Иуда искариот что сделал андреев. Повесть "Иуда Искариот". Проблематика, система образов, художественное своеобразие. Иуды Искариота в мировой культуре

Цель урока: проанализировать повесть Андреева, выявить особенности творческой манеры писателя и обозначить своеобразие авторской трактовки библейского сюжета. (Слайд 2)

Ход урока

Трудно, тяжело и, может быть,
неблагодарно приближаться к тайне Иуды,
легче и спокойнее её не замечать,
прикрывая её розами красоты церковной.
С.Булгаков
(Слайд 3)

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Соответствует ли сюжетная основа повести легенде из Нового Завета? Через образы и мотивы Нового Завета Л.Андреев представляет читателям собственную концепцию истории, которая состоит из взаимодействия трех сил:

  • Новой идеи;
  • народа, который лишен всяких идей;
  • некой силой, соединяющей первое и второе.
  1. Беседа с классом
  2. Как вы понимаете эпиграф нашего урока? (Слайд 3)

    Почему главным героем становится не Иисус, а Иуда? (Слайд 4)

    Иисус являет собой новую идею, однако народ не внемлет Спасителю. И в этой ситуации появляется Иуда, который через предательство и проклятие во веки веков спасает дело Христа.

    Иуда Искариот – главный антигерой евангельской истории, которая известна всем читателям, времени Л.Андреева. Что именно могли они знать о предателе Иисуса Христа, на какой “фундамент” опирался автор?

    Уточним (Слайд 5)

    В Евангелии сказано, что в минуту предательства “вошел в него Сатана” (Ин.13,27; Лк 22,3)

    Но слова эти никак не оправдывают Иуду, потому что дьявол искушает и провоцирует всех, но совершает свои поступки и отвечает за них все-таки сам человек, ибо “щель, делающая его доступным внушениям дьявола”, - его собственные пороки.

    Предательство Иуды не было результатом эмоционального порыва, это был осознанный поступок; он сам пришел к первосвященникам, а потом дожидался удобного момента, чтобы исполнить свой замысел. Поэтому даже раскаявшийся Иуда остался в памяти людей предателем, в отличие от проявившего минутную слабость Петра. Таким образом, согласно христианской традиции, ни дьявольское “наваждение”, ни предрешённость свыше крестной жертвы Иисуса Христа не являются для Иуды Искариота оправданием его поступка.

    Найдите описание внешности Иуды Искариота. В чем необычность его портрета?

    “Короткие рыжие волосы не скрывали странной……, не верилось в его полную слепоту”.

    Во-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает “недоверие и тревогу”.

    Во-вторых, обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчеркнутую писателем. Двойственность не только в словах “двойным”, “двоилось”, но и в парах однородных членов, синонимов: “странной и необыкновенной”; “недоверия, даже тревогу”; “тишины и согласия”; “кровавых и беспощадных” - и антонимов: “разрубленный… и вновь составленный”, “живая” - “мертвенно-гладкая”, “подвижная” - “застывшая”, “ни ночью, ни днем”, “ни свет, и тьму”.

    Как можем назвать такой портрет?

    Психологическим, т.к. он передает суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.

    Только ли внешность отталкивает людей от Иуды?

    Нет. Многие знали его, но “не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные… поносили его самыми жестокими словами”, говоря, что “и у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех в Иудее”.

    Одним словом, Иуда был изгоем, но не из-за своей уродливой внешности. Уродливой была его душа. Она-то и определяла отношение к нему людей.

    Так, может быть, Иуда и есть сам дьявол в образе человека или, точнее, сын дьявола, как называет его Фома?

    Иуда действительно лжет, как дьявол (по-древнегречески “клеветник”), он видит пороки каждого человека и легко играет на них, склонен к провокациям и искушениям, всегда точно знает, кому и что говорить, вернее, что от него хотят услышать. Таковы его диалоги со всеми героями повести (кроме Христа – с ним он нигде прямо не разговаривает). Как Сатана (по-древнегречески “противоречащий”, “противник”). Иуда преклоняется перед Всевышним, но противостоит ему в главном вопросе – отношении к людям, к роду человеческому. Но Сатана лишь признает силу и первичность Бога. Иуда видит в мире только зло, и он страдает от “непонятливости” своего Учителя.

  3. Слово учителя. (Слайд 6,7,8)
  4. Иуда и сам не раз повторяет: “Мой отец не дьявол, а козел”. Почему? В Евангелии противопоставление “козлищ” и “агнцев” служит аллегорией (говорить неясно, намеками) добрых и злых людей, которых Сын Человеческий отделит на страшном Суде друг от друга (Мф.25,31-32). Может быть, Иуда это имел в виду?

    Может быть, Иуда демонстрируя собственное ничтожество, располагает к себе людей (слаб человек и тщеславен), но остается при этом “себе на уме”.

    А может быть, он сын “козла отпущения”? В Библии так называли одного из жертвенных козлов, на голову которого “в великий день праздника, в день очищения…первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал свои руки”, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню: “И понес козел на себе, - говорится в Библии, - все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню” (Лев.16,22). Возможно, Иуда тем самым намекал на свое особое положение среди людей: как “козел отпущения” он решил нести на себе все грехи рода человеческого.

  5. Беседа с классом:

Самая заметная черта Иуды: он постоянно лжет, причем нередко безо всякой видимой пользы для себя. Но что из этого следует? Разве ложь всегда хуже правды?

Фома жалуется Иуде, что видит “очень дурные сны”, и спрашивает: “Как ты думаешь: за свои сны также должен отвечать человек? И Иуда объясняет: “А разве сны видит кто-нибудь другой, а не он сам? Как это понимать? Иуда разыгрывает своего правдивого друга или говорит серьезно?

Вывод: Если смотреть по закону, то осуждению подлежат поступки, а не мысли, и, значит, Иуда лжет. То есть, нравственная планка для ученика Христа выше юридической, и, следовательно, Иуда прав. Но мы-то, как и сто лет назад, знаем, что сон хоть и характеризует человека, но не подвластен ему, и, следовательно, вины за Фомой нет.

Кстати, в Библии нет заповеди “не лги”, есть заповедь “не лжесвидетельствуй” (Исх.20,14), т.е. не приноси своей ложью вреда другим (например, в суде). Существенна не ложь, как таковая, а то, ради чего она произнесена.

Почему Иисус сразу не прогнал Иуду, как только он появился?

Л.Андреев сам отвечает на этот вопрос: Иуда был из “отверженных и нелюбимых”, т.е. из тех, кого Иисус не отталкивал никогда. Вот и Иуде Иисус захотел помочь найти себя, преодолеть, как бы мы сейчас сказали, комплекс неполноценности, нелюбовь окружающих.

Так зачем Иуда пришёл к Христу?

