Правило зеркала в психологии. Зеркальное отражение невербального поведения. Живу с новыми осознаниями

28. Правило «5-12 Почему».
Оно известно в психологии как «Правило пяти почему». И опять я ничего принципиально нового не показываю при его описании, но ввожу одно важное дополнение, которое является необходимым и фундаментально в корне меняющим всю систему поиска ответов на большинство своих вопросов. «Правило 5-12 почему» - это метод самоанализа Себя. Это способ прийти к некоторой истинности того, что происходит вокруг меня самого, и получения ответа для Себя о своей роли в происходящем. Как только у Вас возникает вопрос «А почему это ….?», то данный метод очень четко выведет Вас на очень глубинное понимание того, почему это действительно так. Далее я опишу этот метод сначала на одном примере из консультационной практики, а затем раскрою его теоретическую основу. Вводные данные о клиенте: «Женщина Инна. Возраст 40 лет (имя изменено). Врач стоматолог, владелица частной клиники. Успешная -леди. Запись к ней на приём осуществляется на два – три месяца вперёд. Замужем, мать двоих детей. Она увидела, что во дворе рядом с её домом загорелись соседские сараи. За пару минут ветхая сгорела дотла. Заборы были старые и, в принципе, никому не нужные. Никто не пострадал. Но женщину заинтересовал тот факт, что она проснулась сама ночью и подошла к окну, где и увидела пожар. Обычно женщина спит крепко и ночью не подходит к окну, а в эту ночь всё произошло как-то необычно с её точки зрения. Немного общаясь со мной ранее и понимая, что этот пожар показывается персонально для неё и что он является отражением каких-то процессов в её Вселенной, она пыталась понять - «Почему эти сараи сгорели и что этим пожаром ей показывается?» Но ничего не могла понять и никаких мыслей в голову не приходило. Тогда я предложил ей, используя теоретический базис «Психологии реальности», попробовать разобраться с ситуацией с помощью «Правила 5-12 Почему». Я предложил ей схему для самоанализа и далее привожу её Вашему вниманию. Я сказал, что всё это «игра» и ей необходимо уйти от привычных рассуждений и поразмыслить несколько по-другому. Для того, чтобы она смогла ответить на свой вопрос, ей необходимо было изменить точку зрения. Для этого надо было ввести несколько теоретических тезисов, выстраивающих уже иную систему рассуждений. Вот они: 1) Инна должна принять тот факт, что Всё то, что окружает её, есть она Сама. 2) Всё в Универсуме создано с Любовью и Всё сотворено для неё. И всё в своей жизни она сделала только сама и сделала это, руководствуясь законом о тотальной свободе волеизъявления, т. е. все сделано только её свободным выбором и никто её ни к чему не принуждал. 3) Необходимо было убрать претензии и суждения к окружающему миру и принять факт того, что не «они» там, во внешнем мире, виноваты во всём, а это я так всё сделала сама. И притом сделала с Любовью к себе, и только для своего блага, и для своего эволюционного роста и развития. 4) Обычно люди говорят в своих рассуждениях - «это Они», «это Они», «это Они», обращаясь во внешний мир, а в данном случае необходимо сместить точку зрения в свой внутренний мир видения, говоря только - «это Я», «это Я», «это Я». 5) И теперь, используя «Правило 5-12 Почему», можно начать самодиагностику. (Эти пять пунктов и составляют основу метода «Зеркальность переотражения». О нём будет предоставлена информация ниже). Необходимо сформулировать главный вопрос «Почему». Инна задаёт сама себе главный вопрос: «Почему я увидела этот пожар и что мне этим событием хотят показать?» Далее я попросил её, чтобы она сама ответила на него, только уже через призму тех пяти пунктов методики «Зеркальности переотражений», описанных чуть выше. Вопрос № 1 : «Почему ты увидела пожар»? Ответ № 1 : «Сгорели соседские сараи, принадлежащие одной хозяйке. Эта женщина - наша соседка и меня она очень раздражает, вернее Я раздражаюсь На её присутствие ». Я поправил Инну в процессе ее ответа, так как по инерции она сначала сказала, что соседка её раздражает и я показал ей, что необходимо говорить не «Она», а заменить это на «Я». И тогда она уже поправилась и сказала, что она сама раздражается на её присутствие. И тогда я задаю второй вопрос «Почему», следуя «Правилу 5-12 почему». Вопрос № 2 : «Почему Тебя раздражает соседка Ответ № 2 : «Меня раздражает её жадность, она жадновата и ей всё время нехватает » . Мне тут же приходится переориентироваться и сказать Инне, что она видит отражение себя в соседке. У неё самой не получается поменять себя с соседкой ролями и она всё же говорит о ней, говорит о том, что её раздражает в соседке. Я подыгрываю ей немного и уже для себя делаю пометку на листе бумаги, где я конспектирую вопросы и ответы о том, что в подсознании Инна начинает говорить о себе, думая о соседке. В данном случае это необходимо было сделать. Эго Инны очень плотное и сквозь него так сразу ей не пробиться к своему «Высшему Я» и отнестись к соседке с любовью, видя в ней саму себя. Я задаю тогда Инне Вопрос № 3 : «Почему Ты раздражаешься из-за своих денег? Речь о соседке уже не идёт ». Здесь необходимо всегда удерживать тонкую связь собеседника или клиента с его «Высшим Я». И я перевёл Инну уже на анализ самой себя. Ответ № 3 : «Мне необходимы деньги для ощущения себя более спокойной. Мне необходимо, чтобы меня оставили в покое на работе, в семье. Я устала от постоянных забот» . Вопрос № 4 : «Почему Тебе необходим покой, и почему ты предполагаешь, что деньги тебе его предоставят? » Ответ № 4 (после некоторых размышлений): «Я много времени трачу на работу, которая меня уже полноценно не удовлетворяет ни в деньгах, ни в эмоциях» . Вопрос № 5 : «Почему Тебя не удовлетворяет твоя работа? » Ответ № 5 : «Я профессионал и уже много лет занимаюсь одним и тем же, как ремесленник. Я устала и хочу уже покоя ». Вопрос № 6 : «Почему ты чувствуешь себя ремесленником?» Ответ № 6 : «По-старому работать невозможно, а по-новому - надо очень серьёзно всё менять. Менять подход в организации труда, создавать учебную базу, работать с молодёжью. И я не знаю что мне делать. Но скорее всего, придётся развиваться в новом качестве уже не просто как специалисту, а как ещё и умудрённому профессиональным опытом мастеру своего дела. Мне есть что передать молодёжи. Отсидеться в стороне и в покое, видимо, не удастся»» . На этом наша беседа была мною приостановлена и я ей предложил вернуться к тому главному вопросу, с которого всё и началось: «Почему я увидела этот пожар, и что мне этим событием хотят показать?» Ответ № 6 был уже завершающий: «По-старому работать невозможно, а по-новому - надо очень серьёзно всё менять. Менять подход в организации труда, создавать учебную