Картины в разных стилях интерьера. Декоративная живопись в интерьере. Общие принципы выбора картин для интерьера

Живопись это направление в искусстве, которое пришло к нам с незапамятных времен. Первый человек и тот пытался украшать пещеры наскальной живописью.

Она присутствовала во все времена, она развивалась, совершенствовалась, появлялись новые стили и направления. Живопись всегда использовали для украшения интерьеров. На протяжении многих веков не утрачивает свою актуальность художественная роспись стен.

С помощью живописи в интерьере усиливалась и подчеркивалась выразительность определенного стиля. Она присутствовала и в изготовлении мебели, в украшении стен и потолков, в украшениях предметов быта. Трудно переоценить ее роль в развитии духовной жизни человека.

Одной из ярких представительниц и разновидностей живописи является фреска.

В переводе с итальянского языка слово "fresco" означает свежий. Фреска представляет собой художественную роспись по сырой штукатурке, это одна из древнейших техник росписи стен. Точной даты появления фресок никто назвать не может.

До сегодняшних дней сохранились храмы эпохи Возрождения, стены которых украшали величайшие художники - виртуозы, такие как Микеланджело, Рафаэль и гениальный Леонардо Да Винчи. В искусстве христиан фреска была одним из излюбленнейших способов украшения не только внутренних стен каменных храмов, но и дворцов и замков.

В основе изготовления современных фресок лежат экологически чистые материалы. Сегодня фрески представляют собой различные полотна, которые легко можно приклеить на любую основу.

Основа может имитировать старинную стену, в этом случае мастер покрывает ее маленькими трещинками. Эффект трещин и ручное исполнение дают возможность любому изображению стать произведением искусства, что придает интерьеру ощущение старины.

Все работы мастера- художники выполняют вручную, по индивидуальным заказам. Фрески могут быть различных размеров, они долговечны и не боятся воды.

Гобелены

Любителей гобеленов во все времена было предостаточно. Гобеленами назывались настенные безворсовые ковры с определенной художественной композицией. Ни один замок, ни один дворец не обходились без этих предметов роскоши. Ими, как правило, были украшены стены и полы.

Выполнялись гобелены руками простых мастеров, но представляли собой настоящие произведения искусства. Настоящие мастера всегда имели заказы и были, что называется, нарасхват.

В настоящее время гобеленовое ремесло стало пользоваться успехом у владельцев загородных домов и больших элитных квартир. И это нисколько не удивляет, потому что эксклюзивность любому интерьеру придают индивидуальные мелочи. Сегодня гобелены выполняются не только вручную, но и на специальном цифровом оборудовании, которое позволяет создать настоящие шедевры. Гобелены, выполненные на машинном оборудовании можно считать произведениями искусства 21-го века.

Они способны воплотить в себе традиционную эскизную живопись и современную компьютерную графику, которая позволяет на текстильном полотне передать подлинное дыхание художественной картины.

Картины

Произведения живописи во все времена добавляли любому интерьеру респектабельности. Картины добавляют жилищу гармонию, красоту и придают ему неповторимость и индивидуальность.

Умело размещенные и со вкусом подобранные и картины, эстампы, ковры, фотографии и другие живописные произведения помогут преобразить дом, они сделают его уютным и оригинальным, они способны добавить особенность любому стилю. Картина поможет завершить дизайн интерьера. Наличие картин в доме говорит о художественном вкусе хозяина, о его предпочтениях, о его благополучии. Картины можно считать одним из традиционных украшений интерьеров самых разных стилей, цветов и направлений. С помощью картин помещению можно добавить визуального объема, сделать его более контрастным, а можно привнести элегантности и мягкости.

Художественная организация пространства способна придать дому атмосферу комфорта и релаксации. Картины никогда не утратят своей эстетической ценности, популярности и благородной красоты.

Декоративные художественные пано

Этот вид декоративного искусства всегда радовал взгляд не только просто го обывателя, но и вельмож и коронованных особ разных времен. Декоративныепано могут быть созданы из различных материалов.

Такими материалами могут быть полудрагоценные камни, драгоценные металлы, мозаика, мореное дерево различных пород, включая экзотические породы, перламутр, а так же разнообразные предметы быта.

Современные технологии дают возможность изготавливать пано художественной сложности и любой конфигурации. Декоративные пано может быть выполнено в виде портретов любимых людей, животных, в виде неподражаемой копии картины знаменитого мастера живописи, мифологических или былинных картин, великолепных пейзажей.

Очень часто создаются абстрактные композиции, тогда в декоративномпано могут присутствовать любые предметы интерьера. В любом случае, такое украшение помещений, сделает их интерьер неповторимым и роскошным.

Живопись в интерьере сегодня

Сегодня живопись является одним из основных средств с помощью которой можно создать неповторимый, живой и яркий интерьер.

Живописные композиции могут быть различными, начиная с орнаментальных, и заканчивая сюжетными. Выполняются они различными живописными техниками.

Располагаться такие композиции могут на различных частях архитектурных сооружений, как внутри, так и снаружи помещения. Современные технологии дают возможность живописать на любых плоскостях.

Вся живопись непосредственно связана с архитектурой здания или помещения. Различные техники художественной росписи позволяют играть с масштабами пространства помещения, при этом используются законы перспективы, визуализация и «обман зрения», в результате можно двигать стены, поднимать или опускать потолки.

Сочетание живописи в интерьере, лепного декора и художественного или дворцового паркета придадут помещению уникальный, респектабельный, элитарный, законченный и гармоничный образ, который завораживает богатством и дарит прекрасный мир любому помещению.

Картины в интерьере раставляют акценты, создают настроение, ощущение гармонии и завершенности. Каждая техника живописи хороша по-своему, сегодня Prostocomfort остановится на картинах маслом.

Особенности

В живописи маслом используются специальные краски, в составе которых имеется высыхающее масло, а кроме того - сухой пигмент. Часто это масло мака, льна или грецкого ореха. Основной материал, на котором работают масляными красками - это холст.

Преимуществом масляной краски является долговечность, особенно в сравнении с акварелью или пастелью. Если картину покрыть лаком, то в течение нескольких лет она будет оставаться без изменений.


Функции картин в интерьере

Картины в интерьере вполняют несколько функций: они украшают, создают особую атмосферу и неповторимый дизайн, придают уют, заполняют энергетикой, делают помещение стильным. Картина - не только произведение искусства, но и очень эффектный и необходимый элемент дизайна.

В зависимости от задач картина в интерьере может быть как объединяющим центром, так и акцентом. С помощью картин можно скорректировать восприятие мебели, визуально изменить интерьер, осуществить зонирование помещения.

Главным стилевым мотивом может стать монументальная живопись. Она дает возможность манипулировать пространством: за счет перспективы визуально увеличивать или, наоборот, уменьшать помещение.


Произведения монументальной живописи размещаются в местах, специально предусмотренных дизайнерским или архитектурным проектом. Основные функции фундаментальной живописи - объединять и завершать дизайн помещения, организовывать пространство и создавать для человека духовно и идейно насыщенную среду.


