Световые сценарии. Сценарии освещения

Свет - это один из самых важных аспектов в интерьере любой современной квартиры. Его правильное использование поможет скрыть недостатки комнаты, а неправильное, наоборот, многократно их усилить.

С его помощью вы можете акцентировать внимание на главных деталях обстановки. Возможности освещения в квартире безграничны! Сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать свет в дизайне интерьера.

Световой сценарий и его использование в интерьере

Световой сценарий - это негласные правила, которые необходимо соблюдать для создания качественного освещения в помещении. Согласитесь, что готовить еду при свете одного только бра не очень удобно, а использование одной люстры в узкой и длинной прихожей будет только раздражать? А каково будет находиться в небольшой спальне, увешанной крупными люстрами и другими мощными источниками света? Вот в этом и заключается цель светового сценария: создать максимально грамотное освещение, которое будет располагать к уюту и удобству при посещении комнаты.

Правильное использование светового сценария важно в любом помещении, вне зависимости от того, большое оно или маленькое, узкое или широкое. Кухня, ванная комната, прихожая, санузел, да и любая другая комната нуждается в тщательном планировании освещения, которое в будущем позволит вам наслаждаться пребыванием в комнате.

Общие правила по созданию светового сценария

Первое и самое главное правило при создании сценария освещения - многофункциональность. Одного правильно подобранного светильника или люстры не хватит для комфортного использования комнаты. Продумайте наперёд отдельные функциональные зоны. Например, на кухне средних размеров нужно создать как минимум 4 сценария: посещение, приём гостей, приготовление пищи, обед/ужин.

  1. Не используйте слишком резкий и яркий свет там, где должна царить атмосфера уюта и покоя.
  2. Создайте несколько световых сценариев для отдельных ситуаций и времени суток. Утром необходим яркий свет, пробуждающий силы организма, а вечером - более мягкий, расслабляющий, настраивающий на отдых после рабочего дня.
  3. Разделяйте функциональные зоны помещения, используя настенные светильники, споты, подвесные и другие элементы освещения. Одними люстрами в помещении не обойтись.
  4. Визуально расширить маленькую комнату поможет направленное освещение. Направьте несколько источников света на стены, и маленькое помещение существенно расширится.
  5. Низкие потолки поможет замаскировать свет, направленный снизу вверх.
  6. В маленьких помещениях верхнее освещение создаёт чувство дискомфорта. Рекомендуется использовать бра, расположенные по периметру комнаты.
  7. Цвет и яркость освещения подбирается в зависимости от материалов, из которых изготовлен интерьер. Использование белых и глянцевых предметов в интерьере помогает отражать свет, в то время как любые тёмные предметы будут его поглощать.
  8. Используйте игру цвета при выборе абажуров. Оттенки сиреневого цвета, например, имеют сексуальную энергетику и будут очень уместны в спальне. Розовый - цвет беззаботности, винные оттенки создают свет, маскирующий недостатки внешности, а оттенки желтого и оранжевого цветов удачно скрывают недостатки кожи.

Создание сценариев освещения в доме

Правильно создать световой сценарий в каждом отдельном помещении - это целое искусство. Если вы не хотите тратить деньги на профессионального дизайнера, способного самостоятельно проработать каждую комнату в индивидуальном порядке, мы готовы предложить вам несколько простых советов. С их помощью вы сможете самостоятельно обустроить комнату так, чтобы сравнять все её недочёты и выделить главные преимущества.

Гостиная

Сценарий освещения в гостиной напрямую зависит от того, как вы используете эту комнату. Кто-то традиционно принимает здесь гостей, кто-то использует помещение исключительно для отдыха и чтения книг, а кто-то любит проводить здесь время со своей семьёй. В любом случае, здесь необходимо устанавливать как минимум три-четыре источника света для разных сценариев. Например:

  • Приём гостей. Для этого сценария рекомендуется использовать сразу все возможные источники света для создания праздничного и светлого настроения. Используется люстра, бра, настольные светильники.
  • Времяпровождение за столом с семьёй или друзьями. Рекомендуется установка бра. торшеров или настольных светильников для освещения дивана, журнального столика или другого места. Люстра чаще всего при таком сценарии отключена.
  • Чтение книг. Бра или спот рекомендуется размещать над креслом или диваном. Лучшим вариантом будет установка направленного источника освещения.

