Исследовательская работа"Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные". Почему осенью одни листья становятся желтыми, а другие - красными? Почему листья изменяют окраску осенью

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «№ 18»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Индивидуальный проект на тему:

«Почему листья

меняют осенью окраску?»

Ворфоломеева Дарья

обучающаяся 1 а класса

руководитель проекта

Етеревская Людмила

Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 18» ЭМР

Саратовской области

Саратов, 2015

    Описание проекта…………………………………………………………………. с. 3 - 5

    Введение……………………………………………………………………… с. 3

    Этапы проекта и ожидаемые результаты…………………………………... с. 4 - 5

1 этап: выбор метода исследования, ход исследования……………… …… с. 4

2 этап: изучение литературы по данной тематике, ожидаемые результаты…с. 4

3 этап: обобщение и систематизация информации……………………………с. 4-5

4 этап: выбор продукта проектной деятельности…………………………… с. 5

    Выводы (значение проекта для использования на практике)…………… … с. 5

    Рефлексия проектной деятельности…………………………………………….с. 5

    Информационно – методическое обеспечение…………………………………… с. 6

    Приложения:………………………………………………………………………. с. 7 - 9

Почему листья меняют осенью окраску

Описание проекта

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В.Д. Берестов

Введение

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я вместе с мамой люблю гулять по осеннему парку или лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Однажды осенью, я собирала красивые листья для уроков технологии. Рассматривая их, я задалась вопросом: почему листья изменили цвет? Почему окраска с зелёного изменилась на жёлтую и красную? Зачем вообще нужны листья дереву?

Я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания.

Чтобы ответить на эти вопросы, проведу исследование.

Цель: найти научные доказательства причин изменения окраски листьев.

Задачи:

    изучить специальную литературу;

    выяснить какое значение играет лист для дерева;

    изучить причину изменения цвета листьев;

    ответить на вопрос: почему одни листья краснеют, а другие желтеют;

    разработка и оформление информационного буклета на тему проекта

Вид проекта:

по комплектности: межпредметный

по количеству участников: индивидуальный

Этапы проекта и ожидаемые результаты

1 этап - организационный . Основной метод данного этапа - наблюдение изменений в природе. Систематическое наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях позволило сделать вывод о том, что цвет листьев меняется у разных деревьев по – разному.

Результаты наблюдения в приложении 1.

Также я использовала метод опроса одноклассников. Я выясняла – знают ли они, почему осенью листья меняют цвет? Результаты в приложении 2.

2 этап – теоретический . Основной метод – изучение литературы и поиск информации в интернете.

Изучив статью в энциклопедии для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений» Т. Д. Нуждиной, и, прочитав статьи вместе с мамой в интернете, я поняла:

    какую роль играет лист в жизни дерева;

    узнала части листа;

    открыла причину смены окраски листьев осенью;

    нашла много интересной дополнительной информации по данной теме.

3 этап – практический . Основной метод – работа с информацией.

Интерес к данной теме появился во время прогулок по осеннему лесу. В результате наблюдений и изучения литературы я узнала новые понятия и факты:

    Листья всё лето работают: кормят дерево, добывают ему питание из воздуха с помощью солнечного света, защищают от солнечных ожогов ветки и ствол. Не пропадут даром листья, которые упали осенью и остались лежать под деревьями. Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза. Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево.

В ходе исследования я нашла интересные факты про изменение окраски листьев; подобрала народные приметы, пословицы, нашла авторскую сказку о листьях, сделала фотографии осенних деревьев, сделала поделки из опавших листьев для уроков технологи.

Полученные мной сведения легли в основу выступления, презентации и информационного буклета для одноклассников.

4 этап – итоговый . Основной метод – анализ результатов проведенной работы.

Вначале проекта, я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания. Мои предположения не подтвердились.

Я выяснила, что осенью, по мере угасания деятельности листа в нем замедляется, а затем, совсем прекращается образование хлорофилла; разрушение же хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые - красные пигменты проявляются.

Я нашла научные доказательства причин изменения окраски листьев, то есть поставленная мною цель достигнута.