В каких стилях уместно использование живописи

Гармонируя с дизайном интерьера, живописные картины формируют эмоциональный фон помещения, придают индивидуальность, подчеркивают и усиливают выбранный стиль.


Каждому из стилей будет уместно соответствующее оформление: живопись (маслом или акварелью), барельефы, витражи, фарфоровая посуда, напольные вазы. Для того, чтобы правильно выстроить интерьер, необходимо погрузиться в избранный стиль, продумать его вплоть до самых мелких деталей.


Так, в японском стиле уместны картины на шелке, пейзажи в стиле сансуй, картины на ширмах, суми-ё.


Для барокко и рококо характерны картины, декорированные богатым багетом.


В английский стиль превосходно впишется тематика охоты.


Для помещения в стиле эклектики подойдут импрессионистские картины.


В классическом интерьере идеально будут смотреться картины в стиле барокко, реализм, романтизм. Широкий багет из профиля под золото привнесет в интерьер атмосферу роскоши.


Стиль минимализма, хай-тек в интерьере сочетается с картинами, выполненными в стиле футуризма и абстракционизма.


Для поп-арта в интерьере характерны фотографические, рисованные изображения больших размеров: картины, активно эксплуатирующие изображения банок кока-колы и супа Campbell, а также образы знаменитостей Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мао Дзедуна.


Где возможно использование живописи маслом в интерьере

Кроме картин, в интерьере можно использовать живопись маслом и на других поверхностях: витражи, вазы, посуда. Как правило, это зависит от стиля оформляемого помещения.

Некоторые предпочитают художественную роспись стен или потолка. Горы, море, звездное небо - все это вполне возможно получить у себя дома. Материалы здесь могут быть различными, начиная от цветной штукатурки и флуоресцентных красок, и оканчивая традиционной масляной живописью, исполненной по всем правилам техники.


Оригинально в интерьере смотрится витраж. Помимо традиционной техники его создания (соединение кусочков цветного стекла при помощи металлического контура) существует современная пленочная технология, а также художественная роспись по цветному стеклу. Однако она производится специальными витражными красками.

Расписывание оконных стекол масляными красками является скорее имитацией витража, однако эта техника также давно известна и заслужила свое место среди различных направлений живописи.


Тематика картин

Первое помещение, куда попадают гости - это прихожая, или холл. Это помещение задает тон всем остальным, поэтому не стоит выбирать картины броских тонов и резких линий. Для прихожей оптимальны небольшие картины в стиле минимализма.

Картины в гостиной должны создавать спокойную и домашнюю атмосферу. Это может быть пейзаж, натюрморт или портрет. Достаточно нескольких полотен, которые вписывались бы в интерьер и привлекали внимание. Здесь можно размещать симметричные и асимметричные композиции.


На Востоке считается, что изображенные в столовой плоды с яствами способствуют изобилию. Поэтому для столовой и кухни удачным будет натюрморт или цветочные букеты. Картина не должна быть большой и желательно выполнена в сочные и ярких цветах.

Картина должна располагаться на высоте глаз, чтобы она попадала в поле зрения без дополнительных усилий: центр картины всегда должен находиться посередине между уровнем глаз человека в сидящем и стоящем положении.

Если стена велика, то на ней должна быть либо одна большая картина, либо несколько более мелких; маленькая картина на большой стене будет выглядеть нелепо.


Для визуального увеличения площади помещения нужно выбрать картину с удаленной перспективой, а при низком потолке - вертикальные изображения.

Чтобы сделать комнату светлее, картина должна быть в светлых тонах.

Не следует размещать над камином картины, не защищенные стеклом, так как копоть может испортить краски.

Вешайте картину на ту стену, где меньше всего прямых солнечных лучей.
Картины лучше размещать на однотонную стену.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Декоративная живопись в интерьере

Введение

1.5 Объект и обоснование выбора

1.6 Краткое описание помещений

Глава 2. Специальная часть. Декоративное панно

2.1 Проект и обоснование дизайнерского решения

2.1.1 Сюжет декоративного панно

2.1.2 Выбор формата

2.1.3 Композиция в декоративной живописи

2.1.4 Колористическое решение

2.2 Технологии и материалы применяемые в практической работе

2.2.1 Основа для декоративного панно

2.2.2 Красящие материалы

2.2.3 Кисти

2.3 Выполнение практической части

Глава 3. Экономическая часть

Глава 4. Охрана труда и безопасность

4.1 Охрана труда и трудовой кодекс

4.2 Должностная инструкция художника

4.3 Инструкция по охране труда для художника

Заключение

Библиографический список

Список иллюстраций

Приложение

Введение

Выбор данной темы исследования обусловлен актуальностью декоративной живописи для оформления современного интерьера.

Современный дизайн интерьера невозможно представить без произведений искусства - картин, скульптур, фотографий. Живопись играет важную роль в организации внутреннего пространства помещения и выполняет функции не только украшения, но и изменяет зрительное восприятие, обогащает интерьерное пространство и формирует неповторимый стиль.

Во все времена ценились уникальные, индивидуальные интерьеры. Такие интерьеры приравниваются к произведениям искусства, они индивидуальны, и эта индивидуальность определяется рядом особенностей, отделкой пола и потолка, мебелью, которая устанавливается в комнате и декором.

Профессиональные дизайнеры часто обращаются к предмету ручной работы -- такие вещи делают интерьер индивидуальным. Таким элементом декора является декоративное панно, выполненное в соответствии с интересами человека. Оно способно обогатить пространство и поставить необходимый акцент в оформлении интерьера. Панно может быть выполнено для любого интерьера и любого масштаба -- в зависимости от пожеланий заказчика и формата помещения.

Панно (от лат. pannus -- кусок ткани) -- живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон). Декоративное панно может быть выполнено как самостоятельный элемент интерьера или же занимать значительную площадь помещения.

Декоративное панно - это живописное произведение, выполняется на стенах или полотне с применением разнообразных декоративных эффектов. Декоративное панно выполняется как самостоятельный элемент в виде декоративного элемента в интерьере, либо занимает собой значительную площадь помещения, когда стены и потолок представляют собой взаимосвязанный сюжет.

Декоративное панно, выполненное на холсте, - один из вариантов украшения жилого помещения. За основу можно взять сюжетную композицию, соответствующую интересам человека, способную не оставить его равнодушным. Удачно подобрав технику и цветовую гамму, легко улучшить душевное состояние человека. Стильно и необычно выглядят картины, выполненные на холсте акриловыми красками. Акрил обладает способностью привлечь внимание своим благородным блеском, необычайным переливам, фантастическим орнаментом.

Целью дипломной работы является изучение декоративной живописи (как техники) в интерьере с учетом модных тенденций и выполнения практической работы в виде декоративного панно по сюжету фильма Квентина Тарантино «Death proof».

