Как развивать фантазию. Как развить воображение

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

    Часть 2

    Используйте свое воображение
    1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

      • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
      • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
    2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

      • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
      • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
      • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
      • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
    3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

Традиционно мышление считается самым главным психическим познавательным процессом, а воображение – неразрывно связанная с ним, но скорее вспомогательная, необходимая для творчества и проектирования способность. Только лишь около десяти лет назад в общественном сознании появились идеи о том, что именно волшебный мир воображения, а не какой-либо другой психический процесс, способен в значительной степени изменить жизнь любого человека к лучшему.

В последнее время стал широко применяться (в том числе практикующими психологами) метод визуализации , основанный на создании в воображение зрительных образов и управлении ими. Правильно воображая желаемое событие, его можно «привлечь» в свою жизнь, то есть увеличить вероятность того, что оно станет реальностью.

Вопрос о том, материальна ли мысль, давнишний, философский и риторический. Но все чаще ученые находят доказательно того, что мысли (а точнее, мыслительные образы) могут реализоваться во внешнем мире. Научно обосновано, что мечты, фантазии и грезы – не пустое и не просто приятное, а полезное и продуктивное времяпрепровождение.

Можно долго спорить, насколько воображение продуктивно, а можно проверить теорию на практике и поэкспериментировать с собственным воображением.

На сегодняшний день нет единого понимания и определения понятия «воображение», это связано с тем, что его трудно как-либо оценить или измерить, оно слишком абстрактно, эфемерно, субъективно, многогранно и имеет множество характеристик.

Воображение – это:

  • психический познавательный процесс, преобразовывающий, предвосхищающий, выстраивающий варианты действий и поведения;
  • универсальная способность к построению новых образов действительности;
  • форма представления и отображения существующей действительности;
  • способ овладения человеком желанного будущего, помогающий ставить цели и строить планы;
  • психологическая основа творчества ;
  • всеобщее свойство сознания .

В детстве человек еще не научен мыслить логически и стереотипно, поэтому много воображает. Благодаря физической активности и задействованию мышления в поиске путей решения практических задач, дети мыслят творчески. Лучше и быстрее всего воображение развивается в игре. И детская ложь часто лишь форма воображения. Дети много придумывают потому, что так интереснее жить.

Воображение строится на имеющейся в сознании картине мира и на личном эмоциональном, интеллектуальном, чувственном, практическом опыте. Процесс воображения невозможен без участия восприятия, внимания, памяти, творческого или дивергентного мышления.

И мышление, и воображение включается в момент неопределенности, проблемности ситуации или мыслительной задачи. Но воображению, в отличие от мышления, не нужна вся полнота знаний, что бы познать нечто.

Воображение не анализирует, а преобразовывает поступающую извне информацию. Кроме того, воображению всегда сопутствуют эмоции: то ли воображаемый образ провоцирует их, то ли эмоция «включает» воображение.

Воображение позволяет получить опыт переживания события, которого не было, нет и, возможно, не будет.

Разновидности воображения

Воображение задействуется во всех видах человеческой деятельности, но чаще всего – в творчестве. Развитое воображение, креативность и образное мышление просто необходимы людям творческих профессий. Но и людям, специфика деятельности которых далека от свободного фантазирования, ежедневно приходится сталкиваться с немалым количеством его видов и форм, не замечая того.

Виды воображения:

  1. По результатам процесса:
  • продуктивное или творческое, когда продукт воображения – относительное или абсолютное новшество;
  • репродуктивное, когда воссоздается уже имеющийся в мире объект.
  1. По степени активности:
  • активное, предполагающее некие усилия воли;
  • пассивное или непроизвольное, когда творческий продукт получается непреднамеренно и непредсказуемо.
  1. В зависимости от механизма воображения:
  • схематизация – выявление сходств и сглаживание различий;
  • агглютинация – соединение в сознании несовместимых на первый взгляд объектов;
  • гиперболизация – уменьшение или увеличение объекта или его частей;
  • типизация – выявление главного и повторяющегося элемента в однородных явлениях.