Иуда, презираемый всеми изгой, которому, может, впервые в жизни кто-то улыбнулся, искренне посочувствовал. К такому испытываешь не просто благодарность – его любишь беззаветно, порой даже больше собственной жизни.

Любит ли Иуда Христа?

Вряд ли. Для него любить означает прежде всего быть понятным, оцененным, признанным. Ему мало расположения Христа, ему еще нужно признание правоты своих оценок, оправдание тьмы своей души. Он, наверное, и к Иисусу пришел, потому что понимал: его правота станет абсолютной только тогда, когда её признает Сам Христос. Такова и его любовь. Да, он любит Христа, но только его и никого больше. Он знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность.

Как же развивались отношения между Иудой и Иисусом Христом? (Слайд 9)

Сначала Иуда старается сблизиться с его учениками, что поощряется Иисусом. Иуда начинает рассказывать разные небылицы, из которых, правда, всегда следует, что все вокруг обманщики, что сам он не любит никого, даже собственных родителей.

Следующий этап: Иуда пытается доказать Христу собственную правоту. Сначала он доказывает прямодушному Фоме, что жители одного селения – “злые и глупые люди”, ибо, выслушав проповедь Иисуса, легко поверили, что Иисус мог совершать кражу козленка у старой женщины. И с этого дня как-то странно изменилось к нему отношение Иисуса. И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращается к нему, но зато часто взглядывал на него добрыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему – и даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда, - казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды”

В другой раз Христу и его ученикам уже угрожала прямая опасность. Их наверняка побили бы камнями, если бы не Иуда из Кариота. “охваченный безумным страхом за Иисуса, точно видя уже капли крови на его белой рубашке… опустились поднятые с каменьями руки”

Иуда снова оказался прав. Он ждал похвалы. Но Иисус был разгневан, а ученики вместо благодарности “отгоняли его от себя короткими и гневными восклицаниями. Как будто не он спас их всех, как будто не он спас Учителя, которого они так любят”. Почему? Потому что солгал, объяснил Фома.

Какой вывод делает из этого Иуда?

Иуда не может понять, почему для Христа и его учеников ложь, даже когда она спасает им жизнь, хуже правды? Почему цель не оправдывает средства? Неужели было бы лучше, справедливей, если бы Христа убили? Для умного, хитрого Иуды здесь неразрешимое противоречие. Для Христа – нет.

Иуда понимает главное: Иисус и его ученики – это другие люди, живущие по каким –то другим, непонятным ему законам, и он для них чужой.

Иуда ищет признания в рамках их “правил игры”, побеждает в честном соревновании всех, даже самого Петра: сбрасывает с обрыва камень, который не мог сдвинуть никто.

Теперь он лучший среди них?

Нет, просто сильнейший в этом виде борьбы. “Все хвалили Иуду, все признавали, что он победитель, все дружелюбно болтали с ним, но Иисус и на этот раз не захотел похвалить Иуду... Иуда сильный – один плелся сзади, глотая пыль”. Он опять им чужой.

Иисус пытается помочь ему разобраться в происходящем, объяснить свое отношение к нему с помощью притчи о бесплодной смоковнице.

Уточним (Слайд 10)

Речь здесь идет о притче, а не о случае, когда Иисус срубил бесплодную смоковницу (иначе бы создалось впечатление, что он угрожает Иуде). Притча же, рассказанная Христом в Евангелии звучит по-другому: “…некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её” (Луки 13, 6-9). То есть притча определенно “указывает на то, как Бог поступает со всякой грешной душой”. Он не торопится рубить с плеча, а “желает покаяния грешников”, дает им возможность исправиться.

А почему Иуда так уверен, что Иисус обязательно должен погибнуть (“…теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда”)? Потому что обиделся и уже собрался его предать?

Нет. Просто он понимает, что жить подобно тому, как живет Иисус, в этом мире невозможно. И в этом Иуда прав. Поэтому для Иуды Искариота гибель Христа, как и гибель его самого, неизбежна.

Иуда делает новую попытку спасти Иисуса Христа, демонстрируя перед Ним, чего стоят Его ближайшие ученики: крадет (на глазах у Фомы!) несколько динариев из общей кассы и не особенно сопротивляется, когда разгневанный Петр тащит его за ворот к Иисусу. “Но Иисус молчал. И внимательно взглянув на него, Петр быстро покраснел и разжал руку, державшую ворот”. А Иоанн, выйдя от Учителя, воскликнул: “…Учитель сказал, что Иуда может брать денег, сколько он хочет… И никто не должен считать, сколько денег получил Иуда. Он наш брат, и все деньги его, как и наши… и вы тяжко обидели его, - так сказал Учитель…Стыдно нам, братья!

Что же такое мог сказать Иисус Иоанну?

Вряд ли Иисус разрешил Своим ученикам не соблюдать ветхозаветную заповедь “не кради”. Просто Он, наверное, напомнил Иоанну о своей проповеди всеобщего равенства, в том числе и имущественного.

Но главное все равно в другом. Иуда явно проверял, способны ли самые верные и преданные ученики Христа следовать его заповедям.

Но удалась ли провокация Иуде?

Нет. “Когда дует сильный ветер, - говорит он Фоме, - он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор… ослиный помет, растоптанный ногами. Вот встретил он стену и тихо лег у подножия её, а ветер летит дальше”. То есть это не их выбор, и потому Иуда снова не признает правоты Иисуса Христа.

И тогда Иуда решает предать Христа. Почему? (Слайд 11,12)

Предательство Иуды было для него последним аргументом в споре с Иисусом. Он точно знал, что все будет именно так, как он предполагал, но не хотел и страшился этого. Может, даже надеялся на чудо.

Иуда идет на предательство, чтобы спасти Иисуса, обреченного в этом мире на смерть. В повести есть сцена, несопоставимая со священным Писанием: Иуда, кривляясь и унижаясь, пытается добиться от Пилата помилования Христа.

Зачем? Ради “чистоты эксперимента”?

Нет. Скорее, это жест отчаяния, естественный человеческий порыв, когда уже нет сил оставаться сторонним наблюдателем, видя страдания Того, Кого любишь больше самого себя.

Мучительная любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия.

Несомненно, желание спровоцировать было. Только ради чего? Зачем?

Предавая Христа, Иуда хочет обманом разорвать всеобщее царство лжи, чтобы все люди, и апостолы, и сильные мира сего, ужаснулись, и стыд, угрызения совести привели бы их ко Христу.

Так почему же андреевский Иуда предает Христа?

Для Иуды предательство действительно было закономерным этапом и последним аргументом в его споре с Иисусом о человеке. Он победил? Л.Андреев пишет: “Свершился ужас и мечты Искариота”. Иуда доказал всему миру и Самому Христу, что люди не достойны Сына Божия, любить их не за что. И только он, ученик и изгой, единственный, сохранивший свою любовь и преданность, должен по праву сидеть рядом с Ним в Царствии Небесном и вершить Суд, безжалостный и всеобщий, как Всемирный Потоп.

