Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения.
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум
Мелькозернистая тип В-2
Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта.
Состав
Песок, щебень гранитный фр. 5-20, минеральный порошок, битум.
Крупнозернистая тип Б-1
Место применения
Используется для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах).
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.
Песчаная плотная тип Д-2
Место применения
Используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов, внутри дворовых площадок.
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.
ЩМА
Место применения
Состав щебеночно-мастичной смеси в основном состоит из щебня кубовидной формы, дробленного песка, минерального порошка, битума. Для предотвращения стекания вяжущего в процессе приготовления, транспортировки и укладки смеси используется целлюлозное волокно в виде гранул, поставляемое из Германии или отечественного производства. Наличие большого количества дробленых частиц в смеси, а также большего, по сравнению с обычной асфальтобетонной смесью, количества битума, способствует увеличению сдвигоустойчивости и трещиноустойчивости покрытий. На покрытиях из ЩМА значительно меньше деформаций в виде колей, воин, наплывов. Они более бесшумны и обладают лучшим сцеплением с колесом автомобиля. Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий аэродромов, магистральных улиц, развязок,мостов, эстакад общегородского и федерального назначения.
Состав
Песок из отсевов дробления горных пород, щебень 5-15, 5-20, минеральный порошок, стабилизирующая добавка, битум.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ
ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ
И АСФАЛЬТОБЕТОН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 9128 ¾ 84
Издание официальное
ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДА РТ СОЮЗА ССР
___________________________________________________________ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ГОСТ Технические условия 9128 ¾ 84 Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes Взамен and asphaltic concrete. Specifications ГОСТ 9128 ¾ 76 ОКП 57 1840, 57 1850 ___________________________________________________________ П остановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 13 февра ля 1984 г. № 15 срок введения установленс 01.01.85
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплотненную асфальтобетонную смесь). Асфальтобетонную смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), природного или дробленого песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума, взятых в соотношениях, определяемых требованиям и настоящего стандарта. Область прим енения асфальтобетонных смесей приведена в р еком ен дуемых пр иложен иях 2-4.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Асфальтобетонны е смеси (далее - смеси) подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 1.2. Смеси в завис имост и от вязкости битума и условий применен ия подразделяют на виды: горячие - приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120 ° С; теплые - приготовляемы е с использованием как вязких, так и жидк их битумов и применяемые непосредственно после приготовл ен ия с т емп ературо й не ниже 70 ° С; холодные - приготовляемые с использованием жидких битумов, допуска емые к длительному хранению и применяем ые с температурой не ниж е 5 ° С. 1.3. Горячи е и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зер ен минераль ных материалов подразделяют на: крупнозернисты е - с зер нами размером до 40 мм; мелкозернистые » » » » 20 мм; песчаные » » » » 5 мм. Холодные смеси подраздел яют на мелкозернистые и песчаные. 1.4. Асфальтобетоны из горяч их и теплых смесей в зав исимости от значения остаточ ной пор истости подразделяют на: плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% включ.; пористы е с остаточ ной пористостью с в. 7 до 12% включ.: высокопористые с остаточной пористостью св. 12 до 18% включ. 1.5. Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зав ис имости от вида песка подразделяют на типы, указанные в табл. 1.
Табл ица 1
1.6. Горяч ие и теплые смеси типа А в зависимости от качественных показат ел ей подразделяют на две марки: I и II, типов Б, В и Г - на тр и марк и: I, II и III, типа Д - на две марки: II и III. Х оло дные смес и т ипов Б х и В х подразделяют на две марк и: I II, типа Г х могут быть только I марки, типа Д х - только II марк и. Горяч ие и теплы е смес и для пор истых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки: I и II.Таблица 2
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|||||||||
Наименование показателя |
|||||||||
для дорожно-климатических зон |
|||||||||
1. Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С, не менее, для асфальтобетонов всех типов |
2,5 (25)_ 2,2 (22) |
2,5 (25)_ |
2,5 (25)_ |
2,2 (22)_ |
2,2 (22)_ |
2,2 (22)_ |
2,0 (20)_ |
2,0 (20)_ |
2,0 (20)_ |
б) 50 ° С, не менее, для асфальтобетонов типов: |
0,9 (9)_ |
0,9 (9)_ |
0,9 (9)_ |
0,8 (8)_ |
0,8 (8)_ |
0,8 (8)_ |
|||
0,9 (9)_ |
1,1 (11)_ |
1,3 (13)_ 1,0 (10) |
0,8 (8)_ |
1,0 (10)_ |
1,2 (12)_ |
0,8 (8)_ |
0,9 (9)_ |
1,1 (11)_ |
|
1,0 (10)_ |
1,3 (13)_ |
1,6 (16)_ |
0,9 (9)_ |
1,2 (12)_ |
1,4 (14)_ |
0,8 (8)_ |
1,1 (11)_ |
1,3 (13)_ |
|
1,0 (10)_ |
1,2 (12)_ |
1,2 (12)_ |
0,8 (8)_ |
0,9 (9)_ |
1,0 (10)_ |
||||
в) 0 ° С, не более, для асфальтобетонов всех типов |
9 (90)_ |
11 (110)_ |
13 (130)_ |
10 (100)_ |
12 (120)_ |
13 (130)_ |
10 (100)_ |
12 (120)_ |
13 (130)_ |
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Смеси должны изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по т ехнолог ическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 2.2. Показател и физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, в зависимост и от марок смесей и дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 2. 2.3. Пористость минерального остова плотных асфальтобетонов из смесей типов А и Б должна быть 15-19% по объему, типов В, Г и Д - 18-22% по объему. 2.4. Остаточная пористость и водонасыщение плотных асфальтобетонов, в зависимости от дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 3.
