В какие дни поминают усопших на кладбище. Можно ли ходить на кладбище после обеда, вечером, в воскресенье и какие существуют нормы поведения

У многих вызывает интерес: почему же всё-таки нельзя ходить на кладбище в воскресенье? Подоплека в том, что традиция посещать кладбища по воскресеньям возникла в эпоху Советского союза. Когда повсеместно закрывались храмы и соборы. Люди чувствовали необходимость собраться, пообщаться о душе, вечности, духовности.

Существовала потребность помянуть усопших дорогих сердцу людей. И так как возможности как таковой не было справить эту печальную потребность. Люди шли на кладбище, где оставляли поминальное угощение, вспоминали усопших. До гонения на религию этими вещами занималось духовенство.

Люди отправляли молебны за усопших в храмах и соборах, справляли тризны. И главным днем для посещения церкви было воскресенье. В этот день народ, завершив все бытовые и хозяйственные дела в буднюю неделю, посвящали богослужениям.

Как уже говорилось, в советские времена за отсутствием храмов, народ перенес свои духовные метания на территории кладбищ. В нынешние времена, когда церкви, храмы и соборы восстановлены, а религия перестала быть гонимой уже нет необходимости в посещении кладбища в воскресный день.

Если вы испытываете желание помянуть своих усопших близких, всегда можно обратиться в церковь. А для ухода над захоронением можно выбрать любой другой день, кроме воскресенья.

Церковное объяснение рассказывает почему нельзя ходить на кладбище в воскресенье

В церковных календарях четко указаны дни поминовения усопших, когда необходимо посещать кладбища. Одним из таких дней является Радуница. Этот праздник совершается во вторник после Пасхи. В этот день служится заупокойная служба, заказываются панихиды и сорокоусты в помин усопших душ. Главным поминальным обрядом должно являться молитве.

Ведь только в разговоре с Богом очищается душа. Поэтому не стоит ходить в воскресный день на погост, лучше проведите его в храме. Молясь за упокой души дорогого вам человека. На кладбище лежит только бренное тело, а вот бессмертные души нуждаются в совсем другом поминовении.

Считается плохим значением, потому, что из старых поверий было рассказано:

  • Не хоронят в воскресный день.
  • Не молятся о покойной душе.
  • Воскресный день стоят в церкви и принимают крещение. А после обеда батюшка отпускает грехи, грешным и провинившимся людям.
  • Это молитвенный день, в который не делают подобных вещей. Даже Ведуны знают об этом.

В наши дни это придание актуально как никогда. Ритуальные услуги, которые предоставляют некоторые специальные компании, хорошо знакомы с этой темой. И не позволяют себе нарушать обычаи. Дабы не накликать беду, ни себе ни другим работающим людям связанным по захоронению.

И так, когда же можно посещать кладбища?

  • В день погребения, то есть непосредственно в день похорон.
  • На третий, девятый и сороковой дни после дня смерти.
  • Ежегодно в годовщину смерти человека.
  • В Радуницу.
  • Мясопустную субботу, что идет за неделю перед Великим постом.
  • Каждую субботу Великого поста.
  • Суббота перед Святой Троицей.
  • 1-я суббота ноября, которая называется Дмитровской субботой.

В каких случаях не стоит посещать кладбища в воскресенье

  • Пасха, Рождество, Благовещение, Троица — на эти праздники ходят в храмы.
  • Не ходят на кладбище после заката солнца

Из поминальных обрядов на кладбище не нужно устраивать застолий с едой и напитками. Уместней будет зажечь свечу, вспомнить усопшего.

Не гуляйте по чужим могилам, не поднимайте с захоронений какие-либо предметы.

Придя домой обязательно умойтесь, смойте с обуви кладбищенскую землю и вымойте инструмент, который применяли в уборке.

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

* См., в частности, «Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них Литургии и раздаваемые милостыни» преподобного Иоанна Дамаскина.

У большинства людей кладбище вызывает неприятные и пугающие чувства, причем подобные страхи присутствовали среди народа и в глубокой древности. Все это обуславливает наличие разнообразных , например, многих интересует, ходят ли на кладбище по средам, и когда это лучше всего делать. Приметы не являются приказом и заставлять их выполнять никто не вправе, поэтому у каждого есть выбор, стоит ли следовать им или нет.