базу, работать с молодёжью. И я не знаю что мне делать. Но скорее всего, придётся развиваться в новом качестве уже не просто как специалисту, а как ещё и умудрённому профессиональным опытом мастеру своего дела. Мне есть что передать молодёжи. «Покой нам только снится». Отсидеться в стороне и в покое, видимо, не удастся» ». Можно было бы ей задать седьмой вопрос «Почему покой нам только снится», но в данном случае это уже было не актуально. Ответ был чётко сформирован ею самой. И она сама до всего додумалась. Я лишь слегка освещал ей путь к её «Высшему Я». Таким образом используется метод «У вэй», который можно перевести как «Деяй, не деяя». Не я строил систему предположений о том, почему погорели старые сараи, а она сама. Могу предположить, что суть «Правила 5-12 почему» Вам ясна. Но всё же опишу его теоретическую часть. Вы задаёте для себя или при работе с собеседником предлагаете ему самому задать главный вопрос, который его волнует, - «Почему….?» Этот вопрос Вы фиксируете на листе бумаги или просто запоминаете. Использовать лист бумаги всегда удобнее. Не всегда есть возможность всю информацию удерживать в голове. Нужно облегчать прохождение скоростных информационных потоков, а не закручивать их в голове в вихри, «утяжеляя» своё мышление. Впоследствии, когда Вы уже будете интуитивно всё чувствовать, то лист бумаги будет не нужен, но в начале практики я рекомендую брать стандартный лист бумаги формата А-4 и на нём свободно и размашисто делать пометки. Можете проставлять дату записи. Иногда это может пригодиться при дальнейших рассмотрениях одного и того же фрагмента разъяснений в течение нескольких встреч с клиентом. Как только Ваш собеседник сформулировал вопрос, Вы смело ему задаёте как бы вопрос на вопрос - а действительно, «Почему ….?» и практически точь-в точь повторяете его вопрос. После этого дожидаетесь ответа от своего собеседника. И в ответе чётко фиксируете главную мысль: «Ну потому что это так-то и так-то…» и уже следующий вопрос задаёте «А Почему это так и так…?». И вот таким образом Вы можете продолжать задавать вопрос на новый ответ. Как правило, уже после третьего «Почему» у Вас есть возможность прийти к пониманию ситуации или найти ответ. Не имеет никакого значения – отвечаете ли Вы себе на свои вопросы бытия или помогаете собеседнику в решении его задач. Суть метода от этого не меняется. И уже на пятый вопрос «Почему» можно выйти на главный ответ - а действительно, почему это произошло. Самое главное - спозиционироваться на пяти пунктах метода «Зеркальность переотражения» и находить ответы, отталкиваясь только от этой теории - теории того, что всё вокруг создано мной. Иначе глубинно важного ответа можно и не найти. Если Вы или Ваш собеседник начинаете искать ответы во внешнем мире, то тогда можно и 120 вопросов задать, и в итоге бессмысленно топтаться на одном месте. А когда ответы отыскиваются в Себе, т. е. в глубинках внутреннего мира, то ответы будут очень глубинные и будут отражать внутреннее состояние человека. Если задавать больше 5-6 вопросов, то можно уже к 12 – му ответу познать «непознанное». Как правило, на практике больше семи вопросов не задаётся, и пяти достаточно. Приведённый выше случай немного нестандартный, так как пришлось «заменить» соседку на саму Инну. Ниже я приведу другой случай из практики работы с правилом «5-12 Почему». Вводные данные о клиенте: «Мужчина 40 лет, зовут Илья (имя изменено). Официально женат, двое детей, но живёт отдельно от семьи. Род занятия мне не известен. Он обратился с вопросом о том, что его беспокоят взаимоотношения с женщиной, с которой он сейчас живёт. И я очень вкратце привожу отрывки из консультации. Он официально состоит в браке, но подал на развод с женой и в данный момент имеет близкие отношения с другой женщиной. Её зовут Нина (имя изменено). Они общаются вместе несколько лет и отношения из бурной страсти перешли в стадию спокойных. Речь шла о создании семьи с Ниной, но произошли некоторые изменения в её поведении по отношению к нему. Так говорит Илья. Она перестала его удовлетворять сексуально и стала много требовать от него, чего раньше не было.
«В основном это касалось всяких пустяков, но они начали меня раздражать. Она «пилила» меня за внешний вид, делала мне замечания по поводу моего поведения и часто раздражала меня по мелочам. Однажды в гостях у знакомых она начала активно флиртовать с одним из мужчин. И делала это специально, чтобы меня позлить. Я чувствую, что отношения идут к развалу. Я готов разойтись, но почему она себя так ведёт» ?
Тогда я предложил ему, используя теоретический базис «Психологии реальности», попробовать разобраться с ситуацией с помощью «Правила 5-12 Почему». Я предложил ему ту же схему, что и в случае с Инной, для самоанализа и далее привожу её Вашему вниманию. Я сказал, что всё то, что происходит с ним – есть его реальность жизни. Необходимо глубинно принять тот факт, что Нина просто вот Так любит. Надо уйти от привычных рассуждений и поразмыслить несколько по-другому. Главное – это принять жизнь как благо. Для того, чтобы он смог ответить на свой вопрос, ему необходимо было изменить точку зрения. Для этого надо было ввести несколько теоретических тезисов, выстраивающих уже иную систему рассуждений. Они такие же, что и в случае с Инной: 1) Илье необходимо принять тот факт, что Всё то, что окружает его, есть он Сам. 2) Всё в Универсуме создано с Любовью и Всё сотворено для него. И всё в своей жизни он сделал только сам и сделал это, руководствуясь законом о тотальной свободе волеизъявления, т. е. всё сделано только его свободным выбором и никто его ни к чему не принуждал. 3) Необходимо было убрать претензии и суждения к окружающему миру и принять факт того, что не «они» там, во внешнем мире, виноваты во всём, а это я так всё сделал сам. И притом сделал с Любовью к себе, и только для своего блага, и для своего эволюционного роста и развития. 4) Обычно люди говорят в своих рассуждениях - «это Они», «это Они», «это Они», обращаясь во внешний мир, а в данном случае необходимо сместить точку зрения в свой внутренний мир видения, говоря только - «это Я», «это Я», «это Я». 