Правила и нормы эксплуатации жилого фонда. Правила эксплуатации жилищного фонда: разбираемся в тонкостях вопроса. Что делать, если соседи нарушают закон о тишине. Как бороться с шумом

I. Основные положения
II. Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда
2.1. Система технического осмотра жилых зданий
2.2. Техническое обслуживание жилых домов
2.3. Организация и планирование текущего ремонта
2.4. Организация и планирование капитального ремонта
2.5. Организация технического обслуживания жилых зданий, планируемых на капитальный ремонт
2.6. Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации
2.7. Организация и функционирование объединенной диспетчерской службы (ОДС), аварийно-ремонтной службы (АРС)
III. Содержание помещений и придомовой территории
3.1. Правила содержания квартир
3.2. Содержание лестничных клеток
3.3. Содержание чердаков
3.4. Содержание подвалов и технических подполий
3.5. Внешнее благоустройство зданий и территорий
3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории.
Летняя уборка
Таблица 3.1
Зимняя уборка
Таблица 3.2
Особенности зимней уборки в городах Северной климатической зоны
3.7. Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов
3.8. Озеленение
IV. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций
4.1. Фундаменты и стены подвалов
4.2. Стены
4.2.1. Стены каменные (кирпичные, железобетонные)
4.2.2. Стены деревянные
4.2.3. Отделка фасадов
4.2.4. Балконы, козырьки, лоджии и эркеры
4.3. Перекрытия
4.4. Полы
4.5. Перегородки
4.6. Крыши
4.6.1. Требования по техническому обслуживанию
4.6.2. Совмещенные (бесчердачные) крыши
4.6.3. Крыши чердачные
4.6.4. Водоотводящие устройства
4.7. Окна, двери, световые фонари
4.8. Лестницы
4.9. Печи
4.10. Специальные мероприятия
4.10.1. Контроль состояния металлических закладных деталей, защита конструкций и трубопроводов от коррозии.
4.10.2. Защита конструкций от увлажнения и контроль герметизации межпанельных стыков в полносборных зданиях
4.10.3. Защита деревянных конструкций от разрушения домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми
4.10.4. Снижение шумов и звукоизоляция помещений
Таблица 4.2
4.10.5. Теплоизоляция ограждающих конструкций
V. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования
5.1. Теплоснабжение
5.2. Центральное отопление
5.3. Горячее водоснабжение
5.4. Децентрализованное теплоснабжение
5.5. Внутренние устройства газоснабжения
5.6. Внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование
5.7. Вентиляция
5.8. Внутренний водопровод и канализация
5.9. Мусоропроводы
5.10. Лифты
VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
6.1. Основные положения
6.2. Районы просадочных грунтов
6.3. Районы засоленных грунтов
6.4. Районы подрабатываемых территорий
6.5. Районы сейсмические (6 баллов и выше)
6.6. Районы вечной мерзлоты

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение N 1 . Периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий
Приложение N 2 . Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования
Кровля
Стены
Оконные и дверные заполнения
Внутренняя и наружная отделка
Полы
Печи
Санитарно-техническое оборудование
Электрооборудование
Лифт
Приложение N 3
Журнал регистрации результатов осмотров жилого дома
Результаты осмотра строительных конструкций и инженерного оборудования строения
Приложение N 4 . Перечень работ по содержанию жилых домов
А. Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов
Б. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период
В. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период
Г. Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров
Д. Прочие работы
Приложение N 5 . Журнал учета заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилом доме
Приложение N 6 . Укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта жилых домов
Приложение N 7 . Перечень работ, относящихся к текущему ремонту
1. Фундаменты
2. Стены и фасады
3. Перекрытия
4. Крыши
5. Оконные и дверные заполнения
6. Межквартирные перегородки
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей
8. Полы
9. Печи и очаги
10. Внутренняя отделка
11. Центральное отопление
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение
13. Электроснабжение и электротехнические устройства
14. Вентиляция
15. Мусоропроводы
16. Специальные общедомовые технические устройства
17. Внешнее благоустройство
Приложение N 8 . Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда
Приложение N 9 . Паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях
I. Общие сведения
II. Результаты эксплуатации объекта в зимних условиях прошедшего 200_ г.
III. Объемы выполненных работ по подготовке объекта к эксплуатации в зимних условиях 200_ г.
IV. Результаты проверки готовности объекта к зиме 200_ г.
Приложение N 10 . Неисправности печей, причины и методы их устранения
Приложение N 11 . График качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха (при расчетных перепадах температура воды в системе отопления 95 - 70 и 105 - -70 град. С)

2. Не применять на территории Российской Федерации приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 января 1989 г. N 8 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 , и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

1.1. Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:

Проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

Обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

1.2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями):

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

Фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

1.3. Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении

Наша судебная система устроена таким образом, что суды при вынесении решений должны руководствоваться не только нормами действующего законодательства, но и «внутренним убеждением». А при низкой юридической технике написания законов и подзаконных актов нормативного характера (ведь руководить страной у нас может и «кухарка», если получится у нее стать депутатом нашего законодательного органа), пробелов в законе в одних ситуациях, а также законодательной перерегулированности в других ситуациях, когда нормы закона противоречат друг другу, использовать «внутреннее убеждение» можно кардинально противоположно при разрешении аналогичных споров.

