Индивидуальные дома в стиле баухауз. История школы Bauhaus. Материалы для отражения стиля

Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Сейчас уже мало кто знает, что дизайн многих давно знакомых нам предметов мебели – кресел, стульев, встроенных шкафов, столиков из металла и стекла, родом из стиля баухаус (bauhaus, нем. – «строительство домов»). Это дизайнерское направление (и школу Bauhaus), время расцвета которого пришлось на 1919-1928 гг., основал архитектор Вальтер Гропиус из немецкого Веймара. Стиль немецкого авангарда стал одним из наиболее влиятельных течений в современной архитектуре и современном дизайне.

Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник.

Изделия Bauhaus должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. «Развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного» возникали типичные модели интерьера. Так был дан старт промышленному серийному производству.




Работы Bauhaus несли на себе ощутимый отпечаток искусства 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.

Стиль баухаус исходит из идеи о том, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным. Основную задачу направления его создатели видели в повышении качества промышленных изделий, которые должны обладать привлекательным внешним видом, доступной ценой и быть максимально удобными в использовании. Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности стиля. При создании предметов в стиле баухаус соблюдаются принципы рационального использования материалов.




В цветовой палитре стиля баухаус преобладают белые, бежевые, серые и чёрные тона. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный – приближает; голубой – отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов – стекла и металла – смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.

Основные мотивы:
- геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг;
- пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали.

Основные особенности стиля - это обилие света, высокие потолки, дизайн в горизонтальной плоскости. Единственно вертикальный элемент - это узкое окно, освещающие лестничные пролеты.




Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные. Стены и потолок интерьеров в стиле баухаус отделаны штукатуркой, для оформления стен могут использоваться обои. На долю обоев, созданных в мастерской настенной живописи школы, выпал наибольший коммерческий успех. Вместо цветочков были использованы рисунки, напоминающие структуру ткани с геометрическим орнаментом. Преимущество этих обоев заключалось в том, что рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие помещения благодаря такому рисунку казались более просторными.

Сегодня обои для стен в стиле Bauhaus – это всегда оригинальный, аккуратно и графически точно построенный образец техники рисунка, выявляющий очаровывающие кинетические эффекты, подчеркивающие утонченность стиля. Аморфные формы на обоях для стен в стиле Bauhaus помогают создать необходимые контрасты, подчеркивают воздействие цветов и привносят несравнимый колорит в дизайн интерьера.




Модные в наши дни разноуровневые потолки также предложил стиль баухаус, несколько опуская их в спальне и приподнимая в гостиной. В качестве материала для пола применяется линолеум.

Напряженные поиски новых конструктивных решений, зачастую неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве. Сторонники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Мебель характеризуется лаконичными, четкими геометрическими формами, отсутствием орнаментации, что придает изделиям удобство, простоту и совершенство. В конструкции стульев и кресел используется принцип пересечения плоскостей и, как правило, они не имеют ручек. Баухаус впервые начал применять в дизайне предметов мебели металл. Эргономичные и эстетичные стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ с изогнутыми рамками в виде буквы Х, полосками из хромированной стали, кожаными подушками и брезентом на сиденье и спинке считаются «классикой модерна». Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни», которые должны быть гигиеничными, недорогими и разборными. Сегодня этот абсолютно новый для того времени тип мебели - неотъемлемая часть многих офисных и домашних интерьеров.




Появляется мебель нового типа – трансформируемая, складная - столы, убирающиеся один в другой, сборно-разборные табуретки. Столы Джозефа Альберса, которые помещаются друг в друга, со столешницами из цветного стекла - это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Эти и другие разработки Баухауса в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.

Стиль привнес огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Создатели стиля исповедовали принцип функциональности, стремясь максимально эффективно использовать пространство. Поэтому естественным элементом интерьера стали встроенные шкафы, обладающие большой емкостью и позволяющие делать помещение более просторным. Рабочее место на кухне также оказалось под пристальным вниманием дизайнеров.



Новые модели характеризовались недорогими материалами и современной эстетикой. Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив стекло и металл.

Баухаус был настоящей фабрикой идей. Марианна Брандт первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои, которые имели нейтральный рисунок и могли наклеиваться без особых усилий и подготовки.

Аксессуары в стиле баухаус просты и функциональны: семейная фотография на стене, ваза для цветов, небольшая статуэтка. Лучший аксессуар для подобного помещения - добротная бытовая техника и продуманная система освещения, использование светильников для создания функциональных рабочих зон.




Целостность, практичность и отсутствие вычурности - показатели стиля Bauhaus, делающие его выдающимся. Лозунг Bauhaus – действующий функционализм. Разработки и прототипы Баухауса и сегодня выглядит потрясающе современными, объектами вдохновения современных дизайнеров. Гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна. Главный принцип: «Красота не живет без пользы».

