Ресурсный метод ценообразования в строительстве. Ресурсный метод ценообразования: шабашить или вообще уходить с рынка. Применение конкурсной формы выбора подрядчика

Организаторами круглого стола выступили Российский союз строителей, Комитет по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций, АО «Центр методологи нормирования и стандартизации в строительстве», Союз проектировщиков России, Национальное объединение участников строительной индустрии, Российский союз сельских строителей и Московский государственный строительный университет.

В зале собрались более 100 заинтересованных слушателей, вел круглый стол вице-президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Герасимов.

С приветственным словом от четырех крупнейших общественных организаций строительной отрасли - Союза проектировщиков России, Союза сельских строителей, комитета по строительству ТПП РФ - выступил президент СПР Виктор Новоселов. Он подчеркнул, что тема реформы ценообразования в строительстве - одна из важнейших для российской экономики, а проектировщики - заинтересованные потребители этой новой системы.

Обновленная система ценообразования необходима для доказывания стоимости проекта при проведении экспертизы, а также для заключения о правильности сметной стоимости строительства. Кроме того, стоимость - это одна из составляющих системы информационного моделирования зданий, и если она посчитана неверно, может быть загублен весь проект. Однако в нынешнем виде реформа системы ценообразования и ее главная составляющая - ФГИС ЦС - не выдерживают никакой критики. Минстрою России и Главгосэкспертизе нужно еще работать и работать, в том числе, с привлечением профессионального сообщества, чтобы эта система стала необходимым и эффективным инструментом формирования сметной стоимости строительства.

ФГИС ЦС - может, сначала на регионах потренироваться?
Президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Лощенко остановился на главных проблемах при переходе к ресурсному методу ценообразования в строительстве. Он уверен, что поскольку правительство России отсрочило внедрение ресурсного метода до 2019 года, это время нужно использовать для интенсивной работы над системой и устранять все узкие места. По его мнению, необходимо обеспечить нормативную базу этой реформы, а также разработать с привлечением всех заинтересованных сторон «дорожную карту», где подробно расписать все этапы перехода с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования.

Сейчас же информационная система ФГИС ЦС вызывает очень много вопросов профсообщества - от сметчиков до производителей стройматериалов, и оно вправе ожидать от Главгосэкспертизы учета всех пожеланий, в том числе, и от смежных отраслей. Сама по себе система очень громоздкая, только основных наименований стройматериалов она будет содержать более 60 тысяч, при этом информация должна будет постоянно меняться, и нет никакой гарантии, что структуры, обслуживающие эту систему, будут успевать отследить изменения.

Поэтому есть предложение создать сначала региональные информационные системы ценообразования, которые достоверно учтут продукцию, производимую в регионе, а также привозные стройматериалы, а затем интегрировать все эти системы в одну федеральную. Это особенно важно для тех регионов, где производство своих стройматериалов весьма небольшое, а большинство приходится завозить, причем издалека. Как в этой ситуации можно посчитать усредненную стоимость перевозки?

Кроме того, ФГИС ЦС не предусматривает индексации зарплат работников с учетом инфляции, а это делает невозможным, исходя из расценок, привлечь на стройку квалифицированных специалистов. Какое уж тут качество строительства?

И еще один момент, который, по мнению А.Лощенко, способен серьезно повлиять на достоверность расчетов сметной стоимости здания: сейчас нигде не рассчитывается жизненный цикл здания, что гораздо важнее, нежели просто расчет стоимости проектирования и строительства. Потому что в том же многоэтажном доме с монолитным каркасом, который простоит 100 лет, навесные фасады, исходя из нормативов на теплоизоляционные материалы, нужно будет поменять 6-7 раз, лифты - 4 раза, трубы - 4-5 раз. Но такие ремонтные работы нигде не учитываются и в стоимость здания не закладываются. А это, в свою очередь, провоцирует проектировщика и строителя использовать дешевые материалы, потому что никто из них не будет отвечать за дальнейшую жизнь объекта.