Таблица 3
2.5. Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 4.Таблица 4
Наименование показателя |
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|
1. Предел прочности при сжатии, не менее, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С пористого асфальтобетона | ||
б) 50 ° С пористого асфальтобетона | ||
высокопористого асфальтобетона | ||
2. Коэффициент водостойкости, не менее | 3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее |
Таблица 5
Наименование показателя |
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|
1. Предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С, Мпа (кгс/см 2), не менее: а) до прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х | ||
Г х | ||
Д х | ||
б) после прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х | ||
Г х | ||
Д х | ||
2. Коэффициент водостойкости, не менее: а) до прогрева | ||
б) после прогрева | ||
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее: а) до прогрева | ||
б) после прогрева | 4. Набухание, % по объему, не более |
Таблица 6
Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смесей
для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий
Наименование и тип |
||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
||||||||||
Мелкозернистые типов: | ||||||||||
Песчаные типов: | ||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
Мелкозернистые типов: |
Таблица 7
Наименование и тип |
Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм |
||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
|||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
|||||||||||
Плотные крупнозернистые типов: | |||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
|||||||||||
Высокопористые песчаные | |||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые |
Таблица 8
Зерновые составы холодных смесей, применяемых в верхних слоях покрытий
Наименование и тип |
Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм |
|||||||||
Мелкозернистые типов: Б х В х | Песчаные типов: Г х и Д х |
Рекомендуемое содержание битума в смесях пр ив едено в приложении 1. 2.16. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов и холодных смес ей марок I и II, содержащих отсе вы продуктов дроблен ия изверженных горных пород, следу ет включать минеральны е порошк и, отвечающи е п. 3.5 настоящего стандарта, в таком кол ичестве, чтобы содержание з ер ен эт их порошков мельче 0,071 мм составляло не менее 50% по масс е этой фракции. 2.17. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов марки II и холодных смесей марки II, содержащих продукты дробления гравия и применяемых в IV и V дорожно-климатических зонах, допускается не включать минеральный порошок при условии, если в зернах мельче 0,071 мм содержание карбонатов кальция и магния (СаСО 3 + М g СО 3) составляет не менее 40% по массе. 2.18. В составы смесей для плотных асфальтобетонов марки III и для пористых и высокопористых асфальтобетонов марок I и II, содержащих отсевы продуктов дробления, допускается не включать минеральные порошки. 2.19. В составы горячих и теплых смесей типа Г для улучшения удобоукладываемости допускается вводить природный песок в количестве не более 30% по массе. 2.20. В составы холодных смесей марок I и II, содержащих продукты дробления карбонатных горных пород, допускается не включать минеральные порошки. 2.21. Допускаемая погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать для щебня (гравия) и песка ±3%, для минерального порошка и битума ±1,5% массы соответствующего компонента. 2.22. Температура смесей при выпуске из смесителя и укладке в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 9.
Таблица 9
Температура смесей, ° С |
|||
Вид смеси |
Марка битума |
при выпуске из смесителя |
в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже |
Горячие | БНД 40/60 | ||
Теплые | БНД 130/200 БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300 | ||
СГ 130/200 | |||
МГ 130/200 МГО 130/200 | |||
СГ 70/130 | Холодные | МГ 70/130 МГО 70/130 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ
3.1. Би тум 3.1.1. Для пр иготовлен ия горячих смесей сле дует пр име нять вязк ие нефтяные
дорожные б итумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН
60/90, БН 90/130 по ГОСТ 22245-76, а для т еплых
смесей - вязк ие битумы
марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 1 30/200, БН 200/300 по ГОСТ
22245-76, а также ж идкие б итумы марок СГ 1 30/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по
ГОСТ 11955-82. Для пр иготовлен ия холодных смесей следует
применять ж идк ие н ефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ
70/130 и МГО
70/130 по ГОСТ 11955-82. Для холодных смесей марки I следует применять жидк ие б итумы класса СГ.
Допускается также пр именение б итумов классов МГ и МГО при услов ии использования
активированных м инеральных порошков или предварительной обработки м инераль ных матер иалов смесью б итума с поверхностно-акт ивным и в еществам и. Для холодных смес ей марки II следу ет
применять ж идкие б итумы
классов СГ, МГ и МГО. 3.1.2. Марку б итума выбирают в зав исимости
от вида смеси, климатических услови й и категор ии дороги и аэродрома в соот ветствии
с рекоменду емыми прилож ен иями 2-4. 3.2. Щебень и грав ий 3.2.1. Для приготовл ения смесей сл еду ет пр име нять щеб ень из естестве нного кам ня, получаемый дроблением горных город по ГОСТ 8267-82, а
также щ ебень из грав ия
по ГОСТ 10260- 82, щебень из металлург ическ их шлаков по ГОСТ
3344-83, гравий по ГОСТ 8268-82. Не до пускается пр им енять щебень из гл инистых (мергелистых) известняков,
глинистых песчан иков и глинистых сланцев. 3.2.2. Д ля пр иготовлен ия смесей следует
пр именять щебень или грав ий следующих фрак ций: от 5 до 10; св. 10
до 20; св.
