Конспект нод на тему комнатные растения. НОД «Мир комнатных растений. Комнатные цветы

Конспект НОД «Комнатные растения - наши добрые друзья»

Цель: формировать у детей представление о комнатных растениях.

Знакомить как растения размножаются;

Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;

Закрепить названия комнатных растений правила и способы ухода за ними.

Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности по уходу за комнатными растениями;

Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения;

Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям.

Формировать у детей представления о том, что необходимые инструменты, при неумелом обращении могут причинить вред здоровью.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно, характеризовать объект;

Развивать умение слушать, вступать в диалог;

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнять литературный багаж стихами.

Предварительная работа: беседы на тему «Комнатные растения», «Правильный уход за комнатными растениями», наблюдения в уголке природы, изучение картотеки «Комнатные растения», раскрашивание раскрасок на тему «Комнатные растения», отгадывание загадок и чтение стихов на данную тему, дидактическая игра «Чей листок?».

Материал и оборудование: Комнатные растения, лейки, тряпочки, кисточки, палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнки, подготовленные горшочки, земля, совочки, черенки растений.

ХОД РАБОТЫ:

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром к нам в детский сад прилетела фея из «Зелёной службы». Она ходит по всем группам и проверяет состояние «зелёных пациентов», смотрела, как они себя чувствуют: кто здоров, кто болен, выясняет, как дети ухаживают ходил за ними. А о каких «зелёных пациентах» идёт речь, отгадайте загадку:

Воздух очищают

Создают уют.

На окнах зеленеют

И зимой цветут (комнатные растения)

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? (Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход).

Воспитатель: Есть растения светолюбивые: бальзамин, хлорофитум. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения: сансевьерия, плющ обыкновенный. Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья.

Воспитатель: Расскажите, какие правила ухода за комнатными цветами, вы знаете?

Ответы детей: полив, рыхление земли в горшочках, обрезание сухих листьев, опрыскивание и протирание листьев.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь. Если земля влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко. После того, как цветы политы, нужно набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась.

Воспитатель: Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать из пульверизатора водой комнатной температуры.

Ребёнок: опрыскивать растение нужно не только сверху, но и сбоку и снизу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, но если на листьях – пыль, растению дышать будет тяжело, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Воспитатель: Ребята, растения с мелкими листьями моют водой. Кто мне расскажет, как это сделать?

Ребёнок: Горшок с растением нужно поставить в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Фиалку нельзя опрыскивать, её листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляют кисточкой. Поливать фиалку, нужно через поддон.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать к палочкам. Кто подскажет, как правильно надо рыхлить землю?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить по - глубже.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться, но сначала выполним

Физминутку «Комнатные растения»:

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас растёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»).

Воспитатель: Рассмотрите и выберите те растения, которые нуждаются в вашей помощи, определите, какой именно уход нужен для каждого растения, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

Не забывайте, что главное условие в работе - работа славится не торопливостью, а аккуратностью.

Воспитатель:Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?

Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие.

Воспитатель:Что вы делали, чтобы цветы стали такими?

Дети: рыхлили землю, поливали, обтирали листья, опрыскивали.

Воспитатель: Я думаю, что доктор Айболит, из «Зелёной службы»,зайдёт в нашу группу и будет очень доволен ухоженным «зелёным пациентам», которым вы помогли.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что комнатные растения - большие путешественники. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Япония, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань, каланхоэ и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Комнатные растения имеют разнообразные названия (просмотр презентации)

Воспитатель: Ребята, каждый цветок прекрасен по-своему. О комнатных цветах сложено немало стихов, давайте прочтём некоторые из них:

На окне цветочков много,

Только мокрый он один:

Мокрым Ванькой называют

Всем известный бальзамин.

На качелях стебельках

Детки малые сидят,

С высоты на мир глядят.

Мой зеленый хлорофитум,

Удивляет всех подряд.

