Вопросы для викторины по садоводству и огородничеству. Познавательная викторина «Весёлый урожай» для старшей группы. Какой прекрасный аромат

Игра-викторина для старших дошкольников «Во саду ли в огороде».
Автор: Григорьева Ирина Владимировна, воспитатель детского сада комбинированного вида №24 города Старый Оскол, Белгородской области.
Описание: Игра-викторина для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на обогащение и расширение знаний детей об овощах и фруктах, развитие познавательного интереса детей, любознательности детей.

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
- развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь;
- способствовать закреплению полученных знаний;
- вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Оборудование: плакаты – «Сад», «Огород», обручи, предметы (фрукты, овощи), эмблемы для игроков, призы, музыкальное сопровождение.
Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков природы.

Воспитатель. Ребята, сегодня в игре-викторине принимают участие две команды- «Фрукты» и «Овощи». Представляю Вам жюри. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Команды под музыку строятся в две шеренги напротив друг друга.

Задание 1.
1.Какой овощ любит, есть заяц?
(Капусту, морковь)
2.Что можно приготовить из фруктов?
(Варенье, сок…).
3.Что можно приготовить из овощей?
(Салат, винегрет…).
4.Какой фрукт помогает при простуде?
(Лимон)
5.В названии, каких сказок встречаются овощи?
(Репка, Чипполино….)
6.В названии, каких рассказов встречаются фрукты?
(Рассказы Сутеева «Яблоко»)

Игра-соревнование «Соберём урожай»
Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой-пустой обруч, а в отдалении-с предметами (овощи, фрукты). Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай».

Задание 2.
-Кто больше назовёт овощей: картофель,огурец, помидор, баклажан, капуста….
-Кто больше назовёт фруктов: яблоко, груша,апельсин, мандарин, лимон….
-Кто больше назовёт слов, которые относятся к весне: грядка, оттепель, ручьи,…
-Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени: листопад, прохлада, урожай…

Задание 3 «Составить рассказ по плану-описанию» .
1. Что это?
2. Вкус, форма, цвет.
3. Где растёт?
4.Что из него готовят?

Задание для команды «Овощи»
(кабачок, картофель, огурец, перец, капуста, морковь, баклажан).
Задание для команды «Фрукты».
(персик, яблоко, банан, айва, лимон, груша, апельсин).

Задание 4. Команды на скорость собирают картинки из частей.
Команда «Овощи»-Капуста.
Команда «Фрукты»-Апельсин

Задание 5.
Команды загадывают друг другу загадки.
Кто меня тронет,
Тот заплачет.
(Лук)

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
(Бананы)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)

Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка).

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...
(Груша).

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь).

Приглашай к себе на чай,
Или просто так встречай!
В ярко-жёлтом фраке он.
Кто же это? Фрукт…
(Лимон).

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный….
(Баклажан).

Игра на внимание «Овощи и фрукты».
Две команды стоят в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Задание 6. Закончи предложение.
Из яблока и сливовый - получится яблочно-сливовый сок.
Из яблока и банана - …
Из яблока и груши - …
Из тыквы и моркови - ...
Из яблока и моркови - …
Из яблока и ананаса - …
Игра "Назови три предмета"
Воспитатель говорит одно слово-фрукты, а игрок команды "Фрукты" подбирает к нему три слова (апельсин, лимон, персик). Выигрывает команда,которая назовёт большее количество предметов.
Игра "Угадай сколько в какой руке".
Воспитатель берёт в руки определённое количество предметов- от 1 до 10(овощи, фрукты) и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке у него предметов. Играющие по очереди отвечают на вопрос. Выигрывает команда, угадавшая большее количество чисел, сумма которых соответствует спрятанному количеству предметов.
Задание Повторить за воспитателем поговорки и пословицы. Выигрывает тот, кто правильно, чётко произносит слова и звуки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Игра игрою, а дело делом.
Дорога ложка к обеду.
За всякое дело берись смело.
Воспитатель. Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо справились с заданиями. Пора подвести итоги нашей игры-викторины. Жюри подводит итоги и награждает
победителей.

Литература:
1.О.И.Бочкарёва Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы.
2.О.М.Дьяченко,Е.Л.Агаева Чего на свете не бывает?

