Cтандартные размеры фотографий. Соотношение сторон экрана: полное руководство Особенность золотого сечения для человека

01.03.2015 7639 Советы по фотографии 0

Многие сталкивались с проблемой, как же выбрать соотношение сторон в пейзаже, чтобы улучшить его зрительное восприятие, композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа, как соотношение сторон при съемке пейзажа. Особенности съемки пейзажей мы с вами рассмотрели в одном из фотошколы сайт.

Композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать, и которые также подробно в фотошколе нашего сайта: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… Но мы не рассмотрели именно соотношение сторон, правильный подбор которых может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены.

Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции?

1:1 - Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся - при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.

Зимнее половодье Владимир Бормотов

Формат 4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3 (Panasonic, Olympus). Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.

Формат 3:2

Иногда этот формат обозначают 6:4. Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых и APS-C сенсоров, используемых в большинстве цифровых фотоаппаратов.

Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


16:9 - Широкоэкранный панорамный формат

Данный формат стал набирать популярность благодаря распространению в наших квартирах и домах экранов с соотношением сторон 16:9 - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).

12:6 или 18:6 - Панорамный формат

Данный формат также называют 2:1 или 3:1. Соотношение сторон 2:1 - это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных камер, а 3:1 часто поддерживается камерами с APS сенсорами. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.

«Портретный» формат

Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.

Заключение

Надеемся, что это дополнение к вашим знаниям о пейзаже и композиции вдохновит вас на раздумья о них во время съемки и создания композиции вашего снимка. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Всего Вам фотографического, друзья!

Если вы часто скачиваете кино из Интернета или загружаете собственные клипы на YouTube и другие сайты, вы наверняка сталкивались с искажением картинки в видеофайлах.

Возможно, вы были разочарованы сплющенным и растянутым изображением в фильме, который долго искали. Или были неприятно удивлены черной рамкой, которая появляется вокруг изображения после загрузки клипа на сайт. Причина таких проблем кроется в неправильном соотношении сторон кадра, установленном при сохранении видеофайла. Стоит исправить эту ошибку – и видео будет радовать глаз правильными пропорциями и отсутствием ненужных элементов вроде черного обрамления картинки.

Яснее не стало? Прочтите нашу статью, и вы не только узнаете, что такое соотношение сторон видео, но и научитесь выявлять и исправлять проблемы, связанные с неправильным значением этого параметра.

Что такое пропорции видео?

Видеоряд любого фильма или клипа состоит из большого числа одинаковых по размеру кадров, размер каждого из которых характеризуется двумя величинами: шириной (длиной кадра по горизонтали) и высотой (длиной кадра по вертикали). Так вот, пропорция ширины и высоты кадра – и есть соотношение сторон видео. Эта величина обозначается двумя цифрами, разделенными двоеточием (2:1, 4:3 и т. д.).


Вариантов соотношения сторон существует немало, однако на сегодня наиболее распространены два: 4:3 и 16:9 (см. рисунок). Поскольку соотношение сторон 16:9 наиболее близко к тому, как человек видит окружающее пространство, именно этот формат сегодня наиболее популярен. Определенную популярность также набирает соотношение сторон 21:9 – для мониторов с ультрашироким экраном.

Как узнать соотношение сторон видеоклипа?

Когда мы говорим о соотношении сторон видеоклипа, обычно мы имеем в виду характеристику DAR (Display Aspect Ratio) – соотношение сторон, с которым запись отображается на экране. DAR зависит от двух величин:

Pixel Aspect Ratio (PAR) – соотношение сторон пикселя. Поскольку в современном цифровом видео, как правило, используются только квадратные пиксели, для большинства «компьютерных» видеофайлов эта величина всегда будет равна 1:1.

Storage Aspect Ratio (SAR) – отношение количества пикселей по горизонтали к количеству пикселей по вертикали (эти цифры указаны в разрешении видеофайла).

Умножив PAR на SAR , мы получаем DAR – фактическое соотношение сторон видеоклипа.

Разберем на примере. Допустим, нам нужно узнать соотношение сторон видеоклипа в формате AVI с разрешением 640 × 480. Чтобы вычислить SAR , нам нужно разделить ширину видеофайла (640) на высоту (480) до простой дроби. Получаем 4/3. Поскольку, как мы уже выяснили, PAR нашего видео равно единице, соотношение 4:3 и будет являться соотношением сторон видеоклипа.