Формы воображения:

  1. Мечта – видение будущего, время наступления которого точно не определено.
  2. Фантазия – в значительной мере видоизмененное отражение действительности.
  3. Грезы – представление недосягаемого и несбыточного.
  4. Галлюцинации – образы, возникающие в сознании без внешнего раздражителя.
  5. Сны – это форма бессознательной визуализации.

Интересный факт! Ученые смогли экспериментально доказать, что в процессе воображения некоего события, в человеческом мозге задействуются все те же зоны, что задействованы, когда действие реально совершается, а не воображается. Получается, что для мозга нет разницы между воображаемым и действительным.

Как развивать воображение

Развивать воображение необходимо для того, чтобы стать более успешным и счастливым человеком, и ждать вдохновения для этого совсем не обязательно. Развитие воображения – намного менее трудоемкое занятие, нежели развитие иного психического процесса, способности, качества личности.

Все начинается с мечты! Чтобы развить воображение, нужно учиться мечтать . Какой-нибудь взрослый и серьезный человек наверняка скажет: «Зачем мне тратить время на мечты и фантазии, когда нужно заниматься делами насущными?!». И человек, решивший поработать над своим характером и личностью, скорее начнет заниматься развитием мышления, памяти, речи, но вряд ли посчитает необходимым развивать способность мечтать.

Однако, мечтание – не пустое занятие, оно развивает логические мышление, память, концентрацию внимания и формирует увлеченность, то есть повышает мотивацию достижений. Во время свободного полета фантазии в голову могут неожиданным образом прийти гениальные идеи, ответы на давно волнующие вопросы, варианты решения проблем.

Такие вспышки озарения называются в психологии «инсайт». Инсайт – это внезапное и не выводимое логическим путем из прошлого опыта осознание сути и правильного решения мыслительной задачи; это непосредственное, интуитивное постижение истины.

Еще один способ развития воображения, способствующий самореализации – визуализация – представление определенного, желанного, конкретного, предельно точного до мелочей образа прославленной цели.

Визуализируется цель (желанное событие или объект), а не просто приятные ситуации. Задача: многократно (до нескольких раз в день) представлять, что желанная цель уже достигнута, причем успешно и именно таким образом и в такой срок, которые были определены во время целеполагания.

Визуализируемые события должны ощущаться как происходящие в настоящем времени. Например, если в мечтах свой собственный дом, нужно визуализировать свое присутствие в этом доме в настоящее время: принимать душ, готовить на кухне, поливать цветы на подоконнике в этом доме и ощущать радость достижения цели.

Чтение также прекрасно развивает воображение. Воображая героев и события с ними происходящие, читатель «погружается» в книгу и включает фантазию, создает в своем сознании целый виртуальный мир.

Конечно, развить воображение помогает любое творчество. Не обязательно быть выдающимся художником, чтобы рисовать «каляки-маляки» в свободное время. Особенно хорошо порисовать не реалистичные картинки, а абстрактные, фантастические, сюрреалистичные. Рисовать «от души» – просто взять в руки карандаш, расслабиться, отпустить все мысли и тревоги и рисовать как угодно и что угодно.

Также развивают воображение такие занятия так:

  • интересное общение,
  • приобретение новых впечатлений,
  • наблюдение за природой и людьми,
  • фотографирование,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры, развивающие воображения.

Чтобы развить воображение достаточно начать его «включать» в сознательную деятельность и наблюдать, как меняется от этого восприятие мира. А воображаемая желанная жизнь непременно начнет проявляться в реальности посредством силы воображения.

Часто ли Вы мечтаете и/или визуализируете свои цели?