Саньсевьера, «щучий хвост»,

В южной Африке растет.

Листья длинные в полоску,

Словно щучье хвосты,

Только плавать нам не просто,

Мы не рыбы, а цветы!

Лиловый букет удивленных фиалок

Похож на лиловый закат,

Подобно закату он светит устало

И нежный стоит аромат.

Среди бархата листочков

На окне, ты только глянь,

Распустила гроздь цветочков

красна девица герань.

Воспитатель: Ребята, скажите, из чего можно вырастить комнатные растения? (из семян, луковиц). А ещё их можно вырастить вот из таких веточек с листьями. Эти веточки называются черенками.

Воспитатель: Сегодня мы посадим черенки герани. Будем за ними ухаживать и вырастим красивые растения. И все поэты говорят о том, что герань - нежно любимый цветок, символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт. А еще герань выделяет вещества, убивающие вредные микробы – фитонциды. Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию). Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. Цветки растут «букетиком» - соцветием.

Посмотрите, как нужно сажать черенки. (Показ воспитателя)

Взгляните, на дне горшочка находятся отверстия, чтобы через них стекала лишняя вода.

Я закрываю эти отверстия камушками.

А затем заполняем горшочки готовым грунтом.

Сделаем ямку палочкой, воткнем в землю и прокрутим.

Поместим черенок в углубление в земле.

Землю около черенка прижмем, но не слишком близко к стеблю.

Посаженный черенок польём.

Дети приступают к работе. (Воспитатель следит за выполнением.)

Молодцы! Теперь поставим черенки на подоконник и будем наблюдать за их ростом и отмечать изменения в дневнике наблюдения (показ).

О каких «зелёных пациентах», мы с вами сегодня вели речь?

Какие природные условия необходимые для комнатных растений? Расскажите, какие правила ухода за комнатными цветами, вы знаете?

Чему вы сегодня научились? Черенки, какого растения вы посадили? Как вы думаете, что ещё нужно комнатным растениям? (забота и любовь).

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе по теме « Комнатные растения »

Цели: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними.

Задачи

Образовательные

Уточнение и активизация словаря по теме » Комнатные растения »

- описать, найти и назвать предметы по характерным признакам

Развитие связной речи путем составления рассказа « Уголок природы »

Коррекционные

Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

1. Организационный момент

(Сначала сядут те дети,которые вспомнят названия растений,состоящих из двух слогов. Например: Ге-рань)

1-й реб.: как-тус

2-й реб.: фи-кус

3-й реб.: ге-ран

В:-Теперь сядят те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов.

3-й реб.: фи-ал-ка

4-й реб.:баль-за-мин

5-й реб.: кли-ви-я

В.: -молодцы, вы отлично справились с заданием, садитесь!

2. Сообщение новой темы

В:-Ребята, посмотрите на окна, вы ничего не замечаете? Что у нас стояло на окнах?

Д:-Цветы.

В:-Мы с вами ушли на каникулы, а тетя Катя, которая должна была ухаживать за ними во время наших каникул, забыла про них,и они завяли. Как мы теперь без цветов?Ведь цветы создают уют,c цветами красиво, они выделяют кислород. Что теперь нам делать?

В:- Я придумала! Предлагаю вам сходить в цветочный магазин и купить новые комнатные растения. Вы согласны?

Д:-да!

А) Игра « Магазин цветов »

(Я буду продавцом, а вы покупателями. Вы должны описать растение, но не называть его. Например: Этот цветок имеет укороченный,низкий стебель, на котором располагается много листьев. Листья махровые, овальной формы, светло-зеленого цвета, с розовыми цветами. Я должна угадать и выдать вам растение.)

1-й реб.: -У этого цветка прямой стебель, листья овальной формы, гладкие, большие, плотные,блестящие, темно-зеленого цвета, цветов не имеет. (фикус).

(Отдаю ребенку растение. Он относит и ставит ее на свой столик.)

