Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха. Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков

Юлия Виткова
Игры для формирования правильного звукопроизношения

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

Ты спой, мурка!

Мяу-мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула уточка!

А ты, Мишка?

Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой

Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

А ты, кукла, споешь?

Ма-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис. 6)

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис. 7)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис. 8)

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель: Та же

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал-бал!

Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

Грру-грру-грру!

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важноследить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис. 9)

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.

Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис. 10)

БАРАБАН

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, обучать регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важнодобиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь, а звукоподражания – громко и тихо.

КАП – КАП – КАП

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет, потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Дидактические игры по звукопроизношению

для дошкольников с общим недоразвитием речи

МАДОУ Д/С 9 «Радуга» г. Белореченск

учитель-логопед Чич И.С.

Цель работы : Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Дидактическая игра имеет определённую структуру (Е.В.Карпова). Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие ДИ:

Дидактическая задача;

Игровая задача;

Игровые действия;

Правила игры;

Результат (подведение итогов);

При провидении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации ДИ знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, ДИ – это игра только для ребёнка. Для взрослого- она способ обучения. В ДИ усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель ДИ и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В ДИ создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

ДИ позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль ДИ в учебном процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

ДИ имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.

В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). ДИ проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В ДИ ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь основным видом деятельности дошкольного периода, игра обеспечивает существенные достижения в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).

подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Игры

(автоматизация звуков)

« День рождение Лунтика»

Цель: автоматизация звука [Л,Л] в слова, развивать словарный запас. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Оборудование: картинка с изображением Лунтика; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры:

1) У Лунтика - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Лунтику? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Л].

В ходе игры можно предложить ребенку:

Определить место заданного звука в словах(в начале, середине, конце)

Придумать предложение с названием любой картинки.

Разделить слово на слоги и посчитать их количество.

Выделить живое и неживое.

Назвать слова ласково.

Отгадать какой картинки не стало, закрыв ее карточкой.

«Холодильник» Э та игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


Варианты игры:

    Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).

    Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.

    Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

    Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.

«Аквариум»

Варианты игры:

1 Очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

2 Вариант игры со звуком Р. Ребенок вылавливает рыбку, проговаривает слово с автоматизированным звуком Р. Если звук Р в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

Взрослому очень легко проверить ребенка - в первом будут только синие рыбки, во втором- желтые, а в третьем зеленые. Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


«Мы со звуком “Р” играем» стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р ].

«Веселые осьминожки» хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь .


«Весенняя полянка»

Цель:

Закрепить правильное произношение звуков Ш - Ж, С –З.

Задачи:

Учить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные.

- учить определять место звуков Ш –Ж, С – З в словах.

Развивать координацию движения рук

Развивать память, внимание, мышление.

Материал: панно, на котором изображена весенняя полянка. Картонные пчелки с одной стороны с изображением предметов и животных, в которых встречается звуки С –З, и картонные бабочки со звуками Ш –Ж. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.

Описание: ребенок берет сачок, ловит пчелку и переворачивает ее, называя картинку, изображенную на обратной стороне. В одно ведерко он складывает картинки со звуком С, в другое со звуком З.

Аналогично с бабочками. В ходе игры можно предложить ребенку: место заданного звука в слове, назвать слово ласково. Выбрать любую пчелку и составить предложение с этим словом.

Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными .

«Улитка». Я использую три варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.


«Что приснилось Зайке?». В этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда. Второй вариант игры: необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.

«Накорми Зину пирожками и конфетами.» Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет, то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.

«Дружные пингвины» увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

«Собери чемодан и рюкзак». Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков

В комплекте 2 фона - семья собирает чемодан на море и семья отправляется на пикник в лес и 72 качественные предметные картинки. Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С... (в зависимости от того, что автоматизируется). Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.

Игры

(тематические)

Дидактическая игра «Веселые поварята»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Овощи»

Учить составлять распространенные предложения.

Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.

Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника.

Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю.

Предложить ребенку сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.

Учить детей составлять предложение с заданным словом.

Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т.д.)


Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. Например: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


«Веселый поезд» существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса .


Речевая игра «Рассели по домикам»

В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.


