Инвертор бытовой 12 в 220. Высокое напряжение и не только. Поиск поломок и их устранение

Автолюбители и любители активного отдыха на природе многие десятилетия мечтали, чтобы можно было с собой взять телевизор и остальную бытовую технику. Эта мечта осуществилась благодаря современным ШИМ контроллерам, на которых стали делать повышающие преобразователи напряжения с 12 на 220 Вольт. Эффективность достигает 95%, что позволяет эффективно использовать энергию даже небольшого аккумулятора.

Благодаря китайцам, интернет-магазины завалены автомобильными инверторами 12 в 220 Вольт. Но как вы знаете, они любят завышать характеристики и продавать китайские Ватты.

Про основные характеристики вы можете прочитать в предыдущей статье « ». Здесь рассмотрим особенности автомобильных преобразователей, которые пользуются наибольшей популярностью.


  • 1. Мощность
  • 2. Напряжение питания
  • 3. Форма синусоиды
  • 4. Источники тока
  • 5. Проверка работоспособности

Мощность

Заявленная мощность дешевых преобразователей напряжения с 12 на 220 часто бывает завышена или является максимальной мощностью. Продавец об этом может просто умолчать, и вы узнаете об этом после того как он сгорит. Большинству из вас не требуется 1000 или 5000 Вт, достаточно 500W.

Применение инвертора не ограничивается только автомобилем, установить можно дома и на даче. Нас в первую очередь интересует возможность подключения светодиодных светильников и светодиодных ламп. Большинству читателей не хочется покупать специализированные лампочки и прожекторы на 12В, потому что пользоваться придётся ими редко. Рационально их приобрести только при частом использовании.

Периодически просматриваю изменение ассортимента в магазинах, встретился недорогой автомобильный инвертор 12 в 220 на 500вт. Цена слишком низкая, прикрывают распродажей, уверен на 100%, что магазин темнит.

Решил разобраться, оказалось:

  1. 500W – это максимальная кратковременная в течение 1 минуты.
  2. 360W — пиковая в течение 15 минут;
  3. 240W – реальная долговременная номинальная мощность.

Не устанавливайте своими руками приборы мощностью более 300 -500W, это должен делать автоэлектрик. Слишком большая вероятность, что спалите что-нибудь в машине.

При максимальной нагрузке можно измерить напряжение на выходе, у слабого оно проседает, и вместо 220 получите значение ниже.

Никогда не используйте прибор на полную мощность, оставляйте запас в 10-20%. Запас имеют только дорогие преобразователи. Учитывай это при покупке и расчёте нагрузки.

Благодаря развитию китайской промышленности, сейчас многие отечественные бренды торгуют ширпотребом. Некоторые бренды России принадлежат китайцам, они уже полмира скупили. Ширпотреб – это берется готовый товар на китайском заводе и ставится наименование своего бренда и продаётся в России. Поэтому одни и те же модели продаются под разными названиями.

Без нагрузки (на холостом ходу) повышающий преобразователь тока имеет достаточно высокое энергопотребление. Это показатель может быть от 5вт до 15вт, ток соответственно до 1А. Он может полностью высадить ваш источник, если забудете его отключить.

Напряжение питания

Входное напряжение автоинвертора обычно от 10 до 15 вольт. Для грузовиков нужен с 24 на 220. Толщина проводов, идущих от аккумулятора до инвертора при 24В будет в 2 раза меньше, небольшой плюс для большегрузов. Автомобильный должен иметь защиту от скачков в электрический сети авто.

Особое внимание уделите толщине проводов, идущих от аккумулятор до преобразователя напряжения. Малая толщина может вызвать перегрев. Обычно я считаю так, что сечение медного кабеля равно количеству Ампер. Например, если сечение 1,5мм 2 , то кабель держит до 15А. Если мощность автомобильного инвертора 500W на выходе, то его полное потребление от аккумулятора будет на 20% больше.

  • 500W * 1,2 = 600W
  • 600W / 12В = 50А

При максимальной нагрузке на инверторе в 500W, ток по кабелю от аккумулятора авто будет 50 Ампер. Сечение медного кабеля требуется 5мм 2 . Если оно будет меньше требуемого, то кабель будет нагреваться, изоляция плавиться. Замыкание автоаккумулятора сопровождается целым фейерверком искр и звуковыми спецэффектами. Получается типа сварки, металл сильно разогревается и плавится.