Что делать, если делать по закону?
Ведущий специалист АО «ЦНС» Светлана Моргун подробно остановилась на изменениях в нормативно-правовом регулировании ценообразования и сметного нормирования при переходе на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. Основа функционирования системы ценообразования в строительстве - Градостроительный кодекс, Закон об инвестиционной деятельности, а также постановления правительства Российской Федерации и нормативные акты Минстроя России. При введении ресурсного метода необходимо взаимодействие нескольких министерств и ведомств, что и было прописано в постановлениях правительства в 2016 году: к формированию ФГИС ЦС и мониторингу цен строительных ресурсов подключались Минсвязи России, ФСБ и еще ряд ведомств. Введение ФГИС ЦС заставляет бизнес показать стоимость своих услуг, но далеко не всегда его представители готовы это делать. В целом же для расчета стоимости, например, грузоперевозок в системе присутствуют десятки показателей, и поэтому нет понимания, как оформить расчет этой стоимости.

Кроме того, задачи, которые ставятся перед строительной отраслью, постоянно меняются и усложняются. Президент Путин в своем указе от 07 мая 2018 года № 204 дал установку строить 120 млн кв. м жилья в год и улучшать ежегодно жилищные условия для 5 млн семей. Без модернизации строительной отрасли сделать это невозможно, а сама эта модернизация должна быть направлена на развитие индустриального домостроения. Все эти новации также должны найти отражение в системе ценообразования в строительстве, поскольку указ президента предполагает большое количество новых технологий работ и, соответственно, новых сметных нормативов.

Также необходимо как можно быстрее установить порядок вывода устаревших технологий и материалов из системы ценообразования и ввод в нее инновационных решений. Нужны нормативы на содержание и ликвидацию зданий и сооружений. При этом в России практически нет профессиональных нормировщиков - осталось 3-4 организации, которые могут реально создать необходимые сметные нормативы, поскольку эта профессия была уничтожена как класс. А в целом для успешного формирования и развития реформы ценообразования должна быть система мотивации и ответственности и для бизнеса, и для органов власти.

Много вопросов и реплик вызвало выступление руководителя рабочей группы при Минстрое России по определению сметной стоимости материальных ресурсов, генерального директора аудиторской компании Ольги Гаращенко . Темой своего выступления она взяла один из узких моментов ФГИС ЦС - учет цены материалов от производителя.
При Минстрой России созданы рабочие группы по различным направлениям, мнение профессионального сообщества услышали. Идут горячие дискуссии по поводу учета во ФГИС вознаграждения дилеров, прорабатываются различные варианты. Далеко не всегда завод, скажем, по производству сухих смесей, готов самостоятельно торговать своей продукцией, поэтому нужно подумать, как же внести во ФГИС ЦС цену от производителя, но с учетом услуг дилеров и торговых домов?

Государство хочет реформу, и оно ее получит
От имени Минстроя и государства на все вопросы отвечал начальник управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрей Савенков , который напомнил, что есть поручения президента и правительства России о переходе на ресурсный метод ценообразования, и их нужно исполнять. Более того, в 2016 году вице-премьер Дмитрий Козак подписал «дорожную карту», в которой было подробно прописано, как должна идти реформа ценообразования, в том числе, указаны все нормативные акты, которые должны быть разработаны и утверждены.
Сейчас большинство законов и подзаконных актов уже действуют, с регионами, госкомпаниями и заинтересованными министерствами были подписаны «дорожные карты» по объединению усилий в создании сметных нормативов и ФГИС ЦС. Конечно, здесь необходима дискуссия, и она идет на площадке Главгосэкспертизы с рабочими группами, в которых участвуют представители профсообщества.

Постепенно формируется нормативная база ценообразования в строительстве, введены основные понятия - сметные нормы, сметные нормативы, которые обязательны для бюджетных строек и строек компаний с госучастием. Кроме того, были актуализированы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) - в целом более 40 тысяч нормативов, причем добавлено много новых. Созданы классификаторы строительных ресурсов, утвержден план разработки 1200 сметных нормативов (часть будет разрабатываться за счет правительства Москвы, часть - за счет Главгосэкспертизы). Разработка новых сметных норм идет постоянно, очень многие из них разрабатываются на основе инициативы компаний и органов власти регионов.