5) И теперь, используя «Правило 5-12 Почему» можно начать самодиагностику. Необходимо сформулировать главный вопрос «Почему». Илья задаёт сам себе главный вопрос: «Почему я увидел этот флирт? Почему она так себя ведёт по отношению ко мне?» Теперь важно сразу же спозиционироваться при ответах таким образом, что все рассуждения Илья будет вести относительно себя самого и отвечать по принципу «это я….». Итак, Вопрос № 1 : «Почему Она так себя ведёт» ? Ответ № 1 : «Я перестал ей нравиться» . Вопрос № 2 : «Почему Я перестал ей нравиться? » Ответ № 2 : «Я стал другой. У меня произошли очень сильные изменения по отношению к миру и по отношению к ней. Я стал более спокойный» . Вопрос № 3 : «Почему Вы стали другой» ? Ответ № 3 : «Я стал свободнее мыслить, но всё равно я её ревную в глубине души ». Вопрос № 4 : «Почему Вы её ревнуете»? Ответ № 4 : «Не могу дать ей настоящей свободы действий, так как ей эта свобода, наверное, не нужна, что ли» . Вопрос № 5 : «Почему Не можете дать ей свободу »? Ответ № 5 : «Потому, что не свободен сам» . И тогда смотрим на первый вопрос: «Почему я увидел этот флирт ? Почему она так себя ведёт по отношению ко мне?» Ответ: «Потому что не свободен сам». Далее можно задавать следующую серию из оставшихся семи вопросов о том, почему не свободен или в чём не свободен и так далее. Здесь важно дойти до ответа, что сдерживает человека в его свободе. Так как свобода - это единственное состояние полноты жизни при её развороте. «Без свободы нет любви, а в любви нет свободы» (слова из песни «Южная прощальная» А. Градского). Любовь , в данном смысле, имеет значение привязанности, которая и парализует свободу и всплеск новой любви. В случае с Ильёй я предложил ему принять то, что его девушка Нина любит жизнь просто вот Так. Через три месяца он записался на консультацию и рассказал об изменениях в его совместной жизни с Ниной. Настоящее, полноценное принятие данного факта, что Нина просто такая женщина и вот таким образом познаёт жизнь, в итоге освободило Илью от скованности в последующих действиях в жизни. Он принял, что Нина такая, какая есть и это её божественная индивидуальность. Как только он это сделал, Нина больше не встречалась с ним, потому что большего уже и не надо было. Они остались приятелями. Можно было бы предположить, что это плохо или жаль, что они расстались, но не надо испытывать эмоции суждения. Постарайтесь также принять то, что это просто жизнь. Здесь не может быть хорошего сценария или плохого. Эта женщина была индикатором состояния его «торможения». Вся их встреча необходима была для того, чтобы они передали друг другу некоторые важные качества иного и непознанного другим. Он помогал ей, а она помогала ему. Что он давал ей, я не знаю, так как мы не общались с ним по этому поводу. А она ему помогла стать более свободным и уйти от суждения в межличностных отношениях. Он перестал быть нервозным, познал новую и более качественную радость в межличностных отношениях и ощутил новую волну сексуальности, любви и свободы. Роль Нины для него была очень важна. Пока он был не свободен, она была с ним, а как только он стал переходить на новый уровень жизни, т. е. освобождаться от старого мира своих представлений, то они стали уже не нужны друг другу. Им просто нечего было друг другу дать, находясь уже на разных этажах развития. Он уже говорил «на частоте 103», а она готова была слушать «на частоте 102». Это абсолютно не означает, что эта нежная и светлая «голубка» слегка реагировала, когда сил больше не было терпеть нехватки любви со стороны Ильи. Но ведь это же требования. Оставьте эти рассуждения для любителей телесериалов типа «Богатые тоже плачут». Эти рассуждения актуальны для той ниши познания жизни. Для «Психологии реальности» существует иной слой вибраций и рассуждений. Нина не смогла перейти с Ильёй вместе на новый уровень. И из-за Великой Любви к нему, абсолютно неосознанно, она освободила его от привязки к себе, чтобы предоставить ему возможность идти дальше. Сделала это по-женски просто и в интригующей манере. Если следовать её женской материальной логике, то Нина хотела, чтобы он остался на её уровне понятия жизни, и за счёт ревности, как энергетически мощной эмоциональной привязки, удержать его возле себя, чтобы чувствовать себя востребованной и желанной. Своих эмоций радости у неё уже не хватало на собственное жизнеобеспечение и она начала постепенно их требовать из окружающего мира близких ей людей. Поэтому и начала понемногу раздражать Илью своими требованиями. В «энергетике» такие формы взаимоотношения называют «Энергетический (эмоциональный) вампиризм». Ей это необходимо было, чтобы на новом витке свободы Илья предоставил ей элемент одухотворения, но Нина не была готова сама к этой новой свободе. Это видно из того, что Илья принял её такой, а она не осталась с ним с его новыми качествами. Она их не приняла. Могу только предположить, что Нина осталась «в старом сне» своих представлений. Но для Ильи она сыграла очень важную роль. Важность ролей этих двух Разумов одинакова по своим качественным характеристикам, так как законы взаимодействия не допускают перекосов в потенциалах. Оба игрока хороши и равноценны. Нельзя судить, что кто-то из них чего-то давал больше или меньше другому. Поверьте, оба получали абсолютно в равной степени то, что было необходимо персонально каждому. Равновесие - штука постоянная и стабильная. Можно было бы описать и то, что давал ей Илья, но речь в настоящий момент идёт о «Правиле 5-12 почему». Хочу привести ещё один пример из консультационной практики. Женщина 43 года. Зовут её Елена (имя изменено). Замужем, имеет ребенка. Социально не реализована. Декоратор по роду деятельности. Не удовлетворена своей жизнью. В семье отношения с мужем на уровне приятельских. Ждёт развития бизнеса у мужа, живёт только на небольшие суммы денег, которые он ей даёт для ведения хозяйства. Живут скромно. Она всё время в поиске удовольствий и наслаждений в жизни. Ей нравится, когда за ней ухаживают мужчины, но сама взаимностью практически никогда не отвечает. Мечтает о любви и во всём пытается видеть эмоционально-романтическую сторону жизни. Обратилась с основным вопросом: «Почему мне с каждым днём всё дискомфортнее и дискомфортнее жить. Нет практически никаких сильных эмоций, побуждающих к жизни»? И как и в предыдущих случаях, Елене была предложена та же последовательность внутренних настроек при рассуждении и вот её ответы на вопросы «А почему». Итак, её главный Вопрос №1 : «Почему мне с каждым днём все дискомфортнее и дискомфортнее жить »? Её Ответ №1 : «Это усталость. Я устала ». Вопрос №2 : «Почему ты устала »? Ответ №2 : «У меня стало мало сил ». Вопрос №3 : «Почему у тебя стало мало сил »? Ответ №3 : «Я тяну на себе больше, чем могу вытянуть ». Вопрос №4 : «Почему ты тянешь больше, чем можешь вытянуть» ? Ответ №4: «Я сама себя не накапливаю. Меня самой не существует в полноценном виде ». Вопрос №5 : «Почему ты не полноценна »? Ответ №5: «Я мало себя люблю »! Вот Вам ещё один практический момент при работе с данной техникой самоосознания. Как правило, если человек в процессе размышления приходит к полноценному пониманию, что он себя не любит или он в чём-то не свободен, то это очень важное личное признание самому себе.

