Конспект занятий для детей на тему насекомые. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота

Программные задачи:
Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в глаголы множественного числа.
Упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к насекомым.
Ход занятия
Логопед. Нас сегодня ждет путешествие в сказку. Отгадав загадку, вы узнаете в какую.
Созвала гостей на чай,
Но попала невзначай
В паутину паука –
Он бы съел наверняка.
Проявил комар отвагу:
В паука вонзил он шпагу.

Дети. Это сказка «Муха-Цокотуха».
Логопед. Правильно. А вы помните, кто автор этой сказки?
Дети. Корней Иванович Чуковский.
Логопед. Молодцы. Я покажу вам картинки, а вы скажите, кто изображен на них.
(На картинках бабочка, стрекоза, муравей, муха, комар).
Дети. Насекомые.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику «Насекомые».
Прилетела к нам вчера (дети машут кистями рук, как крылышками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (загибают по одному пальцу на каждое название
И веселый мотылек, насекомого)
Два жука и стрекоза,
Как фонари глаза. (рисуют пальцем кружок, подносят пальцы к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут кистями, затем опускают их на парту) от усталости упали.
Логопед. Хотите ли вы совершить путешествие?
Дети. Да!
Тогда отправимся на сказочную лужайку и посмотрим, какие насекомые там обитают.
Игра «Угадай кто?» (подбор имени существительного к глаголу)
Логопед. Порхает (кто?) – (Бабочка.)
А теперь определите, кто жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает, плетет паутину.
Логопед крепит к доске предметные картинки с изображением насекомых, которых называют дети.
Игра «Один-много» (образование множественного числа имен существительных)
Логопед. Посмотрите, как много насекомых появилось на нашей лужайке. Давайте их назовем. А сделаем это так: я буду называть одно насекомое, а вы – много таких насекомых. На лужайке муха. – На лужайке много мух.
Физкультминутка.
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза-
очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Игра «Помоги спрятаться» (закрепление в речи предлогов).

Логопед. Ой, на лужайке появился паук. Насекомым нужно спрятаться, чтоб не попасть в паутину.

Дети составляют предложения, используя предлоги над, под, за, на (образец дает логопед).

Бабочка летает над цветком.

Муха заползла под листок.

Паук не нашел насекомых на нашей полянке и уполз. Насекомые выползают из своих укрытий.

Дети составляют предложения, используя предлоги из-за, из-под.

Муха выползла из-под листа.

Жук выполз из-за гриба.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед. Посмотрите, на листочках расселись гости Мухи-Цокотухи, ждут угощения. А все ли здесь насекомые?

Демонстрируются картинки, дети называют лишнюю.

Жук, бабочка, улитка, муравей.

Кузнечик, комар, змея, пчела.

Таракан, жук, оса, мышь.

Но мы не будем прогонять этих гостей, хоть они и не насекомые, Муха угостит их чаем.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

По размеру. Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

Кто появляется из яйца? Ответы детей:

Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

Что делает гусеница? Ответы детей:

Она питается листьями и растет. Воспитатель:

В кого она превращается? Ответы детей:

Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

Кто выходит из куколки? Ответы детей:

Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт Ильский МО Северский район

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Насекомые»

Составила: Смолина Е.А

Должность: воспитатель

2013г.

Цели: 1. Систематизировать представление детей о многообразии насекомых.

2. Закрепить знания об общих признаках насекомых.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Закреплять обобщающее понятие «Насекомые».

Оборудование: Поляна с цветами, четыре конверта с разрезанными картинками, предметные картинки с изображением насекомых, пять карточек (для игры «Четвертый лишний»).

Предварительная работы: Отгадывание загадок, чтение рассказов, наблюдения, рассматривание тематического альбома.

Организационный момент:

В: Дети поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы с вами побываем на лесной полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки насекомых.

1. Сорвать цветок я захотел, а он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед (Пчела).

3. Осенью в щель забьется, а весной проснется. Вокруг носа вьется, а в руки не дается (Комар).

4. Я зеленый конек, скачу вдоль и поперек! Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу (Кузнечик).

5.Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (Жук)

6. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (Стрекоза).