Предметом исследования является процесс разработки проекта декоративного панно для современного интерьера.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использованы в будущей дизайнерской и художественной деятельности.

Практическая значимость состоит в том, чтобы применить знания для создания эскизного проекта декоративного панно и воплощения его в материале.

В ходе написания дипломной работы поставлены следующие задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию по данной теме;

2. Изучить историю развития монументально -- декоративного искусства;

3. Ознакомится с техниками и особенностями декоративного искусства;

4. Изучить техники, приемы и средства работы акриловыми красками, непосредственно по теме дипломной работы;

5. Изучить влияние декоративной живописи на чувственное восприятие интерьера человеком;

6. Изучить особенности композиции и цвета в декоративной живописи;

7. Разработать эскизный проект декоративного панно;

8. Воплотить проект в материале.

Дипломная работа выполнялась в несколько этапов:

1. Подробное изучение темы и анализ информации;

2. Разработка набросков и эскизных вариантов;

3. Создание теоретической части дипломной работы;

4. Воплощение проекта в материале.

Структура дипломного проекта:

1. Теоретическая часть (история развития декоративно--монументального искусства, техники декоративной живописи и графики, декорирование офисной комнаты отдыха);

2. Специальная часть (обоснование дизайнерского решения, техники и материалы, ход работы);

3. Экономическая часть (определение затрат на выполнение работы, себестоимость декоративного панно)

4. Охрана труда и безопасность (охрана труда, трудовой кодекс, должностная инструкция художника)

5. Практическая часть (эскизы, выполненное декоративное панно)

Глава 1. Основная часть. Декоративная живопись в интерьере

Термин «декоративное искусство» произошёл от латинского слова «decorо» - «украшаю» и обозначает пластические искусства. В декоративном искусстве, тесно вплетённом в повседневную жизнь для создания отдельных предметов или архитектурного декора, используются разнообразные виды техники. Декор произведений декоративного искусства состоит из сочетания утилитарного и эстетического назначения.

Пластические искусства также называют пространственными, т.е. такими видами визуального искусства, которые существуют в пространстве, не изменяясь во времени, и призваны формировать окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в неё образно - эстетическое начало.

Пластические искусства делятся на две категории:

1. Изобразительные виды искусств. К ним относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство;

2. Архитектура и декоративно - прикладное искусство (народное творчество и конструирование).

Декоративное искусство -- искусство создания предметов быта, предназначение которых удовлетворение практических и художественно -- эстетических потребностей людей. Эстетические качества произведения декоративного искусства обуславливаются ее внешним видом: материал из которого она производится и техника изготовления.

Декоративная отделка, экстерьерная и интерьерная роспись используют большее количество изобразительных средств. Декоративное панно и статуя могут рассматриваться как часть архитектурного ансамбля и как самостоятельные художественные произведения. С развитием дизайна, призванного совершенствовать эстетические качества предметного мира, производство изделий декоративно-прикладного искусства все чаще ограничивается созданием небольших серий или даже отдельных произведений, что делает такие произведения элитарными и эксклюзивными.

Декоративное искусство тесно связано с архитектурой и дизайном. В понятие декоративное искусство входит:

1. Монументально - декоративное искусство. Это крупные произведения искусства, которые служат декорированием архитектурных сооружений и прилегающих к ним территорий, а именно: витражи, мозаики, росписи, рельефы: на фасадах и в интерьерах; декоративная садово-парковая и монументальная скульптура;

2. Декоративно-прикладное искусство. Это изготовление художественных изделий, которые служат для украшения быта человека. К ним относятся посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки, бытовая техника и т.д.;

3. Оформительское искусство. Это произведения временного характера или постоянного с меняющейся информацией. Они служат для украшения общественных мероприятий или носят информативный характер. К ним относится праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлений и парадов, а также оформление витрин, различного рода экспозиций, информационных листов и плакатов.

Таким образом, произведения декоративного искусства всегда связаны со средой, для которой они предназначаются. Декоративное искусство направлено на создание красивых вещей и монументальных произведений, с целостным, эстетически выразительным образом.

Декоративность является одним из главных художественных средств произведений монументально -- декоративного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и декоративно - прикладным, вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль.

Декоративность несёт в себе не только признаки времени, но и социальные идеи, культурные, технические и модные тенденции. Предметы монументально-декоративного творчества, как и предметы изящных искусств, могут иметь только эстетическое назначение, и не нести никакой утилитарной нагрузки. Их назначение лишь в обогащении интерьера архитектурными или графическими элементами, и создании декоративного акцента. декоративный живопись панно художник

Монументально - декоративное искусство является одной из составляющих декоративного искусства в целом. Это пластическое пространственное искусство, связанное с архитектурой и окружающим пространством, которое включает в себя идейно завершённые произведения большого формата. К монументально - декоративному искусству относятся такие произведения, как:

1. Монументальная скульптура -- это вид изобразительного искусства, произведения которого тесно связанны с архитектурной средой и посвящается великим историческим событиям или людям. Отличительными чертами монументальной скульптуры являются: крупногабаритные масштабы, единство с архитектурно--пространственной средой. Монументальная скульптура исполняется в виде мемориалов, памятников, монументов, стел, обелисков, ростральных колонн, триумфальных арок, колонн и ворот. Ярким примером монументальной скульптуры служит памятник Петру I -- бронзовый конный памятник перед Михайловским замком в Санкт--Петербурге, выполнен итальянским скульптором Карлом Растрелли.

2. Монументально -- декоративная скульптура. Она служит для оформления фасадов, интерьеров зданий, а так же может быть элементом садово--паркового ансамбля. Декоративная скульптура служит поддерживающим элементом архитектурной конструкции сооружения, например: атлант поддерживает карниз или балкон, кариатида -- женская фигура, является опорой балки в здании и протома. Огромное количество видов монументально -- декоративной скульптуры, является украшением интерьера: аркотерий, бига, канефора, капитель, маскарон, метоп, пандатив, плафон, портал, розетка, фриз и фронтон. Пример: Фигура атланта, украшающая Большой Царскосельский дворец.

3. Монументальная и монументально -- декоративная живопись -- это живопись на архитектурных сооружениях, характерная черта -- гигантские размеры и привязанность к архитектурным поверхностям. Основные виды монументальной живописи: фреска, а секко, мозаика, витраж, декоративные росписи и декоративные панно. Примером монументальной живописи являются, фрески Сикстинской капеллы выполненные группой флорентийских художников (Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли).

Монументально--декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства. В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью вследствие ее размеров и силу тесной ее связи с архитектурой, носящей монументальный характер.

К монументально -- декоративной живописи относятся:

1. Фреска -- это древняя техника монументальной живописи, особенностью которой является, нанесение рисунка водорастворимыми красками по сырой основе. Основа для фрески -- левкас или штукатурка -- смесь гашеной извести с песком. Краски для фрески -- натуральные пигменты, разведенные обычной водой. После высыхания основы, краски нанесенные по сырой штукатурке становятся с ней единым целым, на поверхности высохшей извести образуется кальциевая прозрачная пленка, защищающая живопись на века.