2-й реб:- У этого цветка прямой стебель, листья с ворсинками, полукруглые, светло-зеленые. Имеет запах. Цветы расположены на длинном стебле на макушке в соцветие. (герань).

(Отдаю ребенку растение).

3-й реб.: -Это растение темно-зеленого цвета, похоже на шар, имеет колючки с красивым красным цветком. (кактус)

(Отдаю ребенку растение).

4-й реб. У этого растения свисающие,длинные,узкие листья с белой полоской. На длинных тонких стеблях свисают крошечные розетки листьев. (хлорофитум)

(Отдаю ребенку растение).

5-й реб.: У этого растения длинные стебли, с острыми листьями и зубчиками по краям, светло-зеленого цвета с розовыми цветами. Это пышное растение. (бальзамин)

(Отдаю ребенку растение).

(Возвращаемся из магазина)

В:-Куда мы с вами ходили? В какой магазин?

Д:- В цветочный.

В:-Что вы там купили?

Д:-Комнатныне растения.

А) Игра « Какой цветок я купил (а) »

В:-Варя,какой цветок ты купила в магазине?

Д:-Я купила в магазине фиалку.

В:-Ваня,что ты купил в магазине?

Д:-Я купил в магазине кактус.

В:-Кристина,что ты купила в магазине?

Д:-Я купила в магазине хлорофитум. И т. д

В:-Сколько комнатных растений вы купили в магазине?

Д:-По одному растению.

В:-А теперь, представьте, что вы купили не одно комнатное растение,а много.

Б) Игра « Один-много »

Фикус-фикусы

Фиалка-фиалки

Хлорофитум-хлорофитумы

Герань-герани

Кактус-кактусы

Бальзамин-бальзамины

Кливия-кливии

В:-А теперь, давайте поставим цветочки на окошко. Теперь у нас стало также красиво, как и раньше.

В) Физминутка « На окне в горшочках »

На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

Поднялись цветочки

К солнцу потянулись, (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки (ладони повернуть вверх)

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, (руки соединить на головой, медленно развести в стороны)

В солнышке утонут.

Г) Рассматривание картины « Уголок природы » и беседа по ней

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи « Комнатные растения »

В:-Посмотрите на картину « Уголок природы ». Кого вы видите на ней?

Д:-Мы видим воспитателя и детей.

В:-Куда они пришли? Что они делают?

Д:-Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

В:-Что делает воспитатель?

Д:-Воспитатель показывает мальчику,как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

В:-Что делают мальчики на заднем плане?

Д:-Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

В:-Что делают девочки?

Д:-Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

В:-Какие растения в уголке природы?

Д:-Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Д)Рассказ по картине « Уголок природы »

В:-давайте составим рассказ по картинке по плану.

Сначала мы расскажем:

1. Кого видим на картинке?

2. Куда они пришли?

3. Что делают (воспитатель, мальчики, девочки)

4. Чем закончим рассказ?

Д:-Раскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

В:-Подумайте одну минуту и начинаем рассказывать.

В:-Варя начнет рассказ, Гриша продолжит, а Лиза закончит. Кристину мы попросим повторить рассказ целиком.

1-й реб.: -На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

2-й реб: Воспитатель показывает мальчику,как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й реб. Растения в уголке природы красивые,потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

В:-Очень хороши, молодцы! А теперь Кристина повторит рассказ целиком.

4. Подведение итогов занятия.

В:- О чем мы сегодня с вами говорили?

Д:-О комнатных растениях.

В:-Для чего нам нужны комнатные растения?

Д:-Для красоты, они создают уют, выделяют кислород.

В:-Оценка работы детей.

Программные задачи:
1. Уточнить знания о комнатных растениях
2. Систематизировать знания об уходе за комнатными растениями
3. Закрепить названия растений
4. Развивать мыслительную деятельность
5. Воспитывать бережное отношение к живой природе

Материалы: Изображения комнатных растений, разрезные картинкиВоспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Здесь изображены фиалка, традесканция, хлорофитум, цикламен, бальзамин, герань, сансевьера.

