Кто был на ковчеге ноя. Каким был настоящий Ной? Ноев ковчег и его предыстория

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

Одним из самых загадочных и интересных ветхозаветных персонажей является спаситель рода человеческого – патриарх Ной. Но если легенда о гигантском судне родом из Месопотамии, на котором было собрано «каждой твари по паре», известна всем и вся, то мало кто знает, в каком году Ной построил ковчег.

Время строительства

Если обратиться к первоисточнику – Библии – возникнет много вопросов касательно даты возведения великолепного судна. В тексте главной книги христиан нет четкого упоминания о том, когда Ной начал строительные работы. Но из 6 главы Бытия можно понять, что Господь повелел Ною соорудить ковчег, когда последнему было 500 лет.

Существует 2 версии рождения Ноя:

  • по данным масоретских текстов – это 1056 год от Сотворения мира;
  • в Переводе семидесяти толковников (альтернативное название – Септуагинта) указан 1663 год с момента создания мира.

Исходя из того, что Ною было 600 лет на момент окончания строительства плавательного средства, а также беря в расчет разницу между старорусским летоисчислением и современным в 5508 лет, можно выделить 2 возможные даты окончания работ:

  • 1156 год от Сотворения мира, или 4352 год до н.э.;
  • 1763 год от Сотворения мира, или 3745 год до н.э.

Соответственно, с момента создания Ноева ковчега прошло 5763-6370 лет.

Исследователи NAMI в 2017 году нашли части древнего корабля на высоте 4 тыс. м от уровня моря на горном хребте Арарат. По утверждению ученых, вероятность того, что это судно является так называемым Ноевым ковчегом составляет порядка 99,9%, что совпадает с «библейской традицией». Но пока что никто точно подтвердить или опровергнуть эти громкие заявления не смог. В любом случае найденные обломки, покрытые значительным слоем вулканических пород, несут в себе огромную историческую ценность, так как содержат характерные элементы, лестницы, куски цельной окаменевшей древесины. Если судить по возрасту найденных фрагментов, то он составляет порядка 4800 лет. Именно такую цифру показал углеродный анализ.


Правда или легенда?

До сих пор до конца не ясно, был ли на самом деле Ноев ковчег. Ответ на этот вопрос официальная наука дать точно не может. Реально лишь проанализировать данные археологических раскопок, которые могут иметь непосредственное отношение к библейской легенде. Исследователями со всего мира долгое время (если быть точнее, с начала IV века) предпринимались попытки отыскать плавательное средство, но ни одна из них до сих пор не увенчалась успехом с научной точки зрения. Да, было найдено много древних артефактов, обломков, текстов и т.д., однако однозначных доказательств принадлежности находок к теме исследования до сих пор нет.

Доводы «за»

Первым человеком, который начал искать обломки корабля, можно назвать Фридриха Парро, совершившего впервые в истории подъем на Арарат в 1829 году, тем самым нарушив местное табу на восхождение на горный хребет. В 1840 году по сохранившимся документам одной турецкой экспедиции можно судить о том, что ее участники наткнулись на гигантский деревянный каркас, который, по их наблюдению, предназначался для перевозки скота. В 1876 году Лордом Брайсом был обнаружен на высоте 3,9 км кусок древней древесины. В одной из статей британского журнала от 14.11.1892 г. можно найти упоминание о библейском плавательном средстве от Джона Джозефа Нури.

Уже в 1949 году ЦРУ получило фотографии Арарата, но доступ к ним был получен лишь к середине 90-х годов. На снимках можно разглядеть легендарные очертания, которые в длину составляют 140 м, что соответствует размерам Ноева ковчега. Геологи сочли качество фото недостаточным для однозначного суждения об этимологии происхождения останков. Нужно отметить, что попытки сфотографировать корабль предпринимались многими. Так, в 1953 году Джордж Грин отправился в собственную воздушную экспедицию и получил уникальные кадры, которые, по его словам, подтверждали факт существования библейской легенды. Примечательно, что после смерти нефтяника в 1962 году все полученные фотографии исчезли.