2. Мозаика -- монументальное и декоративно--прикладное искусство создания произведений, создание которых происходит при наборе, компоновки и закреплении на поверхности стен разноцветных керамических плиток, смальты и других материалов. Популярность мозаики во все времена, обусловленная ее долговечностью и особыми свойствами: жаростойкость, ударопрочность и водонепроницаемость. Многолетнюю сохранность мозаике обеспечивают материалы из которых она создается: камни, смальта и керамика -- они не изменятся и сохранят свой цвет в течении многих лет, примером может служить лицевая сторона шумерской шкатулки «Штандарт Ура».

3. Декоративная роспись -- вид монументальной живописи, широко применяется в художественном оформлении интерьеров, создавая монументальные композиции тесно связанные с архитектурой: расписывают потолки, стены, арки в едином стиле. Настенные росписи выполняются масляными, акриловыми или темперными красками непосредственно на отштукатуренных поверхностях архитектурных сооружений.

4. Декоративные панно--живописные панно, выполненные на холсте и закрепляющиеся на стенах или потолке, с применением различных декоративных эффектов. Декоративное панно может выполнятся как декоративная вставка в интерьере, либо занимать значительную часть помещения.

5. Витраж -- произведение монументального искусства, выполняемое из цветного и расписанного стекла или других светопропускающих материалов, служит для заполнения оконных проемов в архитектурном сооружении. В современных витражах используют бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло (литому и прессованному стеклу придаются всевозможные фактуры и степени прозрачности), различные цветные стекла и зеркала. Так же существуют различные виды обработки стекол для витража: травление, роспись, пескоструйная обработка и т.д. Известным примером являются витражи Кентерберийского собора в Великобритании.

6. Сграффито--настенная одноцветная или полицветная декоративная роспись, техника которой заключается в постепенном наложении нескольких слоев штукатурки разных слоев. После высыхания, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участки, создавая тем самым рисунок или узор.

Произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственной или плоскостно--декоративной манере. Они могут быть доминантой архитектурного ансамбля, а могут только декорировать поверхность.

1.2 История декоративной живописи

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле.

История развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Древнейшими образцами ее являются пещерные изображения животных, нанесенные на стены пещер. Точное время нанесения этих изображений неизвестно, но ученые относят их палеолиту, так называемому древнекаменному периоду. Изображения исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием, а так же наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из двух красок, смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Эти изображений часто помещены в темных закоулках, на потолках, т.е. В таких местах, их было трудно, а иногда невозможно, возможно изображения делались не для украшения пещер, а как религиозные или магические талисманы. Или они были тотемами прародителей рода, или должны привлекать нарисованных животных в добычу охотникам. Рисунки наносили непосредственно перед охотой, как ритуал; считалось, что после исполнения этого ритуала, охота будет удачной.

Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с ее музыкальной ритмичностью и четкостью композиции, изысканностью линий. Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Эти изображения не были украшением, а являлись частью погребального ритуала: после погребения входы в гробницы замуровывались. В отличии от других культур египетская живопись носила условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас, плечи разворачивались в фас, но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.

Позже изображения появляются на стенах храмов и становятся доступны для созерцания. В них восхваляются подвиги и деяния божеств или их представителя на земле -- фараона. Фигура фараона изображается всегда значительно большей ростом, чем простые смертные. На наружных стенах видимые всем изображения призваны воздействовать на широкие массы и имеют целью украсить здание. Поэтому наряду с живописью и рельефами появляются и орнаменты, живописные и рельефные, как бы продолжающие и разнообразящие архитектурные формы.

Орнамент сначала изображал пучки, букеты, гирлянды, которые подвязывались к стенам или колоннам сооружений. Эти изображения носили наивно-реалистический характер, затем понемногу упрощались. Природный ритм цветов, листьев, пальмовых ветвей, животных вдохновлял художника вносить ритмы в расположение изображаемых предметов. Он повторял на равных расстояниях одинаковые, хотя бы приблизительно, фигуры. Реальные формы предметов, упрощаясь, превращались понемногу в отвлеченные фигуры -- символы предметов и понятий. Таким образом, получались орнаментальные формы, в которых трудно расшифровать их происхождение и имеют кроме символического значения, и исполняют функцию декорирования интерьера и экстерьера.

В античности живопись по-прежнему находится в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только религиозным, но и светским целям. Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов фресок, выполненных в живом реалистическом (натуралистическом) стиле, что сильно отличает это искусство от египетской живописи. Происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной, нравственно -- воспитательной значимости живописи, как и всего искусства в целом. О развитии этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это многоцветные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, в подобных композициях видно знание художником натуры и умение ее передать.

В Древней Греции появилась не дошедшая до нашего времени станковая живопись (на досках, реже -- холсте), выполнявшаяся в технике энкаустики (восковая живопись; реже клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объемы.

Монументальная живопись была одним из основных искусств в раннехристианский период и в Средние века. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами украшения храмов в Западной Римской империи, в Византии и других странах Восточной Европы. В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивалась преимущественно в церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы.

В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, гуманистического искусства, вновь открывающего и познающего материальный мир, в силу этого возрастает роль живописи, вырабатывающей средства реалистического изображения действительности. Фреска получила необычайно широкое распространение в Италии эпохи Возрождения. В своих произведениях художники стремились достичь максимального подобия реальности; особенно большое внимание уделялось передаче объема и пространства: за счет перспективных построений и воздушной (колористической) перспективы.

В XVII веке оформилась система жанров. В XVII--XVIII веках процветает монументально-декоративная живопись, которая существует в единстве с архитектурой и скульптурой и влияющая на эмоциональное восприятие пространства. Так же возросла роль станковой живописи.

Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись приходит в упадок. Лишь в конце XIX -- начале XX веков делаются попытки возрождения и слияния различных видов живописи с декоративно-прикладным искусством и архитектурой в единый ансамбль. Так же совершенствуются и обновляются технические средства декоративной живописи.

В XX веке роль декоративной живописи возрастает, как изобразительной, стремящейся вовлечь зрителя, так и плоскостной, орнаментальной, гармонирующей с формами современной архитектуры. В то же время станковая живопись по-прежнему играет главную роль, хотя декоративность элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. В XX веке растет интерес к исканиям в области техники живописи (для монументальной живописи изобретаются новые краски -- пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганических смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.

1.3 История декоративной живописи в России

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов. Искусство каждого региона и племени имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель. Особенно сильное влияние оказала Византия после принятия Русью христианства. Вместе с христианством Русь принята традиции античности, в частности греческой культуры. Русское искусство Средневековья формировалось на стыке двух религий и укладов: христианства и язычества, феодального и патриархального. Язычество и патриархальный уклад жизни еще долго прослеживался в искусстве феодальной Руси.

