Картотека прогулок в подготовительной группе осенью. Конспекты осенних прогулок для подготовительной группы. Наблюдение за черникой

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Основные этапы прогулки:

1. Наблюдения в природе.

2. Подвижная игра.

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

4. Сюжетно-ролевая игра.

5. Трудовая деятельность на участке.

Выносной материал : мячи, цветные мелки, оборудование для игр с песком, метлы, грабли, мешки для мусора.

Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ

1. Наблюдения в природе.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.

Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).

Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).

А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).

Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:

  • Гром в сентябре - к теплой осени.
  • Поздний листопад - к суровой зиме.
  • От осени к лету поворота нету.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Холоден сентябрь да сыт.
  • Октябрь то плачет, то смеется.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • В ноябре зима с осенью борются.

А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:

1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья….. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).

2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая)

3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья)

Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы:

  • Много рябины уродилось - осень будет дождливая.
  • Облака идут низко - ожидай стужи.
  • Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной вверх - к зиме холодной.

Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра ).

Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей ).

2. Подвижная игра.

Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.

Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. (Предлагаем на выбор игры «Мышеловка», «Третий лишний», «Ловишка», «Найди себе пару» ).

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств. Одна подгруппа выполняет математические задания (можно использовать мелки), вторая подгруппа играет с мячом в «Вышибалы» или выполняет упражнения с мячами индивидуально или в паре.

4. Сюжетно-ролевая игра выбирается по желанию детей.

Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению. («Кафе-мороженое», «Строители крепости»).

5. Трудовая деятельность на участке.

Цель: учить детей работать с инструментами (грабли, метла), учить работать в коллективе, помогать друг другу; ценить свой труд и труд своих товарищей, учить договариваться по спорным вопросам; уметь видеть и ценить результаты своего труда; уважать труд дворника.

Ребята, посмотрите, сколько листьев у нас на участке. Давайте наведем здесь порядок. (Раздать детям инструмент, дать конкретное задание. Подвести итоги работы, похвалить детей за старание и трудолюбие).

А теперь для всех, кто работал и устал, час обеденный настал!

(Организованный уход в группу ).

Виктория Татурина
Прогулка ноябрь, подготовительная группа

Прогулка Ноябрь 1 неделя

1. Наблюдение за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей» ).

2. Наблюдение за камнями. Цель : формировать представление о камнях как части не­живой природы.

3. Наблюдение за ветром. Цели : продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

4. Наблюдение за перелетными птицами. Цели : расширять представления о перелетных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам.

5. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель : учить различать грузовой транспорт, знать его на­значение и применение.

Трудовая деятельность

Уборка участка от веток и камней. Цель

Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке. Цель : формировать умение и желание работать сообща.

Сбор семян растений в разные пакеты. Цель : закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Уборка участка. Цель : продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

«Сбор природного материала» . Учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять и воспитывать трудолюбие и ответственность.

Подвижные игры :

«Попади в обруч» Заучивание считалки «Красный шар у нас один» .

Учить детей запоминать считалку, активизировать в речи названия цветов. Учить принимать исходное положение, выполнять замах и бросок, регулировать его силу и направление. Развивать глазомер, повышать подвижность плечевых суставов.

Игра с пением «Уж как по мосту, мосточку» , русская нар. песня. в обработке А. Быканова Способствовать развитию творческой активности детей в музыкально- инструментальной деятельности, учить двигаться ровными шеренгами, учить выполнять притоп.

«Удочка» Учить детей при помощи считалки выбирать водящего, самостоятельно организовывать игру. Учить выполнять прыжки, ориентируясь на действия водящего, других игроков. Развивать ловкость, способность распределять внимание.

Игра-эстафета : «Веселые соревнования» .

Упражнять в координационном беге, учить по ходу движения выполнять задания ведущего, формировать умение быстро и правильно выполнять команды. Развивать способности распределять внимание, творчество двигательной деятельности.

2 неделя ноября .

Наблюдение за воробьем осенью. Цели : продолжать закрепление знаний о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени; активизировать внимание и память.

Наблюдение за голубями. Цели : продолжать закрепление знаний о птичьем мире;

уточнять, чем питаются и где живут птицы, как чело­век ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Наблюдение за тополем. Цель : формировать представление об осеннем тополе.