Так думает Иуда. Но вот важный вопрос: автор думает так же?

Л.Андреев говорил Горькому: “Я… не люблю Христа и христианство, оптимизм – противная, насквозь фальшивая выдумка”. Если соотнести эти слова с содержанием повести, получается, что и автор, и его герой считают явление Христа никому не нужным, потому что его “Фальшивый оптимизм” не способен изменить природу человека.

Иуда трагическая личность, потому что, в отличие от апостолов Христа, понимает все это, но, в отличие от Анны и ему подобных, ещё и способен плениться неземной чистотой и добротой Иисуса Христа. Парадокс в том, что праведники несоизмеримо дальше от Христа, чем Иуда.

6.Заключительное слово учителя

Вспомним завершающие и, пожалуй, самые сильные его страницы. “Иуда давно уже во время своих одиноких прогулок…… кошек и другую падаль”.

Не кажется ли вам, что в этом отрывке содержится очень точная оценка Иуды и его предательства? Совпадает ли она с той, которую мы привели выше? Как мы, сегодняшние читатели, воспринимаем андреевского Иуду?

Иуду нельзя назвать победителем. В Синедрионе его осмеяли, потому что знали, кого распинали, - их Иуда не обманул. А для учеников Христа он остался тем, кем по сути и был, - предателем, виновным в гибели их Учителя. Иуда упрекает апостолов: “Почему же вы живы, когда он мертв? Вы на себя взяли весь грех”. Но это правда Иуды, считавшего, что его обманывают и ветер, и веревка. И потом, мы не должны забывать, что смертью Искариота Евангелие не заканчивается. А завершающие тексты Нового Завета и Священные Предания как раз посвящены истории христианства, которую начинали именно ученики Христа, причем большинство из них поплатилось за свое миссионерство мученической смертью. Значит, они не “сор, поднятый ветром”, как считал андреевский Иуда.

Такой подход к тексту повести вполне правомерен, ведь Евангелие знали все тогдашние читатели Л.Андреева. Кстати, когда он назвал христианство “оптимистичной” и “фальшивой выдумкой” М.Горький с ним не согласился и был, на наш взгляд, прав.

Циник Иуда разрушал эту систему. Дело ведь не в том, что люди слабы и грешны, а в том, как они относятся к своим и чужим порокам. И вот здесь, согласимся, герой Л.Андреева оказался не прав: когда все построено на лжи, стыдно не бывает.

Идейный тупик предопределил и личную трагедию Иуды Искариота. Мы сочувствуем умному, сильному человеку, который был способен полюбить, пуст одного Иисуса. Но любовь циника, как поцелуй демона, в итоге оказалась смертельной для Христа. Смерть Иуды никого не тронула, а это значит, что и жизнь его была никому не нужна.

Иуда – трагическая фигура. Он считает: чтобы темная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя

Домашнее задание : учащимся предлагается письменно высказать собственное отношение к произведению Л.Андреева (Слайд13)

Список использованной литературы

  1. http://www.obsudim.net/andreev.htm Бродский М.А. “ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ ИУДЫ”.

“Иуда Искариот”

расскажет о персонаже из библии, апостоле по имени Иуда. Его имя стало нарицательным, и ассоциируется с предательством на протяжении последних двух тысячелетий. Но это не останавливает людей, стремящихся узнать

– по какой причине Иуда предал Иисуса?

Каковы были его мотивы?

Данная книга Леонида Андреева, является историей человека двадцатого столетия, в котором разум мечется, разыскивая правду.

Книги Библиотеки - подлинная сокровищница духа. Наши привычные чувства обретают в них объем, мысли - строгость, а поступки - значение. Каждая свидетельствует о чем-то личном, сокровенном, затрагивает тончайшие струны души… Эти книги предназначены чутким сердцам.

Философская проблематика рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот»

определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе.

Повесть о любви и верности? Л. Андреев «Иуда Искариот»

Леонид Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и потому долгое время не изучавшийся в школе. Это один из самых сложных писателей, что связано с его ми­ровосприятием.

Писатель хотел познать истину , которая в искусстве русском является неотъемлемой частью нравственности .

Именно поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, стоящая перед каждым из нас, столь существенна для писателя.

В своих произведениях Андреев выступил

как мыслитель экзистенциального плана, как оригинальный интерпретатор библейских сюжетов,

как писатель , предложивший принципиально новую трактовку понятий добра и зла,

заставивший иначе взглянуть на традиционный для русской литературы гуманизм.

Следуя традиции Достоевского, заложенной им в “Преступлении и наказании” и “Братьях Карамазовых”, Андреев

предлагает новый взгляд на добро и зло в их традиционном христианском понимании:

вопрос о совместимости и сосуществовании главных категорий этики оказался отнюдь не риторическим.

Диалектика в понимании этических вопросов – одно из важнейших достижений Андреева как писателя.

Своеобразие произведений писателя проявляется

в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов.

Проза Андреева не утратила своей актуальности в наше время , и прежде всего – актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой


Предательство - актуальный вопрос в наше время , в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в начале века, так популярен сегодня:

исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему.

Тема предательства Иудой Христав повести «Иуда Искариот» (1907) коренным образом переосмыслена.

Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы – Иуда – предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве.

Иуда – единственный верный и последовательный ученик Христа, решающийся на предательство ради возвеличивания Учителя. Создавая “Иуду Искариота”,

Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества,), где уже

намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами

" … и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его " . Леонид Андреев

«Иуда Искариот» Повесть написана по мотивам библейского сюжета , в котором рассказано о предательстве Иисуса Иудой. Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет . Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

Иисус Христос – воплощение истины, добра и красоты,

а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости, коварства.

Традиционное противопоставление Иуды одиннадцати верным апостолам Вызвало у Андреева сомнение

Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть Максимилиан Волошин.

Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется.

Общее в языке произведений:

Притчи, христианские наставления; - цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя Господне” (6 гл.);

Писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра,

- часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;

включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней.

Петр 3 раза отрекается от Иисуса …

Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них

Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии , само же произведение потрясает и возмущает; -

- в Библии ученики заступаются за Христа: Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью.

У Андреева же ученики – предатели;

в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;

У Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле ,

у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане

В Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: разостлали на земле плащи свои ”, “приветствовал его народ ”.

Но в отличие от Библии , у Андреева много необычных образных сравнений ; - Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова : “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью …”

Вывод:

но нарушает сюжет : ученики Христа – трусы, предатели,

а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

- Зачем писатель это делает?

-Какую мысль до нас хочет донести?

-Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева,

-что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова “Иуда Предатель”, такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Л.Андреев принимает и использует его, но лишь как “прозвище”, данное людьми.

Для писателя Иуда во многом символический предатель.

Андреева волнует вопросы:

-Только ли подлость вела Иуду к предательству?

