Марка асфальтобетонной смеси для дорог. Из чего делают асфальт: состав

Асфальтобетон (асфальт) представляет собой смесь минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. Состав асфальта определяет его характеристики, а также место использования: для укладки федеральных дорог, ямочного ремонта или внутри дворов и на подъездах к гаражам. Выбор ограниченным не назовешь, остается только разобраться, какие состав и марка асфальтобетона для чего подходит

Технология изготовления асфальтовых смесей, используемых в строительстве дорог, включает подогрев и сушку измельченной сортовой крошки, песка и крупного наполнителя, и дальнейшее смешивание всех компонентов с битумным вяжущим. Для изготовления используют один из способов - горячий, теплый или холодный. Все смеси вне зависимости от марки асфальтобетона можно изготовить как на асфальтобетонном заводе, так и непосредственно на месте укладки.

Типы, виды, марки асфальта и сфера его применения определяются составом асфальтобетона и технологией его создания. Состав асфальта в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: песок, битумное вяжущее (2,5-9% по массе), минеральные порошки.

Источник фото: euravitebsk.org

Песок используется природный (образовавшийся естественным путем и добываемый из месторождений) и дробленый (размельченные скальные породы и кристаллические шлаки). Также добавляют отсевы продуктов дробления. При приготовлении различных марок асфальта используется щебень или гравий разных фракций и процентного соотношения, исключение составляют песчаные смеси - в этом случае крупный заполнитель не используется.

Битум применяется в основном искусственный, который представляет собой продукт переработки сырой нефти. Минеральные порошки получают с помощью помола доломитов, известняков и других карбонатных пород. Они повышают вязкость, и, как результат, прочность асфальтобетона, но в то же время избыток в составе асфальтобетона минеральных порошков сделает готовое покрытие более хрупким. Их содержание в смеси должно быть невысоким - в пределах 6-12%.

Помимо основного состава разные марки асфальтобетона могут включать различные добавки - специальные химические вещества, которые придают материалу ряд полезных свойств (таких как морозостойкость, звукоизоляция, шероховатость поверхности, которая обеспечивает лучшее сцепление с шинами автомобилей), повышает твердость и прочность готового покрытия. В качестве химических добавок могут использоваться зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

Марки и состав асфальта (асфальтобетона)

Состав асфальта Типы и виды асфальта ГОСТ, №
Асфальт марки I Песок или отсев, минеральный порошок, щебень, битум

Высокоплотные

Плотные А, Б, Г

Пористые

Высокопористые щебеночные (горячие и холодные)

9128-2009
Асфальт марки II Песок, отсев дробления, минеральный порошок, щебень, битум

Плотные А, Б, В, Г, Д

Пористые

Высокопористые песчаные

9128-2009
Асфальт марки III Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битум - плотные Б, В, Г, Д 9128-2009

В зависимости от наличия в составе асфальтобетона крупного или мелкого наполнителя и его процентного соотношения, смеси делятся на следующие типы:

  • А - содержание щебня 50-60%;
  • Б - щебень или гравий составляет 40-50%;
  • В - процент щебня или гравия в составе 30-40%;
  • Г - не более 30% песка из отсева дробления;
  • Д - до 70% природного песка или смеси природных песков с отсевами дробления.

В зависимости от содержания в составе асфальтобетона минеральных компонентов (песок, щебень, минеральный порошок) и битума смеси классифицируют на:

  • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
  • мелкозернистые (применяются в строительстве дорог и городских улиц с высокой интенсивностью движения);
  • крупнозернистые (служат в качестве нижнего слоя для двухслойных асфальтовых покрытий);
  • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
  • щебеночно-мастичные отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения - верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
  • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

В зависимости от плотности теплых и горячих асфальтобетонов, меняется их предназначение - пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

Самый используемый дорожно-строительный материал в 20 веке - асфальт - разделяется на множество видов, марок и типов. Основанием для разделения служит не только и не столько перечень входящих в асфальтобетонную смесь исходных компонентов, сколько соотношение их массовых долей в составе, а также некоторые характеристики составляющих - в частности, размер фракций песка и щебня, степень очистки минерального порошка и все того же песка.

