Статистика пожаров, их анализ и причины. Вероятность возникновения пожара. Обзор российских источников данных о статистике пожаров в зданиях различного назначения Таблица пожаров за последние 5 лет

В табл. 1.1 представлена динамика пожаров в Российской Федерации.

Таблица 1.1

Статистика пожаров в Российской Федерации

В 2012 г. в городах было зарегистрировано 61,0% пожаров, доля материального ущерба от которых составила 62,8% от общего числа пожаров по стране. При этом было травмировано 68,4%, погибло - 50%. В сельской местности эти показатели составили 39; 31,8; 31,6; 50%. Более половины погибших были в нетрезвом состоянии - 50,1% (в праздничные дни - 90-95%).

Основное время суток, когда погибали люди, - это ночные часы. Так с 18 ч вечера до 6 ч утра погибло 7290 чел. (63%). Лиц мужского пола на пожарах погибло больше, чем женского - 71,6%. Пенсионеров погибло - 30%, безработных - 28,5%, лиц без определенного места жительства - 4,2%. Среди дней недели самый неблагополучный - воскресенье (15,9%), сравнительно благополучный - вторник (13,4%) пожаров.

Основными причинами пожаров в 2012 г. стали:

  • неосторожное обращение с огнем (33%);
  • шалость детей с огнем (1,7%);
  • нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов (25,1%);
  • неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления (15%);
  • поджоги (10%);
  • нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ (1,1%);
  • неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства (0,4%);
  • прочие (13,6%); остальное - неустановленные причины.

Основные объекты пожаров: жилой сектор - 69,7%; транспортные средства - 14%; общественные здания - 4,2%; производственные объекты - 2,1%; складские здания - 0,9%; сельскохозяйственные объекты - 0,4% (невысокий процент связан в том числе и с резким сокращением в стране числа и размеров сельскохозяйственных предприятий).

Основная причина гибели людей на пожарах - это отравление продуктами горения (оксид углерода, диоксид углерода, синильная кислота, цианиды водорода), особенно выделяющимися при горении пластика, используемого в отделке помещений. По этой причине погибли 64,8% чел., а от действия высокой температуры - значительно меньше, всего 7,0% погибших. Именно поэтому требования многих нормативных документов по пожарной безопасности, направлены на защиту людей от дыма как при проектировании объектов, так и при их эксплуатации. В связи с этим весьма показателен крупнейший по числу жертв за последние годы пожар в Пермском ночном клубе «Хромая лошадь», который в 2009 г. унес жизни 156 человек. Большинство из них задохнулись в ядовитом дыму, который выделяли горящие материалы отделки помещения и утеплитель.

В России количество погибших при пожарах людей в расчете на 100 тыс. населения в 2012 г. составило 8,09. Это очень много! В США, например, этот показатель - менее 1,0 чел. и за последние 10 лет он не превышал 1,5 чел. Такие же показатели наблюдаются в Германии, Франции, Великобритании. В целом же с начала 1990-х гг. по удельному числу погибших на пожаре Россия занимает первое место в мире.

Причин высокой смертности при пожарах несколько:

  • 1. Резкая нехватка пожарных в стране и сокращение парка пожарной техники. В ряде случаев (особенно в сельской местности) пожарные расчеты прибывают к месту пожара очень поздно (из-за их далекого дислоцирования), а на местах у руководителей предприятий, да и у многих глав сельских поселений, собственной пожарной техники нет - отсутствуют средства на ее закупку и на содержание соответствующего штата пожарных, да и обязанность содержать ее законодатель на них не возложил. Хотя еще лег 30 назад дежурные пожарные автомобили на селе были в большинстве крупных хозяйств.
  • 2. Из-за холодных зим люди активно пользуются печками (15% всех пожаров), особенно в частном секторе. Печные дымоходы часто проходят в непосредственной близости от легковоспламеняющихся конструкций, не всегда герметичны, редко очищаются от сажи (необходимо как минимум раз в год). Сажа на их стенках постепенно превращается в креазот. При очередной растопке происходит его быстрое возгорание с выделением огромной температуры. В результате стенки дымоходов прогорают, и начинается пожар. Многие не чистят дымоходы десятилетиями.
  • 3. Растет количество электроприборов в домашних хозяйствах (микроволновки, электрочайники, кондиционеры, электрообогреватели и т.д.). Старая проводка не выдерживает серьезных нагрузок и возгорается.
  • 4. Использование в отделке помещений горючих материалов: пластика, утеплителей и др., которые легко распространяют пламя и выделяют токсичные вещества.

Безответственность бизнеса приводит и к массовой гибели людей на пожарах на производстве и стройках. Так 26 января 2014 г. на территории строящегося жилого комплекса «Газойл-сити» во время пожара погибли девять гастарбайтеров из Средней Азии. Причиной трагедии стало несанкционированное использование газового оборудования.

11 сентября 2012 г. в подмосковном Егорьевске в пожаре на швейном производстве погибли 14 нелегальных мигрантов из Вьетнама. Причина пожара - замыкание в ветхой электропроводке. В целом прокуратура после происшествия выявила более 160 нарушений в деятельности предприятия.

Есть мнение, что органы Государственного пожарного надзора в силу своей небольшой численности и ограниченного числа проверок физически не могут проконтролировать работу всех предприятий и организаций, а также проверять все жилые дома и частные владения. Во многих государствах эти функции возложены на частные структуры - о пожарной безопасности объектов пекутся страховщики. В 2010 г. МЧС России подготавливало проект закона «Об обязательном противопожарном страховании», однако позже решило отказаться от него, так как это связано с введением дополнительных обязательных платежей с граждан.

Сегодня многие предприниматели не заинтересованы в том, чтобы их объекты были пожаробезопасными. Заинтересованность возникнет только тогда, когда нарушение требований пожарной безопасности будет связано с закрытием объектов и потерей прибыли. Сейчас же такие механизмы фактически не работают. Кроме того, нельзя отрицать и наличие коррупции среди проверяющих инспекторов.

