К памятникам архитектуры древнего рима относятся. Архитектура римской империи. Триумфальная арка Тита

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

🌍 Географические условия

Береговая линия Италии, несмотря на длинную и узкую форму этого полуострова, гораздо меньше изрезана бухтами или природными гаванями, чем берега Греции. Италия не имеет в избытке островов. Хотя значительная часть страны очень гористая, но благодаря основному направлению главного горного хребта, Апеннины, тянущиеся от одного конца полуострова к другому, Италия, подобно Греции, не раздроблена на небольшие долины, разделенные друг от друга горами. Отсюда следующая отличие в характере и судьбах греческого и римского народов.

А) Римляне никогда не были мореплавателями и их колонизаторская деятельность носила совсем иной характер, чем у греков;
Б) Отсутствие в древности резкого соперничества между итальянскими городами, которые оберегали свою независимость менее ревностно, чем греческие, сделало возможным возвышение Рима путем поглощения соседних государств, что не удалось Афинам или Спарте.

Благодаря своему географическому расположению Италия служила посредницей в деле распространения по Европе искусства и культуры.

⛓ Условия выбора материалов

Италия по своем геологическом строении значительно отличается от Греции, где главным и почти единственным строительным материалом был мрамор.

В Риме под рукой находились следующие материалы:

1) травертин – твердый известняк с Тиволи;
2) туф, из которого состоит большая часть гор, окружающих Рим;
3) пиперина, что добывался в албанских горах и пуццолан.

В регионе также в избытке был гравий и песок высокого качества. Что позволило римлянам изобрести бетон, который состоит из известкового раствора, вулканического песка и щебня.
Подбор таких материалов способствовал прочности римских сооружений и возможности придать оъекту любую форму.

Стены поздниих сооружений обычно возводились из такого бетона и облицовывались кирпичом, камнем, алебастром, порфиром или мраморами самых сортов для декорации.

🙏🏻 Религиозные условия

Тесная связь религии Древнего Рима с его государственным устройством привел со временем к тому, что богопочитания стало поддерживаться правящей верхушкой только по политическим соображениям. Императору стали воздаваться божественные почести. Соответственно именно потому, храмовая архитектура носит на себе отпечаток официальности.

👩‍💻 Социально-политические условия

В раннюю эпоху полуостров был населен тремя народами.

В средней части Этрурии , жили этруски – народность вероятно арийского происхождения, поселилась в Италии в доисторические времена и проводила большую строительную деятельность.

На юге было так много греческих колоний, страна эта получила название Великой Греции .

Остальная Италия, исключая Цисальпинськую Галлию , была занята племенами, которые принадлежали к той же семье, что и греки.

Форма государственного устройства в Древней Италии, заключалась в том, что города и области сочетались между собой в союзы.

Рим сначала управлялся выборными царями, при участии сената и народного собрания, но около 500 г. до н.э. был введен республиканский образ правления, а в 27 г. до н.э. , при Августе, возникла империя.

📕 Исторические условия

Римская цивилизация существует с 8 ст. до н.э. по 5 ст. н.э. Годом основания Рима считается 750 г. до н.э.

Республика вела много удачных войн и покорила несколько этрусских городов, но в 390 г. до н. сама потерпела поражение от галлов, которые продолжали в течение определенного времени властвовать в северной Италии.
Около 343 г. до н. началось завоевание Римом Италии, завершено через 60 лет.

Затем пришла очередь войн с народами, обитавшими вне Италии.

Первая Пуническая война Рима с Карфагеном закончилась поражением карфагенян и преобразованием Сицилии на первую римскую провинцию.

Вторая Пуническая война была самой сложной из всех, которые до сих пор вели римляне. Карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию из Испании, победил всю высланную на него римскую армию и продержался там, пока не напали на Карфаген.

Третья Пуническая война закончилась полным разрушением Карфагена, который был превращен в римскую провинцию под названием Африки.

Были завоеваны Македония и Греция, присоединения последней мало в результате переселения в Рим многих греческих художников и перевозки туда, частично под видом военной добычи.

Периоды Древнеримской архитектуры:

  1. 1. Республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) Дома Помпеи и Геркуланума, храм Сибилы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме.
  2. 2. Императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э) Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); Триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей) Пантеон; термы императоров Каракаллы и Диоклетиана.