Почему по средам не ходят на кладбища?

Большинство примет появилось благодаря наблюдательности людей, а некоторые в большей степени являются лишь отражением фантазий. Кроме этого, в древние времена приметы были лишь способом управления людьми, поэтому, возможно, и запрет, касающийся того, что нельзя ходить в среду на кладбище, был придуман из-за сложившихся обстоятельств.

Чтобы найти ответ на главный вопрос, необходимо заглянуть в Библию узнать мнение священнослужителей. Церковь определяет важные дни, когда посещение могил близких людей является обязательным. В первую очередь это касается дней поминовения: 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Рекомендуется ходить на кладбище в день смерти человека, Радоницу и в субботы, ведь эти дни считаются заупокойными. За 8 дней до наступления Великого Постав православные также отмечают субботу мясопустную. Многие также посещают могилы умерших людей в день святой Троицы, но вот церковь это делать не рекомендует, поэтому если есть желание навестить усопших, то лучше это сделать накануне праздника в день Троицкой родительской субботы.

Теперь следует разобраться, можно ли ходить на кладбище в среду, и вообще важен ли день недели для посещения умерших родственников и друзей. На самом деле и Библия, и могут только советовать посещать кладбище в некоторые дни, а вот прямых запретов не существует, тем более это касается того, почему нельзя ходить на кладбище в среду. Священнослужители говорят о том, что никто не может запретить посетить могилу близкого человека, тем более, если возникло сильное желание. Многим людям приход на кладбище и разговор с усопшим помогает смириться с утратой, разобраться в своих мыслях и успокоиться. Подведя итог можно сказать о том, ходить или не ходить на кладбище в среду должен решать сам человек, не обращая внимания на существующие предрассудки.

Теперь поговорим о том, как правильно посещать могилы родственников и друзей, которые ушли из жизни. Церковь, говоря о покойных, предпочитает употреблять слово «усопшие», что подразумевает наступление времени, когда Бог оживит верующих и могила будет местом, где человек воскреснет. Именно отсюда пошла традиция и правило ухаживать за местом погребения и украшать его живыми и искусственными цветами. Посещая могилу близкого человека, рекомендуется зажечь свечу и совершит литию, то есть помолчать возле надгробия некоторое время, причем делать это следует осмысленно. Считается, что в такой момент добрые мысли будут важнее любых слов. Еще можно прочитать молитву или акафист об упокоении, что будет гораздо лучше, чем рыдания. К тому же экстрасенсы вообще говорят о том, что плакать за умершими людьми нельзя, поскольку души на том свете тонут в них. Стоит также упомянуть о распространенной традиции среди людей – накрывать стол и пить возле могилы, но подобные действия будут лишь оскорблением памяти усопшего. Одна из распространенных традиций – оставлять еду на могиле, но она является языческой и лучшим решением будет отдать пищу нуждающимся. Церковь рекомендует обязательно посетить храм, чтобы подать записку с именем усопшего. Таким образом, не только вы, но и церковь помолится за душу близкого усопшего.

Наталья Капцова


Время на чтение: 6 минут

А А

Безусловно, посещать кладбище нужно. Ведь там захоронены наши близкие, которые хотят, чтобы их навещали. В некоторых случаях посещение кладбища помогает нам справиться с утратой родного человека и . Тем не менее, злоупотреблять визитами на кладбище не стоит. Посещать усопших нужно в определенные дни, которые определила для этого религия.

В библии указаны определенные дни, когда нужно посещать кладбище. Считается, что именно в эти дни происходит контакт живых и мертвых.

Когда можно ездить на кладбище? На какие праздники ездить, а на какие – нет?