Как можно назвать все это одним словом?
Дети: Комнатные растения
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на картинки повнимательнее и определите, какие из этих комнатных растений есть в нашей группе? (дети определяют)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А почему эти растения называются комнатными?
Дети: Потому, что они растут в горшках в помещениях
Воспитатель: А у кого-нибудь из вас есть дома комнатные растения? Какие?
Ответы детей

Воспитатель: Здорово! Кто знает, как растет растение?

(Вызывается один ребенок, рассказывает о произрастании растения по алгоритму)


Воспитатель: Что необходимо комнатным растениям?
(Вызывается один ребенок, рассказывает о том, что необходимо для роста растений)


Воспитатель: Хорошо! А кто знает, как нужно ухаживать за растением?
(Вызывается один ребенок, рассказывает об уходе за комнатными растениями по картинкам)


Воспитатель: Молодцы! Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» . Вам нужно найти из нескольких предметов те, которые связаны с комнатными растениями и уходом за ними.
(Детям предлагаются изображения разных предметов, из которых они выбирают нужные)


Воспитатель: давайте сравним, чем похожи и отличаются растения (мы сравниваем фиалку и Сансевьеру):
- по размеру
- по цвету и форме листьев
- по наличию цветения
- по поверхности листьев

Воспитатель: Отлично, пришло время отдохнуть и подвигаться

Физминутка «Наши красные цветки»
Наши красные цветки
Распускают лепестки
(плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(качание руками влево - вправо)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(присели, спрятались)
Головой качают,
(движение головой влево – вправо)
Тихо засыпают.

Воспитатель: Вы молодцы, присаживайтесь за столы, на столе у вас лежат конверты с разрезными картинками, предлагаю вам собрать свое растение и назвать его. (Дети садятся за столы, собирают разрезные картинки и каждый называет свое растение)
Примеры разрезных картинок:




Воспитатель: Спасибо, ребята за отличную работу!

Образовательные области: Художественное творчество, Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье.

Цель: продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе, рисовать красками.

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; растение сажают в горшок с землей. Закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
  2. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями.
  3. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.

Словарь: комнатное растение, садовые цветы, лейка, цветущее растение.

Предварительная работа : беседы о комнатных растениях; уход за комнатными растениями: поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев.

Оборудование:

  • Коробка-посылка, в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке;
  • Комнатные растения;
  • Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук;
  • Отросток Хлорофитума;
  • Горшок, земля;
  • Карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов;
  • Герой-Фея;
  • Дидактическая игра «Растения»;
  • Гуашевые краски коричневого и зеленого цветов, кисточки, стаканчики с водой, белый лист бумаги, подставки для кисточек, салфетка.

Ход занятия

Дети входят в группу:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

На столе лежит коробка-посылка (на коробке наклейки с героями мультфильма), в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке. Рядом сидит Фея-Звездочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Фея-Звездочка, ты не знаешь, откуда она взялась? Не знает. Как вы думаете, от кого эта посылка? И я не знаю. Хотите посмотреть, что в ней? Но чтобы узнать, что в коробке, нужно отгадать загадки.

  • Без рук, без ног, но двигается,
    Дышит, но не говорит,
    Питается, а рта нет. (Растение.)
  • На окнах растут – людям радость несут. (Комнатное растение.)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что в посылке? (Комнатное растение.)

Дети открывают коробку, а там не живое комнатное растение, а фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке.

Воспитатель : Фее-Звездочке тоже интересно, что это. Там, где она жила, нет комнатных растений. А жила она в магазине. Вокруг было много интересных вещей, но это были неживые вещи. Что продают в магазине? ФЗ совсем не умеет ухаживать за цветами и просит, чтобы мы ее научили. Поможем? Давайте вместе с ФЗ посмотрим, какими бывают комнатные и садовые растения. (Демонстрация изображений.)