Когда мы обретаем веру в себя, тогда мы находим в других людях, партнёрах по жизни такое же...

Зеркало личности и зазеркалье души

Каждый из нас рано или поздно проходит в своей жизни урок, называемый доверием или верою в себя. Верую, значит знаю. Если я не знаю себя, то, как я могу узнать и зеркально отразить другого человека? А именно в таких перипетиях и конфликтах обнажается суть нашей природы.

Когда мы обретаем веру в себя, тогда мы находим в других людях, партнёрах по жизни такое же по свойству/качеству/резонансу чувство. Ибо Закон Зеркала или Отражения никто не отменял.

«Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!»

Омар Хаям

Что мы проявляем - несовершенство ограниченной и невежественной личности или зрелость и гуманистическую направленность развитой индивидуальности под сенью светлой души?

Зеркало личности и зазеркалье души, по аналогии с известным персонажем Алисой из Зазеркалья, часто создают точку трения - внутренний конфликт, который является катализатором нашего взаимоотношения с собой и миром .

Дуальность/двойственность души и личности – это поле индивидуального опыта каждого человека, в котором он проявляет свои лучшие или худшие качества через служение себе/людям, неся свет/любовь или служение себе через манипулирование другими людьми.

ТЕОРИЯ И ЗАКОН ЗЕРКАЛА

«Почему вы все время говорите: «Не зарывай»? – спросила, наконец, Алиса с досадой.

– Что я зарываю? И куда? – Ум ты свой зарыла! А куда – не знаю!

Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Теория Чарльза Кули - теория общественного зеркала или «зеркала личности» сводится к тому, что сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке, могут получить дальнейшее развитие:

Мы анализируем, как к нам относятся люди.
Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

Социолог Чарльз Кули использовал понятие “зеркало личности”, выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует.

Позднее эту мысль подхватили Джордж Герберт Мид и Гарри Стэк Салливан. Мид полагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект. Причем решающее значение для самосознания имеет мнение не отдельных людей, а “обобщенного другого” - коллективная установка организованного сообщества или социальной группы.

В Дуэтике теория Зеркала приобретает форму Закона Зеркала, что означает овладение навыками или открытие способности находить и отражать достоинства, принимать и работать над несовершенствами.

ПРИНЦИП ОТРАЖЕННЫХ ОЦЕНОК

В психологии и социологии концепция «зеркала» известна под названием “принцип отраженных оценок” . Согласно ей, мы видим себя такими, какими нас видят другие люди (!?) . Только вот кто именно из других - вопрос. Ведь различные люди имеют о нас противоречащие одно другому мнения. Чье мнение окажется для нас значимым, зависит от многих факторов. Прежде всего, это связано с возрастом человека.

  • Для детей, например, более значимым может быть мнение родителей, учителей.
  • Для взрослых людей - это могут быть мнения и оценки супругов, друзей, коллег.

Кроме того, разные люди в зависимости от пола и возраста полагаются на мнение различных других. Так, например, Джон Хоэлтер, опрашивая американских подростков - учащихся средней школы, установил, что девушки больше ориентируются на оценки своих сверстников, в то время как юноши полагаются на мнения своих родителей.

НЕСОВЕРШЕНСТВО ЛИЧНОСТИ

Личность – это поле опыта человека, включающее бессознательный и подсознательный уровни и тесную связь с эмоциональным и ментальным телами человека, воздействующими в свою очередь на эфирное и плотное физическое тела.

Несовершенство личности, неуправляемой и не центрированной в душе, имеет свои отличительные черты :

стремление к господству и манипулированию
гордыня/чувство «избранности»/превосходства над другими
честолюбие
эгоизм/эгоцентризм
чувство разобщённости/обособленности/отсутствие единства/любви к целому.

Другими словами, всем нам присущи качества несовершенной личности, правда, в разной пропорции. Поэтому не всегда просто не пользоваться личностным эгоцентричным инструментарием, тем более, когда он «всегда под рукой».

Но есть одно интересное НО. И это «но», заключается в том, что когда личность «устаёт» от качелей удовольствия/неудовольствия, во многом являющихся автоматической реакцией коллективного сознания умноженного на собственные детские комплексы и ограничения, она всё более индивидуализируется, подспудно реагируя на душевные импульсы.

ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

«Гармония – это сущностное качество души и её зеркального,

проявленного отражения – личности ».