Познавательная викторина в старшей группе

«Весёлый урожай»

Цель: обобщить ранее полученные знания об овощах и фруктах.

    закрепить знания об овощах и фруктах;

    активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение;

    формировать навык коллективного общения и активности;

    создать настроение весёлых состязаний.

Воспитатель: Ребята, какое у нас время года? Всё правильно – осень! Очень красивая пора, а ещё это время сбора урожая. У нас в детском саду в огороде тоже поспели овощи и фрукты, но прежде чем мы их соберём, давайте пройдём маленькое испытание. Давайте проведём настоящую битву овощей и фруктов. Ребята, подойдите к столу и каждый возьмите картинку, которая вам понравилась. А теперь, те ребята, у которых на картинках нарисованы фрукты садятся на красные стульчики, а у кого – овощи, на синие стульчики. А теперь давайте проверим, все правильно уселись? Молодцы! Команда фруктов будет называться – Яблочки, а команда овощей – Огурчики. Команды готовы? А вначале давайте споём «Урожайную песню».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят корзинки, в которые мы будем собирать наш урожай, но вначале нужно выполнить задания, которые в них находятся.

Первая корзинка – «Загадочная». Отгадайте загадки, только не выкрикивайте, а поднимайте руки. За правильный ответ команды получают жетончики – яблочки и огурчики.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я. (кукуруза)

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая! (морковь)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно. (огурец)

Я - сладкий, рос на юге как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда круглые ребятки. (горох)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (репа)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы, я (свёкла)

Круглое, румяное я расту на ветке,

любят меня взрослые и детки. (яблоко)

Корзинка «Таинственная». Угадайте на ощупь овощи и фрукты.

Корзина «Вкусная». Угадайте с завязанными глазами на вкус нарезанные овощи и фрукты.

Физкультминутка. А сейчас давайте разомнёмся, как настоящие огородники.

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания-руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания - руки в стороны.)

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. (Потягивания - руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Корзина «Радужная». В корзинке находятся разноцветные карточки, воспитатель показывает цвет, а дети называют овощи или фрукты этого цвета.

Корзинка «Творческая». Детям из разных командзавязывают глаза, подводят к доске с листом бумаги, они должны нарисовать овощ или фрукт.

Кто лучше нарисует.

Корзина «Сказочная». Назовите сказки, в которых присутствовали овощи или фрукты («Репка», «Золушка», «Гуси-Лебеди», «Спящая красавица» и т. д.)

Корзина «Маленькие поварята». Дети называют блюда, которые можно приготовить из тех или иных фруктов или овощей (на выбор воспитателя).

Подведение итогов. Победители берут корзины и вместе с остальными детьми идут в огород собирать урожай. После этого детей ждут угощения.

Как на нашей грядке выросли загадки – крепкие, зелёные, хороши солёные. (огурцы)

Сто одежек и все без застежек. (капуста)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слёз доведу. (лук)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (капуста)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (огурец)

Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко, что же это (репа)

Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зеленые прядки. (морковь)

Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Под землей птица, гнездо свила, яиц нанесла. (картофель)

Ксения Смагленко
Познавательная викторина в старшей группе «Весёлый урожай»

Цель : Обобщить ранее полученные знания об овощах и фруктах.

Задачи :

Закрепить знания об овощах и фруктах;

Активизировать психические процессы : память, внимание, восприятие, речь, воображение.

Формировать навык коллективного общения и активности.

Создать настроение весёлых состязаний .

Воспитатель : Ребята, какое у нас время года? Всё правильно – осень! Очень красивая пора, а ещё это время сбора урожая . У нас в детском саду в огороде тоже поспели овощи, фрукты и ягоды, но прежде чем мы их соберём, давайте пройдём маленькое испытание. Давайте проведём настоящую битву овощей и фруктов. Ребята, подойдите к столу и каждый возьмите картинку, которая вам понравилась. А теперь, те ребята, у которых на картинках нарисованы фрукты садятся на красные стульчики, а у кого – овощи, на синие стульчики. А теперь давайте проверим, все правильно уселись? Молодцы! Команда фруктов будет называться – Яблочки, а команда овощей – Огурчики. Команды готовы? А вначале давайте споём «Урожайную песню » .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят корзинки, в которые мы будем собирать наш урожай , но вначале нужно выполнить задания, которые в них находятся. Первая корзинка – «Загадочная» . Отгадайте загадки, только не выкрикивайте, а поднимайте руки. За правильный ответ команды получают жетончики – яблочки и огурчики.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я. (кукуруза)

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая! (морковь)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно. (огурец)

Я - сладкий, рос на юге как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)

Он большой,

как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? … (арбуз)

Корзинка «Таинственная» . Угадайте на ощупь овощи и фрукты.