Баухаус идеально подходит любителям простоты, удобства и функциональности. При внешней незамысловатости решений стиль позволяет создать комфортный интерьер, где каждому предмету отведены свое место и роль.


«Баухаус» - это многозначное понятие. Так в средневековой Германии назывались цеха архитекторов и строителей, позже этим словом было названо одно из самых известных немецких учебных заведений, которое создало новое направление в искусстве XX века и оказало огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. Высшая школа искусств «Баухаус» существовала всего лишь 14 лет: с 1919 по 1933 годы, и тем не менее, она стала одним из самых значительных явлений культурной жизни Германии.

Исследователи отмечают, что модернизм стал для многих художников первой половины XX века не просто новым направлением в искусстве, но и своеобразной религией, с помощью которой они хотели изменить окружающий мир, а также человека, преобразив его жилище и быт. В 1919 году в Ваймаре была основана экспериментальная школа искусств Баухаус. В программе-манифесте учебного заведения в достаточно экзальтированной форме предлагалось объединить усилия художников и ремесленников и построить здание будущего, которое станет, по словам авторов программы, «хрустальным символом новой веры».

Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, наряду с Ле Корбюзе, считается основоположником модернизма в архитектуре. Преподавательский состав в его учебном заведении был крайне талантливый, хотя достаточно эксцентричный. Иоганнес Иттен, создавший теорию цвета, являлся поклонником зороастризма. Каждое занятие этого профессора начиналось с особой медитации, призванной помочь студентам сконцентрироваться и пробудить в них творческие силы. В числе профессоров был также русский художник Василий Кандинский, основоположник живописи абстракционизма. Покинув Россию после революции, он переехал в Германию, где принял немецкое гражданство и в течение нескольких лет преподавал в Баухаусе живопись.

Не только преподаватели, но и учащиеся отличались крайней экстравагантностью. В учебном заведении царила полная свобода, и студентам разрешалось делать все, что угодно. В результате жители Ваймара постоянно жаловались на выходки студентов, которые то раскрашивали по ночам городские статуи, то купались голыми к ужасу благовоспитанных бюргеров, то носили вызывающую одежду. Особенно шокировало большое количество женщин среди учащихся, что в первой половине XX века было еще крайне непривычным.

Преподавание в школе Баухаус

Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей.

Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.

Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.

Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце. В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.

Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:

Баухаус в Дессау

После того, как высшая школа Баухаус была закрыта в Веймаре и переведена в Дессау, стал вопрос о строительстве нового здания, которое смогло бы объединять в себе не только помещения для занятий, но также квартиры для многочисленных студентов. За разработку проекта взялся сам руководитель школы Вальтер Гропиус. Построенный всего за год кампус стал поистине культовым зданием. Сконструированный из бетона, стали и стекла, этот дом воплощал в себе все принципы конструктивизма, благодаря чему был назван современниками «храмом функциональности».

Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания.

Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением.

Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся.

Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века.

Баухаус и Россия

На протяжении всего своего существования Баухаус имел тесные связи с Россией. В числе единомышленников школы искусств бы художник из России Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера Баухауса. С 1921 года там преподавал Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в России.

После строительства здания в Дессау туда приезжало несколько делегаций из России, в числе которых был сам нарком Луначарский, а спустя год несколько преподавателей и студентов Баухауса побывали в Москве. Новый директор Баухауса, Ханнес Мейер, симпатизировал коммунистам, и после того как был уволен по настоянию мэра Дессау, то поехал в Россию вместе с несколькими студентами, назвав свой коллектив «Рот фронт». В Москве ими была устроена выставка, посвященная творчеству Баухауса, а позже они занимались проектированием города Биробиджан, принимали участие в разработке неосуществленного проекта Дворца Советов и других архитектурных объектов. Однако политическая атмосфера постепенно менялась, и Ханнес Мейер успел уехать из Советского Союза в Мексику, а вот судьба его студентов сложилась не так удачно: многие из них были арестованы и репрессированы.

В период 60-80-х годов в советской архитектуре стало заметно возвращение к идеям Баухауса. Необходимость массовой застройки привела к тому, что во всех городах начали возводиться достаточно дешевые здания из стекла и бетона в стиле конструктивизма, которые стали одним из символов советской эпохи.

«Баухаус: Лицо двадцатого века», документальный фильм, 1994 год:

Стиль баухауз зародился в 20-х годах прошлого века, в Германии. Основателем стал архитектор Вальтер Гропиус — руководитель высшей школы строительства и конструирования. Идея стиля заключалась в максимально эффективном использовании жилого пространства, отказе от излишней роскоши и фактурных форм, в пользу эргономики и функционализма.