Уровень противопожарного нигилизма у граждан также чрезвычайно высок. По статистике от 35 до 40% пожаров в России ежегодно возникает но причине неосторожного обращения с огнем в быту (непотушенные сигареты, неисправные отопительные приборы и т.д.). При этом не менее 50% погибших на пожарах находились в состоянии алкогольного опьянения, а в праздничные дни этот показатель возрастает до 90-95%.

К летальным исходам приводят даже незначительные возгорания. Если выгорит хотя бы половина квадратного метра полового покрытия (ленолеум) этого уже достаточно, чтобы получить смертельное отравление ядовитыми продуктами горения. Нам приходилось расследовать много несчастных случаев такого рода. В бытовках находили по несколько погибших. От папиросы загорался топчан, и ядовитого дыма от него хватало, чтобы погибли все спавшие там люди.

Статистика свидетельствует, что в системе Транснефти произошло пожаров: на насосных нефтепроводов - 10%, на нефтепромыслах - 14 %, на НПЗ - 27,7 %, а на распределительных нефтебазах зафиксирована наибольшая доля пожаров - 48,3 % (Рис. 2.3.1).

На наземных резервуарах произошло 93,3 % пожаров и аварий из общего их числа. По виду хранимых продуктов эти пожары распределились следующим образом: 32,4 % - на резервуарах с сырой нефтью; 53,8 % - на резервуарах с бензином; и 13,8 % - на резервуарах с другими видами нефтепродуктов (мазут, керосин, дизельное топливо, масло и др.).

Пожары происходили, в основном (22 случая), на действующих резервуарах типа РВС, из них в 19 случаях (81,5 %) пожар возникал в резервуарах с бензином и сырой нефтью.

Установлено, что основными источниками возгорания, от которых возникали пожары, являются: огневые и ремонтные работы (23,5 %), искры электроустановок (14,7 %), проявления атмосферного электричества (9,2 %), разряды статистического электричества (9,7 %), большая часть всех пожаров на резервуарах (45,9) произошла от самовозгорания пирофорных отложений, неосторожного обращения с огнем, поджогов и других источников возгорания (таб 2.3.1). Доля пожаров от перечисленных источников возгорания, существенно различается по отраслям промышленности.

Рис 2.3.1

  • 1. Распределительные нефтебазы48,3 %
  • 2. Нефтеперерабатывающие заводы27,7 %
  • 3. Нефтепромыслы14 %
  • 4. Насосные станции нефтепроводов10%

За исследованный период средняя частота возникновения пожаров и возгораний в год составляет: на распределительных нефтебазах - 5,75; в резервуарных парках НПЗ - 3,3; на промыслах - 1,65; на нефтепроводах - 1,2. Средняя частота пожаров по всем объектам и отраслям нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности составили 13 пожаров в год.

Таблица 2.3.1-Источники инициирования взрывоопасных смесей в резервуарных парках

Данные об известных авариях в предприятиях группы компаний «Татнефть», связанные с развитием пожара приведены в таблице 2.3.2

Таблица 2.3.2-Аварии, связанные с развитием пожара

Из установленных непосредственных источников возгорания наиболее распространенный, огневые работы - 23 % (почти каждый третий пожар). Неосторожное обращение с огнем, допущенное при ремонте резервуаров, электрические и механические искры или горячие выхлопы глушителя автомобиля при очистке резервуара через нижний люк стали причиной 11,8 % пожаров. В целом при очистке и ремонте резервуаров произошло 37,6 % пожаров. Необходимо отметить, что 18 % пожаров на резервуарах возникли от самовозгорания пирофорных отложений, причем 64 % пожаров, происшедших по этой причине, отмечено на объектах добычи нефти и 36 % - в резервуарных парках на нефтеперерабатывающих заводах.

Примечательно, что 65 % пожаров, происходит в весенне-летний период и основными источниками возгорания (не считая огневые и ремонтные работы) являются разряды атмосферного электричества (22,2 %), а также огневые технологические установки (16,5 %). Здесь надо отметить, что в первом случае (разряды атмосферного электричества) возгорались резервуары только на насосных станциях нефтепродуктов, что говорит о ненадежности существующей молниезащиты и необходимости ее усовершенствования на данных объектах.

Огневые технологические установки, как источник возгорания, проявлялись только на нефтепромысловых объектах.

Пожары, происходящие в резервуарах с ЛВЖ, как правило, начинаются с взрыва, что приводит к выводу из строя автоматических установок пожаротушения. В этом случае, тушение пожаров требует больших расходов воды для защиты горящего и соседних резервуаров, большого количества личного состава и техники. Эти пожары труднотушимы, носят затяжной характер, приводят к значительным материальным ущербам, сопровождаются сильными тепловыми потоками, распространяющимися на большие расстояния, осложняют работу пожарных и являются причинами возникновения массовых пожаров в резервуарных парках.

Причины, параметры и последствия возгораний нужно изучать, чтобы сокращать риски новых чрезвычайных ситуаций. Для этого ведется статистика пожаров в каждом государстве по отдельности, и в мире. Второе направление формируют три организации: КТИФ, ВЦПС и ЦПС КТИФ. Недавно к ним присоединилась американская ассоциация NFPA. Это объединение изучает и систематизирует полную информацию о пожарах, ущербов от ЧС, и разрабатывает системы пожарной безопасности. В России это направление отдано в компетенции ВНИИПО. Это подразделение ГПС собирает данные по стране, и отдельным регионам.

Пожарная статистика ведется, чтобы получить полную количественную информацию для оценки угроз и уровня противопожарной защиты на объектах различного назначения, в климатических и природных зонах, в конкретных населенных пунктах. Эти сведения разрешают МЧС рационально планировать работу. Информация собирается по таким параметрам:

  • когда и где произошло возгорание;
  • какой ущерб был причинен пожаром: прямой и косвенный;
  • количество пострадавших и погибших людей;
  • тип возгораний;
  • причины и частота происшествий.

Важно! Исследования произошедших пожаров разрешает анализировать действия частей пожарных на ЧС, правильность выбранной тактики, адекватность законодательных актов и другие аспекты. Так выполняется корректировка стратегий, технологий, подходов при ликвидации пожаров и количество пожарных в России.