Состав асфальта

В асфальте любого типа и марки есть песок, щебень или гравий, минеральный порошок и битум. Впрочем, что касается щебня, то при приготовлении некоторых видов дорожного покрытия он не используется - но если асфальтирование территорий производится с учетом высокого трафика и сильных кратковременных нагрузок на покрытие, то щебень (или гравий) необходим - в качестве каркасообразующего защитного элемента.

Минеральный порошок - обязательный исходный элемент для приготовления асфальта любых марок и типов. Как правило, массовая доля порошка - а он получается путем дробления пород, в которых высокое содержание соединений углерода (проще говоря - из известняков и прочих органических закаменевших отложений) - определяется исходя из задач и требований к вязкости материала. Большой процент минеральных порошков позволяет использовать его в таких работах как асфальтирование дорог и площадок: вязкий (то есть прочный) материал будет успешно гасить внутренние колебания мостовых конструкций, не трескаясь.

В большинстве типов и марок асфальта используется песок - исключение, как мы говорили, составляют типы дорожного покрытия, где велика массовая доля гравия . Качество песка определяется не только степенью его очистки, но и способом получения: добытый открытым способом песок нуждается, как правило, в тщательной очистке, а вот песок искусственный, получаемый при дроблении скальных пород, считается уже готовым «к работе».

Наконец, битум - краеугольный камень индустрии производства дорожного покрытия. Продукт переработки нефти, битум содержится в смеси любой марки в очень небольшом количестве - его массовая доля в большинстве сортов едва ли достигает 4-5 процентов. Хотя, широко использующийся при таких работах как асфальтирование территорий со сложным рельефов и ремонте дорог, литой асфальт может похвастаться содержанием битума в 10 и более процентов. Битум придает такому полотну изрядную упругость после затвердевания и текучесть, позволяющую легко распределять готовую смесь по площадке.

Марки и типы асфальта

В зависимости от процентного содержания в составе перечисленных компонентов, выделяют три марки асфальта . Технические характеристики, область применения и состав смеси различных марок описываются в ГОСТ 9128-2009, в котором, помимо всего прочего, учтена и возможность добавления дополнительных присадок, увеличивающих морозостойкость, гидрофобность, гибкость или износостойкость покрытия.

В зависимости от процентного содержания наполнителя, находящегося в составе дорожно-строительной смеси, ее подразделяют на следующие типы:

  • А - 50-60% щебня;
  • Б - 40-50% щебня или гравия;
  • В - 30-40% щебня или гравия;
  • Г - до 30% песка из отсева дробления;
  • Д - до 70% песка или смеси с отсевами дробления.

Асфальт марки 1

Под этой маркой изготавливается широкий диапазон различных типов покрытий - от плотных до высокопористых, со значительным содержанием щебня. Область их использования - дорожное строительство и благоустройство: вот только пористые материалы совсем не годятся на роль собственно покрытия, верхнего слоя дорожного полотна. Куда лучше применять их для устройства оснований, выравнивания базы под укладку более плотных типов материала.

Асфальт марки 2

Диапазон плотности примерно тот же, однако содержание и процентное соотношение песка и гравия могут варьироваться в весьма широких пределах. Этот тот самый «среднестатистический» асфальт, с весьма обширной сферой применения: и строительство автомобильных дорог, и ремонт их, и обустройство территорий под паркинги и площади не обходятся без него.

Асфальты марки 3

Покрытия марки 3 отличаются тем, что при их изготовлении не используется щебень или гравий - их заменяют минеральные порошки и особо качественный песок, получаемый путем дробления твердых горных пород.

Соотношение песка и щебня (гравия)

Соотношение содержания песка и гравия - один из важнейших показателей, который определяет область применения того или иного типа покрытия. В зависимости от превалирования того или иного материала его обозначают буквами от А до Д: А - более чем наполовину состоит из мелкофракционного щебня или гравия, а Д - примерно на 70 процентов состоит из песка (правда, песок используется по большей части из дробленых горных пород).

Соотношение битума и минеральных составляющих

Не менее важное - ведь именно оно определяет прочностные характеристики дорожного полотна. Высокое содержание минеральных порошков существенно увеличивает его хрупкость. Поэтому песчаные асфальты могут применяться лишь ограниченно: благоустройство территорий парков или тротуаров. А вот покрытия с большим содержанием битума - желанный гость на любых работах: особенно если это дорожное строительство в суровых климатических условиях, при минусовых температурах, если скорость работ такова, что уже спустя сутки по новенькому полотну пойдет дорожная техника, а после сдачи готовой дороги - ринутся большегрузные автомобили.