-Только ли нравственную чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?

«Иуда И скариот» 9 глав.

3 глава – предательство;

остальные – ожидание гибели Иисуса.

С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы. Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда» Дается детальный портрет. Зачитайте! Что особенного в портрете? Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.

«Иуда Искариот» Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду.

Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой. Все в ожидании перемен:

Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что, когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.

-Как же выглядит Иуда?

Начинается повесть словами: «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться» Далее идет изложение слухов То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды. О нем нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика) Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

Во внешности Иуды господствует двойственность, особенно необычно его лицо , у которого “одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мёртвенно-гладкая, плоская, застывшая… ”. Кажется, будто добро – это та застывшая часть – окаменело, а зло – живая часть – властвует над телом и разумом Искариота.

Слайд 7

Отрицательное Бросил жену, ссорит людей, Любопытный, лукавый, злой. У него нет детей Но Иисус Никого не слушает, он принял Иуду, включил в круг избранных.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж : неприятна уже его внешность (“безобразная бугроватая голова”, странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха”. Отталкивают его слова, “как гнилые и шероховатые занозы ”.

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. (Икона XVI века “Тайная вечеря”, Россели “Тайная вечеря” ХVI в. и Симон Ушаков“Тайная вечеря” Икона XVII века).

Отличается ли изображение Иуды от других учеников Христа? В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения … Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

Сделаем первые выводы.

Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести?

в повести Л. Анлреев отступает от традиций потому, что ему

важно показать противоречивость образа, отличие Иуды от остальных учеников не только внутреннее, но и внешнее

У Андреева образы других учеников - лишь символы. Так,

Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, - везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней.

Иоанн - любимый ученик Иисуса - это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота.

Фома прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль.

Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса.

Иуда - вот тот избранник , которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса - он тоже приносит себя в жертву.

Дайте характеристику ученикам Христа: Петру, Иоанну и Фоме

Ученики Христа Обладают земными, человеческими качествами

Они не идеальны, но разнообразны

Петр громогласен

Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником Фома молчалив, рассудителен, но осторожен. Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории

Слайд 12

Отличие Иуды от апостолов Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным И Христос ласково смотрит на него.

-А как называют героя в произведении?

В повести Иуда не раз именуется “одноглазый бес”, “сатана”, “дьявол”. Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель ” - так называет автор.

С самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт . А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью:

в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен , что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал , так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды - предательство Учителя своего - натурой Иуды . Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неограниченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя . ??? Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева.

-Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым ”,

то есть поступками Иисуса руководит любовь к людям

- Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным И Христос ласково смотрит на него.

Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус ”, т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают.

Иисус изменяет отношение к Иуде. Иуда доказывает Иисусу , что селяне были неискренни по отношению к нему,

объявили его вором, обманщиком (козленка после нашли)

Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.

Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом.

- А Иуда как относится к Иисусу?

Иуда плачет : он любит учителя, хочет быть любимым , произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. - Почему же меняется отношение Иисуса к нему?

- Какое событие тому предшествовало?

Когда Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно , что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу , но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда , и там, в другой жизни, они будут рядом : не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена . Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

- Почему же Иисус отталкивает от себя Иуду?

- Почему Иуда постоянно лжёт?

Ложь для Иуды - нормальное явление: «По рассказам Иуды выходило так, будто он знает всех людей, и каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дур­ной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выс­просить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколо­той раны, всякая неправда, мерзость и ложь». Иуда не верил в искренность поступков людей, считая все обманом. Он искренне верит в то, что миром правит зло. Именно зло определяет большую часть его поступков, мыслей. А каковы взгляды Христа? Сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.

-- Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки закона (за 30 серебряников) Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное. Окружает Иисуса заботой, нежностью. Угадывает малейшее его желание. Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину. Но Учитель как будто ничего не замечает.

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса. Двойственность: сам предал и пытается спасти. Верит, что восторжествует любовь и верность учеников. Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

Кульминационный момент – сцена предательста

- Как ведут себя ученики ? Зачитать.

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут. Пытается воздействовать на Анну, но то прогоняет его. Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.

На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно! «Осуществился ужас и мечты» Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями. -И в чем-то он прав. В чем?

-Почему же Иуда предает? Чего он хочет? Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям - то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

- Почему Иуда обвиняет в смерти Иисуса Его учеников ? Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом... учеников. Его поражает то, что, когда учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него, без своего Учителя. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Оказывается, Иуда не настолько бессердечен, как мы думали сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые дотоле положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды

Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя» Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»

-Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости” Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? Любил Христа, хотел быть с ним. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? Обрекает себя на вечный позор Иуда - трагический персонаж , потому что, в отличие от апостолов Христа, понимает все это, но, в отличие от Анны и ему подобных, способен плениться неземной чистотой и добротой Иисуса Христа. Получается какой-то жуткий парадокс и бессмыслица : Христа по-настоящему может любить только эгоцентрист и циник, не верящий в людей. С этим нельзя не согласиться!

Повесть о любви и верности? Л.Андреев. « Иуда Искариот»

Слайд 10

Иуда вдруг становится хорошим Добросовестно исполняет свои Обязанности Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И все-таки поведение его противоречиво: берет на себя обязанности и тут же крадет 3 д инария; рассказывает истории, а потом признается, что лгал

Работа с текстом

Какие чувства вызывает написанное?

Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.

Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева? -Победитель или проигравший Иуда в повести?

Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.

2.Любовь должна быть деятельной.

3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать.

И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.

Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор

Дома 1. Устно – по конспекту урока

2. Карточки.

№ 1Портреты Иуды, их роль в повести.

№2 Ученики Иисуса. Какими показаны в повести

№ 3 Иуда после предательства

№ 4 Причины предательства и самоубийства Иуды.

"ИУДА": "СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ" ЗА ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕННИКОВ

С 20 по 29 июня 2013 в Москве прошел 35-й международный кинофестиваль, в основной конкурсной программе которого было представлено 16 картин со всего мира. Россию в этом списке представляли три фильма. Среди них - "Иуда" Андрея Богатырева, экранизация повести Леонида Андреева "Иуда Искариот".

Библейский предатель Иуда Искариот перестал быть однозначно негативным персонажем уже довольно давно. Из последнего достаточно вспомнить культовую рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - Суперзвезда".

Однако задолго до "Суперзвезды" на этого персонажа по-другому взглянул классик серебряного века русской литературы Леонид Андреев, написав свой апокриф "Иуда Искариот" еще в 1906 год у. В 2013 же свое видение неоднозначного произведения Андреева в рамках 35-го московского кинофестиваля представил режиссер Андрей Богатырев.