Исследователь из Франции Фернан Наввара не ограничился одними лишь фото, а привез в 1955 году с Арарата остатки древней доски возрастом почти в 5 тыс. лет.

В XIX веке на горе Арарат можно было встретить несколько экспедиций, участники которых не теряли надежды прикоснуться к «легенде всемирного потопа». Многие из них даже утверждали, что находили нечто похожее на форму кормы. К примеру, Джон Джозеф в 1887 году утверждал, что библейский корабль существует, после своего путешествия на «святые места». В итоге этот человек, который также себя окрестил архиепископом Вавилона, не получил одобрения на транспортировку обломков древнего корабля (если они вообще были им найдены) и провел остаток дней в калифорнийском госпитале для умалишенных.

В 2000-2003 гг. учеными были получены фото горных вершин со спутника, на которых верующие обнаружили «нечто», напоминающее по форме очертания корабля. Ученые гипотезу быстро опровергли, сославшись на то, что дерево не смогло бы сохраниться в таких погодных условиях. Они же предположили, что плавательное средство Ксисутроса расположено у подножья горы.

Уже в 2007 году американские исследователи сообщили в СМИ о том, что подобный объект был найден на Эльбрусе на северо-западе Ирана. Таким образом, точное место, где Ной построил ковчег, неизвестно до сих пор. Даже в Библии указано, что он остановился не на Арарате, а «на горах Араратских», т.е. их было множество. Согласно тексту Корана, последним пристанищем корабля стала гора Ал-Джадда.

  1. Студенты британского университета Лестера провели расчеты, в основе которых лежал принцип Архимеда, пытаясь понять, насколько размеры, указанные в Бытии (6:13-22), могли обеспечить спасение существовавших в те времена животных «в паре». Вывод удивил многих: средство действительно способно было не только уместить порядка 35 тыс. видов, но и «держаться на плаву». Итого средство способно было выдержать 70 тыс. животных. При этом материал, из которого должен был состоять корабль, – кипарис, а не кладрастис или «гофер» согласно Бытию 6:14, указанный в библейской книге.


Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0

Легенды о Всемирном потопе и Ковчеге есть в разных культурах. В библейской традиции это Ноев Ковчег, поскольку именно Ной был тем праведником, на которого была возложена миссия спасения человечества.

Библия

История Всемирного потопа известна большинству из нас по Библии. В Книге Бытия рассказано о том, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества. В живых Бог решил оставить только благочестивого Ноя и его семейство. Ему было наказано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь - каждого вида чистых животных.

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров. Исчисления даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега. По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему: 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.
Студенты физического факультета университета Лестера провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 тысяч животных,

Другие источники

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Основная канва повествования сохраняется, но причины, побудившие Бога устроить потоп здесь описаны более подробно. В частности, говорится о смешении ангелов с дочерьми людей. Это, по Книге Еноха, привело к появлению исполинов, из-за которых началось неравенство, войны, распространились магия и колдовство, произошло падение нравов.

Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума. В последнем сказано, что Ной научил людей пользоваться орудиями труда и обладал навыками плотника, что пригодилось ему при строительстве Ковчега.

Шумерский миф

Легенда о Всемирном потопе и упоминание Ковчега встречается во множестве мифов разных народов. Наиболее известным является шумерский миф, легенда о Зиусудре. На собрании всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль.

Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Утром начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Вполне вероятно, что эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, а библейская история является заимствованием из шумерской культуры, так как первые дошедшие до нас шумерские поэмы о потопе восходят к XVIII веку до нашей эры.

Нух

Есть легенда о Всемирном Потопе и в исламе. По Корану, Нух является одним из пяти великих пророков, посланных Аллахом людям. Сюжеты в Книге Бытия и в Коране схожие, только в Коране Аллах карает идолопоклонников, различаются также размеры Ковчега. По Корану длина ковчега доходила до тысячи двухсот локтей, ширина - до восьмисот локтей, высота до восьмидесяти локтей. Если принимать в расчет средний размер этой меры длины - 45 см, то Ковчег в исламе намного больше. Длина его составляла 540 метров, ширина 360 метров, высота - 36 метров. Отличны также и породы деревьев, из которых было сделано судно.

