Какую роль играет воспитание человека. Роль воспитания в жизни общества. Светское и христианское понимание воспитания и образования

Как общественное явление воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, основа возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду.

Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура

Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей.

Воспитание тесно связано с формами общественного сознания: политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией. Формы общественного сознания представляют собой духовную питательную среду воспитания.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе и сознании подрастающего поколения.

Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание – приспосабливает его к последним.

Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное – ведет к его нарушению.

Наука ориентирует ребенка на постепенное овладение системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство формирует художественное познание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, загробный мир. В то же время она вносит свой вклад в воспитательный процесс, формирование мировоззрения человека.

Воспитание в педагогике употребляется в широком и узком значении.

В широком педагогическом значении воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

В узком педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Кроме воспитания педагогика изучает и самовоспитание , под которым понимается целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание является непременным условием совершенствования человеческой личности.

  • – глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования;
  • – глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности;
  • – идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни;
  • – наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития;
  • – определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по воспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к самовоспитанию, а также требуют постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют познание и анализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Особенности самовоспитания выражают психологические предпосылки, основные условия и используемые в процессе самовоспитания методы.

Психологические предпосылки самовоспитания предполагают определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, отношениях, поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию, означают, что в ходе последнего требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.

Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние.

К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания.

К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности.

В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии.

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности.

Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений.

Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.

Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле - это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание - явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая.

Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации.

Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания.

Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

Система педагогических наука. Связь педагогике с другими науками.

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции - биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром - психологические науки. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.

Этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.

Социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.

Экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда.

Биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой педагогики и психологии. Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др. медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь, с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Кибернетикой - наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания.

Этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.

Политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Цели и задачи дошкольной педагогике.

Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Субъектом специальной дошкольной педагогики является ребёнок с ограниченными возможностями.

Предмет специальной дошкольной педагогики - теоретические основы специального дошкольного образования, что включает в себя изучение особенностей развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, а также выбор конструктивных направлений, средств, условий организации образовательного процесса; практические основы специального дошкольного образования, которые обеспечивают коррекцию психофизического развития, компенсацию нарушенных функций организма, социальную адаптацию, личностную реабилитацию и интеграцию для достижения максимального развития потенциальных возможностей.

Цель специальной дошкольной педагогики - осуществление коррекции отклонений в развитии, их компенсация; абилитация и реабилитация (социальная и личностная).

Специальная дошкольная педагогика решает целую систему задач:

· Учитывать коррекционные и компенсаторные возможности ребёнка с отклонениями в психофизическом развитии в соответствии со структурой дефекта.

· Разрабатывать принципы, методы, технологии.

· Разрабатывать и реализовать индивидуальные коррекционно-педагогические программы.

· Осуществлять процессы интеграции детей с нерезко выраженными нарушениями в системе дошкольного образования.

· Осуществлять психолого-педагогическую подготовку детей с проблемами в развитии к школьному обучению в структуре общего образования.

Значение, задачи и обоснования необходимости воспитания с первых дней жизни.

Педагогика как наука. Роль воспитания в развитии общества.

Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств. и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

2) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Книга: Конспект лекций Педагогика

4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды с целью реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание); как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, что соответствует социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и превращение их в способности, и даже для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спільнорозділена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно.

Воспитание вносит в судьбы людей разный взнос: от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают ни одного психического качества, присущей человеку (исследования Н.И. Ладигіної-Котес).

Восприятия человеком воспитательного влияния зависит от уровня ее подготовки к этому восприятию, который обусловлен влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорирования воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, что исходит от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного влияния зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка -- «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физический, духовный, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, обучение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленую и гедонічну (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком считаться не имеет права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и является.

Г. Гегель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность - путь к знаниям.

Ничто так человека не учит, как опыт.

А.С. Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, которая выполняется без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющуюся в данной деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л.М. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево. Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветки, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной мере, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностное своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95.