Выводы

Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания – узнала, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировала свою наблюдательность, училась работать самостоятельно, попробовала свои силы в работе на компьютере и творческой работе с сухими листьями. Полученные знания я применила на уроках окружающего мира и технологии. Я выступила перед одноклассниками и представила результаты своей работы.

Рефлексия

В ходе работы над проектом я научилась работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и учителем, делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.

Считаю, что поставленной цели я достигла.

Информационно – методическое обеспечение:

    Т.Д. Нуждина Э нциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль Академия Холдинг 2003

Приложение 1

Результаты наблюдения за изменением цвета листвы

Приложение 2

Результаты опроса одноклассников

Приложение 3

Сказка

Почему листья меняют осенью цвет?

Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.

Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:

Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели. Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?

Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.

Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.

Но как же так? ! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.

Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре. -

Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

А я-то думала, что листья ветер обрывает.

Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

КТО КРАСИТ ЛИСТЬЯ В ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ?

Выполнил:

Созыкин Федор Андреевич,

учащийся 2-Б класса

Руководитель:

Мышак Любовь Михайловна,

Учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери

Введение 3

Глава 1. «Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся» 5

1.1. Значение Солнца в разных культурах мира 5

1.2. Влияние света на жизнь растений 5

Глава 2. « А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен» 6

Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!» 7

3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение 7

3.2 Этапы исследования 8

3.3 Результат 9

5. Заключение 9

6. Список источников и литературы 10

7. Приложение 1 11

Введение

Наверное, нет такого ребенка, который бы не задавал родителям вопрос: «А почему листья зеленые?» Однажды, готовясь к уроку окружающего мира, и я задал маме этот вопрос. Мама открыла книгу, которая называется «Почемучка», нашла главу 5 «Про зеленые леса и лесные чудеса» и прочитала мне авторскую сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Почему лист зеленый» . В сказке оказалось много интересной информации, и я решил проверить, что в ней правда, а что ложь.

Актуальность данной работы заключается в следующем. Я, как и героиня сказки считал, что главное в растении – это корни, они кормильцы. А листья? Какой в них прок! Разве что они красивы? Оказалось, что в зелени листьев, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что растение – это, прежде всего лист.

А почему лист зеленый? Эти и другие вопросы часто задают юные биологи.

Гипотеза исследования: предполагаю, что в результате исследования я узнаю ответ на поставленный вопрос: что красит листья в зеленый цвет? Узнаю о роли солнца в жизни растений.

Предмет исследования : листовая петрушка

Цель исследования: проверить информацию о роли солнечного света в жизни растений, данную в сказке и сравнить ее с научной теорией.

Основные задачи, решаемые в ходе работы над проектом:

Изучить литературу, материалы в сети Интернет, узнать у взрослых, изучить статьи по теме в журналах, газетах;

Соотнести полученную информацию с информацией из сказки;

Выяснить какую роль играет солнечный свет в жизни растений;

Провести наблюдения за развитием растения, зафиксировать результаты и сделать выводы;

Ожидаемые результаты:

1. Получение начальных знаний огородника;

2. Овладение практическими навыками выращивания листовой петрушки, создавая при этом правильные условия для развития растения;

3. Получение зрелого продукта.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира и биологии в старших классах, помощь маме при выращивании культурных растений.

Глава 1.«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся»

«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся», так в сказке отвечают листья девочке Марине. Почему так ответили листья?

Тысячелетиями люди занимаются выращиванием растений. Роль Солнца для получения хорошего урожая, нашла отражение во всех древнейших культурах Европы, Азии, Африки и Америки.

      Значение Солнца в разных культурах мира

Источником света на Земле является Солнце, поэтому значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела вся жизнь.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздник масленицы (блин – как образ Солнца), Пасхи – когда с приходом весны обновляется природа.

Древние египтяне представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке.

По представлениям древних греков лучезарный Гелиос (Солнце) был сыном Зевса – верховного бога на Олимпе.