Для искусства домонгольского времени характерна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем занимает архитектура. До нас дошли немногие архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о многом мы знаем лишь по археологическим раскопкам и письменным источникам.

В изобразительном искусстве Киевской Руси ведущую роль занимает монументальная живопись -- мозаика и фреска. Росписи зданий и сам тип зданий русские мастера восприняли у Византии. Но и в архитектуре и в русской живописи рано начинается переработка византийских традиций. Языческое народное искусство имело сильное влияние на приемы древнерусской живописи.

Росписи не только украшают своды собора, но и воплощают архитектурные идеи в целом. Живопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать связь небесного и земного. На Руси именно эту технику ждало большое будущее, так как она являлось более дешевой и доступной формой монументального искусства. Фресковых росписей XI в. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось живописи.

Особо в древнерусской живописи выделяется искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами.

В разных землях Древней Руси в местных формах, с местными модификациями рождалась одна общая идея в архитектуре, в живописи, где мозаика уступила место фреске, в прикладных искусствах. Развитие древнерусского искусства было прервано монголо--татарским нашествием. «И тоска разлилась по Русской земле, и грустная печаль течет по Земле Русской», - сказано в «Слове о полку Игореве». Трудно представить какой огромный урон нанесло монголо--татарское иго русской земле и так ослабленной междоусобицами. Разграбленные и со жженые города, уничтожены памятники искусства, художники и зодчие убиты. Лишь в Новгороде и в Пскове, которые выплачивают дань игу, еще продолжается художественная жизнь. Но им в отрыве от других земель трудно сохранять и развивать свои культурные традиции. Возрождение городов и торговли начинается в середине XIV в. Необходимость обороны объединила русские силы и в большой степени способствовала объединению земель, ускорила процесс развития государства и русской народности.

XIV век - время расцвета новгородской монументальной живописи. В это время в Новгороде уже сложилась своя местная живописная школа. Кроме того, в конце века местные мастера испытали на себе влияние византийца Феофана Грека.

В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы. Она становится главным культурным центром, собравшим и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. Развивается общенациональное искусство, русские мастера работают бок о бок с иностранными архитекторами и живописцами.

Древнерусское искусство формировалось в тесной связи с религией. Православное мировоззрение создало особые формы храмов и построек, выработало особую технику монументальной живописи и иконописи. Искусство формировалось и трансформировалось в течение более 800 лет, но его формы и традиции еще долго существовали в искусстве последующих столетий.

Русское искусство XVIII столетия было очень неординарным. Перелом в искусстве начался еще в XVII в. Петр посылает людей учится за границу наукам, ремеслу и искусству. Результат этого времени новые идеи, образы и новых жанры. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, но не отказываясь от многовековых национальных традиций. Переход от старого к новому, приобщению к мировой культуре заметны в живописи петровского времени. С началом XVIII в. главное место в живописи занимает картина маслом со светским сюжетом. Среди станковых картин, монументальных панно главенствующее место отдается портрету.

После смерти Петра начинается «Эпоха дворцовых переворотов». «Еще раз говорю, что все непостоянство мира нельзя сравнить с непостоянством русского двора», - писал в 1730 г. один из посланников. Государственная нестабильность не могла не отразиться на развитии искусства.

Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы - время правления Анны Иоанновны, печальная эпоха русской жизни XVIII века, время временщиков, иностранцев, и 40 - 50-е годы - годы правления Елизаветы Петровны, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Стиль русское барокко вызвал подъем всех видов декоративно -- прикладного искусства. Барочный интерьер - необычайное богатство декора, с изяществом рисунка, прихотливостью общей композиции и нарядностью решения, сказавшихся буквально во всех видах и техниках: в мебели, в только что родившемся отечественном фарфоре, в тканях. Барочный стиль в архитектуре непосредственно отразился на живописи, прежде всего на монументально -- декоративной, применявшейся во дворцах и церквях. К сожалению монументальные росписи не сохранились, как и сами интерьеры для которых они исполнялись. Но сохранилось не мало произведений станкового искусства, особенно развитого со времен жанра петровского портрета. Художники елизаветинского периода не учились за границей, обучались в России сохраняя традиции старой русской живописи. Отсюда контрасты не только в творчестве одного художника, но и в одном произведении.

На протяжении XVII столетия русское искусство развивалось по законам Нового времени. Это был непростой путь знакомства и освоения законов общеевропейского развития в короткие сроки, в результате чего русская светская культура заняла достойное место среди европейских школ и сохранила свою специфику.

Первый период XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема связанного с Отечественной войной 1812 г. Война и восстание декабристов определили характер русской культуры первой трети столетия. Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросла роль художника, его значимость и право на свободу творчества, которое все больше затрагивало социальные и нравственные темы. Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Стиль того времени -- высокий классицизм, так же именуемый русским ампиром.

С 40-х годов заслугами «натуральной школы» Гоголя -- русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский - в литературе, русский театр - через Островского, русская музыка - усилиями «Могучей кучки», эстетика - благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

С окончанием народного движения в 90-е годы многие художники -- передвижники испытали творческий упадок и ушли к развлекательной жанровой картине. Сложные жизненные процессы обусловили разнообразие художественных форм этих лет. Вы виды искусства выступали за обновление художественного языка, за высокий профессионализм. Для художников конца XIX в. свойственны иные формы художественного творчества, чем у передвижников. Уроки пленэрной импрессионистичной живописи, композиция «случайного кадрирования», свободная живописная манера -- все это результат эволюции изобразительных средств во всех жанрах искусства. Художники пробуют себя в разных техниках и видах искусства -- от монументальной живописи до декоративно -- прикладного искусства.

Художественная жизнь середины 40-х -- 50-х годов ХХ в. необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Однако в послевоенные годы нарушается общественная норма жизни, ограничиваются демократические свободы. Подобная неблагоприятная общественная обстановка не могла не влиять на творческую атмосферу, пути творчества были так же трудны как и сама жизнь. Создавалось множество бессмысленных, штампованных и мелких работ. В борьбе с этим старались работать лучшие художники, в поисках истинных путей и форм. Сама жизнь давала им новые темы и ставила новые сложные вопросы. Тема войны, темы нравственного и физического испытания советских людей и в послевоенные годы остаются актуальны.

В 50-60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского искусства. В культуре и искусстве продолжалась «борьба с буржуазной идеологией». Однако с выставок постепенно стали исчезать ложнопатетические, повествовательно -- натуралистические произведения. Патриотические звучания в картинах и скульптурах художники старались передать без пафоса и наигранности.

Искусство трудно ограничить рамками одного направления, и далеко не все художники двух последних десятилетий испытали влияние «сурового стиля». Многие из них обращаются к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII - начала XX в., к проторенессансу, к искусству «малых голландцев», к французскому классицизму и, конечно, к фольклору. Не всегда обращение к истокам дает интересные результаты, но освоение различных пластов искусства обогатило творчество художников.

