Первая женщина ученая. Ипатия. Фильм «Агора» и реальная история. Великие женщины-ученые других стран

Краткая биография

Гипатия Александрийская (ок. 370-415) – женщина-философ, математик, астролог, мастер школы неоплатонизма в Александрии. По некоторым сведениям, именно она задолго до Галилея открыла тот факт, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот. Гипатия печально известна тем, что ранние христиане замучили ее, скребками срывая с нее кожу. Впрочем, не за ее философию. Она стала пешкой в руках властолюбивого александрийского архиепископа Кирилла, который использовал ее для того, чтобы воздействовать на одного из префектов Александрии – Ореста.

Что было на самом деле

Орест и Гипатия и вправду были дружны, однако вряд ли ее всерьез интересовали будь-то политические, будь-то религиозные вопросы. Она преподавала Платона и Аристотеля, составляла астрологические таблицы, делала вычисления. Наверняка, как одну из ведущих неоплатоников того времени, Гипатия придерживалась мнения о том, что наверху, во главе всего стоит некое божественное начало, а материя наиболее отдалена от этой божественной субстанции. Впрочем, никаких работ, проясняющих ее мировоззрение найдено не было.

Тем не менее, впоследствии ее образ лег в основу легенды о мученице-язычнице, а некоторые авторы, к примеру Ликонт де Лиль и вовсе видел в ней образ уходящей эллинской эпохи. Мы еще вернемся к этой теории, однако сразу нужно отбросить все романтизации де Лилля дохристианской эпохи, которая кажется многим лучше в силу ее большей удаленности. То, что далеко и давно забывается, а то, что было недавно, все еще бередит старые раны. Эпохе просвещения было свойственно идеализировать античность, тогда как время, в которое пришлось родиться Гипатии, было враждебна тем самым античным влияниям.

Символизм образа Гипатии доказывает и то, что Гипатия не была фанатичной сторонницей язычества. Никогда не притесняя другиерелигии, защищая своих учеников, какой бы веры они не придерживались, и, занимаясь науками, а не ритуалами, посвященными богам. Почему же несмотря на это она должна была понести этот «крест» смены эпох? Потому что ко времени расцвета ее карьеры настало время окончательной смены эпох.

Значение легенды о Гипатии

«Не дай нам жить в эпоху перемен», - гласит китайская пословица. Похоже, Гипатия при всей своей гениальности оказалась не в том месте и не в то время. Кем бы ни была Гипатия на самом деле, и как бы ни выглядела ее жизнь в быту, на ее примере можно наблюдать, как личности становятся архетипами. Наверняка, Гипатия не была абсолютно безгрешна и безвольна, как это нам пытаются преподнести в современном киношедевре «Агора» Алехандро Аменабара, а архиепископ Кирилл – абсолютно безнравственным дикарем, каким его пытаются преподнести сторонники язычников. И уж тем более не был Кирилл святым, как то решили в христианской церкви (в обеих из них), где он канонизирован как святой. И, тем не менее, Гипатия и Кирилл – это олицетворение двух сил – мужской и женской, которые всегда были, есть и будут в этой вселенной, и которые всегда стремятся быть уравновешенными, а если не могут этого сделать – уничтожают друг друга.
Кирилл – это воплощение обозленного Бога-отца, а Гипатия – символ женственности древней цивилизации. И ко времени триумфа Кирилла и падения Гипатии первое окончательно утвердилось над вторым.


Пример из истории

Древний Рим, из которого есть пошла христианская вера по всему остальному европейскому миру, хотя и был под властью императоров-мужчин, все же в основе своей был скорее наделен женственной энергией – недаром здесь так любили бани и оргии. Вода – это женская стихия, а оргии – это совершенно «естественное» (исходящее от матери-природы) состояние человека в определенные периоды его (и ее) гармональных циклов. Кстати, в Индии сексуальные энергии представлены в образе богинь Шакти и Кали. У римлян это была Венера, у греков – Афродита. Почти всегда сексуальность как таковую ассоциируют с женщиной (пример из современной системы – телемы – богиня Бабалон). И хотя в ту эпоху в Риме чаще славили Бахуса и Приапа (божеств с огромным фаллическим акцентом), эти божества представляются здесь не столько мужественными героями, сколько носителями семени для оплодотворения матери-земли. Согласно Харгрейву Дженнингу, фаллический культ - это часть культа плодородия, а следовательно, относится к культам Богини.