Корзина «Вкусная» . Угадайте с завязанными глазами на вкус нарезанные овощи и фрукты.

А сейчас давайте разомнёмся, как настоящие огородники.

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания-руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания - руки в стороны.)

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. (Потягивания - руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Корзина «Радужная» . В корзинке находятся разноцветные карточки, воспитатель показывает цвет, а дети называют овощи или фрукты этого цвета.

Корзина «Сказочная» . Назовите сказки, в которых присутствовали овощи или фрукты («Репка» , «Золушка» , «Гуси-Лебеди» , «Спящая красавица» и т. д.)

Корзина «Маленькие поварята» . Дети называют блюда, которые можно приготовить из тех или иных фруктов или овощей (на выбор воспитателя) .

Подведение итогов. Победители берут корзины и вместе с остальными детьми идут в огород собирать урожай . После этого детей ждут угощения.

Задачи:

Цели мероприятия:

  • Воспитательная:
  • Учебная:
  • Развивающая:


«Викторина»

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 62 имени А.Ф.Вепрева»

Внеклассное мероприятие по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства»

Викторина - «Я садовником родился»

Мастер производственного обучения: Алексеева Надежда Николаевна

Назарово 2014

Викторина

«Я садовников родился!»

Внеклассное мероприятие по профессии “Рабочий зелёного хозяйства” для обучающихся группы №82

Задачи:

    Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;

    Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

Цели мероприятия:

    Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважение к сопернику, воспитание чувства ответственности;

    Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме

    Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности.

Оборудование и материалы:

Презентация (сопровождение к викторине)

    Проектор

    ПК-мастера п/о

    Листы с заданиями конкурсов для команд

    Бланк для жюри

    Листы ответов для жюри

    Оформление доски; плакаты; оформление мест, где сидят команды

Организация мероприятия:

    2 команды по 3-4 человек

    Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана. Подготовить сообщение на тему: «Легенды и мифы о цветах».

Оформление зала:

    Плакаты с высказываниями:

“Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Толстой)

“Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество.

Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека”. (Ф.Гладков)

    Букеты из цветов из бумаги.

    Стол, на котором - указатель “Жюри”, стулья.

    Приветствие команд

    Сообщение на тему: «Мифы и легенды о цветах» (3балла)

    Отгадай цветок – командам по очереди читаются загадки, за верный ответ начисляется 1 балл

    Конкурс капитанов. Капитанам команд нужно решить кроссворд. (за правильное отгаданное слово 1 балл )

В это время остальные участники играют в игру: «Мир цветов» – по очереди называют садовые цветы, победителем становится команда, последняя назвавшая цветок. (1 балл )

    «Зеленый уголок» – командам выдаются ватман, цветы из бумаги, нужно составить композицию. (3 балла )

Пока ребята готовят композицию, жюри и зрители участвуют в игре «Цветок» (переставить или добавить вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка или цветок).

    Подведение итогов

    Награждение команд.

Ход мероприятия:

1-й ведущий:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой

2-й ведущий: Сегодня мы проводим праздник - викторину, в ходе которого совершим путешествие в мир цветов, окружающих нас. Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, мы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.

1-ый ведущий:

Давайте мысленно пройдемся по нашему цветнику,

И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку.

И над цветами наклонимся не для того, чтобы рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На сцену приглашаются команды “Ландыши” и “Аквилегия”.

Просмотр содержимого документа
«Девизы и приветствия команд»

Девизы и приветствия команд:

Нам в затылок не дыши, не догонишь ландыши.
Мы цветы - малыши, но в команде крепыши.

Наш девиз: Я должен над цветами наклониться.