Кто из нас, серьезных взрослых, ни разу не фантазировал? Да никто. Все мы в детстве мечтали. Даже если сейчас все эти процессы задвинуты далеко-далеко, в детстве каждый придумывал какое-то невероятное космическое путешествие, прекрасного принца на единороге или управление машиной времени. Для маленьких нас фантазии были очень важны, благодаря им каждый имел какую-то заветную тайную мечту, к которой стремился. Стремления поменялись, но стали ли взрослые счастливее? Вряд ли. Почему же не пофантазировать немного и серьезным взрослым?

Что такое фантазия?

В психологии под фантазией принято понимать деятельность психики, связанной с воображаемыми, нереальными представлениями. Это, можно сказать, импровизация нашего мозга. Сразу стоит оговориться, что понятия фантазии и хоть и очень близки по значению, но не являются одним и тем же. Если воображение оперирует чем-то или кем-то реальным, то фантазия основана на нереальных, полностью выдуманных представлениях. Например, представление себя на фоне статуи Свободы – это воображение, даже если вы никогда не были около нее. А вот представление себя летящим на клювокрыле к статуе Свободы – это уже фантазия.

Многим кажется, что фантазию, как и воображение, нужно развивать лишь детям, чтобы адекватно адаптироваться к окружающей действительности. Но это не совсем так. Любая нереальная мечта движет человеком и позволяет ему создавать нечто новое. Только благодаря фантазии изобретатели явили миру лампочку, телевизор, машины и все остальные достижения человеческой мысли. Только благодаря ей у нас есть музыка, литература, кинематограф, фотография и т.д. Все созданное руками и мыслями человека когда-то было всего лишь чьей-то неосуществимой, казалось бы, фантазией.

Как развить фантазию?

Способов, как развивать фантазию, много. Не нужно бояться пробовать различные методы и упражнения, поскольку лишними они точно не будут, особенно . Интересное времяпрепровождение они гарантируют всем фантазирующим. Все методы подходят для малышей и для взрослых. Однако родителям следует помнить, что ребенок не должен полностью погружаться в свои фантазии, иначе это помешает ему контактировать с реальными окружающими, а также представления малыша не должны граничить с бредом, хотя в этом вопросе категории достаточно условны.

Игры как способ развития фантазии.

Для развития фантазии полезны упражнения, провоцирующие на придумывание чего-то нестандартного.

Например, упражнение «Стул» (или «Тумбочка», или «Степлер», это не так важно). Участникам нужно придумать как можно больше применений соответствующему предмету, причем такие применения как «посидеть» или «отдохнуть» должны отбрасываться сразу. А вот варианты «сделать пушку» или «отгонять пришельцев» вполне подойдут.

Еще одно подобное упражнение заключается в придумывании способа создания того или иного предмета. Например, стул можно сложить из монеток, слепить из растаявших шоколадных конфет и т.д.

На бумаге можно нарисовать одинаковых или разных закорючек, кружков, треугольников. Играющие должны дорисовать каждую из этих фигур до чего-то законченного.

Использование словесных упражнений.

Такие упражнения бывают самые разные. Кстати, их можно придумывать самим.

  • Соединение частей слов. Например, берем половинки от слов «розетка» и «телевизор» и получаем: «розевизор». А дальше этому «розевизору» нужно придумать описание, назначение и небольшую историю. Такие упражнения хороши тем, что не вызывают никаких подсознательных мысленных реакций – получается абсолютно новое понятие.
  • Оглаголивание существительных. Если взять два предмета и один из них сделать действием, то можно получить различные интересные словосочетания: «диванить телефон» или «телефонить диван», «нитить ковер» или «коврить нить» и т.д. И это еще не все – потом нужно описать все эти странные на слух действия.
  • Соединение образа одного предмета и действия другого. Берем два предмета, например, телефон и кружку. Представляем действие одного и другого: по телефону мы звоним, а из кружки пьем. Соединяем действие с образом: «телефон пьет из кружки» или «кружка звонит по телефону». Благодаря таким абсурдным предложениям развивается фантазия, ведь дальше нужно придумать целую историю: кому звонит кружка и почему телефон вдруг захотел пить.

Творческая деятельность.

