ПАК ТА: новейший транспортный самолет для российской армии. Большая десятка: крупнейшие военные самолёты мира

Lockheed C-130 Hercules — cамый популярный военно-транспортный самолет на планете. Начиная с 1954 года, американская компания Lockheed Martin произвела и продала около 2500 «геркулесов». Сегодня небо бороздит 951 представитель этого семейства, занимая 22% мирового рынка военного транспорта.


Турбовинтовой американский самолет Beechcraft King Air общего назначения состоит на службе в армиях многих стран мира. Его используют для обучения летчиков, патрулирования морских территорий, разведки, связи и других целей. Хотя большинство из 295 ныне функционирующих «королей воздуха» задействованы в бизнес-перевозках.


Cвой первый полет военный «транспортник» Boeing C-17 Globemaster III совершил в 1991 году. «Тяжеловес» способен перебрасывать на дальние расстояния крупногабаритные грузы и войсковые подразделения, а также приземляться на небольших, плохо подготовленных аэродромах.


Airbus CN-235 — главный европейский конкурент американских «небоевых» крыльев. Авиастроительный гигант Airbus именует свое детище не иначе как «самый дешевый тактический военно-транспортный самолет». И этот факт привлек к CN-235 клиентуру из армий двух десятков стран, включая США.


Разработанный в КБ Антонова военно-транспортный АН-26 (по кодификации НАТО, — Curl, «Вихрь») был снят с производства еще в 1986 году. Однако до сих пор в эксплуатации находятся более 200 АН-26 и его предшественников АН-24. Что ставит «ветеранов» в один ряд с самыми востребованными самолетами этого класса.


Тяжелый военно-транспортный самолет ИЛ-76 (по кодификации НАТО — Сandid, прямой) впервые поднялся в воздух в 1971 году и до сих пор остается основной «рабочей лошадкой» военной транспортной авиации России. Правда, с момента рождения грузоподъемность детища ОКБ Ильюшина возросла с 30 до 60 тонн.


Военный транспортник AН-32, созданный на базе АН-26, приспособлен для условий повышенных температур (до +50 градусов) и взлетов с высокогорных аэродромов (до 4500 метров). Ныне он успешно функционирует в ВВС жарких стран — таких, как Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Афганистан, Мексика, государства Африки.


Легкий американский транспортник Cessna 208 Caravan создавался как самолет для труднодоступных территорий. Его военный вариант U-27A охраняет покой Бразилии, Колумбии, Либерии, Таиланда и других стран. Всего на службе состоят 125 «армейских» Cessna.


Подобно АН-26 средний военный транспортный самолет Transall Allianz C-160 не выпускается уже 30 лет — с середины 1980-х. Но машина, разработанная немецко-французским консорциумом для нужд ВВС своих стран, по‑прежнему в строю. В небо до сих пор поднимаются 120 крылатых C-160.


CASA C212 Aviocar -- разработка испанской компании EADS CASA. Этот военно-транспортный самолет умеет взлетать и садиться на грунтовых полосах длиной 400 метров. Различные модификации используются для фоторазведки, морского патрулирования и перевозки военных вип-персон.

В тени «звезд» остаются рабочие лошадки — военные транспортные самолеты и самолеты общего назначения. Возможно, в эффектности они и уступают скоростным и напичканным современной техникой истребителям. Зато трудяги надежны и пользуются стабильным спросом, причем не только у военных. Представляем десятку самых востребованных самолетов, созданных для повседневных нужд ВВС.

Транспортные компании, осуществляющие перевозку грузов с помощью авиации, держат в своем парке огромное количество разнообразной техники, которая актуализируется в различных ситуациях. Наиболее популярные самолеты, используемые сегодня для этих целей в России, являются разработками известных конструкторских бюро: КБ Антонова, КБ Ильюшина, КБ Яковлева. Также среди грузового авиатранспорта имеются и самолеты иностранных производителей, в частности известных The Boeing Company и Airbus.

Характеристики отечественных грузовых самолетов

Каждое транспортное средство отличается своими характеристиками, размерами, грузоподъемностью.

