у СССР: вот, мол, давайте захороним его, как говорится, "по человечески" - вот скупая мужская слеза министра культуры Мединского:

«Я как считал, так и считаю, что тело должно быть предано земле. Я соблюл бы все необходимые ритуалы. Поскольку это высшее должностное лицо, если такое решение будет принято, захоронение должно быть произведено со всеми подобающими государственными ритуалами, почетом, воинским салютом, на достойном месте»

Вот и религиозное обоснование , от него же:
"«Это какая нелепая, языческо-некрофильски миссия у нас на Красной площади», — считает Мединский."

Вот попечения Виталия Третьякова (2005 г.)
"Во-первых, ненормально, что тело Ленина не предано после смерти земле, как полагается по русской и православной традиции. "

Вот, поникнувшись этой болью, русские националисты создали оргкомитет «За вынос Ленина!»

Дошло и до либералов - И. Бегтин, член «Комитета гражданских инициатив» А. Кудрина, выступил с инициативой «Вынести Ленина из Мавзолея и похоронить». В данном кудринском «Комитете» — весь «цвет» оранжевого антисоветизма: от Н. Сванидзе и Е. Ясина до И. Юргенса и Е. Гонтмахера и от Д. Орешкина и Л. Гозмана до губернатора Кировской области Н. Белых.

И либералы и т.н. "консерваторы"-антисоветчики фундаметом своих радений заявляют необходимость похоронить де Ленина "по-человечески".
Оказывается, они могут спать спокойно - худшие их опасения неоправданы, чему свидетельство данный справочный материал. Который и предоставлен ниже .

По материалу секретаря ЦК КПРФ С.П.Обухова

Ложь первая.

Основной пропагандистский удар концентрируется на внушении общественному мнению идеи захоронения Ленина. И здесь подлый расчет очевиден - какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего ? Хотя в случае с Лениным речь идет о перезахоронении.

Казалось, очевидная для всех вещь - Ленин захоронен. Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.

Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.

И форму захоронения определил высший орган власти страны — II Всесоюзный съезд Советов - в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская.

Даже рассматривая захоронение В.И.Ленина с позиций современного законодательства, а оно учитывает и существующие православные культурные традиции русского народа, следует признать склеп и Мавзолей над ним полностью соответствующими современным законам Российской Федерации. Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». А тело Ленина, напомним еще раз, захороненное в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю).

Подмену понятий «захоронение» и «перезахоронение» в массированном информационном потоке обычному гражданину заметить трудно: ведь очень высок уровень режиссуры - все государственные СМИ, включая телевидение, даже «независимые» информагентства и либеральные оппозиционные издания пишут только о «захоронении», тщательно скрывая подмену понятий.

Политическим инициаторам перезахоронения очень не выгодно предстоять перед лицом общественности в обличье гробокопателей. Отсюда и ложь о необходимости захоронения, которой нет.

Ложь вторая.

"Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле."
Напомним митр. Иллариону (Алфееву) и Мединскому публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой : «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону» .

Ольга Дмитриевна не раз уже давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции.

На счет того, что тело не предано земле, ответ дан уже исходя из положений ФЗ «О погребении и похоронном деле»: захоронение в склепе и есть форма захоронения в земле.

А теперь по поводу обозрения захороненного тела. Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей в странах с сильной христианской культурной традицией?

Самый известный пример захоронение в открытом для обозрения саркофаге великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей.


Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».


А вот выдержка из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран — видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».

Чем в данном случае решение государственного органа Российской Империи, которым был Святейший Синод , разрешивший «лицезреть светлый облик» усопшего ученого Пирогова его ученикам и почитателям, отличается от такого же решения высшего органа государственной власти в лице Съезда Советов и ЦИК СССР? Ничем? Тогда почему по первому поводу все спокойно, а по второму стоит вселенский гвалт?

Как видим, в случае с шумом вокруг формы захоронения Ленина на лицо политическое лукавство, прикрытое некоторыми псевдорелигиозными заклинаниями.