Что касается непосредственно ФГИС ЦС, к которой существует много нареканий, то эта информационная система - живой организм, который будет развиваться и модернизироваться, в ней будут появляться новые документы и нормативы, и они будут доступны всем. Именно поэтому, по мнению А.Савенкова, ГИС не должны быть региональными, система изначально должна быть глобальной. А для того, чтобы региональные власти могли контролировать своих производителей, вводятся личные кабинеты для регионов, которые становятся участниками мониторинга и отвечают за формирование системы в рамках своего региона.

Кроме того, в ближайшее время будет создан реестр недобросовестных производителей стройматериалов, которые впоследствии будут исключаться из системы госзакупок.

О многострадальном классификаторе замолвили слово…
Директор НИИ стратегического планирования МГСУ Дмитрий Семернин рассказал о формировании и ведении классификатора строительных ресурсов. По его словам, ресурсный метод повысит достоверность определения цены.
Классификатор строительных ресурсов - основа ФГИС ЦС, и по сути это каталог наименований ресурсов, который формируется приказами Минстроя России и служит исключительно целям ценообразования в строительстве.

Классификатор разделяется на материалы, техническое оборудование и машины и механизмы. Классификатор связан с ГЭСНами, потому что в них указаны материалы, и аналогичные материалы в группе, которые не влияют на изменение технологии, могут быть использованы в одной ГЭСН - такова связь классификатора и сметных нормативов. Для использования материально-технического ресурса в смете, он должен появиться в двух местах - сначала в классификаторе, а потом в ГЭСН. Если этой связи нет, материал бессмысленно вставлять в классификатор.

Без классификатора ресурсов не может быть мониторинга, потому что классификация не должна противоречить здравому смыслу и логике и должна быть удобна для пользователя.

Последняя версия классификатора, созданная после многочисленных замечаний к первому варианту, содержит 108 тысяч позиций, из них 89 тысяч - это строительные материалы. Материалы классифицируются по составу и по назначению, например, тяжелые бетоны для гидротехнического строительства. С оборудованием тоже все непросто, потому что много зарубежного оборудования, и на него мало нормативно-технической документации. Что касается машин и механизмов - старая методика определения машино/часа в новой системе бессмысленна, потому что нужно внести больше 30 показателей в расчет, а вся стройка пользуется арендованной техникой.

«Мы разрабатываем классификатор, стараясь описать жизнь, а не создавать сначала систему, а потом в нее подгонять рынок», - так определил суть своей работы Дмитрий Семернин.

В ходе круглого стола также прозвучало выступление председателя комитета по техническому регулированию ТПП РФ Сергея Пугачева , в котором он напомнил, что в России до сих пор нет технического регламента о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций, поэтому множатся предложения о включении некоторых наименований стройматериалов в постановление правительства России об обязательной сертификации и декларировании соответствия. Сначала это был цемент, а теперь радиаторы, сухие смеси, теплоизоляция - все включается, а еще выстроилась целая очередь из тех, кто хочет туда попасть. Но это неправильный путь, и об этом в своем письме президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин написал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там же он указал, что необходимо вернуться к разработке и принятию технического регламента о безопасности строительных материалов, для того, чтобы защитить российских производителей. А сейчас на рынке от 30 до 50% контрафактной продукции.

Также С.Пугачев говорил о необходимости учета в классификаторе строительных ресурсов требований международных стандартов и договоров, о развитии института управления стоимостью жизненного цикла объекта, необходимости уточнения термина "устаревшие технологии" в приказе Минстроя № 710/пр и массовом использовании типовых технологических карт.

Елена Шинкоренко

Ценообразованием является процесс выбора окончательной стоимости на товар или услугу. В целом система ценообразования в строительстве классифицируется по:

  • числу элементов цен, в которое входят прямые затраты, плановые накопления и накладные расходы
  • структуре цен, которая определяется по прибыли и издержкам
  • области применения цен, непосредственно в строительстве, в строительной индустрии.

Элементы цены

К элементам цены относят три составляющие: плановую прибыль, накладные расходы и прямые затраты.