Особенно часто «грешат» этим суды при вынесении решений по административным делам о привлечении к административной ответственности, а также по делам об оспаривании действий, решений, ненормативных актов и нормативно-правовых актов (далее по тексту - НПА) государственных органов и органов местного самоуправления.

У многих судей при вынесении решений по названной категории дел действует принцип:

    Госорган, особенно контрольный или надзорный, априори всегда прав;

    Если госорган не прав – смотри пункт 1.

И юристам управляющих организаций надо очень постараться и иметь высокую квалификацию для того, чтобы вышеназванные категории споров разрешились в пользу проверяемого и контролируемого лица. А при всеобщей СМИ-истерии по поводу «главных воров и преступников от ЖКХ» – управляющих организаций, по вине которых, по мнению журналистов, чиновников и депутатов разных уровней и сложилась такая не слишком «радужная» ситуация в этой сфере, часто шансов на победу у управляющих организаций ничтожно мало. Но, как говорится: «В своём глазу и бревна не видно…». Ведь судьи такие же люди, которые тоже смотрят и читают средства массовой информации.

При вынесении органами ГосЖилНадзора (ГЖН) предписаний в рамках лицензионного контроля или жилищного надзора, постановлений о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору управления, судами - решений по делам по оспариванию указанных предписаний и постановлений, названные органы исполнительной и судебной власти часто обосновывают свои решения нарушением Постановления Госстроя от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и Норм технической эксплуатации жилого фонда» (далее по тексту – Правила 170).

А обязательны ли они к исполнению, если рассмотреть данный НПА с формальной точки зрения, исходя из норм законодательства, регулирующих порядок принятия НПА и полномочий органов, их принимающих?

У правоприменителей - судов и государственных органов такой вопрос не возникает: Правила 170 применяются и считаются обязательными к исполнению как федеральный нормативно-правовой акт, и вовсю используются в обоснование при вынесении решений, предписаний и постановлений.

Это подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой.

«В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил № 170 ».

Также доводы об обязательности применения Правил 170, изложены в следующих судебных актах : Постановление ВС РФ от 21 сентября 2015 г. № 303-АД15-7710; Постановление 8 ААС от 27 апреля 2018 г. № 08АП-1561/2018; Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушений, предусмотренных главой 14 КоАП РФ» от 06.12.2017 года.

Минстрой России однако неоднозначен в своих письмах, которые разъясняют нормы закона, но не обязательны к применению.

В письме Минстроя от 24 мая 2016 г. № 19304-ОГ/04 «О разъяснении законодательства в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства» сказано :

« Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290.

Также постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В Приложении N 7 к настоящим Правилам приведен Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Данные Правила применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе вышеуказанным нормативным правовым актам».

Хотя иногда Минстрой пишет в индивидуальных ответах юридическим лицам противоположное.

Теоретики и правоприменители с другой стороны «баррикад» - защитники «управляек», часто высказывают противоположную точку зрения по данному вопросу, но убедить в её правильности пока никому из них не удалось ни суды, ни надзорные органы.

Хотя, может и есть единичные решения судов, признающие некорректным применение Правил 170 (о таких лично я - не знаю). Но вряд ли это мнение будет прямо озвучено в судебном акте, ведь небольшое количество судей имеют смелость идти против общего мнения и сложившейся практики. Чаще всего судья, даже если считает Правила 170 «дефектными», не напишет об этом прямо в решении, а будет применять иные НПА, которых в ЖКХ большое количество и всегда можно под ту или иную норму иных правил «подтянуть» свои доводы, обосновывающие вынесенное решение.

Но на уровне высших судов РФ – Верховного и Конституционного, выводов о необязательности или некорректности применения Правил 170, не высказывалось, по-моему, ни разу.

Итак, начнем с самого начала…

Главным законом нашей страны является Конституция РФ. Статьей 10 Конституции предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которую осуществляют, соответственно, Совет Федерации и Государственная дума, Правительство РФ и суды (ст. 11).

Таким образом, на основании главного закона нашей страны, органом исполнительной власти является Правительство РФ. Общие полномочия Правительства прописаны в ст. 114 Конституции. Деятельность Правительства регулируется Федеральным конституционным законом № 2 – ФКЗ от 17.12.1997 года «О Правительстве РФ» (далее по тексту – Закон о Правительстве).

В соответствии со статьей 23 Закона о Правительстве акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации .

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

На основании статьи 12 закона о ПравительствеПравительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти , устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Государственный орган, принявший Правила 170 - Госстрой России (Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу), полномочия которого установлены Положением о Государственном Комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее по тексту – Положение), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 1289 от 24.11.99 г. (утратило силу 01.02.2005 г. - Постановление Правительства РФ № 49).

Обратимся к полномочиям Госстроя РФ, установленными Положением на момент принятия Правил 170 (редакция Положения, действовавшая в период с 26.08.2003 г. по 21.02.2005 г.)