никто ни в случае с Пироговым, ни тем более в случае с Лениным не ставит вопрос о копировании практики отношения к мощам святых, канонизированных Церковью. Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит. К забальзамированным телам усопших великих людей никто не прикладывается. Всем понятно, что их нетленность - это признание их заслуг перед людьми (государством, обществом, различными сообществами и т.п.). Всего лишь граждане, которые почитают столь великих государственного и научного деятелей, заходя в склеп, получают возможность «лицезреть светлый облик».

Кстати, в такой яро католической стране сходный подход был при погребении «начальника государства», отца-основателя Второй Речи Посполитой маршала Пилсудского , у которого отношения с официальной церковью были так же далеко не безоблачными

. Он из католичества переходил в протестантство, затем опять в католичество. Да и майский переворот 1926 года, устроенный основателем государства был весьма кровавым. Да и в создании концлагерей Пилсудский очень хорошо отличился. Но… основатель государства. Хотя католическая церковь даже занималась после захоронения перетаскиванием его останков по вавельским склепам, чем был спровоцирован конфликт епископата с президентом Мостицким.

Напомним, Пилсудский был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу. Но бальзамирование оказалось малоэффективным. В итоге было оставлено только небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто.

Ложь третья.

Продолжают предприниматься попытки внушить обществу, что

"нужно выполнить последнюю волю Ленина" , якобы " завещавшего похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище " в Ленинграде. Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР, транслировавшемся в прямом эфире, некто Карякин. Затем небылицу подхватил некий Анатолий Собчак .

Из заявлений Ольги Дмитриевны Ульяновой однозначно ясно:
«Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте — в 53 года, и естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу — как строить совершенное государство».

Ученый и публицист А.С.Абрамов , Председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина приводил не раз в СМИ ответ РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина.

В официальном ответе президенту Ельцину сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище» .

Прав А.С.Абрамов, утверждающий, что даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.



Ложь четвертая.

"Нужно убрать Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище." Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна. Территория Собора Василия Блаженного или «Собор Покрова, что на рву» — это тоже древнейшее кладбище.

Красная площадь в нынешнем виде - это сформированное в РСФСР и СССР место власти. Здесь сосредоточие символов всех исторических эпох - от Московской Руси (роль места власти здесь играло Лобное место) до СССР (государственная трибуна и захоронения отца-основателя нынешней Российской Федерации и героев советской эпохи). И нынешние правители Российской Федерации, организуя парады в честь Дня победы СССР во второй мировой войне, де-факто признают этот высочайший статус Красной площади.

* * *
Где еще аналогичным образом чтят народы своих великих государственных деятелей


Захоронения московских государей в Архангельском соборе Кремля


Так первоначально выглядела гробница Козьмы Минина в Нижнем Новгороде


Гробница императора Наполеона в республиканской Франции


Пантеон в Риме. Начиная с эпохи Возрождения его использовали как гробницу. Среди тех, кто был захоронен тут, такие великие люди, как Рафаэль и Карраччи, композитор Корелли, архитектор Перуцци и два короля Италии — Виктор Эммануэль II и Умберто I

Нью-Йорк. США. Триумф Севера над Югом. Мавзолей американского президента Улисса Гранта (1897 г.) в манхеттенском парке Риверсайд. Фотография времён Первой мировой войны: мимо мавзолея Гранта проплывают военные корабли.

Мавзолей отца-основателя современной Турецкой Республики Ататюрка
* * *

Оригинал взят у

20 апреля стало известно, что депутаты от ЛДПР и «Единой России» (позже отозвали свои подписи) готовятся внести в Госдуму законопроект о захоронении тела лидера Советской России Владимира Ленина. Споры по этому вопросу продолжаются долгие годы, с момента его смерти. Как и кто предлагал захоронить тело Ленина и почему этого до сих пор не произошло - в обзоре РБК

Двойник Владимира Ленина у Мавзолея (Фото: Антон Тушин / ТАСС)

Начало

Впервые вопрос о возможном месте захоронения тела Ленина был поднят осенью 1923 года. Сталин созвал заседание Политбюро, на котором объявил, что здоровье Ленина значительно ухудшилось. Намекая на письма «некоторых товарищей из провинции», Сталин предложил после смерти Ленина забальзамировать тело. Это предложение возмутило Троцкого: «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами». Каменев поддержал Троцкого и заметил, что «…эта затея — не что иное, как самое настоящее поповство, сам Ленин осудил бы ее и отверг». Бухарин был солидарен с мнением Каменева: «Хотят возвеличить физический прах... Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены, как бы прибавит святости, особого значения всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!»