20 до 40 мм. Доп ускается пр име нять щеб ень и гравий в виде смес и смежных фрак ций. 3.2.3. Нал ич ие зер ен пласт инчато й (лещадной) формы в щебне
не должно превышать для смесей т ипа А - 15% по
массе, Б, Б х - 25 %, В, В х
- 35 %. 3.2.4. Мар ка по прочности и другие показат ел и с войств щебня и грав и я, в зависимости от марки, типа
и вида смесей, должн ы соответствовать указанным в табл. 10. 3.3. П есок 3.3.1. Для пр иго товл ен ия см есей следует пр именять природные и дробленые песк и, отв ечающ ие требован иям ГОСТ 8736- 85. 3.3.2. До пускается пр именять отсевы
продуктов дроблен ия горных пород и грав ия, соответствующи е
требован иям нормативно-те хнической
документац ии, утвержденной в установленном порядке. 3.3.3. Показат ел и свойств дробленых
песков и отсевов продуктов дроблен ия горных пород и гравия в за висимост и от марк и, типа и вида смесей должны соответствовать указанным в
табл. 11 . 3.4. Песчано-гравийная смесь 3.4.1. Для приготовле ния смесей следует применять песчано-грав ийные смеси, отвечающ ие
требованиям ГОСТ 23735-79. 3.4.2. Грав ий, входящий в состав песчано-гравийной
см еси, долже н отвечать тр ебованиям
табл. 10. 3.5. М инерал ь ный порошок 3.5.1. Для приготовления смес ей сл еду ет пр им енять активированные и неактивированные
минераль ные порошк и,
отв ечающ ие требованиям ГОСТ 16557 -78.
Таблица 10
Показатели свойств щебня и гравия
Нормы для смесей марок |
Наименование |
|||||||||||||||
показателя |
Горячие и теплые типов |
Холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
Холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
|||||||||
пористые |
пористые |
|||||||||||||||
Марка щебня из изверженных и метаморфических горных пород по прочности при раздавливании в цилиндре, не ниже | ||||||||||||||||
То же, для щебня из осадочных горных пород, не ниже | ||||||||||||||||
Марка щебня из металлургического шлака, не ниже | ||||||||||||||||
Марка щебня из гравия, не выше | ||||||||||||||||
Марка гравия, не выше | ||||||||||||||||
Марка по износу, не ниже: а) щебня из изверженных и метаморфических горных пород б) щебня из осадочных карбонатных и некарбонатных горных пород в) щебня из гравия или гравия |
Не нор-мируют |
Не нор-мируют |
Марка по морозостойкости для всех видов щебня и гравия, не ниже: а) в суровых и умеренных климатических условиях б) в мягких климатических условиях | |||||||||||||
Примечания: 1. В смесях для плотных асфальтобетонов типа В марки II, а так же для пористых и высокопористых, асфальтобетонов марк и I допускается применение осадочных карбонатных горных пород марки 400 при условии предварит ельно й обработки их смесью битума с поверхностно-активными веществами анионнго типа. При том же условии допускается применение в см ес и для плотных асфальтоб ето нов т ипа В марки III, а также для пористых и высокопористых асфальтобетон ов марки II осадочных карбонатных горных пород марки 300. 2. Суровые климат ическ ие условия характеризуются среднемесячной температурой на иболее холодного месяца ниже минус 15 ° С, умерен ные - от минус 5 до ми нус 15 ° С, мягкие - до минус 5 ° С. 3.5.2. Допускается использовать в качестве минеральных порошков: измельченные основные металлургические шлаки - в горяч их и теплых смесях марок II и III для плотного асфальтобетона, марок I и II -для пористого и высокопористого асфальтобетона и в холодных смесях марки II; порошковые отходы промышленности - в горячих и теплых смесях марки III для плотного асфальтобетона и марок I и II для пористого и высокопористого асфальтобетона. Показатели свойств измельченных основных металлург ич еск их шлаков и порошковых отходов промышленности дол жны соответствовать указанным в табл. 12.
Таблица 11
Показатели свойств дробленных песков и отсевов продуктов дробления
горных пород и гравия
Нормы для смесей марок |
|||||||||
Горячие, теплые и холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие, теплые и холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
|||||
А, Б, Б х, В, В х |
пористые |
А, Б, Б х, В, В х |
пористые |
||||||
Предел прочности исходной горной породы при сжатии, Мпа (кгс/см 2), не менее | |||||||||
Марка исходного гравия по дробимости, не ниже | Массовая доля глинистых примесей, %, не более |
Таблица 12
Нормы по видам материалов |
|||
Наименование показателя |
измельченные основные металлурги-ческие шлаки |
зола уноса и золошла-ковые смеси |
пыль уноса цементных заводов |
1. Зерновой состав, % по массе, не менее: мельче 1,25 мм мельче 0,315 мм мельче 0,071 мм | |||
2. Пористость, % по объему, не более | |||
3. Набухание образцов из смеси минерального порошка с битумом, % по объему, не более |
Не нормируют |
||
4. Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не менее | |||
5. Показатель битумоемкости, г, не более | |||
6. Содержание водорастворимых соединений, % по массе, не более |
Не нормируют |
||
7. Влажность, % по массе, не более | |||
8. Содержание окислов щелочных металлов (Na 2 O + К 2 О), % по массе, не более |
Не нормируют |
Не нормируют |
|
9. Потери при прокаливании, % по массе, не более |
Не нормируют |
10. Содержание свободной окиси кальция СаО, % по массе |