Методы, применяемые при , весьма разнообразны. Это и дробление, и сушка, и подогрев, и смешивание, и многое другое. Важным является то, что как характеристики материала, так и методы, примененные к нему, в одинаковой степени влияют на свойства конечного продукта.

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

Понятно, что высокоплотный на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

Марка достаточно условно делит все возможные на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

  • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
  • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
  • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для . Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной будет стоить дороже.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Типы асфальтобетона

Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных . Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.

Их особенности

Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.

  • Так, в первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
  • 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.

Разделение по типам

Используют следующее деление:

  • тип А – в составе асфальтобетона содержится не менее 50–60% . Зернистость их разная, однако смеси типа А могут быть только горячими;
  • тип Б – каменный наполнитель составляет 40–50% массы АБ. Это может быть любой щебневый на основе горячей смеси или холодной. Так как холодные асфальтобетоны могут быть только типа Б и В, но никак не А, в обозначении указывается вторая буква – х, что обозначает холодную смесь;
  • тип В – доля камня составляет 30–40%. Такой АБ производят на основе и холодных, и горячих смесей;
  • тип Г – при изготовлении применяют только песок, но полученный отсевом при дроблении горных пород. Твердость и износостойкость таких материалов выше;
  • тип Д – применяют при изготовлении смесь природных песков и отсева дробления осадочных пород.

Разные марки (1, 2, 3) и типы (А, Б, В, Г, Д) асфальтобетона имеют разные цены и находят разное применение, что обусловлено и характеристиками материала, и его стоимостью.

Нет смысла использовать высокоплотный АБ марки I для оборудования садовых аллей. В то же время, применение АБ типа Д никак не оправдано при строительстве шоссе.

О сфере применения асфальтобетона типа Г рассказывается в этом видеоролике:


Асфальт

Асфальт - природное или искусственное вязкое/твердое вещество используемое в качестве строительного материала. Асфальт представляет собой смесь битумов (60–75 % в природном и 13–60 % в искусственном) и минеральных материалов (щебень, гравий, песок, минеральный порошок). Основное применение асфальт нашел в дорожном строительстве при асфальтировании , ремонте и строительстве дорог. Также используется для приготовления различных замазок, клеев, лаков, кровельных материалов и в качестве гидро- и электроизоляционного материала.

Виды асфальта

Природный асфальт - группа вязких и твердых битумов, черного или темно-бурого цвета, образованных в результате физико-химических процессов. Продукт природного окисления (выветривания легких фракций) нефти состоящий из углерода (80 %), водорода (10 %) и кислорода (10 %). Промежуточным веществом на этапе преобразования нефти в асфальт является мальта. Природный асфальт встречается в районах нефтяных бассейнов в местах неглубокого залегания нефти и ее естественного выхода на поверхность земли.

Искусственный асфальт - строительный материал получаемый в результате смешения битума и минеральных материалов (щебень, песок, минеральный порошок). Битум и минеральный наполнитель являются основными материалами необходимыми для создания искусственного асфальта, но в современных асфальтных смесях зачастую присутствуют различные модифицирующие добавки, повышающие качество асфальта и придающие ему новые свойства. Различают горячий асфальт, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40–80 °C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Искусственный асфальт может применяться в виде дорожной асфальтовой мастики (13–60 % битума) или асфальтовяжущего вещества (асфальтовая эмульсия). Основной областью применения искусственого асфальта стало строительство дорог, аэродромов, промышленных площадок и прочих открытых территорий , где существует необходимость создания твердого и ровного основания.

Асфальтобетон

А
сфальтобетон
(асфальтобетонная смесь) - искусственный строительный материал, одна из разновидностей дорожного бетона . Представляет собой вязкое/твёрдое вещество, получаемое в результате смешения в нагретом состоянии следующих компонентов:

  • заполнитель: щебень, песок, минеральный порошок;

  • вяжущий материал: битум.
Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жёсткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Производство асфальтобетонных смесей осуществляется на стационарных асфальтобетонных заводах, либо в небольших объёмах на передвижных мини заводах.