Наблюдение за сезонными изменениями. Цели : формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи) ; закреплять знания о солнце (светит, но не греет) .

Наблюдение за первым снегом. Цель : учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели : учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам; воспитывать положительное отношение к труду.

Сгребание листьев в кучи и их уборка. Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

Уборка мусора на участке. Цель : воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

развешивание кормушек на территории детского сада. Цели : учить выполнению трудовых действий.

Утепление снегом корней деревьев. Цель : закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижные игры

«Перелет птиц» . Цель : учить выполнять действия по сигналу.

«Летают, прыгают, плавают» . Цели : упражнять детей в беге. закреплять названия рыб, птиц, зверей.

«Огородники» , «Горелки» . Цель : упражнять в беге по сигналу воспитателя.

«Ловишка» , «Бездомный заяц» . Цели : упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

«Раз, два, три - беги!» Цель : развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч» . Цели : упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.

Упражнение на развитие равновесия. Цель : учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Прыжки на одной ноге. Цель : упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

«Сбей кеглю» . Цели : учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.

3 неделя ноября .

Наблюдение за водой. Цель : формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

Наблюдение за собакой. Цели : учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стрем­ление помогать в трудных условиях.

Наблюдение за снегопадом. Цели : уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении - снегопаде.

Наблюдение за пешеходом. Цель : закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями. Цель : формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия) .

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада. Цели : закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель : воспитывать бережное отношение к природе.

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур. Цель : учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Уборка на участке. Цель : учить трудиться сообща, распределять между собой обязанности

Сбор снега в кучу для постройки горки. Цель : продолжать работать сообща.

Подвижные игры

«Пас» , «Холодно - горячо» . Цели : упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги; добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

«Мы - веселые ребята» , «Затейники» . Цель : учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

«Стая» , «Светофор» . Цели : развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.

«Ворона - воробей» . Цели : учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве.

«Перебежки» , «Догони пару» . Цель : упражнять в беге через препятствия.

Индивидуальная работа. Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель : воспитывать выносливость.

Развитие движений. Цель : закреплять навыки метания предметов на дальность

Развитие движений. Цели : совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;

развивать глазомер, координацию движений, ловкость; формировать позитивное отношение к физическим упражнениям.

Прыжки в длину с места. Цели : упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами; совершенствовать координацию движений.

4 неделя ноября .

Наблюдение за вертолетом. Цели : закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота.

Наблюдение за снегом и льдом. Цели : закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Наблюдение за связью явлений в природе. Цель : продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Наблюдение за сорокой. Цели : развивать логическое мышление; формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях; расширить представления о перелетных птицах; знакомить с народными приметами о птицах.

Наблюдение за одеждой взрослых и детей. Цели : продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть, появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище); закрепить знания о классификации одежды по сезонам.

Трудовая деятельность. Уборка участка. Цель : закреплять умения работать сообща.

Уход за растениями, растущими на участке. Цель : формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Уборка участка от мусора, опавшей листвы и веток.

Вместе с воспитателем собрать листву вокруг деревьев. Напомнить, для чего это надо делать.

Подвижные игры. «Самолеты» . Цель : упражнять в беге со словами. «Жмурки» . Цель : учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

«Волк во рву» , «Мышеловка» . Цели : учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно; развивать быстроту, ловкость, выносливость.

«Шоферы» . Цели : учить придумывать различные действия и изображать их; рассказывать о воображаемых событиях.

«Кот на крыше» . Цели : развивать ритмичную, выразительную речь; автоматизировать произношение звука «Ш» в связном тексте; координировать движения.

Индивидуальная работа. «Перейти речку» . Цель : упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Лазанье. Цели : развивать координацию движений; воспитывать смелость, решительность.

Конспект прогулки с детьми подготовительной группы на тему: «Осень золотая».

Цель:

1.Обобщить и систематизировать знания детей об осени (закрепить понятия: ранняя, золотая, поздняя);

2.Показать детям многообразие красок золотой осени.

3.Способствовать развитию познавательного интереса.

4.Закреплять знания признаков осени, названий деревьев, определять цвет осенних листьев.

5.Учить составлять предложения из трёх и более слов.

6.Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.

7.Привлекать детей к уборке на участке и уборке инвентаря после игр.