Данные возгораний по объектам различного назначения

Мировая статистика пожаров по объектам различного назначения показывает соизмеримые количественные показатели по отдельным странам:

  1. Жилые дома – наиболее пожароопасные объекты, здесь происходит более 70% от общего числа пожаров.
  2. Производственные возгорания – это немногим более 3%.
  3. ТРЦ, гостиницы и другие объекты торговли – немного отстают от производств, их процент – 2,8.
  4. Сельскохозяйственные объекты – также отличаются повышенной опасностью, их число достигает 2,3%.
  5. Административные учреждения становятся местом возгораний в 1,7% случаев.
  6. Объекты строительства и склады становятся очагами пожаров в 0,% и 0,4% случаев соответственно.

На заметку! По всемирным данным в дошкольных образовательных учреждения и школах возгорания случаются гораздо реже, чем на объектах другого назначения. Эта тенденция усилилась в 2016-2017 годах.

Статистика пожаров по странам, включая Российскую Федерацию, сообщает, что наиболее распространенными причинами пожаров являются:

  • нарушение правил монтажа электрической проводки и оборудования, а так же не соблюдения требований эксплуатации;
  • утечки газа и неправильная эксплуатация газового оборудования;
  • нарушение технологических процессов, в которых используются легковоспламеняющиеся вещества;
  • курение.

Следует понимать! Вышеприведенные данные говорят о том, что в большинстве случаев причиной пожаров становится человеческий фактор. Даже масштабные лестные пожары последних лет произошли из-за халатности людей. Второй по объему является цивилизационная составляющая. Природные факторы редко становятся причиной возгораний.


Пожарная статистика по миру

Организации, ведущие учет данных по миру сообщают, что ежегодно в странах Европы, Азии, Америки и Австралии происходит более 3 миллионов пожаров, в которых умирает от дыма, огня и других факторов более 20 тысяч человек. В большинстве случаев возгорания случаются на транспорте, преимущественно в поездах, в зданиях и сооружениях. На этих объектах погибает около 90% от общей численности жертв:

  • наибольшее число пожаров происходит в Соединенных Штатах Америки;
  • в России, Украине и Беларуси – наибольшее количество человеческих жертв;
  • наибольший объем лесных пожаров приходится на Россию и США, ущерб от ЧС ежегодно составляет до 0,65% от валового национального продукта.

На здания приходится максимальный процент от общего объема пожаров – более 38%. Причинами тому являются:

  • невозможность обеспечения достаточного уровня контроля над пожарной безопасностью жилого фонда;
  • массовое пребывание людей на объектах большой этажности, наличие ограниченных в передвижении больных людей, а так же отсутствие контроля людей в ночное время;
  • высокая пожарная нагрузка в домах большой этажности, сформированная бытовой техникой, мебелью и отделочными материалами;
  • высокая скорость распространения пламени вверх по этажам.

Статистические организации ежегодно составляют рейтинг стран по пожарам, это позволяет определять тенденции, эффективность мер, принимаемых в тех или иных государствах.


Данные по России

Статистика пожаров в России сообщает, что в среднем за год случается около 150 тысяч пожаров. Согласно официальным отчетам на сайте МЧС в них гибнет более 9,5 тысяч людей. Большинство пожаров происходит в густонаселенных регионах, среди которых уверенно «лидирует» Москва и Московская область – около 8 тысяч возгораний ежегодно. Санкт-Петербург и Ленинградский регион показывает статистику вполовину ниже. По первичным количественным показателям в отдаленных северных регионах обстановка более благополучная. Например, в республике Коми за год случается немногим более 1 тысячи чрезвычайных ситуаций, а в Ямало-Ненецком автономном округе – менее 50. Но показатели изменяются критично при пересчете погибших на 100 тысяч человек, то есть с учетом плотности заселения. Но это среднестатистические данные. Если рассматривать количество пожаров в России за последнюю шестилетку по годам определяется следующая тенденция:

  • 2012 – 162,9 тысяч ЧС, из которых 99,3 тысяч – произошли в городах.
  • 2013 – 153,5 тысяч пожаров, в городах – 93,1 тысяч.
  • 2014 – 150,8 тысяч возгораний, в крупных населенных пунктах — 89,6 тысяч.
  • 2015 – 146,6 тысяч чрезвычайных ситуаций, в городах — 86,4тысяч.
  • 2016 – 139,1 тысяч пожаров, 88,4 тысяч – в крупных населенных пунктах.
  • 2017 – 132,4 тысяч возгораний, в городской инфраструктуре — 78,1 тысяч.

Эта тенденция позволила прогнозировать, что в 2018 чрезвычайных ситуаций будет еще меньше. Менее оптимистичная статистика в Российской Федерации по лесным пожарам, в них за 1 год выгорает до 30 тысяч гектаров леса. Причинами гибели массивов являются:

  • небрежное обращение с огнем граждан – более 60%;
  • огонь, перешедший на лес с сельскохозяйственных объектов – 10%;
  • происшествия, виновниками которого стали экспедиции – 2%;
  • технологические процессы на лесозаготовках – меньше 1%.

В 17% случаев причины установить не представилось возможным.


Применение статистической информации в различных отраслях

Мировая статистика по пожарам дает актуальную информацию для многих отраслей. В первую очередь это относится к строительству, поскольку здания и сооружения возводятся повсеместно. В этой сфере требования и методики, как российские, так и международные, разрабатываются с учетом статистических данных:

  • создана классификация объектов по пожарной безопасности и типам производства;
  • разработана система огнестойкости материалов с рекомендациями по объектам разной специфики;
  • разработка проектов промышленных сооружений ведется, исходя из технологических процессов, используемого сырья, количества сотрудников;
  • проектирование инфраструктуры осуществляется с учетом пожарных нагрузок;
  • выполняется планировка зданий и помещений с учетом безопасности, включая возможность эвакуации людей.

Энергетика не менее плотно регламентирована статистическими данными. Мировой рейтинг стран по количеству пожаров разрешает прогнозировать ситуацию на текущий год. Исходя из того сколько возгораний возможно на той или иной территории, можно эффективно консолидировать усилия пожарников из всех стран мира.