Прямые затраты

Прямые затраты прямо связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ и складываются из следующих составляющих:

  • Стоимость строительных материалов и других необходимых материальных ресурсов.
  • Оплата труда рабочих.
  • Эксплуатационные расходы, связанные с использованием техники, в том числе оплата труда машинистов или водителей. Также этот вид расходов включает затраты на транспортировку, погрузку и разгрузку, монтаж и демонтаж строительной техники, а также расходы на ее перемещение в границах строительной площадки.
  • Прочие прямые затраты — транспортировка лишнего грунта при разработке фундаментов, вывоз строительного мусора и естественных загрязнителей.

Накладные расходы

Накладными называют расходы, которые, как правило, не связаны со строительными работами, они направлены на организацию общих условий производства, ее управление и обслуживание. В накладные расходы включены:

  • расходы на содержание административно-управленческого и инженерно-технического персонала,
  • содержание ремонтных и складских зданий

Сметная прибыль

Под сметной прибылью понимается планируемая прибыль строительной организации, которая закладывается в стоимость объекта ещё при его проектировании. Сметная прибыль является источником пополнения фондов организации, источником модернизации собственных оборотных средств, а также источником финансирования собственных капитальных вложений.

Отметим, что сметная прибыль (накладные расходы в том числе) может быть нормативной или договорной. Нормативное значение, обычно определяется заказчиком или инвестором. На практике же прибыль составляет 7-8 процентов от прямых затрат и накладных расходов, а накладные расходы в свою очередь - 15-25 процентов от прямых затрат.

Механизм ценообразования

Механизм ценообразования в строительстве имеет свои определенные особенности, поскольку строительные объекты в подавляющем большинстве случаев различаются по габаритам, общей площади, этажности, используемым материалам конструктивных элементов. Даже возведение объектов по типовым проектам не может иметь одинаковую стоимость из-за расположения строительных площадок и местных условий, то есть каждый объект имеет свою конкретную цену.

Необходимость оценки стоимости того или иного объекта возникает уже на первоначальном этапе строительства. Однако на данном этапе определяется только приблизительная стоимость, а по мере проведения исследований и накопления сведений появляются дополнительные возможности для более точного расчета сметной стоимости сооружения объекта.

Как вы уже поняли, стоимость строительства, в основном рассчитывается индивидуально согласно сметной документации, где прописаны объемы работ, расценки на отдельные виды работ, технологии и методы строительства. Для оценки стоимости также имеется специальная система ценообразования, которая включена отдельной частью в состав общегосударственных нормативов Строительных норм и правил (СНиП), часть IV-2001 «Сметные нормы и правила».

В соответствии с расчетами, утвержденными сметной документацией и учитывая принципы формирования цен в строительстве производится определение балансовой стоимости объекта, а также рассчитываются его технико-экономические показатели и принимается решение о целесообразности строительства.

Принципы образования цен в строительной отрасли

Принципы ценообразования в строительстве основываются на себестоимости продукции, ценах конкурентов на аналогичную продукцию, соотношении рыночных предложения и спроса и определяются четырьмя основными правилами:

  • Реальное соотношение предложения и спроса

Формирование цены происходит с учетом реальной стоимости расходных материалов, необходимых для создания конечного продукта, под влиянием здоровой конкуренции и с учетом действительного положения на рынке. Этот принцип не действует в условиях государственных заказов, так как цена в этом случае должна быть обоснованной и не может быть свободной.

  • Равноправие сторон договора подряда

Основой метода служит утверждение, что стороны договора подряда, заказчик и подрядчик, являются полностью равноправными партнерами, которые могут самостоятельно и независимо определять как метод составления сметной документации, так и вид используемой сметно-нормативной базы. Выбранная методика затем должна быть ими совместно согласована. Также возможно заключение и единого проектно-строительного договора.

  • Использование системы сметных нормативов

Сметно-нормативный метод заключается в определении нормативной потребности в ресурсах, которые должны быть затрачены в цикле производства конечной продукции (трудозатраты, расход материалов, амортизация техники и т.д.), и их фактически необходимом объеме. Итоговая стоимость всего строительства объекта в этом случае определяется на основании нормативных цен или их рыночной стоимости. Именно на этом подходе базируется определение стоимости государственных заказов.