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При приготовлении смесей и устройстве из н их дорожных и аэродромных покрытий и оснований следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строит ельстве; Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержден ные Мннтрансстроем 28 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР 25 фе враля 1977 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г.; Правила по технике безопасности и производстве нной санитарии при строительстве и ремонте городских дорог, работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах дорожно-эксплуатационных организаций, введенные приказом по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 июня 1976 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих мест ной промышленности и коммунально-бытовых услуг 29 апреля 1976 г.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Приемку смесей проводят партиями. 5.2. При приемке и отгрузке горячих и теплых смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 400 т. 5.3. При приемке холодных смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой заводом в течение одной смены, но не более 200 т. После приемки смесь помещают на склад, где допускается перемешивание ее с другой холодной смесью того же состава. 5.4. При отгрузке холодной смеси со склада в автомобили партией считают количество смеси одного состава, отгружаемое одному потребителю в течение суток. При отгрузке холодной смеси со склада в железнодорожные или водные транспортные средства партией считают количество смеси одного состава, отгружаемой в одном железнодорожном составе или в одной барже. 5.5. Количество поставляемой смеси определяют по массе. Смесь, отгружаемую в вагоны или автомобили, взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу холодной смеси, отгружаемой на суда, определяют по осадк е судна. 5.6. Для контроля качества см еси на предприятии-изготовителе отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Отбор проб производят по ГОСТ 12801-84. При контроле качества смесей определяют следующ ие показатели: т емпературу готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; водонасы щение; набухани е; пр едел прочности при сжатии при температуре 20 ° С для всех см ес ей и при температуре 50 °С для горяч их и теплых смес ей; коэффиц иент водостойкости; слеживаемость (только для холодных смесей). Показат ель слеживаемости следует определять 2-3 раза в смену. 5.7. Пр едприятие- изготовитель обязано также проводить периодический контроль смесей по следующим показателям: пористость минерального остова; остаточная пористость; предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С после прогрева (только для холодных смесей) и при 0 ° С (для горячих и теплых смесей) ; коэффици ент водостойкости при длительном водонасыщении; сцепление битума с минеральной частью смесей. Периодическ ий контроль следует осуществлять нс реже одного раза в шесть месяцев и при каждом изменении материалов, применяемых при приготовлении смесей, а также при проектировании составов смесей. 5.8. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия асфальтобетонных смесей требованиям настоящего стандарта, соблюдая при этом порядок отбора проб, установленный настоящ им стандартом и ГОСТ 12801-84, и приме няя методы испытаний, указанные в ГОСТ 12801-84. 5.9. Для контрольных испытаний асфальтобетонных смесей, отгружаемых в автомобили, отбирают три пробы от каждой партии непоср едственно из кузовов автомобилей. Для контрольных испытаний холодных асфальтобетонных смесей. отгружаемых в железнодорожные или водные транспортные средства, отбирают три пробы из каждого вагона или баржи. Каждую пробу смеси отбирают из разных мест вагона или барж и на различной глубине. Отобранные пробы не смешивают и испытывают отдельно. При получении неудовлетворительных р езультатов испытаний хотя бы одной пробы прои зводят повторные испытания уд военного количества пробы. В случае неудовлетворительных результатов повторных испытаний партию бракуют. 5.10. При неоднородности горячих и теплых смесей, оцениваемой визуально наличием зерен минерального материала, непокрытых битумом, скоплением битума и минерального порошка, а также при несоответствии температуры смеси требованиям табл. 9 см есь бракуют.
6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1. Испытания асфальтобетонных смесей - по ГОСТ 12801-84. 6.2. Методы испытаний мат ериалов, прим еня емых дл я приготовл ения смесей, должны соответствовать: ГОСТ 11501-78, ГОСТ 11503-74, ГОСТ 11504-73, ГОСТ 11505-75, ГОСТ 11506-73, ГОСТ 11507-78, ГОСТ 11508-74, ГОСТ 11510-65, ГОСТ 11511-65, ГОСТ 11512-65 и ГОСТ 43 33-48 для битумов, ГОСТ 8269-76 для щебня и гравия, ГОСТ 8735-75 для песка, ГОСТ 12784-78 для минерального порошка.
7. МА РКИ РОВКА, Т РАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1. При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано сопровождать смесь паспортом, в котором должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя; номер и дата выдачи паспорта; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марка смеси; масса смеси; температура горячей смеси; время отправления горячей смеси; срок хранения (для холодной смеси); обозначение настоящего стандарта. 7.2. Горячие и теплые смеси транспортируют к месту укладки автомобилями, при этом паспортом сопровождают смесь, загружаемую в каждый автомобиль. 7.3. Холодны е смеси транспортируют автомобилями, железнодорожными ваго нами или баржами, при этом паспортом сопровождают см есь в каждом транспортном средстве. 7.4. В летний период холодные смеси можно хранить на открытых площадках, в осенне-зимний период - в закрытых складах или п од навесом в штабелях высотой не более 2 м.
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Изготов итель гарантирует соответствие выпускаемой смеси требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 8.2. Гарант ийный срок хранения холодных смесей с использованием битумов СГ 70/130 - 4 мес, с использованием битумов МГ 70/130 и МГО 70/130 - 8 мес со дня приготовления.