Православная церковь обязывает нас посещать усопших на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти . Также могилы родных и близких нужно навещать на каждую годовщину и на родительскую (поминальную) неделю , которая следует за пасхальной.
Кроме этого, православная церковь визиту на кладбище посвятила так называемую Радоницу . В этот день происходит поминовение умерших, совершаемое в понедельник (во вторник) недели, следуемой за пасхальной неделей. Основанием поминовения умерших служит воспоминание о сошествии Христа в ад и его победе над смертью. Именно на Радоницу все верующие собираются на могилах родных и близких и поздравляют их с Воскресением Христовым.
Помимо дней, предусмотренных церковью для визита на кладбище, исторически сложилось так, что и на Пасху многие приходят на кладбище. Традиция зародилась еще в советское время. Храмы в день Пасхи были закрыты, а люди испытывали потребность разделить друг с другом радость праздника. Поэтому они шли на кладбище, которое заменило храм. С точки зрения православной церкви это неправильно. Пасха – это величайший праздник радости и ликования всех верующих. Поминовение усопших в этот день неуместно. Поэтому ездить на кладбище в день Пасхи и совершать панихиды не стоит . Даже если в этот день кто-то умирает, отпевание осуществляется по пасхальному чину.
Сейчас храмы открыты, традиция советских времен не должна быть оправдана. В день Пасхи нужно быть в церкви и встречать радостный праздник. А на Радоницу нужно посетить кладбище.
Что касается других праздников (Рождество, Троица, Благовещение и т.д.), то и в эти дни церковь не советует посещать могилы усопших . Лучше сходить в церковь.

Ездят ли зимой на кладбище?

Церковь не запрещает зимой посещать могилы родных . Более того, на годовщину мы просто обязаны приехать на кладбище и помолиться на могиле усопшего. На кладбище в зимний период многие не ездят не потому, что запрещает вера, а потому, что могилы заметены снегом, да и погода совсем неблагоприятная для таких поездок. Если есть потребность посетить умерших, то можно смело отправляться в путь.

Можно беременным ездить на кладбище?

Служители православной церкви придерживаются мнения, что поминание усопших и посещение кладбища — обязанность каждого живущего на земле. И выполнять эту обязанность должны все без исключения, и беременные тоже.
Церковь утверждает, что Господь Бог дает благословение только тем, кто не забывает умерших родственников и далеких предков. Нужно знать, что поминать усопших необходимо от чистого сердца, а не по принуждению. Если беременная чувствует себя плохо, то не стоит посещать кладбище . Необходимо отложить поездку.

Как часто необходимо посещать кладбище?

Помимо обязательных дней для посещения кладбища есть и те, которые определяем мы сами. У некоторых людей, которые совсем недавно потеряли близкого человека, возникает потребность в регулярном посещении могилы . Так им становится легче, они будто ощущают присутствие умершего, разговаривают с ним и со временем успокаиваются и возвращаются к нормальной жизни.

Много вопросов получаю приблизительно такого содержания: «что за примета такая – почему нельзя ночью ходить на кладбище?», или «почему нельзя вечером ходить на кладбище и правильно ли это». Действительно, посмотрел, в интернете нет ответа. Все статьи о том, что просто, мол, есть такая примета и все, но никто ничего не говорит по этому поводу, никаких объяснений не дает.

Все просто на самом деле. Все маги, кто работает на погосте, отлично знают ответ. Православные священники, церковь вообще пренебрегает такими «мелочами». На самом деле это не примета, это «народная мудрость», я бы так сказал. Люди уяснили себе, что ходить к местам вечного упокоения лучше утром до обеда, а почему так – осталось «за кадром».

Какое время посещения кладбища самое лучшее?

У погоста есть свои «биоритмы». Вернее сказать, что там есть свои обитатели, а у этих обитателей свои биоритмы. Известно, что в доме мертвых вместе с телами умерших людей остаются рядом, продолжая свое временное существование их энергооболочки (смотрите статью «Энергетические тела человека »). Энергооболочки активны все 24 часа в сутки, поэтому, когда бы вы ни пришли проведывать своего умершего родственника или друга, он вас услышит, увидит, с удовольствием примет ваше угощение.

Однако, как в больнице есть часы посещения родных, так и мертвые знают, что обычно к ним приходят с утра до обеда. Мертвые за все прошедшие столетия уже точно знают время посещения мест вечного упокоения живыми и ожидают визитов именно в это время. Но не это не самое важное в вопросе, почему нельзя вечером ходить на кладбище.

