Колодец истории. Рой себе колодец — пригодится воды напиться! Оформление верхней конструкции колодца

Колодец — деревенский символ, который с годами не утратил своего значения. Еще 50-60 лет назад он был единственным источником питьевой воды для сотен небольших населенных пунктов, разбросанных по просторам необъятной страны.

Сегодня старинные водозаборные сооружения практически исчезли с лица земли вместе с традиционными русскими деревнями, которые обнищали и опустели. Но если отъехать примерно на 600 км от столицы или любого другого крупного города, можно все еще увидеть бревенчатый сруб с длинным «журавлем» или неизменным железным ведром, привязанным цепью или тросом к поворотному механизму.

В старину колодцам уделялось особое внимание — это были не только источники живительной влаги. Суеверные крестьяне считали их магическими местами, почитали как ворота в иные миры и даже слегка побаивались. Из глубокой древности к нам пришли многочисленные пословицы и поговорки, предостерегающие от неуважительного отношения к колодцу.

Безусловно, часть этих народных афоризмов и преданий имеет переносный смысл, но то, что к единственному источнику воды на Руси относились с благоговением, не вызывает сомнений. Без колодца невозможно представить себе ни один сельский населенный пункт. Даже сегодня, когда в большинстве российских регионов есть центральные водоснабжение, колодцы не теряют своей актуальности. Их по-прежнему используют по прямому назначению, а также ставят на приусадебных участках в качестве декоративного элемента.

Наши предки знали секреты строительства водозаборных конструкций и передавали их из поколения в поколение. Только так можно объяснить, что в отдельных деревнях Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири до сих пор сохранились деревянные колодцы, поставленные еще в дореволюционную эпоху. Даже если надземная часть сгнила, подводная отделка не была уничтожена временем и сохранила свою форму и функции.

Технология строительства была абсолютно проста, но в то же время требовала огромного терпения, физической силы и сноровки, ведь все работы выполнялись вручную. Место для будущего колодца выбирали где-нибудь на возвышенности, чтобы водоносный слой, который должен был наполнить шахту питьевой водой, был чище. Обязательным условием было отсутствие поблизости отхожих ям и мест, куда сбрасывался мусор, поэтому колодец, как правило, стоял чуть в стороне от жилых домов.

Работа по возведению сооружения, которое могло бы обеспечивать водой всю деревню в течение долгих лет, начиналась с подготовительного этапа. Примерно за 2 года до начала строительства крестьяне замачивали деревянный брус в воде.

Наши предки знали, что не всякое дерево подойдет для возведения колодца. Осина под воздействием влаги начинает медленно гнить, и вода в результате имеет неприятный привкус. Ель — хрупкое дерево, которое не может выдержать такие серьезные нагрузки.

Иногда для отделки шахты использовали березу . Брус у нее был гибкий, прочный и устойчивый к влаге. Внутренняя конструкция из этого дерева могла прослужить до 10 лет. Но самым популярным материалом для деревенского колодца были грабовые или дубовые бревна. Пролежав 2 года в воде, брус приобретал свойства мореного дерева. Такой брус использовался даже в кораблестроении, поэтому для возведения колодца он был самым подходящим материалом.

Шахты, отделанные таким образом, могли стоять не один десяток лет. Многие из них целы до сих пор, и если в колодец не сбрасывали мусор, то пить воду из него можно и сегодня.

Технология строительства деревенского колодца

Раньше у крестьян не было специальной техники и высокопрочных строительных материалов — все делали вручную. Основными инструментами были ведра, прочная веревка и лопата. Несколько человек копали яму квадратной формы. Глубина котлована составляла от 10 до 15 м. Обычно этого было достаточно, чтобы достичь слоя почвы, где залегали грунтовые воды. Именно они являются пригодными для питья. Землю из ямы вычерпывали ведрами и поднимали вверх на веревках.

Справиться одному с такой тяжелой работой было невозможно, поэтому в строительстве колодца участвовали несколько молодых и сильных мужчин, которых выбирали для этих целей всей деревней. Источник воды был жизненной необходимостью для всех жителей, поэтому его устройство было ответственным и одновременно почетным делом.

После того как шахта была вырыта, строители укрепляли ее стены. Конструкцию для нижней части колодца делали заранее и опускали в яму уже в готовом виде. Существовала особая технология распила и сборки брусьев, которая называлась «в лапу». Отдельные деревянные детали подгонялись друг к другу и складывались как конструктор. Несмотря на то, что в работе не использовались гвозди или металлические скобы, полученное изделие было очень прочным . Его опускали на дно колодца . Стороны этой конструкции подпирали земляные стенки котлована и не давали грунту осыпаться.

После того как было воздвигнуто основание сооружения, от него снизу вверх деревянными брусками выкладывали весь колодец. Сверху строили крышу из того же материала, устанавливали так называемый «поворот», с помощью которого тащили ведро, привязанное веревкой к круглому бруску с ручкой. При вращении бревна трос постепенно наматывался, и емкость с водой можно было легко достать из колодца. В некоторых регионах вместо «поворота» устанавливали «журавль». Это был подъемный механизм с противовесом, действующий по принципу рычага.

Деревенские колодцы не требовали очистки — шахта рылась таким образом, чтобы грунтовые воды, проходя через слой песка, постоянно обновлялись. Именно поэтому колодезная вода всегда считалась самой вкусной и полезной.

Функции и устройство деревенского колодца в наши дни

Сегодня старый способ возведения водозаборных сооружений постепенно уходит в прошлое. На карте России и соседних государств сохранилось не так много деревень, в которых поддерживают традиции предков. На смену старым вымирающим поселениям приходят современные коттеджные поселки, в которых предпочтение отдают воде из специальных скважин, оснащенных системами мощных насосов, качающих воду в автоматическом режиме, и из фильтров, работающих от источника электроэнергии.

Но деревенский колодец не исчез полностью из сельской местности. В наши дни он почти перестал выполнять свои прямые функции, но стал интересным элементом декора , который очень популярен на приусадебных участках. Иногда такие водозаборные конструкции ставят на дачах, чтобы в случае экстренного отключения электроэнергии не остаться без воды, когда насосы не смогут качать ее из скважины.