К слову, значения DAR и SAR совпадают не всегда. Например, в стандартах VCD и DVD видеозаписи кодируются с использованием неквадратных пикселей, соотношение сторон которых не равно 1:1. Чтобы разобраться, давайте посчитаем DAR для DVD-видео с распространенным разрешением 720 × 576. В этом случае SAR будет равно 5:4, а PAR , согласно стандарту, – 16:15. Перемножив эти значения, получим все то же соотношение сторон 4:3.

Нет времени считать вручную? Если у вас установлен Movavi Конвертер Видео, вам повезло – эта умная программа сделает все за вас! Просто загрузите свое видео в конвертер, кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите пункт Свойства файла , и вы увидите нужные цифры.

Какие бывают стандартные разрешения и какие соотношения сторон для них используются?

Наиболее часто используемые разрешения и соотношения сторон для них приведены в следующей таблице.

Стандартное разрешение (SD)
240 × 180 4:3
320 × 240 4:3
480 × 320 3:2
640 × 360 16:9
640 × 480 4:3
720 × 480 (NTSC DVD)
720 × 576 (PAL DVD)
800 × 480 5:3
854 × 480 16:9
960 × 540 16:9
Высокое разрешение (HD)
1280 × 720 16:9
1280 × 800 16:10
1920 × 1080 16:9
2560 × 1440 16:9
3840 × 2160 16:9
7680 × 4320 16:9

Тут все просто: на сайте популярного видеохостинга соотношение сторон составляет 16:9, в противном случае к видео добавляются черные полосы.

Как выявить проблемы неправильного соотношения сторон?

При проигрывании видео, сохраненного с неверным соотношением сторон, вы увидите в кадре один из следующих дефектов:

  • Искажение пропорций. Изображение выглядит вытянутым или, напротив, сплющенным.
  • Нежелательные черные полосы по вертикали или горизонтали либо черную рамку вокруг изображения на видео.

Иногда такие проблемы возникают из-за неправильных настроек дисплея проигрывающего устройства. Однако если все настройки верны, а изображение на экране вас по-прежнему не радует, нужно поменять соотношение сторон самого видеофайла – в Movavi Конвертере Видео это можно сделать легко и быстро. Достаточно поставить программу на компьютер и выполнить несколько простых шагов.

Как исправить пропорции видео при помощи Movavi Конвертера Видео?


  1. Запустите Movavi Конвертер Видео.
  2. Нажмите Добавить файлы , а затем Добавить видео . Загрузите «проблемное» видео в программу.
  3. Раскройте вкладку Видео в нижней части интерфейса и выберите любой профиль нужного формата. После этого нажмите на кнопку со значком шестеренки.
  4. В диалоговом окне выберите в списке Размер кадра пункт Пользовательский . Перейдите к полям Ширина и Высота в правой части, нажмите на значке с изображением скрепки, чтобы разблокировать поля, и введите подходящие значения.
  5. В списке Изменение размера выберите опцию Кадрировать , чтобы убрать черную рамку вокруг изображения. В списке Качество вы можете выбрать нужный вам вариант.
  6. Нажмите Старт – и через несколько минут сможете наслаждаться видео с нужными пропорциями.

Существует множество граней в искусстве композиции, но есть одна о которой вы много не задумывались, это пропорция. Пропорция это термин который используется для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой часто игнорируются пропорции довольно проста - соотношение сторон фотографии зависит от камеры, которую вы используете, и мы принимаем эту данность.

Но технологии меняют правила игры. Сейчас, многие из современных цифровых камер дают возможность выбрать из нескольких вариантов пропорций, каждая из которых имеет свои собственные особенности. Также вы можете обрезать изображение в другой пропорции в процессе пост-обработки.

Понимание характеристик пропорции вашей камеры может помочь вам создать отличный снимок. Также поможет знать когда обрезка в другой пропорции улучшит ваш снимок.

