Правила золотого сечения во флористике. Флористика для начинающих - пошагово сборка букетов. Основы и стили флористики для составления композиций. Свежие фрукты и ягоды

Цветы сопровождали человека всю его жизнь. Человечество посвятило цветам огромное количество легенд, песен, стихов, картин. Наши сады трудно представить без буйства красок, форм, тонких запахов. Селекционеры без устали трудятся над созданием новых сортов, а полки цветочных магазинов ломятся от нежного и капризного товара. Без цветов трудно себе представить юбилей, свадьбу или праздник. И, пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая не использовала бы цветы на официальных и праздничных мероприятиях.

Истинная любовь к цветам, их очарованию, хрупкости, совершенству, заставила человечество основать целую науку по сотворению из живых цветов произведений искусства. Эта наука называется флористика.

Когда вы посещаете флористический салон или просто любуетесь фотографиями произведений знаменитых флористов, то не можете не восхищаться полетом фантазии, изысканным, безупречным вкусом мастеров цветочного дела. Как можно с помощью простых, лежащих на поверхности приемов, отсекая все лишнее, создать шедевр? И разве возможно простому человеку сделать что-то, хотя бы отдаленно похожее на это цветочное чудо?

Удивительно, но ответ будет: «Да, возможно». Без всякого сомнения, чтобы создать красивую композиции из цветов, нужны вдохновение и немного художественного таланта. Но у флористики существуют свои строгие законы, отступать от которых решаются лишь считанные единицы. А люди, которые не претендуют на всемирное признание, но очень хотят научиться составлять букеты в домашних условиях, могут изучить основные правила флористики. Они несложны, и их немного ‒ всего семь. Прочитав статью до конца, вы сами убедитесь, что освоить простые правила по составлению букетов по плечу каждому.

Правило №1. Конструкция

Любое творческое произведение несет в себе идею. Цветочные композиции ‒ не исключение из этого правила. Как все материальные предметы, они трехмерны, то есть имеют ширину, высоту и глубину. Перед тем как создавать композицию, мастер рисует в воображении ее объемную проекцию и, уже отталкиваясь от нее, приступает к работе.

Правило №2. «Золотое сечение»

То самое «золотое сечение», используемое в архитектуре, скульптуре, живописи. Принцип его заключается в том, что предмет, например, букет, мысленно делится на восемь равных отрезков, из которых пять ‒ это высота букета, а три ‒ сосуд или корзина. Это правило справедливо как для вертикальных, так и для горизонтальных предметов.

Правило №3. Акцент

У каждого произведения существует главная точка, притягивающая к себе взгляд. Во флористике это может быть цветок, контрастирующий с основным фоном, который позволяет надолго запомнить данную работу.

Правило №4. Ритм

Этот прием не позволяет работе выглядеть статично. Достигается он с помощью разнообразия окраски растений, их величины и вида.

Правило №5. Равновесие

С помощью цвета можно придать букету визуальную легкость либо тяжесть. Чем светлее и уже по форме цветок, тем он кажется легче. И наоборот. Опираясь на этот принцип, мысленно рисуем пирамиду, в основании которой для устойчивости располагаются наиболее темные и пышные цветы, а на вершине ‒ светлые и мелкие.

Правило №6. Гармоничность

Без нее не обходится ни одна красивая цветочная композиция. Если композиция режет взгляд своей пестрой расцветкой, плохо продуманным подбором цветов ‒ она негармонична.

Правило №7. Цветовая палитра

В основе этого правила ‒ сдержанность и еще раз сдержанность. Потому что от нее зависит, что вы создадите: безвкусную поделку или изысканное творение. Цветом можно убить композицию или спасти ее. Для правильного подбора сочетаемых между собой оттенков берется всем известный круг контрастов с нанесенными на него семью цветами в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их сочетания бывают трех типов. Контрастные ‒ цвета, находящиеся в круге друг против друга. Характерные — цвета, расположенные через один сектор круга. Дисгармоничные ‒ цвета, находящиеся в соседстве друг с другом. Нейтральными являются белый, зеленый, серый. В каждой композиции используется не больше трёх красок, не считая нейтральных. Если вы не очень уверены, что удачно подберете цвета в композиции, используйте беспроигрышный вариант ‒ сочетание оттенков одной краски.