Даже если уроки труда в начальной школе давно закончены, рисование никогда не было любимым предметом, а процесс написания стихов всегда заканчивался, толком не начавшись, из-за вечно отсутствующей музы, иногда можно сделать что-то творческое. Вместе с ребенком или самостоятельно надо взять краски, кисти и начать рисовать. Рука сама создаст нечто на листе бумаги. Если получится что-то загадочное или нереальное, можно затем придумать историю про героя рисунка. Точно также можно лепить, шить, писать сочинения, песни или стихи, играть на гитаре, подбирая аккорды на слух.

Воображаемый друг.

Почти у всех малышей был воображаемый друг. Это могло быть какое-то животное, сказочное доброе чудовище, воображаемый ребенок или взрослый. Вместе с ним малыш мог придумывать какие-то игры, разыгрывать ситуации, совершать целые путешествия. Почему бы и взрослым не придумать себе кого-то, с кем не стесняясь можно нафантазировать самых небывалых чудес? Чтобы это было еще и полезно в реальной жизни, можно наделить своего воображаемого приятеля качествами, которых нет у самого взрослого, и советоваться с ним, как поступить в той или иной ситуации. Это будет более объективный взгляд на ситуацию со стороны, что в некоторых случаях очень помогает.

Придумывание сюжетов.

Чтобы и разнообразить свою повседневную жизнь, можно наполнить ее различными интересными сюжетами. Мало того, что можно придумывать окончание книг, дочитав лишь до половины, или новых поворотов в кино, остановившись на самом интересном месте, даже то, что в жизни кажется неприятным, благодаря развитию фантазии станет приносить удовольствие.

Идя с утра на работу, можно посмотреть в лица прохожих, не забывая придумывать им интересную судьбу или профессию. Только они действительно должны быть интересными, например, обычная старушка в берете, которая толкается в метро, может стать владелицей несметных сокровищ, закопанных где-то на необитаемом острове, а спящий парень в наушниках на самом деле работает по ночам истребителем вампиров. Еще одним способом для развития фантазии может стать придумывание детства или старости случайных прохожих или попутчиков. Это очень увлекательное занятие, которое работает еще и на улучшение коммуникативных навыков.

Если научиться придумывать такие истории и биографии, можно в фантазиях представлять злого начальника милым карапузом в детстве или в смешной шапке. Относиться к нему негативно потом уже не получится, а значит, отношения улучшатся. Да и надоевшую работу можно воспринимать как квест или миссию, чтобы не терять мотивацию.

Фантазии и мечты необходимы всем, чтобы не стать бездушными роботами, выполняющими все по одному и тому же алгоритму изо дня в день. И только фантазирующим представителям общества удастся создать еще немало предметов искусства и совершить открытия в разных областях.

Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).

По видам:

  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

В ранней молодости Уолт Дисней мечтал стать журналистом и устроился работать в газету, откуда его уволили через пару месяцев за отсутствие фантазии и профнепригодность. Позже он стал величайшим мультипликатором в истории, подарившим всему миру волшебный мир сказок.

Методы развития творческого воображения

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Упражнения на развитие воображения

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .

Фантазия - это часть воображения, но она же - нечто намного более глубокое, непредсказуемое и неизведанное. Это подача знакомых образов и предметов в новом ключе, преобразование старого и создание нового! Если у людей вдруг пропадет фантазия, то не будет больше новых открытий, технологий, картин, песен, книг.

Именно поэтому столь важно уметь развить фантазию, свою собственную и фантазию своих детей. Как развить фантазию у ребенка и взрослого? Методы, предназначенные для этого, подходят и тем, и другим!

Метод первый - «Воображаемые друзья»

Как развить воображение и фантазию? Заведите себе воображаемого друга, даже если вы уже давно не ребенок! Американские ученые подтверждают, что люди, которые имели в детстве воображаемых друзей, став взрослыми, имеют отлично развитую фантазию. А еще они более коммуникабельны, доброжелательны и стрессоустойчивы. Воображаемый друг - это, по сути, наше мудрое подсознание, ставшее неким существом. Это может быть ребенок, животное, сказочное существо. Именно такой друг поможет преодолеть стресс, справится со страхами, одиночеством, стать смелее.