и наименования смесей |
Типы смесей |
Вид асфальтобетона |
|
Горячая и теплая: крупнозернистая |
5,0 ¾ 6,0_ |
||
5,5 ¾ 6,5_ |
|||
Пористый |
4,0 ¾ 6,0_ |
||
Высокопористый |
2,5 ¾ 3,0_ |
||
мелкозернистая |
5,0 ¾ 6,0_ |
||
5,5 ¾ 6,5_ |
|||
Пористый |
4,5 ¾ 6,0_ |
||
Высокопористый |
2,5 ¾ 3,5_ |
||
песчаная | |||
Высокопористый |
|||
Холодная: мелкозернистая | |||
песчаная |
Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог
асфальто- |
I, II, III п, I с |
III, IV п, I с, II с |
|||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 | |||||||
Плотный из горячих и теплых смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200 | ||||
Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | |||||
Плотный из горячих смесей | БН 90/130 | Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130 |
и реконструкции взлетно-посадочных полос
и магистральных рулежных дорожек аэродромов
асфальто- |
|||||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
Плотный из горячих смесей | БНД 90/130 | БНД 90/130 | БНД 90/130 | ||||
Плотный из горячих смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 | Плотный из горячих смесей | БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130 |
Область применения асфальтобетонов при строительстве
и реконструкции верхних слоев покрытий прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов
асфальто- |
|||||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
Плотный из горячих и теплых смесей | БНД 90/130 | БНД 90/130 БНД 130/200 | БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 | ||||
Плотный их горячих и теплых смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БН 60/90 БН 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 СГ 130/200 | ||||
Плотный из горячих смесей | БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130 | Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130 |
У асфальта глубокие исторические корни, он уже был известен древним египтянам и финикийцам. Но, в отличие от нашего времени, асфальт предназначался совсем для других целей, чем покрытие древних дорог. Если разобраться, из чего состоит асфальт природного происхождения, то горный естественный асфальт содержит до 75% битумов. Само название асфальтов обязано греческому слову «ἄσφαλτος», что можно перевести как «горная смола».
Египтяне с помощью асфальта составляли бальзамирующие составы для сохранения мумий фараонов. Авиценна рекомендовал асфальт для лечения болезней по аналогии с мумие. Практичные финикийцы и индейцы пропитывали асфальтовыми составами свои морские корабли и каноэ. Мало кто знает, что до 20-го века Мертвое море называлось Асфальтовым морем, поскольку глыбы этого природного материала всплывают на поверхность.
История применения асфальтобитумных составов
По происхождению асфальтовые составы или смеси подразделяют следующим образом:
- Природные асфальты, которые образуются из тяжелых фракций нефти и их остатков после испарения более легких составляющих компонентов;
- Искусственные асфальты (так называемые асфальтобетонные смеси) – строительные материалы, производимые из смесей битума и других веществ.
Однозначно в состав асфальта должны входить битум как вяжущее вещество и минеральные заполнители. Но если в естественные асфальты битум входит в количестве до 75%, то искусственные асфальтобетонные смеси содержат битума в пределах 4-10%. Именно битуму обязаны своей уникальностью асфальтовые смеси.
Интересно, что до глиняной посуды человек времен неолита пользовался для приготовления пищи битумной посудой. Вяжущие свойства битума древние охотники и рыболовы использовали при креплении наконечников копий и для водонепроницаемой обработки своих лодок. Как уже говорилось, битум в составе асфальтов использовался древними врачевателями.
Первая половина 19-го века знаменательна появлением битумно-минеральных смесей в качестве покрытия булыжных мостовых ряда крупных городов Франции, Голландии, Швейцарии, а немного позже – в США. Согласно хроникам тех лет, первое покрытие из асфальта уложили в 30-х годах 19 века на тротуары в Париже. Примерно в те же годы заасфальтировали тротуар моста Моран через Рону в Лионе.
Более точно датированы работы по асфальтированию в России:
- 1839 год – асфальтирование в Санкт-Петербурге, протяженность покрытия тротуара составила 45,5 погонных метров;
- Тогда же – часть Тучкова моста протяженностью 8,5 метров;
- Москва чуть отстала от северной столицы, покрытие уложили в 70-х годах на улице Тверской, но это уже было новое, асфальтобетонное покрытие.
Используемый в асфальтовых смесях для дорожного покрытия битум придал упругость дорожному полотну, а его способность растекаться позволила равномерно распределиться готовой смеси, покрыв имеющиеся неровности дороги. Ровный слой дорожного покрытия сразу обратил на себя внимание, резко снизив шумовые эффекты от проезжающего транспорта. Напомним, что в середине 19-го века не было и в помине автотранспорта, а колеса гужевого транспорта не оснащались надувными шинами.
Кроме применения в качестве дорожного материала, битум используется в ряде других сфер производства:
- Устройство гидроизоляции в зданиях, сооружениях, дорожных покрытиях;
- С помощью битума выполняется гидроизоляция прокладываемых трубопроводных систем;
- Битум входит в состав кровельных материалов;
- Битум необходим при изготовлении заливочных мастик для аккумуляторов;
- Кабельная и лакокрасочная промышленности не обойдутся без битума.
Разновидности асфальтобетонных смесей
Основанием для классификации всего множества асфальтобетонов служит не сам базовый перечень компонентов, входящих в текстуру конкретной смеси, а долевое соотношение компонентов, то есть состав асфальта в процентах плюс значения отдельных определяющих характеристик вошедших компонентов. По процентному содержанию основных составляющих асфальты разделяют на три основных вида:
- Марка 1, область использования которой ограниченна строительством автодорог и городским благоустройством. Эти материалы не рекомендуются для роли верхнего покрывающего слоя дорожных полотен. Их применяют в качестве выравнивающей подложки для укладки превосходящих по плотности материалов;
- Марка 2, которая представляет собой пресловутый «среднестатистический» асфальтобетон для широкой области применения, начиная от строительства новых дорог, заканчивая текущим ремонтом и благоустройством территорий;
- Марка 3, в составе которой нет щебня. Его замещают минеральные порошки и песок высокого качества.