  • Самолеты Ан-12 известны коммерческой загрузкой до 20 тонн. Они применяются для авиаперевозки грузов сложного образца: большого объема, крупных габаритов, имеющих большой вес. Известны случаи транспортировки с их помощью колесной и гусеничной техники. Также допускается загружать в отсек контейнеры и поддоны с грузом.
  • Транспортные средства класса Ан-24 рассчитаны на небольшой совокупный груз (до 5,5 тонн). Они оснащены тремя багажно-грузовыми отделениями, расположенными вровень с пассажирским салоном. Улучшенной версией этих самолетов считается еще одна украинская разработка – Ан-26, которая имеет коммерческую грузоподъемность 5,5 тонн, отличается возможностью осуществления погрузки, как с земли, так и из кузова.


  • Ан-124-100 Руслан считается самым грузоподъемным на планете самолетом, вышедшим в серии. Его загрузка может достигать 120 тонн. С его помощью удобно отправлять большие партии продукции.


Модель самолетов Ту-154Б, относящаяся к одним из наиболее массовых воздушных средств, когда-либо производимых советской авиацией, также используется сегодня для осуществления грузоперевозок, позволяя размещать на своем борту до 18 тонн продукции. Техника класса Ту-134А, производимая тем же КБ, рассчитана на размещение в ее 2-х отсеках грузов весом до 8,6 тонн насыпью.

Самолеты Як-40К, в отличие от версии ЯК-40, оснащены специальными грузовыми люками и могут использоваться как для смешанной транспортировки, так и для перевозки исключительно грузов. Во втором случае их нагрузка увеличивается до 3200 кг.


Разместить грузы внутри Як-42 предлагается в 8 контейнерах, место для которых отведено в переднем и заднем грузовых отсеках. При демонтаже рольгантового настила, можно перевозить, в том числе, крупногабаритные грузы. Один из вариантов этой техники – модификация Як-42Д на 120 мест – также широко используется для перевозки товаров. Если загрузить этот самолет контейнерами можно разместить внутри него до 12,82 тонн, если не прибегать к спецтаре, груза поместится меньше, всего 8,6 тонн.

  • У межконтинентального воздушного судна Ил-62 грузоподъемность может составлять до 5 тонн, в наличии – 4 отсека для грузов. Это проверенный вариант техники, который отлично зарекомендовал себя за годы эксплуатации.
  • Пользуется спросом у заказчиков и надежный Ил-76, способный перевозить за один раз до 48 тонн коммерческого груза. Он актуален для межрегиональной перевозки крупногабаритных грузов, техники.
  • Широкофюзеляжные аэробусы Ил-86 предполагают размещение грузов на нижней палубе, где имеется пара грузовых отсеков, а также еще в 3 секторах, где размещается груз поштучно. Загрузка таких самолетов допустима в пределах 15-ти тонн. Ил-96-300 также может взять на борт до 15-ти тонн коммерческого груза.

Заграничные разработки на службе гражданской авиации РФ

Французская компания Airbus производит высококачественные летательные аппараты, которые пользуются спросом во всем мире. Ее техника широко применяется для грузоперевозок, в том числе – осуществляемых интернациональными почтовыми компаниями и службами доставки.

  • Широкофюзеляжный Airbus A310 считающийся самым маленьким в мире, способен перевозить единоразово до 7-ми тонн коммерческого груза. В его грузовых кабинах можно разместить до 10 контейнеров, поштучный груз, поддоны.
  • Узкофюзеляжный самолёт Airbus A319-100 (A319) для полетов на малые и средние дистанции принимает товары общим весом до 6,8 тонн для размещения в переднем и заднем отделении, а также в отсеке рассыпного груза. Ненамного отстает от него и модель Airbus A320-200 (A320А), имеющая схожие технические характеристики и вместительность.
  • Airbus A321-100 (A321А) который известен как модифицированный А320, принадлежит к числу самых габаритных лайнеров данного семейства, его максимальный взлетный вес – 93500 кг.