Спальня

Обычно спальня ассоциируется исключительно со сном. Однако не забывайте, что у многих спальня совмещается с гардеробной, местом для отдыха, а у некоторых и вовсе с рабочим местом или целым мини-офисом. Важно продумать для каждой зоны отдельный источник света, особенно для рабочего места. Над столом, если такой имеется, необходимо создать рассеянный мягкий свет, который не будет напрягать глаза и не разбудит вашу вторую половину в случае, если придётся задержаться допоздна.

В гардеробной рекомендуется устанавливать яркий (более 100 Lux) свет, который позволит быстро выбрать подходящую вещь и заметить любые недостатки одежды. Остальные участки комнаты можно освещать мягкими источниками с абажурами, цвет которых напрямую зависит от желаемого настроения помещения.

Важно

Люкс (или Lux) - это единица измерения, позволяющая рассчитать уровень освещенности на улице или в помещении. Например, 100 Люкс - освещенность на улице в пасмурный день. 400 Люкс - освещенность улицы на восходе или закате солнца. До 500 Люкс - стандарт для освещения офисов и кабинетов. От 10 до 25 тысяч Lux - солнечный ясный день, свет в тени.

Кухня

На кухне особое внимание выделяется световому сценарию в рабочей зоне. Приготовление пищи нуждается в повышенном внимании, особенно при контакте с режущими предметами и кипящей водой. Создайте локальное освещение, использующее большое количество источников света. Отличным вариантом будет использование направленных светильников с максимальной яркостью. Часто светильники встраивают в шкафы, вытяжки, полки и другие предметы мебели и бытовой техники, расположенной в рабочей зоне.

В зоне принятия пищи и приёма гостей используется более мягкий, чаще всего рассеянный свет. Объясняется это просто: при приёме пищи человек нуждается в расслаблении и уюте, что достигается использованием мягкого освещения.

Кабинет

В рабочем кабинете или офисе освещение всегда должно быть ярким (не считая кабинетов, встроенных в спальню). Большинство дизайнеров рекомендует использовать освещение на уровне 400-500 Lux, что не позволит работающему человеку терять концентрацию, ощущать сонливость и просто терять работоспособность. Яркое искусственное освещение активизирует все силы организма, гарантируя работоспособность на протяжении всего дня.

Если кабинет расположен непосредственно в квартире, то мы рекомендуем соблюдать несколько простых правил:

  • Создайте как минимум два сценария освещения: общий и рабочий. Общее освещение будет работать для комфортного нахождения в помещении, а рабочее - для концентрации за рабочим столом.
  • Свет на рабочую поверхность должен падать слева, если владелец стола - правша; справа, если владелец - левша.
  • Используйте стандартные рекомендации по освещению. Оригинальность и неординарность здесь лучше принести в жертву стандартным решениям, гарантирующим работоспособность и концентрацию.
  • На рабочем столе используйте мощный светильник, желательно на эластичной ножке или в корпусе-трансформере. Возможность направлять свет на нужное вам место - важная черта локального светового сценария.
  • Выбирайте абажуры из светорассеивающих материалов. Это поможет сохранить зрение и позволит избежать быстрой утомляемости глаз.

Детская

По мнению профессиональных дизайнеров, стандарт яркости освещения для детской комнаты - не более 200 Lux. Менее яркое освещение станет причиной вялости и лени ребёнка, слишком яркое будет негативно влиять на поведение и восприятие. В оформлении детской комнаты необходимо использовать как минимум два источника света: центральная люстра и один или несколько настольных светильников. По желанию устанавливают бра.