В Библии упоминается дерево «гофер». Это название встречается только в Книге Бытия. По разным версиям, это был либо кипарис, либо кедр, но и то и другое дерево имеют в Библии свои собственные названия (брош и эрез), поэтому вероятнее всего, в Библии слово «гофер» используется в значении «смолистое дерево», стойкое к воздействию влаги.

В Коране же Аллах просит Нуха и его соотечественников съесть финики и посадить косточки от них. Их деревьев выросшей рощи и делается Ковчег.

Поиски Ковчега

По Корану, Ковчег пристал к горе Ал-Джадда, по Книге Бытия - к Араратским горам. Ал-Джадда можно перевести как «высокое место», то есть точного указания места прибытия Ковчега в Коране нет.

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в статье «Арарат» однако, написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат - название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифманн писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат». Шифман является составителем научного перевода Пятикнижия, в нем приведенная выше цитата из Книги Бытия звучит как «И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, у гop Урарту».

Ноев Ковчег искали на Арарате неоднократно. Один из отцов Армянской Апостольской церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. По преданию, после очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

В последующие века поиски Ноева Ковчега продолжались, то и дело в СМИ появлялись сенсационные материалы о том, что Ковчег найден, но ни одна не нашла пока научного подтверждения.

История Ноева ковчега , в котором люди и животные спаслись от всемирного потопа, знакома людям самых разных народов и рассказана в Библии, Коране и Торе, но так ли все было на самом деле. Современные научные методы позволяют по-другому рассмотреть эту общеизвестную легенду.

История о Ное, рассказанная в книге Бытия случилась где-то на Ближнем Востоке около 5000 лет назад. Семья Ноя состояла из трех сыновей. Ноя называют в Библии достойнейшим человеком на свете. Он сохранил добродетель в мире, где царили грех и насилие.

Ной был виноделом, поэтому с этим ремеслом связанны некоторые детали его жизни. По Библии после потопа Ной посадил первый виноградник, однако у него была одна слабость - сделав первое вино, он начинал его неумеренно пить. Однажды ночью сыновья нашли его совершенно пьяным и без одежды. Утром с похмелья Ной был возмущен на своих сыновей, что те видели его голым. У Ноя был сложный характер, но таковы многие великие люди.

Видимо Ной был хорошим верующим, ведь сам Бог возложил на него важную миссию. Он возвестил ремесленнику во сне, что покарает людей за грехи, вызвав всемирный потоп. Чтобы спасти Ноя и его семью Бог велел построить осмоленный ковчег . Он также приказал Ною соорудить в ковчеге три палубы, крышу и дверь. Кроме этого Бог указал точные размеры судна . В тексте Библии размеры приведены в локтях - ковчег имел в длину 300, а в ширину и высоту по 30 локтей. Локоть это длина мужского предплечья чуть меньше полуметра. Размеры ковчега можно сравнить с современным или . При длине почти 140 метров это было самое во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи. Как можно построить такое гигантское судно практически в одиночку? Это весьма смелое занятие.

Многие инженеры утверждают, что такое судно не могло быть построено на том этапе развития судостроения. Даже в XIX веке инженеры использовали металлические крепления, а с деревянным судном могли быть большие проблемы.

Главной проблемой для данного деревянного является его длина, ведь борта бы просто не смогли выдержать такой вес. В море у такого корабля обшивка сразу потрескается, возникнут подтеки, и судно сразу потонет как обычный камень. Разумеется, Ной мог построить ковчег, но его размеры были гораздо скромнее.

Возникает вторая проблема - как он разместил разных животных внутри корабля, причем каждого по паре. Считается что на Земле 30 миллионов видов животных, будь у Ноя целый флот ковчегов , эта задача была бы для него непосильной. В конце концов, как он смог погрузить на борт всех животных. Он должен был их ловить… или они сами приходили на судно. У Ноя было всего семь дней, чтобы найти всех животных и погрузить на ковчег . 30 миллионов видов за одну неделю - итого скорость погрузки 50 пар в секунду. Для более реалистичной скорости погрузки на это бы понадобилось около 30 лет.

