Презентация на тему гроза. Гроза. Молния Презентация гроза и молния

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Предыстория «По заданию… великого князя Константина Николаевича… были разосланы по стране видные русские писатели… Они должны были изучать и описывать народные промыслы… Островскому досталась Верхняя Волга». В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов, чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери и Костромы. О Ржеве забывали, но именно Ржев сопричастен рождению таинственного замысла «Грозы»

3 слайд

Описание слайда:

Создание и постановка Пьеса была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга, где шла с исключительным успехом. Все первые ее представления сопровождались аншлагами. Очень хорошо она принималась и в провинции (хотя бывали случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с репертуара местная власть). В 1860 г. «Гроза» была напечатана. Успех пьесы и спектаклей был так велик, что драматург был удостоен Уваровской премии (высшей награды за драматическое произведение). Сам Островский оценивал «Грозу» как свою творческую удачу.

4 слайд

Описание слайда:

Премьера Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона, в остальных ролях: Дикой - П. Садовский Борис - Чернышев, Черкасов Кабаниха - Рыкалова Катерина - Никулина-Косицкая Варвара - Бороздина 1-я Кулигин - Дмитревский Кудряш - В. Ленский Феклуша - Акимова Государственный академический Малый театр России Прежние названия: Императорский Московский Малый театр Академический ордена Ленина ордена Октябрьской Революции Малый театр Союза ССР Основан 1756

5 слайд

Описание слайда:

Премьера В Санкт-Петербурге «Гроза» впервые была представлена 2 декабря 1859 в Александринском театре. По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал московскому. Ф.Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила более на петербургскую барышню. Ф. Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью. Е.Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д. Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил, спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным декоративным оформлением.

6 слайд

Описание слайда:

Название - природное явление – гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза пугает всех страхом возмездия за грехи. - художественный образ – столкновение двух миров вызывает грозовой разряд. Метафора грозы подразумевает её очистительную силу.

7 слайд

Описание слайда:

Жанр Сам Островский назвал пьесу драмой, но со временем её всё чаще называли трагедией. Точнее всего отражает характер конфликта пьесы название социально-нравственная драма. В пьесе 5 действий: I – завязка, II-III – развитие действия, IV – кульминация, V – развязка.

8 слайд

Описание слайда:

«Тёмное царство» Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – властная и сильная натура, которая осознаёт себя хранительницей «порядка», исконных норм и правил жизни. «Порядок» для неё – средство обуздания вольной жизни, единственная защита «домашнего космоса» от хаоса «воли». Кабаниха проживает свою жизнь спокойно, твёрдо и верно, искореняя любой намек на неподчинение домашних. Кабаниха «под видом благочестия» «люта», «крута» в соблюдении «старины». Честная и страшная в своей последовательности защиты «закона», не просветленного христианской любовью, желает согрешившей невестке: «Живую в землю закопать, чтоб она казнилась».

9 слайд

Описание слайда:

«Тёмное царство» Савел Прокофьевич Дикой – самодур, враг просвещения, противник каких-либо нововведений, одержим страстью стяжательства, работников держит в нищете, недоплачивая и без того скудное жалованье, домочадцев, постоянно находясь в состоянии раздражения и гнева, беспощадно тиранит. При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Иногда, хотя и крайне редко, у него все же случаются моменты покаяния.

10 слайд

Описание слайда:

Жертвы «тёмного царства» Кулигин (механик –самоучка, местный Кулибин) – единственный просвещенный в городе человек («чуда», «антик», «химик»). Никак не может убедить купцов, что городу нужны часы и громоотвод, - его бескорыстные помыслы не находят поддержки. Он добрый, честный и наивный, не противостоит «темному царству», терпит его грубость, насмешки. Ему принадлежат слова: «…Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие!».

11 слайд

Описание слайда:

Жертвы «тёмного царства» Варвара Кабанова – основа её жизни – ложь (так она приспособилась к условиям, в коорыз живёт). В ней есть и воля и смелось. Она жалеет Катерину, искренне пытается ей помочь. Но она дочь своих родителей – она бездуховна, ей непонятны нравственные мучения Катерины.

12 слайд

Описание слайда:

Жертвы «тёмного царства» Тихон Кабанов – оправдывает своё имя: кроткий и послушный сын, безвольный слабый человек, муж, не умеющий и не смеющий защитить свою жену. Он безропотно переносит все издеваельства матери, но в финале пьесы бурно обвиняет мать в смерти Катерины. Это настоящий протест, когда раздаются голоса самых слабых и забитых людей.