Бортовой компьютер некоторых авто очень плохо переносит низкое напряжение питания. Такое не очень давно случилось у родственника на Рено Колеос, питание просело и бортовой комп подгорел, и машина стала полуживая. Официальный дилер предложил только замену всего блока полностью стоимостью от 100.000руб. Пришлось обратится к электронщику, который перепаял микросхему за 5000руб и всё снова заработало.

Форма синусоиды

Чистый синус и модифицированная синусоида

Некоторые читатели обращаются с вопросом, какая синусоида на выходе инвертора 12V 220V лучше, прямоугольной формы или чистая синусоида? Из-за особенностей преобразования самое простое это получить переменный ток с прямоугольными импульсами частотой 50Гц. Конечно это не естественная синусоида как в домашней сети. Современные ШИМ контроллеры могут делать форму практически естественной, но состоящую из коротких импульсов, так называемую чистую синусоиду. Не каждый электроприбор сможет правильно работать на квадратном синусе. Отказываются правильно работать электродвигатели, холодильники, микроволновые печи.

Индикаторы для дополнительного контроля

Чистая синусоида в автоинверторе 12 220в предпочтительней, на неё рассчитаны все электрические приборы, но такие гораздо дороже. Модифицированная синусоида заставляет схемы работать в нештатном режиме. Повышается нагрев радиоэлектронных деталей, дроссели начинают шуметь. Похожие результаты можно получить, если диммировать светодиодную лампу, которая не поддерживает регулировку яркости. При 160В светодиодная лампа начинает мигать и сильно трещать.

Источники тока

..

В качестве источника питания обычно выступает основной аккумулятор автомобиля. Мне часто приходится общаться с автоэлектриками и иногда заниматься диагностикой бортовой электроники транспорта специальными диагностическими приборами.

Рекомендую для питания преобразователя тока использовать отдельную батарею на 12v. Частенько забывают отключить сам инвертор или нагрузку от него, и он полностью высаживает основной аккумулятор авто под капотом. Высаживает очень сильно, потом завести двигатель очень сложно, когда нечем прикурить.

  1. номинальная ёмкость 55 Ампер часов;
  2. максимальный ток 500А, влияет на отдачу тока стартеру при запуске двигателя;
  3. номинальной напряжение 12В.
  4. запас энергии полностью заряженного 12В * 55Ач = 660вт

Знаю мощность вашего источника, вы можете рассчитать примерное время работы. Только не надо сильно высаживать ниже 11В, иначе это сильно сократит срок его службы. Храните батарею только в заряженном состоянии.

Для контроля оставшейся емкости на корпусе делают окошко, в котором индикатор красным и зелёным цветом показывает текущее состояние.

Для питания повышающего преобразователя аккумулятору не нужны такие характеристики, как высокий пусковой ток и устойчивая работа при низких температурах. Это поможет вам сэкономить денежку и взять ёмкость побольше. Отличные параметры потребуются только для эксплуатации в отдаленных районах крайнего севера, когда при низкой температуре ёмкость и ток снижаются.

Многие из вас знают, что по «Закону и защите прав потребителей» некоторые товары можно вернуть обратно в течение 14 дней если вам не понравился цвет, форма или сила тока. Ко мне обращаются с вопросом, можно ли купить аккум, попользоваться им неделю на даче и потом вернуть обратно в магазин с возвратом денежки. Получить денежку обратно по закону получится только в том случае, если не будет возможности обменять на аналогичный товар.

Проверка работоспособности

Освещение светодиодной лампой

Срок службы автоинвертора 12 220в зависит от степени защиты от влаги и пыли. В машине бывает много пыли, влажный воздух и конденсат. Если в корпусе есть вентиляционные отверстия, то загрязнения легко накапливаются внутри. Примером служит системный блок от компьютера, который чистить приходится каждые полгода.

Если перестал работать, то сделайте следующее:

  1. прочитайте инструкцию, производитель мог намутить с функционалом;
  2. подождите пока инвертор остынет;
  3. проверьте на короткое замыкание, обычно отваливаются провода в электрических вилках;
  4. проверьте предохранитель повышателя, даже если он многоразовый;
  5. прозвоните предохранитель прикуривателя;
  6. посмотрите на индикаторы режима работа, они могут подсказать неисправность.