С первых кадров становится понятно, что "Иуда" полностью соответствует своему названию. Эта апокрифическая картина представляет собой взгляд со стороны не столько на известную библейскую историю, сколько на самого Искариота. Именно он всегда в кадре, именно он толкает повествование вперед. Апостолы, да и сам Христос, обезличенный режиссером и превращенный в просто Учителя, лишь оттеняют мрачного персонажа Алексея Шевченкова .

Об этом наглядно говорит еще и то, что после просмотра в памяти почти никого и ничего, кроме, собственно, Иуды не остается. Смутные образы Андрея Первозванного, бросающего камни, Пилата, приказывающего принести воды, тонут в криках беснующейся на суде над Христом толпы и забываются, стоит камере поймать катящуюся по щеке Искариота слезу. По-настоящему яркими и запоминающимися вышли лишь глупый Фома, прекрасно исполненный Сергеем Фроловым, да взгляд Учителя, который определенно удался сыгравшему его Андрею Барило.

Тем, кто в свое время восхитился режиссерским талантом

Мела Гибсона в его "Страстях Христовых",

стоит смотреть "Иуду" с осторожностью, так как эта картина является полной противоположностью гибсоновских "Страстей…" как по визуальной составляющей, так и по основной идее.

Фильм Богатырева не захватывает пафосом и религиозной мистикой, не поражает кровавыми сценами, он почти полностью состоит из диалогов ,

быта,

личных переживаний

и яркого символизма .

Апостолы бредут за Учителем из селения в селение,

плетут рыболовецкие сети,

слушают проповеди да собирают пожертвования. А вокруг них исступленно носится Искариот , вопрошая "Куда же идете вы, глупые?".

И почти каждый диалог в фильме – самостоятельная философская притча:

- Зачем вы идете за ним?
– Он ведь Учитель, потому и идем.
– А куда?
– Куда он, туда и мы.
– Глупые вы.
– Почему?
- Потому что он знает, куда идет. А вы нет.

Все те приемы , которые у многих вызывают раздражение и совершенно не ассоциируются с серьезным кино –

трясущаяся в руках оператора камера,

резкая смена планов и сцен,

упрощенный, уличный язык,

Сложились у Богатырева в органичную картину , наполненную символами и скрытыми смыслами.

Даже тем, кто любит поспорить о преимуществах книг перед их экранизациями, режиссер не дал для этого повода, хотя и не старался перенести повесть на экран слово в слово .

Некоторые сцены Богатырев поменял местами, какие-то опустил, а иные, лишь упомянутые Андреевым, напротив, раскрыл и сделал основными. Фильм вышел действительно авторским, а история получилась больше человеческая,

чем библейская.

Без недостатков, конечно, тоже не обошлось. Может быть, история оказалась слишком сложной, может быть, молодому режиссеру просто не хватило опыта, но факт остается фактом – тяжелое, затянутое повествование могло бы нагнать дремоту даже на самых ярых поклонников Леонида Андреева. Могло бы, если бы не Алексей Шевченков. Его "Иуду" не хочется отпускать до самых последних минут, насколько бы тяжело они не давались. И даже внезапный, словно обрубленный финал совершенно не толкает к выходу из зала – хочется еще посидеть и дослушать звук дождя под заключительные титры.

За такого живого и настоящего Искариота "Иуде" можно простить многое.

Оценили игру Шевченкова и критики: по итогам кинофестиваля Алексей получил "Серебряного Георгия" за лучшую мужскую роль.

"Иуда" Андрея Богатырева не стал откровением 35-го кинофестиваля. И тем не менее мы получили неоднозначное, серьезное и красивое кино о человеческой душе, выборе и вере.

Алексеев Михаил, Russia.tv

Россия

«Есть вещи, в которых нужно разобраться самому»

режиссер

Андрей Богатырев

сценарий

Всеволод Бенигсен , Леонид Андреев

продюсер

Татьяна Воронецкая , Мария Эль , Елена Белова

оператор

Дмитрий Мальцев

композитор

Сергей Соловьёв , Дмитрий Курляндский

художник

Александр Телин , Наталья Дзюбенко , Андрей Билан

Андрей Богатырев , Наталья Семенова , Светлана Липина

драма

сборы в России

$20 502сборы

премьера (мир)


Тема: о психологии предательства Иуды, предательства трусливых учеников Христа, народной массы, не выступившей в защиту Христа.

Идея: парадоксальность повести Андреева – неограниченная любовь Иуды к своему Учителю, желание быть постоянно рядом и предательство тоже как способ приблизиться к Иисусу. Иуда предает Христа, чтобы узнать, способен ли кто из его последователей пожертвовать жизнью для спасения учителя. Его предательство предопределено свыше.

Художественные особенности: сравнение Иуды и Христа. Писатель приравнивает два таких, как очевидно, противоположных образа, он сближает их. Образы учеников - символы.

Петр ассоциируется с камнем, даже с Иудой он вступает в состязание по киданию камней.

Читательская позиция: Иуда - предатель, предал Иисуса за 30 серебренников - такое имя закрепилось в сознании людей. Прочитав повесть Андреева, задумываешься, как понять психологию поступка Иуды, что заставило его нарушить законы морали? Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, Иуда борется с этим. Но победить предопределение невозможно, но Иуда не может и не любить Иисуса, он убивает и себя. Предательство - актуальный вопрос и в настоящее время, время непонимания людьми друг друга.

Обновлено: 2017-09-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Несколько слов о Леониде Андрееве

Как-то в Российской национальной библиотеке мне случилось ознакомиться с первым номером журнала «Сатирикон», который вышел, как известно, в 1908 году. Поводом было изучение творчества Аркадия Аверченко или, что вероятнее, сбор материалов для написания романа, в котором действие одной из глав происходит в Петербурге 1908 года. На последней странице «Сатирикона» был расположен портрет-шарж Леонида Андреева. Писалось следующее:

«Радуйтесь, что вы держите в руках номер «Сатирикона». Радуйтесь, что такой человек - ваш современник… Он заглянул в однажды в Бездну, и навсегда ужас застыл в глазах его. И смеялся с тех пор он только леденящим кровь Красным смехом».

Веселый журнал иронизировал над мрачновато-пророческим образом Леонида Андреева, ссылаясь на его рассказы «Бездна» и «Красный смех». Леонид Андреев был весьма популярен в те годы: изящный стиль, экспрессивность изложения, смелость тематики привлекали к нему читающую публику.

Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа (21 н.с.) 1871 года в городе Орле. Отец был землемером-таксатором, мать - из семьи разорившегося польского помещика. В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку» . В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. В мае 1897 года, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание как талантливый репортер, через два месяца он уже перешел в газету «Курьер». Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки.