Игра «Посудка»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Продукты» и «Посуда»

Учить составлять распространенные предложения.

Закреплять знания цветов и их оттенков.

Развивать память, внимание, мышления.

Материал: Посудка: кастрюли, сковороды, протвени, картинки с изображением овощей, сыпучие крупы (гречка, перловка и т.д.)

Ход игры. Детям предлагается открыть кастрюльку такого цвета, который называет логопед и сказать, что в ней готовится.(например: суп из рыбы-рыбный суп, из фасоли – фасолевый, из лука- луковый и т.д.)



Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: «Логопед в детском саду», «Обруч», «Логопед» с приложением «Библиотека логопеда», «Конфетка»; «Дошкольная педагогика».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №67»
г.Березники Пермский край

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:
- тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,
- проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.
В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.
Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.
За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.
Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.
Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-
ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-
ческих категорий.
Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.
В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Совершенствовать грамматически правильную речь.
Развивать мелкую моторику.
Коррекция фонематического слуха.
МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.
СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ:
На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).
2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».
Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.
Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.
Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.
Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)
И совсем забот не знали,
Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)
И друг друга догоняли (догоняют друг друга).
Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),
В паутину все попались.
ВАРИАНТ 1.
В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками
Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.
Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.
Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.
Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.
ВАРИАНТ 2.
Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.
В кармашки вставляются символы гласных звуков.
Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;
СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.
Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.
Развивать фонематический слух.
Развивать звуко-слоговой анализ.
Совершенствовать грамматически правильную связную речь.
Развивать мышление (доказывать свой выбор).
Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду - на 4 квадрате, в 3 ряду - на 2 квадрате, и в 4 ряду - на 4 квадрате), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)
Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).
Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.
ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.
Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).
Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Занимательная игровая система помогает ребенку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефекты произношения. Игры можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях.

«Ромашка»

Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе картинок с заданным звуком, учить делить слова на слоги, развитие мелкой моторики.

Игровые правила: Отобрать картинки с заданным звуком.

Игровые действия: Найти нужную картинку, приклеить на лепесток и с помощью шнура соединить с серединкой цветка.

Ход игры:

Вариант 1: Логопед сообщает детям, что ветер унес лепестки ромашки. А ромашка не простая, серединка имеет свою букву, а каждый лепесток картинку с этим звуком.

Вариант 2: Собрать ромашку из картинок с указанным количеством слогов.

«Магазин»

Дидактическая задача: Закрепит навыки слогового анализа, умение работать со схемой слова, активизировать знания детей о звуковом строении слова, умение объединять предметы в группы.

Игровые правила: Подобрать картинки в соответствии со схемой.

Игровые действия: Положить картинки в соответствующий домик.

Ход игры:

Вариант 1: Детям дается задание – купить в магазине игрушку (овощ), в названии которой два слога (три). Покупая, дети четко проговаривают название и последовательность каждой части слова.

Вариант 2: «В магазине продается транспорт, в названии которого есть звук С, потом З и Ц».

Вариант 3: «В магазин завезли мебель (одежду, овощи), название которой начинается со звонкого (твердого, мягкого или глухого) согласного звука.

«Звуковая мозаика»

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.

Игровые правила: Звук обозначить фишкой: красной – гласный, синей – твердый согласный, зеленой – мягкий согласный. Карточка заполняется слева направо.

Ход игры: У каждого ребенка игровое поле, карточка разделенная на 9-12 квадратиков. Каждый маленький квадрат обозначает слово. Ведущий называет слово, дети выделяют первый (последний, второй) звук и обозначают его фишкой.

Задание можно усложнить: ведещий называет четыре слова, а дети находят лишнее слово. Например: волк, лиса, петух, заяц. Лишнее слово петух – первый звук [П э ]-мягкий согласный. Первый квадрат заполняется зеленой фишкой.

Победителями считаются те, не ошибся и заполнил всю карточку.

«Самодельная азбука»

Дидактическая задача: Упражнять в дифференциации звуков, умении подбирать слова на заданный звук, знакомство с графическим изображением буквы, развивать мелкую моторику.

Игровые правила: Найти картинки на соответствующий звук, не зависимо от того, где он находится – в начале, в середине или в конце слова. Красная страница обозначает знакомство с гласной буквой и звуком, зеленая – мягкие согласные, синяя – твердые согласные.