При применении сметно-нормативного метода возможно использование двух подходов:

    • Элементный подход — используются элементные сметные нормы, которые суммируются с добавлением накладных расходов, сметной прибыли и прочих расходов.
    • Укрупненный подход — не учитывает отдельных элементных расходов, и цена продукции рассчитывается на основе укрупненных сметных норм.
  • Применение конкурсной формы выбора подрядчика

Данный подход характеризуется проведением подрядных торгов — конкурсов на размещение заданий на выполнение необходимых видов СМР. Торги представляют собой основу для формирования цены на продукцию строительных организаций. Этот подход наиболее оптимален при выборе объекта инвестиционных вложений, так как соревновательные предложения компаний-претендентов на выполнение строительных видов работ обеспечивают закономерное снижение их стоимости и уменьшение времени строительства.

Методы образования цены в строительстве

Для определения стоимости строительства выделяют следующие методы ценообразования в строительстве:

  • Ресурсный метод

Суть метода заключается в суммировании элементов затрат и осуществляется в текущих ценах на ресурсы и работы, необходимые для реализации проекта строительства. Для итоговой оценки стоимости суммируют предполагаемые затраты на материалы, изделия, конструкции, стоимость их оптимальной доставки на место строительства, расход электроэнергии и других энергоносителей, расходы по эксплуатации техники, трудозатраты. Все виды затрат берутся из проектной документации или нормативных источников. Главные недостаток этого метода — трудоемкость расчетов и проблематичность обоснования принятых к расчету текущих цен.

  • Ресурсно-индексный метод

Применение этого метода базируется на сочетании ресурсного метода и системы индексов на применяемые ресурсы (системы поправочных коэффициентов).

Индексы пересчета - это коэффициенты перехода от базовой стоимости к стоимости на текущую дату.

Механизм индексирования цен широко используется во всем мире, т. к. позволяет достаточно просто решать проблему ценообразования в условиях инфляции.

Для определения величины прямых затрат при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов в сметах выделяют следующие показатели:

    • Трудозатраты (человеко-часы);
    • Время работы строительных машин (машино-часы);
    • Расход необходимых ресурсов, таких как материалы, конструкции, детали (в метрических единицах).
  • Базисно-индексный метод

Этот метод определения итоговой стоимости всего строительства основывается на применении системы текущих и прогнозируемых индексов относительно стоимости, рассчитанной в базисном уровне цен. Другими словами, стоимость требуемых работ и затрат, определенная на базисном уровне, умножается на коэффициенты пересчета.

Базисный уровень цен - это уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.

Коэффициенты пересчета применяются:

    • На всю смету по итоговой строке — сумму полученных прямых затрат умножают на коэффициент пересчета.
    • На разделы сметы без итогового суммирования — коэффициенты пересчета зависят от назначения раздела сметы.
    • К каждой отдельной расценке — умножение прямых затрат на коэффициент по каждой позиции сметы.
    • К отдельным элементам расценки — применение коэффициента к каждому элементу прямых затрат для дальнейшего определения прямых затрат целиком.
  • Базисно-компенсационный метод

Стоимость строительства при использовании этого метода формируется на основании фактических расходов и может быть окончательно рассчитана только поле завершения всех строительных и сопутствующих работ (при сдаче объекта). Расчет выполняется в два этапа:

    • Стадия проектирования и подготовки документации — расчет в базисном уровне с одновременным прогнозированием инфляционного удорожания цен. То есть выполняется ориентировочный расчет дополнительно требующихся при строительстве затрат.
    • Стадия строительства — выполнение реального расчета дополнительных расходов при приобретении материалов, работ или услуг относительно рассчитанных на стадии проектирования.

Окончательная стоимость строительства при использовании базисно-компенсационного метода определяется как сумма базисных показателей и дополнительных, полученных в ходе выполнения работ.

  • Метод использования банка данных о полной стоимости уже построенных или еще только запроектированных аналогичных объектов.

При использовании этого метода используются данные о стоимости аналогичных объектов, откорректированные при помощи коэффициента удорожания.

Выбор метода определяется на предпроектной стадии совместно заказчиком и исполнителем или только заказчиком. Особое внимание стоит уделить точности оценки, ведь погрешности могут повлиять не только на стоимость всего строительства, но и на принятие решения о его целесообразности.