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

^ Представление команды: Когда распускаются ландыши, кажется,

сам воздух в лесу настоян на их аромате.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком вниз. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

Эмблема

Водосбор - аквилегия

Водосборы, поверьте, люди любят не зря:
В них уснули росинки, тихо дремлет заря...
Поутру он сегодня распустил лепестки
И к нему прилетели шмели, мотыльки,
Деловитые пчёлы, с ними вместе - оса.
Я сижу тихо-тихо - кто-то сел в волоса.

А полью водосборы, они молча кивнут,
Принесут мне удачу, в дом - тепло и уют.
Где растут водосборы, там сорняк не живёт.
Я не знаю в чём дело. Может, запах не тот?
Или шапочкой листьев так заполнил просветы,
Что расти сорнякам возможности нету?

Я люблю водосборы. Аквилегии то бишь.
Посади их в саду и тоже полюбишь!

Аквилегия (водосбор)

Величаю тебя, аквилегия.
За неловкую ласку прости.
Есть одна у тебя привилегия –
Где угодно, как хочешь расти.

Расцветает краса безответная,
Лишь почувствует летнюю новь,
Словно дальняя, инопланетная,
Принесённая свыше, любовь.

Умывается летними грозами,
Обагряется цветом зари
Венчик твой – то застенчиво-розовый,
То таинственно-синий внутри.

И пешком ли иду, иль в телеге я
Еду в лес, никого не губя. –
Всё зову я тебя, аквилегия.
И встречаю, как счастье, тебя.

Почему же под грубыми ласками,
Словно дикому лесу в укор,
Ты сияешь все новыми красками,
Мой любимый цветок водосбор?

Народное название аквилегии – «орлик». У северных народов водосбор известен как «цветок эльфов». В средние века аквилегию почитали как «оберег» - растение, способное уберечь от колдовских чар. Водосбор, или аквилегия (Aquilegia) получил своё латинское название от двух слов: «аква» - «вода», и «лего» - «собирать»).

Просмотр содержимого документа
«ЦВЕТОК»

Просмотр содержимого документа

Игрокам команд надо досочинить и рассказать следующие сказки:

«В некотором царстве, Васильковом государстве жил-был король Василек и королева Фиалка. И было у них три сына...»; (Команда «Ландыши»)

«Однажды погожим весенним утром вышли подружки Ромашки в степь погулять, но не знали они, что поселился в той степи злой цветок Чертополох...». (Команда «Аквилегия»)

Просмотр содержимого документа
«загадки»

Команда «Ландыши»

Команда «Аквилегия»

1. Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках… (Мимоза)

1. Длинный тонкий стебелек,

Сверху – алый огонек.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный… (Мак)

2. Снимем мы среди болота

Замечательное фото.

Очень яркая картинка –

Распустилась здесь…(Кувшинка)

2. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это…(Розы)

3. Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает. (Подснежник)

3. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик)

4. Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный….(Тюльпан)

4.Стоит в саду кудряшка–

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

5. Вырос в поле дом-

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены. (Подсолнух)

5. У нас ни пальцев нет, ни рук-

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не нуждаемся! (Ноготки)

6. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)

6. Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки,

На них растут иголки. (Опунция)

7. Пышный куст саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых

Белых, розовых, бордовых! (Пион)

7. Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари. (Ландыш)

Просмотр содержимого документа
«кроссворд»

ОТВЕТЫ

1 с

2 к

3 ц

6 л

4 п

5 п

По вертикали:

    Надземная часть растения

    Подземный орган растения

    Сильно укороченный побег с зачаточными листьями

По горизонтали:

    Видоизмененный утолщенный подземный стебель, округлой формы

    Образование после завязи

    Важнейший орган растения

1 с

2 к

3 ц

6 л

4 п

5 п

ВОПРОСЫ:

По вертикали:

    Надземная часть растения

    Подземный орган растения

4.Сильно укороченный побег с зачаточными листьями

По горизонтали:

    Укороченный побег, листья которого видоизменены в чашелистике

    Боковые ответвления стебля вместе с листьями

    Образование после завязи

    Важнейший орган растения

Просмотр содержимого документа
«легенды»

С ландышами у всех народов Земли связано очень много легенд, мифов и поверий. Одно из них - христианское, в котором появление ландыша на свете считается результатом слез Евы, оплакивающей свое изгнание из райского сада Эдема. По древним славянским мифам ландыш связан со слезами хозяйки подводного царства Волховы, которая нежно и преданно любила Садко. А когда застала любимого с разлучницей - земной красавицей Любавой, то пролила горючие слезы обиды на землю, которые падали белыми жемчужинами из синих глаз Волховы и превращались в цветы ландышей.