Не так давно приятно удивил наш президент. На международном дискуссионном форуме «Валдай» Владимиру Владимировичу задали очень интересный вопрос о нарастающем конфликте ценностей между США и Россией, о столкновении двух культур, и в чём же вообще состоит проблема? На что президент ответил, что отчасти эти проблемы происходят из-за разницы мировоззрений. Что в основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о Высших силах, о божественном начале. А в основе западного мышления лежит всё-таки «ИНТЕРЕС» и прагматичность. Под словом «интерес», президент, на мой взгляд, подразумевал слова «деньги» и «выгода».

Как сказал один из основателей прагматизма американский психолог и философ Джеймс Уильям:

«То, во что для нас лучше верить - истинно»

К сожалению и в России немало прагматиков, для которых «интерес» является движущим фактором развития личности.

Вся проблема заключается в том, что люди не имея представления о своём истинном происхождении и назначении стараются достичь каких-то вершин и статуса в обществе. Не понимая того, что в первую очередь мы выполняем божественное предназначение и несём ответственность за наши поступки, мысли и выбор перед Богом. А мы тут пытаемся друг другу что-то доказать.

Некоторые люди получают по нескольку ненужных образований лишь для того, чтобы доказать обществу, что они чего-то стоят, что они умнее многих. Некоторые люди просто зацикливаются на своей внешности и посвящают свою жизнь тому, чтобы выглядеть гораздо лучше других. Некоторые посвящают свою жизнь спортзалу и потом ходят летом полуголые показывают чего они добились за счёт своей узконаправленной силы воли. Конечно я сейчас говорю далеко не о всех поголовно людях, а только о «ярких» представителях общества, которые увидели смысл своей жизни в достижении ложных, навязанных социумом целей и идеалов. Безусловно, самоутверждение в обществе является движущим фактором развития человека, но без истинной, духовной составляющей это всё имеет очень мало смысла. Вы можете стать выдающимся деятелем и добиться высокого статуса в обществе, но быть человеком с бедным внутренним миром, прожившим никчёмную жизнь. По своим личным наблюдениям могу с уверенностью сказать: чем больше украшена внешность человека, тем беднее его внутренний мир.

Не так давно, в связи с развитием электроники и интернета человечество в очередной раз «прохватило». И на свет появилась напасть под названием «селфи», а отсюда и психическое расстройство под названием «селфимания». Я немного поразмышлял и позволил себе дать определение этому явлению:

«Селфимания – это психическая зависимость, возникающая из-за желания человека самоутвердится в обществе за максимально короткий промежуток времени».

То есть, подростки, желая добиться признания в обществе, но не прилагая к этому больших мозговых и физических усилий, нашли короткий, обходной, но, как всегда, неверный путь. Выбрали не то действие и не то общество для оценки своих действий. Зачем много лет учиться, писать диссертации, думать? Зачем много лет тренироваться и соревноваться с более сильными соперниками? Зачем помогать людям, заниматься альтруизмом, сострадать, работать на благо людей? Можно ведь просто и быстро щёлкнуть свою мордашку на вагоне электрички под проводами с напряжением 28000 Вольт, выложить в сеть фотку и ты герой для тысяч собратьев по разуму! «Честь», «хвала», «слава» и лайки! Так просто, а самое главное быстро! Но, к сожалению, смертельно опасно. Вот и гибнут несчастные дети, подвергнувшиеся внушению ложных идеалов и стандартов, бродящих в обществе, и отнимающих жизнь у наиболее внушаемой категории населения.

Огромную роль в этом играют родителями и школой, переходящие в отрицательные качества характера, такие как: самовлюблённость, чрезмерная амбициозность, безрассудность, непреодолимое желание находиться в центре всеобщего внимания.

Так вот, задача родителей, по моему мнению, состоит в том, чтобы дать ребёнку верные (истинные) представления и знания о существовании человека, душе, Высших силах и смысле жизни. А чтобы родители могли дать эти знания ребёнку, они должны сами развиваться, сами искать эту информацию, слушая при этом своё внутреннее «Я». Такую информацию в школе и в институте не дадут.