В Риме эта не слишком отягощенная глубокой философией (помимо гедонистических теорий о наслаждении) чувственность достигла своего апогея. Она настолько изобильно выливалась из энергетических каналов мира, что равновесию пришел конец. Отсюда неудачи в войнах с одной стороны (недостаточно мужской, марсианской энергии) и проблемы с потомством у императоров (нездоровый избыток женской энергии). Мужчины Рима пали к ногам богини, которая ласкала их до смерти, пока они пребывали в бреду.
Враг не ждал и вскоре новая дикарская нация заполнила улицы. Там, где раньше правили образованные женственные римляне, поклонники богини-матери (в ее самой утонченной форме – наслаждении), власть получили дикие альфа-самцы, которые думали только о ресурсах для себя и своих семей. Типичное воплощение сугубо мужской силы.

Подсознательно крайняя мужественность ограничивает влияние женственности. У них противоположные задачи. Женская энергия "хочет" размножаться без границ, занимая собой все пространство, как наше небо с его бесчисленными звездами, а мужская энергия, олицетворяемая точкой в пространстве и строго направленным вектором. Мужская сила хочет, чтобы развитие шло вертикально, а не горизонтально, а последствия приносили пользу конкретной "точке".

Победители всегда диктуют историю. Опасаясь потерять мужественность, эта новая нация сильно ограничила влияние женственности. В частности, это выразилось в смене формы одежды и способ получать наслаждение, внедрением новых ограничений в сознании и установлении границ и запретов. Из развратных, погрязших в оргиях, пьянстве и кровосмесительных связях римляне были захвачены более целеустремленными и заинтересованными в приумножении ресурсов, варварами с севера.

Приход христианства в Европу и его распространение в Риме и окрестных государствах полностью изменил как внешний вид жителей этих мест, так и их образ жизни. Христианство нашло удачную почву – среди рабов Рима, угнетаемых и морально незрелых, и они распространили его как чуму с низу вверх. На месте руин обязательно должно было быть построено нечто новое, но стараясь как можно быстрее забыть о том времени, когда они были рабами, представители новой власти стремились уничтожить все, что символизировало старое время, в частности, женственность.

Судьба человека символического

Хотя Гипатия была далеко не единственной преследуемой христианством женщиной в ее эпоху и в более поздние, она стала воплощением той вдохновляющей силы Богини, которую почти утратила Европа на долгие годы, отдав бразды правления мужским божествам, более успешным в войне, а не в любви или астрономии (изучении тела Нюит). Возможно, она не обладала при жизни всеми качествами выдающегося философа (кто знает, ведь остались лишь ее работы по астрономии и комментарии к уже существующим философским теориям), но она стала настоящим воплощением той силы, которая вела героев от Крита до позднего Рима: сияющей в лучах разума силы Богини, которая дарила наслаждение как разуму, так и телу.

Кирилл же стал для мыслящих людей воплощением той ограничивающей мужской отцовской силы, которая также проявляется когда отец наказывает дочь за поздний приход домой или слишком откровенный наряд. Или ревнивого мужа, который во что бы то ни стало хочет сохранить матку жены пустой и позволяет лишь своему семени оказываться в ее лоне (а ведь именно это первостепенная задача альфа-самцов). Все эти страхи, желания и соответствующие действия мужчин по отношению к женщинам обусловлены их инстинктивным желанием заполнить мир своим генофондом.

Конечно, Кирилл был священником и вряд ли интересовался именно оплодотворением. У него словно бы по Фрейду сексуальность была вытеснена глубоко в бессознательное, тогда как интересовала его только апологетика и догматика, на тему которых он написал множество трудов. Он стал воплощением сущности той религии, что пришла на смену естественным культам – морализирующая, ограничивающая, устанавливающая догмы и правила, уничтожающая инакомыслящих. В общем, монотеистическая (в отличие от пантеизма, когда считалось нормальным, что разные люди поклоняются разным богам). И разумеется, по закону проекции (или как сказали бы древние) из-за одержимости, он уничтожает то, что кажется ему символизирующим ту старую, прежнюю, уже исчезающую к тому времени культуру, которая напрямую угрожала его власти ограничения и пыталась жить свободно.