Личность, этимологически, с точки зрения Дуэтики, есть лишённая чёткого направления осознанного творения. Она же предстаёт, как любовь, исследующая часть нового телесного сознания. Иными словами, личность есть поле опыта человека, ограниченного внешними и внутренними инструментами восприятия и отсутствием целостной картины собственного самоощущения, характерного для множества воплощений души.

В Дуэтике индивидуальность рассматривается как проявление души через личностный проводник . Этимологически, индивидуальность представляет человека, как уникального искателя новых дорог интереса , воодушевляемого исследованием дуальности . То бишь, индивидуальность – это Душа, проявляющаяся как дуальность «Я» и «не-я или динамичный интерес, возникающий у индивида согласно дуальному творению.

В индивидуальном развитии заложена последовательная программа развития души, предполагающая три фазы:

Иными словами, когда зеркала других людей не оказывают должного изменения, личность начинает всё больше обращать своё внимание на собственное зеркало в попытке заглянуть в зазеркалье.

И тогда, словно по мановению волшебной палочки приходит осознание, что внимание нужно направлять не на внешнее, ибо оно часто искажено, а на отражение внутреннего во внешнем. Ибо так формируется наше ценностное мироощущение. Всё необходимо пропускать через себя, как чувствознающую губку или сито. Только наше высшее «Я» - мерило всех вещей.

А ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЁ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ?

«Наш мир - огромное зеркало, отражающее наше мировосприятие и самоощущение».

Давайте попробуем ответить на ряд предлагаемых мною вопросов. В свою очередь я дам им свою трактовку.

Что есть зеркало, когда мы в него не смотрим? Иными словами, существуем ли мы без зеркального отражения? – Безусловно, мы как душа существуем всегда, но телесно-личностный опыт имеет временные и пространственные рамки конкретной жизни.

Насколько мы отличны от того, что видим и как себя ощущаем? – Наше умственное представление о себе может серьёзно отличатся от того, как мы себя чувствуем эмоционально и ощущаем телесно. Оно также зачастую отличается от того прекрасного и светлого начала, которое есть в каждом из нас. Кроме того, другие люди могут видеть то, что сокрыто от нас самих.

А как внешняя форма отражает нашу суть? – Тело, безусловно, храм души. И в каком виде мы содержим наш храм – почитаем его потребности (не только в здоровой еде и питье), но и полноценном отдыхе, физической активности или игнорируем их, зависит способность выражения души. Ведь не секрет, что болезнь – это способ души достучаться до личности.

Есть ли дисбаланс между внутренним самоощущением и внешним выражением? – Зачастую есть, ибо так душа стремится к гармонии или балансу.

А каково наше зазеркалье, скрывающее, как тёмные пятна, так и светлые лики? – Оно очень многообразно. На своих многочисленных сеансах Энергоинформационного Целительства я многократно убеждался в этом. Более того, это мир удивительный и непредсказуемо прекрасный, даже если мы исследуем его «тёмные стороны», ибо у нас всегда есть возможность внести в эти скрытые и потаённые места свет осознания и преображения.

Можно ли увидеть в собственных глазах душу, если они её зеркальное отражение? – Действительно, глаза человека - зеркало души. Их невозможно «спрятать» и скрыть в них лучащийся или даже непроявленный свет для того, кто хочет и может видеть.

Как раскрыть своё величие и преобразить собственное несовершенство? – Это путь долгий, но преодолимый каждым из нас в своё время. На этом пути есть главные указатели. Первый – открыть собственное самосознание. Второй – исследовать любовь и мудрость в конкретных реалиях жизни по отношению к себе и окружению. Возможно, открытые мною Законы Любви будут вам теми указателями, которые сделают путь короче, а путешествие приятнее.

Какими зеркалами являются для нас другие люди – наши любимые, близкие, друзья и незнакомые? - Разными гранями и катализаторами того, чего стоит в себе изменить, преобразить с одной стороны и чего возможно избегать или сторониться с другой. Здесь нет единых критериев, кроме тех которые укладываются в концепцию служения себе и людям и искажений , которые присущи всем без исключения. Особенно это касается искажений любви.

Служат ли наши недостатки камнем преткновения в самопознании? – Только в том случае, когда мы игнорируем их наличие и не используем как фундамент для преобразующей надстройки.

Способна ли любовь преобразовывать несовершенства в индивидуальное многообразие? – Несомненно. И делает это она каждое мгновение нашей жизни, замечаем мы это или нет. Даже оказывая сопротивление Любви , мы подпадаем под её милосердный Луч Благодати.

Как использовать Закон Зеркала, чтобы постичь собственное зазеркалье? – Для начала осознать, что все мы являемся частью Единого Творческого Начала, которое имеет индивидуальное многообразие, проявленного как наше высшее «Я» или Душа. И эта Душа проявляется как неповторимая индивидуальность, когда мы исследуем мир через собственное светоизлучающее качество любви, блага, непричинения вреда и свободной воли.

Возможно, многие вопросы покажутся вам несколько тяжеловесными, или у вас собственный взгляд на их интерпретацию. Это нормально и естественно, ибо индивидуальная неповторимость лишний раз подчёркивает красоту Божественного Замысла.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЕХИ

«Все мы - многогранные и многомерные зеркала друг друга, способные отзеркаливать и тёмные стороны личности, и светлые лики души».

«- А где я могу найти кого-нибудь нормального? – Спросила Алиса.

- Нигде, - ответил Кот, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально».

Льюис Кэролл. «Алиса в Зазеркалье».

Наш индивидуальный опыт, несмотря на кажущуюся обособленность, является зеркальным отражением процессов, происходящих с многими из нас, правда с собственным оттеночным окаймлением собственного полотна жизни . И это, безусловно, делает нас менее разделёнными и более отзывчивыми.

И действительно, сегодня всё чаще мы встречаемся в своей жизни с синхроничным, зеркальным отражением мыслей, чувств, ощущений других людей, вибрирующих с нами в унисон.

Хотя, быть может, кто-то ещё проживает в страхе, а кому-то слишком нереальными кажутся обещанные преображения и телесные трансформации. Но в чём согласятся со мною многие из вас, так это в том, что мы, несомненно, изменились , став более отзывчивыми, чувствительными, думающими.