Американская корпорация The Boeing Company также не отстает от европейцев, выпуская воздушные суда, идеально приспособленные для пассажирских и грузовых перевозок. В частности, российские транспортные компании эксплуатируют сегодня для транспортировки различных грузов такие модели:

  • Boeing 737-300 (В737-300) – узкофюзеляжные лайнеры, легко модифицируемые в грузовые версии, способные транспортировать по воздуху 5,73 тонны коммерческого груза.
  • Boeing 767-300 – авиалайнеры с максимальной загрузкой не более 9-ти тонн, имеют 5 отсеков для различных типов грузов. Способны осуществлять перелеты средней и большой протяженности.
  • Boeing 777-200 – широкофюзеляжные суда для длительных перелетов, размещающие в переднем отсеке до 18 контейнеров, в заднем – до 14-ти, в секторе насыпного груза – штучные изделия, почту, багаж, объемом до 17 кубических метров.

К преимуществам Боенгов в деле доставки грузов относятся их высокая степень надежности, универсальность, способность осуществлять многочасовые перелеты.

"YouTube/Минобороны России"

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/ 1 июня 1931 г. в Ленинградском военном округе было завершено формирование первого советского военно-транспортного авиационного подразделения - Опытного воздухо-десантного отряда в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из самолетов ТБ-1 и самолетов-разведчиков Р-5. Эта дата считается днем рождения военно-транспортной авиации (ВТА) Воздушно-космических сил (ВКС) России.

В качестве памятного дня Вооруженных сил (ВС) эта дата не установлена, однако 1 июня в авиагарнизонах ВТА традиционно проходят торжественные мероприятия с выносом боевых знамен частей, построениями и зачитыванием праздничного приказа командующего ВТА.

Командующий ВТА - генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов (7 января 2013 г. сменил на этом посту генерал-лейтенанта Виктора Качалкина).

История военно-транспортной авиации

2 августа 1930 г. на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было впервые выброшено на парашютах десантное подразделение (эта дата отмечается в Вооруженных силах России как День воздушно-десантных войск, ВДВ). Десантирование осуществлялось с самолетов опытного воздухо-десантного отряда Ленинградского военного округа.

Изначально основной боевой задачей ВТА была именно выброска парашютистов-десантников, а первый практический опыт применения авиации для транспортировки по воздуху войск, военных грузов и эвакуации раненых в боевой обстановке военные летчики СССР получили во время советско-финской войны 1939-1940 г.

В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более 1,7 млн самолетовылетов советской авиации (свыше 31% от общего числа вылетов) пришлось на выполнение транспортно- десантных задач.

В марте 1946 г. была создана Десантно-транспортная авиация в составе ВДВ, в 1949 г. она была преобразована в Транспортно-десантную авиацию ВДВ, в 1955 г. - выведена из состава ВДВ с преобразованием в род ВВС, получила нынешнее название и была подчинена непосредственно главкому ВВС.

В мае 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый советский реактивный военно-транспортный самолет Ил-76, который к середине 1980-х гг. стал основным самолетом ВТА.

В 1998 г. российская ВТА была сведена 61-ю воздушную армию Верховного главнокомандования (стратегического назначения). 1 декабря 2009 г. на ее базе сформировано командование ВТА с управлением в Москве.

Текущее состояние

В настоящее время ВТА - составная часть ВКС, средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ, предназначенное для решения стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач. В число этих задач входит:

  • десантирование частей ВДВ;
  • доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам;
  • обеспечение маневра авиационных соединений и частей;
  • перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств;
  • эвакуация раненых и больных, а также участие в миротворческих операциях.

Силы военно-транспортной авиации могут привлекаться к выполнению специальных задач.

По итогам 2015 г. командование ВТА было объявлено лучшим объединением ВКС России. Согласно информации Минобороны РФ, средний налет на командира экипажа ВТА в 2015 г. составил более 170 ч, на молодого летчика - более 200 ч, общий налет ВТА превысил 50 тыс. ч.