В Ирландских мифах цветы считается, что цветы ландышей служат ступеньками лестницы для фей. По корзинкам из колокольчиков феи взбираются к тростнику, собирают его и плетут колыбели. Англичане рассказывают свою историю о ландышах, в которой этот цветочек слушая песни соловья, влюбился в эту птичку. И, стесняясь показать свои чувства, стал скрываться в высокой траве, чтобы наслаждаться соловьиной песней из укрытия. А когда соловей, вдохновляемый нежным чарующим ароматом цветка, почувствовал, что остался один, то сказал, что ему не для кого больше петь и улетел. С тех пор существует поверье, что соловьи начинают петь почувствовав в воздухе аромат майского ландыша, или когда эти душистые цветы расцветают у всех на виду.

Во Франции есть красивая легенда, окружающая ландыш таинственной пеленой. Святой по имени Леонард, близкий друг короля Холдвига, живший в 6 веке, любил природу и мир созданный Богом так сильно, что однажды решил стать отшельником. Леонард пожелал уединиться, чтобы жить среди цветов и птиц, раствориться с природой. После долгих странствий и скитаний по полям и лесам, Леонард наконец-то нашел лесную поляну для обитания. Он остался наедине со своими мыслями и хотел отдохнуть, не ведая, что за ним пристально следит дракон по имени Искушение. В тот момент, когда Святой Леонард приступил к молитве, к нему обратился дракон и повелел оставить это место. Но святой так увлекся молитвой, что не заметил присутствия опасности. Тогда дракон обжег его дымящим из пасти огнивом, и Леонард вступил с ним в бой. Битва разыгралась не шуточная, и в итоге дракона победил Святой Леонард. Но каждый раз когда он наносил раны дракону, из падающей на землю драконьей крови появлялись сорняки. А получая ранения от драконовых когтей, из капель крови Леонарда на земле появлялись ландыши.

Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день приподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей.

В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом. А в Голландии существует поверье, что ландыши у себя в саду должны высаживать новобрачные-молодожены, чтобы их любовь год от года не угасала, а наоборот, с каждым приходом весны возрождалась наново.

Еще одна христианская легенда утверждает, что ландыш вырос из слез, которые обронила Дева Мария у подножия распятого Христа. На языке цветов ландыш символизирует смирение, чистоту, скромность и возвращение к счастью.

В греческой мифологии упоминание о ландышах пока не удалось найти, хотя на некоторых сайтах ландыш относят к легендам о богине охоты Диане (более ранний прототип Артемиды), на которую во время охоты напали Фавны. Убегая от них, богиня вспотела так, что капли покатились на землю и проросли в виде душистых цветочков. Другие источники утверждают, что ландыши принадлежат культу богини весны по имени Майя - дочери мифического бога Атласа.


Всем известная аквилегия (водосбор) у разных народов имеет свои названия, которые связаны с фольклорными повествованиями, мифами и легендами. Так, американцы называют этот цветок голубкой Колумбиной, и считают его символом супружеской измены, а точнее - символом женской неверности. Поэтому дарить букет аквилегий женщине считается оскорблением. Аквилегия в средневековые времена в Норвегии считалась цветком-символом богини любви и плодородия Фреи. В 17 веке цветок рассматривали в контексте любовного соблазна, домогательства, измены, и особенно неуместным было признано дарить аквилегии молодым девушкам. Известно, что несколько сотен лет назад семена аквилегий использовались для прерываня беременности. В средневековье цветы аквилегий преподносили только женщинам свободного нрава. Если водосбор был подарен мужчине - означало, что он «рогоносец».

Парадоксально, что аквилегии американцы одновременно называют голубками и орликами. Самое древнее название орликов, известное как коломбина, происходит от латинского columba - «голубь», было дано растению за некоторое сходство цветка с гнездом молодых голубей. Научное название Aquilegia происходит из-за сходства длинных рожков цветка - шпорцев с когтями орла, поэтому в составе слова усматривают корень Aquila, что называется «орел».