Современные художники много размышляют о традициях, истории и о красоте в современном мире. Иначе воспринимают образно -- выразительные средства и возможности искусства: колорит, композиция, линейный и ритмический строй. Близок язык символизма. Живописная форма богата зрелищностью и в ней нет места прямолинейной повествовательности 50-х годов. В это время стираются границы между жанрами, сближаются и виды искусства. В изобразительном искусстве стирание границ в жанрах -- это отражение развития современной культуры. В 60-е годы в графике начинается новый период.

Отечественное искусство до недавнего времени представляло собой сплав национальных культур. Говоря о национальных школах, можно назвать главные качества каждой из них, но это были бы очень ограниченные и неверные характеристики. Каждая из национальных школ с ее сложной образно -- стилистической спецификой в разных формах, техниках, стилистика оставалась верна главным человеческим идеалам.

Отечественное искусство последнего десятилетия достаточно многообразно. За этот период рядом с официальным искусством произошел процесс легализации различных неформальных объединений. «Андеграунд» не только вошел в отечественную художественную жизнь, но стал чуть ли не элитарным искусством, но которое еще потребует серьезной и объективной оценки. Готовность русской культуры учиться у других народов, ассимилировать чужие культурные формы, преобразовывая их на свой лад, насыщая своей эмоциональностью и духовным содержанием и тем самым создавая свою новую художественную реальность (как это было в XVIII столетии, когда возникли «русское барокко», «русское рококо», «русский классицизм» и т. д.) не исчезли в России.

Живопись (от рус. живо и писать) -- это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения, которые связаны с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

Существует два вида живописи: станковая и монументальная.

Станковая живопись -- существует независимо от окружающего пространства, монументальная же тесно связанна с архитектурой и интерьером в котором находится.

Монументальная живопись -- это живопись на архитектурных сооружениях, характерная черта -- гигантские размеры и привязанность к архитектурным поверхностям. Основные виды монументальной живописи: фреска, а секко, мозаика, витраж, декоративные росписи и декоративные панно.

Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В иконописи употребляется глагол «писать», так же как в греческом языке.

Декоративная живопись - это совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др.

Живопись несет познавательную, религиозную, идеологическую, социально -- нравственную, воспитательную, эстетическую или философскую функцию, а также является частью эстетических ценностей, создаваемых в процессе образного постижения мира на основе законов красоты и совершенства.

Живопись охватывает всю широту и полноту реальной действительности, что сказывается на обилии жанров:

1. Портрет (Исторический, посмертный (ретроспективный), портрет -- картина, автопортрет, костюмированный портрет, религиозный (донаторский или ктиторский) и т.д.)

2. Пейзажи -- жанр, в котором основным предметом является природа. Существовал с древности, но утратил свое значение в Средневековье и вновь обрел популярность в эпоху Ренессанса, став одним из важнейших жанров живописи.

3. Марина -- жанр, изображающий морской пейзаж или событие происходящее на море.

4. Историческая живопись -- жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

5. Батальная живопись -- жанр, посвященный темам войны и военных действий.

6. Жанровая живопись («бытовой жанр»)

7. Натюрморт -- изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.

8. Архитектурная живопись -- живопись, главной темой которой был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.

9. Религиозная живопись (мифологическая живопись и прочее.)

10. Декоративная живопись (монументальная живопись, театрально -- декорационная живопись, декоративная живопись)

Техники и направления живописи:

1. Акриловая живопись. Техника акриловой живописи появилась сравнительно недавно, ей от силы лет 20. Акриловые краски появились около 50 лет тому назад и сразу же получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. В последние годы успехи в разработке акриловых эмульсий, содержащих все более мелкие и светостойкие частицы, позволяли получать все более качественные краски.

Акриловые краски и лаки можно использовать на любой нежирной основе типа стекло, дерево, металл, полотно, холст и тому подобное. Свежая акриловая краска без труда удаляется с предметов водой, но при засыхании требует специальных растворителей.

В зависимости от степени разведения водой или используемых наполнителей (гелей, паст, замазок, клеев) законченная акриловая картина может быть похожа на акварельные или масляные изображения или иметь свою уникальную цветопередачу, недостижимую в других областях изобразительного искусства.

2. Акварельная живопись -- живописная техника, произведения которой создаются специальными акварельными красками, которые при растворении в воде создают легкую взвесь пигмента. Благодаря особенности акварельных красок создаются легкие, воздушные произведения с тонкими цветовыми переходами. Акварельная живопись совмещает в себе особенности живописи и графики: построение пространства цветом, богатство тона, использование бумаги в построении изображения;

3. Гризайль -- живописная техника, выполняемая тональными градациями одного цвета, сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета;

4. Гуашь -- живопись непрозрачными водяными красками, приготовленными из красочного порошка, воды, белил и клея. Основой для живописи гуашью служат различные поверхности: дерево, грунтованный холст, ткань, картон, фанера или бумага (характерна для графических изображений, что позволяет классифицировать гуашь и как графическую технику);

5. Живопись водяными красками по штукатурке -- сырая (фреска) и сухая (а секко);

6. Живопись силикатными красками;

7. Живопись керамическими красками;

8. Клеевая живопись -- техника живописи, выполняемая красками связующим веществом которых является клей. В клеевой живописи краски кроющие и плотные, живописная поверхность произведения матовая;

9. Карнация -- живописный прием изображения человеческой кожи, его лица и открытых участков тела;

10. Лессировка, гризаль или грейз -- техника нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, для получения глубоких, переливчатых слоев;

11. Масляная живопись -- одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Для производства масляных красок используют сущие пигменты и масло мака, грецких орехов, но наиболее популярно льняное масло. Технические приемы маслянной живописи разнообразны, могут применяться кроющие (непрозрачные) или лессировочные (прозрачные), корпусные (толстые) или тонкие, гладкие или рельефные (фактурные) мазки. Главным образом для масленной живописи характерна техника а -- ля прима по чистому грунтованному холсту, или тонко нанесенному цветному или тональному подмалевку;

12. Пуантилизм или дивизионизм -- стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, в основе которой лежит манера письма раздельными (изолированными) мазками правильной формы;

13. Темпера -- краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии -- натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко -- только во фресках -- нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо;

14. Энкаустика или восковая живопись -- техника живописи красками, связующим веществом которых является воск. Во время работы над произведением краски расплавляют. Разновидность энкаустики -- темперная восковая живопись;

15. Смешанная техника -- методика, обычно подразумевающая использование нескольких технологий или способов при создании произведений в изобразительном искусстве: графических, скульптурных и живописных произведений.

Достаточно часто живописцем используются такие приёмы, когда помимо основного материала, темперы, масляной или акриловой краски, во время работы над произведением, для достижения требуемых эффектов, выразительности, он употребляет в качестве дополнительных -- иные пигментные материалы (сам создаёт их на разной основе); также в поверхность произведения включаются различные, органично вписывающиеся или создающие требуемый диссонанс, нехарактерные в привычном понимании материалы: деревянные объекты (обиходные или разработанные и созданные самим художником), фрагменты материи, кожи, детали различных приборов и механизмов.