После покупки рекомендую сразу проверить его на работу с номинальной нагрузкой. Для этого подключите к нему лампы накаливания, подходящей мощности. Например, 2-5 лампочек накаливания на 100вт. Пусть поработают в течение 30 минут, за это время автомобильный инвертор 12 220V должен прогреться до рабочей температуры, если окружающая атмосфера выше 0 градусов.

Ваттметр Robiton PM-2

Контролировать количество потребляемых ватт можно на индикаторе преобразователя напряжения с 12В на 220в, он есть в дорогих моделях. Проще купить бытовой ваттметр на 220В и подключить его. Я использую Robiton PM-2, очень высокая точность до 0,1W, другие подсчитывают гораздо хуже. Стоимость Robiton PM-2 равна самому дешевому китайскому ваттметру, а точность на порядок выше.

Продаются и отдельные встраиваемые модули вольтметра и амперметра, но они стоят дороговато от 600 руб. За эту сумму можно купить 2 самых простых мультиметра типа В830, B831. Затем подключить их, как позволяет ваша фантазия, примотав наноизолентой к корпусу инвертора.

С полгода назад приобрел себе автомобиль. Не буду описывать все сделанные для его улучшения модернизации, остановлюсь только на одном. Это инвертор 12-220В для питания бытовой электроники от бортовой сети автомобиля.
Конечно, можно было бы приобрести его в магазине за 25-30$, но смущала их мощность. Для питания даже ноутбука тока с 0,5-1 ампера, который выдает большинство автомобильных инверторов, явно маловато.

Выбор принципиальной схемы.
По своей природе я человек ленивый, поэтому решил не «изобретать велосипед», а поискать в интернете похожие конструкции, и приспособить схему одной из них для своей . Время очень поджимало, поэтому в приоритете были простота и отсутствие дорогих запчастей.

На одном из форумов была выбрана простая схема на распространенном ШИМ контроллере TL494. Недостатком этой схемы является получение на выходе прямоугольного напряжения 220 В, но для импульсных схем питания это не критично.

Подбор деталей.
Схема была выбрана потому, что практически все детали можно было взять из компьютерного блока питания. Для меня это было очень критично, потому как до ближайшего специализированного магазина более 150 км.

Из пары неисправных блоков питания на 250 и 350 Вт были выпаяны выходные конденсаторы, резисторы и сама микросхема.
Сложность возникла только с высокочастотными диодами для преобразования напряжения на выходе повышающего трансформатора, но тут меня спасли старые запасы. Характеристики КД2999В меня вполне устроили.

Сборка готового устройства.

Собирать устройство пришлось в течение пары часов после работы, потому как планировалась дальняя поездка.
Так как время было очень ограничено, искать дополнительные материалы и инструменты я просто не стал. Пользовался только тем, что оказалось под рукой. Опять же, из-за скорости не стал использовать приведенные на форумах образцы печатных плат. За 30 минут на листке бумаги была разработана собственная печатная плата, и ее рисунок перенесен на текстолит.
При помощи скальпеля был удален один из фольгированных слоев. На оставшемся слое, по нанесенным линиям были прочерчены глубокие канавки. При помощи изогнутого пинцета, он оказался наиболее удобным, канавки были углублены до не проводящего ток слоя. По местам установки деталей при помощи шила, оно на фото не попало, были сделаны отверстия.

Сборку я начал с установки трансформатора, использовался понижающий одного из блоков, его просто перевернул и вместо понижения напряжения с 400 В до 12 В, он его повышал с 12 В до 268В. Заменой резисторов R3 и конденсатора C1, можно было снизить выходное напряжение до 220 В, но дальнейшие эксперименты показали, что этого делать не стоит.
После трансформатора, в порядке уменьшения размера я установил оставшиеся запчасти.



Полевые транзисторы, было решено ставить на удлиненных вводах, чтобы они легче крепились к радиатору охлаждения.

В итоге получилось вот такое устройство:

Остался только завершающий штрих – крепление радиатора. На плате видно 4 отверстия, хотя самореза только 3, это просто в процессе сборки было решено немного изменить положение радиатора для лучшего внешнего вида. После окончательной сборки получилось вот что:

Испытания.
Специально испытывать устройство, не было времени, оно было просто подключено к аккумулятору от блока бесперебойного питания. На выход была подключена нагрузка в виде лампочки на 30 Вт. После того как она загорелась, устройство было просто заброшено в рюкзак, и я поехал на 2 недели в командировку.
За 2 недели, устройство ни разу не подвело. От него запитывались различные устройства. При замере мультиметром, максимальный полученный ток достигал 2,7 А.