И вместе с тем, у нас всё те же, истинно человеческие потребности в любви, доверии, принятии, прощении, благодарности , которыми мы с удовольствием делимся с теми, кто готов не только нас услышать, но и отзеркалить нечто неуловимое и не до конца осознаваемое, а именно ощущение, именуемое присутствием света.

Каждый из нас рано или поздно проходит в своей жизни урок, называемый доверием или верою в себя. Верую, значит знаю. Если я не знаю себя, то, как я могу узнать и зеркально отразить другого человека?

А именно в таких перипетиях и конфликтах обнажается суть нашей природы. Когда мы обретаем веру в себя, тогда мы находим в других людях, партнёрах по жизни такое же по свойству/качеству/резонансу чувство . Ибо Закон Зеркала или Отражения никто не отменял.

И закончить эту статью я хочу словами Алисы, Льюиса Кэролла: «Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно». опубликовано

Целью отзеркаливания может быть создание у собеседника заинтересованности вами и сутью вашего сообщения, формирование у него симпатии к вам или предмету разговора. Техника отзеркаливания позволяет мгновенно снизить критичность собеседника и вызвать его расположение к себе.

ЧТО ТАКОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ

Отзеркаливание или отражение – точное копирование действий, слов, настроения собеседника.

Виды отражения

Отражение может быть осознанным и неосознанным, полным и частичным, то есть затрагивающим какой один или несколько аспектов поведения вашего визави. Условно его можно классифицировать по следующим уровням:

Физический (телесный) уровень :

  • воспроизведение положения тела,
  • отражение движений и жестов,
  • повторение мимики,
  • подстройка к ритму дыхания.
  • громкость, тон и тембр голоса,
  • скорость и ритм речи.

Вербальный (словесный) уровень:

  • стиль речи,
  • используемая терминология,
  • интонация,
  • эмоциональная окраска речи и т. д.

Способы отзеркаливания могут варьироваться и видоизменяться в процессе общения .

Неосознанное отражение чаще всего встречается в среде единомышленников и друзей, искренне любящих друг друга людей. Неосознанное отражение речи может проявиться в случае желания донести свою мысль до человека плохо говорящего на вашем языке. Друг друга зеркалят родственники , например, взрослые начинают говорить на «детском» языке в надежде, что те их скорее поймут. Дети, в свою очередь, тоже подражают старшим, желая быть принятыми в их среду.

Осознанное отражение часто используется в различных методиках преподавания, а также для коррекции проблем общения и в психологии продаж.

Зеркалят не только физические проявления человека, но и интересы, эмоции, увлечения . Так, известная до сих пор практика приглашать профессиональных музыкантов, песенников, а в ряде случаев плакальщиков, служит для формирования у окружающих нужного настроя путём отражения, преобразования и направления психологического состояния присутствующих в нужное русло.

Механизм отражения

Отзеркаливание (отражение) собеседника основано на формировании у собеседника или группы людей ощущения принятия и близости по принципу Маугли («мы с тобой одной крови»). На основе сходных движений, жестов, интересов, используемой лексики, манер и подобных сигналов у человека возникает ощущение, что собеседник такой же, свой. Это расслабляет человека, снижает тревожность, снимает блокировки и, тем самым побуждает его слушать, доверять, понимать и принимать.

Если отражение ощущается человеком как неестественное или, что хуже, собеседник демонстрирует диаметральное противоположные сигналы, он воспринимается как чужак, несущий опасность , от которого надо защищаться. Такая ситуация в лучшем случае приведёт к непониманию, а в худшем к открытому конфликты. При этом стороны конфликта не будут осознавать, что именно послужило причиной их разногласий.

Неестественное отражение всегда заметно и воспринимается весьма негативно.

Чем незаметнее и естественнее осуществляется отзеркаливание, тем легче добиться расположения собеседника и даже повлиять на точку зрения и действия.

Отражение часто используют в педагогике и психологии, в том числе в психологии продаж.

Настроившись на собеседника путём отражения его физических, эмоциональных, вербальных и прочих сигналов, можно добиться его доверия и внимания. Если затем понемногу менять свои сигналы, то человек начнёт неосознанно повторять их и менять своё отношение к происходящему, следуя в нужном собеседнику направлении.

Всегда можно найти или создать общие точки. Для этого не обязательно говорить неправду.

Вспомните на экзаменах в школе или институте, не зная ответа на конкретных вопрос билета, всегда можно было попытаться переместить фокус обсуждения на другую, более знакомую вам тему. Например, говоря о свойствах газов, можно было бы перейти к работе двигателя внутреннего сгорания или устройству конвертерной печи и получить достаточно высокий балл. Конечно, при условии, что этой темой вы владеете в совершенстве.

Обсуждая последние технологические новинки можно не выдумывать, что вы владеете всем мыслимым набором устройств. Вы можете что-то знать о них, что-то слышать или по меньшей мере хотеть узнать побольше. Вы прослывёте умнейшим собеседником, если проявите настоящий интерес к вашему визави и будете готовы его слушать, постепенно отзеркаливая и направляя его.

Важный секрет успешного отражения

Не спешите тут же повторять движения собеседника. Это только усложнить налаживание отношений. Позвольте ему «забыть», что именно он сейчас сделал, выждав какое-то время, воспроизведите его сигнал.

Основные приёмы отражения

Ваш визави подался вперёд? Выждите пару мгновений и повторите его движение.

Он откинулся на спинку кресла? Медленно смените и вы позу.

Ваш собеседник агрессивно настроен, его руки и ноги скрещены. Спокойно скрестите руки, а несколько секунд расслабьтесь и раскройте руки. Так вы на невербальном уровне покажете ему. Что вас незачем опасаться и немного ослабите возникшее напряжение.

Не обязательно вслед за собеседником размахивать руками, словно вы ветряная мельница. Но придать некоторой живости вашим рукам будет полезно. Не гримасничайте, если мимика вашего визави жива и насыщенна, но попробуйте почувствовать то же, что и человек напротив вас, и вы подстроитесь к его настроению на эмоциональном уровне.

  • Речь

Если вы говорите медленно, а вас собеседник глотает слова, попробуйте говорить чуть быстрее и короткими фразами. Так он успеет вас услышать. Слишком медленная речь для него просто не будет им восприниматься.