Как упоминалось ранее пропорции работают с шириной и высотой. По сути это описывает то, каким будет изображение: квадратным (1:1) или широкоформатным (16:9). Обозначается в виде выражения, например как это: ширина:высота (ширина всегда указывается в начале). Соотношение сторон 35 мм кадра - 3:2. Все fx и dx цифровые зеркальные камеры, независимо от размера сенсора или количества мегапикселей, используют соотношение сторон 3:2. Проще говоря это значит, что кадр в полтора раза больше по ширине чем по высоте (или наоборот если вы повернёте камеру чтобы использовать для съёмки в формате "портрет"). Снимок выше, выполненный 35 мм цифровой зеркальной камерой, с пропорцией 2:3 за счет вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство цифровых камер, за некоторыми исключениями, используют одну из двух пропорций. В 35мм цифровых камерах соотношение сторон 3:2, а соотношение сторон 4:3 используется в камерах стандарта Микро 4:3 и многих компактных камерах. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, как первая фотография в статье обрезана до пропорции четыре трети. Здесь есть отличия, и для себя, я предпочитаю второй вариант, так как здесь меньше пустого пространства вокруг белого цветка. Я вернусь к этой мысли чуть позже, дальше в статье.

Пользователи пленочных камер имеют больше выбора, когда дело доходит до пропорций, большое спасибо среднеформатным, крупноформатным и панорамным камерам, которые предлагают больше вариантов для выбора формата фильма.

Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых пропорций. Дальше я рассмотрю, как пропорция влияет на композицию.

3:2

Пропорции 35мм цифровых и пленочных камер, также некоторых среднеформатных камер Leica, незеркальных и компактных камер. Эта пропорция используется в качестве стандарта для 35 мм камер с тех пор как Oskar Barnack выбрал его как формат камеры Leica в начале XX века.

4:3

Используется в камерах стандарта Micro четыре трети, большинстве компактных камер, некоторых цифровых среднеформатных фотоаппаратах и плёночных камерах среднего формата которые используют формат 6x4.5cm. Это соотношение также используется неширокоэкранными телевизорами и компьютерными мониторами.

7:6

Используется некоторыми камерами среднего формата, такие как камеры серии Pentax 67. С помощью этих камер создают негативы или слайды с размером 6 x 7 см. Некоторые плёночные камеры, дальномеры среднего формата (например, Mamiya 7II) также используют эту пропорцию.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Формат квадрата в основном используется кинокамерами среднего формата, такими как Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Он также используется в игрушечных камерах, таких как Holga и Diana. Несколько производителей создали квадратные 35-мм камеры (с отрицательным размером 24 x 24 мм в 1930-х и 1940-х годах, но идея не стала популярной). Единственные 35 мм квадратноформатные фотоаппараты которые остались это пластиковые камеры Lomo и любопытные камеры Blackbird 35 мм с двойной рефлекторной линзой.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плёнкой размером 5 x 4 дюйма или 10 x 8 дюймов. Большие камеры 10 x 8 дюймов попали в немилость и теперь большинство крупноформатных фотографов используют пленку 5 x 4 дюйма.

16:9

Этот панорамный формат используется некоторыми плёночными камерами среднего формата. Несколько ранних компактных камер Panasonic использовали эту пропорцию. Она также используется для широкоэкранного захвата видео.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат используется в плёночных панорамных камерах среднего формата, например серии Linhof Technorama (Linhof также производит камеры Technorama с пропорцией 17:6).

Пропорции и композиция

Формат 35 мм, с пропорцией сторон 3:2, по-прежнему самый популярный формат в фотографии на сегодня. Точные причины, почему Oskar Barnack выбрал это соотношение неизвестно, но вполне вероятно потому что эта пропорция близка к Золотому сечению.

Происхождение Золотого сечения берёт начало в греческой математике и впоследствии успешно используется как пропорция в фотографии (а также в живописи, рисовании и архитектуре). Henri Cartier-Bresson известен за его мастерство в композиции и применении теории Золотого сечения в 35-мм формате кадра. Диаграмма выше показывает относительные размеры Золотого сечения (красный цвет) и 35-мм формат кадра (желтый цвет), который чуть больше.

Правило одной трети, известное правило составления композиции, это упрощенное понимание некоторых концепций идеальной композиции из Золотого сечения.

Проблема формата 35 мм

Формат 35-мм кадра (или Золотого сечения) работает хорошо, когда камера находится в альбомном формате, но все не так хорошо, когда вы разворачиваете камеру для портретной съемки. Прямоугольник слишком длинный и это довольно трудно эффективно заполнить кадр.

Я называю это "35 мм проблема". Это может стать проблемой для любого направления, но особенно в пейзажной фотографии, где часто слишком много неба в изображении, если вы используете портретную ориентацию (по этой причине, я снимаю большую часть моих пейзажей в альбомной ориентации).

