Гипервозбудимость, отставание в развитии, проблемы в общении ребёнка далеко не всегда вызывают у родителей беспокойство. Многие считают нарушения индивидуальными особенностями и ждут, когда малыш «израстётся». Всегда ли такая тактика оправдана, и чем она может обернуться, когда придёт время идти в школу? Как помочь будущему первокласснику?
Эксперт портала «Сибмеда» – Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».
Главное – своевременность
То, что состояние детей, имеющих какие-либо нарушения развития в раннем возрасте, поддаётся коррекции, для специалистов сегодня – неоспоримый факт. Правда, результаты могут быть разными – всё зависит от структуры нарушения и возраста начала системой работы. И всё же, своевременное, а точнее, максимально ранее вмешательство с принятием комплексных мер сегодня даёт существенный эффект, отмечают эксперты. Увы, для многих родителей это не всегда очевидно.
«Независимо от сложности дефекта, при обеспечении систематической работы с ребёнком до 7-ми лет сегодня можно достигнуть очень многого, – рассказывает Людмила Кожевникова. – Тем не менее, в Новосибирской области, как и по всей стране, очень много семей, в которых при обнаружении у ребёнка какого-либо нарушения говорят: «подрастёт – израстётся», «я сама в 5 лет заговорила» и так далее. Такой, скажем, не совсем серьёзный подход в плане развития детей ведёт к негативным результатам. Не надо быть ни врачом, ни педагогом, чтобы понять: если у ребёнка в определённые периоды наблюдается отставание в развитии от возрастной нормы, нужно срочно обращаться к специалистам».
Известно, что в развитии ребёнка существуют так называемые сенситивные периоды, когда с помощью психолого-медико-педагогического воздействия любое нарушение в развитии наиболее эффективно корректируется. В сложных случаях состояние ребёнка в этот период способно просто выйти на более высокий уровень.
Наиболее удачен в этом отношении период, который Людмила Кожевникова называет «золотым» – от нуля до 3-х лет. Многое можно сделать и в так называемый «серебряный» период – от 3-х до 7 лет. Всё дело в том, что именно в это время особенно велика способность организма к включению компенсаторных возможностей, а также адаптации к новым условиям и мобилизации всех жизненных ресурсов.
Сегодня специалисты всё чаще используют термин «абилитация», хотя в обиходе ещё осталось привычное «реабилитация». Отличие «абилитации» от «реабилитации» в том, что, если во втором случае специалист помогает пациенту (в данном случае – ребёнку) вернуть утерянные функции (например, в результате аварии), то в первом случае речь идёт о развитии функций, отсутствующих с рождения.
Абилитация до 7-ми лет крайне важна ещё и потому, что в этот промежуток времени перед ребёнком, который начинает учиться в школе, ставятся новые обучающие задачи. К этим задачам ребёнок должен быть готов психологически и эмоционально. В свою очередь, их трудно, а то и вовсе невозможно решить, не пройдя предыдущие этапы развития.
Сегодня, как заметила Людмила Алексеевна, детей, имеющих проблемы с развитием в первом классе, немало. Часто среди проявлений таких проблем встречается гипервозбудимость, социальная и физическая неготовность, проблемы общения, неусидчивость, трудности с концентрацией внимания и так далее. И это ещё не самые печальные симптомы.
«Много встречается и социальной незрелости, и неврологической патологии, и психоневрологии в связи с отсутствием до 7-ми лет полной диагностики, и как следствие, своевременной систематической коррекции Родитель ожидает, что ребёнок, придя в школу, будет делать то же, что и все, но так не получается. И на данном этапе начинается бег по кругу специалистов с ожиданиями быстрого исправления всех проблем у ребенка. А уже в 10-12 лет никакой колоссальной динамики быть не может, и у родителей, не занявшихся ребёнком своевременно, наступает разочарование и нередко опускаются руки».