Потомки южноамериканских индейцев до сих пор проводят фестиваль поклонения солнцу.

      Влияние света на жизнь растений

Солнце является очень мощным источником энергии. Растения приспособились использовать солнечную энергию, потому что это было нужно для их выживания. Знание, что для здорового зелёного цвета растений необходим солнечный свет, пришло к человечеству опытным путём. В 1817 году ученые выделили зеленый пигмент из растений и назвали его хлорофиллом.

Поглощение энергии Солнца происходит благодаря особой структуре листьев, включающей в себя клетки, которые содержат специальное вещество под названием хлорофилл.

Глава 2. «А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен»

Зеленый лист - великая фабрика жизни.

В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл. Это пигмент растений отвечает за усвоение энергии солнечного света. Солнце – главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. Упадет на зеленый лист солнечный луч – и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света – и замирает работа в зернах хлорофилла.

Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это ему нужно. А для чего? Роль хлорофилла – поставка питания для всего растения. Это вещество необходимо растению для фотосинтеза и имеет ярко-выраженный зеленый цвет. Именно с помощью хлорофилла растение поглощает углекислый газ из воздуха, а взамен отдает кислород, благодаря которому мы дышим.

Все живые существа вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. К счастью, растения делают все наоборот, поэтому они очень важны для человека и животных, так как дают нам возможность дышать.

Пусковым механизмом для запуска этого процесса является солнечный свет. Все полученные в результате продукты используются растениями для питания.

Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!»

И вдруг все перевернулось в моем сознании! Оказалось, не было б на земле зеленых листьев – не было бы жизни! Я решил опытным путем доказать, что именно солнечный свет окрашивает листья в зелёный цвет. То есть без солнечного света, хлорофилл в листьях не образуется.

3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение, измерение, фотографирование.

3.2 Этапы исследования .

действия

результаты

Для опыта мы взяли два здоровых зелёных куста листовой петрушки. Оба куста мы посадили в ёмкости, наполненные одинаковым грунтом.

После чего, один куст, помеченный этикеткой, мы поместили в тенистое место под дуги, и накрыли двойным слоем черного спанбонда.

Второй куст мы разместили на солнечном открытом месте.

Черный спанбонд – это специальный материал, используемый в сельском хозяйстве. Он пропускает воздух и влагу, но не пропускает солнечный свет.

Уход за кустами был совершенно одинаковым. При необходимости, осуществлялся полив растений.

Через двадцать дней мы сравнили состояние растений.

Куст, который располагался на солнечном свете, подрос и был ярко-зеленого цвета.

А куст, который находился без солнечного света, совсем не вырос и пожелтел.

3.3 Результат.

10.06.2016 г. высадка растений

15.06.2016 г. полив по мере необходимости

30.06.2016 г. один куст – зеленый, здоровый, другой - не вырос, стал желтого цвета.

Заключение

Действительно, без солнечного света хлорофилл в растениях не образуется.

Образование зеленого пигмента хлорофилла в растениях, полностью зависит от солнечного света. При отсутствии света, растение теряет зеленый цвет.

Следовательно, не будь Солнца, мы не смогли бы радоваться яркой зелени лугов и полей, тенистой прохладе лесов и парков. Растения не просто не были бы зелёными. Они не выросли бы. Ведь хлорофилл – главный участник процесса питания растений.

В результате моей работы, мне удалось получить ответ на поставленный вопрос, доказать, что информация в сказке соответствует действительности. Теперь я смогу рассказать одноклассникам о роли хлорофилла в жизни растений, полученные данные мне пригодятся при изучении биологии в старших классах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://pochemuchkin.ru/html/razd5/razd5_2.html

2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка, Москва, «Педагогика- Пресс», 1993г., стр.182.

Приложение 1

Почему лист зеленый?

Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зеленые, и о чем они всё время перешептываются?» – подумала Маринка.

– Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймешь-шь-шь?

– Пойму, – решительно сказала девочка.

– Ишь-ишь какая, ишь-шь, – засмеялись листья. – Да ведь ты спишь-шь-шь!