Урок для нас всех

Все вышеизложенное, должно намекнуть читателю на новый подход в рассмотрении исторических личностей. Всегда у нас есть искушение объявить виноватой лишь одну из сторон, которая нам менее симпатична. И в моем случае, мне было бы гораздо проще обвинить во всем Кирилла, а с ним и всех последующих альфа-самцов эпохи Осириса, и пожалеть Гипатию и иже с ней (т.е. например, ведьм, сожженных во время инквизиции или всех притесняемых жен и старых дев), но делать я этого не буду, потому что намного более резонно было бы увидеть в этих двух выдающихся исторических личностях, как Гипатия и Кирилл нечто большее, чем личность, нечто превосходящее человеческое – символизм смены эпох, где Гипатия – эпоха прошлая, а Кирилл – эпоха будущая.

Кто такая Гипатия Александрийская? Это гречанка, женщина-философ, астроном, математик. Считалась выдающимся мыслителем неоплатонической школы, преподавала философию и астрономию. Жила в Александрии, которая в 395 году вошла в состав Восточной римской империи (Византии). Это был период, когда набирало силу христианство, а всё языческое неуклонно оттеснялось и уничтожалось. Именно в такой отрезок времени, наполненный волнениями и смутами, и довелось жить Гипатии.

Неизвестно, когда родилась эта выдающаяся женщина. Историки называют разные годы от 350 до 370. Но все они основаны на предположениях и домыслах, так как ни в одном древнем источнике нет конкретной даты рождения. А вот дата смерти известна достоверно – март 415 года. На момент смерти женщине-философу могло быть как 44 года, так и 65 лет. Кончина её была трагической. Гипатию зверски убила толпа христианских монахов (парабаланов), а руководил ими лектор по имени Пётр.

Такой Гипатию изобразил немецкий живописец Альфред Зейферт

Отцом нашей героини был философ и математик Теон Александрийский (около 335-405). Он создал свою школу при Мусейоне, которая считалась очень престижной, консервативной и эксклюзивной. Обучали в ней плотинскому неоплатонизму. Помимо этого, Теон занимался математикой. Он разработал новое издание «Элементов Евклида». Данное издание оставалось самым популярным учебником на протяжении веков.

Нужно заметить, что о жене Теона ничего не известно. Также неизвестно, были ли у него другие дети, кроме Гипатии. А вот дочь пошла по стопам отца и стала неоплатонистом. В то время Александрийская философская школа мало чем уступала аналогичной школе в Афинах. А последняя считалась философской столицей греко-римского мира.

Поэтому у всех, кто хотел изучать философию, был равнозначный выбор: ехать в Афины или в Александрию. Очень многие выбирали второй город, а поэтому там собирались учащиеся со всего Средиземноморья. Иными словами, у Гипатии не было проблем со студентами, и она читала лекции по трудам Платона и Аристотеля. Она также читала импровизированные публичные лекции в общественных местах, а поэтому женщину-философа знал весь город.

Христианский историк Сократ Константинопольский (современник Гипатии) так описал её в своей «Церковной истории»:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она достигла выдающихся достижений в науке и намного превзошла других философов своего времени. Она преуспела в школе Платона и Плотина, объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых пришли издалека. Она ничуть не смущалась большого сборища слушателей, а все мужчины восхищались её достоинством и добродетелью».

Другой христианский историк Филосторгий, который также являлся современником нашей героини, утверждал, что она превзошла отца в математике и являлась чрезвычайно талантливым астрономом. О ней писали как о красивой женщине, но никаких её прижизненных изображений не сохранилось. Также утверждалось, что она была девственницей. Однажды один из слушателей попытался соблазнить её, но она отвергла его, а чтобы успокоить человека, сыграла ему на лире.

Из всего вышесказанного видно, что Гипатия Александрийская представляла собой блестящего философа, астронома, математика. Её знали и уважали не только в Александрии, но и во многих других городах Средиземноморья. Но тогда как же так получилось, что такую женщину, олицетворявшую собой разумную добродетель, зверски убили? Виной всему стали политика и религия. Именно религиозные и политические противоречия и погубили выдающуюся женщину-философа, которая за всю свою жизнь никому не сделала зла.