И всё-таки, как не упустить тревожных звоночков? Для этого существуют специальные скрининг-тесты, где прописаны обязательные навыки и умения ребёнка в том или ином возрасте. Найти их несложно: к услугам родителей –книжные магазины и газетные киоски, и, конечно, интернет. При нахождении несоответствия умений ребёнка его возрасту нужно обратиться к педиатру, который, в свою очередь, направит родителя с ребёнком к узким специалистам.
Абилитационная терапия: классические методы
Сегодня нуждающейся семье доступно множество методов абилитации. Многие из них можно бесплатно получить в муниципальных и государственных учреждениях, а некоторые вполне применимы в домашних условиях.
Основная тенденция современной абилитационной терапии – комплексный подход. Если раньше ребёнок с нарушениями развития был отдан на откуп одним лишь врачам, то сейчас медицинская составляющая детской реабилитации – лишь часть комплексной терапии. Помимо врача, с ребёнком сегодня работают психологи и педагоги (а в некоторых случаях врач нужен лишь при наличии у ребёнка соматического заболевания).
В то время, как головной мозг ребёнка получает дополнительное питание с помощью лекарственных препаратов, специалисты психолого-педагогического профиля помогают ребёнку формировать и автоматизировать новые навыки, интегрировать их в свою жизнь. Таким образом, у ребёнка не только активизируются физиологические возможности, но и стимулируется способность к различным видам деятельности – мозговой, когнитивной, игровой, речевой и так далее.
Некоторые новые направления детской абилитации специалисты уже называют классикой. Речь идёт, например, о позиционной терапии, которую начали применять в нашей стране около 20 лет назад. Суть позиционной терапии в том, чтобы нивелировать патологические с точки зрения физиологии позы ребёнка и формировать правильные. По словам Людмилы Кожевниковой, сегодня без такой терапии в самом раннем возрасте просто не обойтись, особенно при нарушении опорно-двигательного аппарата. Сегодня для позиционной терапии существуют всевозможные технические средства.
Свою эффективность продемонстрировали и мотивирующие абилитационные технологии. Их использование также требует специального оборудования, в данном случае это специальные тренажёры и велосипеды. Ребёнок, зафиксированный на таком велосипеде, крутит педали и понимает, что ему это нравится и его захватывает этот процесс. По словам специалистов, это помогает ребёнку справиться не только с расстройствами вестибулярного аппарата, но и с психоневрологическими нарушениями. Оборудование для такой терапии изначально производили лишь в США, сегодня «мотивирующие» велосипеды изготавливаются и в нашей стране, в том числе в Новосибирске.
Дельфинотерапия: хорошо, но недостаточно
Что касается таких «экзотических» методов реабилитации, как, например, иппотерапия, дельфинотерапия и канистерапия (контактирование с собаками в лечебных целях), то, несмотря на то, что они, по словам Людмилы Кожевниковой, заслуживают не менее серьёзного отношения, чем «классика», столь нетрадиционная терапия всё же вторична.
«Канистерапия, иппотерапия – это очень хорошо, любое животное даёт ребёнку позитив , – говорит Людмила Алексеевна. – Но и такая терапия должна быть системной. Рассчитывать на то, что вы 2-3 недели позанимались и у вас будут изменения, не стоит. Некоторые родители говорят: мы летом поедем на дельфинотерапию, и этим ограничиваются. Конечно, этого недостаточно, и только на эти методы не стоит возлагать надежды, они помогут лишь в комплексе с другими методами».
К вспомогательным методам детской абилитации относят и музыкотерапию. По словам специалистов, если правильно использовать при работе с ребёнком музыкальное сопровождение, терапия дает очень хорошие результаты. Сегодня даже существуют различные методики этого направления.
А вот водные процедуры, хоть и не относятся к первоочерёдным методам абилитации, неизменно остаются лучшим подспорьем на пути к позитивным переменам. По словам специалиста, если ребёнок будет не менее двух раз в неделю заниматься в бассейне, это пойдёт на пользу не только абилитационному процессу, но и общему состоянию ребёнка.