7. Не рыбак, а сети расставляет (Паук).

8. Всех жучков она милей, спинка алая на ней, а на ней кружочки, черненькие точки (Божья коровка).

В: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые!

В: Основной признак у всех насекомых, у всех по шесть лапок, только у паука восемь. Все насекомые приносят пользу, и ко всем насекомым нужно относиться бережно. Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы. Мухи – это корм для птиц. Комары – еда для лягушек и речных рыб.

Физминутка:

От друзей муравьишка отстал, (

Ой – ой – ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай – ай – ай!

В муравейник скорей побежал, (Бег на месте).

Топ – топ – топ!

Но друзей он своих не догнал, (Прижимаем ладони к щекам, качаем головой).

Ой – ой – ой!

Но а солнце за лес уж зашло, (Присели).

Ох – ох – ох!

Стало страшно и очень темно, (Обхватили себя руками).

Ах – ах – ах!

Хорошо, что друзья помогли, (Беремся за руки, раскачиваем их вверх-вниз).

Да – да – да!

Муравьишку домой принесли,

Да – да – да!

Дидактическая игра «Собери насекомое»

В: А сейчас мы с вами соберем картинки из частей, на которых нарисованы насекомые и назовем их.

Давайте разделимся на три команды. Каждая команда пройдет к одному из конвертов и выполнит задание. (Дети садятся за стол и собирают разрезанные картинки с изображением насекомых).

В: Кто у вас получился? (Каждый стол называет насекомого).

Назовите одним словом (Насекомые).

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками).

Полосатая пчела. (загибают пальчики).

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков).

Пожужжали, полетали

От усталости упали. (руки на коленочки).

Игра «Четвертый лишний»

В: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  1. Лишний муравей, потому что он не летает.
  2. Лишний кузнечик, потому что все бабочки.
  3. Лишняя стрекоза, потому что все комары.
  4. Лишний муравей, потому что все летают.
  5. Лишний кузнечик, потому что он не летает.
  6. Лишняя стрекоза, потому что она летает.

Дидактическая игра «Собери панно»

В: Ребята посмотрите какая красивая полянка. Но здесь что-то случилось. Совсем недавно, была гроза и все насекомые спрятались. Давайте с вашей помощью вернем насекомых на полянку (дети наклеивают бабочек на цветы).

Заключительная часть:

Со всеми заданиями вы справились на отлично (детям раздают бабочки на память).


Конспект занятия в детском саду для детей 5-6 лет по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать общую моторику, координацию.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, шапочки насекомых.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, (включить музыку тревожные звуки) из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, пишет бабочка, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Обратить внимание детей на тревожные звуки, доносящиеся с лесной полянки.
- Дети, можно обижать насекомых? Почему? (ответы детей)
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (одеть шапочки)
Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправимся мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте): «Нужно отгадать загадки и найти отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого шапочка названного насекомого, находит свою картинку и выставляет на доску.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий

Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
(Кузнечик)
- Нос-то долог,
Голос звонок,
Много меньше кошки,
А по хуже - блошки. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар – переносит инфекции.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу (выставить на полянку стрекозу и пчелу), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
- Смотрите, ребята, ещё один конверт с заданиями.
Дети останавливаются садятся за столы. Задание нужно выполнить самостоятельно (индивидуальная работа)
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- выполнив это задание мы с вами еще спасли муравья (выставить на поляну муравья).
Продолжим наше путешествие.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» . Дети читают стихи, выполняя различные движения.
Жу-жу-жу – жужжит пчела,
Я лечу из далека. (Дети ритмично помахивают руками)
З- з- з – комар пищит,
Укусить скорей спешит. (Выставить указательный палец, делают ритмичные выбросы рук вперед).
Уф- уф- уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: гу жу, гу жу.
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши).
- Продолжим наше путешествие.
Подошли к лужайке и нашли конверт. – Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схемы из конверта)
- Давайте с вами рассмотрим эти схемы и составим рассказ.
7. Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яйца на цветке.
Потом появились гусеницы.
Гусеницы питались листьями и быстро росли.
Потом гусеницы превратились в куколки.
Вот из куколок появились бабочки. У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать.
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
- Мы помогли расколдовать бабочку (выставить на полянку бабочку)