8.Развитие мелкой моторики рук, тренировка и закрепление двигательных навыков.

Ход прогулки.

1.Наблюдение.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Какое сейчас время года? (осень) . Послушайте стихотворение и скажите, о какой осени в нем говориться?

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
(о золотой)

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? (Стало холодно; люди одели тёплую одежду; птицы улетели на юг; в полях убрали урожай, листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди).

Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень. Давайте немного пройдёмся и посмотрим какого- же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Они ещё зелёные ). Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые. ) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Ребята, какое дерево растёт прямо перед нами? (Рябина. )

Какого цвета листья на этом дереве? (Красного .)

Воспитатель: Какая красивая, разноцветная осень! Всю землю покрыли жёлтые, зелёные и красные листья, побродим по ним и послушаем. Что вы слышите? Они сухие и лёгкие, шуршат под ногами. А теперь посмотрим все наверх и понаблюдаем, может нам посчастливиться увидеть, как жёлтый листочек отрывается и, кружась в воздухе, медленно летит на землю. А если подует ветер посильнее, то много- много листьев с шуршанием полетит на землю. Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт М. Ивенсен:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Время, когда с деревьев падают листья, называется «листопад». Само слово говорит за себя, листья падают.

2. Игра «Листопад».

Ход игры:

Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.

Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки.

Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.

Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют ).

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке ).

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

А теперь все листочки летите ко мне.

3. Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Листья лёгкие, вот поэтому они летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим так ли это? Найдите себе по красивому листочку. (Каждый ребёнок называет цвет и величину своего листочка. ) Сейчас мы положим листочки на ладошку и по моей команде подуем на них. Сначала посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе, не надували щёки на выдохе.)

ВЫВОД: Лист летит, он лёгкий.

4. Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход игры
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Желтеют (
листья )
Моросит (
дождь )
Дует
(ветер )
Вянет
(трава )
Опадают (
листья )
Льет (
дождь )
Улетают (
птицы )
Созревают (
овощи, фрукты )
Собирают (
урожай )

4. Трудовая деятельность.

Сбор листьев. Уточнить с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети. Предлагаю еще один конкурс «Кто выложит из листьев самую длинную дорожку?» Награждение золотыми листочками березы.

5. Индивидуальная работа по развитию движений:

«Перепрыгни через овраг» (прыжки в длину с места, расстояние 30-40 см).

6. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке:

— Нельзя ломать ветки, рвать растения.

— Нельзя брать и кидать палки, камни.

— Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.

— Нельзя лазить по деревьям и заборам.

— Играть на виду у воспитателя.

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей. )

— Что такое листопад?

— Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?

Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.

Юлианна Тропина
Конспекты осенних прогулок для подготовительной группы

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М. Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т. д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая, полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра, на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв. игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

Дети с низкой двиг. активностью: «Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра «По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др., в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.

Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность.

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т. д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг. активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв. игры:

Русская нар. игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т. д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв. игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа.

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

Дети с высокой двиг. активностью «Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

Дети с низкой двиг. активностью «Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки, поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Подготовительная к школе группа.

(Баданина О.П., Тропина Ю.Н., Петухова Е.В.)

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М.Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т.д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая), полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра), на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв.игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

«Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

«Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра « По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др.), в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.
-Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность .

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа .

Дети с высокой двиг.активностью: « Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т.д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг.активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв.игры:

Русская нар.игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т.д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв.игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа .

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

«Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

«Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки…), поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Декабрь

«Здравствуй, гостья-зима!»

Наблюдение

Снегопад.

Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе,

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

Воспитатель спрашивает детей, откуда идет снег. Объясняет, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Загадать загадку:

Белая, узорчатая,

Звездочка- малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке».

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. Когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.

Предложить детям слепить снежок. Получится или нет. Почему?

Экспериментальная и трудовая деятельность «Украсим елочку»

Цель: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

В.напоминает о предстоящих новогодних праздниках и предлагает украсить елочку на участке необычными игрушками – из воды. Вопросы детям:

Можно ли из воды сделать игрушки?

Каким образом?

Могут ли игрушки быть цветными?

Что можно использовать для формы?

Дети высказывают свои предложения, совместно с воспитателем определяют порядок действий: налить воду в емкость, добавить краску, подготовить формочку, налить в нее воду, опустить туда нитку, оставить на холоде. (После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть готовую игрушку.)