По другой интерпретации, родовое название аквилегия состоит из двух слов: aqua - вода и legere - собирать, и трактуется как водосбор. Такую интерпретацию дают систематики с воображением, усматривая в отогнутых от блюдца цветка шпор кувшинчики, в которые могла бы собираться вода. Однако цветки часто перевернуты рожками кверху, а отверстие в кувшинчик обращено горизонтально или вовсе перевернуто вниз. Поэтому многие спорят, что название водосбор является неточным. Но если внимательно наблюдать за растением, то можно увидеть, каким привлекательным оно является для разных видов насекомых-опылителей: благодаря легкому перекрестному опылению, посаженные в саду различные сорта аквилегий часто дают самосев с непредвиденными и непредсказуемыми окрасками венчиков. Такое интенсивное скрещивание цветка аквилегии происходит благодаря нектару, содержащемуся в рожках цветка-водосбора. Шпорцы-кувшинчики собирают внутри не дождевую воду, а сладкий нектар, манящий к себе насекомых. А некоторые пчелы даже умудряются прокусывать дно, и лакомиться, не участвуя в опылении.

Аквилегия голубого цвета вида Aquilegia coerulea является цветком-символом Американского штата Колорадо. На родине растения в Америке, где собраны самые красивые и многочисленные его виды, есть много разных легенд и поверий, связанных с этим цветком.

Есть у цветка еще несколько народных английских названий, это «дом встреч» (Митинг-Хаус) из-за большого количества шпорец, напоминаюших собрание народа, «Трава Льва» или «чай льва» - произошло от поверья, будто львы едят траву аквилегии каждой весной, чтобы получить дополнительную силу. И хотя львы в Англии не водятся, аквилегию можно часто заметить на изображениях Святого Марка, символом которого является лев. А за распространение аквилегии по скалистым почвам ее называют горным колоколом. Австрийское название аквилегий «Пять птиц вместе» и вовсе дано по количеству лепестков у диких видов растения.

Аквилегию многие народы считают символом глупости, из-за сходства шпорцев с колпаком шута с бубенчиками. А в пантомиме цветок аквилегии символизирует возлюбленную Арлекина. Поэтому есть еще одно предубеждение, что дарить букет аквилегий женщине или мужчине - совершить большую глупость, а случайно одаренных аквилегиями ожидает невезение. Наверное, зная все смыслы и символы, присущие аквилегии, Шекспир вкладывал в сюжет «Гамлета» некоторый подтекст, в котором лишенная ума из-за предательства супруга Офелия собирает на лугу именно цветы аквилегии.

Цветок Коломбина имеет также и несколько религиозных коннотаций. В Христианстве аквилегия олицетворяет святой дух, а лепестки символизируют святые дары, кроме того, аквилегию называют цветком туфелек Девы Марии. В Древнем Риме аквилегию называли голубкой «Колумбина», а колумбарий (хранилище урн с прахом) - «голубятней». В кельтской (древне-германской) культуре аквилегия открывала двери в мир иной.

В древнегреческой и древнеримской культуре, по легендам, аквилегии служили (из-за намека эротического характера на шпоры цветка) Афродите (Венере) и куртизанкам. Из корня аквилегии добывали афродизиак и применяли для лечения импотенции. А женщинам легкого поведения для тех же целей рекомендовалось жевать семена цветков сиреневого оттенка.

Просмотр содержимого презентации
«Я садовником родился_»


Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №62 имени А.Ф. Вепрева»

викторина

Разработала:

мастер п/о

Алексеева Н.Н.

г. Назарово

2014 г.




Люблю я раннюю весну,

Лес ароматом наполняет,

Красивей нет цветов в лесу,

Смотрите, ландыш расцветает!

Какой прекрасный аромат,

Вдыхаю - сердце замирает,

Сердечко бьётся невпопад,

Весна - вокруг всё оживает!

О, первый ландыш - красота!

Какая девственная нега,

Листом прикрыта нагота,

Висят бутончики над снегом.

Красивей нет цветов в лесу,

Смотрите, ландыш расцветает,

Любите раннюю Весну,

Сердца Любовью наполняет!