Основным выразительным средством декоративной живописи является -- цвет. Своими качествами цвет влияет на чувственное восприятие, усиливает эмоциональное влияние изображения и обуславливает широкие изобразительные и декоративные качества живописи. В произведениях декоративной живописи цвет образует цельную систему -- колорит. Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков - цветовой гаммы, хотя существует также живопись оттенками одного цвета -- монохромная.

Цветовая композиция -- это система расположения и взаимоотношения пятен цвета, обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения декоративной живописи частью его художественной структуры.

Другое выразительное средство живописи -- рисунок (линия и светотень) -- ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объемы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщенно или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Основа для произведения живописного искусства (холст, дерево, бумага, картон, фанера, пергамент, камень, штукатурка и другие материалы), как правило, требует предварительной подготовки -- грунтовки. Наиболее распространенным видом основы, на котором создается произведение, в станковой живописи были дерево и холст, а в настенной -- камень, кирпич и другие строительные материалы. Законченное произведение защищают от внешних воздействий слоем лака.

Изобразительные и выразительные качества живописи, так же во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих веществ, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приемы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта -- на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).

Поверхность красочного слоя произведения живописи, его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками; рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя (оптический эффект, применяемый в пуантилизме).

Стиль, особенность живописной техники и композиция картины, а так же интерьер, для которого она предназначена, влияют на формат (прямоугольный, овальный или круглый), и вид рамы, отделяющий картину от окружающей среды и концентрирующий внимание на самом изображении.

Слово «Графика» ведет свое начало от греческого «grapho» - пишу, рисую.

Графика - это искусство, в основе которого лежат линия, штрихи, пятна, точки, контраст белого и черного. Сочетанием этих средств создаются тональные нюансы. Графика позволяет использование цвета, но главным средством выразительности в графике остаются тональные контрасты. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Графика гораздо более условная, чем живопись, в ней присутствует символизм и орнаментальный характер. Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Как и все виды изобразительного искусства графика может быть разделена на три вида:

1. Монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

2. Станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

3. Декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде.

Рисунок -- изображение, выполненное от руки, с помощью графических средств: линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования. Темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Становление рисунка как особой сферы художественного творчества получило в эпоху Возрождения. Рисунок служил для многих целей художников: для изучения натур и приемов ее изображения на плоскости, запись наблюдений, впечатлений, мыслей. Истоки рисунка появляются в эпоху палеолита при нанесении на стены пещер росписей с изображениями животных, иногда делались предварительные наброски на гальках, каменных плитах. В древнем Египте так же можно увидеть произведения, относящиеся к искусству рисунка (эскизы скульптур, учебные штудии, наброски к росписям). В античное время рисунок представлял собой подготовительные работы и иллюстрации в рукописных книгах. И лишь в эпоху Возрождения рисунок выделился в самостоятельный вид искусства. Самостоятельный станковый рисунок достиг силы и высоты в творчестве Мантеньи.

Особенно ярко графика как самостоятельный вид искусства раскрывается в творчестве мастеров Высокого Возрождения (итальянского - Леонардо да Винчи, Микеланджело, северного - Альбрехт Дюрер). В Китае гравюра известна с VI--VII века. Франция в XVI--XVII вв. прославляется карандашным рисунком. Особенную популярность имел портрет, художники изображали в карандаше знатных людей. И на рубеже XIX--XX вв., произошла смена художественных систем, графика окончательно сложилась как вид искусства.

Важными особенностями графики является ее актуальность, тиражирование и последовательное раскрытие замыслов в ряде изображений. Эти качества были широко использованы в агитационной, сатирической и политический графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий (особенно в XX в. - революции, гражданская война, Вторая мировая война). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального значения, обращение к массовому зрителю.

Техники рисунка:

1. Перо -- инструмент для рисования жидким красящим веществом (тушь, бистр, сепия, чернила). Издавна использовались птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи, вальдшнепа, бекаса и др.), позволявшие мягко менять толщину линии, варьировать методы штриховки. В древности и на средневековом Востоке применяли тростниковое перо (калам), дающее гибкую, пластичную линию, энергичный штрих. С XIX в. распространены металлические перья, дающие тонкую, ровную линию. Рисунок пера (часто в сочетании с размывкой или подцветкой) отличается особой непосредственностью, импульсивностью.

2. Уголь -- материал для рисования, различного размера, имеющую форму палочек, которые обжигаются из деревьев различных пород. Прутья различных пород деревьев связываются в пучки, плотно закрываются в глиняных горшках, потом помещаются в печь, где их оставляют на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона).

3. Сангина -- материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать ваткой по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение работы в различных оттенках одного цвета). Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения («красный мел»). Современная сангина -- искусственная.

Подобные документы

    Декоративная живопись в интерьере, ее история. Декоративная живопись и графика. Разработка проекта и обоснование дизайнерского решения декоративного панно. Выполнение декоративного панно "Тарантино. Death proof". Должностная инструкция художника.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Применение опыта художников прошлых времен в обучении декоративной живописи. Стилизация декоративной композиции, рекомендации по ее использованию в процессе создания панно. Основные этапы композиционной разработки панно на тему "Современная мода".

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Общая характеристика элементов декоративного оформления интерьера. Самодостаточность и оригинальность графики. Смешанная техника и фотография в интерьере. Рассмотрение работ мастеров триптиха. Разработать эскизов картины, композиционное решение.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2016

    Художественная композиция интерьера, основные принципы оформления. Разновидности декоративно-оформительских работ. Материалы, инструменты и приспособления. Цвет и свет в интерьере общественных зданий. Интерьер приемной для ясельной группы раздевальни.

    отчет по практике , добавлен 20.05.2012

    Особенности построения композиции в декоративной живописи. Основные этапы работы над тематической постановкой "Мода". Способы и приемы выполнения художественного произведения. Знание техники и материалов живописи, использование ее в дизайне среды.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2014

    История русской пейзажной живописи. Жизнь и творчество В. Поленова. Поэзия патриархальной Москвы на картинах художника. Реализм и дух социально-критической иронии, психологический драматизм в исторической живописи И. Репина. Портретная живопись художника.

    реферат , добавлен 28.07.2009

    Исследование особенностей хохломы, декоративной росписи на деревянных изделиях. Палех - вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. Декоративная живопись маслом на металлических подносах. Выполнение городецкой росписи.

    презентация , добавлен 29.11.2016

    Можливості використання текстилю в інтер’єрі. Особливості створення декоративного панно. Історія розвитку декоративного розпису тканини. Обладнання, інструменти, матеріали та їх підготовка для художнього розпису. Технологія виконання декоративного панно.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

    Обоснование дизайнерских решений. Разработка дизайн-проекта. Выбор и обоснование стиля, цветового и композиционного решений. Исполнение отдельных элементов, технические требования. Проектирование оформительских работ. Технико-экономический расчет.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2012

    Физические основы и основные характеристики цвета. Спектр электромагнитных излучений и спектр видимого света. Типы гармонических сочетаний цветов. Анализ источника вдохновения для создания декоративной композиции: типы и техника исполнения орнамента.