Выбирая светильники, не забудьте позаботиться об их безопасности для ребёнка. Попытка вашего чада детально изучить абажур не должна закончиться для него травмами. Особенно травмоопасными могут быть стеклянные плафоны, которые рано или поздно могут упасть и разлететься на осколки. Не менее опасны и модели с металлическими декоративными элементами.

Лучшие детские абажуры - тканевые и пластиковые. Они не разбиваются, не содержат в себе острых граней и декоративных элементов, способных поранить ребёнка.

Это же правило касается настольных светильников, особенно в комнатах детей до 7-10 лет.

Ванная

Световой сценарий ванной комнаты не менее важен, чем правильная расстановка освещения на кухне. Это ещё одно помещение, которое нуждается не только в комфорте, но и в безопасности для людей любого возраста. Помимо классического центрального освещения и настенных бра, существует и много других интересных примеров освещения. Например:

  • Светодиодные ленты. Потолки, ниши, периметр ванны или зеркал, рельефы и другие выпирающие элементы часто украшаются ленточными источниками света.
  • Напольное освещение. Редко встречается у нас, зато пользуется огромной популярностью в Европе. Визуально увеличивает ванную комнату, параллельно привнося в её интерьер нотку элегантности и неповторимости.
  • RGB-освещение. Цветные источники освещения, которые переключаются регулятором или пультом ДУ - это универсальное дополнение для любых сценариев освещения! Вы сможете подобрать свет для расслабления, для утреннего умывания, для романтического принятия ванной.
  • Точечное освещение. Небольшие лампы, пронизывающие потолок - это оригинальное, экономное и достаточно яркое освещение для небольшой ванной комнаты.

Подводим итоги

Световые сценарии - это важный пункт в оформлении любого интерьера. Современная квартира с правильно проработанными зонами освещения - это идеальное место для работы, отдыха, приёма гостей и другого времяпровождения. Учитывайте особенности освещения, и вы гарантированно получите комфортную квартиру, жизнь в которой будет радовать вас каждый день.

Как спроектировать освещение, комфортное в любой ситуации, и объяснить электрикам, что вы хотите получить? Расскажем, как создать световой сценарий для всех помещений и приведем примеры.

Световой сценарий - что это?

Неудобно искать ключи, когда в прихожей горит только бра. Устраивать романтический вечер при свете люстры на семь лампочек не хочется никому. Точечные светильники в натяжном потолке на кухне не помогут, когда готовишь ужин на всю семью - стол почти не освещен. Чтобы ключи нашлись быстрее, гостиная вовремя погрузилась в полумрак, а нож попал по луку, а не по пальцам, создают световые сценарии.

Световой сценарий - продуманное расположение осветительных приборов и элементов управления. Его разрабатывают, чтобы свет включался одним движением, был комфортным для восприятия и раскрывал достоинства интерьера. Для каждого помещения нужно разработать несколько сценариев, чтобы в любой ситуации освещение соответствовало моменту.

Ещё один плюс в разработке проекта - общение с мастерами, которые делают ремонт. Вы передаете им план расположения ламп, светильников, бра, и все вопросы - где штробить, какой кабель прокладывать и куда выводить выключатели - решены.

Как разработать световой сценарий?

Сценарий можно заказать у дизайнера или «написать» самому. Даже если вы планируете обращаться к специалисту, выполните первый пункт инструкции - дизайнеру будет проще работать, а вы точно получите то, что вам нужно.

Шаг первый

Подумайте и запишите, каким вы видите освещение в каждом помещении в разных ситуациях. Передайте пожелания дизайнеру или перейдите ко второму шагу.

Пример для гостиной.

  • «Праздник ». Комфортный яркий свет во всем помещении.
  • «Вечер с друзьями за настольными играми» . Люстра выключена, хорошо освещен только журнальный столик.
  • «Романтический вечер» . Приглушенный рассеянный свет, в комнате полумрак.
  • «Чтение» . Направленный яркий свет в районе дивана и кресла.

Шаг второй

Определите, какие светильники нужны, чтобы создать «нужный» свет.