Литературный дебют - рассказ «В холоде и золоте» (ж. «Звезда», 1892, № 16). В начале века Андреев сдружился с А.М. Горьким и вместе с ним присоединился к кружку писателей, объединившихся вокруг издательства «Знание». В 1901 году петербургское издательство «Знание», возглавляемое Горьким, публикует «Рассказы» Л. Андреева. В литературных сборниках «Знание» опубликованы также: повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1904); рассказ «Красный смех» (1905); драмы «К звездам» (1906) и «Савва» (1906) рассказ «Иуда Искариот и другие» (1907). В «Шиповнике» (альманахе модернистской направленности): драма «Жизнь человека» (1907); рассказ «Тьма» (1907); «Рассказ о семи повешенных» (1908); памфлет «Мои записки» (1908); драма «Черные маски» (1908); пьесы «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1913) и «Тот, кто получает пощечины» (1916); повесть «Иго войны. Признания маленького человека о великих днях» (1916). Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - «Записки сатаны» (опубл. в 1921).


И. Репин. Портрет Л. Андреева

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Писатель скончался 12 сентября 1919 г. в деревне Нейвола в Финляндии, в 1956 г. был перезахоронен в Ленинграде.

Более подробную биографию Леонида Андреева можно прочитать , или , или .

Л. Андреев и Л. Толстой; Л. Андреев и М. Горький

С Л.Н. Толстым и его супругой Леонид Андреев взаимопонимания не нашел.«Он пугает, а мне не страшно», - так Лев Толстой отозвался о Леониде Андрееве в разговоре с посетителем. Софья Андреевна Толстая в «Письме в редакцию» «Нового времени» обвиняла Андреева в том, что он «любит наслаждаться низостью явлений порочной человеческой жизни ». И, противопоставляя произведениям Андреева произведения мужа, призывала «помочь опомниться тем несчастным, у которых они, господа Андреевы, сшибают крылья, данные всякому для высокого полета к пониманию духовного света, красоты, добра и… Бога ». Были и другие критические отзывы на творчество Андреева, над его мрачностью подшучивали, как в приведенном выше микропамфлете из «Сатирикона», сам же он писал: «Кто знает меня из критиков? Кажется, никто. Любит? Тоже никто».

Интересно высказывание М. Горького , очень близко знакомого с Л. Андреевым:

«Андрееву человек представлялся духовно нищим; сплетенный из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, он навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии. Все дела его "суета сует", тлен и самообман. А главное, он - раб смерти и всю жизнь

Повесть Леонида Андреева - это тоже «евангелие от Иуды», поскольку Предатель там является главным действующим лицом и выполняет ту же функцию, что и в еретическом трактате, но при этом взаимодействие Иуды и Иисуса происходит более тонко:

Иисус не просит Иуду предать Его, но Своим поведением вынуждает его это сделать;

Иисус не сообщает Иуде о смысле своей искупительной жертвы, а потому обрекает его на муки совести, т.е., если выразиться языком спецслужб, «использует втемную» несчастного Иуду. Этим «перевертыши» Андреева не ограничиваются:

Иуда не только заслоняет собой многих героев евангельского повествования, поскольку они оказываются явно глупее и примитивнее его, но и подменяет их собой. Рассмотрим внимательнее андреевское «евангелие наизнанку».

Иллюстрация А. Зыкиной.

Появление Иуды в тексте рассказа не предвещает ничего хорошего: « Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами… И не было сомнения для некоторых из учеников, что в желании его приблизиться к Иисусу скрывалось какое-то тайное намерение, был злой и коварный расчет. Но не послушал их советов Иисус, не коснулся его слуха их пророческий голос. С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым, он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных ».

Автор в начале повествования говорит нам о каком-то недосмотре Иисуса, излишней доверчивости, непредусмотрительности, за которые ему пришлось расплатиться впоследствии и о том, что ученики его были более опытными и дальновидными. Полно, да Бог ли он после этого, Которому открыто будущее?

Вариантов три:

либо он не Бог, а прекраснодушный неопытный человек;

либо Он Бог, и специально приблизил к Себе человека, который Его предаст;

либо он человек, не знающий будущего, но которому зачем-то было необходимо, чтобы его предали, а репутация у Иуды была соответствующая.

Расхождение с Евангелием очевидно: Иуда был апостолом из числа двенадцати, он так же, как и другие апостолы, проповедовал и исцелял; был казначеем у апостолов, впрочем, сребролюбивым, и апостол Иоанн напрямую называет его вором:

«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали » (Иоанн 12, 6).

В поясняется, что

«Иуда не только носил пожертвованные деньги, но и уносил, т.е. тайно брал значительную часть их себе. Стоящий здесь глагол (?????????), по-русски переведенный выражением "носил", правильнее перевести "уносил". Почему Иуде был доверен Христом ящик с деньгами? Очень вероятно, что этим проявлением доверия Христос хотел подействовать на Иуду, внушить ему любовь и преданность к Себе. Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: слишком он уже привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа ».

Иуда не был лишен свободы воли в Евангелии, и Христос заранее знал о его предательстве и предупреждал о последствиях: «Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается: лучше было бы человеку тому не родиться » (Матфей 26, 24). Сказано это было на Тайной вечери, уже после того, как Иуда побывал у первосвященника и получил тридцать сребреников за предательство. На той же Тайной вечери Христос сказал, что предатель - один из сидящих с Ним апостолов, а в Евангелии от Иоанна сказано, что Христос тайно указал ему на Иуду (Иоанн 13, 23-26).

Ранее, еще до вхождения в Иерусалим, обращаясь к апостолам, «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати » (Иоанн 6, 70-71). В «Толковой Библии» А.П. Лопухина дано такое толкование этих слов: «Чтобы апостолы не впали в излишнюю самонадеянность на свое положение постоянных последователей Христовых, Господь указывает на то, что и среди них есть один человек, по настроенности своей близкий к диаволу. Как диавол находится в постоянно враждебном настроении по отношению к Богу, так и Иуда ненавидит Христа, как разрушающего все его надежды на основание земного Мессианского Царства, в котором бы Иуда мог занять выдающееся место. Сей хотел предать Его. Точнее: "сей имел - шел, так сказать, к тому, чтобы предать Христа, хотя сам еще ясно не сознавал этого своего намерения" ».

Далее по сюжету рассказа андреевский Иисус постоянно держит Иуду на расстоянии, заставляя его завидовать другим ученикам, которые объективно глупее Иуды, но пользуются расположением учителя, а когда Иуда готов покинуть Христа или ученики готовы изгнать его, Иисус приближает его к себе, не отпускает. Примеров можно приводить много, выделим несколько.

Сцена, когда Иуду принимают в число апостолов, выглядит так:

Иуда пришел к Иисусу и апостолам, что-то рассказывает, явно лживое. «Иоанн, не глядя на учителя, тихо спросил Петра Симонова, своего друга:

- Тебе не наскучила эта ложь? Я не могу дольше выносить ее и уйду отсюда.

Петр взглянул на Иисуса, встретил его взор и быстро встал.

- Подожди! - сказал он другу. Еще раз взглянул на Иисуса, быстро, как камень, оторванный от горы, двинулся к Иуде Искариоту и громко сказал ему с широкой и ясной приветливостью:

- Вот и ты с нами, Иуда» .