Следуя этим простым правилам и призвав на помощь фантазию, вы смело можете заняться интереснейшим творчеством!

Начинающие флористы часто задают мне вопрос “я хочу заняться флористикой, подскажите, с чего мне начать?”. Отвечу, как всегда – начните с основ, с теории. Да, во флористике тоже есть теория, как и во всем. Хотя, если у вас есть хорошее чувство вкуса и стиля, то интуитивно, вы обойдете теоретическую часть, потому что флористика – это 75% дело вкуса и чувства стиля и прекрасного, а остальные 25% – техника и опыт.

  1. Основы композиции. В это понятие входит и план композиции, ее пропорции, сбалансированность, гармоничность. Основные принципы композиции – это правило золотого сечения, правило третей, число Фибоначчи. Закон пропорции или закон золотого сечения – выражает соотношении величин 3:5:8, это значит, что на высоту цветов в композиции приходится – 3 части, на высоту вазы, приходится – 5 частей, а общая высота композиции составляет 8 частей. При золотом сечении создается естественное и гармоничное визуальное восприятие, которое все ищат. Кроме золотого сечения, важно пользоваться правилом третей. Т.е. если разделить прямоугольную форму по горизонтали и вертикали на три части, получим пересечение осей, и именно в этих пересечениях выставляются акценты. Этим правилом особенно любят пользоваться фотографы. Дальше, число Фибоначчи, или правило последовательности. Это значит, что последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Иными словами, цветы нужно группировать в композиции 1:2:3:5 и т.д. Я считаю, что этих базовых знаний по композиции достаточно, чтобы начать практиковать флористику.
  2. Основы колористики. Колористика – это наука о цвете, о его гармонии, наука о смешивании и комбинировании цветов. Самую обычную гвоздику или хризантему можно вытянуть цветом в композиции. Первое время, когда бюджеты были не большие на флористику, я вытягивала визуальное восприятие композиции именно цветом, игрой цвета и фактуры. Цветом можно как вытянуть композицию, так и загубить. Я пользуюсь правилом сочетания холодных оттенков с холодными, а теплые с теплыми. Так сохраняется гармония. Это касается цветов, потому что зелень я комбинирую, смешивая холодные и теплые оттенки.
  3. Названия цветов. Учите понемногу названия, чтобы ориентироваться. В каждом роде деятельности, есть свои названия и категории, так и во флористике. Вы не сможете адекватно работать с поставщиком цветом, или с коллегами, в конце концов вы не сможете компетентно общаться с клиентом. Каталог названий популярных свадебных цветов, я уже составила. Читайте здесь, и
  4. Окружение. Последнее в моем списке, но только не по значению. Окружите себя максимально информацией, которая вас вдохновляет, воспитывает вкус, стиль и ваше восприятие. Подпишитесь на людей, чьи работы вас приводят в восторг и вы бы равнялись на них, стремились сделать как они, а в будущем еще лучше. Создайте доску на Пинтерест и собирайте идеи, инспирации. Я визуал и для меня это работает лучше всего. Найдите в городе, в котором вы живете, лучших флористов и попытайтесь найти с ними контакт. Не стесняйтесь. Верьте в себя. Ходите на мастер-классы. Знакомьтесь и объединяйтесь с единомышленниками. Творите, создавайте проекты. Будьте дерзкими и пусть вас ничто не смущает.

Надеюсь, мои краткие советы были вам полезны. Дайте мне знать, если да! И поделитесь этой информацией с теми, кому это сейчас нужно! Всем добра! Ушла творить.

Кто-то считает, что флористика – это несложное занятие, обучиться которому может каждый. Другие полагают, что натуральная или искусственная флористика – это непосильная задача для обычного человека, не обладающего должными знаниями, навыками, художественным вкусом и креативным мышлением. На самом деле верны и первое, и второе утверждение.