Напрашивается вывод, что вся история или выдумана или имела место прямая помощь божественной силы. Но куда больше проблем создает следующая часть. По Библии дождь длился, пока весь мир не был затоплен. Такая катастрофа должна была по всей Земле оставить следы - однородные геологические пласты определенного вида. Поиски свидетельств всемирного наводнения, которое удалось пережить лишь Ною и его семье и животным были начаты полтора века назад. Различные геологи искали на всех континентах, но ничего подобного не найдено. Наоборот есть свидетельства, что такого никогда не было. Сама история потопа перечеркивает все, что известно геологам об истории Земли. Чтобы затопить планету до высоты самой высокой горной системы Гималаи, необходимо количество воды в три раза превышающее объем мирового океана. Откуда ее столько взялось. Тут Библия дает некоторые подсказки. В книге Бытия сказано, что дождь шел в течение 40 дней и 40 ночей. Но для затопления всей планеты и этого было бы не достаточно. Если это не дождь то что.

Библия дает и другой ответ на этот вопрос - истоки бездны. Мог ли великий потоп исходить из недр самой Земли. Если бы вода в таком объеме появилась из гейзеров, то это была бы не вода и не океан, а болотная жижа, по которой невозможно плыть. Даже если потоп был вызван чудом, Ною пришлось бы столкнуться с другим затруднением. Затопление всей поверхности планеты привело к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много водяного пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а повышенное давление могло привести к разрыву легких. Существует и другая угроза. Выбросы гейзеров содержат ядовитые газы недр земной поверхности. Их концентрация тоже была бы смертельной для людей.

Итак, ничто на Земле не могло вызвать всемирный потоп. Выходит причину надо искать в космосе, так как кометы содержит много льда. Однако чтобы затопить всю Землю диаметр кометы должен быть 1500 км. Если бы такая комета упала, все люди погибли бы еще до начала потопа. При приближении внеземного объекта кинетическая энергия переходит в тепловую, а это равносильно взрыву 12 миллионов мегатонн тринитротолуола. Это был бы чудовищный по силе катаклизм. Вся жизнь была бы стерта с лица Земли. Температура поднялась бы ненадолго до 7000 градусов по Цельсию. Все бы погибли так и не успев подняться на борт ковчега .

По Библии ковчег причалил к горе Арарат на востоке малой Азии. Когда вода отступила, животные и люди повторно заселили планету. Можно ли там найти остатки ковчега . Дерево - материал недолговечный перед лицом времени. На горе побывало бесчисленное множество экспедиций в поисках ковчега и на склонах этой горы не обнаружено следов его пребывания. Это позволило даже развить туристический бизнес - паломники, археологи - все хотели найти остатки древнего судна . Когда интерес к горе Арарат начал угасать она «подбросила» сенсацию. В 1949 году американцы вели аэрофотосъемку горы Арарат. Появились слухи, что летчики сфотографировали во льдах странный объект. ЦРУ засекретило эту информацию на десятки лет. Однако в 1995 году появился доступ к этой информации. На одном из склонов был замечен темный объект длиной около 140 метров, точная длина Ноев ковчега. Но геологи объявили эти снимки не убедительными из-за плохого разрешения фотографии. В 2000 году съемку произвели со спутника. На склоне было нечто похожее на корабль , но очень сомнительно. По мнению геологов в любом случае ковчег не мог оставаться в замороженном состоянии так долго. Ледник движется и сносит все находившееся на склонах вниз по склону.

...сенсация Ноев ковчег найден!

В мире достаточно много снимков Ноев ковчега , но все они вызывают сомнения. Авторов снимков найти невозможно. Все это делается с целью подтвердить библейскую легенду. Увы, история Ноев ковчега с точки зрения науки не является достоверной. Возможно, она и не должна была быть реальной.