Самыми крупными пожарами остаются пожары, происходящие в резервуарах, которые входят в технологические схемы предприятий связанных с добычей, транспортировкой, переработкой и хранением углеводородных продуктов, в первую очередь это связано с принципом «домино».

Наиболее опасными считается наземное хранение углеводородов. На наземных резервуарах типа РВС в России за 20 лет произошло 93,3% пожаров и аварий. По виду хранимых продуктов пожары распределяются следующим образом: 53,8% - на резервуарах с бензином, 32,4% резервуары с сырой нефтью и 13,8% - на резервуарах с другими нефтепродуктами. Чаще всего пожары на резервуарах происходили на распределительных нефтебазах - 48,3%, резервуары на НПЗ - 27,7%, на нефтепромыслах - 14%, на резервуарах нефтепроводов - 10%.

В России средняя частота пожаров с серьезными последствиями, по отраслям нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности составила 12 пожаров в год. Наиболее опасными для возникновения пожара является весенне-летний период, на долю которого приходится около 73 % от общего числа пожаров. Вместе с тем установлено, что наиболее интенсивно пожарные подразделения работают в зимний период. Средняя продолжительность тушения пожаров в резервуарах в зимнее время составляет 8,5 часов (при температуре ниже -25 0С - 10 часов), в весеннее и осеннее время - 6,6 часа, в летнее время - 5,5 часа. Большинство пожаров, происшедших зимой, носило затяжной характер и требовало сосредоточения значительного количества сил и средств.

Пожары на объектах нефтегазового комплекса характеризуются причинением значительного экологического ущерба связанного с попаданием в окружающую среду большого количества токсичных продуктов горения, огнетушащих средств, мощным тепловым излучением. При горении нефть и нефтепродукты образуют углекислый газ окись углерода, сернистый газ, азот, полиароматические углеводороды, альдегиды, сажу и другие соединения. Их содержание в продуктах горения тем выше, чем выше плотность нефтепродукта.

Анализ причин возникновения пожаров.

Обзор пожаров, происшедших в период с 1970 г по настоящее время на территории России и зарубежных стран позволил выявить ряд основных причин, способствующих возникновению пожаров в резервуарах и резервуарных парках.

Пожары подразделяются:

Пожары на нормально работающих резервуарах (без нарушения технологических регламентов):

  • А) пожары от атмосферного электричества, которые подразделяются в свою очередь на пожары, возникающие от ударов молний в резервуары и пожары, возникающие от вторичных проявлений атмосферного электричества (накопление в воздухе заряда статического электричества, с последующим возникновением искр).
  • Б) пожары от самовозгорания пирофорных отложений. Самовозгорание пирофорных отложений (сульфидов железа) является характерным внутренним источником зажигания для резервуаров с высокосернистыми нефтями и бензиновыми фракциями. Случаи самовозгорания пирофоров в резервуарах происходили обычно днем, при солнечной погоде, при наличии сквозных отверстий от коррозии в крыше и стенах резервуара, при длительной эксплуатации резервуаров без очистки, а также после откачки продуктов из резервуара.
  • В) пожары, возникающие при отборе проб. При проверке уровня продукта в резервуаре наиболее вероятно образование искр при ударах замерных приспособлений о корпус резервуара, возможно возникновение искр от разряда статического электричества, накопленного на поверхности нефтепродукта при соприкосновении с пробоотборником персоналом в одежде из синтетических тканей. Как правило, начинаются со взрыва в газовом пространстве резервуара и нередко сопровождаются гибелью или травмированием людей, выполняющих работу на крыше резервуара.
  • Г) пожары от создания локальных зон с взрывоопасной концентрацией на территории резервуарных парков. Повышенная загазованность воздуха парами горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, горючими газами на территории резервуарных парков может возникать в следующих случаях: при закачке в резервуары нефтепродуктов недостаточно сепарированных от газов, при заполнении резервуаров нефтью и нефтепродуктами, при перекачке из резервуаров нефтепродуктов, имеющих высокую упругость паров. Источниками зажигания при этом могут являться автомобили, двигающиеся по территории резервуарных парков, технологические огневые нагреватели, открытые технологические установки с повышенной температурой, факелы для сжигания сбросных газов, искры от электрооборудования, открытый огонь, курение.

Пожары на резервуарах при их очистке (подготовке) к ремонтным работам:

Значительная часть пожаров и взрывов на резервуарах происходит при их подготовке к проведению ремонтных работ, здесь проявляются следующие факторы повышенной пожарной опасности: оборудование выводят из нормального режима работы, оборудование вскрывается, создаются условия для свободного проникновения окислителя и его контакта с горючим, что способствует образованию горючей паровоздушной среды как внутри так и снаружи резервуаров. Существенные трудности создает удаление «мертвого» остатка со дна резервуара. Обычно его удаляют с помощью передвижных насосных агрегатов через вскрытые люки-лазы. Источниками зажигания при проведении таких работ могут быть фрикционные искры от ударов ремонтного инструмента о корпус резервуара, искры от электрооборудования, расположенного близко к резервуару, нагретые поверхности соседних технологических установок, выхлопные газы от используемой для откачки техники.

Пожары при проведении ремонтных и огневых работ:

Примерно 35 % зарегистрированных пожаров происходит при подготовке и проведении ремонтных работ. В процессе ремонта появляются дополнительные технологические источники зажигания, связанные с проведением резательных, сварочных, огневых, взрывных и других работ, связанных с применением открытого пламени; наличие капель расплавленного металла или мощных беспламенных источников тепла, возникающих при работе механического инструмента.

  • А) на предварительно очищенных резервуарах;
  • Б) без предварительной очистки (подготовки) резервуаров. Все пожары этой группы формально являются следствием нарушения норм и правил, запрещающих проведение ремонтных работ на резервуарах без их предварительной подготовки.

Таким образом, анализ пожаров на предприятиях химической и нефтехимической промышленности показывает, что все они имеют существенную особенность: причина этих пожаров, как правило, целая совокупность обстоятельств, каждое из которых само по себе не могло инициировать крупный пожар, и только их сочетание приводит к серьезным последствиям.