После смерти Ленина, однако, никто из них не высказывал эти мысли публично. Первый временный деревянный Мавзолей был построен ко дню похорон Ленина (27 января 1924 года) буквально за несколько дней. Там и было помещено тело Ленина.


Фото: Валентин Мастюков / ТАСС

Единственная, кто выразил протест, его жена, Надежда Крупская. 29 января 1924 года в газета «Правда» были опубликованы ее слова: «Товарищи рабочие и крестьяне! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Впоследствии Крупская никогда не посещала Мавзолей, не выступала с его трибуны и не упоминала его в своих статьях и книгах.

После войны

5 марта 1953 года умер Сталин. Собравшийся в этот же день съезд ЦК КПСС принял постановление о создании «Пантеона — памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда предлагалось поместить останки и Ленина, и Сталина. Однако в связи с начатой Хрущевым политикой десталинизации эта инициатива не была реализована. В дальнейшем тело Сталина вынесли из Мавзолея и похоронили у кремлевской стены, а тело Ленина осталось там.

Министр культуры Владимир Мединский в очередной раз поднял вопрос о захоронении трупа Ленина. «Я как считал, так и считаю, что тело должно быть предано земле. Я соблюл бы все необходимые ритуалы. Поскольку это высшее должностное лицо, если такое решение будет принято, захоронение должно быть произведено со всеми подобающими государственными ритуалами, почетом, воинским салютом, на достойном месте», - передает слова Мединского Regions.ru .

По словам министра, решение о захоронении до сих пор не принималось потому, что на выборах это наверняка убавило бы голоса для власти. «Добавит это немного, а убавит электората точно много», - считает Мединский. По его мнению, в случае захоронения тела Ленина Мавзолей должен остаться частью ансамбля Красной площади. «Его надо оставить. Возможно, сделать открытый музей советской истории — это был бы очень посещаемый музей с дорогими билетами», - сказал министр.

В.Мединский, напоминает издание, не впервые затрагивает эту тему: в январе 2011-го, накануне годовщины смерти Ленина, еще будучи депутатом Госдумы, он сказал: «Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. (…) Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники - сестра, брат и мать были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Нечто не получилось. С этим извращением необходимо заканчивать».

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: Почему вопрос о захоронении Ленина постоянно обсуждается, но не решается?

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил эпизод из Ветхого завета: «На закате Иерусалимского царства один из царей позволил во внутреннем дворе Иерусалимского храма поставить языческие статуи, идолы. И за это Иерусалимское государство было захвачено завоевателями и разорено. Так пишет священная история. Что такое Красная площадь? Это внутренний двор, святилище под открытым небом. Лобное место - это алтарь, раньше большие скопления людей стояли там на Пасху и молились. И то, что сейчас для людей, одержимых борьбой с Церковью, принципиален вопрос оставления этого языческого по сути капища в виде Мавзолея, где лежит мумия Ленина, это искажение сакрального пространства святой Руси и Москвы как центра святой Руси. Для верующих это тоже принципиальный вопрос: восстановить то самое сакральное пространство в центре Москвы. Но не ценой скандалов, провокаций и дестабилизации общества. Это должен быть всеобщий акт примирения».

