Детские ритуалы – польза или вред? Какими могут быть ритуалы? Принесение треб как языческий обряд благодарности Родным Богам: что это такое

Между такими понятиями, как «Обряд», «Ритуал» и «Обычай» ошибочно принято ставить знак равенства. Но так ли это? Давайте разберёмся. Для начала стоит совершить краткий экскурс в прошлое с тем, чтобы разобраться, как жили наши предки, из чего складывался их быт, их представления о жизни, как и сама их жизнь.

Каких-нибудь лет двести назад, среднестатистический крестьянин, несмотря на существовавшее в ту пору крепостное право, на деле – подчеркнём это слово - веровал в святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вера его была подкреплена действиями: он ходил в церковь, каялся и молился, обращался к богу с просьбами и благодарил его. Ребёнок, не успев родиться, тут же должен был быть крещён, ибо по тогдашним (да и по теперешним канонам) считалось, что некрещеному младенцу в случае ранней смерти не попасть в рай божий.

Из года в год, как только зима начинала сдавать свои права, крестьяне начинали закликать весну, а каждую осень повторялось одно и то же – крестьяне поблагодарили землицу-матушку за урожай (кто-то благодарил богов и свой род, кто-то благодарил бога единого), начинали гулять свадьбы и готовиться к зиме. Но отличалась ли чем-то жизнь крестьянина от, положим, жизни человека, относящегося к иному сословию? Да, но не существенно. Ведь он точно также крестил своих детей, по выходным сам хаживал в церковь, и делал массу иных вещей, которые были приняты в его кругу.

В октябре семнадцатого всё изменилось. Религия была объявлена опиумом, церковная жизнь была, как бы задвинута за жизнь общественную, за жизнь светскую. Вместо церкви народ начал активно ходить на демонстрации, где чествовал своих новых кумиров.

Все вышеперечисленные действия в той или иной степени были, есть и будут в жизни каждого человека. Нет, это вовсе не означает, что Вы ходили, ходите и будете ходить в церковь или на демонстрацию, это означает, что в Вашей жизни так или иначе будет нечто, что повторяется из года в год, или нечто, что повторяется от случая к случаю именно в тот момент, когда у Вас возникает в чём-то потребность.

Как только потребность возникла, Вы предпринимаете те или иные повторяющиеся действия, которым придаёте символическое значение. Вы можете делать что-то, совершенно об этом не задумываясь, просто так когда-то делала Ваша бабушка или Ваша мама, которая до сих пор делает то же самое. Откуда Вам известно это, и что это означает, Вы понятия не имеете. Вы просто делаете, особо не задумываясь.

Прежде чем выйти замуж, Вы получаете благословение от родителей, вне зависимости от вероисповедания. Прежде чем умершего человека предадут земле или огню, его моют и одевают, как бы тем самым снаряжая в дальний путь. Новорожденного приносят в церковь, где служитель культа, осуществив ряд неких последовательных и устойчивых действий (например, вне зависимости от того, ребёнка какого пола ему принесли) совершает таинство крещения.

Таким образом, мы с Вами плавно подошли к определению термина обряд. Подытожим и актуализируем само определение. Обрядом принято считать некие последовательные (или повторяющиеся) действия, имеющие символическое значение.

У некоторых тут же может возникнуть вопрос: Что такое Обряд Инициации? Ответ прост и лежит на поверхности. Обряд Инициации – это набор неких последовательных символических и устойчивых действий, благодаря которым индивид считается приобщённым к той или иной группе, к тем или сакральным знаниям или тайнам, к тому или иному эгрегору.

С понятием Ритуал, как ни странно, всё гораздо проще. Ведь Ритуал – это несколько обрядов, объединённых между собой единой идеей (логикой или потребностью).

В воображении среднестатистического человека, при слове «ритуал» тут же рисуется картина некого торжественного акта, где роли всех участников и их действия строго регламентированы, строго последовательны и каждое из них имеет своё совершенно чёткое значение, хотя на первый взгляд, может показаться, что в данных действиях напрочь отсутствует всякая логика. Признаться честно, зачастую всё именно так и бывает. Но почему же так? Да ровным счётом потому, что виной тому является Обычай.

Наша «матрёшка» сложилась! Ведь Обычай – это комплекс Ритуалов, а Ритуал – это совокупность обрядов, Обряды же (повторимся) - это повторяющиеся устойчивые действия, имеющие сакральное значение, сакральную суть. Всё просто, понятно и логично.

Теперь, когда мы чётко понимаем и различаем между собой три вышеназванных понятия, давайте разберёмся, какие же обряды бывают.

Какие обряды бывают?

На самом деле можно выделить огромное количество обрядов, объединив их по тем или иным критериям. Мы сегодня хотим поговорить у двух из них, условно разделив их на:

  • Обряды на привлечение
  • Обряды на избавление.