Флористика — это декоративно прикладное искусство по сборке различных цветочных композиций, имеющее свою и техническую, и творческую сторону. А это значит, что обучиться может действительно каждый — в первую очередь при наличии желания. Потому, если близится день рождения любимой подруги, мамы или просто распустились розы в саду – не откладывайте свой первый урок и попробуйте самостоятельно собрать букет. Помогут в этом простые и понятные рекомендации опытного флориста.

Информация: Основная задача флористики – это обеспечить цветочное оформление интерьера, наряда, автомобилей на праздник, составление повседневных композиций для рабочих, торговых и жилых помещений, а также сборка букетов различных видов и предназначений. Кроме того, флорист может создать аксессуары из цветов – рамки, арки, гирлянды, корзинки, сумочки и даже колье с браслетами.

Подготовительный этап

Сборка букетов начинается с подготовки сырья и инструментов. Сырье – это в первую очередь сами цветы, а также вспомогательные элементы:

Из инструментов нужны обязательно ножницы или секатор, нож, ускорят и облегчат работу степлер, канцелярская липкая лента (флористы используют специальную профессиональную). Понадобятся декоративная сетка, пленка или бумага для упаковки готового букета, возможно, некоторые дополнительные инструменты или декоративные детали.

Важно: чтобы букет смотрелся гармонично, следует запомнить одно простое правило: та его часть, которая будет в связке или в вазе, равняется примерно одной трети от общей высоты композиции. Есть и другие пропорции – пять частей от высоты цветов остаются снаружи, три части погружаются в вазу. Это правило работает для классических вертикальных букетов.

Варианты сборки

У флористов существует несколько способов сборки букетов. Просто собрать в охапку цветы и зелень, перевязать бечевкой и обернуть клеенкой нельзя – это будет некрасиво и неаккуратно. Хотя в некоторых случаях профессоналы используют именно такой прием, чтобы получить оригинальную и необычную композицию. Но новичкам лучше ознакомиться с классическими техниками сборки букетов, а потом уже переходить к креативным экспериментам. Существуют такие основные виды:

  1. Параллельная.
  2. Спиральная.
  3. Асимметричный.


Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Золотое сечение: геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведения искусства. В основе метода лежит деление длинны таким образом, чтобы больший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность достигается путем уменьшения или увеличения частей одинаковой формы, но различной величины. Формула для определения зтой закономерности именуется золотым сечением. Предметы, соотношение частей которых соответствуют этой формуле, производят наиболее приятное зрительное впечатление.

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.

В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.

Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Основы составления букетов

Составление букетов - это большое искусство со своими строгими правилами, позволяющими наиболее полно раскрыть природную красоту каждого цветка и создать прекрасное сочетание красок и форм. Форма букетов в различные времена значительно изменялась и во многом зависела от моды. Композиции из цветов и в наше время продолжают развиваться и совершенствоваться. Специальных правил и строгих норм для составления букета нет, здесь требуется известный навык и художественный вкус составителя.

Букет составляют из одного или двух видов цветов, не считая зелени для аранжировки, которой может и не быть в букете. Цветы и зелень в букете располагают свободно, иначе пропадает красота форм и окраски. Рыхлые букеты всегда более привлекательны, чем плотные. Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят живее, свободнее и естественнее. Крупные округлые цветы не должны быть обращены один к другому или вниз, а тем более не должны свисать. Нельзя допускать, чтобы вертикально располагающиеся стебли перекрещивались между собой, а головки цветов исчезали в декоративной зелени.

Приступая к составлению букета, сначала надо подобрать гармонирующую с ним вазу. В качестве вазы можно использовать любую посуду, лишь бы она составляла гармоническое единство с цветами. Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, белым или серым. Вазы для цветов не должны быть вычурной формы, яркой окраски и иметь различные украшения. Цветы должны гармонировать с вазой не только по цвету, но и по фактуре. Розы, каллы, гвоздики хорошо смотрятся в хрустальной или стеклянной вазе. Букеты из цинний, ноготков, полевых цветов лучше помещать в керамические вазы. Форма букета должна соответствовать форме вазы. Высокие букеты из дельфиниума, гладиолусов, крупноцветных хризантем лучше ставить в высокую вазу с узким длинным горлышком. Букет из астр, левкоев будет больше выигрывать в низких широких вазах.

Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны располагаться в определенном порядке, тоже имеет значение для восприятия глаза. Внизу, как правило, располагают крупные яркие цветы, вверху - те, что поменьше, нежнее. Чтобы составить приятную для восприятия композицию при числе цветов менее 12, следует брать нечетное число цветов, а вазу с цветами выдержать в определенных пропорциях (по "золотому" сечению). По возможности следует придерживаться таких соотношений:

высота букета: высота вазы - 5:3

ширина букета: ширина вазы - 5:3

общая высота: высота вазы - 8:5

При постановке цветов в плоскую вазу самый высокий цветок должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. В любом букете должна быть фокусная точка, на которой отдыхает глаз. Это могут быть более крупные цветы или большее количество мелких цветов, или цветы более светлых тонов. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она закроет всю композицию. Для придания букету легкости и воздушности можно использовать растения с изящной ажурной зеленью или мелкими цветами (аспарагус плюмозус, гипсофила летняя, папоротники и т. д.). Декоративную зелень добавляют к букетам также, если цветы не имеют собственной зелени, или она слишком неэффектна.

Одним из основных элементов составления букета является окраска подобранных растений, создающая гармонию красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Если при составлении букетов используют цветы, различные по тональности, противоположных цветов, их называют букетами гармонического контраста. В данном случае одна окраска как бы усиливает другую. При использовании трех и более окрасок, равно отстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию (например, желтая, синяя, красная).

Наиболее просто составить букет из одного вида растений и одной окраски цветов различных оттенков от более темного к более светлому. Букет, собранный из цветов различных сортов и окрасок, сложен и требует большего навыка при его составлении. При составлении букета необходимо учитывать, что красный цвет имеет интенсивное тональное воздействие и всегда рельефно выделяется. Он хорош как самостоятельный, а также в небольшом количестве в сочетании с белым и бледно-розовым тонами. Оранжевый и желтый цвет считается самым теплым и означает жизнь, свет, радость. Присутствие синих окрасок приглушает их теплоту. Синие окраски относятся к самым холодным тонам. Синий и голубой цвет хорошо сочетаются со всеми оттенками желтого, оранжевого, нежным оттенком розового цвета, а также белым. Белая окраска в колоритной композиции действует нейтрально. Белый цвет гармонирует со всеми остальными и хорош как самостоятельный. Зеленый цвет, находящийся в шкале окрасок по середине, действует на наш глаз наиболее благоприятно. Зеленые листья различных оттенков сочетаются со всеми красками, улучшают цветочные композиции.

Окраска цветов символична, поэтому букеты делают с учетом значения цветов и колера в каждой стране. Например, белые цветы выражают чистоту, нежность, поэтому к свадьбе обычно дарят белые цветы: гвоздики, розы, каллы. Символичное значение красного цвета - жизнь, любовь, свобода. Красные гвоздики в XIX веке во Франции стали символом борьбы и революции. Такими они вошли и в наш век.

Форма букета зависит также от вида цветов и его назначения. По форме букеты могут быть разными, но все они должны повторять то естественное положение, в котором они находились в природе. По размерам букеты рекомендуется делать от 5 - 10 до 50 см в диаметре. Миниатюрный букетик диаметром 5 - 7 см называется бутоньеркой и предназначается чаще для прикалывания к платью, волосам, шляпкам и лацканом пиджаков. Бутоньерку делают из некрупных цветов и бутонов, обычно одного вида, например, фиалок, миниатюрных роз, веточек левкоев, и прикрепляют к ажурному листу зелени, например аквилегии, дельфиниума или папоротника.