Если вы - взрослый человек, просто придумайте себе некое существо, наделив его теми качествами, которых вам не хватает в жизни. Мысленно «советуйтесь» с ним перед принятием решений. Предварительно нужно пофантазировать - придумать ему внешность, имя, одежду, характер. Если вы не знаете, как развить фантазию у своего чада, расскажите ему об этом методе, пофантазируйте вместе. Вот увидите, это станет не просто развивающим и полезным упражнением, но и увлекательной игрой!

Метод второй - творчество

Этот метод также отлично подходит для развития фантазии и у взрослых, и у детей. Подойдет любой вид творчества, вы можете рисовать, придумывать сказки, сочинять стихи, лепить из пластилина, сочинять музыку. Даже если вы - совершенно не творческая личность (то есть так думаете), просто начните творить, свежие идеи, яркие образы придут уже в процессе. Вспомните, чем вы любили заниматься в детстве, и займитесь этим сейчас!

Этот метод годится и для развития фантазии у детей, ведь дети - изначально творческие личности. Придумывайте, сочиняйте, рисуйте вместе с ними. Нарисовав сказочных существ, можно по очереди придумывать о них истории, рассказывать друг другу об их характерах, приключениях.

Метод третий - развивающие фантазию игры

Такие игры можно придумать самостоятельно. Например, можно прочитать первую страницу любой сказки или истории, а затем придумать ее продолжение. Еще одна веселая игра - нарисовать на бумаге любую закорючку, которую второй игрок должен «дорисовать» до чего-либо узнаваемого. Даже идя по улице, можно фантазировать, придумывая жизненные истории об окружающих людях.

Методов, развивающих фантазию, очень много. Работайте над собой, и у вас все получится!

Как развить фантазию?

Что такое человек без фантазии? В любое время это было далеко не комплиментом. Очень обидно услышать от собеседника, что вам не достает воображения. А ведь в детстве вас в этом нельзя было упрекнуть. Что же случилось?

Каждый взрослый со временем теряет какую-то часть детской непосредственности, а вместе с ней уходит и фантазия. И повзрослевшие люди часто перестают фантазировать и мечтать как раз из-за того, что они уже выросли. У таких чересчур серьезных, сознательных граждан часто не получается переключаться с работы на отдых и обратно.

Все креативные идеи идут от тех, кто не перестал мечтать, кто иногда предается своим фантазиям. Ни для кого не секрет, что большой процент пар во всем мире расстается как раз из-за отсутствия фантазии и разнообразия в отношениях. Быт убивает любовный союз, превращая его в простую «ячейку общества».

А ведь мы можем проявлять фантазию во всех сферах. Сегодня мы водим детей в развивающие центры. А ведь зачастую нам самим тоже не помешало бы немного поработать над своей фантазией и воображением. И в этом помогут простейшие упражнения и, в особенности, дети. Фантазируя вместе с ними, мы начинаем мечтать и видеть окружающий мир более ярким.
Способы развития фантазии и воображения

Лучше и быстрее фантазия взрослого развивается с ребенком, поэтому все ваши тренинги по воображению лучше проходить, играя с детьми. Если таковых нет, то тогда ва будет чуть труднее, но все же это выполнимая задача.
Для того, чтобы начать фантазировать, скажите себе и ребенку, что это не стыдно и очень интересно. Некоторые дети не боятся это делать в открытую, а вот некоторым необходимо об этом рассказывать подробно. Научите детей гордиться и восхищаться тем, что у них развита фантазия. А заодно и себе напомните, что такие способности нужны не только детям, но и взрослым.