Большая часть населения Александрии в то время исповедовала христианство. А поэтому Александрийский епископ пользовался большим авторитетом. С 382 по 413 годы им являлся Феофил. Когда Александрия вошла в состав Византийской империи, то сразу же началась борьба с языческими культами. Возглавил её именно Феофил. Христиане начали разрушать языческие храмы, что спровоцировало столкновения между христианами и язычниками.

В то же время епископ терпел школу Гипатии, хотя та была язычницей. Можно даже утверждать, что Феофил считал женщину-философа своим союзником. А она расположила к себе не только епископа, но и римского префекта, и других видных политических лидеров. Со временем она стала чрезвычайно популярна в Александрии и начала оказывать весомое политическое влияние на те процессы, которые шли в городе.

Кадр из фильма «Агора». В роли Гипатии голливудская актриса Рэйчел Вайс

Всё начало меняться в 412 году, когда Феофил неожиданно умер. После этого на пост епископа Александрии стали претендовать два человека. Это Кирилл, племянник почившего Феофила, и Тимофей. В этом противостоянии победил Кирилл и тут же устроил гонения на оппозицию. Были закрыты все церкви новотарианцев, а их собственность конфискована.

Школа Гипатии сразу же проявила недоверие к новому епископу, почувствовав, что он наломает дров. И действительно, в 414 году в городе были закрыты все синагоги, а евреев изгнали из Александрии. У Ореста, который являлся префектом, то есть главой города, и был близким другом Гипатии Александрийской, такие действия вызвали чувство глубокого возмущения.

Между гражданской и церковной власть возник конфликт, вылившийся в бунт. Зачинщиками в нём были парабалани. Они чуть не убили Ореста, и тот приказал замучить Аммония, одного из главных зачинщиков, до смерти. Епископ Кирилл хотел объявить Аммония мучеником, но христиане не поддержали своего лидера. Ведь Аммоний хотел убить главу города, который также являлся христианином, а поэтому пострадал он не за веру, а за попытку совершить убийство.

Под давлением христиан Кирилл вынужден был заключить перемирие с Орестом. А в ходе переговоров последний часто консультировался с Гипатией. Ту любили и христиане, и язычники, а сама женщина-философ ни в каких конфликтах не участвовала. Она была мудрым советником с безупречной репутацией.

Епископ Кирилл быстро понял, что Гипатия Александрийская представляет серьёзную угрозу его власти. И он постарался дискредитировать эту женщину, подорвать её репутацию. По городу поползли слухи, обвиняющие её в сатанинской практике. Стали говорить, что она своей магией лишила разума префекта. А тот поддался ей, прекратил посещать церковь и начал принимать в своём доме неверующих.

Цель у этих слухов была одна – отвратить христиан от женщины-философа, подорвать её авторитет, сделать изгоем и тем самым обеспечить епископу Кириллу абсолютную власть в городе. Против Гипатии особенно рьяно начали выступать верные слуги епископа парабалани. Это была христианская община, в функции которой входили такие обязанности как уход за больными и похороны умерших. То есть парабалани были больничными прислужниками, работавшими бескорыстно, чтобы после смерти попасть в Царствие Божие.

Однако в реальности эти люди, выражаясь современным языком, представляли собой отряды боевиков. По приказу епископа они резали всех тех, кто был не согласен с его политикой. Подлинная сущность больничных прислужников и проявилась в марте 415 года.

Как писал Сократ Александрийский, известный также как Сократ Схоластик, во время мартовского христианского Великого поста парабалани, возглавляемые лектором Петром, напали на повозку, в которой ехала Гипатия. Вытащили её, волоком дотащили до ближайшего церковного храма, полностью раздели и начали сдирать с тела мясо глиняными черепками от битой посуды.

Несчастная женщина умерла в страшных муках. Но изуверы на этом не успокоились. Они потащили истерзанное тело по улицам Александрии, вытащили его за городские стены в место под названием Синарион и там сожгли. Такие действия по обычаю совершали над самыми гнусными преступниками. Их сжигали за городскими стенами, символизирую очищение города.

Женщину-философа убивают монахи-парабалани

Сократ Александрийский представил убийство женщины-философа как полностью политическое, не упомянув при этом роль церкви. Историк написал, что виной всему стала политическая ревность. Женщина восстановила Ореста против епископа и мешала их примирению. В то же время Сократ осудил действие толпы, написав: «Ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение массовых убийств и сделок такого рода». Среди современных историк превалирует мнение, что епископ Кирилл если и имел к этому убийству какое-то отношение, то только косвенное.