13 слайд

Описание слайда:

Жертвы «тёмного царства» Борис – человек безвольный, не способный на решительные действия, не готов взять на себя ответственность за любимую женщину. В городе он чужой, да и закон не на его стороне (Катерина – чужая жена).

14 слайд

Описание слайда:

Жертвы «тёмного царства» Ваня Кудряш (конторщик Дикого) – в нём очевидно народное начало: натура песенная, одарённая, разудалая, бесшабашная, но добрая и чуткая. Натура вольная, даже своевольная (сбежал с Варварой из города). «Тёмному царству он противостоит удалью, озорством, но не нравственностью», - говорит о нём Н. А. Добролюбов

15 слайд

Описание слайда:

Катерина – «луч света в тёмном царстве» Выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друг к другу. В религии находила высшую правду. Её мир наполнен поэзией и красотой. Они – в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату.

16 слайд

Описание слайда:

Катерина – «луч света в тёмном царстве» Катерина – натура сильная, страстная, свободолюбивая. «Я ещё лет шести была..! Обидели меня чем-то дома… я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!». «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!» - признаётся она. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой».

17 слайд

Описание слайда:

Катерина – «луч света в тёмном царстве» Катерина светлая, искренняя, но там, где ей приходится жить (в доме Кабановых), эти качества просто никому не нужны. Она не хочет жить по законам «тёмного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДРАМА ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Дикой, как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад. Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Ю.Бурыгина (Варвара)

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. Варвара (О.Хорькова)

Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. Борис (В.Бабятинский) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Борис (Н.Афанасьев)

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

«Гроза» в постановке Малого театра. Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Федотова) Катерина (П.Стрепетова)

Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза ". Дмитрий Павлов – Тихон в спектакле «Гроза»

Феклуша (В.Шатрова) Кудряш (Г.Сергеев)

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Шапкин - Б.Сазонов

Кулигин (Ю.Каюров) Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962 Никулина в роли Варвары

Домашнее задание: Принести статьи о драме «Гроза»: *Добролюбов «Луч света в темном царстве»; *Д.И.Писарев“Мотивы русской драмы”.



  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.

Cлайд 1

Cлайд 2

Гроза красивое природное явление. Гроза - это исключительно красивое природное явление. Как правило, после грозы улучшается погода, воздух становится прозрачен, свеж и чист, насыщен ионами, образующимися при разрядах молнии. Несмотря на это нужно помнить, что гроза в определенных условиях может представлять большую опасность для человека. Каждый человек должен знать природу грозового явления, правила поведения во время грозы и методы защиты от молнии.

Cлайд 3

Гроза сложный атмосферный процесс. Гроза - сложный атмосферный процесс, и ее возникновение обусловлено образованием кучево-дождевых облаков. Сильная облачность является следствием значительной неустойчивости атмосферы. Для грозы характерен сильный ветер, часто интенсивный дождь (снег), иногда с градом. Перед грозой (за час, два до грозы) атмосферное давление начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.

Cлайд 4

Где находиться во время грозы? Всем известно, что находиться во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности. Поэтому, отправляясь в поход, лучше еще раз вспомнить, как предсказать приближение грозы и что делать, если она всё же разразилась.

Cлайд 5

Ночная гроза Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова – пусть на миг только – но прорваться светом сквозь ненавистную тьму.

Cлайд 6

Гроза с собой принесла смерть! В северных районах Вьетнама из-за грозы и града погибли 17 человек, трое считаются пропавшими без вести, сообщил представитель штаба по борьбе с наводнением и тайфунами. Гроза бушевала три дня и сопровождалась тропическим ливнем и градом. От стихии пострадали многие города и провинции, в частности, Ханой, Куангнинь, Футхо, Бакан и Хайзыонг. Наибольший ущерб причинён городу Халонг в провинции Куангнинь. Утром во вторник на него обрушился град, диаметр градин достигал четырех сантиметров.

Cлайд 7

Ущерб от грозы. Серьезно пострадал и порт Кайлан. Материальный ущерб оценивается администрацией порта в 10 миллионов долларов. По словам местных жителей, такой большой грозы не было в течение последних 15 лет. В других северных провинциях Вьетнама серьезно повреждены посевы сельскохозяйственных культур. В настоящий момент идет работа по ликвидации последствий стихии. Каждая семья, где погибли люди, получила от местной администрации по 5 миллионов донгов (более 300 долларов) срочной помощи

Cлайд 8

Какие правила надо соблюдать во время грозы? Избежать опасности можно соблюдая ряд правил: первое правило - никогда не прячьтесь от молнии под одиноко стоящим деревом, под высокими металлическими конструкциями, помните, молния никогда не попадает в кустарник, лучше спрячьтесь под ним. Если Вы находитесь в сельской местности: закройте окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия. Не растапливайте печь, поскольку высокотемпературные газы, выходящие из печной трубы, имеют низкое сопротивление. Не разговаривайте по телефону: молния иногда попадает в натянутые между столбами провода.