Игровые действия: Вырезать и наклеить картинку.

Материал: цветные листы ксероксной бумаги, картинки из старых журналов, наклейки.

Ход игры: Дети находят в журналах картинки, в названиях которых есть изучаемый звук, например, дети на занятии знакомились с со звуком[И] и буквой И, значит подбирают картинки в названии которых есть звук [И]. Вместе с детьми наклеить картинки на красный лист бумаги с буквой И. Под каждой картинкой наклеивается схема, где обозначается позиция звука в слове.

Позже, дети начинают составлять звуковую схему слова. Когда дети освоят буквы, задача усложняется – дети печатают название картинки.

«Путешествие в город звуков и слогов»

Дидактическая задача: Учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять первый и последний звук в слове, обозначить звук фишкой или буквой.

Игровые правила: цифрой обозначить количество слогов, цветными фишками или буквой обозначить гласный звук, синей – твердый, зеленой – мягкий согласный.

Игровые действия: Бросание кубика, переход хода.

Вариант 1: Перед детьми игровое поле. Передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, тот кто останавливается на кружке, должен разделить слово на слоги, которое находится рядом с фишкой и поставить на кружок соответствующую цифру.

Вариант 2: То же самое, что и в первом варианте, только обозначить первый (последний) звук слова фишкой. Заранее договориться какой звук нужно выделить из слова – первый или последний.

Вариант 3: Тоже самое, что и в предыдущих вариантах, только первый или последний звук слова обозначить соответствующей буквой.

Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отсчитывает кружки и справится с заданием и первым доберется до «замка».

«Помоги Петрушке»

Цель: Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, умение делить слова на слоги.

Игровые правила:

1. Подобрать слова со звуком [Ш](С, Н.Т), независимо от позиции звука в слове.

2. Слова в названиях, которых один, два, три слога.

Ход игры:

Логопед сообщает детям, что получил письмо от Петрушки, в котором есть просьбы: «Здравствуйте, Ребята! Пожалуйста, помогите расставить все предметы по своим местам»

Одним из важнейших направлений работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование фонетической стороны речи. Если окружающие, в том числе и сверстники не замечают бедность словарного запаса и особенности грамматического строя речи, то неправильное произношение – как на ладони. Как правило, и у родителей наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, как наиболее заметный дефект.
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Это работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, логопеду необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс автоматизации звуков.
У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.
Как показывает практический опыт, наиболее трудный и важный этап в работе – это постановка и автоматизация звуков в слогах. Дело в том, что слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не сознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комар звенит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Также на данном этапе работы у логопеда нет возможности широко использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком.
Разнообразить приемы своей работы можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.
Картотека логопедических игр по формированию звукопроизношения:
1. “Муляж языка”
Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть.
2. “Пирамидка”
Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог.
3. “Внимательные ушки”
Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (логопед показывает на свои уши).
4. “Кто дальше протянет нитку?”
Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
5. “Кто больше собрал?”
За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.
6. “Повтори для Маши”
На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.
7. “Научи игрушку”
Логопед берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук или слог.
8. “Пальчики здороваются”
Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
9. “Цветочек”
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
10. “Маленькие ножки бежали по дорожке”
Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.
10. “Лесенка”
Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог.
11. “Прокати мяч”
огопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
12. “Ворота”
Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили “во двор”.
13. “Волшебная палочка”
Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

14. “Проведи слог по звуковой дорожке”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким.

15. “Ромашка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

16. “Дразнилки”

Логопед называет прямые слоги и просит ребенка сказать наоборот.

17. “Капитошка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиком “прыгает” по капелькам и произносит звук или слог.

18. “Попрыгушки”

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: “Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой”. Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

19. “Звуковой полет”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: “Пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку.

Предложенные игры просты в использовании, доступны и для родителей, апробированы в практической деятельности и помогают легче преодолеть “кабинетную речь”, сокращают время работы над звуком, позволяют достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, повышают мотивацию, превращают скучные занятия в увлекательные, ребенок уходит с занятий с живым интересом к игре и желанием продолжить ее завтра.