Это важно! Соотношение весовых долей минеральных составляющих и битума определяет прочность асфальтобетонного полотна. Песчаные смеси пригодны лишь для благоустройства территории парка, тогда как высокое содержание битума необходимо для покрытия автобанов.
В этой статье мы подробно расскажем о том,что входит в состав асфальтобетона. Кроме того, мы рассмотрим классификацию этих материалов, их технические и эксплуатационные свойства. Тема статьи представляет немалый интерес, поскольку область применения асфальта затрагивает самые разные сферы,начиная с устройства дорог общественного пользования и оканчивая изготовлением стяжки пола в зданиях промышленного назначения.
И именно от того, насколько качественно будет приготовлена и впоследствии использована асфальтовая смесь, зависит прочность, долговечность и цена этих покрытий.Итак,изучим, что собой представляет асфальтобетон и чем обусловлена его востребованность.
Укладка дорожного полотна
Основные особенности и состав
На фото — готовый асфальтобетон
Асфальтобетон- это широкий перечень материалов, изготовленных в соответствии с требованиями, приведенными в ГОСТ 9128. В процессе приготовления выполняется тщательное перемешивание и последующее уплотнение смеси минеральных заполнителей и нагретого битума.
Готовая смесь имеет относительно однородную консистенцию без крупноразмерных включений, без полостей, с одинаковой степенью плотности по всей толщине укладываемого слоя.
Структура асфальтобетона по большому счету определяется составом применённых ингредиентов.
Традиционный состав включает в себя:
- минеральные материалы (щебень или гравий, песок дроблёный или природный кварцевый, тонкодисперсный минеральный порошок);
- органические вяжущие компоненты (битум и эмульсии на его основе).
Для получения требуемой консистенции, все ингредиенты, входящие в состав смеси, перемешиваются разогретыми до требуемой температуры.
Особенности применения
На фото — укладка литого асфальта повышенной плотности
Благодаря высокой технологичности, простоте укладки, многообразию модификаций, сжатым срокам набора марочной прочности и прочим достоинствам, асфальтобетонные смеси получили распространение в качестве материала для строительства и ремонта:
- автотранспортных магистралей, рассчитанных на повышенные механические нагрузки;
- дорог общественного пользования, тротуаров, пандусов, съездов и т.д.;
- площадей, площадок, автомобильных парковок;
- основания пола промышленных, складских и коммерческих объектов;
- взлётно-посадочных полос аэродромов.
Разумеется,это лишь краткий перечень сфер, в которых могут быть применены строительные смеси, изготовленные с применением битума и минеральных заполнителей. Впрочем, высокая популярность материала неудивительна, так как эти покрытия характеризуются высокими транспортно-экономическими показателями.
Асфальтобетон, набравший марочную прочность,медленно изнашивается в сравнении с другими стройматериалами. Кроме того, асфальтовые покрытия демонстрируют высокую устойчивость к негативному воздействию факторов внешней среды, включая атмосферные осадки, резкие перепады температур, долговременное воздействие солнечных лучей и избыточную влажность.
Классификация
Общая классификация асфальта и продуктов, изготовленных на его основе
Действующий ГОСТ на асфальтобетон предполагает следующую классификацию смесей — на основе минерального заполнителя и битума.
В соответствии с типом используемого битума и температуры его разогрева различаются следующие модификации:
- горячие смеси на основе жидких и вязких нефтяных дорожных битумов с температурой при укладке покрытия не меньше +120 °С;
- холодные смеси на основе жидких нефтяных дорожных битумов с температурой укладки не меньше +ее 5 °С.
Щебень для смешивания с битумом
Исходя из параметров минерального заполнителя асфальтобетон подразделяется на:
- щебневые смеси;
- гравийные смеси;
- песчаные смеси.
В соответствии с максимальным размером зерен минерального заполнителя асфальтобетона подразделяются на следующие категории:
- крупнозернистые с размером частиц не более 40 мм;
- мелкозернистые с размером частиц не более 20 мм;
- песчаные с размером частиц не более 10 мм.
Важно: Современные холодные смеси производятся с использованием мелкозернистого или песчаного заполнителя.
Важным параметром, в соответствии с которым выполняется классификация асфальтобетона, является остаточная пористость. Данный параметр применительно к горячим смесям рассчитывается как процентное отношение количества пор к объему уплотнённого материала.
В соответствии с параметрами остаточной пористости асфальтобетоны подразделяются на следующие разновидности:
- высокопористые (10,0-18,0%);
- пористые (5,0-10,0%);
- плотные (2,5-5,0%);
- высокоплотные (1,0-2,5%).
Важно: Холодные смеси после набора марочной прочности должны характеризоваться остаточной пористостью в пределах 6,0-10,0%.
Горячая асфальтобетонная смесь, в соответствии с содержанием щебеночного или гравийного заполнителя,подразделяется на следующие категории:
- асфальтобетон тип а(50-60%);
- тип «б» (40-50%);
- тип «в» (30-40%).
Щебеночные асфальтобетоны, приготовленные на основе холодной смеси, по содержанию минерального заполнителя соответствуют типам «Б» и «В». Для указания вида смеси помимо обозначения типа указывается буква «х», то есть, холодный.
Материалы с песчаным заполнителем, как горячие, так и холодные, подразделяются на следующие категории:
- Тип «Г» — приготовлен с применением песка, полученного в процессе дробления и последующего фракционирования горных пород.