Игровая деятельность

Подв. игры: «Охотники и зайцы», «Снежная карусель» Цель: упражнение в беге с увертыванием, с изменением скорости.

Сюжетно-рол.игра «На Северном полюсе». Цель: применение знаний детей в игровой деятельности.

Индивидуальная работа.

Дети с низкой двиг.активностью: «Кто быстрее на лыжах до дерева» Цель: отработка скользящего шага.

Дети с высокой двиг.активностью: «У кого больше попаданий». Цель: упражнение в метании в горизонтальную цель.

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Ходьба на лыжах, катание друг друга на санках.

Январь

«В январе, в январе много снега на дворе…»

Наблюдение за трудом взрослых .

Экскурсия на улицу города.

Цель: закрепление правил поведения на улице, расширение знаний детей о профессиях.

Вопросы детям:

Где лежит на улице снег?(На проезжей части дороги, на тротуарах, возле домов)

Где именно снега больше, где меньше? Почему?

Кто очищает от снега тротуары возле домов, магазинов?

Кто очищает от снега тротуар возле вашего подъезда?

Что делает дворник зимой?

Кто убирает снег с проезжей этой части дороги. Тоже дворник? Почему?

Кто видел снегоуборочную машину на улицах?

Как она убирает снег?

Куда увозят снег самосвалы?

Зачем надо увозить снег с улиц?

Обратить внимание, сколько места на дороге для проезда машин.

Если бы снег не увозили с проезжей части, как бы и где могли ездить машины? Это опасно? Почему?

Возвращение на участок. Воспитатель обращает внимание детей на снежные кучи, которые появляются при чистке участка от снега.

Труд «Строим снежный город»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности.

Вопросы детям:

Что можно вылепить из снега?

Почему это возможно? (Снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму.)

Что необходимо сделать для того, чтобы постройки были более прочными? (добавлять в снежную массу воду).

Какие орудия понадобятся для строительства? (лопатки, совки, ведра)

Все вместе определяют место для постройки, строят «город».

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

«Как согреть руки?»

Цель: выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Воспитатель предлагает надеть на руки разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной руке тепло, а другой прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в обеих варежках рукам стало жарко). Воспитатель предлагает обратной стороной варежки потереть замерзшую щеку или нос и выяснить, что почувствовали (щеке сначала тепло, потом горячо). Дети делают вывод, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Игровая деятельность:

Игры-эстафеты:

Цель: развтие чувства коллективизма, товарищества, умения подчиняться общим правилам.

-«Кто быстрее?» (бег, опираясь на санки)

-«Пробеги по лабиринту» (ловкость, умение изменять направление движения)

- «Детский биатлон» (на одной лыже добежать до мишени, попасть в нее снежком)

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг.активностью «Сделай меньше шагов». Цель упражнение в ходьбе на лыжах. Задание: пройти дистанцию 10м за меньшее количество шагов.

Дети с низкой двиг.активностью: «Скольжение по ледяным дорожкам ». Цель: упражнение в равновесии.

Самостоятельная деятельность.

Цель: реализация полученных двигательных навыков в самостоятельной деятельности.

Катание с ледяной горки, на санках, снегокатах, ходьба на лыжах, хоккей.

Февраль.

«Дуют ветры в феврале…»

Наблюдение за ветром.

Цель: расширение знаний детей о природных явлениях, развитие любознательности.

Загадка: Ветки ломает,

Снег поднимает.

Слышишь его,

Но не видишь.

Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям, что сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы. Это явление называется поземкой. Февраль – месяц ветров и метелей.

Экспериментальная деятельность : «Почему шарик сморщился?».

Цель: выявление сужения воздуха при охлаждении и расширения при нагревании.

Воспитатель предлагает детям вынести на улицу воздушные шары, которые надували вместе в группе. Дети наблюдают, как на морозе шарики из плотных и гладких быстро превращаются в сморщенные.

Делают вывод, что при охлаждении воздух уменьшается в объеме, сужается, поэтому и шары становятся сморщенными.

После прогулки шары дети уносят в группу и наблюдают, как они снова приобретают прежнюю форму: воздух в шариках согрелся и увеличился в объеме, расширился.