Букеты также бывают круглые и односторонние, удлиненные, маленькие, большие. Круглые букеты составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Ими оформляют помещения для приема гостей и других торжественных церемоний. Перед тем, как собрать круглый букет, цветы группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и самый длинный стебель ставят в центре, а более короткие и изогнутые по краям. Цветы разворачивают так, чтобы они смотрели вперед, стебли не пересекались, а аранжировочная зелень располагалась внутри и вокруг букета.

Односторонние букеты составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена лишь наружная сторона букета. При этом длинные стебли устанавливают сзади, более короткие - впереди. Центр букета заполняют цветами более яркой окраски, а аранжировочная зелень обрамляет их или может ниспадать. Односторонние букеты в вазах могут быть небольшими настенными или большими юбилейными, праздничными. Например, это может быть букет для невесты.

Букеты и композиции для мужчин должны быть лаконичны и в то же время очень активны по цвету и форме. Желательно в таких букетах акцентировать внимание на выразительности растений, а не на их количестве. Особую выразительность букету может придать каркас, с его помощью букету можно придать как самую невообразимую дерзкую форму, так и подчеркнуть естественную роскошность или нежность цветов.

При помощи каркаса возможно создать букет совершенно необычной формы, что не всегда удается реализовать в обычном букете. Все зависит от вашей фантазии. Каркас может быть изготовлен из мягкой толстой проволоки, сплетен из лозы, собран из прутьев. К изготовлению каркаса нужно отнестись очень ответственно, следите, чтобы он был уравновешенный и не заваливался в сторону. Для надежной фиксации делают проволочную ножку, которую обязательно крепят как минимум в трех местах, после чего ее можно обернуть зелеными листьями растений или декорировать специальным материалом. Все конструктивные элементы должны быть прочно соединены между собой тонкой проволокой. Каркас может быть технической частью букета, но с успехом может быть выставлен на показ, и подчеркнуть хрупкость цветов. Изящно переплетенные стебли или ветки деревьев очень декоративны и прекрасно дополнят букет.

Цветы имеют магическое свойство повышать настроение, поэтому праздничная атмосфера вам гарантирована. Аранжировка цветов доставит вам истинное наслаждение, изменит повседневную жизнь с её заботами и проблемами и, конечно, привнесёт в ваш дом гармонию и красоту.

ПРОПОРЦИИ

Цветочная композиция состоит из нескольких непосредственно видимых элементов – сосуда, растительного материала и, возможно, подставки и аксессуаров. Соблюдение пропорций означает, что размер каждого из этих элементов таков, что в целом композиция производит приятное впечатление – проще говоря, композиция выглядит соразмерной. Для судьи на выставке термины «пропорциональность» и «соразмерность» означают разные вещи, но в общем различие между ними не так велико, чтобы придавать ему значения.

Важна в основном для пейзажных, небольших и миниатюрных композиций, которые можно испортить слишком крупным цветком или непропорционально большим аксессуаром. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нарушено соотношение между размером сосуда и высотой растений. В течение веков идеальные пропорции находили по правилу «золотого сечения». Оно удовлетворит любого судью на выставке и пригодится для незамысловатых «домашних» композициий, однако при составление линейных или других смелых композиций ему зачастую не следуют.

Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Этого можно избежать, если заранее продумать некоторые важные вещи. Первостепенное значение имеет стиль комнаты – очевидно, что абстрактная аранжировка не подойдет к комнате в деревенском стиле. Также важно учитывать размеры комнаты – в просторной прихожей с высокими потолками небольшая композиция будет выглядеть комична.

Имеет значение фактура стен: пестрые обои – плохой фон для одностороннего букета, так же как белая или кремового цвета стена – для аранжировки, в которой много бледных цветов. Цветочные композиции не должны мешать – например, композиция на обеденном столе не должна загораживать собеседников, композиция в прихожей не должна мешать проходу и т.п. В условиях выставки термин «фон» имеет другое значение: он обозначает непосредственно окружение аранжировки, которое нужно оформить так, чтобы аранжировка выглядела наиболее эффективно.