Cлайд 9

Правила поведения во время грозы. Во время ударов молнии не подходите близко к электропроводке, молниеотводу, водостокам с крыш, антенне, не стойте рядом с окном, по возможности выключите телевизор, радио и другие электробытовые приборы. При грозе опасна вода и берега водоемов. Если купаетесь, срочно возвращайтесь на берег, если плывете в лодке - сматывайте удочки: “небесное электричество” бьет не в воду, а в возвышающиеся над ее поверхностью предметы. Не находитесь в водоеме или на его берегу. Отойдите от берега, спуститесь с возвышенного места в низину. Если вы на яхте или паруснике, плывите к ближайшему берегу. Во время грозы рекомендуется находиться как можно дальше от воды. Удар молнии в воду поражает все в радиусе 100 метров.

ИМЦ

Познавательно – исследовательский проект

«Грозовые явления».

Группы Тараканов Иван,

Руководитель: Черепкова Л.И.

МК ДОУ детский сад № 10

Г. Павловск, Воронежская обл.

2016 год

Паспорт проекта.

Тема: Грозовые явления.

Тип : познавательно - исследовательский

Срок : краткосрочный.

Участники проекта: воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван, воспитатель - Черепкова Любовь Ивановна, родители.

МК ДОУ детский сад № 10.

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Актуальность:

Проблема: Недостаточное представление об опасных явлениях.

Гипотеза: Если мы будем знать особенности происхождения молнии, осознавать, в чём заключается её опасность для жизни человека, то сможем защитить себя и окружающих от страшных последствий этого явления.

Объект исследования: молния, гром.

Предмет исследования: безопасность поведения во время грозы.

Цель: Выяснить, что такое гроза и молния. Выявить особенности её происхождения на основе элементарных экспериментов и наблюдений.

Изучить правила безопасного поведения во время грозы.

Задачи: - собрать и изучить научную информацию из разных источников о молнии;

Узнать о разновидностях молнии;

Провести эксперимент получения электрического разряда в лабораторных условиях;

Обобщить полученные результаты;

Разработать памятку, как уберечься от молнии во время грозы.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Формулировка проблемы, определение целей и задач проекта.

2. Подбор информации по данной теме.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап.

Оказание помощи ребенку в планировании собственной деятельности при решении поставленных задач, формировании представлений о природном явлении – грозе; обсуждение правил поведения во время грозы.

Просмотр детской передачи « А знаете ли вы,что»… Тема: Гроза.

Экскурсия в школьную лабораторию. (кабинет физики)

Проведение опытов с воздушными шариками.

Рисование на тему « Гроза».

Игра « Тучка, солнышко, дождик».

Изготовление буклета « Правила поведения при грозе».

Заключительный этап.

Сравнение прогнозируемого результата с полученным.

Результаты проекта.

Презентация.

Буклет «Правила поведения при грозе».

Для того, чтобы осуществить запуск проекта мы воспользовались методом трёх вопросов:

Что мы знаем?

Видели грозу;

Слышали гром.

Что хотим узнать?

Что такое гроза?

Почему сверкает молния и гремит гром?

Как спастись от молнии во время грозы?

Как можем узнать?

Спросить у родственников;

Посмотреть специальные познавательные программы.

Предполагаемые результаты:

1. В результате проектной деятельности проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям неживой природы- грозе.

2. Ребёнок учится овладевать навыками безопасного поведения в природе при грозе.

3. Повышается интерес к экспериментальной деятельности.

Слайд № 1.

Воспитатель: Разрешите представить вашему вниманию познавательно– исследовательский проект «Грозовые явления». Автор проекта воспитанник подготовительной группы Тараканов Иван.

Слайд № 2.

Звучит музыка «Прогноз погоды». Рассказ воспитателя на фоне музыки.

Приближается летнее время, когда часто бывает гроза. Не следует забывать, что летняя погода изменчива, и ясный летний день может превратиться в пасмурный и дождливый.

Гроза – это загадочное, интересное, но опасное явление природы. Несмотря на то, что изучению молнии и грозы учёные всего мира уделяют огромное внимание, молния может быть совершенно непредсказуемой и вести себя вопреки всем правилам. Поэтому каждым человеком с раннего детства должны быть получены знания об этом явлении природы, для того чтобы защитить свои здоровье и жизнь.

Ваня, а что ты знаешь о грозе?

Слайд № 2.