Экипажи ВТА участвовали во всех внезапных проверках военных округов, в стратегическом учении "Центр-2015" и конкурсе "Авиадартс-2015" в рамках Армейских международных игр. Впервые были проведены посадки на арктический аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа), а в ходе подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим (Сирия) летный состав ВТА выполнил более 280 самолетовылетов и перевез 13,75 тыс. т грузов.

Техника ВТА

На вооружении соединений и частей состоят воздушные суда разработанные и произведенные в СССР и России:

  • средний военно-транспортный самолет Ил-76 (разных модификаций, включая новейший Ил-76МД-90А);
  • многоцелевой транспортный самолет Ан-26;
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 "Антей";
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан";
  • военно-транспортный самолет Ан-12;
  • транспортные вертолеты Ми-8МТВ и др.

Планы развития

В октябре 2012 г. Минобороны РФ и ОАО "Ил" заключили контракт, по которому до 2020 г. производитель должен поставить российскому военному ведомству 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

На данный момент получены два борта, на 2017 г. запланирована передача еще трех. C 2014 г. ОАО "Ил" модернизирует строевые Ил-76МД с продлением срока службы машин на 15 лет, всего Минобороны планирует получить 41 модернизированный таким образом Ил-76МДМ.

Также конструкторское бюро "Ил" готово работать над перспективным самолетом Ил-176 грузоподъемностью 80-100 т (прежнее название проекта - "перспективный комплекс транспортной авиации", ПАК ТА), однако по состоянию на весну 2016 г. российские военные не сформулировали окончательных требований к данной машине. Кроме того, КБ "Ил" проектирует транспортный самолет Ил-112В для замены в парке ВТА "транспортника" Ан-26.

Прежде чем перейти к самым-самым, разделим транспортные самолеты на два вида: первые - самолеты, созданные исключительно для транспортировок, вторые - самолеты, участвующие в транспортировках по совместительству (это могут быть пассажирские самолеты, бомбардировщики или разведчики). Нас интересуют первые, так как только они позволяют судить о самолете наиболее объективно, исходя из его специфики.
И еще один момент - мы исследовали максимальную взлетную массу всех самолетов вне зависимости от периода их создания и эксплуатации. Исключением стали только транспортные самолеты, находящиеся на стадии проектирования.

Цель №1. Объект Ан-225 (СССР)

Ан-225 несет на себе космический корабль «Буран».

Ан-225 с официальным названием «Мрия», что в переводе с украинского означает «Мечта», стал плодом четырехлетней работы советских конструкторов. На протяжении многих лет американский «грузовик» Lockheed C -5 Galaxy (читайте ниже) был самым тяжелым транспортным самолетом в истории авиации. Непревзойденные 379,5 тонн С-5, конечно, были своего рода преимуществом американской авиации, но особого повода для «гонки масс» не было. Транспортный самолет - не истребитель и тут, как говорится, кому как удобно. Однако достойный ответ Советского Союза с преимуществом в массу целого истребителя появился в 1982 году спустя 14 лет. Это был Ан-124 «Руслан» (читайте ниже).

Прошло восемь лет, и в 1988 году на мировой авиационной арене появился гигант Ан-225. Советский козырь весил 640 тонн. Cегодня Ан-225 выпущен всего в одном экземпляре, еще один находится (вот уже 20 лет) на строительстве. Самолет, который по массе среди всех летательных аппаратов уступает разве что некоторым космическим кораблям, изначально предназначался для транспортировки космического корабля «Буран» (масса загруженного - более 100 тонн). Однако в 1993 году, после списания «Бурана», Ан-225 приступил к обычным грузовым перевозкам, преимущественно коммерческим. Буквально два месяца назад Ан-225, уже обладавший не одной сотней мировых рекордов, был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самолет, поднявший в воздух самый большой груз, генератор весом 187,6 тонн. Раньше могли возникнуть вопросы, можно ли причислить Ан-225 к военно-транспортным самолетам, если, конечно, речь не шла о космических войнах будущего, сейчас в этом нет никаких сомнений.

Только шесть турбовентиляторных двигателей Ан-225 весят в совокупности более 24 тонн. Если объединить истребитель МиГ-29 и, скажем, «кукурузник» (Ан-2), они будут на несколько тонн легче.