Правительством РФ в 2016 году запущена «Реформа ценообразования в строительстве». Регламентируется она двумя основными законами:

  • Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"»
  • Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Само название «Реформа» уже говорит само за себя: реформа – это всегда достаточно глобальные преобразования и изменения в какой-либо сфере. В данном случае - в сфере сметного ценообразования. И хотя на сегодняшний день масштабные изменения еще не вступили в силу, сметчики работают «по-старому» - как правило, составляют сметы базисно-индексным методом. Но тем не менее вряд ли можно встретить сметчика, который ничего не слышал о грядущей реформе. Понятно, что у реформы есть и сторонники, и противники. В сети интернет и в тематических печатных изданиях периодически обсуждается данный вопрос, эксперты сметного и строительного сообщества высказывают свои, часто противоречивые, мнения. Читая такие статьи, рядовой сметчик, мягко говоря, приходит в замешательство. Ведь становится ясно, что даже «рулевые реформы» не полностью представляет, когда и как реформа заработает. Об этом свидетельствует и неоднократное «сдвигание» сроков. Но то, что реформа состоится, уже ни у кого не вызывает сомнений. И хоть есть крылатая фраза: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!», но в то же время нужно понимать, что мы живем в современном мире, где все меняется. И сметное дело тоже не может стоять на месте. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя «Реформа ценообразования».

    Ключевыми особенностями реформы является: переход на ресурсную модель определения сметной стоимости, а также появление Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Переход на ресурсный метод отражен в новых методических документах. С переходом на ресурсный метод составления смет будет отменен основной норматив по сметному делу МДС 81-35.2004 “Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации”. На данный момент выпущен проект новой «Методики», в п. 3.1.6. которой сказано «Сметные расчеты, включаемые в сметную документацию, разрабатываются ресурсным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.», а в п.3.4.19 сказано «Сметная цена материального ресурса принимается на основании информации, размещенной во ФГИС

    В завершении статьи хочется привести цитату из интервью экс-министра строительства Михаила Меня. Вот как он отзывается о вводе ФГИС ЦС:

    «Ресурсный метод, к которому мы создадим предпосылки, создав эту государственно-информационную систему, оценивает и ежеквартально мониторит стоимость всех строительных ресурсов. Это и строительные материалы, это и заработная плата в отрасли, услуги машиномеханизмов и плюс логистика. С сентября эта схема заработает. Ей смогут пользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет в открытом доступе в интернете. Это действительно полезная вещь для всех, и она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное .».

    Получается, что стремились уйти от «приблизительности» в расчетах базисно-индексным методом, но и в ресурсном методе ценообразование «все равно будет приблизительное».

    Интервью было дано в июне 2017г и тогда анонсировался срок, когда система заработает – сентябрь 2017г. Но, как мы видим, система пока не заработала. Ранее было выпущено Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Постановление устанавливало, что сметные цены строительных ресурсов, определенные по результатам мониторинга, должны быть размещены в ФГИС ЦС 15 декабря 2017г. Позже вышло Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 514 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452” В данном Постановлении дата размещения цен строительных ресурсов значится "начиная с 2019 года"».

    Как будет складываться ситуация в дальнейшем – покажет время. Но ясно одно: теперь, чтобы быть в курсе всех нововведений, сметчики постоянно должны отслеживать актуальную информацию, следить за выходом новых Постановлений и нормативных документов. Понятно, что сметчикам понадобится повышать свою квалификацию, приобретать новые знания и практические навыки. Сметчики справятся, в этом сомнений нет, только для этого необходима четкая информация, четкие задокументированные методики составления смет «по-новому», отлаженная работа системы ФГИС ЦС. Если все это будет, то есть надежда, что «Реформа» пойдет на пользу всем участникам строительной отрасли.

    Ресурсный метод составления смет заключается в суммировании стоимости всех ресурсов, необходимых как для строительства, так и или ремонта. Заказчик с подрядчиком, как правило, преследует одну цель, но в строительстве они наделены разными ролями. Заказчику необходимо получить качественно выполненные работы за оптимальную стоимость, а подрядчику заинтересован организовать работы и выполнить работы.