Пунктом 1 Положения установлено, что Госстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области архитектуры, строительства, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что ведении Госстроя РФ находятся государственные унитарные предприятия, учреждения и организации. То есть, из только двух указанных пунктов НПА можно уже сделать вывод, что решения и документы этого органа обязательны для исполнения только унитарными предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в его ведении . А как орган исполнительной власти он только координирует и регулирует деятельность перечисленных отраслей во взаимодействии с органами власти субъектов РФ.

Пунктом 6 Положения установлены задачи Госстроя:

    осуществление межотраслевой координации и регулирования;

    контроль за реализацией конституционных прав граждан в жилищных отношениях;

    координация деятельности органов власти субъектов и органов местного самоуправления по реформированию ЖКХ, переход ЖКХ на самоокупаемость, демонополизацию;

    участие совместно с Минюстом, Мингосимущества, Комитетом по земле в создании системы госрегистрации прав на недвижимость и т.д.;

    участие совместно с Комитетом по земле земельного кадастра, градостроительного кадастра, рынка земельных участков для осуществления градостроительной деятельности;

    участие в разработке мер господдержки в области строительства, промышленности и т.д.;

    участие в разработке целевых госпрограмм по обеспечению жильем и т.д.

То есть, задачами Госстроя ни разу не являлась разработка НПА в области ЖКХ, которыми сейчас вовсю пользуются суды и ГЖН для привлечения к административной ответственности и выдачи предписаний, вынесении решений.

    внесение в Правительство предложений по совершенствованию законодательных актов;

    участие в разработке федеральных законов и других НПА;

    оказание органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления методологическую и методическую поддержку по вопросам реализации государственной жилищной политики и т.д.;

    разработка основ федеральной жилищной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, ЖКХ и осуществляет контроль за их реализацией;

    участие в разработке прогнозов социально - экономического развития;

    обеспечение нормативно-методическое сопровождение государственного технического учета зданий и инвентаризации зданий;

    подготовка заключений по проектам НПА других федеральных органов власти, в том числе и сфере ЖКХ;

    установление порядка разработка, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;

    разработка проектов федеральных стандартов в области оплаты жилья и коммунальных услуг.

Из всех 59 функций Госстроя только вышеназванные касаются его нормотворческой деятельности и ни одна из них не подтверждает полномочий федерального органа на принятие и утверждение НПА . Все функции Госстроя сводятся к участию, подготовке проектов, методическому сопровождению, оказанию содействия, контролю за исполнением и т.п., чем и должен заниматься орган исполнительной власти (если только эти полномочия не переданы ему напрямую законом).

Ни одним пунктом рассматриваемого Положения не установлены полномочия Госстроя по принятию нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения на всей территории РФ всеми гражданами и юридическими лицами . Весь спектр нормативно-распорядительной деятельности Госстроя в лице его органов путем принятия обязательных для исполнения документов относится к обязательному исполнению только должностными лицами Госстроя и унитарных предприятий, организаций и учреждений, которые непосредственно находятся в его ведении и подчинении.

Поэтому и непонятно, на каком основании вообще были приняты тогда Госстроем Правила 170, которые сейчас очень широко применяются на территории нашей страны в качестве НПА, обязательного для исполнения всеми? Из рассмотренного выше Положения следует, что они обязательны для исполнения только для перечисленных организаций и предприятий, которые находились в непосредственном ведении Госстроя. Правила 170 и приняты были исключительно для них, так как полномочия принимать нормативно-правовые акты, обязательные для всех на территории РФ, у Госстроя отсутствовали.

Кроме того, в результате неоднократных реорганизаций, в настоящее время Госстрой РФ стал Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, которое является структурным подразделением Минрегионразвития РФ и осуществляет деятельность по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, по управлению госимуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно- коммунального хозяйства.

С полномочиями Правительства и Госстроя разобрались, теперь обратимся непосредственно к тексту самих Правил 170 …

Начнем с вводной части Постановления Госстроя № 170:

    Утвердить прилагаемые Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда.

    Не применять на территории Приказ Министерства ЖКХ РСФСР № 8 от 05.01.1989 г. «Об утверждении Правил и норм эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту – Приказ 8).

Таким образом, Правила 170 приняты взамен отмененного Приказа № 8, который регулировал правила содержания жилищного фонда еще во временя существования СССР и в период, когда жилищный фонд в основном был государственный или ведомственный, а организации, им управлявшие – государственными или муниципальными предприятиями. И принят Приказ 8 на основании Жилищного кодекса РСФСР.

Пунктом 1.3. Приказа 8 установлено его обязательное применение работниками жилищно-эксплуатационных и ремонтно- строительных организаций, нанимателей жилых помещений, арендаторов нежилых помещений. Сам Приказ 8 обязателен при обслуживании жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности, то есть государственного жилищного фонда, так как ведомственными в силу ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. могли быть только государственные жилые помещения.

Получается, Госстрой, созданный после распада СССР, как орган государственной исполнительной власти в сфере строительства, архитектуры и ЖКХ, принял Правила 170 в пределах своих полномочий для его обязательного исполнения в сфере регулирования жилищного фонда в переходный период (взамен отмененного Приказа 8) для исполнения государственными унитарными предприятиями, учреждениями и организациями своего ведения, а также государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, что также в пределах компетенции Госстроя.