Классификация асфальтобетона

В зависимости от размера фракции минерального заполнителя:

  • крупнозернистый (фракция до 40 мм);

  • мелкозернистый (фракция до 20 мм);

  • песчаный (фракция до 5 мм).
В соответствии с ДСТУ Б В.2.7-119-2003 холодные асфальтобетонные смеси могут быть только мелкозернистыми или песчаными.

В зависимости от процентного содержания минерального заполнителя:


  • высокоплотные (более 60 %);

  • категория А (50–60 %);

  • категория Б (40–50 %);

  • категория В (30–40 %).
В зависимости от температуры готовой смеси и типа вяжущего компонента:

  • горячий асфальтобетон (в том числе и литая асфальтобетонная смесь);

  • холодный асфальтобетон.

Характеристики

Асфальтобетон имеет различные характеристики с точки зрения прочности поверхности, степени износа автомобильных шин , тормозной эффективности и шума. В развитых странах, в зависимости от значений данных показателей асфальтобетон получает соответствующую категорию A, B, C, D, E.

Область применения асфальтобетонных смесей

Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жесткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Уплотнение асфальтобетона

В зависимости от толщины слоя и типа подстилающего основания, различные виды асфальтобетона требуют различной степени уплотнения после укладки. Существующие строительные нормы и правила определяют минимально допустимую степень уплотнения асфальтобетонных смесей различных категорий, однако данные нормы зачастую не в силах учесть стремительного развития новых технологий и появления новых материалов. Таким образом, для получения качественного и долговечного дорожного покрытия , при использовании новых типов асфальтобетонных смесей (литая, холодная, модифицированная химическими наполнителями) следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя относительно способа укладки и уплотнения данного материала, но конечно же, с оглядкой на стандарты и строительные нормы.

Асфальтная крошка


А
сфальтовая крошка
(асфальтобетонная крошка) - вторичное строительное сырьё, образуемое в процессе фрезерования (разработки) устаревшего асфальтобетонного покрытия, а также получаемое путём дробления асфальтового скола (крупных фрагментов демонтированного дорожного покрытия).

Технологическая ценность асфальтовой крошки как дорожно-строительного материала, обусловлена присутствием в её составе остаточной доли битумного вяжущего, способствующего усилению связей между отдельными компонентами смеси и повышающего конечную прочность готовой дорожной конструкции.

При использовании отходов дорожного строительства (возникающих в процессе асфальтирования, ремонта и строительства дорог) для получения асфальтовой крошки, допускается попадание в её состав незначительного количества сторонних включений (бетонная крошка, резиновая крошка и др.).



Способы получения асфальтовой крошки

Ф
резерование асфальтобетонного покрытия
- процесс послойной разработки (срезания) верхних слоев дорожной конструкции путём механического воздействия на поверхность. Выполняется специальной дорожно-строительной техникой - планировщиком холодного типа (дорожной фрезой), с целью ремонта и последующего асфальтирования дефектного участка дороги.

Образование асфальтовой крошки происходит в результате вращения фрезерного барабана (рабочий орган планировщика) разрушающего монолитную структуру дорожного покрытия. Размер фракции полученного материала зависит от типа исходной асфальтобетонной смеси используемой при асфальтировании: крупнозернистой, мелкозернистой или песчаной.

Коэффициент морозостойкости. Обозначается буквой F с числом от 25 до 1000. Данный показатель определяет максимальное количество циклов замерзания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои характеристики на допустимом уровне.

Относительно использования бетона в дорожном строительстве, следует сказать, что он должен обладать высоким коэффициентом морозостойкости. Проникновение дождевой воды или воды образуемой при таянии снега в самые мелкие поры бетона и дальнейшее ее расширение при замерзании, неминуемо приводит к разрушению материала. Следующий цикл замерзания приводит к еще более значительным повреждениям дорожной поверхности. Таким образом, коэффициент морозостойкости определяет долговечность бетонного покрытия.

Коэффициент водонепроницаемости. Обозначается буквой W с числом от 2 до 20. Водонепроницаемость определяет степень сопротивления бетона проникновению воды. Высокий показатель водонепроницаемости практически снимает ограничения на количество циклов замерзания-размораживания.

Подвижность бетона. Обозначается буквой П с числом от 1 до 5. Подвижность бетона определяет его текучесть (вязкость). Бетон с высоким коэффициентом подвижности применяется для заливки труднодоступных мест.