Кроме энергооболочек мертвых, на кладбище обитает много существ из мира мертвых, теневых миров. Днем активны дневные силы, ночью – ночные. Ночные силы прячутся от солнца, их солнце отпугивает, они гораздо более агрессивны, чем дневные. Такие начинают свою активность после обеда ближе к закату, когда сила солнца ослабевает. В это время они уже могут прятаться и передвигаться в тени. После захода солнца они активны в полную меру.

Что это за существа?

Эти существа маги называют падальщиками. Падальщики – это не какой-то один определенный тип существ, а это множество различных классов существ. Общим у них является только их тип питания. Питаются они жизненной энергией, чаще всего это энергооболочки умерших людей. Они поедают ослабленные энерооболочки. Ослабленными будут те, о которых забыли живые родственники и друзья, их не поминают, не приносят еду им на кладбище. Также ослаблены те, тело которых медленно разлагается (цинковый гроб, мумифицирование трупа). Такие энергооболочки ослабевают, теряют сознание и память и распадаются на элементы или их съедают различные существа — обитатели кладбища.

Более сильные падальщики, кроме энергооболочек, могут нападать на живых людей. У живых людей жизненной энергии гораздо больше, и она для них намного вкуснее. Для нападения они любят выбирать одиноких путников, особенно хорошо, если человек ослаб из-за усталости, болезни, алкогольного опьянения. Еще очень любят девушек с месячными или беременных (читайте об этом в статьях «можно ли с месячными ходить на кладбище » и «беременной ») Лучшее время для нападения этих существ – после заката, когда солнце совсем зашло за горизонт. Полностью выпить всю энергию живого человека, «обесточив» его, у них вряд ли получится (хотя иногда бывает именно так), но «откусить кусок» вполне могут и охотно это сделают. «Откусить» они могут ту часть биополя, которая отвечает за работу какого-либо органа. Если это будет, к примеру, почка, то она откажется работать, хотя видимых физических причин для этого врачи найти не смогут.

Если приводить примеры таких существ, то можно упомянуть пугальщиков – этот класс существ способен имитировать звуки, пугая звуками людей, и через их страх подпитывают себя. Более серьезные противники – суккубы, инкубы и множество других.

Вот поэтому ездить на кладбище посещать мертвых вечером нежелательно. Кроме этого, после полудня, на погост подтягиваются работать черные колдуны. Они работают не только с мертвыми, но и с другими существами, поэтому идут на погост после обеда. Так вот не очень хорошо столкнуться с работающим колдуном, мало ли, в чем можно ошибиться и взять его работу на себя.

Можно ли ночью ходить на кладбище?

К полуночи в местах вечного упокоения активируются самые злостные его обитатели и гораздо более сильные, чем предыдущие. Для примера могу упомянуть так называемые «черные тени» — большие, объемные трехмерные тени, сильные и быстрые. Когда просыпаются они, то даже более мелкие обитатели кладбища стараются спрятаться подальше, чтобы не попадаться им на глаза. Потому что такая, если не найдет, чем поживиться, может легко съесть других обитателей.

Но живой человек таким гораздо вкуснее – это деликатес для них, поэтому она не прочь поохотиться. Она также предпочтет для нападения одинокого человека, но вполне может отбить человека от компании. Эта легко может выпить всю жизненную энергию вплоть до последней капли. Утром просто найдут труп. Это ответ на вопрос, почему нельзя ночью ходить на кладбище.

Такие черные тени можно встретить нечасто. Сам видел всего лишь дважды, хотя часто работаю на кладбище. Нос такими лучше не встречаться вообще. Я – маг, у меня есть защиты, есть атам, но это все мне помогло лишь убежать от нее вместе с живыми-невредимыми учениками. :) У тех, у кого этого нет – нет шансов вообще.

Естественно, кроме этих, есть множество других существ, обитающих тут. Но наш сегодняшний разговор не о них. Думаю, поставленный в статье вопрос закрыт, поэтому заканчиваю статью. О существах будет отдельный раздел – там их будем обсуждать. Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить информацию о них. Если есть другие вопросы о времени посещения кладбища, то задавайте их в комментариях к статье.

И помните, в какое бы время вы ни пришли на кладбище, всегда помните о . С уважением, маг Азал, автор статей и хозяин сайта «