- Тип«Д» - приготовлен с применением природного песка или из смеси природных песков с остаточными материалами.
Марки асфальтобетона
На фото — выравнивание дорожного покрытия
В соответствии с физико-механическими показателями,асфальту присваиваются следующие марки:
- Марка 1 – к этой категории относится широкий перечень различных покрытий, начиная с пористых и оканчивая плотными асфальтобетонами. Например, асфальтобетон марка 1 тип А применяется при строительстве и ремонте дорог, благоустройстве территорий и т.д.
Важно: Материалы с высокой пористостью применять в качестве самостоятельного покрытия нецелесообразно.
Пористые смеси используются для обустройства оснований для последующей укладки более плотных материалов.
- Марка 2 –присваивается материалам с широким диапазоном плотности с различным содержанием и процентным соотношением гравия и песка. Например,асфальтобетон марка 2 тип Б- это наиболее распространённые смеси,которые повсеместно используются для строительства различных типов дорог и площадей, устройства парковок и т.д.
- Марка асфальтобетона 3 присваивается материалам, в состав которых не входит гравий или щебень. Вместо этих минеральных заполнителей применяется песок и минеральные порошки. Смеси такого типа характеризуются высокой плотностью бетона и в основном применяются при проведении сезонного «ямочного» ремонта дорожных покрытий.
Производство асфальтобетона
На фото — производство асфальтобетонной смеси
После того как мы выяснили, что собой представляют асфальтобетонные смеси и каковы их технические и эксплуатационные характеристики, рассмотрим как эти материалы изготавливаются.
Важно: Независимо от производственных объёмов,потребуется специальное оборудование.
Поэтому изготовить своими руками полноценную асфальтовую смесь для обустройства территорий прилегающих к дому не получится.
С другой стороны, имея компактный мобильный АБЗ можно организовать рентабельный бизнес.
Давайте подробно рассмотрим, каковы особенности производственного процесса.
Особенности изготовления
Как уже было сказано, асфальтобетон изготавливается из твердых или сыпучих минеральных наполнителей и вязкого связующего компонента. Суть приготовления готового материала заключается в тщательном перемешивании компонентов с целью получения однородной консистенции и оптимальных параметров плотности.
Следует отметить, что перманентно разрабатываются новые технологии изготовления асфальтовых дорожных покрытий. Например, за рубежом для удешевления готового продукта и одновременного увеличения прочностных показателей бетона, в состав добавляется резина. Как правило,применяются отходы, полученные в процессе утилизации автомобильных покрышек.
Кроме того, зарубежные производители для улучшения эстетических параметров материала интегрируют в смесь специальные пигменты. Делать цветной декоративный асфальт сегодня пробуют некоторые отечественные производители, но особой популярности по целому ряду причин такие покрытия не получили.
Несмотря на многообразие технологических новшеств, остановимся на особенностях изготовления смесей в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97.
АБЗ и их разновидности
Производство асфальта осуществляется на специализированных предприятиях асфальтобетонных заводах (АБЗ).
В соответствии с механизмом производства,АБЗ подразделяются на модификации циклического и непрерывного действия.
- АБЗ циклического действия — это предприятия,рассчитанные на регулярное изготовление средних и небольших объёмов дорожных смесей. Поэтому такие предприятия располагаются вблизи больших населённы хпунктов, где присутствует перманентная необходимость в материалах для строительства и ремонта дорожного покрытия.
Стационарный АБЗ циклического действия
Уникальность таких заводов заключается в возможности изменения состава производимой продукции по нескольку раз за смену без ущерба для качества смесей.
Циклические АБЗ оснащаются полноценным набором оборудования для приёмки заполнителя и смешивания его с вяжущим компонентом. В качестве дополнительного специфического оборудования,заводы могут комплектоваться грохотом, дробильно-сортировочным виброситом и ёмкостями для складирования готовой продукции.
Применение грохота позволяет добиться высокого качества готового асфальта, поскольку сыпучие компоненты разделяются на фракции,до того как попасть в мешалку.Наличие емкостей, предназначенных для хранения готовой смеси, позволяют изготавливать продукцию с небольшим запасом.
- АБЗ непрерывного действия,в отличие от цикличных аналогов, оснащаются только необходимым оборудованием. Такая конструкционная особенность позволяет производить компактные комплексы, адаптированные для транспортировки с одного объекта на другой.
Мобильный АБЗ непрерывного действия
Производство асфальтовой смеси на таких АБЗ осуществляется беспрерывно, то есть ингредиенты подаются в бункер, там перерабатываются и в виде готовой смеси отправляются в силосы.
Существенным недостатком комплексов непрерывного действия является отсутствие в базовой комплектации грохота. В результате,заполнители не подвергаются тщательной переработке, и смесь получается недостаточно однородной.
Часто из-за крупноразмерных включений,приготовленный на таком оборудовании асфальтобетон не соответствует требованиям ГОСТа. С другой стороны, за счет компактных габаритов оборудование может применяться небольшими специализированными предприятиями.
Производственная технология
На фото — отгрузка готового материала
Инструкция изготовления асфальтобетонных смесей в соответствии с ГОСТ 9128-97 предполагает реализацию следующих этапов:
- Оценка качества компонентов будущей смеси – этот этап особенно важен, так как от него зависит большинство эксплуатационных характеристик готового продукта.
- Обработка минеральных заполнителей , в ходе которой проводится измельчение и просеивание компонентов для получения требуемой фракции.
- Подача компонентов в нагревательный бункер , где под воздействием высоких температур выпаривается избыточная влага и параллельно осуществляется нагрев вяжущего компонента.