Колодец на своем участке можно выкопать вручную . Для укрепления стен котлована сейчас используются бетонные кольца. Сначала копают углубление по периметру будущего основания, чтобы обозначить размеры шахты, а затем продолжают работу по выполненной разметке.

Железобетонное кольцо под собственным весом будет постепенно опускаться вниз. Когда верхний край достигнет поверхности земли, на первый элемент ставят второй. Стыки между ними изолируют с помощью пеньковой веревки. Так выкладывается вся шахта, глубина которой обычно не превышает 20 м.

Когда элементы конструкции достигают водоносного слоя, нужно несколько раз откачать воду насосом, чтобы завершить отделку основания. Дно выкладывают деревянными досками, а сверху насыпают два слоя щебня. Такие меры необходимы, чтобы избежать скопления ила и грязи в водозаборной части колодца.

Оформление верхней конструкции колодца

Надземная часть колодца называется «оголовок «. Ее часто делают из железа или камня. Это вполне уместно, если на участке стоит кирпичный дом. С жилищем и постройками из сруба лучше будет гармонировать традиционный деревянный оголовок водозаборного сооружения , выполненный в деревенском стиле.

Для строительства верхней части колодца нужно выбирать прочные и влагостойкие породы дерева, например, мореный дуб или граб. Готовый оголовок можно сделать резным или расписать его в одной из известных национальных техник.

Иногда надземную часть колодца ставят на участке как самостоятельный элемент декора, без строительства шахты. Такая деталь ландшафтного дизайна хорошо сочетается с деревянными домами, банями и добавляет земельному владению неповторимый национальный колорит.

Великолепно смотрятся клумбы, сделанные в стиле деревенского колодца. Все зависит от полета фантазии и мастерства человека, который занимается возведением конструкции.

Никто не знает, когда появился первый колодец. Но не трудно догадаться, что люди стали создавать подобные углубления в тех местах, где не было рядом ни рек, ни озёр. Колодцы имели огромное значение в степях и пустынях. Чтобы оградить их от наноса песка, отверстия обычно закрывали большим камнем. Если кто-то в степи заваливал колодец землёй, то такого злоумышленника ждала смерть.

Колодцам поклонялись скифские племена. При появлении врагов они отравляли в них воду. Когда же враг покидал неприветливые земли, то колодцы обеззараживались. Воду либо откачивали, либо бросали в неё серебро. Помимо этого, над колодцами совершались особые тайные обряды.

Аналогичным образом поступали и другие народы. Они наделяли рукотворные источники сверхъестественными возможностями и считали, что в них живут водные духи. Вот поэтому со временем возникло такое понятие как магические колодцы. А если есть магия, то значит присутствуют и волшебство, и тайна.

Как в старину на Руси копали колодцы

На русской земле покровителем рукотворных источников считался Фёдор Стратилат великомученик. В 319 году его обезглавили враги христианской веры. И с тех пор 8 июня называли днём Фёдора Колодезника. В это время часто случались грозы, после которых поднимался туман. Люди говорили: «Фёдор Стратилат грозами богат. Где с зарёй первый туман ложится, там и копай колодец».

В этот день мастера-копатели привязывали к правой руке алый лоскут, а к левой – верёвочку. По народному поверью это приносило удачу. Но 8 июня землю не рыли, а только выбирали место для будущих работ. А вот 9 июня колодезники-копатели просыпались с первыми петухами, брали с собой одну из горластых птиц и шли к намеченному месту под колодец. Там петуха выпускали. Считалось, что тот начнёт скрести землю когтями как раз там, где неглубоко есть вода.

У мастеров-копателей имелись и другие приметы. Один из них забирался на дерево и бросал в воздух шёлковую нитку. Остальные следили, куда она опустится и приговаривали при этом: «Фёдор Стратилат, помоги и укажи». От его дуновения нитка опускалась на землю как раз там, где следовало копать.

Позже для поиска подземной воды начали использовать деревянные и металлические щупы, ореховые прутья, чугунные сковородки. Ставили такую сковородку на предполагаемое место раскопа поздним вечером, а ранним утром проверяли, есть ли в сковородке роса. Если есть, то, значит, вода залегает неглубоко, а если посудина оставалась сухой, то копать не стоило. Орудиями труда при копке служили дубовые лопаты, окантованные железом. Поэтому такой труд нельзя назвать лёгким.

Мастеров-копателей насчитывалось немного. Обычно такая артель состояла из 2-4 человек. А так как в прежние времена все мастера жили своими слободами, то слобода колодезников всегда была значительно меньше слобод кузнецов, каменщиков, оружейников, ткачей. Колодезники тщательно оберегали свои секреты, а поиски воды проводили без свидетелей. Копать начинали в темноте, опасаясь сглаза чужих людей. По завершению работы ставили на колодезных срубах специальные знаки-обереги, чтобы вода не уходили и не портилась.

Из выкопанного колодца первую пригоршню воды расплёскивали на четыре стороны, благодаря при этом Фёдора Стратилата. Вторую пригоршню выпивали, а третьей умывались.

Все святые, странники и подвижники перед тем как создать скит, монастырь или обитель находили и обустраивали источник питьевой воды. Когда Сергей Радонежский основывал монастырь, то выкопал в земле яму. И из неё внезапно забил источник. Как после этого не говорить о магических колодцах, которые являются из-под земли святым людям.

Женщина-колодезница

Говоря о магических колодцах, нельзя не рассказать о единственной женщине-колодезнице, известной истории. А началось всё осенью 1612 года, когда из Москвы выгнали польских захватчиков. Один из таких отрядов остановился в глухой деревне недалеко от Москвы.

Поляки были злы на русских, а поэтому опустошили крестьянские избы, а нескольких местных жителей казнили. Тела убитых сбросили в колодец. Ночью, когда оккупанты уснули, 10-летней девочке Агафье приснилось, что её призывает к себе осквернённый колодец. Она проснулась, оделась и тихонько шмыгнула за порог избы, прихватив с собой бадейку.