Данное направление значительно повлияло на массовое производство мебели. Создатели стиля стремились к промышленному, конвейерному производству красивых, удобных и доступных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы.

Именно в стилистике Баухауз, впервые стали использоваться встроенные шкафы и мебель на металлическом каркасе, а также разборная и модульная мебель.

В России Баухауз быстро обрел популярность и востребованность, так как был родственным , который тогда, уже зародился в советском пространстве.

Баухауз в интерьере: каноны стиля

Главными постулатами в интерьере Баухауз являются эргономика и эстетика.
К тому же все предметы интерьера должны быть функциональными и полезными.
Украшением комнаты считается не декор и аксессуары, а рациональное использование пространства, правильная геометрия, продуманное освещение и качественная бытовая техника.

Для интерьера в стиле Баухауз, все элементы подбираются под конкретные особенности человека, чтобы сделать пребывание в доме максимально комфортным и продуктивным.

Материалы и оформление

Фаворитами при выборе отделочных материалов являются самые практичные: металл, дерево, кожа, стекло и пластик.
Цветовую гамму в баухаузе составляют: желтый, красный, черный, серый, и как дополнительные: коричневый, зеленый, синий.

Отделочные работы характеризуются простотой. Стены оформляются штукатуркой или обоями с простым геометрическим рисунком.
На пол можно стелить качественный линолеум (имитирующий дерево или металлическую поверхность) либо паркет, ламинат.

Стилевая мебель

Простота, практичность, функциональность — вот чем стоит руководствоваться при выборе мебели. Отсутствие лишнего декора и компактность также важные критерии выбора. Такие громоздкие предметы мебели, как шкаф, необходимо встраивать, в угоду экономии полезного пространства.

Кстати, мебель на хромированном металлическом каркасе является визитной карточкой стиля.

Освещение

Освещение должно быть обильным. Большие окна, встроенные светильники, настольные лампы и напольные торшеры (с плафонами правильной геометрической формы: прямоугольник, круг, квадрат) прекрасно впишутся в стиль.



Декор?

Поскольку лишние предметы, а в особенности декоративные безделушки, в интерьере баухауз не жалуют, дополнить стиль смогут разве что картины в стиле абстракционизма или кубизма, и добротный ковер на полу, дополняющий собой цветовую палитру интерьера.



Стиль баухауз в интерьере ванной комнаты
Гостиная в стиле Баухауз

Стиль баухауз в интерьере спальной комнаты

Стиль баухауз предлагает иной взгляд на красоту и доказывает, что простые формы красивы сами по себе, а порядок и эргономичность дороже массивности и пышности.
Такой интерьер придется по душе прагматичным людям, которые ценят комфорт и практичность.

В Веймаре. Несмотря на свое название, и на то, что ее основателем был архитектором, в Баухаус в течение первых лет своего существования не было архитектурного отделения. Тем не менее, школа была основана с идеей создания WORK OF ART — произведений, в котором все искусства, в том числе архитектура, в конечном итоге будут собраны.

14 лет истории школы Bauhaus

Школа существовала в трех немецких городах: Веймар с 1919 по 1925 год, Дессау с 1925 по 1932 — на фото, и Берлине с 1932 по 1933 год, в рамках трех различных архитекторов-директоров: Вальтер Гропиус с 1919 по 1928 год, Ханнес Майер с 1928 по 1930 год и Людвиг Мис ван дер Роэ с 1930 до 1933 года, когда школа была закрыта собственным руководством под давлением нацистского режима. Нацистское Правительство утверждало, что школа была центром коммунистического интеллектуализма. Хотя школа была закрыта, персонал продолжал распространять свои идеалистические заповеди, после того как они покинули Германию и эмигрировали.


Изменения места и руководства приводило к постоянным смещениям фокуса, техники, преподавателей, и политики. Например: магазин керамики был закрыт, когда школа переехала из Веймара в Дессау, хотя он был важным источником доходов; когда Мис ван дер Роэ взял на школу под управление в 1930 году, он превратил её в частную школу, и не позволил сторонникам Ханнес Мейер принять в ней участие.


Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925


Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».


Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.


Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.


Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920

Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920

Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920

Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.


Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.


Жилой дом Хауз-ам-Хорн
Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.


Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.


Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931


Здание школы со стороны входа
Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.


Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау
Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.


Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

  1. Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
  2. Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
  3. Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
  4. Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
  5. Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
  6. Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
  7. Здание Баухауза в Дессау - главное архитектурное сооружение 20-х годов;
  8. Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
  9. И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

на английском

Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács

Посетить

События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;

Официальный сайт, посвященный