Если историю Ноев ковчега переписать, то получиться следующее. Все началось в Шумане древнем государстве на территории нынешнего Ирака. Конкретно в городе Shuruppak - центр древней цивилизации. Именно здесь изобрели колесо и систему счета. Сам Ной вовсе не был бородатым старцем как в Библейских рассказах. Это был богатый человек (купец), о чем говорили наличие золота и другие ценности. Он также имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки зерна и скота.

Город располагался на берегах рек Тигр и Евфрат. По ним доставляли товары в другие поселения, что было гораздо дешевле, чем караванами по пустыне. Для передвижений шумеры использовали четырехметровые каноэ, но торговые суда были крупнее. Лодка была разделена на секции. Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько речных барж стягивались воедино при помощи канатов или крепежных брусьев. Поскольку судно было грузовым то легко догадаться, чем оно было загружено: зерно, животные и пиво.

Вероятнее всего наш Ной стал заложником стихии. Кое-где река Евфрат судоходна при высоком уровне воды, поэтому надо было рассчитать время отправки. Оно должно было совпасть с полноводьем. Таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в реке Евфрат. В это время протоки становятся проходимыми для судов . Но был некоторый риск. Если бы над Шуруппаком разразилась сильная буря, то полноводная река превратилась бы в неуправляемую бушующую стихию и стала бы причиной наводнения. Обычно в июле в этих местах редко бывают дожди. Подобные явления происходят здесь один раз в тысячу лет. Поэтому подобное событие обязательно отразилось бы в летописи. Семья Ноя сидела вместе за обедом. Внезапно налетел ветер, началась буря, а за тем и наводнение. Именно оно стало основой истории Ноя. Чтобы сорвать баржу Ноя с привязи за счет резкого повышения уровня воды в реке требовался настоящий тропический ливень. Последствия таких катаклизмов были катастрофичными и записи о них отражались в хрониках тех лет. Если буря совпала с периодом таяния снегов в горах, то воды Евфрата могли затопить всю Месопотамскую равнину. Дождь шел семь дней. Потеряв большую часть груза, баржа Ноя оказалась среди бушующих волн Евфрата. Если верить легенде, утром Ной и его близкие не смогли увидеть землю. Затопленная область простиралась на десятки километров. После бури, они дрейфовали на судне по течению, ожидая, когда их вынесет на речную мель. Но трудности только начинались. Поскольку люди не могли увидеть землю в течение семи дней, напрашивается заключение - потоп охватил весь мир.

Семья Ноя считала, что их судно носит по разлившимся водам реки Евфрат, но вода за бортом стала соленой. Ноев ковчег плыл уже не по реке, а в Персидском заливе. Неизвестно как долго его семья плавала по заливу, в Библии говорят год, а Вавилонские таблички о семи днях. Главной проблемой Ноя было отсутствие пресной воды. При отсутствии дождя им оставалось пить пиво, запасенное в трюмах для торговли. По Библии Ною удалось добраться и спастись на горе Арарат, но шумерские тексты гласили, что было далеко к завершению. Кредиторы начали требовать деньги у Ноя, поэтому он решил покинуть эту страну, чтобы избежать преследования. Конец жизни Ноя остается тайной.

Земля обильная пищей которой Бог одарил Ноя, где его семья могла не тратить время на работу и наслаждаться праздностью, могла быть Dilmun, в настоящее время остров Бахрейн. На острове находится тысяча небольших могильных холмов. Лишь некоторые из них раскопаны и изучены. Возможно, среди них есть могила, где покоится великий Ной. Постепенно история об этом необычном путешествии легла в основу одной из шумерских легенд. К ней добавилось множество мифических подробностей. В дальнейшем текс неоднократно копировался и переписывался. В историю вносились все новые и новые изменения. 2000 лет спустя один из этих текстов хранившийся в библиотеке Вавилона прочли евреи священники. Они нашли в ней важную мораль. Если люди нарушают богоданные законы, они платят за это страшную цену. Иллюстрацией к этой морали тогда стала одна из самых популярных в то время легенд. Но сейчас мы можем домыслить обычного человека, реальное судно и вполне реальное приключение.