Ан-225 = 133 бегемота

Цель №2. Объект Ан-124 (СССР)

Ан-124 «Руслан» обладает самой большой максимальной взлетной массой среди транспортных самолетов, выпускаемых серийно. Он стал прародителем Ан-225, так сказать, воплотил «Мечту» в реальность. Небольшие различия наблюдаются только в конструкции: четыре двигателя вместо шести, разное хвостовое оперение, различия в размещении грузовых отсеков и разная длина фюзеляжа.

В настоящее время началась подготовка к возобновлению строительства «Русланов», которое заглохло в 2004 году из-за отсутствия достаточного количества заказов. На своем веку Ан-124 успел побывать на Афганской войне. Сейчас, в мирное время, «Руслан» является наиболее удобным в использовании транспортным самолетом: он не настолько громосткий, как «Мрия», и в то же время более вместительный и мощный в сравнении с остальными «грузовиками».

Ан-124 = 90 бегемотов

Цель №3. Объект C -5 Galaxy (США)

В самом начале мы сказали о том, что транспортные самолеты не были объектами гонки вооружений, однако, стоит оговориться, что случилось это после появления в небе «Руслана». История создания C-5 Galaxy свидетельствует о том, что создавался этот самолет во второй половине 60-х годов, как ответ советскому «грузовику» Ан-22 «Антей (читайте ниже). Американцы не могли позволить себе быть вторыми даже здесь. Максимальная взлетная масса «Антея» составляла 226 тонн. Это означало, что возможностей для наращивания массы было более чем достаточно. Американцы бьют антоновскую «карту» самолетом C-5 Galaxy, «антоновцы» отвечают «Русланом» - планка массы достигла более 400 тонн, смысла бороться за преимущество практически не осталось. Более того, нет никакого смысла пытаться превзойти Ан-225.

В конструкции C-5 Galaxy конструкторы из фирмы Lockheed довольно необычно оборудовали грузовой отсек. Если у большинства транспортных самолетов главный люк расположен в хвостовой части, то у C-5 Galaxy и в хвостовой и в носовой. При загрузке борта через носовой люк, носовая часть откидывается вверх. Это похоже на то, как при ремонте грузовых автомобилей откидывают вперед кабину водителя, только в обратном направлении. На «Руслане» применена такая же система, но не будем забывать о том, что он появился на 14 лет позже. Между носовыми грузовыми отсеками «Руслана» и C-5 Galaxy есть разница: на нашем самолете нос откидывается вместе с кабиной пилота, на американском - кабина остается на месте.v

Слева C -5 Galaxy , справа Ан-124.

C -5 Galaxy = 84 бегемота

Цель №4. Объект C -17 Globemaster III (США)

В истории о создании 263-тонного C -17 Globemaster III говорится, что США требовался транспортный самолет, способный эффективно выполнять задачи в случае начала войны между НАТО и странами Варшавского договора (СССР и страны Восточной Европы, включая ГДР). C -17 Globemaster III должен был стать самолетом, не нуждающимся в асфальтированных взлетно-посадочных полосах, на тот случай, если аэродромы будут разрушены. Он должен был быть более вместительным, нежели C-5 Galaxy, обладать большей дальностью полета и большей скоростью. 15 сентября 1991 года C -17 Globemaster III совершил свой первый полет. Правда, теперь его характеристики утратили свою актуальность, так как, во-первых, прошло два с половиной месяца с момента распада Организации Варшавского договора, то есть воевать было не с кем, во-вторых, развалился Советский Союз (к тому моменту большая часть стран вышла и состава республики и провозгласила свою независимость). Выполнять воздушные транспортные перевозки в Западную Европу могли и другие успешные самолеты, тот же C-5 Galaxy, приземляясь на полностью оборудованных аэродромах.

Преимущество C -17 перед C -5 заключалось в большей маневренности, способности работать на неподготовленных взлетно-посадочных полосах, способности дозаправляться в воздухе, большем потолке максимальной высоты полета, что очень важно во время военных действий, но вот более вместительным его никак нельзя назвать. Если не брать максимальную взлетную массу, а сравнить исключительно грузоподъемность этих самолетов, то у C-5 она составляет около 118,4 тонны, в то время как C -17 способен поднять только 78,1 тонны, причем это максимальная допустимая планка.