Постарайтесь использовать терминологию и речевые обороты близкие к речи вашего собеседника. Не используйте слова, смысла которых вы можете не знать. В разных сферах одни и те же слова могут нести совершенно различную смысловую нагрузку. Не стесняйтесь уточнить суть того или иного термина. Этим вы покажете свой интерес и сможете скорее расположить его к себе.

  • Интересы

Общаясь, постарайтесь выявить общее между вами и собеседником. Это может быть его родной город, в который вы когда-то приезжали по служебным делам. Это может быть его любимое дело, которым вы всегда хотели заняться, но так и не решились.

Любой такой момент способен превратить скучный разговор в приятное неформальное общение.

Тренировка отражения

Зеркало

Попросите кого-то вам помочь. Исходное положение друг рядом с другом. Пусть ваш партнёр двигается, а вы повторяйте его движения. Задача так настроиться на человека, чтобы двигаться одновременно с ним.

Обратное зеркало

Встаньте напротив вашего партнёра. Теперь «зеркальте» движения, словно вы его отражение в настоящем зеркале.

По мере тренированности усложняйте задачу. Подстраивайтесь под дыхание, подключайте жесты и мимику. Затем начните тренировать перенастраивание партнёра, мягко «навязывая» ему вашу манеру поведения.

Работа с зеркалом - одна из весьма плодотворных психотехнических техник. Можно даже сказать, что это - целый «куст» техник.

Прежде всего нужно разделить психотехническую и пневмотехническую работу с зеркалом. У нас сегодня пойдет речь только о психотехнической работе. Предполагается, что она осуществляется в обычном, а не в измененном состоянии сознания. Для этого, в частности, важно не фиксировать долго взгляд, - это как раз средство изменения состояния сознания.

Я намеренно сегодня во время «разминки» вам показывал, что в каждом лице можно увидеть многое. Это соответствует основным теоретическим понятиям гештальтпсихологии: на одном и том же материале образуются разные гештальты, разные фигуры. Соответственно, глядя на себя в зеркало, можно увидеть черты «себя» очень разного: увидеть в себе своего отца и свою мать, увидеть себя маленьким, увидеть себя юным, увидеть себя старым. В этом стоит поупражняться. Особенно полезно видеть черты родителей в себе.

Только не путайте это с корченьем себе рож. Во всей этой работе вообще не следует корчить себе рожи. Можно лишь чуть-чуть подстроится, настроится, перестроится, и то скорее спонтанно, чем намеренно что-то «делая».

Однако это еще не собственно работа, это именно разминка.

В нашей культуре все постоянно смотрятся в зеркало. Поправить прическу, надеть платочек, - мало ли еще что. Но редко делается одна вещь, которая необходима для того, чтобы начать работать со своим отражением. А именно, нужно увидеть себя глаза в глаза, т.е. дать себе в зеркале понять что я себя вижу.

Это особый момент самопамятования, - кстати, один из возможных «будильников». Но конечно в качестве будильника он будет действовать недолго, как и всякий будильник, а потом, наоборот, придется использовать массу разных других будильников, чтобы себя в это место привести и с собой в зеркале действительно встретиться. С этого и начинается вся работа: с того, чтобы с собой в зеркале встретится.

Вопрос. Всякая ли работа с зеркалом должна начинаться со встречи с собой?

М.П. Если речь идет о психотехнической работе, то обязательно.

Теперь мы переходим к самом у важному моменту. Вне зависимости от игры в различные образы, почти у всех, почти всегда возникает странный эффект: очень острое ощущение, что «это не я». Потом человек может «присмотреться», привыкнуть к себе в зеркале, тогда этот эффект несколько сдвигается в сторону: «ну да, вот так я выгляжу». Всегда есть некоторое недоумение и отчуждение. Это похоже на то, как изнутри человек себя слышит иначе, чем в записи на магнитофоне. И дело не только в костной проводимости, в неточности магнитофона и прочих привычных объяснениях, а прежде всего именно в том, что наше самовыражение всегда несколько отличается от представления о себе.

Итак, увидев себя в зеркале, я прежде всего вижу какой-то образ, который мною осознается как «не я». И это, в частности, значит, что у меня есть какие-то средства почувствовать это. Хотя при этом не дай вам Бог задаться вопросом, «какая же я» или «какой же я на самом деле». Нет никакого «самого дела», это фикция. Дело не в этом, а в том, что в зеркале мы обнаруживаем то, как мы представлены во внешнем мире.

Вопрос. А если вопрос «какой я на самом деле» возникает, куда он относится?

М.П. Он коренится в наивном предположении, что самость имеет непосредственное предметное выражение. А это не так, хотя вопрос это сложный, потому что, в частности, как я уже сказал, у нас странным образом есть средства обнаружить, что то предметное выражение, которое мы видим в зеркале, «не то». А вот вопрос, что было бы «тем», не имеет смысла. Впрочем, мы еще вернемся к этому во второй части лекции, когда речь пойдет о персоне.

Итак, есть некоторая предметность, которая предъявляется мне, когда я смотрю на себя в зеркало тем же взглядом, каким я смотрю на других людей. Я себя не узнаю. И благодаря этому может возникнуть много разных психотехнических возможностей.

Я назову некоторые типичные задачи.

Первая задача - нужно признать, принять то, что я там вижу, даже если это меня не устраивает. Возможности изменения наступят только после того, как я соглашусь что «вот это и есть я». Т.е. конечно не я, но вот так я в этом мире выражен. Дальше я могу начать говорить, что мне хотелось бы быть (выглядеть!) тоньше или толще, добрее или нахальнее, и пр. Но начать надо с того, чтобы заметить себя, потому что очень много психических сбоев происходит от нежелания себя замечать,- несогласия с наличным, попытки делать вид, что ничего этого нет, как-то обойти наличное. Так вот, первая обязательная задача состоит в том, чтобы заметить это. Сказать: «Вот это и есть то, как я выгляжу, и по-видимому большинство людей как раз это и видят, когда и если на меня смотрят».

Здесь есть отдельные темы, на которых стоит остановиться и над которыми стоит поработать специально. Одна из них обозначена предыдущим пассажем. В зеркале я могу увидеть, каким меня видят другие люди. Если я хочу с этим специально поработать, мне нужно сменить тип гештальтообразования. Потому что если я, например, занята тем, что моя физиономия полнее, чем мне бы хотелось, то это и формирует фигуру, а все остальное уходит в фон, так что я вижу себя при этом не так, как видят меня другие люди. А чтобы увидеть себя так, как видят меня другие люди, мне нужно посмотреть на себя «со стороны». Это особый взгляд, дающий некий специфический образ.