Дидактическая игра.

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете растения, кроме комнатных? (садовые.) Вы умеете их различать? На одном стуле – клумба, на другом –цветочный горшок. На полу лежат карточки с изображением розы (садового цветка) и комнатного цветка в горшке. Мальчики собирают изображения комнатного цветка в горшок, а девочки -розы на клумбу.

Беседа о комнатных растениях.

Дети проходят в уголок природы.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения уголка природы и показывают их.)

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (Ухаживать за комнатным растением.) Давайте расскажем ФЗ, как мы ухаживаем за растениями.

Трудовая деятельность.

Воспитатель: Ребята, мы с вами недавно положили отростки Хлорофитума в стакан с водой. Для чего мы это сделали, Василиса? Посмотрите, какие корни пустил маленький отросток Хлорофитума! Пришло время посадить его в горшок. Мы положим туда земли для комнатных растений, сделаем небольшую ямку и посадим в нее росток. Засыпем его землей у основания и польем водой. Растение еще не окрепло, поэтому мы будем ухаживать за ним каждый день. Оно обязательно вырастет! Давайте подарим ФЗ много Хлорофитумов, чтоб в ее комнате воздух был свежим и чистым. Сядьте за столы, подружите ножку стула с ножкой стола, выпрямите спинки. Я покажу, как рисовать комнатное растение – хлорофитум. Сначала мы нарисуем цветочный горшок коричневой краской, а затем и сам цветок -зеленой.

Физкультминутка.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки. (Плавное раскрывание рук.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Помахивание руками над головой.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавное опускание рук.)
Тихо засыпают,
Головой качают.

Приступайте к работе. Очень аккуратно нарисовала цветок Лиза, красиво получилось у Кати и т. д.

Заключение.

Ребята, вы нарисовали красивые цветы. ФЗ говорит вам: «Спасибо!». Так какой цветок лежал в посылке? Как мы будем сажать цветы? Для чего мы выращиваем растения дома?

Конспект НОД в средней группе: «Комнатные растения. Фиалка в горшке »

Цели:

Образовательные:

Формировать представления детей о комнатных растениях.

Познакомить детей с растениями, которые растут в группе детского сада.

В процессе создания композиции «Фиалка», учить передавать в рисунке характерные особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей.

Закрепить навыки работы с акварелью и фломастерами.

Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать чувство цвета и композиции в листе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской и художественной деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы и оборудование: комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления, альбомный лист ФА-4, кисти белка, акварельные краски, простой карандаш, стирательная резинка, фломастеры, салфетка для кисти, баночка с водой.

Иллюстрации с изображением комнатных растений: Алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань, бегония, фиалка, кактус и др.

Организация развивающей среды: пополнить уголок изо - деятельности картинами с изображением комнатных растений, раскрасками. Пополнить уголок природы альбомом «Комнатные растения». Пополнить книжный уголок стихами и загадками о комнатных растениях.

Планируемые результаты: интерес к информации, которую воспитанники получают во время общения, интересуются играми, изобразительной детской деятельностью (рисование фиалки в горшке)

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами познакомимся с комнатными растениями, которые находятся в нашей группе и нарисуем в конце занятия красивое растение - фиалку. Комнатные растения являются украшением помещения, создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей.

Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже представить себе не можем жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов.

Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе.

Воспитатель показывает комнатные растения и называет их: алоэ, каланхоэ, фикус, бальзамин, герань, кактус, фиалка, гортензия и др.

Воспитатель указывает на растения и показывает детям, где находится в растениях корень, стебель, листья, цветы.

Обращает внимание на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.

Воспитатель: Дети, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Давайте побеседуем об уходе за комнатными растениями.

Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями?

Дети: Их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.