Уже из самого названия следует, что в первом случае, целью обряда является приглашение и принятие в свою жизнь (либо в жизнь того, на кого обряд делается) чего-то или кого-то. Это что-то может быть как со знаком «плюс», так и нести в себе негативный заряд. Как правило, данные обряды совершаются на растущей Луне. Обязательным атрибутом выступает заговор (намерение, облачённое в словесную форму). Обряд, подкреплённый заговором и некими действиями или иными компонентами (например, призывом Первостихий: Ветра, Огня, Земли, Воды или же иными магическими предметами (ножами, травами, костями и т.д.)) – будет называться ритуалом.

Обряды на избавление чаще всего делаются на убывающей Луне. Логика та же самая. Ритуал может даровать человеку избавление от кого-то недуга, много лет мучавшего его, или избавление от одиночества. А можно и «даровать» что-то не очень хорошее, что вопреки воле человека, на которого делается обряд, войдёт в его бытийность.

Сегодня наша жизнь, как и жизнь наших предков полна обрядов, суть которых мы не всегда понимаем, да и порой вообще не догадываемся, что выполняя какие-то действия, мы совершаем обряд. У каждого обряды свои: у охотника, у строителя, у рыбака, у спортсмена, у учителя или студента, идущего сдавать экзамен, у человека, который засевает огород или ухаживает за скотиной. Да, возможно в городе обрядов меньше, чем у жителя деревни, но они всё равное существуют.

Конечно, любые обряды, в широком смысле, можно разделить на религиозные и на нерелигиозные. И здесь каждый из нас может вспомнить о том, что каждый год накануне Пасхи, в христианских, например, семьях принято красить яйца. Почему? Зачем? Мало кто знает ответ на данный вопрос. Просто потому, что так всегда в семье было принято. А ведь это тоже типичный пример обряда. Или, например, Колядки – тоже пример обряда, когда молодые парни и девушки ходят по домам, поздравляя хозяев с праздником, а взамен получают угощения. Данный обмен нацелен на получение всяческих благостей в новом году.

Даже светская свадьба, казалось бы, ничего общего не имеющая с какими-то там мифологическими обрядами, всё же включается в себя оные. Обмениваясь кольцами, новобрачные тем самым символически показывают незыблемость и бесконечность семейных уз, а также крепость любви. Таким образом, обмен кольцами - это тоже обряд.

Многие спрашивают: что такое воинский ритуал? А ведь это так просто! Принятие присяги – это типичный пример воинского ритуала, передача поста новому наряду и т.д. Это всё воинские ритуалы, складывающиеся, в некотором смысле, из обрядов.

Как правило, обряду и ритуалу всегда есть место в жизни человека, когда речь заходит о чём-то действительно важном, о чём-то по-настоящему значащем.

Симоронские ритуалы – что это такое?

В последнее время начал складываться новый вид ритуалов. Имя ему – симоронский ритуал. Кто-то уже знаком с данным видом ритуалов, которые, по сути, «создаются (придумываются) на коленке», т.е. возникают довольно спонтанно. На первый взгляд вообще может показаться, что симоронские ритуалы хаотичны, но это не так. Основная цель любого симоронского ритуала заключается в решении какого-то запроса. Например, человеку нужно привлечь в свою жизнь что-то важное (новую работу, новые прекрасные отношения) и он, либо сам, либо в группе единомышленников придумывает некий ритуал, который в массе своей берёт из головы, чётко настраивая себя на то, что после выполнения данного ритуала, названного симоронским, он получит желаемого. Как ни странно, но в массе своей именно так и происходит. Ведь ритуал – это вихрь позитивных эмоций, это проговаривание или пропевание аффирмаций или их выкрикивание, сопровождаемое и подкрепляемое телесными практиками: хороводами, прыжками через костёр или иные препятствия, прогулками вокруг деревьев и т.д. Это как бы заявление или заказ, который человек отправляет в Космос, в надежде получить желаемое.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что обряд, ритуал и обычай – это три составляющих любой национальной культуры, вне зависимости от географического местоположения, вне зависимости от вероисповедания или иных других отличительных особенностей. Пока есть человек, будут обычаи, состоящие из ритуалов, будут ритуалы, состоящие из обрядов.

Приветствие . Лучше, если данный ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. К примеру, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия бывают касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, к примеру, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всœегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и чувством легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всœегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по крайне важности). Часто – в форме притчи.

9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всœегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Οʜᴎ также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (к примеру, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определœениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определœенных действий".

b. "...... - ϶ᴛᴏ своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, ᴛ.ᴇ. выступают в значении других".

c. "...... - ϶ᴛᴏ не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всœегда и при всœех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "В случае если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом принято понимать подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они бывают предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.



9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".



3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Ритуал – «(от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» .

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Сакральный смысл еды

Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература
  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии - Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


  • Связь ритуалов и мифологем


  • Примеры ритуалов: приветствие, прощание, традиционная схема занятия, аплодисменты
Связь ритуалов и мифологем

Ритуалы, то есть установленный традицией порядок выполнения определенных действий, обладают очень сильным психотерапевтическим воздействием. Об этом уже прекрасно знали и невежественные шаманы варварских племен, и жрецы греческих храмов, и халдейские мудрецы. И поныне психотерапевтическую мощь ритуалов и обрядов эффективно используют последователи разнообразных эзотерических учений, целители всех мастей, маги, колдуны, экстрасенсы.