В это время поляки спали мертвецким сном, так как отобрали у крестьян все запасы браги и залили ею горечь поражения. Хмельной напиток даже свалил с ног ночной караул.

А Агафья подошла к колодцу, привязала к журавлю бадейку и зачерпнула воду. Затем она разбавила этой водой оставшуюся брагу, которую поляки унесли к себе в обоз.

В деревне о происшествии узнали быстро. Крестьяне вернули своё добро, похоронили односельчан, а потом стали допытываться у Агафьи, как ей удалось уничтожить такую кучу врагов. Но девочка сказала, что это не её заслуга, а колодца, который отомстил и за себя, и за жителей всей деревни.

Вскоре люди стали замечать, что Агафье не интересно играть со сверстниками. Всё свободное время она проводила возле колодца. Часами глядела в воду или сидела, прислонившись спиной к срубу. А потом выяснилось, что у девочки открылся дар. Она могла безошибочно указать, где искать под землёй воду.

Очень быстро слух об Агафье облетел все ближайшие деревни. И потянулись к ней мастера-копатели из сёл и городов. Даже из Москвы начали артели приезжать. Так Агафья и стала первой и последней женщиной-колодезницей на русской земле. Как после этого не верить, что магические колодцы не существуют.

Память колодцев

С древних времён известно, что колодцы всё помнят. Убийца, который избавлялся от трупа, сбросив его в колодец, долго по свету не гулял. Как там выходило, неизвестно, но его всегда ждала лютая смерть. Вода очень обидчива, а колодезная обидчива втройне.

Про колодезников на Руси часто говорили, что они связаны с нечистой силой. Но те не обижались, а иногда и сами распускали подобные слухи. Некоторые колодезники умели даже хворь из людей изгонять. А зависел такой дар от состава колодезной воды. У каждого рукотворного источника своя вода. Вот поэтому на магические колодцы всегда смотрели как на живых существ, обладавших памятью и целебными возможностями.

Проблема чистой воды стоит сегодня очень остро, но вот в любом ли месте на приусадебном участке можно вырыть колодец, полный хорошей водой? Конечно, в первую очередь место должно быть удобным для владельца, однако необходимо учесть, что вода, проходя верхние водопроницаемые стой, может быть негодной для питья, если поблизости имеются источники загрязнения.

Поэтому нельзя устраивать колодец около мусорных, компостных и навозных куч, а также в районе слива сточных вод. Колодец, расположенный на уклоне, всегда должен быть выше имеющегося источника загрязнения.

Из двух известных в народе пословиц для заглавия этой статьи вывели мы третью. Действительно, проблема чистой воды стоит сегодня очень остро, но вот в любом ли месте на приусадебном участке можно вырыть колодец, полный хорошей водой? Конечно, в первую очередь место должно быть удобным для владельца, однако необходимо учесть, что вода, проходя верхние водопроницаемые стой, может быть негодной для питья, если поблизости имеются источники загрязнения. Поэтому нельзя устраивать колодец около мусорных, компостных и навозных куч, а также в районе слива сточных вод. Колодец, расположенный на уклоне, всегда должен быть выше имеющегося источника загрязнения.

Атмосферная вода обычно располагается в глубине земли на уровне водоупорного слоя, состоящего из плотной жирной глины. В зависимости от глубины залегания водоупорного слоя грунтовая вода может быть: верховодкой, отбираемой с глубины до 5 м; почвенной, глубина до 10 м; грунтовой, глубина до 40 м; артезианской, глубина более 40 м.

Устройство колодца с деревянным срубом

Колодцы с монолитным или сборным железобетонным стволом сейчас наиболее популярны. В старину же и даже совсем недавно (30-40 лет назад) широкое распространение имели колодцы с деревянным срубом. На Руси в древние времена устраивали колодцы, в которых устанавливали долбленые стволы деревьев (колоды), откуда, собственно, и произошло название этого сооружения - «колодец».

В отдельных регионах России искусные мастера обкладывали ствол колодца каменными плитами. Колодцы эти очень долговечны и совершенно не требуют ремонта. Один такой колодец, глубиной более 35 м, который мастера построили еще в конце XIX в., прекрасно функционирует и до настоящего времени (станица Раевская, Краснодарский край), исправно снабжая жителей водой даже в самое засушливое лето.

А вот деревянные колодцы должны были иметь сруб, выполненный из прочной, малогниющей древесины.

Свойства древесины, используемой для устройства деревянного колодца

Древесина, применяемая для деревянного сруба колодца, прежде всего не должна быстро загнивать, а также не выделять в воду вещества, которые могут на продолжительное время испортить вкус и цвет живительной влаги. Древесина должна быть плотной, прочной, прямослойной и не иметь больших сучков. Бревна, используемые для сруба колодца, необходимо предварительно хорошо высушить. Сухая древесина - это обязательное условие для устройства деревянного сруба колодца, так как она в последующем разбухнет от воды, увеличивая свой объем, и таким образом в срубе происходит естественное уплотнение всех щелей и пазов.

Для изготовления деревянного сруба колодца используется:

Дубовая древесина наиболее предпочтительна для деревянного колодца, однако она выделяет много дубильных веществ, которые на долгое время делают воду непригодной к употреблению. В старину этот недостаток дубовой древесины устраняли простым способом: бревна на 2-3 года погружали в пруд или речку, а затем весной-летом бревна сушили в тени. В колодцах, устроенных из мореного дуба, отличная вода и служат они очень долго (не менее 40-50 лет);

Древесина из бука, ясеня, вяза достаточно прочная, водостойкая и не ухудшает вкуса воды. Однако эта древесина в надводной части быстро загнивает, поэтому сруб для колодца надо делать комбинированным: нижнюю часть - из бука, ясеня или вяза, а верхнюю надводную часть (5- 10 м) - из сосны, лиственницы или дуба;

Древесина из сосны, кедра или лиственницы является отличным материалом для колодезного сруба, так как она не портит воду в колодце и служит более 30 лет как в подводной, так и в надводной частях;

Древесина из ивы, бересты и ели малопригодна для устройства сруба. Эта древесина быстро загнивает, и ее нельзя применять для глубоких колодцев, так как такой сруб выходит из строя уже через 5-7 лет. Замена же сгнившего сруба в глубоком колодце очень трудоемка, поэтому древесина из ивы, березы и ели используется только для неглубоких колодцев, в которых нижнюю часть сруба обязательно выполняют из водостойкой, прочной и долговечной древесины (лиственница, дуб, сосна).