Абилитационные центры: где получить помощь?
Сегодня в любом городе работают муниципальные реабилитационные центры, где льготникам предоставляются места за счёт бюджета, учреждения здравоохранения и образования. Льготы на получение реабилитационных услуг получают все дети с нарушением развития, которым установлен статус психолого-медико-педагогической комиссией или в бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов).
Много сегодня и частных центров, предоставляющих услуги абилитации. Свои «плюсы» и «минусы», как водится, есть везде. Что же выбрать родителям?
Чтобы попасть государственное учреждение, порой необходимо выждать очередь, которая может растянуться на месяцы. Однако из этой ситуации есть выход: по словам Людмилы Кожевниковой, специалисты могут и должны научить родителей необходимым методам абилитации детей в домашних условиях.
Что касается частных центров и специалистов, то их «минус» в отсутствии системной работы. Обычно коммерческие центры предоставляют родителям возможность посещать любые занятия и процедуры в любое время, что может способствовать перегрузке ребёнка всевозможными манипуляциями. А это, по словам специалистов, сказывается на ребёнке не самым лучшим образом.
«У родителей часто бывает такая ошибка: как только они увидели положительную динамику, они пытаются усилить воздействия на ребёнка, не понимая, что тем самым можно усугубить состояние ребенка и получить регресс , – говорит Людмила Кожевникова. – Это может дойти до стимулирования патологической активности головного мозга, которая в некоторых случаях может стимулировать эпиактивность и даже эпилептические приступы».
Выход из этой ситуации – повышенная внимательность к ребёнку. Людмила Кожевникова советует родителям проявлять чуткость к состоянию своего чада, принимать во внимание возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем меньше должна быть нагрузка) и не перегружать его в погоне за результатами.
Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.
Категории детей с нарушениями в развитии
У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.
Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:
- С нарушениями зрения;
- С нарушениями слуха;
- С нарушениями речи;
- С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- С нарушениями поведения;
- С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- Умственно отсталые дети;
- С задержкой психического развития;
- С комплексными нарушениями развития.
Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.
Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.
Профилактика нарушений развития у детей
Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.
Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.
Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.
Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.
Итак, эффективная профилактика включает:
- Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
- Благоприятную среду для развития малыша;
- Отсутствие конфликтов в семье.
Коррекция нарушений психического развития
В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.
Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.
Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.
Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.
Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения - лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.
Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.
В особенно тяжелых случаях поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления ребенка на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.
Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты ставят диагноз только после того, как ребенок поступит в первый класс.
Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.
Виды умственной отсталости
Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:
- легкая умственная отсталость;
- умеренная;
- тяжелая;
- глубокая.
Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации. Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать себя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.
Ребята с умеренной умственной отсталостью (а это около 10% от общего количества) должны получить необходимую помощь в раннем дошкольном возрасте. При адекватном воспитании и лечении их общее развитие будет протекать гармонично, хотя и с отставанием от здоровых детей на 3-4 года. Обычно умеренная умственная отсталость проявляется у ребят, которым поставили диагноз «синдром Дауна». В целом такие дети способны освоить основные навыки коммуникации и самообслуживания, но только если кто-то будет их постоянно контролировать и направлять. Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.
Дети с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (это не более 4% от общего количества детей с нарушением интеллекта) попадают под наблюдение медиков уже в первые недели жизни. Физическое развитие их имеет свои, несвойственные здоровым детям особенности, в некоторых случаях проявляются аномалии. Как правило, дети с таким диагнозом значительно позже сверстников начинают сидеть, стоять, ходить и говорить. Физическое развитие протекает замедленно, проявляются хронические заболевания разной степени тяжести. Только к 10-12 годам их уровень развития начнет соответствовать уровню развития малышей 2-3 лет, а к подростковому возрасту - уровню старшего дошкольника или ученика первого класса.
И последняя категория, к которой относится не более 2% детей с нарушением интеллекта, - дети, которые страдают умственной отсталостью в глубокой степени. О проблеме родителям сообщают еще в родильном доме, отмечая у новорожденного четко выраженную асимметрию лица и другие признаки отставания в развитии.