C -17 Globemaster III = 58 бегемотов

Цель №5. Объект Ан-22 (СССР)

Ан-22 «Антей», разрабатывавшийся в начале 60-х годов, когда гонка за грузоподъемностью набирала обороты, создал эффект разорвавшейся бомбы. Шестнадцать лет с 1947 по 1963 годы в небе формально царил американский «грузовик» Convair XC-99 (читайте ниже). Ответа со стороны Союза не последовало. В 1963 году в небо поднялся еще один американец C -141 Starlifter (читайте ниже), побив рекорд массы XC -99 на 10 тонн. Прошло два года и Советский Союз, наконец, нанес ответный «удар». Ан-22 превзошел двухлетнего рекордсмена C -141 Starlifter на 70 тонн. Боевую закалку «Антей» получил во ремя войны в Афганистане, уже после того, как его производство было завершено.

Среди девятки самых тяжелых транспортных самолетов мира Ан-22 является единственным «грузовиком» с винтами, а также наиболее аварийным. Конечно, два этих показатели никак между собой не связаны, как не связаны ни на каком другом самолете, однако, в 1970 году один Ан-22 потерпел катастрофу из-за выхода из строя воздушного винта. Разлетевшийся на части винт, диметром 6,2 м (что всего в два раза меньше высоты самого самолета), перерезал кабели управления самолетом. Самолет разбился, все 12 человек, находившиеся на борту погибли. И все же Ан-22 является одним из самых удачных транспортных самолетов мира и эксплуатируется в России по сей день. В дальнейшем предпочтение отдали Ан-124 «Руслан».

Ан-22 "Руслан" = 50 бегемотов

Цель №6. Объект Ил-76 (СССР)

Наверное, ни у одного транспортного самолета мира нет таких богатых страниц истории, как у Ил-76, впервые поднявшегося в небо в 1971 году. Он не превзошел по массе «Антея», но как свидетельствуют документы перед конструкторами не стояла задача создать более тяжелый самолет, соответственно, с более высокой грузоподъемностью. Была цель - создать средний транспортный самолет с возможностью интенсивной эксплуатации, который объединял бы в себе высокие летные и технические характеристики. Первым шагом стала установка турбореактивных двигателей. Ил-76 стал первым советским транспортным самолетом с турбореактивными двигателями, до этого, на том же Ан-22, стояли турбовентиляторные двигатели. Безусловно, Ил-76 был легче «Антея», но потреблял в два раза больше топлива, зато увеличилась скорость. Если говорить о преимуществах турбореактивных двигателей над турбовинтовыми, то более высокая скорость, пожалуй, единственное, что возвышает первые над вторыми. Итак, Ил-76 стал самой обычной, но надежной и качественной рабочей лошадкой.

Аварийность Ил-76 достаточно высокая, за 35 лет эксплуатации он потерпел 60 аварий. Если брать в среднем, получается, одна авария в полгода. Но, как говорится, кто работает, тот и совершает ошибки. Последняя катастрофа произошла совсем недавно. 22 сентября этого года иранский Ил-76 в модификации А-50, переоборудованной под радиолокационное обнаружение и управление, разбился во время авиашоу при заходе на посадку. Радиолокационный радар, расположенный над фюзеляжем отвалился и повредил хвостовое оперение. Самолет потерял управление и разбился. Погибло 7 человек.

Параметр «средний», выдвинутый на заре разработки Министром авиационной промышленности СССР, превратил Ил-76 практически в незаменимый транспортный самолет. Сегодня он активно эксплуатируется почти в сорока странах мира, такой чести, пожалуй, не удостоен ни один другой самолет мира. Причем в ряду эксплуататоров находятся и США, которые, казалось бы, всегда использовали только собственные разработки, впрочем, как и мы.