Труд : «Расчистим снежные постройки»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности - подготовке площадки для игр.

Воспитатель обращает внимание детей на слой выпавшего снега. Предлагает всем вместе убрать снег с дорожек и построек, чтобы можно было играть. Дети самостоятельно готовят орудия труда (лопатки, метлы), решают, куда сгребать снег, что можно будет слепить из новой снеговой кучи.

Игровая деятельность.

Сюж.-ролевые игры с использованием снежных построек.

Подв.игры : «Круговорот»

Цель: упражнение в ходьбе, беге, действии по сигналу, развитие внимания, координации движений.

«Белые медведи»

Цель: упражнение в беге с увертыванием от ловящих.

Индивидуальная работа

Для детей высокой двиг.активности: ходьба на лыжах со сменой темпа передвижения по сигналу (развитие внимания).

Для детей с низкой двиг.активностью: упражнения на ледяном кольце (равновесие, прыжки на двух ногах).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

Поощрять самостоятельные игры с лыжами, санками, на ледяном кольце.

Март

«Вода, вода, кругом вода…»

Наблюдение.

Цель: развитие представления детей о различных состояниях воды, воспитание бережного отношения к природе.

Предложить детям найти воду на участке детского сада.

Загадки:

Растет она вниз головой,

Растет не летом, а зимой. (Сосулька)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь –

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

Его просят, его ждут,

А как придет – прятаться начнут. (Дождь)

Дети совместно с воспитателем находят общее между сосулькой, снегом и дождем, делают логический вывод, что все это – разные состояния воды.

Игр.упражнение «Не ошибись» (развитие внимания): на слова ведущего «лед» - дети крепко держатся за руки, «вода» - ставят руки на пояс, «пар» - разбегаются по всей площадке.

Обсудить с детьми вопрос, для чего человеку, растениям и животным нужна вода. Отметить, что без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – несколько дней. Сделать вывод, что воду нужно беречь, заботиться о сохранении чистоты рек и озер.

Опытная деятельность: увеличение объема воды при замерзании.

Накануне дети с воспитателем налили в одинаковые пластиковые бутылки равное количество воды. Одну бутылку оставили на веранде, а другую – в группе. Дети рассматривают пластиковую бутылку, поставленную на веранде, сравнивают с такой же, принесенной из группы. Делают вывод, что при замерзании объем воды увеличивается.

Трудовая деятельность «Помощники»

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения предвидеть и избежать возможную опасность. По предложению воспитателя дети посыпают песком скользкие участки на дорожках.

Индивидуальная работа

Дети с высокой двиг.активностью:

«Проведи шайбу между кеглями» (развитие внимания, глазомера, точности движений).

«Следопыты» (умение ориентироваться по карте-схеме).

Дети с низкой двиг.активностью: «Кошки-мышки» (подлезание под шнур, бег).

Игровая деятельность

Подв.игры:

«Третий лишний» (развитие быстроты реакции, упражнение в беге).

«Полоса препятствий» (развитие ловкости, совершенствование основных видов движений)

Сюж.-ролевая игра «Путешествие в столицу» (закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие воображения, творчества).

Самостоятельная деятельность : развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Апрель

«Весна, весна на улице…»

Наблюдение.

Цель: углубление представлений детей о птицах и их потребностях, развитие наблюдательности, воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение:

Вы слышали песенку, звонкое чудо?

Она прилетела, я знаю, откуда:

Из дальних краев вместе с первым лучом,

И в ней говорится, я знаю, о чем!

А в ней говорится, а в ней говорится,

О том, что проснулись веселые птицы,

И ветер взлетел на верхушку сосны.

Я знаю, что это – подарок весны!

Вопросы детям:

Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Каких птиц мы видели на участке детского сада и в какое время года?

Чем весной заняты птицы?

Как люди помогают птицам?

Воспитатель предлагает детям вспомнить и загадать друг другу загадки о птицах.

Дид. упражнение «Чем похожи, чем отличаются» - сравнение грача, вороны, галки.

Труд «Поможем птицам».

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к живой природе.

По предложению воспитателя дети кладут на кормушки для птиц лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату.

Индивидуальная работа.

« Кто самый меткий» - метание в горизонтальную цель. Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера.

Дети с высокой двиг.активностью: игра в бадминтон (обучение правилам игры, развитие внимания).