К
лассификация бетона

По типу вяжущего компонента:


  • цементные;

  • силикатные;

  • гипсовые;

  • шлакощелочные;

  • асфальтобетон;

  • полимерные.
По назначению:

  • обычные (для промышленных и гражданских зданий);

  • специальные - гидротехнические, дорожные, теплоизоляционные, декоративные, химически стойкие, жаростойкие, звукопоглощающие, для защиты от ядерных излучений и др.
По объемной массе:

  • особо тяжелый (объемная масса свыше 2500 кг/м 3) - баритовый, магнетитовый, лимонитовый;

  • тяжелый (объемная масса от 1800 до 2500 кг/м 3) - гравийный , щебёночный;

  • легкий (объемная масса от 500 до 1800 кг/м 3) - шлакобетон, пемзобетон, керамзитобетон, арболит, вермикулитовый, перлитовый;

  • особо легкий (объемная масса менее 500 кг/м 3) - пенобетон, газобетон.
По содержанию вяжущего вещества и заполнителей:

  • тощие (пониженное содержание вяжущего вещества и повышенное содержание крупного заполнителя);

  • жирные (повышенное содержание вяжущего вещества и пониженное содержание крупного заполнителя);

  • товарные (cтандартное соотношение заполнителей и вяжущего вещества).
По степени готовности: бетонные смеси готовые к использованию и сухие бетонные смеси.

Дорожный бетон

Дорожный бетон является искусственным многокомпонентным материалом, который представляет собой смесь вяжущего (цемента), наполнителя, воды и различных добавок. В качестве наполнителя используется в основном гранитный щебень, как один из наиболее прочных, а также имеющих низкое водопоглащение и высокую морозостойкость материалов. Под дорожным бетоном, как правило понимается бетон с пониженным содержанием вяжущего вещества (воды и цемента) - «тощий бетон». Используемый этот тип бетона в основном при создании верхнего слоя дорожного покрытия. Укладка дорожного бетона, также как и асфальтирование может производится вручную , либо с использованием дорожно-строительной техники.

Гарцовка

Гарцовка - сыпучий строительный материал относящийся к классу сухих известково- или цементно-песчаных смесей. Представляет собой светло-серый порошок на основе вяжущего ингредиента (известь, гипс, цемент) и минерального наполнителя (кварцевый песок, доломит, мраморная мука, керамзит, кальцит).

Применяется для выполнения внутренних и наружных строительных работ (кладка стройматериалов, оштукатуривание различных поверхностей, заливка полов, выравнивание стен и потолков). Гарцовка на основе цемента используется в дорожно-строительной отрасли для устройства оснований под последующее асфальтирование.

Товарные характеристики гарцовки:


  • Влажность смеси (%)

  • Объёмная масса (кг/м3)

  • Расход воды (л/кг)

  • Расход смеси (кг/м2)

  • Активные CaO и MgO (%)

  • Марка цемента

  • Тип заполнителя

  • Фракция заполнителя (мм)

  • Время высыхания (ч)

  • Водопоглощение (%)

  • Морозостойкость (кол-во циклов)
Основные марки гарцовки

Марка гарцовки рассчитывается исходя из показателя прочности готовой смеси. Прочность в свою очередь зависит от марки вяжущего компонента и его соотношения с минеральным заполнителем, избыток которого снижает прочность, а недостаток приводит к растрескиванию.


  • РГЦ М 50 Ж-1

  • РГЦ М 75 Ж-1

  • РГЦ М 100 Ж-1

  • РГЦ М 150 Ж-1

  • РГЦ М 200 Ж-1

  • РГЦ М 250 Ж-1

  • РГЦ М 300 Ж-1 (пескобетон)
Применение гарцовки в дорожном строительстве

В дорожно-строительной отрасли, различные марки гарцовки применяются для устройства оснований из тощего бетона. Данный тип оснований предназначен для строительства и реконструкции дорог I–IV категории с высокой нагрузкой на поверхность и интенсивным движением. Основание из тощего бетона служит подстилающим слоем для последующего асфальтирования (укладки асфальтобетонной смеси) и создаётся с целью повышения прочности дорожной конструкции.

Кроме этого, гарцовка может применяться для создания оснований под укладку бортового камня , поребрика и тротуарной плитки, а также выполнения других работ связанных с благоустройством придорожной территории.