Технология изготовления деревянного сруба колодца

Колодец с деревянным срубом сделать очень сложно. Строительство его можно доверить только опытному мастеру.

Прежде чем приступать к устройству колодца, владелец сельского подворья должен выбрать древесину и решить вопрос ее заготовки. После этого необходимо определиться с методом изготовления сруба, в зависимости от формы заготовленной древесины (бревна, брус). Сруб колодца всегда стараются изготовить таким образом, чтобы его углы были выполнены без остатка, т. е. древесина не должна выступать из углов сруба, что позволит значительно облегчить установку сруба в земляной шахте и уменьшить объем работ при строительстве. Если древесина заготовлена в виде бревен, то сруб обычно выполняют «в лапу», а при наличии брусьев рубку углов сруба производят, используя метод коренного шипа или «в полдерева».

Изготовление сруба колодца методом «в лапу»

Рассмотрим рубку бревенчатого сруба с использованием метода «в лапу», при котором угол сруба получается без остатка. Для этого необходимо прежде всего на бревнах обтесать по всей длине одну внутреннюю сторону. При изготовлении сруба необходимо обращать особое внимание на «вертикальность» и «прямоугольность» углов сруба, чтобы не затруднить его установку в земляной шахте. Рубка сруба «в лапу» (рис. 1) достаточно сложна, и за нее не стоит браться, не имея опыта. Сначала надо тщательно разметить каждый конец бревна так, чтобы размеры всех «лап» были одинаковыми в плане, а высота каждой «лапы» была пропорциональна толщине бревна. После этого приступают к обтесыванию канта с одной стороны по всей длине бревна, которая будет внутренней частью сруба, а второй кант, противоположный первому, обтесывают на длину, равную полутора-двум диаметрам бревна. Остальные два канта необходимо рассчитать так, чтобы их длина была равна диаметру бревна, а ширина равна ширине первого канта. После обтесывания кантов конец бревна должен иметь квадратную форму, т. е. все стороны полученного небольшого бруса должны быть одинаковыми, равными отрезку «А» на схеме разметки «лапы». Затем вертикальные, стороны отесанного квадрата и его торец делят на 8 равных частей и через намеченные точки проводят линии, параллельные сторонам бруса. Полученные углы квадрата помечают буквами. Таким образом получаются следующие ребра: АБ, ВГ, ДЕ, ЖЗ. После этого на ребре ВГ откладывают по 1/8 части ребра, на ребрах АБ, ЖЗ - по 2/8 части, а на ребре ДЕ - по 3/8 части ребра.

Рис. 1. Схема разметки «лапы»

Намеченные точки соединяют линиями и таким образом получают ребра «лапы», которые равны: по ребру ВГ - 6/8, по АБ и ЖЗ - 4/8, а по ДЕ - 2/8 стороны бруса. После разметки надо аккуратно срезать лишнюю древесину, и мы получим первую «лапу». Таким образом вырубают на всех бревнах все остальные «лапы», а затем на этих бревнах размечают и выбирают продольные уплотнительные пазы. Когда на всех бревнах будущего колодезного сруба изготовлены «лапы», надо сделать пробную подгонку и стыковку «лап» между собой (рис. 2).

Рис. 2. Соединение угла сруба «в лапу»:
1 - бревно; 2 - «лапа»; 3 - нагель

Устройство сруба из бруса

Если древесина для сруба колодца заготовлена в виде брусьев, то угловые соединения сруба можно выполнить коренным шипом или «в полдерева».

Первый способ соединения углов сруба с помощью коренного шипа заключается в том, что на брусе вырезают шип, который затем вставляется в соответствующий паз другого бруса. При этом способе венцы сруба скрепляют круглыми нагелями (рис. 3, а).

Второй способ рубки углов сруба «в полдерева» обеспечивается посредством укладки половинных срезов брусьев и скрепления брусьев с помощью круглых нагелей (рис. 3, б), один из которых должен скреплять между собой три бруса.

Рис. 3. Соединение углов сруба из бруса:
а - коренным шипом; б - «в полдерева»

После изготовления всех венцов сруба приступают к следующему этапу строительства - рытью шахты, при котором грунт удаляют со дна ручным способом. При этом в ходе земляных работ перед каждым спуском в шахту ее необходимо проверять на загазованность, начиная уже с глубины 4-5 м, чтобы избежать удушья работающих на дне шахты людей. Все работники обязаны соблюдать правила безопасности, которые подробно изложены ниже. Работы по рытью шахты, установки в ней венцов деревянного сруба и все другие операции по устройству колодца должны обязательно выполняться только под постоянным контролем и руководством опытного мастера.

Меры техники безопасности

Землю при выкапывании колодца поднимают вверх ведром на крепкой веревке через треногу с блоком. Самое главное при подъеме земли, подаче вниз различных предметов - не уронить груз на работающего внизу человека, поэтому к этим операциям надо относиться с максимальной осторожностью.

Голова работающего в колодце человека должна быть защищена (строительная каска, мотоциклетный шлем), веревка нужна очень крепкая, а небольшое прочное ведро надежно закреплено на веревке. Кроме того, перед работой следует проверять состояние веревки и ведра (дно и дужки). В общем, это одна из ответственных операций.

Во время спуска и подъема в колодец человека надо обязательно страховать веревкой. По мере увеличения глубины колодца необходимо контролировать самочувствие работающего, начиная уже с глубины 5- 6 м подстраховывать его. Эту предосторожность нужно соблюдать на случай загазованности, которая может возникнуть даже на небольшой глубине.