Зверское убийство женщины-философа потрясло всё Средиземноморье. Целую тысячу лет до этого философы считались неприкосновенными личностями. Шли войны, города потрясали общественные беспорядки, но ни разу никто не посмел поднять руку на философов. Поэтому данный инцидент стали рассматривать как глубоко опасный и дестабилизирующий.

Виновником все видели епископа Кирилла. Именно его очернительная компания вдохновила убийц. Император Византии Феодосий II распорядился начать расследование и установить роль Кирилла в убийстве. В результате этого парабалани были переданы под контроль Ореста, но сам епископ избежал наказания, подкупив чиновников императора.

На этом расследование закончилось, но убийство женщины-философа сыграло на руку Кириллу. Гипатия Александрийская объединяла Ореста с оппозицией, и противостояние епископу было сильным. Но с её смертью этот союз распался. Через 2 года Кирилл опять установил контроль над парабалани, а к 420 году подчинил своей воле Александрийский совет и стал полноправным хозяином в городе. Умер епископ в 444 году и был причислен к лику святых.

В историю Гипатия вошла как выдающаяся женщина. Её именем названы кратер на Луне, астероид, в самых доброжелательных тонах о ней писали известные мыслители XVIII и XIX веков. Не забыли её и в последующие столетия. В 2009 году вышел в прокат фильм «Агора», повествующий о жизни женщины-философа. Гипатию в этой киноленте блестяще сыграла голливудская актриса Рэйчел Вайс.


Фото: Drawn by Jules Maurice Gaspard (1862–1919) - Elbert Hubbard, "Hypatia"

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).

Родилась в Мусейоне – «Храме и святилище муз», который в те времена был научным центром Египта и не только. Именно в Мусейоне находилась Александрийская библиотека, основанная и собранная соратниками Александра Македонского. В стенах этого здания когда-то работали Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Он написал объяснения к астрономическому сочинению Птолемея и на геометрические «Начала» Евклида. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Астрономию Гипатия считала «вершиной знаний».
Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Гипатия была уверена, что «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело». Её девизом было: «Сохраняй своё право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

В 391 году обезумевшая от злобы толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и принялась, остервенело уничтожать бесценные книги.

Был разграблен и разрушен необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Говорят, что узнав об этом, епископ, прикрывая чёрное дело евангельскими словами, произнёс: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Как писал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука» – «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Незадолго до смерти он успел написать книгу «Под звёздами Александрии», которую посвятил любимой женщине.


«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

Много позднее именем Гипатии учёные назвали кратер на Луне.

- (Hypatia) Ипатия из Александрии (род. 370 – ум. 415) – женщина ученый, греч. математик, астроном и философ, глава александрийской школы неоплатоников, автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. В 415 была убита фанатичными христианами.… … Философская энциклопедия

- (Ипатия из Александрии) (370 415) женщина ученый, математик, астроном и философ неоплатоник. Автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. Убита фанатиками христианами … Большой Энциклопедический словарь

ГИПАТИЯ, Ипатия (Hypatia) Александрийская (370 415) греческий математик, философ. Руководительница школы неоплатоников в Александрии. Активно занималась просветительской и полемической деятельностью, автор комментариев к Диофанту и Аполонию… … Новейший философский словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 астероид (579) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ГИПАТИЯ - ГИПАТИЯ (Ὑπατία) (370? 415 н. э., Александрия), математик и астроном, дочь Теона Александрийского, математика и астронома, последнего главы александрийского Мусейона, жена математика Исидора, последовательница Платона, испытавшая влияние… … Античная философия

Ипатия из Александрии (370 415), женщина учёный, математик, астроном и философ неоплатоник. Автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. Убита фанатиками христианами. * * * ГИПАТИЯ ГИПАТИЯ (Ипатия из Александрии) (370 415), женщина ученый … Энциклопедический словарь

- (Hypatía) Ипатия из Александрии (370 415), женщина математик, астроном и философ неоплатоник. Преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежали труды по толкованию произведений греческих философов, математике и астрономии. Сочинения Г … Большая советская энциклопедия