8. Дыхательное упражнение «Посади бабочку на цветок» (за столом).
Воспитатель:
- Задние сложное, нужно быть аккуратными, глубоко вдохнули носом воздух и делаем тихий ветерок на бабочку, чтобы она оказалась на цветке. От этого зависит спасение следующего насекомого.
(выставить на полянку кузнечика и жука).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
- А что бы превратиться в детей нам нужно отгадать насекомых по звуку и показать их. (Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки).
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад, но прежде чем возвратиться фея хочет узнать хорошо или плохо быть насекомым.
- Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
- Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Тема «Шестиногие малыши» (насекомые)

Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых; уточнить представления о пользе насекомых.

Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде. Развивать связную речь и логическое мышление.

Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Коррекционные задачи. Закреплять и расширять представление о насекомых, их характерных признаках. Развивать зрительное восприятие.

Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, заготовка картины «Лесная полянка» и вырезанные картинки насекомых.

Ход занятия

Приветствие. (Дети стоят полукругом).

Воспитатель:

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

— Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на лесную полянку, в гости к насекомым.

Игра «На полянку шли, насекомых нашли». Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят:.»На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи…(Имитируют движение бабочки, далее кузнечика, муравья).

Воспитатель:

— Вот мы и пришли на лесную полянку. (Воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

— Посмотрите, сколько на ней цветов, какие они красивые, но почему-то здесь так тихо, никого нет.

— Ой, а что это такое лежит на полянке?

— Это конверт с письмом.

— Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

— Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

5.Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка)

— Вот, сколько шестиногих малышей полянки вы расколдовали.

— Какие вы молодцы!

— А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: -Послушайте, какие звуки они издают. Запись «Звуки природы»

— Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)

— Давайте сядем на стульчики.

Воспитатель: — Молодцы! (Жужжание пчелы.) -Ребята, вы слышите, кто-то летит. Кто же это? (Пчела).

— Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать, и рассмотрим её повнимательней.

— Посмотрите, какие у нее крылышки красивые крылышки. А еще у пчелы есть усики, голова, брюшко, лапки.

— Посмотрите на картинки (на доске картинки – насекомые).

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей показывая части тела насекомого)

— А вы знаете, что насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

— А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Воспитатель. – Ребята, мы очень много говорили с вами о насекомых, смотрели фильмы, мультфильмы, отгадывали загадки, читали книги о насекомых. Помогали нам и родители. Изготовили много проектов о насекомых.

Воспитатель: — Наши ребята знают стихотворения о насекомых. (Дети рассказывают стихотворения)

БУКАШКИ-ТАРАКАШКИ

Комар

Спокойно не живу ни дня.

Мечтают все поймать меня.

И портят мне все лето,

УХ! Укушу за это.

Шмель

Шмель полосатый, пушистый

Сел на цветочек душистый,

Лапками перебирает —

Сладкий нектар собирает

Стрекоза

Летит, глядит во все глаза,

Какая симпатичная.

А знаешь ты, что стрекоза —

Охотница отличная?

Божья коровка

Божья коровка — полезный жучок,

В черный горох у нее пиджачок.

С тлей расправляется быстро и ловко,

Лечит растения божья коровка.

Муравей Пчелы

Знают все: у муравья Пчелы готовят отличный

Очень дружная семья. Липовый мед и горчичный.

Летом дружно строят дом, Трудятся целое лето.

А зимой спят дружно в нем. Пчелам спасибо за это.

— Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?» На доске крепятся картинки насекомых. – Кого вы видите? (Пчела, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка).

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

— Ребята, Как же хорошо на полянке летом, а кто мне скажет, какие жители здесь обитают? (перечисляют)

— А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

— Вот и подошло наше путешествие к концу. Я вам приготовила сюрприз, смотрите какая у нас красивая полянка, цветы, травы. Но чего-то не хватает, а может быть кого-то? (Насекомых). Давайте исправим эту ошибку и поселим на нашу полянку шестиногих малышей.

Аппликация. Коллективная работа. Дети разделившись на группы (мальчики, девочки) наклеивают картинки насекомых, Звучат песни о насекомых.