Андреевский Иисус молчит. Он не останавливает явно согрешающего Иуду, напротив, принимает его таким, каков он есть, в число учеников; более того, словесно он и не призывает Иуду: Петр угадывает его желание и оформляет словом и делом. В Евангелии происходило не так: апостольству всегда предшествовало явное призвание Господом, часто - покаяние призываемого, и всегда коренное изменение жизни сразу после призвания. Так было с рыболовом Петром: «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный… И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков » (Лука 5, 8, 10). Так было и с мытарем Матфеем: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним » (Матфей 9, 9).


Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря

Но Иуда не оставляет своего образа жизни после призвания: так же лжет и кривляется, однако андреевский Иисус почему-то не высказывается против.

«Лгал Иуда постоянно, но и к этому привыкли, так как не видели за ложью дурных поступков, а разговору Иуды и его рассказам она придавала особенный интерес и делала жизнь похожею на смешную, а иногда и страшную сказку. Он охотно сознавался, что иногда лжет и сам, но уверял с клятвою, что другие лгут еще больше, и если есть в мире кто-нибудь обманутый, так это он, Иуда ». Напомню, что евангельский Христос отзывался о лжи вполне определенно. Диавола Он характеризует так: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » (Иоанн 8, 44). Но Иуде андреевский Иисус почему-то разрешает лгать - за исключением того случая, когда Иуда лжет во спасение.

Чтобы уберечь учителя от разгневанной толпы, Иуда льстит ей и называет Иисуса простым обманщиком и бродягой, отвлекает внимание на себя и дает учителю уйти, спасая жизнь Иисусу, но тот гневается. В Евангелии такого не было, конечно, но Христа за проповедь, действительно, не раз хотели убить, и разрешалось это всегда благополучно исключительно благодаря самому Христу, например, увещеванием:

«Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? » (Иоанн 10, 32) или просто сверхъестественным уходом прочь: « Услышав это, все в синагоге исполнились яростии, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился » (Лука 4, 28-30).

Андреевский Иисус слаб, не может своими силами справиться с толпой и вместе с тем осуждает человека, который приложил огромные усилия, чтобы спасти его от смерти; Господь же, как мы помним, «намерения приветствует», т.е. ложь во спасение не является грехом.

Точно так же андреевский Иисус отказывается помочь Петру победить Иуду в метании камней, а потом подчеркнуто не замечает, что Иуда победил Петра; и он же гневается на Иуду, доказавшего неблагодарность людей в селении, где Иисус проповедовал ранее, но почему-то позволяет Иуде воровать из денежного ящика… Он ведет себя очень противоречиво, словно закаливая Иуду для предательства; он раздувает гордыню и сребролюбие Иуды и одновременно уязвляет его самолюбие. И все это молча.

«И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему, - и даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами всякий раз, как начинал говорить к ученикам или к народу, но или садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда, - казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды. И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающей розою ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы - как будто нет сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все, понимает он красоту нежных и беспорочных лепестков».

Естественно, Иуда со временем возроптал:

« Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? Иоанн принес ему ящерицу - я принес бы ему ядовитую змею. Петр бросал камни - я гору бы повернул для него! Но что такое ядовитая змея? Вот вырван у нее зуб, и ожерельем ложится она вокруг шеи. Но что такое гора, которую можно срыть руками и ногами потоптать? Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда ». Таким образом, по Андрееву, Иуда не предал Иисуса, а отомстил ему за невнимание, за нелюбовь, за тонкое издевательство над гордым Иудой. Какое там сребролюбие!.. Это месть любящего, но обиженного и отвергнутого человека, месть из ревности. А андреевский Иисус выступает вполне сознательным провокатором.

Иуда до последнего момента готов спасти Иисуса от неминуемого: «Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы ». И даже после Тайной вечери он пытается найти возможность не предавать учителя, он напрямую обращается к Иисусу:

«- Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов.

И было долгое молчание, тишина вечера и острые, черные тени.

- Ты молчишь, господи? Ты приказываешь мне идти?

И снова молчание.

- Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?

И снова молчание, огромное, как глаза вечности.

- Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Зачем ты так смотришь на Иуду? Велика тайна твоих прекрасных глаз, но разве моя - меньше? Повели мне остаться!.. Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжеле гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?

И последнее молчание, бездонное, как последний взгляд вечности.

- Я иду».

И кто кого предает здесь? Это «евангелие наизнанку», в котором Иисус предает Иуду, а Иуда молит Иисуса так, как Христос в настоящем Евангелии молит в Гефсиманском саду Отца Своего пронести мимо него чашу страданий. В настоящем Евангелии Христос молит Отца Своего об учениках, а андреевский Иисус обрекает ученика на предательство и страдания.

Икона «Моление о чаше» Караваджо. Поцелуй Иуды

Даже в гностическом «евангелии от Иуды» Иисус не настолько жесток:

Видеофрагмент 2. «National Geographic. Евангелие от Иуды»

Вообще, Иуда у Андреева зачастую заменяет собой и учеников, и Христа, и даже Бога Отца. Рассмотрим эти случаи вкратце.

Про моление о чаше мы уже сказали: здесь Иуда заменяет собой страдающего Христа, а андреевский Иисус выступает как Саваоф в гностическом понимании, т.е. как жестокий демиург.

Ну а любящим «богом отцом» у Андреева контекстуально выступает именно Иуда: недаром он, наблюдая страдания Иисуса, повторяет: «Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно».

Еще одно замещение Христа Иудой: Иуда спрашивает у Петра, за кого он почитает Иисуса. «Петр испуганно и радостно прошептал: «Я думаю, что он - сын Бога живого». А в Евангелии написано так: «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго » (Иоанн 6, 68-69). Изюминка в том, что евангельская реплика Петра адресована Христу, а не Иуде.

Явившись после смерти Иисуса к апостолам, андреевский Иуда вновь создает перевернутую ситуацию и заменяет собой воскресшего Христа. « Ученики Иисуса сидели в грустном молчании и прислушивались к тому, что делается снаружи дома. Еще была опасность, что месть врагов Иисуса не ограничится им одним, и все ждали вторжения стражи… В это мгновение, громко хлопнув дверью, вошел Иуда Искариот ».

А в Евангелии описывается следующее: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! » (Иоанн 20, 19).

Здесь тихое и радостное явление воскресшего Христа подменяется шумным явлением Иуды, обличающего Его учеников.

Обличения Иуды пронизывает такой рефрен: «Где же была ваша любовь? … Кто любит… Кто любит!.. Кто любит!» Сравним с Евангелием: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоанн 21, 15-17).

Так по воскресении Своем Христос возвращал апостольское достоинство Петру, трижды от Него отрекшемуся. У Л. Андреева мы видим перевернутую ситуацию: Иуда троекратно обличает апостолов за нелюбовь ко Христу.