Убедитесь, что вы и ваш малыш находитесь в хороших отношениях. Ведь ребенок должен вам доверять и только тогда он откроет вам свои «секретные планы» и «тайные комнаты». А возможно поведает о том, какие существа там обитают. Играйте вместе с ним, чаще устраивайте праздники и приглайшайте в дом друзей ребенка. Составьте тщательный список игр и заданий для детей. Заодно и посмотрите, как ваш малыш взаимодействует в команде и в одиночку.
Взрослым людям, желающим развить фантазию,следует читать побольше литературы. Если любите книге в жанре фантастика — просто прекрасно, а если нет, читайте то, что любите. Если у вас есть детки, то лучше с ними обсуждать прочитанное, можно пересказывать и Стругацких, но адаптировать под их возраст. Ребенку всегда это будет интересно, он возможно, начнет вам подыгрывать, придумывая новый сюжет и героев. И вот здесь лучше подхватить его начинание и вместе «переписать» реальный рассказ. А когда ребенок вырасте и прочтет оригинал, он будет долго вспоминать, как «в детстве мы с родителями придумали новый «Пикник на обочине».

Список книг, котрые будут интересны и детям, и ивзрослым:
Алиса в стране Чудес — Льюис Кэррол
Маленький принц — Антуан Де Сент-Экзюпери
Кентервильское привидение, портрет Дориана Грея — Оскар Уайльд
Франкенштейн — Мерри Шелли
Дракула - Брем Стокер
Рассказы — Артур Конан Дойл

Запишите ребенка в секции, которые могут развить его воображение, например, рисование. Поощрайте написание стихов и различной прозы. Возможно, самые первые неказистые и детские стихи вашего ребенка побудят его к написанию чего-то более серьезного.
Для взрослых лучше начать вести блог или дневник. Не страшно, что вы не можете писать, как корреспонденты в «Times», главное — то, о чем вы пишите. Пересказывайте день, делитесь планами на ближайшее будущее. Пишите решительно все, что считаете нужным. Это поможет вам не только заставить работать вашу голову, но и структурирует ваши желания и возможности. Кто знает, быть может именно ваш дневник, а не ваш психоаналитик однажды даст вам ответы на самые важные вопросы.

Что касается взрослых, то им тоже не помешает время от времени играть. Не стесняйтесь собираться большими компаниями и играть в разные игры. Мафия, покер, даже Активити — игра для детей бывает очень интересной и увлекательной для взрослых.
Для пущей развитости воображения старайтесь больше общаться на работе с людьми, которые ранее вас не интересовали, знакомьтесь, открывайте новые горизонты. Заведите себе приятелей, которые на вас не похожи, которые имеют иные взгляды на жизнь. Эти люди будут вашим контрастом, они смогут открыть для вас новую страницу жизни.
Старайтесь проявлять свою фантазию в любом деле: кулинария, стиль, личные отношения в браке. Пусть ваш рабочий стол станет обновленным.

Сделайте что-то своими руками для кабинета — часы, календари, подставки для карандашей, горшки для цветов — начните с этих мелочей.
Подарки — отличный способ развить свою фантазию. Откажитесь от стандартных наборов и подарочных сертификатов. Делайте для людей креативные презенты, радуйте своих родных и близких новыми идеями для отдыха, для работы, для вечеринок.
И, наконец, больше общайтесь с людьми. Ходите на выставки и в театры, обсуждайте спектакли и фильмы.

Отсутствие фантазии в каком-то смысле — это лень. Страх быть не таким, как все; лень выдумывать что-то необычное и т. д. Но запомните: как только вы начнете лениться в этом — станете лениться во всем. Фантазия — это дар, который можно развить. Не очень много способностей существует, которые бы развивались так легко, как эта. Так не теряйте же времени даром, прямо сейчас возьмите и начните с себя — напишите свое первое произведение - стихотворение или прозу. Не вздумайте выбирать размер или жанр! Пишите! Пусть ваши мысли плавно ложатся на бумагу. Самое главное — не выкидывайте свой опус, пусть он станет знаком второго рождения вашей фантазии!