Ил-76 = 48 бегемотов

Цель №7. Объект ВМ-Т (СССР)

210-тонный ВМ-Т, поднявшийся в воздух в 1981 году стал своего рода приложением к еще не существующему на тот момент Ан-225. Он был произведен конструкторским бюро Владимира Мясищева всего в трех экземплярах и предназначался для доставки на Байконур отдельных частей, используемых в космическом комплексе «Энергия - Буран». В частности, на фотографии ВМ-Т «несет» на себе один из водородных баков ракеты-носителя «Энергия» (данных о его массе нет). Правда, неоднократно ВМ-Т перевозил и сам челнок «Буран». В принципе, если не брать в расчет 105 тонн - стартовую массу «Бурана», то есть уже загруженного, то весил он примерно 60 - 70 тонн… вполне приемлемо для столь тяжелого транспортного самолета.

С принятием в строй Ан-225, МВ-Т стал бесполезным для российской авиации. На протяжении последних лет строится множество планов по поводу дальнейшего использования этих самолетов.

ВМ-Т = 46 бегемотов

Цель №8. Объект Lockheed C-141 Starlifter (США)

Единственной важной вехой в истории C -141 Starlifter , появившегося в 1963 году, является его рекорд грузоподъемности, державшийся на протяжении двух лет, до появления Ан-22. Правда, был у C -141 еще один рекорд, на момент своего появления он являлся самым скоростным транспортным самолетом в мире - 910 км/ч. На остальных «грузовиках» максимальная скорость в среднем колебалась от 650 до 850 км/ч.

Вплоть до 2006 года, пока C -141 Starlifter находился на эксплуатации у ВВС США, самолет подвергался многократной модернизации, в частности, наиболее интересным моментом здесь является установка на борту системы, оповещающей о сближении самолета с землей.

Lockheed C -141 Starlifter = 35 бегемотов

Цель №9. Объект Convair XC-99

Несколько примитивная форма (и я бы даже сказал, не совсем приличная) говорит о том, что замыкает девятку самых тяжелых транспортных самолетов самый старый ее представитель. Первый полет XC-99 в 1947 году. Когда мы рассказывали об «Антее», то сказали, что XC-99 царил небе формально. Дело в том, что самолет произвели всего в одном экземпляре. Характеристики XC-99 тогда были настоящим чудом, наврное, даже большим, чем появление 640-тонного Ан-225. В сороковые годы, да и на протяжение 50-х, максимальная взлетная масса самых тяжелых «грузовиков» составляла от силы 30 тонн. Американцы проскочили сразу более 100 тонн. Соответственно, столь роскошные характеристики самолета означали роскошные суммы для заказчиков. В итоге никто так и не подписал контракт на серийное изготовление XC-99.

Однако единственный экземпляр XC-99 прожил достаточно бурную жизнь. На протяжении 10 лет он стоял на вооружении ВВС США и принимал активное участие в Корейской войне. Как сообщается в документах вылеты были еженедельными. Корейская война продолжалась три года. Если учесть, что один год - это 52 - 53 недели, то предположительно XC-99 совершил в Корее 150 вылетов.

Из истории создания XC-99 и МВ-Т можно создать целую примету - нельзя создавать транспортный самолет на основе бомбардировщика. Дело в том, что и в тот и в другой «грузовик» были заложены основы родственных бомбардировщиков. И тот и другой так и не получили дальнейшего развития.

В заключении рассказа о XC-99, хотелось бы обратить ваше внимание на необычное расположение винтов, они повернуты назад. Существенной разницы в их направленности нет, однако, необычное решение.

Convair XC-99 = 32 бегемота

С тех пор, как у военных стратегов появилась возможность доставки по воздуху живой силы и техники из тыла непосредственно к воображаемым или настоящим театрам военных действий, военно-транспортные самолёты очень быстро доказали свою профпригодность в этой сфере.

За несколько часов с их помощью можно перебросить из одной точки планеты в другую целое мотострелковое подразделение, находящееся в полной боевой готовности. Альтернативы таким самолетам пока нет, и в ближайшем будущем не предвидится.

Есть десант – нужна платформа

Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.

Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.