Изобразительное искусство поддерживает концепцию дизайна квартиры, усиливая и подчеркивая выразительность выбранного дизайна; порою становится фундаментом стилеобразующей концепции. Первобытные люди наносили на стены пещер наскальные рисунки, так проявлялось естественное стремление человека сделать жилище красивым. Спустя века настенная (картины, роспись потолков) – главный декоративный прием. О картинах в классической и современной обстановке и пойдет сегодня речь.

Художественная роспись стен и потолков, декоративные панно, картины на стенах – не просто украшение и способ создать настроение. Это грамотный прием поддержать стилистическую идею, скорректировать пространство, акцентировать внимание на конкретной зоне.

Живопись - это направление в искусстве, которое пришло к нам с незапамятных времен. Первый человек и тот пытался украшать пещеры. Живопись развивалась, совершенствовалась. Появлялись новые стили и направления. Она присутствовала и в изготовлении мебели, и в украшении стен и потолков, и в декоре предметов быта.



Фрески в интерьере

Представительница живописи - фреска - древнейшая техника росписи стен. В переводе с итальянского языка слово fresco означает «свежий». Фреска представляет собой художественную роспись по сырой штукатурке.


Прекрасно вписывается фреска в интерьер спальни - смягченные краски подчеркивают спокойствие

Фрески и современность

В основе изготовления современных фресок лежат экологически чистые материалы. Сегодня они представляют собой полотна, которые легко клеятся на любую основу. Основа может имитировать старинную стену, в этом случае мастер покрывает ее трещинками. Этот эффект превращает изображение в произведение искусства - появляется ощущение благородной старины.


Гобелены в интерьере

Гобеленами называются настенные безворсовые ковры с художественной композицией. Ни один замок, ни один дворец не обходились без этих предметов роскоши.

Сегодня гобеленовое ремесло стало пользоваться успехом у владельцев загородных домов и больших элитных квартир. И это нисколько не удивляет, потому что эксклюзивность интерьеру придают индивидуальные мелочи.

Гобелены способны воплотить в себе традиционную эскизную живопись и современную компьютерную графику, которая на текстильном полотне передает подлинное дыхание художественной картины.


Картины в интерьере

Произведения живописи добавляют интерьеру респектабельность. Картины привносят в пространство гармонию, красоту, индивидуальность.

Умело размещенные и подобранные и картины, эстампы, ковры, фотографии и другие живописные произведения помогут преобразить дом, сделать жилище оригинальным.


Картина поможет завершить дизайн интерьера. Наличие картин в доме говорит о художественном вкусе хозяина, предпочтениях, благополучии. Картины - традиционное украшение интерьеров разных стилей, цветов и направлений. С помощью картин помещению получает визуальный объем, контраст, элегантность.

Художественная организация пространства способна придать дому атмосферу комфорта и релаксации. Картины никогда не утратят эстетической ценности, популярности и благородной красоты.


Декоративные художественные панно

Этот вид декоративного искусства радовал взгляд и простого обывателя, и коронованных особ. Декоративные панно составляют из полудрагоценных камней, драгоценных металлов, мозаики, мореного дерева.


Декоративные панно легко сделать в виде портретов любимых людей, животных, в виде неподражаемой копии картины знаменитого мастера живописи, мифологических или былинных картин, пейзажей.

Живопись в интерьере сегодня

Сегодня живопись - средство, с помощью которого создаются неповторимые, живые и яркие интерьеры. Современные технологии дают возможность живописать на любых плоскостях.


Живопись непосредственно связана с архитектурой здания или помещения. Техники художественной росписи позволяют играть с масштабами пространства помещения, при этом используются законы перспективы, визуализация и «обман зрения» - можно «двигать» стены, «поднимать» или «опускать» потолки.



Сочетание живописи в интерьере, лепного декора и художественного или дворцового паркета придадут помещению респектабельный, элитарный, законченный и гармоничный образ, который завораживает богатством и красотой.

Живопись в интерьере служит незаменимым помощником в расстановке нужных акцентов и гармонии. Даже обновив помещение свежим ремонтом, оно останется неприветливым и неуютным без элементов интерьерного декора. Поэтому роль картин в любом помещении сравнима по важности с наличием удобной и комфортной мебели.

Для написания картин существует много различных техник, но картины маслом, какие представлены отличаются особым шармом. Основными компонентами специальных масляных художественных красок являются высыхающее масло (льна, мака, грецкого ореха) и сухой пигмент. Работают масляными красками на холсте. Полотна, написанные маслом, при правильном уходе отличаются долговечностью.

Картины и дизайн интерьера

Живопись считается одним из основных инструментов в работе дизайнера. Стиль и красота, уют и особая энергетика, оригинальный завершенный дизайн помещения - это лишь небольшой список задач, с которым легко справятся правильно подобранные и расставленные картины.

Живописные полотна в комнате помогут правильно расставить акценты, обеспечить оптимальное восприятие интерьера за счет выполнения зонирования или корректировки восприятия мебели.

Помимо этого, хорошие картины дарят огромное эстетическое наслаждение. Они говорят о хорошем вкусе хозяина, что важно в создании соответствующего имиджа при приеме важных гостей.

Картины и стили дизайна интерьера

Выбранные живописные произведения в соответствии со стилевыми решениями, принятыми в оформлении помещения, помогут подчеркнуть важное и усилить выбранный стиль, сформировать эмоциональный фон.

Для классического интерьера подходят полотна, выполненные в стиле барокко, романтизм, реализм с красивым и лаконичным богатым багетом. Это могут быть изображения как в ярких, так и в пастельных тонах пейзажей, портреты.

Для помещений в японском стиле характерны рисунки на шелке с изображением цветочных орнаментов или мифологических животных.

Стили минимализма, хай-тек идеально подчеркнут полотна с абстрактными или футуристическими изображениями.

В английском стиле идеально будут смотреться репродукции импрессионистов, антикварная живопись, где отображены люди, животные, цветы, машины, геральдические знаки.

Интерьерная живопись

Живопись в интерьере - это не только картины. К этому виду декора относится и художественная роспись стен, потолков, окон, которую выполняет мастер в соответствии с дизайн-проектом. Найти такого мастера не сложно, как правило, там, где есть продажа картин оптом, предоставляются и услуги профессиональных художников. Это могут быть как интернет-магазины (например artofrussia.ru), так и магазины в «реале».

Для интерьерной живописи помимо традиционных масляных красок используют акриловые, витражные, флуоресцентные краски, цветные штукатурки и пр. В некоторых случаях более выгодно и гармонично смотрится именно интерьерная живопись, например в детских комнатах.