А наши современные правоприменители решили использовать его как обязательный НПА на всей территории страны, не разбираясь, имеет ли он вообще силу нормативно-правового акта для всеобщего обязательного исполнения. Эти тонкости, видимо, не интересуют суды и ГЖН, когда надо наполнить бюджет штрафами «богатых» управляющих организаций и их должностных лиц, а органы надзора – отчитаться об «эффективной» проделанной работе по выявлению нарушений этими самыми управляющими организациями.

В преамбуле Правил 170 указано, что они разработаны во исполнение Закона № 4218-1 от 24.12.2012 г. «Об основах федеральной жилищной политики», кстати, утратившего силу с 01 марта 2005 г. в связи с принятием ныне действующего Жилищного кодекса РФ. Также в преамбуле Правил 170 прописано, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации м являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Обратимся теперь к действующему Жилищному кодексу РФ (далее по тексту – ЖК РФ).

Согласно ст. 12 к компетенции органов государственной власти относится, в том числе, и установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме (п. 1.1 части 1 ст. 12 введен Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ), то есть ранее данной нормы в ЖК не имелось.

Статья 20 ЖК РФ говорит о том, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами жилищных отношений, в том числе, и соблюдения правил содержания общего имущества многоквартирного дома (МКД) . В любой правой системе, под правилами открывается ссылка на Правила содержания общего имущества МКД № 491 от 13.08.2006 г. (далее по тексту – Правила 491).

Статья 39 ЖК РФ снова отсылает нас к Правилам 491, говоря о том, что правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.

В статье 161 ЖК РФ общими требованиями к деятельности по управлению МКД являются соблюдение правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.) и соблюдение минимального перечня по содержанию МКД (утвержден Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г.), а также норм законодательства о пожарной безопасности, защите прав потребителей, норм о техническом регулировании.

В статье 198 ЖК РФ предусмотрено, что лицензионными требованиями, кроме указанных в данной статье, являются иные требования, установленные Правительством РФ.

Ни в одной норме ЖК не имеется отсылочной нормы, которая отсылала бы к Правилам 170. Во всех вышеназванных нормах ЖК речь идет о правилах и иных нормах закона, устанавливаемых Правительством РФ, что соответствует действующему порядку принятия НПА.

Имеется еще один федеральный закон, касающийся рассматриваемого вопроса: № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» (далее по тексту – Закон 184), который регулирует отношения по разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (ст. 1 Закона 184).

Пунктом 3 ст. 4 закона 184 установлено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера , за исключением случаев, установленных (оборонка) и 9.1 (порядок принятия технических регламентов).

И если посмотреть на все правила, применяемые в ЖКХ: Правила № 354 от 06.05.2011 г., № 491 от 13.08.2006 г., № 306 от 23.05.2006 г., № 416 от 15.05.2013 г., № 124 от 14.02.2012 г, Минимальный перечень работ № 290 от 03.04.2006 г., принятые после вступления в силу ЖК РФ, то все они утверждены Постановлениями Правительства РФ. Исключения составляют лишь широко используемые Правила 170, которые, по сути, и являются актом технического регулирования в отношении содержания зданий – многоквартирных домов, утвержденных государственным органом исполнительной власти – Госстроем РФ, а принимались они во исполнение Закона о жилищной политике – предшественника ЖК РФ.

В апреле 2017 года Минстроем РФ разрабатывался и направлялся на согласование в Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС, Минкомсвязь проект изменений в Постановления Правительства РФ в сфере ЖКХ. В том числе планировалось отменить до 01 августа 2017 года Правила 170. Вместо них предполагалось дополнить действующие Правила содержания МКД и Минимальный перечень работ 290, а также другие Постановления в сфере управления МКД. Однако судьба данного проекта изменений неизвестна, хотя на официальном сайте Минстроя РФ он имеются.

Правила 170 действуют и обязательны, с точки зрения судов и ГЖН, и их неисполнение даже признают нарушением лицензионных требований на всех уровнях судебной системы и даже ВС РФ. Вот такой атавизм, доставшийся нам с постсоветских времен переходного периода.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: ни одна норма действующего законодательства, будь то Конституция РФ, Закон о Правительстве РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон 184, Положение о Госстрое, сами нормы Правил 170, иные нормативно-правовые акты Правительства РФ, рассмотренные выше в настоящей статье, не позволяют однозначно утверждать, что Правила 170 являются нормативно-правовым актом, который обязателен к исполнению на всей территории России всеми гражданами и юридическими лицами .

Получается, что для исполнения управляющими организациями и применения их надзорными органами при проверках, они обязательны только в случае указания на них в договорах управления.

Применение Правил 170 судами и ГЖН при вынесении решений как обоснование применения мер ответственности также весьма спорно и неоднозначно. Ведь регистрация в Минюсте и официальное опубликование, а также отсутствие иных утвержденных в надлежащем порядке аналогичных НПА, не делают Правила 170 автоматически обязательным для исполнения.