Практический психолог также не может не учитывать магические свойства ритуалов, играющие удивительные роли на сцене человеческого подсознания и вследствие этого привлекающие внимание философов и психологов. Э. А. Цветков, известный психотерапевт, на основе синтеза достижений европейской психотерапевтической мысли, русского знахарства и экзотических восточных учений (психологические аспекты буддизма, индийская медитация и т. д.) разработал новый подход, названный им психотерапией знаковыми системами, частным случаем которых являются ритуалы (1995).

Цветков придает огромное значение знаку, форме как первопричине того или иного чувства. Знаковые системы (ритуалы, обряды, заклинания и т. п.) генерируют в человеке мощные переживания, усиливающиеся за счет явления индукции. Измененное (трансовое, или шаманское) состояние сознания позволяет совершить важную внутреннюю работу переформирование, изменение душевных процессов, вплоть до трансформации личности. В этом секрет излечений верующих после фанатичных молитв в храмах или "снятия порчи" многочисленными московскими "потомственными колдуньями".

Для того, чтобы ритуал превратился в подобную "магическую" знаковую систему (способную осуществить если не глубинную личностную трансформацию, то, по крайней мере, смену определенных установок), он должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек. Вероятно, существуют ритуалы, обладающие силой воздействия на всех людей. Аналитические психологи-юнгианцы сказали бы, что это ритуалы, имманентные базовым архетипам человечества.

В то же время один и тот же человек может скептически наблюдать за ритуальными жестами и заклинаниями колдуна над магической пентаграммой и ехидно усмехаться, но почти сразу впадать в транс от аналогичных жестов гипнолога-психотерапевта. И только потому, что во втором случае знаковая система ритуала оказывается адекватной имеющейся у него мифологии, в которой нет места сакральным таинствам каббалы, но есть место "научной обоснованности" гипноза.

^ Ритуалы и бессознательные механизмы психики

Позволим себе напомнить важный факт, на который обратили особое внимание нейролингвистические программисты: наш мозг воспринимает любую информацию буквально, придавая словам их прямое значение. Идиоматические выражения для подсознания неприемлемы, точнее, приемлемы только в определенном, конкретном смысле. "У него денег куры не клюют" – для подсознания эта фраза и означает категорический отказ кур вышеуказанного субъекта клевать его монеты и банкноты. Подобный образ может появиться в сновидении как отклик подсознания на мысль, мелькнувшую в сознании, о богатстве какого-то человека.

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во все – как в происходящее в действительности. Ритуалы для него – не условно-игровые действия, а реальность. Следовательно, подсознание и реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма. Именно поэтому срабатывает психотерапевтический прием, помогающий ребенку избавиться от страха: когда малыш разрывает или перечеркивает рисунок, на котором изобразил свой страх, он совершает действия по реальному уничтожению этой негативной эмоции.

В общем-то, ритуал – это не более чем одна из форм игровой деятельности. Договариваясь о соблюдении некоторого ритуала, мы просто соглашаемся соблюдать четкие правила игры. Если эти правила принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект. Говоря языком нейролингвистического программирования, выполнение ритуалов задает подсознанию некоторую программу. В наших силах сделать эту программу позитивной.

В психологических тренингах ритуалы выполняют функцию "якорей", закрепляющих эти позитивные программы и создающих условия для их своевременного запуска. Психофизиологический механизм действия "якоря" базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. Скажем, с подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников фиксируется выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего "виктория!". А когда этот "якорь" будет поставлен достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить "якорь" может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего – "виктория!", под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.

Всем ведущим тренингов хорошо известно, что в длительно работающей группе ритуалы обязательно возникают естественным образом и становятся неотъемлемой частью группового процесса. Ведущий может обратить внимание участников на появившиеся ритуалы, включив их в арсенал сознательно используемых психологических средств тренинга.

Некоторые ритуалы (приветствие, начало и конец занятия, моменты психологической поддержки и т. п.) можно предложить в первые минуты работы группы. Другие – вводить постепенно, в логике группового процесса. Особую значимость приобретают ритуальные действия, предлагаемые самими участниками. В каждой группе появляются свои собственные ритуалы, подчеркивающие ее специфичность.

^ Примеры ритуалов

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

^ Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:


  1. Приветствие.

  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

  3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

  4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

  5. Разминочные упражнения.

  6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

  7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

  8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.

  9. Прощание.
Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

^ Вопросы и задания для самоконтроля


  1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

  2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

    1. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

    2. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

    3. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

  3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

  4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:
"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

  1. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

  2. Верно или неверно следующее утверждение:

    1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

    2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

    3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

  1. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

  2. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

  3. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.