«Я как православный выступаю "за" захоронение Ленина, но и знаю, насколько мы далеки от этого момента. Если общество созреет, то и произойдет так, как мы хотим. Поэтому я с Мединским согласен: думаю, он достаточно мудр, чтобы добиваться захоронения не любой ценой и не большевистскими методами, поскольку сейчас у нас очень нестабильная и тревожная обстановка, идут настойчивые попытки организовать беспорядки и реализовать "оранжевый" сценарий - в этих условиях не надо подкидывать поводы скандалить», - считает священник.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что все дело в психологии чиновников - «как бы чего не вышло», и их желания «усидеть на нескольких стульях». «Они себя так двойственно ведут, например, и по вопросу о строительстве новых храмов. Они вроде бы не против, но почему-то ничего не хотят делать. Высшие ценности их на самом деле не интересуют, только место, ради которого они и маму с папой продадут. Сама же эта мумия дорога только выжившим из ума престарелым коммунистам - им уже ничего не объяснишь. Но это абсолютное меньшинство. А почему эту гадость мы все должны терпеть? Никаких перемен к лучшему у нас не будет, пока мы не откажемся от имен воров и убийц на наших улицах и не выбросим эту мумию. Ее не хоронить надо, а выстрелить ею из пушки. Если она кому нужна, пусть забирают. Пусть Г.А.Зюганов ее у себя в квартире хранит», - считает о.Сергий.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, считает, что «когда неразложившееся тело палача и губителя России лежит на почетном месте - это оскверняет не только Красную площадь, но и является продолжением оскорбления всего русского народа и православного сообщества». «Нет здесь никакой связи с электоратом, да и ближайшие выборы только через 6 лет», - заметил он. «Конечно, во многом этот вопрос предпочитают не трогать, чтобы сохранить голоса пожилых людей. Но, думаю, главная проблема в полном релятивизме и идейной дезориентации наших властей, которые добро не могут назвать добром, а зло - злом, а также ориентируются на продажные мнимые западные ценности», - считает пастырь.

«Нужна внятная и четкая позиция о добре и зле, которая бы честно и объективно вещалась бы со стороны власти. Но торжество зла пока продолжается, а природа не терпит пустоты, в том числе и природа общественного сознания. Насколько будет плодотворно заявление нынешнего новоназначенного министра, сказать трудно, т.к. не видны изменения в идеологической политике наших властей, но мы молимся, чтобы это состояние не затянулось, иначе последствия могут быть трагическими», - заключил отец Лука.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г.Жуковского Московской области, считает, что «не нам, конечно, судить о степени греховности Ленина, но тот факт, что его тело так много лет выставлено на всеобщее обозрение, наводит на мысль, что грехи его были таковы, что тело все никак не может быть похоронено по-человечески. Столько лет маяться! Есть, видимо, за что». «Мне кажется, что и для самих коммунистов культ Ленина и мавзолея давно уже не актуален. Не хочется предлагать перечитывать Пелевина, но это действительно загадка, почему до сих пор так? Было бы смешно, если бы не было на самом деле так грустно», - заключил он.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «вопрос о присутствии на Красной площади тела Ленина и мавзолея - в каком-то смысле религиозный»: «Ведь очевидно, что в советское время его тело являлось объектом поклонения и почитания. Это символ определенной идеологии. И вот такой очевидно религиозный символ атеистической эпохи, коммунистическая "святыня", по-прежнему украшает главную площадь нашей страны и многими рассматривается как неотъемлемая часть нашей современной жизни. Это неправильно и недопустимо даже с точки зрения современного либерально-демократического общества: явный атрибут языческого религиозного культа делается частью нашей жизни. Поэтому, безусловно, тело Ленина должно быть предано земле. Нужно прекратить его видимое почитание в современном обществе».

«Что же касается мавзолея, то это архитектурный памятник своей эпохи, связанный с именем Щусева. Рушить его не надо, но ничто не мешает его перенесению в другое место - за черту города или на окраину. Более того, надо восстановить и исторический облик Кремля. Это, в частности, восстановление орлов на башнях. Боязнь окончательно решить этот вопрос связана, очевидно, с таким нездоровым консерватизмом нашего общества, который, скорее, отражает наше малодушие, а не верность традиции», - полагает священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, считает, что «все-таки у нас еще немало людей, сохраняющих коммунистические убеждения». «Это, конечно, уже люди в основном пожилые, - им, по крайней мере, уже за 50, - продолжил он. - Но для них какие-либо процедуры с телом Ленина и мавзолеем будут казаться кощунственными, почти святотатством, нападением на самое дорогое, что у них осталось. Поэтому сейчас это делать, видимо, нецелесообразно. Спустя определенное время, конечно, нужно будет захоронить».

«Что касается мавзолея, не думаю, что он представляет какую-то культурную ценность. Что делать с этим зданием, пусть решают наши потомки. Когда они разберутся с захоронением, тогда решат, что делать и с мавзолеем. Может быть, его стоит оставить в напоминание о кровавой диктатуре, чтобы этого больше никогда не повторялось», - заключил отец Тихон.