– И вовсе не сплю, – пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.

– Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, – зашептали листья. – Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

– А вот и нет, – прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни.

– Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.

– Ну да, вы уж скажете, – засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

– Верно говоришь-шь-шь, – шелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш.

Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова – солнечный свет, пойманный когда-то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу, обернувшись веселым, горячим огнем.

– Значит, огонь – это тоже солнышко? – удивилась Маринка.

– Конечно! – дружно залепетали листья. – Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших лет помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.

– А меня, – подумав, сказала Маринка, – зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов.

– А разве ты не знаешь, – наперебой зашумели листья, – что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад? И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, – о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок.

«Десятки миллионов лет! – подумала девочка. – Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть ее, Маринку! Десятки миллионов лет – это ведь ужасно долго».

Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.

– Послушайте! – сказала Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

– Солныш-шко, солныш-шко, солнышко... – наперебой повторяли листья над головой девочки.

И кроме этого слова Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

Желтые и красные, оранжевые и коричневые – все листья имеют собственный оттенок. Давайте разоберемся, откуда такая разница в цвета.

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества хлорофилла. Этот пигмент – кормилец растения, так как именно с его помощью растение на свету синтезирует из углекислого газа и воды глюкозу, а из нее – все остальные питательные вещества. При наличии освещения хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется.

Помимо хлорофилла, листья содержат и другие красители – желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который в моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью жизнедеятельность в листе затухает, и хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются желтые и оранжевые оттенки.

Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену осадкам приходит бабье лето, то кроны деревьев за пару дней окрашиваются в привычные осенние цвета.

Помимо золотых, к нашим ногам падает много багряных листьев. Они такие из-за пигмента, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан с внутриклеточными пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке.

При понижении температуры, а также при ярком свете концентрация антоциана в клеточном соке увеличивается. Кроме того, остановка или задержка синтеза питательных веществ в листве также стимулирует его синтез. Таким образом, красный цвет листопада просто свидетельствует о том, что жизненные процессы в листьях прекращаются в преддверии зимы.

Яркость осенних красок зависит от того, какая стоит погода. Если много ливней, листва от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными и яркими. Листья на южной стороне дерева тоже всегда будут более насыщенного цвета, поскольку получают больше солнечных лучей.

Осень - яркий период в природе, когда лес за считанные дни меняет окраску листьев с зеленых, на желтые, красные и коричневые цвета.

Чем же объясняется буйство красок в сезон созерцания листьев? Почему одни деревья желтеют, другие - краснеют, а потом они становятся коричневого цвета.

Объяснение - в замещении хролофилла другими веществами: каротиноидами и антоцианинами. Летом у деревьев много питательных веществ, но с приходом осени этот запас постепенно уменьшается. С исчерпанием запасов прекращается синтез хлорофилла. И тогда становится заметен другие пигменты, присутствующие в листьях, но перекрываемые зелёным цветом - жёлтые и оранжевые. Это те же самые пигменты, которые обусловливают, к примеру, цвет моркови - каротиноиды.

Листья красных оттенков - результат образования антоцианов. В зелёных листьях эти пигменты отсутствуют. Они начинают образовываться в листьях некоторых видов растений после исчезновения хлорофилла. Антоцианы - те же пигменты, благодаря которым редиска, герань, роза или цветная капуста обладают своим цветом.

Яркость цвета осенних листьев зависит от погоды. Самые красивые одежды деревья надевают в солнечную сухую погоду, при температуре в 0 - 7 градусов Цельсия. Если же погода пасмурная, дождливая, то листья не горят, а окрашиваются в тусклые жёлтые оттенки или же вовсе становятся коричневыми.

С приближением зимы жёлтые и красные листья постепенно теряют пигменты. Коричневые листья, которые можно увидеть поздней осенью, с наступлением сильных холодов, после выпадения снега - это листья, в которых вообще не осталось пигментов, и стали заметны клеточные стенки.