Дети с низкой двиг.активностью «Догони обруч» (умение прокатывать обруч вперед и назад, упражнение в беге).

Игровая деятельность.

Игра «По загадке и отгадка» Цель: обогащение выразительности движений.

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Подв.игры:

Русская народная игра «Птицелов»:

Цель: закрепление знаний о птицах, действие в соответствии с текстом, развитие внимания.

Играющие выбирают птиц, крику которых они могут подражать. Дети собираются в круг, в центре которого стоит Птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг Птицелова и произносят нараспев:

В лесу, в лесочке, на зеленом дубочке

Птички сидят и с тревогой вдаль глядят:

«Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте. Птицелов указывает на одного из детей. Ребенок подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает, что это за птица, называет ее имя и имя игрока, и тогда играющий становится птицеловом.

«Воробьи – вороны».

Цель: развитие быстроты реакции, упражнение в беге из разных исходных положений.

«Ловишки парами»

Цель : развитие ловкости, умения менять скорость и направление движения.

Сюж.-ролевая игра «Мы – земляне».

Цель: развитие представлений детей об устройстве Вселенной, воспитание любознательности, развитие воображение и творчества.

Самостоятельная деятельность.

Цель: поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами.

Май.

«Здравствуйте, бабочки!»

Наблюдение за бабочками .

Цель: пробуждение в детях эмоционального отношения к животным, подведение к пониманию бережного к ним отношения.

Загадки:

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То закроет, то раскроет расписные крылья. (бабочки)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

Наблюдение бабочек крапивниц, рассматривание иллюстраций с изображением ярких бабочек.

Вопросы детям:

Каких бабочек вы знаете?

Каких бабочек можно увидеть весной на нашем участке?

Чем нравятся вам бабочки?

Что вы сделаете, когда увидите такую бабочку на лугу?

Вы ловили когда-нибудь бабочек?

Воспитатель объясняет детям, что бабочки не могут жить, побывав в руках у людей. На их тонких крылышках есть мелкая «пыль» - особые чешуйки. Она стирается даже при легком прикосновении. Кроме того, для полета бабочки очень важны два передних крылышка. Они очень нежные, легко повреждаются. Со сломанным крылом бабочка далеко не улетит. Так стоит ли ради минутного удовольствия губить бабочку? Лучше пусть она летает, переносит пыльцу с цветка на цветок, собирает нектар. Если мы будем уничтожать бабочек, кто будет опылять растения? В природе все взаимосвязано. Исчезнут бабочки – исчезнут многие растения и птицы, которые ими питаются.

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень-очень просим

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить! (Н.Рыжова)

Опытная деятельность .

Воспитатель предлагает детям запустить макеты бабочек, сделанные из тонкой бумаги, картона, фольги и др. Определить, какая бабочка «летает» лучше: из картона, фольги или тонкой бумаги? Почему? Могли бы бабочки летать, если бы у них были тяжелые толстые крылья?

Игровая деятельность.

Подв. игры:

«Замри».

Цель: развитие двигательного творчества, внимания.

Дети становятся в круг вокруг ведущего и выбирают для себя роли бабочек, стрекоз, пчел и др.насекомых. Дети выполняют имитационные движения: кружатся, летают, собирают нектар и т.д. На сигнал «ветер» (взмах платка) все насекомые замирают. Кто замрет последним, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Русская нар.игра «Салки». Цель: упражнение в беге, развитие ловкости.

Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Усложняющие варианты:
- Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
- Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: Чай-чай-выручай . Он заколдован. Расколдовать его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.

Игра «Наш муравейник» (снятие барьеров в общении).

Дети бегают по полянке. При слове «муравейник», которое произносит ведущий, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения договариваться с партнерами по игре, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.

подбирать

Индивидуальная работа .

«Дорисуй» : дорисовать вторую половину бабочки, жука, стрекозы палочками на песке.

Для детей высокой двиг. активности:

«Ниточка с иголочкой» (развития внимания, координации движений). Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.

Для детей низкой двиг.активности:

«Быстро переложи мяч» (развитие быстроты движений).

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Труд.

Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым, стремления к чистоте и порядку.

Воспитатель предлагает детям помыть и просушить мячи и кегли.

Самостоятельная деятельность : поощрение использования физкультурных пособий, развитие двигательного творчества.