Но как донести все эти указанные доводы до «внутреннего убеждения» судей в процессах, пока неясно… Да и вряд ли это поможет при рассмотрении дел в судах, раз Верховный суд неоднократно высказывал позицию, что Правила 170 - обязательный нормативно-правовой акт и его применение обосновано при вынесении решений нижестоящими судами . Хотя и существует в КоАП РФ принцип, согласно которому «все неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в пользу этого лица», но судам, видно, не с руки о нём вспоминать, ведь бюджет…

Про ГЖН и другие административные органы и говорить нечего: наверное, ни у одной управляющей организации ни разу не было случаев прекращения надзорным органом административных дел за отсутствием состава правонарушения. Это вообще из области утопии.

Даже если они сто раз неправы и в устном разговоре признают это, документально дело будет просто «снято с контроля» или «забыто» (в лучшем случае). А решения и действия никогда не признаются ими незаконными, чтоб, не дай бог, не обвинили в коррупции, как будто её не бывает в наших государственных органах. Может быть, коррупция и не везде есть, но «телефонное право» и «административный ресурс» используются активно на всех уровнях власти и это ни для кого не секрет уже давно.

Остается надеяться, что, возможно, силами нашей Ассоциации управляющих организаций «Бурмистр» и форумчан «Бурмистра», получится содействовать разрешению данной неоднозначной ситуации с Правилами 170, что позволит управляющим организациям не получать штрафы за их неисполнение, раз обязательность применения этих Правил столь сомнительна…

С уважением, Ильмира Носик.

Знание и исполнение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязательно к исполнению должностными лицами. Соблюдение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в 2019 году включает в себя:

  • эксплуатацию домов;
  • обслуживание зданий (многоквартирных);
  • все виды ремонта;
  • выполнение реконструкционных работ объектов жилого фонда;
  • сохранение объектов жилого фонда РФ;
  • содержание домов согласно установленным нормативам и т.п.

Чтобы понять и разобраться в Постановлении Гос. комитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 под № 170 (Москва), а именно эта нормативно – правовая норма определяет правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда в 2019 году, необходимо иметь не просто юридическое образование, но еще и опыт работы в сфере жилищного законодательства. Понимать и различать термины. Уметь применять их к текущей ситуации. Знать какие виды жилого фонда различают, их признаки и отличия. Знать условия и нормы обслуживания не только многоквартирных домов, но и частных, и зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Дежурный консультант портала «ПравПотребитель» поможет разобраться в непонятных для простых обывателей пунктах указанного выше документа совершенно бесплатно.

Обслуживание клиентов специалистами производится в режиме онлайн.

Как любой другой нормативно – правовой акт, постановление Госстроя имеет свою структуру:

  • первая часть всегда рассказывает об общих положениях документа;
  • вторая часть, помеченная римской цифрой 2 – это глава, рассказывающая о том, как организуется и проводится техническое обслуживание объектов жилищного фонда:
    • правила проведения технического осмотра;
    • порядок технического обслуживания;
    • порядок организации работ по текущему ремонту;
    • порядок организации работ по плановому ремонту;
    • порядок тех. обслуживания домов, в отношении которых планируется провести капитальный ремонт;
    • организация работ, направленных на подготовку объектов жилого фонда к сезонным изменениям;
  • третья глава рассказывает о том, как правильно организовать содержание помещений и территории, закрепленной, как общедомовая:
    • про лестничные клетки;
    • про квартиры;
    • про чердаки;
    • про подвалы и помещения технического назначения;
    • уход за внешней составляющей здания;
    • летняя и зимняя уборка придомовой территории;
    • избавление от различных видов мусора;
    • поддержание требований, установленных санитарно – эпидемиологическими службами;
    • уход за растениями, организация работ по озеленению;
  • четвертая глава посвящена проведению технического обслуживания и ремонтных работ:
    • фундамент и стены подвальных помещений;
    • стены зданий;
    • перекрытия;
    • напольные покрытия;
    • перегородки;
    • крыши;
    • световые приборы, дверные и оконные проемы;
    • лестничные пролеты;
    • печи;
    • иные специальные работы;

  • пятая часть постановления посвящена ремонту и обслуживанию систем инженерного назначения:
    • снабжение теплом;
    • отопление;
    • снабжение водой;
    • децентрализованное снабжение теплом;
    • газоснабжение;
    • оборудования для обеспечения работы телевизоров, радио и т.п.;
    • водопровод и отведение канализационных отходов;
    • лифт;
    • мусоропровод;
  • шестая часть рассказывает об особенностях, присущих проведению обслуживающих и ремонтных работ на разных видах территорий:
    • основы;
    • посадочный грунт;
    • засоленный грунт;
    • подрабатываемые территории;
    • районы сейсмической активности;
    • территория вечной мерзлоты;
  • список приложений.

Более подробно познакомиться с данным нормативно – правовым актом можно, скачав его на нашем сайте. Ссылка была указана выше по тексту.

А можно просто задать вопрос консультантам портала «ПравПотребитель» и не тратить время на изучение данного документа или иных документов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере.

Ответ будет дан совершенно бесплатно и именно по той теме, которая наиболее актуальна для вас на данный момент.