- (Hypatia) преподавательница философии в Александрии, в конце IV и начале V в. по Р. X. Дочь александрийского математика Теона, Г. преподавала математику и философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц и написала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Hypatia, Ύπατία, дочь математика Феона в Александрии, замечательная своей добродетелью, образованием и ученостью. Получив хорошее образование в математических и философских науках, она публично выступила учительницей философии и… … Реальный словарь классических древностей

Гипатия - (Ипатия) из Александрии (370 415) Женщина философ, математик и астроном, дочь математика Теона, последоват. неоплатоновской философской школы Ямвлиха, преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежат труды по толкованию произв.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • 6 женщин и непорочное зачатие , Менегетти А.. «Цель данной книги - пробудить у читателя эстетическую чувствительность к жизни. Я вижу свою задачу в том, чтобы научить человека способам самоопределения относительно высшего горизонта…

Всегда связывается с мужчинами. Однако в истории были женщины-ученые с мировым именем, внесшие неоценимый вклад в развитие человечества.

Женщины-ученые в Древнем мире

Русские женщины-ученые с мировым именем

К большому сожалению не все великие женщины-ученые получили признание, но, тем не менее, их труд заслуживает большого уважения.

Великие женщины-ученые других стран

Считается, что открытия, сделанные женщинами, не оказали влияния на развитие человечества. Но практически каждая страна может назвать имена представительниц прекрасной половины, которые достигли блестящих результатов в развитии мировой науки.

1.Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934) – польская эмигрантка вместе с мужем занималась разработками радиоактивных металлов. Ей принадлежит получение радия и полония. Мария дважды становилась лауреаткой Нобелевской премии: в 1903 году по физике, в 1911 году по химии. Но пренебрежение средствами защиты при получении радия привело к развитию лейкоза. После смерти работу Марии Кюри продолжила ее дочь, которая также получила Нобелевскую премию за вклад в развитие физики.

(1920 – 1958) – английский биофизик, открывшая ДНК. Ее лабораторные опыты помогли получить рентгеновское изображение клетки в виде двойной спирали. В 1962 году ее коллеги получили Нобелевскую премию. Сама Розалинд до триумфального события не дожила всего 4 года.

(1815 – 1851) – дочь знаменитого поэта Байрона унаследовала от матери талант к вычислительным наукам. Это первая женщина, занимавшаяся программированием. Изучив машину Беббиджа (ее мужа) девушка составила собственные алгоритмы и создала первую программу для работы огромного калькулятора. До конца машина собрана не была, но Ада вошла в историю как первый программист-женщина.

(1878 – 1968) – немецкий физик, первая женщина-профессор в Германии, выявила способ расщепления ядра с выделением большого количества энергии. Слабая экономика страны в то время не позволила закончить разработки, и про Лизу забыли, хотя ее коллега в 1944 году все же получил Нобелевскую премию. В ее честь был назван один их элементов таблицы Менделеева.

(1902 – 1992) – американский биолог. Всю жизнь занималась исследованиями генетики растений. Долгое время ее открытия не внушали доверия. Нобелевскую премию в 1983 году Барбара получила за описанные методов изменения и перемещения генов. Также она смогла объяснить устойчивость бактерий к антибиотикам и доказала, что эволюция развивается не медленным темпом, а скачками.

(1906 – 1992) – американский математик, доцент. Занималась программированием во время службы на флоте, переводила баллистические таблицы и коды для первого компилятора (компьютера) MARK-I. Благодаря Грейс появился первый язык программирования COBOL.

(1914 – 2000) – американская актриса, изобретатель. За свою кинокарьеру Хеди снялась более чем в 50 фильмах, но мало кто знает, что женщина параллельно занималась наукой. Благодаря ей мир узнал о сотовой связи, навигаторе, wi-fi. В 1942 году Хеди запатентовала программу управления торпедами, которая была оценена спустя годы. В день ее рождения теперь празднуют День изобретателей.

Список женщин, сделавших вклад в развитие человечества можно продолжать, начиная . Но устои общества и менталитет многих народов попросту не позволяли "слабому" полу заниматься наукой. Тем не менее, женщины-ученые с мировым именем смогли доказать свою значимость не только стране, в которой жили и творили, но и всему миру.