Какого цвета листья у деревьев осенью

Листья у берёзы осенью жёлто-золотистого цвета

Листья у клёна осенью красного цвета

Ученики 3 класса (Кольник А. Фурсова Е)

По пролескам осень бродит.

Ей немножко грустно, вроде.

То заплачет утром ранним,

Небо тучами затянет,

То на солнце заискрится

Краше сказочной жар-птицы,

То осенний бал устроит,

Землю листьями укроет

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Исследовательская работа на тему

«Почему осенью листья окрашены в разные цвета?»

Кольник Арина,

Перемышлев Михаил

ученики 3-го класса

Руководитель:

Перемышлева Т.И.

учитель начальных

Классов

Быковка 2012 -2013 учебный год

По пролескам осень бродит.

Ей немножко грустно, вроде.

То заплачет утром ранним,

Небо тучами затянет,

То на солнце заискрится,

Краше сказочной жар-птицы,

То осенний бал устроит,

Землю листьями укроет…

Осень – очень важная пора для наблюдений. Всё живое готовится к переменам. Осень имеет следующие периоды: начало осени, золотая осень, глубокая или поздняя осень и предзимье. У каждого периода свои основные признаки. Но нас больше интересует второй период - золотая осень.

Объектом нашего исследования является школьный парк

Предмет исследования : осенние листья разных деревьев.

Цель исследования : узнать, почему листья осенью изменяют окраску

И опадают?

Задачи исследования:

  • сколько времени живёт листок;
  • отчего осенью листья окрашены в разные цвета;
  • какие выгоды дает растению сбрасывание листьев на зиму;
  • что содержится в опавших листьях;
  • причины листопада;
  • особенности листопада у некоторых деревьев и кустарников

Методы исследования :

Исследовательский;

Практический;

Сбор и анализ разных источников информации;

Анкетирование одноклассников и учащихся начальной школы;

Изучение литературы по теме исследования;

Поиск информации в Интернете .

Гипотеза:

- возможно, в листьях содержатся красящие вещества;

На окраску влияют погодные условия;

Листопад это биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или вызвано другими причинами.

Практическая значимость:

Использование материала на уроках окружающего мира;

Создание слайдовой презентации для широкого использования;

Оформление творческих работ из листьев.

Этапы работы:

  1. Подготовка к исследованию.
  2. Проведение исследования.

1). Анкетирование одноклассников и учащихся начальной школы

2). Экскурсия в школьный парк.

3). Экскурсия в детскую библиотеку.

4). Проведение наблюдений.

3. Оформление исследовательской работы.

4. Подготовка и защита работы.

2 . Основная часть .

2.1 Как долго живут листья?

Просматривая литературу, детскую энциклопедию, материалы интернета мы поняли, что листок – важная часть растения. Это «многоэтажная фабрика». Главное предназначение листьев – улавливать и преобразовывать энергию солнечного света. Благодаря непрестанной работе лист питается, выделяет водяные пары, дышит. Один квадратный метр листовой пластинки каждый час выделяет до четырех литров кислорода и забирает из воздуха столько же углекислого газа.

Сколько времени живет лист? Листья наших деревьев живут от весны до осени. Если листок зеленый, значит, он живой. Как только они пожелтели, покраснели, значит, они постарели и умерли.

Вывод:

Растения – наши друзья! Миллионы лет назад именно листья ископаемых растений сделали атмосферу нашей планеты пригодной для обитания.

2.2 Отчего осенью листья окрашены в разные цвета и опадают?

Среди учащихся начальных классов мы провели анкетирование, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают. После анализирования мы сделали вывод:

  • Зачем деревьям листья?

Правильно ответили __10_____учащихся, неправильно__4____человек, совсем не думали об этом ___-______

  • Почему листья меняют свой цвет?

Правильно ответили __10_____учащихся, неправильно___3___человек, совсем не думали об этом ___1______

  • Почему листья опадают?

Правильно ответили ___7____учащихся, неправильно___7___человек, совсем не думали об этом ____-_____.

  • Какие деревья первые сбрасывают листву и почему?

Правильно ответили __5_____учащихся, неправильно__2____человек, совсем не думали об этом ___7______

  • Почему деревьям вредно зимой иметь листовой убор?