По вертикали:

1.Надземная часть растения

2.Подземный орган растения

4. Сильно укороченный побег

с зачаточными листьями

По горизонтали:

2.Видоизмененный утолщенный подземный стебель, округлой формы

3.Укороченный побег, листья которого видоизменены в чашелистике

4.Боковые ответвления стебля вместе с листьями

5.Образование после завязи

6.Важнейший орган растения


Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение. Антон Лигов

Цветок в тепле и зимой цветет. Силован Рамишвили

Запах - душа цветка. Жюль Верн

Цветы могут склоняться в нашу сторону, но говорят они с небом и богом.



Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Овощи». Все вопросы викторины с ответами. Викторины о том, что растёт на огороде, на грядках, об овощах для детей.

Викторина «На грядке»

■ Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец).

■ Этот овощ «пришел» к нам из Америки двести лет назад и поначалу совершенно не понравился по вкусу. Просто люди не сразу разобрались в том, то надо есть — ели даже цветы и зеленые ягоды. Какое-то время его кусты с необычными для России цветами и плодами служили украшением для дамских шляпок на балах и в театрах. Из него в настоящее время делают много вкусных блюд и соусов. (Помидор или томат).

■ Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад и оттуда распространился по всем континентам. С тех пор люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают в садах ради красивых желтых цветов и листьев. Известен дикорастущий вид этого растения, плод которого «выстреливает» семенами на несколько метров. (Огурец, «бешеный» огурец).

■ Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А (бета-каротина), очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь).

■ Этот овощ — давний символ здоровья и благополучия. Не случайно во многих домах, овощных магазинах, на рынках и по сей день вывешивают косы и венки, сплетенные из него. Он, и зеленый, и репчатый, — «защитник» от вредных микробов. (Лук).

■ Этот овощ в зеленых стручках — одно из любимейших детских лакомств на дачной грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох).

■ Этот овощ давно известен на всех континентах. Даже на севере нашей страны и Америки он дает хороший урожай и кормит людей круглый год. Всего известно 35 видов. Едят в свежем виде, делая различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде — кладовая разных витаминов. (Капуста).

■ Один из самых крупных овощей. А люди всегда питают слабость к громадному — оно будит воображение. Поэтому и к этому овощу относятся с особым уважением. По прихоти человека этот овощ достигает невероятных размеров и может весить до 100 кг. Его удобно выращивать: он неприхотлив, растет даже без ухода, а из-за своей величины не пользуется популярностью у воров. (Тыква).

■ Ближайшие родственники самой обыкновенной тыквы. Их жарят или тушат с другими овощами, консервируют как огурцы, а иногда едят сырыми и даже варят варенье. (Кабачки).

■ Эти овощи очень красивы, похожи на звезды или цветы. Ими наряжают новогодние елки, украшают кухни и дачи, делают из них забавные игрушки, декоративные вазы и корзинки. (Патиссоны).

Викторина «Овощная»

■ Какой овощ три раза меняет имя? (Лук-чернушка, лук- севок, лук-репка).

■ Что давали в Древнем Египте после обеда на десерт? (Вареные кочаны капусты).

■ Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).

■ В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

■ Какой овощ напоминает летающую (космическую) тарелку? (Патиссон).

■ Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).

■ Что редьки не слаще? (Хрен).

■ Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? (Капуста).

■ Что означает слово «бахча»? (Сад).

■ Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь).

■ Кругла да гладка, откусишь — сладка... Засела крепко на грядке... (Репка).

■ Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

■ Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).

■ В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла).

■ Что вызвало бессонницу у принцессы? Горошины.

Блиц викторина «Овощи»

■ Место, где растут овощи. (Огород).

■ Бывает и сладким, и горьким. (Перец).

■ Из него делают кетчуп и томатную пасту. (Помидор).

■ Овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. (Тыква).

■ Белокочанная, брюссельская, савойская, кольраби, листовая — это... (Капуста).

■ Овощ, в котором содержится много витамина А. (Морковь).

■ Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль, или бобовые.)

■ Из него готовят вкусное пюре. (Картофель).

■ Родственница арбузов и дынь. (Тыква).

■ Стеблевая репа. (Кольраби).

■ Родина помидора. (Америка).