Та же сцена: «Иуда замолчал, подняв руку, и вдруг заметил на столе остатки трапезы. И с странным изумлением, любопытно, как будто первый раз в жизни увидел пищу, оглядел ее и медленно спросил: «Что это? Вы ели? Быть может, вы спали также?» Сравним: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними » (Лука 24, 41-43). Вновь Иуда с точностью до наоборот повторяет действия воскресшего Христа.

« Я иду к нему! - сказал Иуда, простирая вверх властную руку. - Кто за Искариотом к Иисусу?» Сравним: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним » (Иоанн 11, 14-16). Мужественному высказыванию Фомы, который, как и другие апостолы, не смог подтвердить его делом в ночь, когда Иуда предал Христа в Гефсиманском саду, Л. Андреев противопоставляет такое же высказывание Иуды, и Иуда исполняет обещанное, проявляя большее мужество, чем другие апостолы.

Кстати, апостолы у Андреева показаны глупцами, трусами и лицемерами, и на их фоне Иуда смотрится более чем выгодно, он затмевает их своим острым парадоксальным умом, чуткой любовью к Иисусу. Да это и немудрено: Фома глуп и труслив, Иоанн высокомерен и лицемерен, Петр - и вовсе осел. Иуда так его характеризует:

« Разве есть кто-нибудь сильнее Петра? Когда он кричит, все ослы в Иерусалиме думают, что пришел их Мессия, и тоже поднимают крик ». Андреев вполне согласен со своим любимым героем, что видно по такому отрывку: « Пропел петух, обиженно и громко, как днем, закричал где-то проснувшийся осел и неохотно, с перерывами умолк».

Мотив петушиного крика в ночи связан с отречением Петра от Христа, а ревущий осел, очевидно, соотносится с Петром, горько плачущим после отречения: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать » (Марк 14, 72).

Иуда заменяет собой даже Марию Магдалину. По версии Андреева именно Иуда купил миро, которым Мария Магдалина помазала ноги Иисуса, тогда как в Евангелии ситуация абсолютно противоположна. Сравним: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Иоанн 12, 3-5).

Себастьян Ричи. Мария Магдалина омывает ноги Христу

И в свете сказанного выше совсем не странной выглядит выходка Иуды, который на публичный вопрос Петра и Иоанна о том, кто из них будет сидеть возле Иисуса в Царствии небесном, ответил: « Я! Я буду возле Иисуса!»

Можно, конечно, сказать и о противоречивости образа Иуды, что сказывалось и в его поведении, и в его речах, и даже в его внешности, но главная интрига рассказа не в этом, а в том, что молчаливый андреевский Иисус, не проронив ни слова, смог заставить этого умного, противоречивого и парадоксального человека стать великим Предателем.

«И все - добрые и злые - одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель ». Гностикам с их теорией «джентльменского соглашения» между Христом и Иудой такое и не снилось.

В скором времени в прокат должна выйти отечественная экранизация андреевского рассказа «Иуда Искариот» - «Иуда, человек из Кариота». Интересно, какие акценты сделал его режиссер. Пока можно посмотреть только трейлер к фильму.

Видеофрагмент 3. Трейлер «Иуда, человек из Кариота»

М. Горький вспоминал такое высказывание Л. Андреева:

«Мне кто-то доказывал, что Достоевский тайно ненавидел Христа. Я тоже не люблю Христа и христианство, оптимизм - противная, насквозь фальшивая выдумка... Я думаю, что Иуда был не еврей, - грек, эллин. Он, брат, умный и дерзкий человек, Иуда… Знаешь, - если б Иуда был убежден, что в лице Христа пред ним сам Иегова,- он все-таки предал бы Его. Убить Бога, унизить Его позорной смертью, - это, брат, не пустячок!»

Думается, что это высказывание наиболее точно определяет авторскую позицию Леонида Андреева.

История создания и анализ проблематики повести

Произведение написано в 1907 году, хотя идея появилась 5 годами ранее. Андреев задумал показать предательство, исходя из собственных мыслей и фантазий. В центре композиции повествование нового взгляда на известную библейскую притчу.

Проводя анализ проблематики повести «Иуда Искариот» можно заметить, что рассматривается мотив предательства. Иуда завидует Иисусу, его любви и доброте по отношению к людям, ведь он понимает, что он на такое не способен. Иуда не может противоречить самому себе, даже если ведет себя не по-человечески. Общая тематика, это философская тема двух мировоззрений.

Основные герои повести «Иуда Искариот»

Иуда Искариот - двуличный персонаж. Неприязнь у читателей вызывает его портрет. Он показан то мужественным, то истеричным. В отличие от остальных учеников, Иуда изображается без нимба и даже внешне более уродливый. Автор называет его предателем, а в тексте встречаются его сравнение с бесом, уродиной, насекомым.

Образы других учеников в повести символичны и ассоциативны.

Другие детали анализа повести «Иуда Искариот»

Вся наружность Иуды совпадает с его характером. Но, внешняя худощавость сближает его с образом Христа. Иисус не отстраняется от предателя, ведь он должен помогать всем. И он знает, что тот его предаст.

У них есть взаимная любовь, Иуда тоже любит Иисуса, слушать его речи с придыханием.

Конфликт происходит в момент, когда Иуда обвиняет людей в порочности и Иисус отдаляется от него. Иуда это чувствует и воспринимает достаточно болезненно. Предатель считает, что окружение Иисуса - это лжецы, которые заискивают перед Христом, он не верит в их искренность. Также он не верит в их переживания после смерти Иисуса, хотя сам страдает.

У Иуды возникает мысль, что умерев, они встретятся снова и смогут сблизиться. Но, известно, что самоубийство - это грех и учителю не суждено встретиться со своим учеником. Именно со смертью Иисуса открывается и предательство Иуды. Иуда покончил свою жизнь самоубийством. Он повесился на дереве, растущем над пропастью, чтобы когда ветвь обломалась, он разбился о скалы.

Анализ повести «Иуда Искариот» был бы не полным, если бы мы не отметили, чем принципиально отличается повествование Евангелия от повести «Иуда Искариот». Отличие трактовки сюжета Андреева от Евангелия заключается в том, что Иуда искренне любил Христа и не понимал, почему он испытывает эти чувства и они есть у других одиннадцати учеников.

В этом сюжете прослеживается теория Раскольникова: с помощью убийства одного человека преобразить мир. Но, конечно же, она не может быть верной.

Несомненно, произведение было критиковано со стороны церкви. Но Андреев вложил такую суть: интерпретация природы предательства. Люди должны задуматься о своих поступках и привести мысли в порядок.

Надеемся, анализ повести «Иуда Искариот» был вам полезен. Мы рекомендуем прочитать эту повесть полностью, но при желании вы можете познакомиться и с