Одна из пространственно ограниченных форм проявления пожара ЛВЖ и ГЖ - это пожар в резервуаре хранения, например, когда в результате либо внутреннего, либо внешнего взрыва резервуар остается без крышки. Следующий по пространственному ограничению случай - это пожар пролива в обвалование. В обеих ситуациях подразумеваются четко определенная граница и форма, последняя может быть круглой или прямоугольной.

В других ситуациях пожары пролива происходят после того, как жидкость выбрасывается на поверхность земли; форма и глубина разлития определяются особенностями места разлития. На заводах и в аэропортах, хотя они занимают большие территории, выброшенная жидкость вероятнее всего будет устремляться в водостоки, где она может гореть под землей. Дренажные канавы вдоль автомобильных дорог обычно несут воды в близлежащее русло. Поэтому при выбросе на дороге потоки горючей жидкости могут переносить огонь на сотни метров. Наконец, происходят выбросы жидкостей непосредственно на поверхность водостоков, рек, озер или моря, где возможности для распространения фактически неограниченны. Ниже подробно рассматриваются две из этих ситуации: пожар в обваловании и пожар на поверхности земли.

Пожары пролива в круглых или прямоугольных обвалованиях по своей форме приближаются к цилиндру. При отсутствии ветра это будет вертикальный цилиндр, но в обычных обстоятельствах (при ветре) цилиндр будет наклонным.

Статистика аварий, связанных с развитием пожара пролива

Данные об известных авариях на различных объектах, связанные с развитием пожара пролива приведены в таблице № 1.

Таблица 1 - Аварии, связанные с развитием пожара пролива

Вид аварии

(неполадки)

Описание аварии и основные причины

Масштаб развития аварии, максимальные зоны действия поражающих факторов

Число пострадавших,

  • 20.10.
  • 1944 г. Нефтегазовый завод в Кливленде, США

Произошла утечка СПГ.

Пожар уничтожил не только завод, но и 10 административных зданий и 80 частных домов.

Погибло 128 человек. Получило травмы около 200-400 человек

г.Устькутск

На котельной произошел пожар емкости с мазутом. Возникла угроза возгорания еще двух емкостей с мазутом

Было разрушено здание подачи мазута в котельную.

Пострадал 1 человек

г. Кемерово

Пожар на нефтебазе Кемеровского авиационного предприятия при переливе ДТ загорелись три емкости вместимостью 60т каждая. Вероятная причина пожара - разряд статического электричества.

Расположенные рядом с местом происшествия здания и сооружения не пострадали.

Пострадавших нет.

13.10.2005 г. Нефтебаза в Архангельской области

Пожар пролива

В результате ЧП произошел разлив нефти на территории 200 и 500 . Огонь был потушен при помощи пенной атаки. Цистерны, находящиеся вокруг, поливали холодной водой, чтобы огонь не мог перекинуться на них.

В результате аварии был нанесен большой вред экологии, так как в атмосферу выделялись канцерогены.

Погибло 2 человека

14.09.2006 г. Энемская нефтебаза

Загорелись 10 цистерн с ГЖ. Причиной пожара стала неосторожность рабочих нефтебазы при переливании горючих материалов из одной емкости в другую.

Сгорели две цистерны.

Пострадавших нет.

  • 13.07.
  • 2006 г.

Нефтебаза в Пермском крае, ООО

«Эколайт»

Из-за нарушения мер безопасности при перекачке нефтепродуктов в автоцистерну, произошло возгорание нефтепродукта с последующим распространением на находящиеся рядом емкости.

Данных нет

Пострадало 4 человека

Проанализировав пожары, произошедшие с 1970 по 1990 гг. на территории бывшего СССР.

Всего за исследуемый период зарегистрировано 238 пожаров на объектах добычи, транспорта, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов. Статистика свидетельствует, что в системе Главтранснефти произошло пожаров: на насосных нефтепроводов - 10%, на нефтепромыслах - 14%, на НПЗ - 27,7%, а на распределительных нефтебазах зафиксирована наибольшая доля пожаров - 48,3%.

На наземных резервуарах произошло 93,3% пожаров и аварий из общего их числа. По виду хранимых продуктов эти пожары распределились следующим образом: 32,4% - на резервуарах с сырой нефтью; 53,8 % - на резервуарах с бензином; и 13,8% - на резервуарах с другими видами нефтепродуктов (мазут, керосин, дизельное топливо, масло и др.). Пожары происходили, в основном (222 случая), на действующих резервуарах типа РВС, из них в 194 случаях (81,5%) пожар возникал в резервуарах с бензином и сырой нефтью.

Установлено, что основными источниками зажигания, от которых возникали пожары, являются: огневые и ремонтные работы (23,5%), искры электроустановок (14,7%), проявления атмосферного электричества (9,2%), разряды статистического электричества (9,7%), большая часть всех пожаров на резервуарах (42,2%) произошла от самовозгорания пирофорных отложений, неосторожного обращения с огнем, поджогов и других источников зажигания. Доля пожаров от перечисленных источников зажигания, существенно различается по отраслям промышленности.

За исследованный период средняя частота возникновения пожаров и загораний в год составляет: на распределительных нефтебазах - 5,75; в резервуарных парках НПЗ - 3,3; на промыслах - 1,65; на нефтепроводах - 1,2. Средняя частота пожаров по всем объектам и отраслям нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности составили 12 пожаров в год.

Места возникновения пожаров.

1. Распределительные нефтебазы 48,3% 2. Нефтеперерабатывающие заводы 27,7% 3. Нефтепромыслы 14% 4. Насосные станции нефтепроводов 10%.

Основные источники зажигания.

  • 1. Пожары от самовозгорания пирофорных отложений, поджогов, неосторожного обращения с огнём. 42,2%
  • 2. Огневые и ремонтные работы. 23,5%
  • 3. Искры электроустановок. 14,7%
  • 4. Разряды статического электричества. 9,7% 5. Проявления атмосферного электричества. 9,2%.