Поэтому при появлении слабости, головокружения, тошноты и удушья следует немедленно с помощью страхующего напарника подняться наверх. В последующем перед началом работы необходимо проветривать ствол колодца путем подачи воздуха по шлангу или трубе от вентилятора или домашнего пылесоса в самый низ колодца, на худой конец - нагнетать воздух, размахивая большим листом фанеры. Затем после проветривания (10- 15 мин) на какой-либо небольшой подставке на дно колодца опускают горящую свечу и наблюдают за ее пламенем. Если пламя свечи горит спокойно и не гаснет, то можно спускаться вниз, но в процессе работы желательно периодически подавать свежий воздух.

Обычно наибольшее затруднение возникает при устройстве колодца, когда уже доходят до водоносного слоя. В это время грунт необходимо убирать одновременно с откачкой воды насосом или ведрами, чтобы иметь возможность и удалять грунт, и избегать обрушения. Дальнейшее копание колодца прекращается тогда, когда работающие уже не успевают откачивать прибывающую воду. Обычно такое интенсивное поступление воды происходит при заглублении колодца в водоносный слой на 1-1,5 м ниже его уровня.

Обустройство и эксплуатация шахтного колодца

Заканчивая строительство колодца, необходимо также продумать все мероприятия по обеспечению его дезинфекции. На последних стадиях работы надо тщательно мыть все инструменты и сапоги раствором хлорной извести (1 стакан хлорки на ведро воды). Такая дезинфекционная обработка необходима для того, чтобы в конце проходки не занести в нижнюю часть ствола и грунт болезнетворные микробы.

Выполнив бетонирование последнего нижнего кольца или укладку деревянного сруба, необходимо откачать из колодца всю воду, а затем удалить грунт на глубину 100-150 мм, тщательно очистить и выровнять дно. После этого на дно колодца насыпают 200-250 мм промытого крупнозернистого речного песка, а на него - слой мелкого гравия или щебня толщиной 150-200 мм и затем такой же слой крупного щебня. Перед засыпкой мелкий и крупный щебень обязательно следует промыть в растворе хлорной извести (1 стакана на 10 л воды) и после этого - в чистой воде. Уложенные на дно колодца слои песка и щебня необходимы для обеспечения хорошей фильтрации воды, а также для того, чтобы вода не загрязнялась при зачерпывании ведрами.

Рис. 4. Обустройство колодца с железобетонным стволом:
1 - железобетонный ствол; 2 - надземный сруб; 3 - ворот; 4 - шатер

Одновременно с укладкой фильтрационных слоев необходимо выполнить работы по обустройству верха колодца. Вокруг железобетонного или деревянного устья надо сделать глиняный замок - гидроизоляционный слой из жирной мятой глины толщиной 200-300 мм и радиусом около 1 м. Затем поверх глиняного слоя устраивается бетонная отмостка с уклоном от колодца. Оголовок (верх железобетонного ствола) обшивают деревянным срубом из бревен или бруса, который затем желательно покрыть досками (рис. 4, 5). После этого над колодцем устанавливают шатер, перекрывающий устье колодца на 300-400 мм по обе стороны, а также ворот. Колодец также надо оборудовать прочной откидывающейся крышкой, которая обязательно должна запираться на замок.

Рис. 5. Общий вид колодца

Для колодцев, имеющих небольшую высоту оголовка (50-60 см), можно использовать вариант упрощенного шатра-беседки, который закрывает устье колодца со всех сторон (рис. 6). Стены шатра беседки можно устраивать из бревен (бруса), камня или из кирпича и бетона, кровля же обычно делается из досок. В боковых стенках шатра закрепляется ворот, а откидная крышка устраивается сверху в кровле. Крышка колодца предохраняет воду от попадания посторонних предметов, пыли, грязи, насекомых и грызунов. В семье, где есть маленькие дети, крышка колодца должна быть всегда закрыта.

Рис. 6. Упрощенный вариант шатра-беседка

После укладки фильтрационных слоев воду из колодца надо несколько раз полностью выкачать, а затем в течение одной-двух недель использовать ее в технических целях (полив, стирка и т. п.). Пить воду в этот период можно только кипяченой. Через две недели после полного обустройства колодца необходимо сдать в лабораторию воду на анализ и при положительном результате использовать воду сырой.

Итак, ваш колодец готов к работе на многие и многие десятилетия. Даже правнуки будут пользоваться выкопанным вами колодцем и вспоминать вас добрым словом.

А в Москве археологи откопали колодец.

Кроме шуток — и такое случается. В данном случае случилось на территории Высокопетровского монастыря, где по случаю общей реставрации пустили поработать и археологов. :)

Археологи на радостях пустили прессу посмотреть. А посмотреть, как оказалось, есть на что.

О колодце, давно засыпанном, в принципе было известно по старым монастырским бумагам (вообще множество документов, касающихся недвижимости, где-то в недрах московских архивов существует). Датирован данный колодец XVII веком, а примерно в конце XVIII был засыпан. Так что в более поздних слоях уже находились коммуникации конца XIX столетия — например, вот эти керамические канализационные трубы.

Итак, приблизительно местонахождение колодца известно было. И на глубине примерно 4 метров действительно стали обнаруживаться фрагменты сруба. И когда их частично освободили от грунта, стала вырисовываться крайне любопытная метода постройки колодца.

Сначала появился большой сруб, две стороны которого стояли вертикально, а две других были скошены, формируя подобие усеченной пирамиды.

Так что они вовсе не случайно накренились — так и было задумано.

На слегах с другой, вертикальной стороны, видим проделанные отверстия — в них, вероятно, укреплялась толстая жердь, на которой мог в свою очередь крепиться ворот для подъема грунта.

То есть это, собственно говоря, был такой своеобразный навес над рабочей площадкой.

Чуть глубже, однако, пошло еще интереснее.

Если приглядеться, мы видим в общей сложности уже три сруба.

Так вот, из двух нижних средний — это не сруб колодца, это просто укрепление шахты. А вот когда добрались до водоносного слоя, то уже внутри нее стали делать собственно колодезный. И он, как говорят, и сейчас в прекрасном состоянии.

Насчет воды — тут отдельная история. Это не дожди внутрь налились (хотя и без них, надо думать не обошлось). Это — когда уже внутри колодезного сруба археологи углубились где-то на семь метров — со дна забили роднички.