Правильно ответили ___4____учащихся, неправильно__7____человек, совсем не думали об этом ___3______

  • Какое дерево долго не сбрасывает свои листья и в течение всей зимы стоит в своем осеннем уборе?

Правильно ответили ___2____учащихся, неправильно___10___человек, совсем не думали об этом __2_______

Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания.

2.3 Кто раскрасил деревья? Что содержится в опавших листьях?

На смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые, огненно-красные тона. Почему происходит замена цветовой палитры деревьев? Кто виноват?

Изучая эту проблему по энциклопедической и справочной литературе, а так же мы обратились к материалам интернета и поняли, что растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Хлорофилловые зёрна не вечны, они разрушаются под влиянием света и вновь возрождаются только на свету. Однако хлорофилл - не единственное красящее начало в тканях растений. В листьях есть желтые пигменты- каратиноиды, и красно-фиолетовые – антоцианы.

Эти пигменты начинают быстро проявляться на наружной части листа и стебля лишь при понижении температуры воздуха, а хлорофилловые зерна, наоборот разрушаются и исчезают. И леса одеваются, как сказал Пушкин, в «багрец и золото»

Вывод:

При понижении температуры воздуха в ясные солнечные дни происходит разрушение хлорофилловых зерен. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно проявляются и окрашивают лист.

2.4 . Причины листопада. Какие выгоды дает растению сбрасывание листьев на зиму?

Лист – это не только орган, в котором создаются питательные вещества, минеральные соли, но еще через листья испаряется вода. Сбрасывая разноцветный наряд, лиственные деревья, которым нужно очень много влаги, спасаются от зимней засухи. Большая береза, к примеру, за теплые месяцы испаряет 7 тонн воды, а зимой столько из почвы не вытянешь. Вторая причина. В мякоти листа под микроскопом можно обнаружить мёртвые клетки, забитые кристалликами солей. И если в мае листья бука содержат 5% минеральных солей, то к октябрю их становится 11%. Листья перегружаются ненужными веществами и дерево сбрасывает листья, тем самым освобождается от излишка минеральных веществ. Листья готовятся к отпаданию заранее: между их черешком и веточкой образуется слой особых клеток с толстыми стенками – так называемая пробка. Пробка не пропускает воду и соки. Листья не могут питаться, слабеют. Теперь достаточно лёгкого ветерка, нескольких капель росы и даже собственного веса, чтобы лист отделился от родимой ветки, на которой так крепко он держался. Мы наблюдаем листопад.

Вывод:

Листопад – это подготовка к зиме, не только холодному, но самое главное, сухому времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться.

2.5 Особенности листопада у некоторых деревьев и кустарников. Почему хвойные растения способны перезимовывать в зеленом уборе?

Значение листопада в жизни наших лиственных деревьев особенно хорошо заметно при сопоставлении их с хвойными. Хвойные - ель и особенно сосна - засухоустойчивые растения. Их хвоя испаряет во много раз меньше воды, чем листва наших лиственных пород. Благодаря этому они и способны перезимовывать в зеленом виде. Такая способность экономить влагу достигается наших хвойных особым строением их игл. Хвоинки имеют целый ряд засухоустойчивых приспособлений: толстую кожицу, окружающую хвоинку со всех сторон, и сизоватый восковой налет, также понижающий испарение; большое значение имеет также расположение устьиц в особых углублениях. Напротив, листья наших листопадных деревьев лишены каких-либо специальных засухоустойчивых приспособлений. Они имеют широкую поверхность и тонкую кожицу. Говоря здесь о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Часто зимой можно наблюдать, как даже в безлистном состоянии ломаются крупные ветви деревьев под напором снега; широкая листовая поверхность, на которой оседало бы много снега, сделала бы это явление катастрофическим.

Наблюдая за лиственными деревьями и кустарниками нашего школьного парка, мы составили таблицу. Какие деревья , и в каком порядке сбрасывают с себя наряд? Сколько длится листопад?