Преобразователь своими руками 12-220V

В последнее время все больше людей увлекается сборкой инвертеров (преобразователей) своими руками . Предложенная сборка способна выдать мощность до 300Вт .

В качестве задающего генератора задействован старый и добрый мультивибратор. Разумеется, такое решение многим уступает современным высокоточным генераторам на микросхемах, но давайте не забудем, что я стремился максимально упростить схему так, чтобы в итоге получился инвертор, который будет доступен широкой публике. Мультивибратор - не есть плохо, он работает более надежно, чем некоторые микросхемы, не так критичен к входным напряжениям, работает при суровых погодных условиях (вспомним TL494, которую нужно подогревать, при минусовых температурах).

Трансформатор использован готовый, от UPS, габариты сердечника позволяют снять 300 ватт выходной мощности. Трансформатор имеет две первичные обмотки на 7 Вольт (каждое плечо) и сетевую обмотку на 220 Вольт. По идее, подойдут любые трансформаторы от бесперебойников.

Диаметр провода первичной обмотки где-то 2,5мм, как раз то, что нужно.

Схема устройства:


Основные характеристики схемы

Номинал входного напряжения - 3,5-18 Вольт
Выходное напряжение 220Вольт +/-10%
Частота на выходе - 57 Гц
Форма выходных импульсов - Прямоугольная
Максимальная мощность - 250-300 Ватт.

Недостатки

Долго думал какие у схемы недостатки, на счет КПД, оно на 5-10% ниже аналогичных промышленных устройств.
Схема не имеет никаких защит на входе и на выходе, при КЗ и перегрузке полевые ключи будут перегреваться до тех пор, пока не выйдут из строя.
Из за формы импульсов, трансформатор издает некий шум, но это вполне нормально для таких схем.

Достоинства

Простота, доступность, затраты, 50 Гц на выходе, компактные размеры платы, легкий ремонт, возможность работы в суровых погодных условиях, широкий допуск используемых компонентов - все эти достоинства делают схему универсальной и доступной для самостоятельного повторения.

Китайский инвертор на 250-300 ватт, можно купить где-то за 30-40$, на этот инвертор я потратил 5$ - купил только полевые транзисторы, все остальное найдется на чердаке думаю у каждого.

Элементная база

В обвязке минимальное количество компонентов. Транзисторы IRFZ44 можно с успехом заменить на IRFZ40/46/48 или на более мощные - IRF3205/IRL3705, они не критичны.

Транзисторы мультивибратора TIP41 (КТ819) можно заменить на КТ805, КТ815, КТ817 и т.п.

С успехом подключал к этому инвертору телевизор, пылесос и другие бытовые устройства, работает неплохо, если устройство имеет встроенный импульсный БП, то вы не заметите разницы в работе от сети и от преобразователя, в случае запитки дрели - запускается с неким звуком, но работает довольно хорошо.

Плата была нарисована вручную обыкновенным маникюрным лаком.


Начальная цель для проекта была сделать мощный 12 на 220 преобразователь. Основное достоинство данного устройства, это простота сборки, выполненная по двухтактной схеме. Всего 2 полевых транзистора, без каких-либо задающих генераторов. Даже, если опыта работы в таком деле, как сборка преобразователя, но есть огромное желание попробовать, то в этом нет ничего сложного, вы можете собрать без труда его своими руками .

Необязательно покупать какие-то детали для устройства, все компоненты можно найти у себя дома в старой технике.

Давайте посмотрим видеоролик преобразователя:

Что касается параметров преобразователя, к сожалению, выходная частота переменная, но вы легко ее можете превратить в постоянный ток, устанавливая на выходе выпрямитель и большой конденсатор с расчетной емкостью где-то 100 микрофарат, при напряжении в 400 вольт. Рабочая частота зависит от лц-контура. В качестве катушки у нас идет первичная обмотка катушки. Установлены 2 дросселя. Обмотка не имеет отвод.


В качестве силовых ключей применены мощные канальные транзисторы высоковольтного типа. Их можно заменить на любые низковольтные. Мощность в первую очередь зависит от трансформатора и палевых транзисторов.