ТЕКСТУРА

Растения имеют разную текстуру – глянцевитую, бархатистую, пушистую, матовую, с колючками и т.д. Блестящий цветок выглядит более ярким рядом с матовой зеленью, блестящие листья в композиции при сильном освещении заставляют ее всю искриться. Разные текстуры растений позволяют избежать однообразия, хотя применительно к аранжировкам в массивном и линейно-массивном стиле это последнее из требований, которым призвана отвечать удачная композиция.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Равновесие аранжировки имеет первостепенное значение – несбалансированная ассиметричная композиция может легко опрокинуться. По этой причине важно иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым, чтобы выдержать вес растительного материала. Чем менее симметрична композиция, тем тяжелее должен быть сосуд – при необходимости в него добавляют песок, гравий и т.п.

Визуальная сбалансированность – нечто иное, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она явно смещена относительно оси симметрии. Существуют разные приемы зрительно утяжелить более легкую сторону аранжировки – известно, что темные цветы выглядят более тяжелыми, нежели светлые, круглые – более тяжелыми, чем трубчатые. До сих пор мы обсуждали баланс сторон, но есть также баланс верха-низа. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности – при неправильном размещении цветов композиции цветов композиция может выглядеть несбалансированной, что видно на рисунках внизу.

ДИНАМИЧНОСТЬ

Для того чтобы композиция приобрела динамичность, используют приемы и материалы, заставляющие глаз перемещаться от одной части букета к другой. Такое перемещение возможно благодаря присутствию в композиции ритма. Без ритма (как, например, в букете распустившихся роз в вазе) аранжировка выглядит однообразной и статичной.

Для большей части традиционных многосторонних композиций ничего особенного для этого не требуется, однако для многих линейно-массивных композиций фронтального обзора и для большинства аранжировок в свободном стиле важен другой принцип построения – доминирование. Он заключается в том, что одна или несколько частей в композиции на какое-то время привлекают к себе внимание – такое место называют фокусной точкой, центром внимания, доминантой.

Фокусную точку обычно создают, включая в композицию небольшую группу эффектных цветов – мы называем их основным растительным материалом. Есть и другие способы создания фокусной точки – необычная форма сосуда, листья необычной формы или окраски, изысканный фон для выставочного экспоната т.п. Золотое правило в этом, как и в других случаях, - не переусердствовать, чтобы фокусная точка не отвлекала внимание от других частей композиции. Поэтому в обычной линейно-массивной композиции рекомендуют не использовать в качестве фокусной точки крупный одиночный цветок, особенно ярко-окрашеный или белый.

Аранжировки

Умение составлять композиции зависит главным образом от вкуса, знания декоративных качеств цветов, навыка и разработанной техники по составлению аранжировок.

По составу цветов аранжировки могут быть однотонными - из цветков одного вида, сорта. Так, всегда хороши белые композиции. Их можно составлять с зеленью и без нее, например белая гвоздика со спаржей, белые тюльпаны с однолетней гипсофилой.

Сложные аранжировки подбирают из гармонирующих или контрастных двух или нескольких тонов из растений с одинаковой или разной формой цветка, например, из гладиолусов, георгин, астр белых, палевых и розовых тонов.

При составлении сложных аранжировок очень важен правильный подбор и сочетание цветов. Белый цвет, являясь нейтральным, хорошо сочетается со всеми другими цветами, оттеняя их; может быть помещен среди негармонирующих расцветок: например, между фиолетовым и красным, синим и фиолетовым цветами.

Черно-бурый и черно-фиолетовый цвета скорее оригинальны, чем красивы. Эти мрачные тона встречаются у георгин и гиацинтов, реже у тюльпанов. Оба тона вьопгрывают в контрасте с белыми, розовыми, желтыми колерами.

Зеленый цвет - цвет листьев. Он имеет различные оттенки, сочетаемые со всеми красками, и служит фоном. Лучшим материалом для фона являются листья пионов (с куста срезают не более 2-3 листьев во избежание ослабления растений), стебли спаржи многолетней, кохии гипсофилы, василистника, золотарника, астры европейской, декоративных трав.