- Объединение компонентов в смесителе . За счет долговременного перемешивания из состава выводится избыточных воздух,следовательно, минимизируется количество пустот и смесь приобретает равномерную консистенцию.
- Подача готового продукта в ёмкости временного хранения (силосы). За счет особой конструкции, емкости способны сохранять высокую температуру материала в течение нескольких суток.
Методы определения качества готового асфальта
Современные методы определения качества дорожного покрытия подразделяются на способы, используемые в лабораторных условиях, и способы,применяемые вне лаборатории.
На фото — плотномер ПА МГ4
Для определения качества асфальтобетона вне лаборатории применяются переносные приборы такие, например как плотномер асфальтобетона ПА МГ4.
Как следует из названия, устройство определяет плотность покрытия. По результатам исследования можно получить представление о таких параметрах как устойчивость к механическим нагрузкам и водонасыщение асфальтобетона.
На фото — образец покрытия для лабораторных исследований
Лабораторные исследования могут дать более подробные и точные данные о качестве материала. Для проведения лабораторных анализов осуществляется забор пробного образца. Впоследствии на специальных стендах образец подвергается тем нагрузкам,которые в естественной среде воздействуют на асфальтобетон.
Теперь вы имеете общее представление о том, что собой представляет асфальтобетон, в соответствии с какими параметрами он классифицируется, как он изготавливается и как можно проверить его качество. Больше полезной информации вы сможете найти, посмотрев видео в этой статье.
*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]
Под природным асфальтом подразумевают горную породу, хрупкой структуры, с небольшой температурой плавления. Пластовые залежи часто встречаются в местах добычи нефти. В нефтедобывающих районах практически на поверхности можно также обнаружить водопроницаемые почвы, которые пропитываются натуральным асфальтом. Искусственный асфальтобетон представляет собой смесь минеральных заполнителей с битумным связующим.
После уплотнения материал образует плотное покрытие автомобильных дорог, площадок. В современном строительстве активно используют асфальтовые мастики. При устройстве кровли или гидроизоляции повсеместно применяют асфальт. Также посмотрите по ссылке http://servisdon.ru/asfaltirovanie/ как осуществляют асфальтирование.
Марки асфальтобетона
В дорожное покрытие асфальтобетон укладывают послойно, с прокатыванием тяжёлыми спецмашинами. Каждый слой имеет своё значение, к нему предъявляют определённые требования. Кроме того, марка применяемого материала зависит от назначения дороги, интенсивности её эксплуатации. Основные различия видов асфальтобетона заключены в технических характеристиках. Например, подстилающие слои дороги производят на крупном щебне, для завершения дорожного ковра используют асфальт с мелкодисперсным песком и камнем.
На тротуары, пешеходные части дорог кладут песчаные марки. Резиново-битумным составом мостят велосипедные дорожки, стадионы. Щебёночно-мастичные асфальты устойчиво переносят большие нагрузки на аэродромах, городских улицах и площадях с интенсивным движением тяжёлых машин. Полимерно-битумные марки используют при строительстве покрытий мостов, паркингов. Самыми востребованными остаются составы на мелко- и крупнозернистом заполнителе. Соотношение компонентов отражает следующая типовая классификация:
- А - наполовину состоит из щебня.
- Б - гравий и щебень в составе на 40%.
- В - крупный заполнитель занимает долю в 30%.
- Г - имеет отсев дробления и песок в пределах 30%.
- Д - природный песок и отсев около 70%.
Государственный стандарт ГОСТ 9128-2009 разделяет асфальтобетон на три марки (I; II; III), в зависимости от состава и плотности. Самый плотный - это третий класс. В его составе песчаные наполнители, битум, минеральный порошок.
Состав смеси и технология производства
Крупный и мелкий наполнитель освобождают от загрязнений, разделяют на фракции, просушивают. В производственном процессе имеет большое значение размер частиц и влажность составных элементов. При взаимодействии горячего битума и жидкости происходит агрессивное вспенивание смеси. Правила техники безопасности при работе с битумом запрещают заливать воду в обычную ёмкость с битумом. Исключение составляет специальные приспособления для дорожного строительства, эксплуатирующие антагонистические свойства веществ.
Битумный связующий элемент является побочным продуктом нефтеперерабатывающей отрасли. В рецептуре асфальтобетона составляет не более 9%. В течение всего периода эксплуатации чистый битум способен претерпеть без разрушения несколько сотен циклов нагрева и остывания, затем теряет эластичные качества и крошится. Поэтому необходимо применять различные добавки, пластификаторы, стабилизаторы.
Добавками могут служить сера, зола, каучук, резина. Химические элементы увеличивают устойчивость покрытия против морозов, агрессивного атмосферного воздействия. На асфальтобетонном заводе применяют горячую, тёплую и холодную технологию. Горячий метод - это непрерывный энергоёмкий процесс. Предприятия запускают производство по сезонам, с наступлением весны. Холодная методика менее затратная, может применяться вне зависимости от времени года.
Холодное производство
Вспененный битум получают в специальных агрегатах, работающих с водой или паром. В результате применения подобной технологии снижаются трудовые затраты, высокоэффективное смешивание ингредиентов проходит непосредственно на строительном объекте или асфальтовом заводе. С помощью пенного битума обрабатывают сухие наполнители, ремонтируемую дорожную одежду. Битумный слой обеспечивает хорошую адгезию частиц. Вспененные битумы хорошо показывают себя в ремонтных работах. Для холодного метода используют увлажнённые заполнители.