Важную информацию для разработки мер пожарной безопасности дают сведения о непосредственном источнике зажигания взрывоопасной паровоздушной смеси. Однако примерно для 5% пожаров непосредственный источник зажигания не установлен, но из этого количества причиной 4 пожаров были повреждения оборудования, нарушения технологического режима, повышенная загазованность территории резервуарного парка. В этих случаях, естественно, источник зажигания является вторичным и второстепенным фактором, а защита должна быть направлена на поддержание исправности оборудования и нормальное ведение технологического процесса.

Из установленных непосредственных источников зажигания наиболее распространенный, огневые работы - 23% (почти каждый третий пожар). Неосторожное обращение с огнем, допущенное при ремонте резервуаров, электрические и механические искры или горячие выхлопы глушителя автомобиля при очистке резервуара через нижний люк стали причиной (11,8%) пожаров.

В целом при очистке и ремонте резервуаров произошло 29 пожаров, что составляет 37,6% общего числа. Необходимо отметить, что 14 пожаров на резервуарах (18%) возникли от самовозгорания пирофорных отложений, причем 64 % пожаров, происшедших по этой причине, отмечено на объектах добычи нефти и 36% - в резервуарных парках на нефтеперерабатывающих заводах. Примечательно, что 65 % пожаров, происходит в весенне-летний период и основными источниками зажигания (не считая огневые и ремонтные работы) являются разряды атмосферного электричества (22,2%), а также огневые технологические установки (16,5%).

Здесь надо отметить, что в первом случае (разряды атмосферного электричества) загорались резервуары только на насосных станциях нефтепродуктов, что говорит о ненадежности существующей молниезащиты и необходимости ее усовершенствования на данных объектах. Огневые технологические установки, как источник зажигания, проявлялись только на нефтепромысловых объектах.

В качестве характерного примера связанного с технологическим процессом хранения нефти и нефтепродуктов, может служить описание пожара, произошедшего 22 августа этого года на резервуарном парке ЛПДС «Конда» Урайского УМН ОАО «Сибнефтепровод» которая расположена на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Объекты производственного и складского назначения во многих случаях имеют повышенную пожаровзрывоопасность. Об этом свидетельствует статистика пожаров. Так, из почти 220 тыс. пожаров, ежегодно регистрируемых в России, около 3,5% приходится на производственные здания, 0,5% - на склады и базы производственных предприятий. При полных потерях от пожаров, оцениваемых примерно в 50 млрд.р., доля указанных объектов составляет соответственно 6,2% и 18,2%.

Приведем некоторые усредненные цифры применительно к производственным объектам (цифры в скобках – число погибших и травмированных) по местам пожара:

    галереи, эстакады – около 100 пожаров (0-1);

    наружные технологические установки – около 300 (6-27);

    емкость, резервуар – около 300 (10-46);

    котельные – более 800 (29-57), в т.ч. на промобъектах - около 500 (13-36);

    промышленные объекты – около 5500 пожаров (250-250), в т.ч.: складские помещения – более 800 (13-16), производственные помещения – более 1000 (46-89), подсобные производственные помещения – около 1300 (60-42), помещения для транспорта – более 1200 (20-51), подсобные помещения – более 1100 (>100-40).

Информация по пожарам вне зданий производственных объектов: нефтепровод – до 15 в год, газопровод – 15-25, нефтебаза – 50-90, наружные технологические установки – 600-650, производственные открытые склады – 50-100.

На производственных объектах, где имелась пожарная автоматика (почти в 80% случаев это установки охранно-пожарной и пожарной сигнализации), в год фиксируется всего 200 – 260 пожаров (примерно 0,1% от общего числа пожаров), Согласно отчетности установки пожарной сигнализации примерно в 60% случаев выполнили свою задачу, а охранно-пожарной – более чем в 70% случаев. При этом весьма труднообъяснимая цифра – из числа погибших и травмированных практически 100% приходится на пожары, где считается, что охранно-пожарная сигнализация свою задачу выполнила. Можно предположить, что это связано с отсутствием блокирования системы АПС с СОУЭ или отсутствием последней, хотя нормативными документами такие системы предусмотрены, Так, табл.2 (п.17) СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» предусмотрены для производственных и складских зданий высотой 2 этажа и более применение СОУЭ 2-го или 3-го типов, причем для зданий с категориями А и Б СОУЭ должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой. Ранее требования по устройству СОУЭ были, например, в СНиП 31-03-2001 «Производственные здания», СНиП 31-04-2001 «Складские здания», СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» и др. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р, которым утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствующие пункты требований по СОУЭ из перечисленных и других СНиП, наряду с другими пунктами по пожарной безопасности, не подлежат применению, чтобы исключить их противоречие с требованиями ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по его реализации.

Особую опасность представляют объекты в стадии строительства (на строящихся объектах происходит в год до 1 тыс. пожаров), когда, несмотря на нормативные требования и проектную документацию, меры пожарной безопасности сведены до минимума, а контингент рабочих-строителей, как правило, только усугубляет ситуацию. Так, 27 февраля 2006 г. при пожаре в 2-х уровневых бытовках в Духовском пер. погибли 7 рабочих. В январе 2009 года при пожаре в строящемся подземном гараже (р-н «Жулебино») погибли 6 чел.

Состояние пожарной безопасности любого объекта ранее определялось наличием требований в нормативных документах Госстроя и Госстандарта, различных ведомств. Число таких документов оценивалось в 1,5-2 тыс., а состав противопожарных требований в 150 тыс. и эта система нормирования десятилетиями применялась застройщиками, проектировщиками, органами госэкспертизы, пожарного, санитарного, архитектурно-строительного и других надзоров, эксплуатирующими организациями, собственниками. С 01.05.2009 г. вступил в силу ФЗ №123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также 12 сводов правил и 150 стандартов, перечень которых утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 г. № 1573. Названный ТР (ст.1) конкретизирует положения технического регулирования, установленные ФЗ №184 «О техническом регулировании», применительно к области пожарной безопасности, а также устанавливает общие требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения при проектировании, строительстве, капительном ремонте, реконструкции, эксплуатации и иных стадиях жизненного цикла объектов. Таким образом, в настоящее время нормативная база в области пожарной безопасности насчитывает менее 200 документов (число сокращено примерно в 10 раз). Остальные НД (согласно ст.1 (абзац 15) ФЗ №69 (в редакции ФЗ №247 от 09.11.2009 г.) – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности) следует считать документами обязательного применения для эксплуатируемых объектов и только в части, не противоречащей ФЗ №123 (см. ч.1 ст.151). При имеющихся расхождениях в содержании требований ПБ различных НД следует отдавать приоритет СП и НС, включенным в соответствующие перечни Правительства или Ростехрегулирования. Какие-либо дополнительные требования НД могут применяться в добровольном порядке, а их несоблюдение не должно нести никаких правовых последствий в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763.