Воспитатель: Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Живое – неживое»

Дети встают в круг. Воспитатель стоит в середине, кидает каждому мячик, произнося существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч обратно воспитателю. Например:

Плита (неживое)

Фиалка (живое)

Диван (неживое)

Цветок (живое)

Алоэ (живое)

Лейка (не живое)

Воспитатель: Живые ли комнатные растения?

Да потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать.

Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, даже погибают. Растения любят добрые руки, ласковые слова.

Воспитатель: Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы?

(Ответы детей)

Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой.

Ребята, сегодня рано утром почтальон принес для вас конверты, откроем их вместе и посмотрим, что же там находится. Загадки. Давайте отгадаем?

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно.

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

(Кактус)

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(Фикус)

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(Плющ)

9. Лист с горбочком,

желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ)

Внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе. Какой уход требуется для них сейчас? (Дети осматривают растения и отмечают на вопрос.)

Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления земли.

По окончании работы по уходу за растениями детьми воспитатель продолжает: Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним доктором.

Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк.

Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Посмотрите ребята какой красивый цветок у нас стоит, на нас любуется. Это самая непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки.

Фиалка - цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать 2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода.

Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.

Есть много легенд о происхождении фиалки. Одна из них гласит о том, что этот цветок вырос из слёз благодарного Адама, когда архангел Гавриил сказал ему о прощении грехов первому человеку.

Согласно со славянской легендой о фиалках (анютиных глазках) - в трёхцветных лепестках цветка отражаются доверчивые, голубые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от которой уехал ее любимые, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.

Три лепестка фиалки символизируют надежду, удивление и печаль.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

А теперь поиграем в другую игру, проверим насколько вы внимательно запоминаете изображения комнатных растений на картинках.

Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом предлагает детям отвернутся, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого растения не стало.

Затем, воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках, обращает внимание детей на внешний вид растения: низкий кустик из плотных круглых и овальных листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Существует множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-кружевная)

Воспитатель: Ну а теперь мы сделаем себе подарки, нарисуем прекрасный цветок - фиалку в горшке.

Я предлагаю нарисовать фиалку, используя в качестве материала акварельные краски и специальные листы для акварели, как у настоящих художников.

Устное объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения простым карандашом.

3. Выполняем работу в цвете.

4. Когда работа будет завершена и акварельные краски высохнут, можно фломастером подчеркнуть контуры цветка и вазы для большей выразительности.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем на ваш выбор цветом цветы, зелёным зелёные листья.

Воспитатель: Разукрашиваем горшочек и фон разными цветами (теплым и холодным) .

Педагог показывает приемы изображения фиалки в вазе акварельными красками: сначала рисуется ваза, потом куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками друг к другу.

Прорисовываем мелкие детали лепестков, зелёные листья. Контур рисунка обводим фломастером нейтрального цвета (коричневым, зеленым). Дети каждый этап работы над картиной последовательно повторяют за воспитателем.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете? Какие цветы называют домашним доктором? (Ответы детей)

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

Дети: Фиалка.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас красивые стихи о фиалках, поучите дома с родителями, и нам потом с выражением расскажете:

1. Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

2. Где фиалка, мой цветок?

Прошлою весною

Здесь поил ее поток

Свежею струею?.

Нет ее; весна прошла,

И фиалка отцвела.

3. Лесная фиалка

Зимние морозы

Солнышко прогнало.

Хрупкая фиалка

На полянке встала.

К солнцу синий венчик

Тянется упрямо.

Первую фиалку

Я сорву для мамы.

4. На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмёт.

У вас замечательные получились фиалки.

Потрудились вы сегодня на отлично! Молодцы!

А сейчас мы с вами организуем выставку ваших работ, пусть родители и сотрудники детского сада тоже полюбуются, глядя на наши красивые фиалки и настроение у них будет замечательное!

Литература: Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. Автор-составитель З. А. Ефанова. Издательство «Учитель» Волгоград 2012 г.