Особенности архитектуры древнего Рима:

  • Масштабное градостроительство
  • Строго организованная планировка города
  • Форум – центр общественной жизни столицы
  • Рационализм
  • Высокий уровень инженерного искусства
  • Развитие гражданского зодчества. Многообразие типов сооружений
  • Удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей масс
  • Использование бетонных конструкций

🏛 Конструкции Древнего Рима:


Стена и арка в римской архитектуре выполняли основную конструктивную функцию.
Стены возводились из мелких, грубых и дешевых материалов, как кирпич, бетон и облицовывались мрамором. Римляне первыми, применяя бетон, ввели в использование массы битого камня, связанного раствором. Такие стены имели грубый незавершенный вид. Римляне использовали два основных типа кладки: тесовую (квадровою), которая велась насухо, и бетонную.

Бетонная кладка была пяти видов:

Opus incertum – облицовка камнями неправильной формы;
Opus reticulatum – облицована квадратным камнем, расположенном по диагонали, под углом 45 градусов к горизонту.
Opus testaceum – вид стенной кладки, при которой стены выкладывались с обожженного кирпича, а между ними заливался бетон.
Opus mixtum – стенная кладка с кирпичной облицовкой, с прокладками туфа.

Арка. Римлянам были необходимы огромные размеры, ибо в отличие от греков они несли не столько духовные скрепы, сколько государственный строй. Поэтому, чтобы решить эту задачу, они придумали одну очень важную вещь: если строить все не из стоек и балок, а построить деревянный шаблон, по нему выложить подогнанные камни и замкнуть это все трапециевидным замковым камнем, после убирается шаблон и конструкция стоит.

Римляне активно внедряют арку, которая является революционным изобретением. Арочная конструкция более устойчива, чем стоечно-балочная, ведь арка работает на передаче сил распора на определенные точки: вытесанные клиновидные камни, опираются друг на друга и последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока не перейдет в опоры. Важным преимуществом арки, кроме ее устойчивости, является возможность выполнения ее в больших размерах.

В Древнем Риме распространенной была римская или полуциркульная арка, которая имеет форму полукруга, центр которого находится на уровне арочных пят.

Свод – выпуклое перекрытия или покрытие, которое соединяет стены, опоры зданий, сооружений, мостов и т. д. Своды дали возможность перекрытия больших пространств, чем это позволяла делать стоечно-балочная система. Свод образуется множественным повторением арки вдоль горизонтальной оси.

Купол – конструкция, перекрывающая круглые, многоугольные и эллиптические в плане помещения в виде свода, внутренняя поверхность которого создается вращением кривой (дуги, четверти круга, эллипса и т.д.) вокруг вертикальной оси.

🏗 Архитектурный характер сооружений Древнего Рима:

Отверстия играли ведущую роль в фасадах римских сооружений. Их верх делали прямоугольным, чаще полуциркульными. Часто складывалось полукруглое окно, разделенное на три просвета двумя каменными столбцами.

Большие арки часто выкладывались на кружалах, установленных в их пятах на уступы стены.

Своды и купола и большинстве случаев имели тщательную обработку внутренней поверхности кессонами. Устраивались также деревянные перекрытия.

Круглый цилиндрический свод из бетона и камня – основная форма перекрытия. Был распространен также крестовый свод, которым перекрывали квадратные в плане сооружения.
Круглые в плане сооружения перекрывались купольным сводом, а многоугольные – сомкнутыми сводами.

Кровля устраивалась с терракоты, как у этрусков. Устраивались плоские крыши с таврового железа и бетона, например, над некоторыми из больших залов римских терм. Потолки нередко украшались различными геометрическими узорами – сочетание квадратов, ромбов, восьмиугольников тому подобное.

Ордера применялись в связи с аркой, постепенно теряя свое конструктивное значение в сторону декоративного. Колонны становятся пилястрами. Ордера часто размещались один над другим и несколько ярусов.
Колонны ставились на пьедесталы для увеличения их высоты.

Тосканский ордер , имел гладкую колонну без каннелюр и несложный антаблемент.

Дорический ордер редко применялся римлянами. Дорическая колонна получила базу. Римляне видоизменили абаку и эхин, переделали карниз, введя в него пояс зубчиков (дентикул). Все триглифы, размещались на осях колонн. Мутулы обычно размещались только над триглифами, их наклон незначителен.

Ионический ордер имел капитель, которая часто имела волюты из всех 4 сторон. Антаблементы богаче, чем в греко-ионическом ордере.

Коринфский ордер был любимым ордером римлян и применялся для крупнейших храмов. Акантовые листья становятся более мягкие. Стержни колонн украшались каннелюрами.