Вопрос …

М.П. С отношением спокойного принятия. Опять же это повод лишний раз поупражняться в отношении спокойного принятия к разным людям. Более приятным, менее приятным, - к себе в том числе.

Вопрос …

М.П. В процессе многократной притирки. Это конечно делается не за один раз. Но в конце концов я вдруг замечаю этого «Михал Палыча», каким его (меня) видят. Что не мешает мне продолжать с большей или меньшей остротой ощущать, что это «не я».

Приняв этот образ как данность, дальше надо его примерить и начать учится «носить». Несмотря на то, что это «не я», я ведь выражаю себя в социальном, психологическом и даже интимном пространстве с разными людьми только через это. Меня таким видят. Учась это «носить», я могу дальше учиться выражать себя через это. Я могу постепенно приспосабливаться к этому «не я», и в той мере, в какой я его принял (не отождествился, сказав, что это я и есть, а именно принял в его собственном качестве), я могу выражать «себя» через «него». (…)

Итак, я принимаю свой образ, который вижу в зеркале, как имеющееся у меня выразительное средство. Это средство у меня есть, других мне по жизни, очевидно, не дано. Если я хочу его изменить, это можно сделать двумя способами: можно извне вгонять себя в какие-то рамки, а можно менять изнутри.

Тут - третий вид упражнений, которые можно делать с зеркалом. Можно, отойдя самому на позицию психотерапевта, или скажем на позицию доброго понимающего человека, посмотреть на того, кто в зеркале, и попытаться его понять. Но это возможно только после того, как проделано достаточно много работы в предыдущих режимах. Когда то, что я вижу в зеркале, приобретает для меня статус собственного существования, тогда я могу задаться вопросом, как живется этому человеку. Это может оказаться средством для очень интересного хода.

Напомню, что у нас есть различение образа себя и модели образа себя. Модель образа себя всегда выполнена в некоторых средствах, это осознание. Оно всегда изменяет образ себя - то «я», которое сознает себя - меня - как я есть, и относительно которого теперь выясняется совсем иное отношение. Тот я, относительно которого я в зеркале «себя не узнаю», ту модель образа себя, которую я для себя имею.

А тот реальный, кого я в зеркале вижу, - он же иной. Если я встал позицию доброго и понимающего психотерапевта, я могу поставить перед собой задачу узнать этого иного, посмотреть, как он живет на самом деле, а не в моем несколько измененном воображении.

Структурно это можно описать, различая три позиции. (1) В зеркале я вижу изображение, глядя на которое, - если я умею посмотреть на него отстраненно, - я вижу сквозь персону некое Эго, как-то живущее. (2) Я имею модель образа себя, -нечто до некоторой степени искаженное, трансформированное под мои воображаемые идеалы - это то, каким я хотел бы себя видеть, каким я могу позволить себе себя видеть, (я про это не раз рассказывал со ссылкой на Роджерса). (3) И если я сумел растождествиться как с одним, так и с другим, если я встал на позицию независимого психотерапевта, я могу увидеть насколько первое отличается от второго.

Если я встаю у зеркала в третью позицию, позицию психотерапевта, я смотрю на себя-в-зеркале как на «этого человека» и могу понять его глубже и лучше, - кто это там такой и как ему живется. И это я могу увидеть промелькнувшим в его глазах. Так я могу узнать о себе, о своей психике много нового и интересного.

В принципе давно смутно понимала, что если сильно раздражает кто-то, что-то, значит дело во мне. Также и наоборот, если я раздражаю, то не факт, что причина именно я, а скорее всего совсем даже не я. Видимо изучение Юнга в студенческие годы бесследно не прошло. Но ясности картины не хватало. И удачно попалась одна статья, расставившая все по полочкам. Это знание очень вдохновляет. Особенно после целого дня казалось бы беспричинной злости. Вот что вынесла.

В психологии существует понятие "людей-зеркал" , которые позволяют нам встретиться со своими страхами, отнестись с юмором к своим недостаткам, но изначально они нас просто бесят, до умопомрачения. Раздражение обнажает ту проблему, которую нужно решить, а качества, которые "бесят" в другом человеке, это отзеркаливание наших изъянов. Понятно, что так злят они нас, потому что признаться себе в тех качествах, которые в других ужасают, ой как нелегко. Проще пообсуждать, поосуждать, пожаловаться, а не видеть в этом подсказки для себя самих "белых и пушистых". Так ведь интереснее и поговорить есть о чем.

Если все-таки поняли идею, и захотелось взять на себя ответственность, то тут не всегда все на поверхности. Нужно покапать, прислушаться, что именно раздражает, какие чувства вызывает. Иногда кажется, что ничего общего с человеком, и вы никогда так не поступаете, но если капнуть глубже, четко определить раздражитель, возможно именно такую претензию вы предъявляете себе, именно за эту черту ругайте. Меня, например, часто "бесят" ленивые, нерешительные, спускающие все на тормозах, но именно это же раздражает меня в себе. Вообще о человеке очень многое может сказать именно то, что его раздражает.

Тут возникает классический вопрос "Что со всем этим делать? " Рекомендации следующие:

  • перечислить самые важные раздражители, отследить, что вас "бесит" и злит
  • не избегать их, а отнестись как к подсказкам , которые помогут поработать над собой, раскрыв те черты и эмоции, которые тормозят ваше развитие и движение
  • не торопиться , провести тщательный анализ, выявив суть, т.к. часто раздражитель маскируется и определить истинный бывает сложно.
  • Самое понравившееся в технике, то, что раздражение уходит, остается сказать спасибо такому зеркалу за возможность разобраться в себе и чуточку подправить.

    Стало невероятно легко после такого ясного открытия.

    Это азы психологии, но почему-то о них многие, как и я, забывают. А ведь эти знания настолько облегчают жизнь, что раздражение уходит само самой. Кто-то скажет - элементарные вещи. Да, это так, и, как правило, именно о них мы не вспоминаем в нужный момент, а придумываем сложности, где их нет и в помине.

    Лично мне эти знания были необходимы как воздух. Начинаю дышать полной грудью.