Что касается схемы, она вам позволит снять до 500 ватт или полкиловатта выходной мощности, при этом не будет никаких задающих цепей и прочих конструкций.

На самой плате генератора помимо транзистора установлены также стабилитроны для стабилизации затворного напряжения. Затворный ограничитель есть еще и на 470 ОМ, для конструкции подойдет от 100 до 670 ОМ можно использовать.

Помимо этого установлены 2 диода.


При использовании одного общего теплоотвода, в обязательном порядке их нужно изолировать прокладками и изолирующими шайбами.

Перегревается у вас будет чуток-дроссель, поэтому его нужно обмотать проводом с диаметром до 2 мм.

Трансформатор использовался готовый 220 вольт с первичной обмоткой. Обмотка состоит из 8 витков толстого провода.

Схема может быть без средней точки или со средней точкой.


В нашем случае подключена лампа накаливания в 11 ват. Нам ее нужно засветить полным накалом.

От постоянного тока можно запитать все указанные выше приборы. Нельзя запитывать холодильник, пылесос, микроволновку. Можно запитать зарядку от телефона, ноутбука и даже компьютер.

Очень часто автолюбители используют свое транспортное средство в качестве дома на колесах, уезжая в поход или на рыбалку, на несколько дней. Безусловно, в таких условиях ощущается нехватка таких городских удобств, как чайник, ноутбук, камера, холодильник и прочих электроприборов, которые питаются от сети в 220V. Конечно, «запитаться» можно и от электрической сети автомобиля напрямую, но для этого потребуется куча разных адаптеров для каждого отдельного устройства, да и ноутбук или видеокамеру таким методом не зарядить. Можно попробовать купить специальные электроприборы, которые работают от прикуривателя, но это лишняя трата денег, так как дома такие модернизированные устройства вы использовать не сможете.

Оптимальный вариант - это недорогие и компактные авто инверторы 12/220В, которые также называются преобразователями. Принцип их работы предельно прост. Используя генератор тока, приборы преобразуют постоянное напряжение АКБ (12В для легковых машин и 24В для грузовых) в переменное, которое составляет 220В при частоте 50 Гц. Именно такое напряжение используется для работы обычных бытовых устройств, подключенных к розетке у вас дома.

Чтобы выбрать инвертор и не навредить машине, достаточно воспользоваться несколькими рекомендациями и ознакомиться со следующими характеристиками.

Мощность инвертора

При покупке инвертора в первую очередь необходимо уделить внимание мощности устройства. Для этого определите, с какой мощностью приборы вы планируете использовать. Дело в том что преобразователь нужно покупать тот, у которого мощность будет составлять чуть больше чем у электроприборов. Найти эту информацию можно в техническом паспорте инвертора. Если вы нашли маркировку 300% - это будет обозначать, что мощность прибора составлять в 3 раза больше чем у чайника или ноутбука. На самом деле, достаточно будет и 30-50%. Таким образом, если вы будете использовать видеокамеру мощностью 500 Вт, то инвертор нужно покупать уже на 650-750 Вт.

Полезно! Чем мощнее будет инвертор, тем большее количество различных приборов вы сможете к нему подключать.

Тем не менее, стоит учитывать, что генератор автомобиля не всегда может выдать нужный ток. Например, для ВАЗ 2110 инвертор автомобильный 12/220V 2000W может и не подойти, так как мощности генератора в этом случае не хватит и машина начнет работать на холостом ходу, активно питаясь от АКБ. В этом случае инвертор будет работать при 175А, а генератор авто сможет обеспечить только 80А, и то при условии 5000 об/мин, что чревато дорогостоящим расходом топлива. Согласитесь, покупать такой преобразователь нецелесообразно, поэтому сперва лучше оценить возможности автомобиля, чтобы не разрядить его аккумулятор.

Стоит также учитывать, что чаще всего инвертор выдает на выходе намного меньше ватт, чем заявлено в паспорте прибора. Например, 300-ватный преобразователь, по факту может порадовать только 190-200 вольтами. 600-ватный прибор тоже, скорее всего, выдаст не больше 200-215 вольт. Зато инвертор автомобильный 12/220V 2000W не обманет. Поэтому лучше проверить выходное напряжение устройства с помощью вольтметра.

Важно! Если вы решили подключить инвертор напрямую от АКБ, убедитесь что преобразователь выключен. Если вы заведете автомобиль при включенном инверторе, это может стать причиной выхода из строя бортовой системы.