На практике нередко встречается ситуация, когда для объектов нормативные документы отсутствуют или могут использоваться частично со значительными отступлениями, что существенно усложняет их проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию. Кроме того, на практике часто проектная документация может разрабатываться и проходить госэкспертизу одновременно собственно со строительством, а в процессе реализации проекта в целях экономии средств допускается замена систем противопожарной защиты (ППЗ) на более дешёвые и менее надежные. Отсюда вытекает значимость систем ППЗ зданий и сооружений, применения современных технологий пожаротушения и ликвидации аварийных ситуаций, использования высокоэффективного противопожарного оборудования и огнетушащих средств, что касается как проектировщиков, так и эксплуатационников. Исходя из этого, большое значение имеет деление здания на пожарные отсеки и защита проемов в противопожарных преградах. Особенно это касается производственных зданий, где один из основных принципов противопожарной защиты – объемно-планировочные и конструктивные решения, существенно ограничивающие возможность развития пожара или его опасных факторов из одной части здания в другую, создание условий для безопасной эвакуации людей и успешного тушения пожара.

Имеют место случаи, когда угроза людям на объекте установлена, а требования в НД по обеспечению их безопасности отсутствуют, либо они недостаточны. Примером может служить наличие угрозы людям в помещениях категорий А, Б и В1-В4, в которых может произойти взрыв, когда критические значения ОФП наступают практически мгновенно. Особенно опасны в этом отношении помещения категорий В1-В4, где может произойти взрыв с избыточным давлением менее 5 кПа, поскольку для помещений категории В не предусмотрены мероприятия по снижению нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР), а также по взрывозащите и предотвращению распространения пожара в соседние помещения категорий В1-В4. К такой же ситуации относятся случаи возможного взрыва (быстрого распространения пожара) в вентиляционных воздуховодах, каналах, шахтах и пустотах. При этом, с точки зрения безопасности, следует руководствоваться положениями ФЗ № 384 от 30.12.2009 г. (ч.8 ст.6), где записано, что если для подготовки ПД требуется отступление от требований, установленных ч.1, недостаточно требований к безопасности, установленных СП и НС, или такие требования не установлены, подготовка ПД и строительство осуществляются в соответствии со Специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном Минрегионом РФ. В ст.78 (ч.2) ФЗ №123 пока основанием для разработки СТУ является только отсутствие нормативных требований пожарной безопасности. В п.п. 1.4 и 1.5 СП 2.13130.2009 основания для разработки СТУ существенно расширены и являются аналогичными ранее действовавшим требованиям п.п. 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97*. В соответствии с приказом МЧС России от 16 марта 2007 года №141 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 29 марта 2007 года, рег. № 9172), СТУ в части обеспечения пожарной безопасности зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, для особо опасных, технических сложных и уникальных объектов подлежат согласованию с Департаментом надзорной деятельности МЧС России.

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232 органы ГПН с января 2007 года не осуществляют надзор с области проектирования и строительства. Сейчас на стадии государственной экспертизы проектной документации устанавливается в среднем от 50 до 200 и более отступлений только от противопожарных норм. Основная их часть устраняется, но на стадии строительства и ввода в эксплуатацию отступают уже от проектной документации либо в целях экономии средств, либо из-за недостаточного качества строительно-монтажных работ. При эксплуатации появляются новые нарушения, в основном ППБ 01-03, ведомственных правил и т.п. В зависимости от объекта число таких нарушений может быть от 10 до 300 и более. Поскольку для эксплуатируемых до 01.05.2009 г. объектов (согласно ч.4. ст.4 ФЗ №123 на них требования ТР не распространяются) работа по выбору эффективных решений по противопожарной защите (по решению собственника или во исполнение предписаний Госпожнадзора) достаточно непростая, то для снижения административных барьеров следует руководствоваться ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. №313, зарег. в Минюсте 27.06.2003 г. рег. №4838, введены с 30.06.2003 г.), где впервые введено положение о том, что руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень ОПБ должен быть обеспечен выполнением требований НД по пожарной безопасности (традиционный административный подход) или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. Такой метод впервые был утвержден в приложении 2 ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Однако нужно учесть, что вероятностная оценка угрозы людям не может быть использована в качестве неоспоримого доказательства при рассмотрении споров в судебных инстанциях. Вместе с тем, ППБ 01-03 содержит указание на то, что наряду с ними следует руководствоваться и другими НД по пожарной безопасности. Определяющее место среди таких НД занимает уже названный ГОСТ 12.1.004-91*, в соответствии с требованиями которого каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была бы обеспечена защита людей в объекте (п.3.3). Расчетное определение критической продолжительности пожара и времени эвакуации (ст.53 ФЗ №123) не требует применения вероятностных расчетных методов, поэтому может быть использовано в качестве средства доказывания наличия или отсутствия угрозы людям.