С такими детьми работать сложнее всего, так как для них проблемой будет научиться даже обслуживать себя самостоятельно и потреблять пищу.
Причины развития заболевания
Нарушение интеллекта, которое повлечет за собой замедленное развитие, связано с:
- унаследованными заболеваниями;
- генетикой;
- внутриутробными нарушениями;
- возрастом женщены, превышающим допустимые нормы (более 45 лет);
- тяжелой беременностью;
- травмами во время родов;
- воспалением мозговых оболочек;
- черепно-мозговыми травмами.
Развитие детей с нарушением интеллекта происходит по своему графику и имеет свои особенности. Обычно такие дети познают окружающий мир через прикосновения и через рот. Именно так они получают возможность узнать максимум о предметах и объектах, которые их окружают.
Если речь идет о детях с легким нарушением интеллекта, то речевые навыки у них развиваются в том же возрасте, что и у здоровых детей, - около двух лет. У некоторых из них поэтапное развитие несколько замедляется, но к более позднему возрасту они почти догоняют сверстников.
Положительное обращение с такими ребятами и признание их среди сверстников может помочь им выработать уверенность в себе и даже проявлять лидерские качества.
Сложности детей с нарушением интеллекта
Нарушение интеллекта ведет за собой определенные сложности и трудности для детей в освоении окружающего мира и развития в целом. Как правило, это:
- несоответствующие развитию речевые навыки: дети часто пользуются жестами для того, чтобы донести до собеседника информацию, что, в свою очередь, усложняет вербальную коммуникацию;
- неспособность заводить друзей: развитие детей не позволяет им понять сверстников, что делает для них сложным участие в играх из-за неспособности усваивать правила;
- проблемы в освоении школьной программы.
Сложности в общении
Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта к трем годам страдают нарушениями речи, то есть практически не говорят, даже если речевые навыки у них относительно развиты. Таких ребят можно легко отличить по поведению: они остаются в стороне от играющих сверстников, отмалчиваются, не играют игрушками.
Очень важно начинать работать с такими малышами в раннем возрасте, развивая речевые навыки, так как именно они станут базой для дальнейшего психологического развития. Специалисты считают, что на развитие общения у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте влияют:
- незрелость возрастных форм общения на фоне общей несформированности структурных компонентов общения;
- дефицит внимания родителей, негативно влияющий на развитие социально-коммуникативных навыков;
- авторитарный стиль общения, что в случае с детьми с нарушением интеллекта просто непозволительно.
Осознавая некоторую неполноценность, такие ребята стараются лишний раз не говорить с окружающими. Если диалог возникает, то в большинстве случаев он сводится к нескольким коротким фразам. Это связано:
- с быстрым прекращением потребности высказываться, что самой собой сводит беседу на нет;
- с нехваткой у ребенка сведений, необходимых для построения правильного ответа;
- со скудностью словарного запаса;
- с неспособностью понять собеседника, что приводит к не всегда адекватным высказываниям в ответ на встречную реплику.
Окончательный диагноз «нарушение интеллекта» может быть поставлен только после многочисленных комплексных обследований у ряда специалистов. Это необходимо для того, чтобы исключить из группы таких детей с низким коэффициентом интеллекта, но при этом вполне способных стать полноценными членами общества.
Трудности с обучением
Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В зависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми. Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.
Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием.
Детям с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.
Самооценка
У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.
Чтобы ускорить социализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.
Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.
Можно ли вылечить нарушения интеллекта?
К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.
Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.
Роль игровой деятельности
Детям с нарушением интеллекта с ранних лет нужно прививать интерес к играм, пытаясь через них влиять на психическое развитие. Лучше всего это получается делать у воспитателей специализированных учреждений. Очень важно, чтобы ребенок как можно лучше овладел игрой, так как это благоприятно скажется на дальнейшем его умственном и речевом развитии.