    Описание метода

    Впервые о ресурсном способе оформления сметной документации стало известно в конце ХХ века. Среди всех методов расчета он является наиболее точным в условиях высокой инфляции. Его главной особенностью считается четкость, то есть возможность корректно установить стоимость работ и применить действующие цены на различные виды ресурсов. Несмотря на выделенные достоинства по популярности рассматриваемый метод уступает базисно-индексному расчету. Это объясняется его повышенной трудоемкостью и существенными временными затратами на формирование отчетности.

    Сметное ценообразование важный критерий в строительной сфере, которому всегда уделялось особое внимание. Распространенность ресурсного метода калькуляции расходов связано с повышением требований со стороны заказчиков, в частности, если речь идет об инвесторах государственного значения. К основным преимуществам данного способа относятся:

    • предельно точные расчеты;
    • использование текущих цен для формирования требуемых затрат;
    • для инвестора всегда доступен актуальный тариф выполняемых работ;
    • госзаказчик получает экономически аргументированную сметную стоимость.

    Формула расчета

    Определение стоимости строительства осуществляется посредствам суммирования всех показателей, то есть суммы за материалы, оплату труда и оборудования, необходимого для проведения конкретных работ. Отличие ресурсного метода в том, что калькуляция расходов производится на основе фактических цен. Все показатели устанавливаются в соответствии с нормативами ГЭСН-2001. Формула расчета прямых затрат (ПЗ) классическим способом включает в себя следующие параметры:
    • Количество человеко-часов, требуемых для выполнения проекта (Кчел/час).
    • Стоимость рабочего времени одного человека за час (Счел/час).
    • Количество строительного оборудования для выполнения работ (Кмаш/час).
    • Стоимость рабочего времени одной машины за час (Смаш/час).
    • Объем материала, используемого для возведения объекта (М)
    • Цена продукции (Ц).

    Она будет выглядеть так:

    Расчет сметы ресурсным методом для государственных учреждений

    Популярный способ составления сметной документации чаще всего используется при заключении контрактов на возведение строений, частных домов или проведение строительных мероприятий между коммерческими организациями. Более того, согласно действующему законодательству возможно применение метода для бюджетных структур. Расчет стоимости строительства ресурсным способом заключается в следующем:

    • Для проведения калькуляции из нормативных актов ГЭСН-2001 и ТЕР-2001 используются нормы расхода необходимых ресурсов, а не их расценки.
    • Расчет издержек осуществляется на то количество ресурсов, которые нужны для полного объема производимых мероприятий.
    • На основе вышеизложенной калькуляции составляются ресурсные акты локального типа.
    • Для вычисления стоимости строительного проекта государственного значения необходимо каждую единицу продукции и услуг умножить на действующую цену и отобразить в сметном расчете.

    В заключение стоит отметить, что расчет сметы ресурсным методом считается самым трудоемким, но предельно точным способом калькуляции. Для составления акта на крупные строительные объекты понадобится применение компьютера и специальной сметной программы. Это объясняется тем, что строительный процесс включает в себя обширный номенклатурный ряд ресурсов, которые сложно зафиксировать письменным способом.

    Квалифицированные сметчики отмечают, что основным негативным нюансом данного метода является затруднение с внесением тысяч наименований и цен материальных ресурсов основного и второстепенного назначения. При этом в отличие от других разновидностей ресурсный способ расчета сметы остается наиболее востребованным в строительной сфере.

    Реформа ценообразования в строительстве идёт полным ходом: публикация цен во ФГИС ЦС Минстроя России, переход на ресурсный метод - в 2019 и прочие важные изменения для сметчика

    Письмо о функционале и выпуске новой версии - по ссылке.

    Выпущены бесплатные видеоуроки по «Гранд-смета» версия 8, спрашивайте у нас ссылку. Особого внимания заслуживает ролик № 9 «Накладные расходы и сметная прибыль», где при настройке расчёта НР и СП в локальной смете применяются новые возможности программы, появившиеся в версии «ГРАНД-Смета 2018». Нововведения в версии «ГРАНД-Смета 2018» также существенным образом используются в роликах № 10 «Анализ ошибок и пересчет сметы» и № 12 «Подготовка сметы к проверке и печати».

    Дня не проходит, чтобы кто-то спросил про почти бесплатную сметную программу, на время и для шабашек. Крайне рекомендуем смета в «облаке» , т.е. удаленно. В России уже более 17 тысяч пользователей.