Для проектируемых и строящихся (реконструируемых) объектов следует руководствоваться ст.6 (ч.1) ФЗ №123: «ПБ объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные ФЗ о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений». Согласно ч.3 этой же ст.6 при выполнении обязательных требований ПБ, установленных ФЗ о технических регламентах, и требований НД по пожарной безопасности (изменениями ФЗ №123 предусматривается добавить «…или Специальных технических условий…»), расчет пожарного риска не требуется. При этом согласно ч.5 ст.6 собственником объекта защиты ….. должна быть представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности в соответствии со ст.64. При этом (ч.6 ст.6) расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности. Принято и вступило в силу с 01 мая 2009 г. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», которым утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска». Данный документ (п.1 Правил) используется при составлении декларации пожарной безопасности согласно ст.6 и ст.64 ФЗ №123. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 г. №91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. №13577 от 23 марта 2009 г.) с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России от 26.03.2010 г. №135. Аккредитация юридического или физического лица, проводящих расчеты пожарных рисков для декларации или обоснования проектных решений, не предусмотрена.

Методика определения расчетных величин пожарного риска для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф5 (здания производственного и складского назначения) установлена приказом МЧС России от 10.07.2009 г. № 404 (зарег. Минюстом РФ, рег. № 14541 от 06.08.2009 г.). Основное, что нужно для их практического применения даже аккредитованными организациями – наличие сертифицированного программного обеспечения, а также обучение пользователей (возможно, с прохождением аттестации), что сейчас прорабатывается МЧС России. При расчетах нужно руководствоваться ст.79 ФЗ №123, где установлено нормативное значение пожарного риска для зданий, сооружений и строений: ч.1. Индивидуальный пожарный риск не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке. Ч.2. Риск гибели в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования СОПБ зданий. По п.4.1.3 СП 1.13130.2009 (ранее - п.6.4 СНиП 21-01-97*) эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей без учета средств пожаротушения и противодымной защиты (в изменениях в СП предусмотрено убрать ПДЗ). За пределами помещения требования по учету АУП и ПДЗ четко не прописаны, хотя в нормах отдан очевидный приоритет объемно-планировочным и конструктивным решениям, а не активным системам ОПБ, которые в таком случае рассматриваются как дополнение к иным проектным решениям.

Согласно ст.60 ФЗ №123 и ППБ 01-03 (прилож.3) определены требования по оснащению объектов необходимыми первичными средствами пожаротушения. Соответствующие положения также детализированы, как правило, в ведомственных ППБ. Достаточно исчерпывающая информация по таким Правилам в части оснащения объектов различными системами противопожарной защиты, приведена в изданных НПО «Пульс» Пособиях «Первичные средства тушения пожаров» (издание 2008 года) и «Противопожарные преграды, заполнение проемов. Нормативные требования и конструктивные решения» (издание 2009 года).

Известно, что высокой эффективностью для объектов обладают системы автоматического обнаружения и тушения пожаров. При выборе таких систем следует руководствоваться СП 513130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», другими нормативными документами, в том числе ведомственными, по пожарной безопасности. Следует вспомнить, что ранее, согласно НПБ 110-2003, объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в соответствующих пунктах таблиц 1-4, допускалось оборудовать автоматической пожарной сигнализацией без устройства автоматических установок пожаротушения. При этом на указанных объектах должна была быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено расчетами. В СП 5.13130.2009 такое допущение отсутствует, но поскольку данный СП является документом добровольного применения, то в ряде случаев при обосновании и наличии компенсирующих противопожарных мероприятий возможно на объекте ограничиться применением только систем автоматического обнаружения пожаров, т.е. без автоматики пожаротушения (АУП). Несмотря на добровольность применения СП, следует учитывать, что АУП наиболее эффективный способ борьбы с пожаром, позволяет в зданиях I и II cтепени огнестойкости, согласно СП 2.13130.2009 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты», на 100% увеличивать площадь этажа в пределах пожарного отсека, а также создать более благоприятные условия противопожарного страхования объекта, особенно иностранными страховыми компаниями.

С 01 января 2006 года вступила в силу статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с изменениями, внесенными Федеральными Законами № 199-ФЗ, № 210-ФЗ и №232-Ф3) о проведении государственной экспертизы проектной документации. За исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (федеральный уровень), такая экспертиза должна проводиться соответствующим органом исполнительной власти (Главгосэкспертиза или ГГЭ) субъекта Российской Федерации. При этом следует учесть, что согласно ст.6 ч.11 ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции согласно ФЗ №232-Ф3 от 18 декабря 2006 года) при строительстве государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора. Следует принять во внимание, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 9.4, 9.5, 19.5 и др. в редакции ФЗ №232 от 18.12.2006) предусмотрены весьма серьезные санкции за несоблюдение требований органов ГСН, вплоть до административного приостановления деятельности юридических лиц на срок до 90 суток. В дальнейшем государственная экспертиза проектной документации большинства объектов проводится согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в части соответствия требованиям пожарной безопасности) и Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В связи с названными изменениями законодательной базы, имеется письмо МЧС России от 28 декабря 2006 года № 43-4357-19, где отмечено, что при обращении заинтересованных юридических и физических лиц по вопросам соответствия объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта требованиям ПБ органы ГПН в своих ответах должны делать запись об их консультационном характере. Для ввода объекта в эксплуатацию согласно ст.54 и 55 Градостроительного кодекса РФ необходимо получение заключения органов Госстройнадзора (ГСН) о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации (до 01.01.2007 г. эти полномочия осуществлялись органами Госпожнадзора).

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, осуществляется лицом, выполнившим такие работы (ст.60 Градостроительного Кодекса РФ в редакции от 30.12.2008 г.). Солидарно субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут субъект РФ и саморегулируемая организация (СРО) в пределах средств компенсационного фонда СРО в отношении лица, имеющего допуск.

Постановлением Правительства РФ №48 от 03.02.2010 г. заметно расширены минимально необходимые требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. Ожидается внесение изменений в ряд ФЗ, в т.ч. ФЗ №69, в части создания «пожарных» СРО.

В заключение можно отметить, что для конкретного объекта почти всегда можно обосновать эффективные с точки зрения пожарной безопасности и одновременно достаточно экономически приемлемые решения, которые позволят собственнику обеспечить устойчивое функционирование объекта без опасения за безопасность работающих людей и сохранность имущества. Соответствующий опыт выполнения таких работ (услуг) имеется, например, у НПО «Пульс», у многих других государственных и негосударственных организаций и его следует использовать в практической деятельности