Вы можете увидеть это на двух изображениях сверху. Первое изображение слишком «высокое», и композиция существенно улучшается когда мы кадрируем изображение в «короткий» прямоугольный формат. Фотографии демонстрируют разницу между соотношением сторон 2:3 формата 35 мм (Помните, ширина указывается первой) и пропорцией 4:5, 5 x 4 дюймовых крупноформатных камер.

"35 мм проблема" одна из причин, почему многие профессиональные фотографы, особенно ландшафтные фотографы, использовали средне или широкоформатные пленочные камеры во времена до того как цифровые зеркальные камеры стали стандартом. Пропорции 4:3, 7:6 и 5:4 обладают «коротким» прямоугольником и становится легче выбрать композицию для фотографии, снятой в книжной ориентации. Ещё, эти "короткие" прямоугольники больше соответствуют размерам страницы журнала и книги, чем формат 35 мм, это означает, что фотографии придётся меньше обрезать, чтобы вместить на полный разворот страницы.

Пропорции в цифровую эпоху

Теперь, когда большинство фотографов используют цифровые камеры, 35 мм проблема является менее значимой, можно легко кадрировать ваши фотографии в процессе пост-обработки. Вместо произвольной обрезки я рекомендую кадрировать фотографию в заданной пропорции (например, 7:6, 4:3 или 5:4). Каждая пропорция имеет определенный «характер», и это научит вас «видеть» в этой пропорции. С опытом вы поймёте когда композиция сцены перед вами выиграет от кадрирования, и вы сможете представить когда лучше кадрировать фотографию.

Стандарт Micro четыре трети

"35 мм проблема" является одной из причин, почему производители, такие как Olympus и Panasonic приняли стандарт micro четыре трети. Эти камеры превосходны в работе, в отношении композиции, потому что вам не приходится беспокоиться о проблемах, вызванных длинным 35-мм кадром.

Режим Live View и электронные видоискатели

Если у вас есть камера с электронным видоискателем или режимом Live View, стоит изучить инструкцию, чтобы увидеть может ли ваша камера использовать разные пропорции. Если да, в режиме Live View вырезанная часть изображения будет выделен серым чтобы помочь вам увидеть, как будет выглядеть фотография. Если у вашей камеры есть электронный видоискатель, он может показать вам обрезанное изображение в видоискателе. Это позволяет легко составлять композицию в различных пропорциях.

Квадратный формат

Пропорции и печать

Существуют практические области, где можете столкнуться с проблемой, вызванной соотношением сторон, например, печать. Если у вас 35-мм камера, вы обнаружите, что наиболее распространенные форматы листа бумаги для печати не соответствуют фотографии (единственным исключением является размер листа 6 x 4 дюйма).

Справедливо сказано, независимо от того, какую пропорцию вы используете, несмотря на это потребоваться обрезать меньше в определенных пропорциях. Эта проблема существует уже некоторое время, и является одной из причин, почему некоторые художественные фотографы предпочитают крупноформатные камеры, так как пропорция 5:4 подходит именно для стандартных размеров печати в фотолаборатории на бумаге (5 x 4 дюйма, 10 x 8 дюймов, 16 x 20 дюймов и так далее).

Бумага для струйных принтеров отличается, но, она производится в соответствии со стандартами установленными международной организацией по стандартизации (ISO). Этот стандарт использует пропорции 1:1.4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры листов A2, A3, A4, A5 и больше.

Есть довольно простое решение – печатать изображения с белой рамкой. Это и хорошо выглядит, и довольно практично, так как позволяет легче настроить принтер. Изображение выше показывает как фотография выполненная 35-мм камерой выглядит на распечатанном листе формата A4 или A3.

Как кадрировать

Кадрировать легко в Lightroom и немного сложнее в Photoshop. Вот краткое руководство по кадрированию в обеих программах, другие программы похожи на один из этих способов.

Lightroom

Перейдите в модуль Разработка и нажмите на иконку кадрирования. Нажимайте на стрелки рядом со словом «Оригинал» на правой стороне, и выбирайте пропорцию из списка, или выберите «Пользовательский ввод» для создания собственного соотношения сторон.