После череды военных конфликтов (Испания, Финляндия, Дальний Восток) и Второй мировой войны, начал с новой силой раскручиваться маховик милитаризации.

Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.

По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.

Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

Вполне резонно, что первыми, кто выпустил крупнотоннажные транспортники, были СССР и США.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт – унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

КБ Олега Антонова стало абсолютным лидером по количеству различных модификаций военно-транспортных машин для ВВС. Лучшие самолёты военно-транспортной авиации спроектированы в Киеве. Так, например, Ан-26 благодаря широкой (2,4 м) створке грузового люка имел возможность перевозить крупногабаритные грузы. Ан-74 проектировался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Уникальная конструкция шасси позволяет производить взлёт и посадку на полосах любой категории сложности.

Рекордсмен семидесятых годов, крупнейший турбовинтовой самолёт Ан-22 «Антей» – высокоплан с четырьмя двигателями НК-12МА на нестреловидных крыльях.

На нём впервые была опробована двухкилевая схема хвостового оперения, позже применённая при постройке Ан-225. Полезная нагрузка – свыше 60 тонн.

На модификации под кодировкой Ан-122 конструкторы добились выдающейся, для того времени, грузоподъёмности – 120 тонн. С середины семидесятых годов производство турбовинтовых машин стали сворачивать. Пришло время более современных турбореактивных летательных аппаратов.

Гиганты двадцатого века

С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.

Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.

Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.

В США середина шестидесятых годов ознаменовалась противостоянием Boeing и Lockheed-Martin за право создания тяжёлого военно-транспортного самолета.

И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.

Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.

Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.

Один из самых популярных крылатых транспортников – С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.

Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение – до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.

Наибольшие из наибольших

Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.

Вслед за ним, в 1988 году в небо ушел гигантский самолёт, тридцать лет занимавший первую строчку в списке самых больших летательных аппаратов.

Ан-225 «Мрия» – доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.

На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», – проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.

На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:

Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов

Самолёт Грузо-подъёмность, т Объём грузового люка, м3 Скорость,
крейс./макс.,
км/ч./900
Практическая дальность полёта, км. Начало
эксплуатации
С-130 19 104 628/645 5 250 1956
Ан-12 21 122 570/660 3 200 1959
С-141 27,2 178 796/910 4 723 1965
Ан-22 60 465 560/650 5 225 1969
С-5А 118,4 850 888/919 10 411 1970
Ил-76 60 288 800/855 6 700 1974
Ан-124 120 1050 850/865 4 800 1982
250 1210 750/850 15 400 1988

Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2017 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.

Будущее транспортной авиации

Перспективные научные разработки дают возможность представить, какими будут военные самолёты будущего, предназначенные для перевозки грузов. Амбициозные российские проекты Ил-112 и Ил-106 должны сменить самые популярные военные самолёты России Ан-22, Ан-26 и Ил-76.

Тяжёлый Ил-106 – основа разработки перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В его характеристики заложена довольно большая (до 100 т) грузоподъёмность. Футуристичный по своей конструкции ПТС «Ермак» (второе название проекта) выглядит, как картинка из фантастического фильма.

Не стоит на месте и конструкторская мысль в США. В 2017 году на испытательном полигоне Мохаве была произведена выкатка самого большого в мире самолёта Stratolaunch. Он необычен тем, что имеет два объединенных центральной балкой фюзеляжа. Размах крыльев шестидвигательной машины – 117 м, взлётный вес – 590 т.

Однако перспективы эксплуатации и сфера применения аппарата такой конструкции вызывают лёгкое недоумение. Подвеска космической системы на межкрыльевом пространстве между фюзеляжами – очень опасная затея.

Почти полвека конструкторы военно-транспортных машин шли по пути увеличения лётных ресурсов существующих моделей путём их постоянной модернизации.

За многие годы мы увидели, чем замечательны военные самолеты транспортного назначения, эти добродушные большегрузные гиганты. Их взлёты, посадки, полёт – захватывающее зрелище. Теперь, видимо, настало время больших изменений, результатом которых должно стать появление совершенно новых типов транспортных летательных аппаратов.