Щебень

Щ
ебень
- неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

Основные характеристики: фракционность, лещадность, морозостойкость, прочность, радиоактивность. В зависимости от этих характеристик, определяется допустимость использования той или иной разновидности щебня в определенных сферах строительства.

Разновидности щебня


  • Гранитный щебень - щебень из твердой горной породы зернистого строения. Глыбы обычно получают путем взрыва монолитной скалы, затем они дробятся в машине, а полученный щебень просеивается по фракциям.

  • Гравийный щебень - щебень, получаемый путем просеивания карьерной породы, а также путем дробления природной каменной скалы. По прочности гравийный щебень уступает гранитному щебню, но есть и преимущества - радиоактивный фон его обычно очень низкий и цена ниже , чем на гранитный. Гравийный щебень применяют для фундаментных работ, для бетонов, в производстве ЖБИ, при строительстве дорог.

  • Известняковый щебень - продукт дробления осадочной горной породы. Известняковый щебень один из основных видов щебня, который помимо гравийного и гранитного щебня применяется в дорожном строительстве, а также при изготовлении железобетонных изделий.

  • Вторичный щебень - получают при дроблении строительного мусора (бетона, кирпича, асфальта). Главное достоинство вторичного щебня - дешевизна, в среднем он в два раза дешевле гранитного. Себестоимость бетона с использованием вторичного щебня в качестве крупного заполнителя сокращается на четверть. По прочности, морозостойкости и некоторым другим характеристикам вторичный щебень уступает щебню из натуральных материалов, однако имеет широкое применение: в качестве крупного заполнителя для бетона прочностью 5–20 МПа; в дорожном хозяйстве (отсыпка дорог, съездов и т.д.); в работах по благоустройству (посыпка под асфальтированные площадки, тротуары); для укрепления слабых грунтов.

  • Шлаковый щебень - получают дроблением отвальных металлургических шлаков или специальной обработкой огненно-жидких шлаковых расплавов (литой шлаковый щебень). Стоимость изделий из шлаковых бетонов на 20–30 % меньше, чем традиционных.
Применение: щебень фракции 3–8 и 5–20 используется для производства бетона и изделий из него; фракцию 20–40 чаще всего применяют во время закладки фундаментов зданий, фракции 25–60 и 40–70 часто используются в дорожном строительстве.

Песок

П
есок
- осадочная горная порода, состоящий из зёрен горных пород. Состав песка сильно варьируется, но чаще всего он состоит из практически чистого минерала кварца. Белый песок распространен в тропических и субтропических прибрежных районах и может содержать фрагменты коралловых оболочек. Некоторые пески содержат магнетит, хлорит, глауконит или гипс. Пески богатые магнетитом имеют темный оттенок, как и пески, полученные из вулканических базальтов и обсидиана. Хлорит-глауконитовые пески, как правило, зеленоватого цвета, как и пески, полученные из базальта. Многие пески, имеют примеси железа, давая темно-желтый цвет.

Природный песок - рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10–5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.

Тяжёлый искусственный песок - рыхлая смесь зёрен, получаемая дроблением твёрдых и плотных горных пород.

Типы песка


  • Речной песок - это строительный песок, добытый из русла рек , отличающийся высокой степенью очистки и отсутствием посторонних включений, глинистых примесей и т.д.

  • Карьерный мытый песок - это песок, добытый в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы.

  • Карьерный горный песок - это природный материал, добываемый открытым способом в карьерах. Данный песок имеет достаточно высокое содержание глины, пыли и прочих примесей. Иногда карьерный горный песок, добываемый на некоторых месторождениях, отличается высокими техническими характеристиками, что приближает его по потребительским свойствам к такому виду как карьерный мытый строительный песок.

  • Карьерный сеяный песок - это добытый в карьере просеянный песок, очищенный от камней и больших фракций. Карьерный сеяный песок широко применяется при производстве раствора для кладки , штукатурных и фундаментных работ.
Применение


Статья редактировалась 06.05.2012г.

У асфальта глубокие исторические корни, он уже был известен древним египтянам и финикийцам. Но, в отличие от нашего времени, асфальт предназначался совсем для других целей, чем покрытие древних дорог. Если разобраться, из чего состоит асфальт природного происхождения, то горный естественный асфальт содержит до 75% битумов. Само название асфальтов обязано греческому слову «ἄσφαλτος», что можно перевести как «горная смола».