Как можно эксплуатировать жилфонд жилья

Согласно этому же постановлению строительного коммитета эксплуатация жилого фонда может происходить в результате осуществления различных действий:

  • управление объектами;
  • поддержание в рабочем состоянии систем инженерного назначения и конструкций объекта жилищного фонда;
  • соответствие указаниям органов санитарного контроля.

Первый пункт из вышеперечисленного списка определяет:

  • действия организационного характера;
  • налаживание и поддержание связей со сторонними организациями/поставщиками;
  • любые взаимоотношения и связи с теми, кто арендует часть внутренней территории здания у владельцев.

Второй пункт из вышеперечисленного списка определяет порядок выполнения определенный видов работ:

  • текущие ремонтные работы;
  • капитальные ремонтные работы;
  • межсезонная подготовка объектов жилого фонда;
  • периодические осмотры всех основных узлов для своевременного определения необходимости ремонта.

Третий пункт из вышеперечисленного списка определяет порядок:

  • уборка комнат, определенных для удовлетворения нужд всех жильцов;
  • поддержание чистоты на окружающем земельном участке;
  • обиход растений, цветов, деревьев.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не являются единственным законодательным актом, регулирующим эту сферу жизнедеятельности. Законодательство в этой нише гораздо более многообразно. Поэтому проще обратиться к юристам с конкретным вопросом, чем штудировать кипу законов.

Определение и виды

Понятие жилищного фонда определяется совокупностью всех домов и зданий, имеющих статус жилого помещения, на территории нашей страны в 2019 году. При этом вид собственности и назначение жилого объекта не имеет значение. Здание в любом случае включается в состав фонда жилья, ели оно признается пригодным для проживания в установленном порядке с изменениями в нормативных актах на 2019 год. В том числе:

  • общежития;
  • категории помещений для проживания, предоставленных переселенцам;
  • здания гостиниц;
  • коррекционные школы и детские дома для детей и/или инвалидов;
  • квартиры для служащих;
  • любые другие объекты, которые числятся в статусе жилого помещения.

  • частный:
    • категории домов и зданий, владельцами которых признаны по закону физические лица (постройка, приватизация, покупка, дарение и т.п.);
    • здания, приобретенные за счет членства в кооперативах (при условии полной выплаты паевых платежей);
    • приобретение зданий и домов в частное владение на иных правовых основаниях;
    • категории домов и зданий, принадлежащих на различных правовых основаниях юридическим лицам;
  • государственный – категории домов и зданий, собственником которых является государство (хозяйственное ведение и оперативное управление осуществляют государственные предприятия и учреждения);
  • муниципальный – категории домов и зданий, собственником которых являются местные администрации (хозяйственное ведение и оперативное управление осуществляют государственные предприятия и учреждения);
  • общественный – собственниками являются общественные организации.

Первая часть постановления, которое утверждает правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, также определяет обязанности физ. и юр. лиц по отношению к обслуживанию домов (также и многоквартирных). А также требования к порядку ведения и хранения технической документации.

Как проводятся ремонтные работы: текущие и по плану

Чтобы поддерживать в нормальном состоянии любое жилье, необходимо о нем заботиться. Привлекаются для ремонтных работ подрядчики, которые занимаются подобной деятельностью. Ремонт может быть плановым и внеплановым. При проведении плановых действий на объекте, график составляется заранее. Незапланированные работы должны осуществляться по мере возникающей потребности. Перечень работ, которые относятся к текущему или капитальному ремонту, утвержден рассматриваемым постановлением Госстроя. Пользователи портала «ПравПотребитель» могут скачать его бесплатно (см. выше).

Период обслуживания жилых зданий в плане проведения текущих ремонтных работ составляет в промежутке между тремя и пятью годами. Время между предыдущим и последующим ремонтами определяется:

  • группой капитальности домов;
  • природных условий;
  • степени износа.

Ремонт систем инженерного назначения осуществляется специалистами предприятий, занимающихся их обслуживанием. Например, канализационные системы будут ремонтировать представители ЖКХ. Если здание в течение следующих пяти лет планируют снести, проведение текущего ремонта осуществляется только на стадии не допущения аварийных ситуаций. Принимать результаты работ должна комиссия в следующем составе:

  • представители предприятия, которое проводило ремонтные работы;
  • представители владельцев квартир этого дома.

Капитальный ремонт проводится только в заранее запланированные сроки. Если в ближайшие десятилетие здание подлежит сносу, капитальное ремонтирование проводится только в целях поддержания установок санитарного контроля. И в целях обеспечения безопасности жильцов.

Жители крупных городов живут среди постоянных источников шума: автомагистраль, стройплощадка, шум заводов и ТЭЦ, гул от разговора людей в общественных местах и т.д. Шумовое загрязнение города – это не только одна из важнейших экологических проблем, но и причина заболеваний нервной системы и других проблем со здоровьем у людей. Придя домой, любой горожанин хочет отдохнуть, провести вечер или выходной в спокойной обстановке, восстановить силы после тяжёлых рабочих будней. Однако часто отдых может быть испорчен шумным застольем у соседей, криком, визгом, нескончаемым ремонтом, громкой музыкой, воем или лаем соседской собаки. Что делать в таком случае? Каков допустимый уровень шума в квартире и какие меры воздействия предусмотрены при нарушении тишины – обо всём этом Вы узнаете из данной статьи.