Естественный вопрос: что будет с колодцем дальше? Пока идея такая: музеефицировать. То есть: соорудить вокруг нечто, что позволило бы демонстрировать колодец зрителям. При этом за сохранность собственно сруба археологи не боятся: бревна столько веков пробыли в воде, что им особо ничто не грозит. Правда, если такой план и осуществится, то не раньше будущего года.

А что же тем, кто хочет увидеть здесь и сейчас?

Вы будете смеяться, но и сейчас это возможно. Потому что реставрация реставрацией, но богомольцев (а заодно и любопытствующих) в монастырь все равно пускают. И никто не мешает пройти по территории и найти желаемый объект.

А я даже подскажу как. Есть два варианта. Один — это если входить через главный вход с Петровки, под реставрируемой колокольней.

Там направо, потом вот под эту длинную арку.

И вот за этими деревьями — искомое.

Но есть на самом деле вариант еще более простой. Это вход с Крапивенского переулка — а там рядом.

Правда, полазить по самому раскопу, как нам, никто не даст. Но и сверху неплохо видно.

Тезисы

ИСТОРИЯ КОЛОДЦЕВ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Красникова Алена Витальевна, Тарасова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель Банникова Алла Викторовна, Кузьмичева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Белгородская область, Яковлевский район, с.Стрелецкое

Вода – источник жизни. В старину люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Актуальность

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2. Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3. Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

- изучение летописных и литературных источников;

Социологическое исследование;

Опрос и беседы.

Выводы

Также мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

Оглавление

1.Введение с. 3

2.Глава I . История возникновения сел

Яковлевского района Белгородской области с. 4

3.Глава II . Колодцы на Руси. Обычаи и поверья с. 5

4.Глава III . История Пятницкого колодца с. 8

5.Глава IV . Родник в селе Стрелецкое с.10

6.Заключение с. 11

7.Список литературы с. 12

Введение

Вода – источник жизни. В старину, когда не было в каждом доме водопровода, люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. Сейчас это не составляет труда. Специалистов по бурению скважин можно легко найти по объявлению. Вот к таким специалистам обратились мои родители, когда решили пробить скважину на нашем строительном участке. Вода из нее оказалась не пригодна для питья, она обладала не очень приятным запахом и была белого цвета. Поэтому эту воду мы используем для хозяйственных нужд, а для питья и приготовления пищи берем воду из источника, который находится неподалеку. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Моя семья решила выкопать собственный колодец на территории нашего подворья. Принявшись копать, мы не советовались ни с кем, думали, что вода находиться близко, так как на нашей улице есть колодец, глубина которого не очень велика. Но мой прадедушка, в его доме мы живем, нашу затею не поддержал. Он объяснил нам, что воды на его подворье нет. Он это проверял еще в 1965 году и рассказал, каким способом это было сделано. Оказывается, что воду на дедушкином участке и на территории всей улицы искали «при помощи лозы». Близко расположенные грунтовые воды были найдены только на том месте, где сейчас находится колодец. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Тогда-то мы и решили, провести исследование с целью узнать, как возникли колодцы на территории нашего поселения.

Тема нашего исследования такова: «История колодцев Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Актуальность

Мы считаем, что тема нашей работы будет актуальна и интересна как для ребят, так и для их родителей, ведь не все знают, что строительство колодцев – это умение, которому нужно учиться у наших предков.

Объект исследования: колодцы, которые находятся на территории нашего поселения.

Предмет исследования: традиции строительства колодцев, сохранившиеся в поселении.

Цель исследования: изучить традиции и обычаи, связанные с возникновением колодцев на территории Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2.Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3.Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

1.Изучение летописных и литературных источников;

2.Социологический опрос;

3.Беседа со старожилами нашего поселения.

Вначале мы провели небольшое социологическое исследование, для выяснения следующего:

1.Используете ли Вы воду из колодцев и источников или пользуетесь водопроводом и скважиной?

2.Для каких целей Вы используете воду из колодцев и источников?

С такими вопросами мы обратились к жителям сел нашего поселения: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Красный Отрожок. В опросе участвовало 50 человек. Ответы мы получили на одном из земских собраний нашего поселения.

Земское собрание в с.Стрелецкое

Результаты опроса были следующими:

60% опрошенных пользуются водой из колодцев и источников.

100% опрошенных сообщили, что воду из колодцев и источников используют для питья и приготовления пищи.

Следующим этапом нашей работы стало изучение традиций, обычаев, народных преданий, связанных со строительством колодцев на территории нашего поселения.

Для этого мы обратились к летописи нашего поселения и к людям, которые помнят, чтут и берегут традиции, обряды, обычаи наших сел.

Глава I

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения

Яковлевского района Белгородской области

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области уходит глубокими корнями в далекое прошлое, ко второй половине 16 века – время правления царя Ивана Грозного. Местность, на которой мы живем, когда-то была пограничной чертой для защиты Московского государства от татарских набегов. Старожилы наших сел хорошо помнят Турецкий вал, место расположения города Карпова или Карпово сторожевье . Этот город – крепость располагался на высоком правом берегу реки Ворсклы. В наше время это Никитская гора, которая находится выше улицы Красной Подгородней села Пушкарного.



Здесь находился город Карпов в 1646 г. Вид с Никитской горы

Карпово сторожевье называлось так, потому что сторожевая служба велась под руководством полковника Карпова. Существование города-крепости невозможно без пригородных слобод, так как служивые люди в свободное время занимались земледелием, ремеслами и другими хозяйственными делами. Так возникли названия сел нашего поселения: Пушкарное (здесь жили пушкари), Стрелецкое (здесь жили стрельцы), Казацкое (здесь жили казаки) и Драгунское (здесь жили драгуны). Села Красный Отрожок тогда еще не существовало, а местечко это представляло собой островок среди широкой глади реки Ворскла. Этот островок назвали Отрожок. Люди на нем не жили, туда временно ссылали провинившихся. Некоторые ссыльные оставались жить там постоянно, таким образом, и возникло это село. Людям этих слобод жилось нелегко. Они страдали не только от нашествия врага, но и от климатических и почвенных условий. Люди часто болели и умирали, тогда богомольцы в 1648 году «били челом Государю», что за грех их наказывает господь, что вода в Карпове нездоровая, что нет целебного животворящего креста господнего с мощами святых. Такие жалобы послужили поводом к основанию вблизи города Карпова на берегу реки Ворсклы в 1652 году Троицкого - Соловецкого монастыря под управлением строителя Афанасия. Его еще называли монастырем Зосима и Саватия, святых, мощи которых содержались в стенах монастыря. Упразднен монастырь был в 1764 году при Екатерине Второй. Ценности и мощи были отправлены в Соловецкий монастырь на Белом море.