Египтяне с помощью асфальта составляли бальзамирующие составы для сохранения мумий фараонов. Авиценна рекомендовал асфальт для лечения болезней по аналогии с мумие. Практичные финикийцы и индейцы пропитывали асфальтовыми составами свои морские корабли и каноэ. Мало кто знает, что до 20-го века Мертвое море называлось Асфальтовым морем, поскольку глыбы этого природного материала всплывают на поверхность.

История применения асфальтобитумных составов

По происхождению асфальтовые составы или смеси подразделяют следующим образом:

  1. Природные асфальты, которые образуются из тяжелых фракций нефти и их остатков после испарения более легких составляющих компонентов;
  2. Искусственные асфальты (так называемые асфальтобетонные смеси) – строительные материалы, производимые из смесей битума и других веществ.

Однозначно в состав асфальта должны входить битум как вяжущее вещество и минеральные заполнители. Но если в естественные асфальты битум входит в количестве до 75%, то искусственные асфальтобетонные смеси содержат битума в пределах 4-10%. Именно битуму обязаны своей уникальностью асфальтовые смеси.

Интересно, что до глиняной посуды человек времен неолита пользовался для приготовления пищи битумной посудой. Вяжущие свойства битума древние охотники и рыболовы использовали при креплении наконечников копий и для водонепроницаемой обработки своих лодок. Как уже говорилось, битум в составе асфальтов использовался древними врачевателями.

Первая половина 19-го века знаменательна появлением битумно-минеральных смесей в качестве покрытия булыжных мостовых ряда крупных городов Франции, Голландии, Швейцарии, а немного позже – в США. Согласно хроникам тех лет, первое покрытие из асфальта уложили в 30-х годах 19 века на тротуары в Париже. Примерно в те же годы заасфальтировали тротуар моста Моран через Рону в Лионе.

Более точно датированы работы по асфальтированию в России:

  • 1839 год – асфальтирование в Санкт-Петербурге, протяженность покрытия тротуара составила 45,5 погонных метров;
  • Тогда же – часть Тучкова моста протяженностью 8,5 метров;
  • Москва чуть отстала от северной столицы, покрытие уложили в 70-х годах на улице Тверской, но это уже было новое, асфальтобетонное покрытие.

Используемый в асфальтовых смесях для дорожного покрытия битум придал упругость дорожному полотну, а его способность растекаться позволила равномерно распределиться готовой смеси, покрыв имеющиеся неровности дороги. Ровный слой дорожного покрытия сразу обратил на себя внимание, резко снизив шумовые эффекты от проезжающего транспорта. Напомним, что в середине 19-го века не было и в помине автотранспорта, а колеса гужевого транспорта не оснащались надувными шинами.

Кроме применения в качестве дорожного материала, битум используется в ряде других сфер производства:

  • Устройство гидроизоляции в зданиях, сооружениях, дорожных покрытиях;
  • С помощью битума выполняется гидроизоляция прокладываемых трубопроводных систем;
  • Битум входит в состав кровельных материалов;
  • Битум необходим при изготовлении заливочных мастик для аккумуляторов;
  • Кабельная и лакокрасочная промышленности не обойдутся без битума.

Разновидности асфальтобетонных смесей

Основанием для классификации всего множества асфальтобетонов служит не сам базовый перечень компонентов, входящих в текстуру конкретной смеси, а долевое соотношение компонентов, то есть состав асфальта в процентах плюс значения отдельных определяющих характеристик вошедших компонентов. По процентному содержанию основных составляющих асфальты разделяют на три основных вида:

  • Марка 1, область использования которой ограниченна строительством автодорог и городским благоустройством. Эти материалы не рекомендуются для роли верхнего покрывающего слоя дорожных полотен. Их применяют в качестве выравнивающей подложки для укладки превосходящих по плотности материалов;
  • Марка 2, которая представляет собой пресловутый «среднестатистический» асфальтобетон для широкой области применения, начиная от строительства новых дорог, заканчивая текущим ремонтом и благоустройством территорий;
  • Марка 3, в составе которой нет щебня. Его замещают минеральные порошки и песок высокого качества.

Это важно! Соотношение весовых долей минеральных составляющих и битума определяет прочность асфальтобетонного полотна. Песчаные смеси пригодны лишь для благоустройства территории парка, тогда как высокое содержание битума необходимо для покрытия автобанов.