Известно, что в дошкольном возрасте основными являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята придумывают для себя роли, диалоги, используют игрушки и предметы-заместители, таким образом создавая свой мини-мир, где действуют по своим правилам.
Очень важно, что, играя в сюжетно-ролевые игры, дети копируют манеру поведения, отношения взрослых. Таким образом они знакомятся с разными видами человеческой деятельности, налаживают контакты друг с другом.
Чтобы дети с задержками в интеллектуальном развитии смогли играть в такие игры, необходимо их подготовить. Этим и занимаются родители и педагоги в специализированных учреждениях. Со временем в жизнь ребенка можно будет ввести подвижные и дидактические игры.
Тема 2. Дети с нарушениями в развитии
Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная
норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше-
ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче-
ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня-
тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни-
ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии».
Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в
развитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органические
и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социали-
зация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в
работе с детьми с нарушениями в развитии.
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об-
ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети-
ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по-
нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз-
личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль-
ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностями
в развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо-
го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети с
нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз-
вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее
«дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной из
функций, который нарушает психическое развитие только при определен-
ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз-
вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и
воспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно-
го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать
вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре-
бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио-
нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-
личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и
ощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару-
шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное и
вторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описание
трудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили и
третичное нарушение. Особое значение для полноценного психического
развития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучение
и воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, которая
призвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения в
развитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двояким
образом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с одной
стороны, социальная направленность компенсации на приспособление к
тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный
тип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому,
линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка с
особенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем или
иным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада-
ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни
новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности
на нарушение, компенсацию в процессе развития.
1.1. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития»
К детям с особенностями развития относят тех, у которых финические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обусловливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.
Дети с отклонениями в развитии - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь коррегироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.
В основе отклонений в развитии лежат, в одних случаях, органические или грубые функциональные нарушения центральной нервной системы, в других - периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми являются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий,
подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие наступает немота - вторичный дефект. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой ос-
нове речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку их возникновение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции человека, его сознание, его личность. Л. С. Выготский писал, что «недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения» 1 .
Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- пишет Л. С. Выготский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» 2 .
Согласно этому положению Л. С. Выготского, чем дальше разведены между собой первопричины (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (наруше-
1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.
" Там же. С. 291.
ние в развитии психических процессов), тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Например, в речевом развитии глухого ребенка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения ее произносительной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собственной речью. Вместе с тем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй, семантика), имеющие опосредованную связь с первичным дефектом, в условиях специального обучения коррегируются в большей степени за счет активного использования письменной речи.
В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту развития.
Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных.
На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют разный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависимость количественного и качественного, своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.
Своеобразие ребенка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения первичного дефекта. Например, характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни. Возникновение умственной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную структуру этого дефекта и специфику аномального развития.
В коррекционной педагогике выделяются основные 10 категории детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:
с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие или, как их раньше назвали, тугоухие;
незрячие (слепые), слабовидящие;
со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);
умственно отсталые и с различной степенью выраженности задержки психического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);
Ф со сложными нарушениями (незрячие умственно отсталые; слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи и др.);
Ф аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).
У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:
а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например: грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, да и многое другое, что препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;
б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, которые особенно очевидны у детей с пониженным слухом и специфическими речевыми нарушениями;
в) отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют в нем немногие части и свойства, далеко не всегда осмысливают их значение.
К числу основных задач 1 , решаемых коррекционной педагогикой, относятся следующие:
комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняющихся от нормы;
определение качественного своеобразия структуры их нарушений;
» разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;
* обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;
установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении. Определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с на рушением развития;
разработка специальных технических средств, помогающих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;
определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;
нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.
1 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.
Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, полученных путем экспериментальных исследований и целенаправленных систематических наблюдений за отклоняющимися в развитии и нормально развивающимися детьми различных возрастов. Эта работа осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.
Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка» 1 .