Красный цвет наиболее привлекательный и активный, широко распространен, хорош как сам по себе, так и в сочетании с белым и желтым тонами. Встречается много оттенков красного цвета, приближающихся к пурпурным и фиолетовым тонам. Красные антуриумы, гладиолусы, розы, гвоздики, львиный зев, астры, георгины, астильбы широко используются в аранжировках. Красный цвет ассоциируется с жизнью, любовью, революцией, свободой, огнем, праздником.

Оранжевый и желтый цвета - самые яркие, броские и теплые кол еры золотой осени. Растений с оранжевыми и желтыми цветами много. Эти цвета вызывают радость, олицетворяют солнце, тепло. Это бархатцы, ноготки, гелениумы, гайлярдии, кореопсисы, рудбекии и многие другие. Их тона великолепны в сочетании с голубым, синим, лиловым или фиолетовым цветами. Особенно хороши в сочетании оранжевый и синий колеры, например, мелколепестник красивый с инулей железистой.

Синий цвет - наиболее спокоен, хорош рядом с белым розовым, розово-желтым и огненно-оранжевым тонами.

Фиолетовый цвет - самый мрачный, глухой, осветляется белым, неплохо гармонирует с оранжевым и желтым, но применяется редко, хотя, например, аранжировки из аконита фиолетового в сочетании со стеблями спаржи бывают удачными.

Промежуточные (не основные) тона, такие, как розовый, лиловый, голубой, сиреневый, перламутровый, палевый, могут быть использованы с белым цветом или в контрасте: розовый с голубым, желтый с сиреневым.

Подбор растений должен быть продуман не только по окраске, форме цветка или соцветия, но и по назначению - для какой цели декоративные растения предназначены.

Наиболее распространенными формами аранжировок из цветов являются букеты и свободные композиции. В букетах цветы должны располагаться легко, свободно, с естественным изяществом. Букеты могут быть односторонними и круглыми, однотонными и раз-ноколерными. По размерам рекомендуется делать букеты от 5-10 до 50 см в диаметре.

Миниатюрный букетик диаметром 5-7 см называется бутоньеркой. Он имеет одностороннее строение и предназначается чаще всего для прикалывания к платью, пальто, волосам. Делают бутоньерки из мелких соцветий или цветков: из садовых ландышей, душистого горошка, фиалок, маргариток, пролесок, многолетних гвоздик; для фона или отделки используют зелень спаржи, гипсо-филы, агростиса туманного, папоротника.

Небольшой букет диаметром 20-25 см может быть как односторонним, так и двухсторонним, однотонным и разноколерным. Цветы для таких букетов берут более изысканные: гвоздику с зеленью, тюльпаны, нарциссы, астры однолетние, белые лилии, пионы в полуроспуске в сочетании с гипсофилой многолетней, левкои и т. п.

Наиболее распространены букеты среднего размера, диаметром 30-35 см. Такие букеты предназначаются для украшения комнат или для подарка.

Наконец, для оформления коллективных торжеств можно делать большие букеты (односторонние или круглые) диаметром 50 см и больше. Составляют их из наиболее ценных и красивых цветов, используя иногда в качестве фона или отделки стебли и листья папоротника, спаржи, гипсофилы и т. п. В центре такого букета помещают колосовидные соцветия или крупные цветки. Круглый букет можно окаймлять мелкими цветками или цветочками спаржи. Укладку цветов в букет производят так, чтобы они лежали рыхло, воздушно, но не рассыпались.

Для букетов пригодны высокие, средние и низкие вазы, а также чаши и блюдца различных форм, сделанные из стекла, фарфора, пластмассы, глины. Посуда для срезанных цветов должна быть красивой, строгой - без крикливых рисунков и узоров. В черной вазе, например, красиво выделяются ноготки, в темно-синей - розовая годеция, в белой - пионы, в хрустальной - садовые ландыши. Для ярких цветов лучше брать вазы скромных тусклых тонов, для цветов неяркой окраски - вазы наиболее броских тонов.