Сложный (композитный) ордер был изобретен римлянами и встречался, как правило, в убранстве триумфальных арок. Капитель представляет собой сочетание ионической (верхняя часть) с коринфской (нижняя часть) Остальные детали скомпонованы по коринфскому образцу и не менее богато украшенные.

Римляне не были сильны ни в скульптуре, ни в живописи, но ценили греческие образцы.
Своды, пол, украшались мозаикой. Богатые и красивые эффекты достигались выстилкой полов и облицовкой стен различным мрамором. Появлялись первые примитивные фрески.
Характерным были спирально завитая ветвь аканта с завитками, украшенными розетками или фигурами фантастических животных и птиц. Для римлян важное гражданское, так называемое обычное зодчество.

В мире есть города, знаменитые особой атмосферой, в них можно просто приехать и наслаждаться отдыхом. Но есть места, похожие на философскую книгу, которую мало прочитать, но еще нужно понять. Рим - именно такой город, где каждый дом или улица имеют свой смысл. Тысячелетняя история оставила здесь огромное количество следов разных эпох и стилей, поэтому, отправляясь в столицу Италии, желательно немного разбираться в архитектурных особенностях различных направлений градоустройства. Мы не будем повторять информацию Википедии, а сделаем краткий обзор достижений культуры строительства, интерьера и ландшафтного дизайна, которая в Риме представлена как ни в каком другом городе мира.

У истоков

Рим возник на основе двух цивилизаций: древнегреческой и этрусской. Последний народ считается самым загадочным на земле, язык и культура которого до сих пор не изучены. Но этруски оставили потомкам большинство технологий в строительстве и планировке городов. От греков Рим взял прочные материалы и элементы художественного оформления. Так родилась уникальная архитектура, которая поражает туристов и дает почву для научных трудов ученых.

Во II веке сформировался особый стиль Рима, где Античность переплетается со Средневековьем, а роскошная отделка совмещается с прогрессивными для своего времени инженерными решениями. Многие строения того времени и сегодня не утратили своей масштабности. Так, знаменитый Колизей может поспорить с любым современным стадионом по размерам и организации входов и выходов.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Изучая достижения римских строителей и дизайнеров, мы с удивлением признаем их авторство над многими знакомыми нам технологиями:


  • Изобретение бетона (в те времена смесь воды, извести и щебня) позволило многим зданиям Раннего Рима выстоять под натиском времени и природных катаклизмов. Именно технология заливки бетона позволила строить многоэтажные здания.

  • Изобретение акведуков не только решило проблему водоснабжения, но и стало прототипом мостов и дорог.

  • Арки и опоры стали характерной чертой римских зданий, что не только украсило их внешний вид, но и значительно укрепило конструкции.

  • Свод потолка - еще одно понятие, которое было «изобретено» в Древнем Риме. Без него невозможно представить ни один храм или дворец, и все это благодаря идее неизвестного римского архитектора соединить несколько арок в виде замкнутой окружности. Красивейшим примером этого новшества является знаменитый Пантеон.
  • От греков римская архитектура приобрела понятия симметрии и регулярности форм. Большинство зданий украшались типичными ордерами (дорическим, тосканским, ионным и коринфским). Это особая форма колонн, которые встречаются повсеместно в известных римских постройках. Сами колонны стали больше декоративным элементом, тогда как несущими стали массивные стены и пилястры.

Проводя реконструкцию зданий Старого Рима, современные мастера поражаются прочности и продуманности кладки: использование кирпичей различной формы, заливка пустот бетоном, использование блоков из травертина.

Примеры архитектурных шедевров

По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.

Республиканское правление (II век до н. э. - 31 год со дня Р. Х.)

Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.

Правление Августа

После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:


  • Пантеон.

  • Палатинский холм.

  • Мавзолей августа.

  • Колизей.

  • Театр Марцелла.

Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.

При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.

Расцвет империи

Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:

  • При Антонине Благочестивом возводится храм Антонина и Фаустины.
  • Марк Аврелий увековечил свое имя знаменитой колонной.

  • Император Септимий Север построил массивные триумфальные ворота.

  • Благодаря Каракалле Рим узнал прелести общественных бань. Сегодня они, к сожалению, почти полностью разрушены.


  • Император Аврелиан возвел величественный храм Солнца.

  • Термы Диоклетиана позволяют лучше представить быт и обычаи древнего города.

Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.

Период Средневековья

В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.

Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).

Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.

За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.

Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.

Эпоха Ренессанса

После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.

Барокко

Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.

Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.

Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.

Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой - легкий, динамичный и изящный.

Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.

Архитектура Древнего Рима - принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. - VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум - площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры - львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод - также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком - одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.