Закон о тишине в Москве и Санкт Петербурге в 2019 году

Одними из самых первых и наиболее эффективно бороться с недопустимым уровнем шума в многоквартирных домах начали жители Москвы. Столица – крупнейший город в России, развивающийся и строящийся, находящийся в постоянном движении. Выражение «Москва не спит» отражает как нельзя лучше суть жизни этого мегаполиса. В таких условиях отдых человека, от которого зависят его жизнь и здоровье, нуждаются в особой защите.

Скачайте готовое объявление о запрете шума

Объявление о запрете шуметь в МКД Когда понадобится: шум в ночное время суток во всех регионах России запрещен. Также региональные власти могут устанавливать свои требования к соблюдению тишины. В объявлении укажите время, когда можно или нельзя шуметь в вашем регионе. Сообщения разместите на информационных досках в подъездах МКД или разложите в почтовые ящики.

Любой, даже косметический, ремонт в квартире и МКД всегда сопряжен с шумом. Ломают ли межкомнатные перегородки, переносят дверные проемы и меняют окна, монтируют конструкции подвесных потолков, штробят борозды для прокладки коммуникаций – эти и другие работы имеют повышенный уровень шума. В статье вы узнаете, как проводить шумные работы и не нарушить закон.

На законодательном уровне часы тишины в многоквартирных домах Москвы регламентированы двумя нормативными документами:

  • Местным законом от 12.07.2002 № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве»;
  • Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Указанные правовые акты устанавливают классификацию шумов, перечень звуков, допустимых для звучания в МКД днём и ночью, периоды покоя, а также ответственность физических и юридических лиц за нарушение данного законодательства.

В Санкт-Петербурге отдельного законодательного акта о соблюдении допустимого уровня шума не разработано, но ответственность граждан за нарушение спокойствия соседей установлена на основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » и ст. 8 закона от 12.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Правовая основа закона о тишине

Основаниями для введения закона о тишине являются, прежде всего, особенности проживания граждан в многоэтажках: расположение квартир в непосредственной близости друг к другу, наличие общих коридоров и балконов, высокая звукопроводящая способность перекрытий между этажами, а также необходимость ремонта, желание устроить шумный праздник, послушать музыку, посмотреть фильм, неизбежность бытовых выяснений отношений. Однако, не все жильцы задумываются о том, что их жизнедеятельность и звуки, её сопровождающие, могут стать помехой отдыху соседей. А кто-то и вовсе не намерен считаться с мнением окружающих по данному поводу.

В таких случаях и приходит на помощь законодательство, накладывающее административную ответственность на безответственных граждан и защищающее права на тихую жизнь и спокойствие их соседей.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, квартиры, предназначенные для проживания граждан, должны быть безопасными для использования, а именно: достаточными по площади, комфортными по уровню шума, вентиляции, света, влажности, температуре воздуха, радиационному загрязнению, не зависимо от периода использования.

Перечисленные санитарные требования утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96».

Кто контролирует закон об обеспечении тишины и покоя граждан в Российской Федерации?

Поскольку нарушение законодательства предусматривает административную ответственность, то соблюдение закона контролируют сотрудники полиции. Однако не всегда дело может дойти до данной инстанции или ограничиться ей.

Кроме правоохранительных органов воздействовать на нарушителей тишины имеют право:

  • обслуживающая организация (поскольку она несёт ответственность перед жильцами за качество условий проживания, согласно договору управления);
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека;
  • судебный орган власти (конечная инстанция, гарантирующая принятие мер на нарушителя тишины).

Какие действия считаются нарушением тишины и что считается шумом?

Для того, чтобы понять, какие звуки являются запрещёнными для воспроизведения в жилом помещении и когда справедливо требовать их прекращения, обратимся к классификации источников звука ниже.

  • Выстрел из огнестрельного оружия – до 140 дБ;
  • Звук перфоратора, женский визг, громкая музыка – до 120 дБ;
  • Ремонтные работы, звук автомобильной сигнализации – до 100 дБ;
  • Плач ребёнка, крик, шум работающего пылесоса, фена – до 80 дБ;
  • Стиральная машина, телевизор, бытовые электроприборы, храп – до 70 дБ;
  • Спокойный разговор, шум кондиционера, компьютера – до 50 дБ;
  • Разговор шёпотом, тиканье часов – до 20 дБ.

Допустимыми для воспроизведения днём являются звуки, не превышающие 55 дБ, разрешено превышение данного показателя на 5-10 дБ. В ночные часы нарушением считается наличие шумов, превышающих по своему звучанию показатель в 30 дБ.

Временные рамки закона: до какого времени можно шуметь в будние дни и выходные?

На федеральном законодательном уровне единых требований к соблюдению условий тишины в МКД не разработано. Это даёт право каждому субъекту РФ утвердить собственные правила соблюдения покоя. Согласно санитарным требованиям, человеку должен быть обеспечен отдых в ночные часы, а отдельным категориям граждан и в дневное время, что обусловлено устройством нервной системы человека и функционированием его психики. Исходя их этого, условно период жизнедеятельности человека делится на ночной и дневной.