Для декорирования комнат можно рекомендовать не готовые, собранные и оформленные букеты, а свободные композиции из срезанных цветов: 2-5 цветков и 1-2 ветки зелени - получается законченное цветочное оформление, например 2-3 цветка калл с веткой сосны или 2-3 гвоздики и побеги аспарагуса перистого; лист сансевьеры с 3-4 листьями бегонии эритрофилла; 3-5 тюльпанов и 1-2 ветки вербы с пушистыми соцветиями.

Для аранжировок пригодны цветы и с длинными, и с короткими цветоножками. Для свободного расположения цветов в плоских, широких и низких вазах, чашах, блюдцах, наполненных водой, питательным раствором или влажным мхом или синтетическим субстратом, имеется ряд несложных приспособлений в виде круглых или эллипсовидных держателей, сделанных из нержавеющей стали, керамики с отверстиями или из проволоки, бамбука, пластмассы. Применяются также и конусовидные трубки разных диаметров, вставляемые в вазы; уцобны различной формы ячеистые пластинки и сетки, круглые или овальные наколки - свинцовые, цементные, керамические с тонкими иглами. Наколки опускают в воду на дно вазы, а на иглы накалывают цветоножки цветка - получается эффектная аранжировка из небольшого количества цветов.

Композициям на наколках или держателях можно придавать самую различную форму, высоту. Цветы могут быть расположены на разных уровнях, сближены или удалены.

При составлении аранжировок используется так называемый принцип золотого сечения, когда какой-то отрезок делится на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок к большей части. Приближенно это соотношение равно 5:3, точнее 8: 5. Подобное соотношение для глаз человека кажется наиболее красивым. Что касается форм аранжировок (букетов, бутоньерок), то они зачастую зависят от формы цветка, соцветия, их цвета, размера и т. п. Так, букеты круглой формы обычно создают из растений, имеющих округлые формы соцветий, например, астр, ноготков, гайлардии, бархатцев и т. п. Овальные букеты составляются из соцветий удлиненной формы, например шпажника, шпорника, ирисов, наперстянки. Красивы букеты треугольной формы; они подходят для украшения низеньких столиков и праздничного стола. Вертикальное построение букета в виде узкой, прямой, вертикальной линии возможно из цимицифуги, эремурусов, кларкии, люпина и др. Интересны и асимметричные формы аранжировок в виде месяца или извилистой линии из разных растений, которые имеются под рукой.

Для внутреннего озеленения жилых комнат и общественных помещений рекомендуются не только аранжировки из срезанных цветов (рис. 125), но и цветущие декоративные растения, такие, как бегония всегдацветущая, астры, бархатцы, алиссум и др., которые продаются весной и летом в цветочных магазинах. В настоящее время комнатное цветоводство располагает разнообразным ассортиментом растений с декоративными листьями и побегами, которые с успехом также можно использовать для аранжировок (см. приложение). Например, очень хорошо смотрятся в вазах листья бегоний, изящные воздушные побеги аспарагусов, стройные стебли циперусов с коронкой листьев или длинные линейные листья офиопогонов. Ремневидные темно-зеленые листья кливий, поставленные в вазу, очень красивы сами по себе и особенно в сочетании с побегами циперусов. Для ваз пригодны узколинейные зеленые и пестролистные листья рейнекий. Красивы орнаментальные блестящие листья монстер, калл, многих видов бегоний, у которых, пожалуй, самая богатая палитра раскраски, разнообразные формы и величина, опушенность, длина

Пропорции аранжировок: 1 - букет круглой формы; 2 - овальная форма букета; 3. 4, 5- аранжировки треугольной формы; 6- лунообразная форма букета; 7 - букеты вертикальной формы

Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов

Прелестны побеги пеперомий и марант, особенно маранты Керховена с нежными, некрупными листьями, имеющими парные, резко заметные, темно-зеленые пятна вдоль главной жилки. Хороши для разных аранжировок облиственные стебли зебрин и традесканций зеленолистных и пестролистных форм. Красивы пурпуровые побеги сеткреазий. У хлорофитумов, бильбергий и саксифраг можно использовать как молодые отводки, так и развитые розетки листьев.