Глава II

Колодцы на Руси. Обычаи и поверья

На Руси к колодцам всегда относились с особым благоговением. Таким особым вниманием и почтением у наших предков могли пользоваться только колокола. Люди понимали важность воды. А умельцы, обладающие секретом обнаруживать подземные водные бассейны, были всегда в заслуженном почете и уважении.

Существовало множество поверий и традиций, связанных с колодцами. Вот самые интересные из них.

1.В старину было принято бросать в колодец оружие в конце ратного пути. Если мужчина после окончания битвы выбросит свое оружие в воду, то его путь воина окончен.

2.У странников была примета оставлять у колодца свою вещь. В народе считалось, что это поможет им благополучно добраться до следующего.

3.Во время нападения на деревни люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказывались в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом, благодаря

низкой температуре, предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
4.В Третий Спас на Руси было принято святить новые колодцы, чистить к осени старые, обходить колодцы кругами, прощаясь с летом.

5.С колодезной водой вели долгие беседы старцы.

6. В некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали для питья и бытовых нужд. Другой - строили в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».

В современное время, для того чтобы вырыть колодец или пробить скважину можно воспользоваться известными народными методами поиска воды, которые мы нашли в научном издании.
1.Многолетними наблюдениями доказано, что там, где залегает водоносной шар, хорошо растут осока, конский щавель, мать-и-мачеха, хвощ, крапива, наперстянка и другие влаголюбивые растения. Наличие их на участке свидетельствует о том, что водоносный шар находится на небольшой глубине.
2.Растениями-индикаторами могут быть и деревья. Над водоносными шарами хорошо растут верба, ольха. И наоборот, яблони, сливы и вишни тут болеют и высыхают.
3.Следующий способ - наблюдения за поведением животных, птиц, грызунов, насекомых. Скажем, конь, когда хочет воды, нюхает землю и бьёт копытами там, где чувствует наличие влаги. Собака никогда не ляжет, даже на подстилку, в том месте, где близко грунтовые воды. Курица не снесёт яйца в осоке, а гусыня и утка наоборот. Мыши на влажных местах устраивают гнезда даже на ветках деревьев или в бурьяне, только не в земле.
4.Хорошими индикаторами наличия грунтовых вод являются также комары и муравьи. Там, где есть водные жилы, хоть поверхность и сухая, после захода солнца, как правило, можно увидеть полчища комаров. Муравьи никогда не построят муравейник, чувствуя поблизости воду.
5.Есть и другие народные методы. Над водоносным шаром перевернутая банка воды или горшок обязательно покроются росой, пучок соли намокнет в сухую погоду. Вечером и утром над такими местами низко стелется туман. Зимой здесь будут проталины снега. Эти и другие признаки, и способы издавна использовались людьми, дополнялись и усовершенствовались из поколения в поколение. Они всегда были нужны, когда возникал вопрос: где копать колодец.

С вопросом, о том, как строились колодцы у нас в поселении, мы обратились к председателю совета ветеранов Стрелецкого сельского поселения Можевитину Ивану Михайловичу.

Можевитин Иван Михайлович

председатель совета ветеранов

Стрелецкого сельского поселения

Вот что он рассказал.

«Колодцев на территории нашего поселения было немного. Срубы колодцев были дубовыми или осиновыми. Для подъема воды строились различные устройства: журавли, вороты, которые и сейчас еще остались. Умельцев, которые находили грунтовые воды, в нашем поселении уже нет». Иван Михайлович описал способ нахождения воды при помощи лозы. «Брали веточку ивы, сгибали ее дугой, если дуга склонялась к земле, в этом месте грунтовые воды находились очень близко. Искали воду в определенный день – день Федора Колодезника. Колодцы в нашем поселении перестали копать давно. После войны не было вырыто ни одного. Современные колодцы ставились на месте или старых срубов или не обустроенных родников».

С информацией о количестве колодцев, об их современном состоянии с нами поделилась глава администрации Стрелецкого сельского поселения Скобликова Александра Всеволодовна.


Глава администрации Стрелецкого

Сельского поселения

Скобликова Александра Всеволодовна

Список колодцев, расположенных на территории

Стрелецкого сельского поселения

с.Стрелецкое

ул.Школьная № 2

ул.Народная № 4

ул.Колхозная № 11, № 53, № 71, № 83

пер.Колхозный № 5

ул.Первомайская № 8, № 33, № 57, № 74, № 87, № 97

Родники

с.Стрелецкое ул. Степная

Всего - 13 штук

с.Пушкарное

ул.Красная Подгородняя № 9, № 18, № 33
ул.Березовская № 14, № 25(внизу)

ул.Молодежная № 26, № 32, № 47

ул.Садовая № 14, № 28

Всего - 10 штук

с.Драгунское

ул.Центральная 65 - 2

ул.Луговая - 2

ул.Гвардейская - 3,

Всего - 7штук

с.Красный Отрожок

ул.Кооперативная - 1

ул.Набережная - 1

пер.Набережный - 2

пер.Кооперативный - 2

ул.Заречная - 1,

Всего - 7 шт.

Всего на территории Стрелецкого сельского поселения 37 колодцев. За последние три года отремонтированы 12. Наше поселение активно участвует в реализации программы «Колодцы». Данная программа предполагает обустройство и сохранение колодцев в селах.