Photoshop CS

Если вы редактируете Jpeg или Tiff файл в Photoshop CS (в отличии от Adobe Camera Raw, который работает аналогично Lightroom) вам нужно сделать несколько вычислений для того, чтобы обрезать изображение до определенных пропорций. Самый простой способ заключается в том, чтобы выбрать инструмент «Кадрирование» и ввести размеры, до которых вы хотите обрезать изображение, в полях Ширина и Высота. Высота (или ширина в альбомном формате) должны соответствовать высоте вашей фотографии в пикселях, затем вы можете указать ширину, необходимую для соответствия выбранной вами пропорции.

Например если ваша фотография 3888 пикселей в высоту, и вы хотите кадрировать её пропорции 4:3, следует указать ширину 5184 пикселей.

Заключение

Надеюсь, это введение в пропорции поможет вам понять взаимосвязь соотношений сторон кадра с композицией. Используете ли вы 35 мм камеру, micro четыре трети, квадратный формат, крупный формат или панорамный фотоаппарат, пропорция делает различие в композиции ваших фотографий. В прошлом пропорции, которые использовали во многом были продиктованы камерой которой вы владели. Но сейчас, цифровые камеры дают вам свободу экспериментировать с каким соотношением сторон вы предпочитаете работать.

Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

a: b = b: c или с: b = b: а.

Геометрическое изображение золотой пропорции

Если отрезок C принять за 100 частей, то большая часть отрезка (b) равна приблизительно 62, а меньшая (a) - 38 частям. Или приблизительно b=5/8 , а = 3/8.

Более подробно с теоретическими выкладками можно познакомиться на сайте.

Мы не будем на этом останавливаться, а сразу приступим к практическому применению.

Рис. 1

На рис. 1 показано, как оформляемая работа откадрирована под пропорции золотого сечения с соотношением сторон 5/8 и 3/8.

Большая сторона (AB) фотографии является меньшим (A1C1) размером паспарту, который в свою очередь соотносится с шириной паспарту (A1B1) как 3/8 и 5/8.

Размещение окна в паспарту для фотографии рассчитывается через математическую линию горизонта (она не обязательно совпадает с реальной на фотографии) E1F1, делящую высоту паспарту и фотографии на отрезки, длины которого соответствуют пропорциям золотого сечения

Рис. 2

В результате совмещения EF c E1F1 мы получили позиционирование окна в паспарту. Аналогичным образом мы можем рассчитать наиболее подходящую ширину багета, исходя из соотношений верхней части ширины паспарту к ширине багета. (BG)/ (GK) =5/3.

Также можно поступать, если оформляемая работа не имеет необходимых пропорций.

В этом случае мы также сначала рассчитываем внешние размеры паспарту из максимального размера фотографии, а потом через линию горизонта позиционируем внутреннее окно.

Рис. 3

Нетрудно заметить, что при соотношении сторон оформляемой работы приближающихся к квадрату, верхняя и нижняя часть паспарту будут сильно уменьшаться. Очевидно, что при подобных пропорциях последовательно применять принцип Золотого сечения будет нельзя.

Однако мы можем его использовать в локальных задачах, так как он действует везде.

Надо только помнить, что этот принцип необходимо рассматривать во взаимодействии целого с частностью, а не вычленять как некий универсальный эталон.

Рис. 4

На примере рис. 4 мы использовали стандартный прием расчета ширины полей паспарту, применяемый во многих багетных мастерских 6/6/7 . При этом боковые и верхнее поля задаются одного размера по 6 см., а нижнее поле немного больше - 7 см.

На самом деле подобные размеры вовсе не являются оптимальными, они появились исходя из стандартных размеров уголков паспарту, с которыми работают на приеме заказов, и на них и ориентируются при расчетах. Принцип «золотого сечения» здесь применяется для определения ширины рамы аналогично рис. 1-3 .

Мы можем утверждать, что согласно этих пропорций, соотношение рамы и паспарту достаточно гармонично, однако если рассматривать все в целом, вместе с размерами самой работы, то она чересчур широка, и подавляет оформляемую фотографию.

Поэтому подобное решение мы находим неудовлетворительным.

Рис. 5

Однако, если по другому рассмотреть данные соотношения, где ширина поля равна 100 ед. а толщина рамы 3/8 от нее, то мы получаем рамку более тонкую, и вся наша композиция гармонизируется. (рис. 5 )

Однако и это не все!

Можно использовать эти соотношения в сторону увеличения рамы.