В ночные часы допустимыми являются звуки, не превышающие по своему звучанию 30 дБ, вне зависимости от дня недели.В большинстве регионов к «ночным» часам относится временной отрезок с 23:00 до 7:00 часов, в отдельных субъектах РФ – с 22:00 до 8:00 часов.

Днём также могут быть установлены часы тишины. На этот период распространяются те же требования к уровню шума, что и в ночные часы: издаваемые звуки не должны превышать отметку в 30 дБ. Как правило, этот период совпадает с дневным отдыхом у детей, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся на домашнем лечении и реабилитации: с 13:00 до 15:00 часов.

В остальные дневные часы разрешён уровень шума до 55 дБ. Исключение составляет проведение ремонта новостройках в первые годы после введения МКД в эксплуатацию.

Таким образом, жильцы в многоквартирном доме могут шуметь, в пределах допустимого звукового диапазона, в следующие часы:

  • с 9:00 до 13:00 часов;
  • с 15:00 до 19:00 часов;

Тишина в выходные и праздничные дни

В праздничные и выходные дни категорически запрещается шуметь с 22:00 до 10:00 часов, если это предусмотрено местным законодательством.

Единственным праздником, когда разрешается нарушать тишину в течение всех суток, является Новый год.

В выходные дни нарушение тишины может быть оправдано только следующими причинами:

  • ликвидация последствий от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, катастроф;
  • мероприятия, утверждённые государством или местной властью: спортивные, религиозные, гражданские;
  • работы, обеспечивающие безопасности жизни жильцов;
  • в некоторых регионах РФ разрешено выполнение ремонта в жилых помещениях.

Когда можно и когда запрещено делать ремонт?

Пожалуй, главной причиной нарушения дневного отдыха в МКД является проводимый соседями ремонт. В последние годы значительно выросло число многоквартирных домов, новые кварталы застраиваются в ускоренном режиме и во всех этих зданиях неизбежно выполнение ремонта. Но и в жилье из вторичного рынка ремонт является острой необходимостью, так как чаще всего прежний интерьер уже износился, да и каждый новый жилец хочет организовать квартирное пространство под свой вкус. Поэтому закон о тишине, во многом, помогает урегулировать взаимоотношения между теми, кому ремонт так необходим, и теми, кто от него страдает.

Исключение сделано для новостроек, введённых в эксплуатацию не ранее, чем полтора года назад. В них подобные ограничения не действуют. В ночное время в новостройках запрещено шуметь дрелью или отбойным молотком с 23:00 до 7:00.

Что делать, если соседи нарушают закон о тишине. Как бороться с шумом.

Как уже было сказано выше, граждане ответственны за соблюдение часов покоя, поскольку за нарушение предусмотрена административная ответственность. Органами, контролирующими соблюдение Закона о тишине, являются УК, ТСЖ, Роспотребнадзор, правоохранительные органы, суд.

Если Ваши соседи являются причиной громких звуков, которые мешают сну и отдыху, прежде всего необходимо выяснить причину нарушения тишины, и попытаться договориться мирным путём. Например, внезапный детский плач не входит в перечень источников шума, за которые накладываются штрафные санкции, так как запрет на выражение эмоций ребёнка будет расцениваться как ущемление его прав.

Если договориться с нарушителями спокойствия не получилось, а ситуация неоднократно повторяется, пострадавшие граждане могут обратиться в полицию. Для этого необходимо составить заявление (оно может быть коллективным, если ущемляются права на отдых нескольких граждан одновременно). Если полиция вызывается на место происшествия, заявление может быть составлено на месте. Если обращение в полицию происходит постфактум, к заявлению лучше приложить доказательства в виде аудио-, видео- или фотодокументов, показания свидетелей.

В случае, если правоохранительные органы не помогли урегулированию конфликтной ситуации, следует обратиться в Роспотребнадзор для измерения уровня шума и получения на руки экспертного заключения, которое может быть представлено в качестве доказательства в суде.

При длительном нарушении покоя в запрещённые часы, применении штрафных санкций, пострадавшая сторона может бороться с шумом путём обращения в судебный орган. Доказательной базой будут служить многочисленные заявления в полицию, протоколы об административном правонарушении, аудио-, видеоматериал, копии обращений в управляющую организацию, показания других пострадавших граждан, заключения Роспотребнадзора и других независимых экспертных организаций, а также это могут быть заключения от врача-невролога о нарушении сна и т.д. Уже, рассмотрев обращение, суд может вынести решение о наложении штрафных санкций или в отдельных случаях выселении (для арендаторов жилья).

Ответственность и штрафные санкции за нарушения закона

Несоблюдение Закона о тишине расценивается как административное правонарушение. При первичной жалобе нарушителю будет выписано предупреждение, при повторном и последующих – штраф.

Кодексом об административных правонарушениях РФ для юридических и физических лиц предусмотрены следующие санкции:

  • для граждан при первичном нарушении от 1 до 3 тыс. руб.;
  • для руководителей организаций – от 5 до 0 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

Сумма повторных штрафных санкций может в несколько раз превышать ту, что была выписана в первый раз.