Сказать какая мощность оптимальна для использования инвертора сложно, так как это напрямую зависит от характеристик вашего авто и мощности приборов. А если вы ищете преобразователь для грузового или габаритного автомобиля, не забудьте, что в этом случае вам понадобится уже инвертор автомобильный 24/220 V.

Потребление тока

Разные модели инверторов могут потреблять или не потреблять ток, когда они выключены. При постоянном потреблении необходимо отключать устройство вручную, скинув клеммы или нажав на соответствующую кнопку «Выкл».

Форма импульса

Еще одним немаловажным параметром при выборе инвертора является его форма импульса, которую прибор выдает после преобразования. Практически во всех недорогих моделях китайского производства выдающийся сигнал модифицируется. Это важно, так как вентилятор, ноутбук, насос и любой другое устройство, оснащенное трансформаторными блоками питания, может попросту сгореть от такого тока.

Поэтому если вы планируете использовать такую «серьезную» технику лучше купить инвертор автомобильный 12/220V чистый синус. В паспорте такого преобразователя обязательно должно быть это указано. Такое напряжение намного устойчивее и не повредит дорогостоящую аппаратуру, правда, стоят такие агрегаты тоже немало, от 4 500 рублей, тогда как обычный агрегат можно приобрести за 1 500 рублей.

Температурная защита

Покупая преобразователь, почти каждый автомобилист хочет использовать его как в холодное время года, так и жарким летом. Поэтому если этот параметр тоже важен для вас, обязательно уточните этот момент у продавца, а лучше прочитайте инструкцию и характеристики прибора. Чаще всего производители указывают диапазон от -5 до +40 градусов, но встречаются и более стойкие модели или, наоборот, инверторы, которые плохо переносят перепады температурного режима.

Кроме этого, качественный инвертор обязательно будет оснащен системой, предохраняющей от:

  • неправильного подключения электроприборов;
  • несоблюдения полярности;
  • коротких замыканий;
  • слишком низкого или высокого входного напряжения;
  • перегрева;
  • перегрузок на выходе.

Производители автомобильных инверторов

Сегодня на рынке представлен довольно широкий выбор автомобильных инверторов различной мощности и стоимости. Самыми популярными моделями сегодня являются:

  • AcmePower 12/220V 1000W. Внешне прибор не вызывает никаких нареканий, дизайну производитель уделил много внимания, так же как и к самой начинке. Прибор подключается напрямую к аккумулятору - это может стать минусом. А если говорить о плюсах, то безусловно - это его цена, которая сегодня составляет около 9 300 рублей. Также стоит отметить, что агрегат оснащен защитой от перегрева, повышенного или пониженного входного напряжения и многим другим.

  • Ritmix RPI-6010 Charger. Преобразователь стоимостью порядка 4 500 рублей отличается своей мощностью и отличными характеристиками. При этом он может обслуживать приборы, работающие от сети или от USB. По сути, это устройство 3 в одном, которое является одновременно преобразователем, зарядным устройством для аккумулятора автомобиля, а также источником резервного питания. При этом инвертор переключается в разные режимы очень быстро (не более 4 секунд).

  • MeanWell 12/220V 1500W. Стоит такой агрегат чуть больше 2 000 рублей, при этом он продается сразу с поводами, которые понадобятся вам для его подключения к АКБ. Кроме этого, в комплекте идет провод для прикуривателя. Многие пользователи не рекомендуют использовать прибор на полную мощности, при подключении к прикуривателю автомобиля. Преимуществом такого инвертора, помимо его стоимости, является его компактность.

Стоимость приборов зависит от их мощности, таким образом, автомобильный инвертор 12/220V in 1500W будет стоить на порядок выше 300-ватного. Но при этом на стоимость также будет влиять форма импульса, о которой мы говорили ранее. Чтобы выбрать оптимальное устройство и не переплачивать за лишнюю энергию, оцените какие именно электроприборы вам жизненно необходимы.

В заключении

Использовать инвертор постоянно не рекомендуется, особенно если речь идет о довольно мощном приборе. В этом случае вы рискуете значительно сократить срок «жизни» автомобильного аккумулятора. Если есть возможность старайтесь задействовать прикуриватель, ну а если вы хотите посидеть за ноутбуком на рыбалке, то редкое применение преобразователя позволит вам чувствовать себя комфортно даже в лесной чаще.