Тогда паспарту к раме будет соотноситься как 3/8 к 5/8 и мы получим вот такой результат, который еще больше концентрирует внимание на оформляемой работе и подчеркивает глубину пространства.

Рис. 6

Если мы сравним это оформление с вышеприведенными, то можем заметить следующие эффекты.

В первом варианте (рис. 2 ) оптический центр практически полностью совпадает с границами оформляемой работы и сама рама находится на таком удалении от нее, что фактически не оказывает на никакого воздействия на восприятии фотографии. Все внимание полностью сконцентрировано на изображении.

На рис. 3 за счет «придавливания» сверху и снизу возникает «панорамный» эффект, когда взгляд пытается представить продолжение композиции слева и справа, добавляя необходимую ширину.

На рис. 4 внутреннее содержание подавлено. Взгляд бегает по раме и паспарту и с трудом фокусируется в центре.

Рис. 5 гармоничен, но рама участвует во внутренней композиции оформления, и поэтому должна быть точно подобрана по цветовому решению.

Рис. 6 тоже довлеет над работой, но своей массой и линиями углов все время сдвигает взгляд вовнутрь, дополнительно концентрируя внимание на изображении.

На данных примерах мы рассмотрели принцип Золотого сечения применительно к расчету полей паспарту и выборе толщины рамы. Вместе с тем эти пропорции присутствуют во многих элементах обрамления, в дизайне самого багета, а мы зачастую даже не можем объяснить, почему нам нравится одна форма и не нравится другая.

Айвар Пожарский.
Санкт-Петербург. Май.2007 год.

Что такое соотношение сторон?

Соотношение сторон видео, – это пропорция ширины к высоте кадра. Наиболее часто используемые для видео соотношения сторон – 4:3, используемое в основном для аналогового телевещания, и 16:9, наиболее распространенное для цифрового видео.

Визуальное сопоставление двух типов соотношения сторон

Как узнать соотношение сторон видео:

1. Добавьте файл в Movavi Video Suite. Выберите добавленный файл в списке.

2. Откройте меню Файл и выберите Свойства файла . Откроется окно с информацией о выбранном файле. Соотношение сторон вы можете найти в разделе Видеопоток .

В данном примере, соотношение сторон видео – 4:3

Как изменить соотношение сторон?

I. С помощью эффекта кадрирования

(для любого соотношения сторон)

1. В списке файлов, выберите видео, которые нужно обрезать. Вы можете обрезать несколько видео под один и тот же размер кадра.

2. На панели эффектов, нажмите кнопку Кадрирование : . Откроется панель настроек, а в плеере появится рамка кадрирования.

3. На панели настроек, найдите опцию Сохранять пропорции . Когда она включена, область кадрирования будет сохранять выбранное в списке под ней соотношение сторон.

Если вам необходимо сконвертировать видео с соотношением сторон 16:9 , 4:3 , или 3:2 – просто выберите нужное из списка. Вариант Исходные сохраняет пропорции оригинала.

Если вам необходимо другое соотношение сторон, вы можете указать размеры кадра вручную. Для этого, отключите опцию Сохранять пропорции и введите нужный размер в поля Ширина и Высота .

II. Сконвертировать в другое соотношение сторон

(для конвертации соотношения сторон 4:3 в 16:9)

1. Откройте список профилей, выберите Видео и аудио и выберите формат для конвертации. Если вас устраивает формат оригинала, выберите такой же формат, как у исходного видео.

2. Внутри группы профилей для выбранного формата, выберите наиболее близкое к оригиналу разрешение. Вокруг видео в плеере появятся черные полосы, так как некоторая часть кадра остается незаполненной. Чтобы избавиться от черных полос, выберите метод заполнения кадра в настройках выбранного профиля:

2.1 Чтобы открыть настройки профиля, нажмите кнопку Настройки рядом с полем Конвертировать в .

2.2 В списке Изменение размера выберите подходящий для вашего видео режим: Растянуть , Кадрировать , или Авто , руководствуясь примером в настройках, либо режимом предварительного просмотра в плеере.

2.3 Нажмите OK , чтобы применить изменения.

После того, как вы настроите соотношение сторон, нажмите кнопку Старт , чтобы запустить обработку видео.

Какое соотношение кадра у стандартных разрешений?

Нижеследующая таблица содержит список наиболее частых размеров кадра и их соотношения сторон.

Стандартное разрешение (SD)

Высокое разрешение (HD)