Я знаю, что во время грозы очень сильно сверкает молния и гремит гром.

Звуки грозы

Однажды мы с ребятами играли на улице. Вдруг налетела большая чёрная туча и закрыла собой всё небо. Огненная стрела без промедления врезалась в землю. Грянул оглушительный гром, от которого содрогнулась земля.

Гроза!- прокричали ребята, испугавшись. Мы быстро разбежались по домам.

Дома я из окна наблюдал, как сверкает молния и идёт дождь. Мне стало интересно:

Что такое гроза?

Почему сверкает молния и гремит гром?

На следующий день я спросил об этом своего воспитателя. Она ответила.

Воспитатель: Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками. Гром- это звук от разряда. Гром безопасен. Он вестник того, что молния уже миновала.

Слайд № 4

От бабушки я узнал, что, в глубокой древности грозы боялись все: от мала до велика.

Люди не могли объяснить это явление природы.

Они думали, что это Бог грозы Перун ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы.

Мне стало интересно, как же всё – таки получается молния и почему гремит гром.

Я нашёл в интернете интересное видео и посмотрел. Давайте посмотрим вместе со мной.

Слайд № 4.

(Показ видеоролика)

Слайд № 5.

На следующий день я пришёл в детский сад и рассказал ребятам, что я узнал о грозе.

Вместе мы нарисовали грозу. (Фото)

Играли в подвижную игру «Тучка, молния, дождик».

Слайд № 6

Из интернета я узнал, что молнии бывают разных видов: линейные, внутриоблачные, жемчужные, и другие.

Слайд № 7.

Чтобы ещё раз увидеть, как же получается молния и гром, я решил провести свои исследования. Для этого я отправился в лабораторию нашей группы.

Опыт №1.

Я потёр воздушный шарик о шерстяную ткань и приложил его к стене. Затем сделал то же самое со вторым шариком. Шарики не упали, потому что наэлектризовались. Шарики и стена имеют разные заряды, поэтому притягиваются. То же самое происходит и с тучами во время грозы. Они притягиваются, поэтому возникает электрический разряд – молния.

Опыт № 2

Я потёр пластмассовую линейку о шерстяную ткань и поднёс её к большой металлической скрепке, укреплённой при помощи пластилина на столе, и услышал треск. Я убедился, что электричество имеет звук. Когда идёт гроза, мы нередко слышим звуки грома.

Воспитатель: На этом Ваня не закончил свои исследования. Он отправился в школу в кабинет физики.

Давайте посмотрим, как это было.

Слайд № 8

(Просмотр видеоролика «Эксперименты в кабинете физики».

Вывод: Изучив литературу и, проведя эксперименты, я понял, что в лабораторных условиях молнию получить невозможно. Можно получить не молнию, а электрический разряд, который будет длиться мгновение;

Воспитатель: Работая на темой проекта, Ваня задумался, возможно ли предугадать приближение грозы?

По итогам прошлых наблюдений мы сделали вывод: обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Слайд № 9

А так как молния- это электрический разряд, то и действует она так же,как электричество.

А, значит, представляет серьёзную угрозу для жизни людей.

Из литературы я узнал, какие правила надо соблюдать во время грозы, чтобы обезопасить себя.

Во время грозы нельзя:

1. Бросать открытыми окна;

2 Прятаться под одиноко стоящими деревьями;

3. Пользоваться электрическими приборами, сотовыми телефонами;

4. Купаться в водоёмах

Грозу можно:

Переждать дома, спрятаться от неё в машине.

Лучше всего переждать грозу в любом здании. Там есть молниеотводы.

Оказавшись на открытой местности, присядьте, пригните голову к коленям, так как эта поза менее опасная.

В результате своих исследований я ещё раз убедился, что...

Молния – это электрический разряд. Она может причинить вред здоровью человека, но, если соблюдать правила безопасности, то это не так уж и страшно.

вывод:

Гроза́ - природное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом. Облака, дождь и гроза – это часть природы и они не могут существовать одно без другого, потому что все в природе взаимосвязано. Молния как электрический разряд представляет опасность для жизни человека. Защита жизни человека во время грозы зависит соблюдения правил безопасности.

Грозы не стоит бояться, если соблюдать правила безопасности. Видеоролик.

Список используемой литературы.

1. Энциклопедия чудес. Владимир Мезенцев Алма-Ата 1988

2. «Детская энциклопедия», изд. «Арт-Пресс», Москва, 2008 г.

3.http://yandex.ru/yandsearch?

4. http://arisfera.info/gallery/photo_sm_1_big.htm

5.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/MOLNIYA.html

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110162/

7.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stype=image