Мы в своей работе хотели бы рассказать о колодце и роднике, история которых связана с православными традициями сел нашего поселения.

Глава III

История Пятницкого колодца

Об истории этого колодца мы узнали со слов Бураковой Веры Сергеевны, 1938 года рождения, уроженки села Красный Отрожок, Яковлевского района, Белгородской области, проживающей по адресу: село Стрелецкое, улица Школьная, дом 19.


Буракова Вера Сергеевна

уроженка с.Красный Отрожок

«Пятницкий колодец получил свое название от слова «пятница». На месте, где был когда-то монастырь, бил родник. В один день после Пасхи в пятницу перед праздником Красная Горка родник вымыл икону. Люди решили это место освятить, сделать колодец. Вода этого источника считается целебной. О чудодейственной силе этой воды вскоре узнали не только люди близлежащих сел, но и отдаленных селений. Когда я была девчонкой, мы часто прибегали за водой к этому источнику. Все деревья, которые росли возле воды, были увешаны тряпками, чулками, носками. Существовала примета, что если омыть куском ткани больное место и привязать её рядом в лесу, то болезнь отступит. Во время Великой Отечественной войны водой из этого родника лечили раненых. Ухаживали за ним супруги Усачевы Дмитрий Яковлевич и Марья Романовна. В 80-е годы родник был засыпан».

Этот рассказ подтверждает и летопись. В ней есть следующие сведения. «Однажды в 17-ом или начале 18-ого века в Пятницу на Светлой Седмице монахи Карповского монастыря совершали крестный ход. И вдруг на пути они увидели бьющий родник, из которого вымыло икону Казанской Божьей Матери. Известие о явлении чуда распространилось на много верст в округе. К месту явления чуда стекался народ издалека. Вскоре выяснилось, что вода родника обладает чудодейственными свойствами. Так как чудо было явлено в пятницу, родник получил название Пятницкого, и на протяжении трех веков почитался местными жителями, которые каждый год устраивали у родника Пятницкие гуляния. Родник был засыпан советскими властями в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели» и борьбы с религией».

На этом история колодца не закончилась. Изучая летопись, мы нашли следующую запись о Пятницком колодце.

«Весной 2001 года Зинаида Ильинична Самарченко - Герой Социалистического Труда обратилась к председателю СПК «Дружба» с просьбой дать экскаватор для раскопки родника. С большим трудом он был раскопан, и в пятницу на Светлой Седмице при большом стечении жителей села Красный Отрожок, Стрелецкого, Пушкарного, Казацкого и поселка Томаровки настоятелем Пушкарского храма Отцом Сергием было осуществлено освящение Пятницкого родника. Но на следующий год весной пошли дожди и повлекли за собой сход песчаных, меловых пород с горы, источник был завален».

Но про этот источник жители не забыли. Они обращались с просьбой отрыть родник и поставить колодец. На это благое дело средства были выделены местными спонсорами. 10 ноября 2014 года в День Святой Праскевы Пятницкой настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Александром после капитального ремонта был освящен Пятницкий колодец.


Освящение Пятницкого колодца

Глава IV

Родник в селе Стрелецкое

На территории нашего поселения есть родник с необычной историей. Он находиться в селе Стрелецкое на улице 5 Августа.




По словам старожилов Бураковой Веры Сергеевны этот колодец носит название «грозовой». Источник на этом месте начал бить после сильной грозы. Летопись подтверждает, что в этом источнике явилась Икона Божьей Матери. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. Увидели ее два мальчика, пасшие коров недалеко от колодца. Они пытались достать икону, но она не давалась в руки, то появлялась, то вновь исчезала. Взрослые тоже не смогли вытащить икону. При попытке поймать икону были повреждены глаза. И лишь после того как священник отслужил молебен, икону вытащили и поместили в Успенский храм села Пушкарное. По всей вероятности событие это произошло не ранее середины или второй половины 19-го века, так как до этого периода Успенского храма не существовало. С тех пор ежегодно в храм шли паломники со всех сторон, чтобы прикоснуться к иконе. Воду из источника стали считать целебной.

О судьбе иконы мы решили узнать у настоятеля Успенского храма села Пушкарное отца Александра.



Настоятель Успенского храма

С.Пушкарное

Отец Александр

Но об иконе он ничего нам не рассказал, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Отец Александр поделился с нами другими известными ему сведениями. «До революции от церкви, находящейся в центре села Стрелецкое, проходил крестный ход до источника. Совершался молебен. Но после революции на священников были организованы гонения, тем более запрещалось идти крестным ходом, поэтому эта традиция со временем забылась. День почитания этого источника считается Курская Коренная, которая празднуется в девятую пятницу после святой Пасхи». Почему этот источник почитается именно в Курскую Коренную, отец Александр не знает. В настоящее время на колодце находится икона «Живоносный источник». Как нам рассказал отец Александр, в Греции, в пещере забил святой источник. Люди, узнав о его чудодейственной силе, приходили к источнику для того, чтобы излечиться. Чудотворная мозаичная икона Божей Матери «Живоносный источник» находилась в Константинопольском монастыре и была выполнена в XIV . На Руси иконы «Живоносный источник» появились в XVII веке. Икона «Живоносный источник» не имеет отношения к колодцу в селе Стрелецкое, но кто ее там повесил и почему, этого сказать уже никто не может. Этот источник имеет непосредственное отношение к моей семье. Сруб для него был сделан моей семьей. Наше подворье находится рядом с источником. Мы вырыли пруд на территории своего участка. Вода туда поступает из родника. И каждый год в праздник Крещения в нашем пруду по благословлению батюшки отца Александра проходит крещение.

Заключение

Работа по изучению истории колодцев Стрелецкого сельского поселения была для нас интересной и познавательной, мы много узнали об истории своих сел.

Мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

В этом году мы отмечаем 50-летие создания Яковлевского района. Поэтому историки, краеведы, общественность, молодежь должны быть заинтересованы в восстановлении обычаев, традиций, которые существовали в истории нашего края.

Надеемся, что наша работа послужит делу дальнейшего изучения истории Белгородской области.

Спасибо за внимание!

Список литературы