Пример для кухни.

  • «Удобно готовить ». Горят все светильники (люстра 1 , бра по периметру кухни 2 , светильники в рабочей зоне 3 ): в помещении максимально светло.
  • «Семейный ужин ». Горит люстра 1 , даёт яркий, но теплый свет.
  • «Большое торжество ». Горит люстра 1 и бра 2 , комната наполнена светом.
  • «Вечернее чаепитие ». Горят светильники над рабочей зоной 3 , всё видно, но обеденный стол почти не освещен: глаза отдыхают после дневной нагрузки, в кухне уютно.

Шаг третий

Позаботьтесь, чтобы свет было удобно включать. Разместите выключатели там, куда вы легко дотянитесь и «попадете» не глядя. Учитывайте планировку, расположение мебели и направление, в котором открываются двери.

Пример для прихожей.

Включатель для «основного» света расположите около входной двери, с той стороны, где открывается дверь: когда вы будете уходить, не придется ходить в обуви по полу, а когда придете - перемещаться в темноте.

Шаг четвертый

Сценарии готовы: вы знаете, сколько и каких осветительных приборов нужно, как расположить их и выключатели. Осталось нанести отметки на план квартиры. Если вы рисуете его от руки, точно проверьте все размеры: во время ремонта мастера легко рассчитают количество материалов, увидят точное месторасположение светильников и элементов управления.

Вы сделали всё, чтобы монтаж освещения прошел без проблем. Ремонт и дальнейшая эксплуатация помещений не принесут неожиданностей - вы предусмотрели все нюансы.

«Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры - и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Степень освещенности

Степень освещенности является одной из самых главных задач светового сценария. Актер или музыкант, выступающий на сцене, должен быть освещен достаточно хорошо для того, чтобы публика могла его видеть. В театральном световом сценарии может требоваться, чтобы были хорошо видны черты лица актера и его мимика. В других случаях излишняя детализация черт лица может быть не обязательной. Степень освещенности исчисляется в люксах (lux) или фут-канделах (fc).

Фокусировка внимания

В течение представления внимание публики, разумеется, смещается с одного действующего лица на другое и с одной части сцены на другую. Однако художник по свету может и должен контролировать внимание аудитории. У него для этого имеется главное средство - . Хорошо освещая главных действующих лиц и основную часть сцены, на которой происходит действие, и при этом поддерживая более низкую степень освещенности на периферийных зонах и второстепенных деталях, художник по свету регулирует фокус внимания публики столь же легко, как это делает объектив фотоаппарата или видеокамеры.

Фокусировка внимания в одинаковой мере зависит как от светового контраста (разницы в уровне освещенности основных и второстепенных частей сцены), так и от общего уровня освещенности. Если равномерно осветить все, что есть на сцене, с уровнем 300 fc, то точка фокусировки будет отсутствовать: в этом случае ничто не притягивает взгляд зрителя и ничто заставляет его удерживать внимание на том или ином предмете или актере. Если же осветить главного героя с уровнем 150 fc, а на остальные части сцены отдать всего 25 fc, то можно быть уверенным, что взгляды публики будут притягиваться хорошо освещенным предметом, и никто не станет отвлекаться на рассматривание более темных участков.

Освещение для видео

В наши дни очень много представлений (как концертов, так и театральных постановок) идет с живым видео. Видео используется в одном из двух форматов: либо в виде живой съемки, которая проецируется на видеоэкраны с большим увеличением, либо в виде заранее подготовленного визуального контента, который воспроизводится во время шоу.

Если в шоу, с которым вы работаете, будет использоваться видео, то требования к освещению будут радикально отличаться от обычных. Уровень и равномерность освещенности, цветовая температура и направление света необходимо будет обсуждать с бригадой видеоинженеров и изменять эти параметры в соответствии с их требованиями. Лучше всего, если на самых ранних этапах разработки светового сценария вы обсудите его с видеорежиссером, чтобы выяснить, что от вас как от художника по свету может потребоваться. От того, как вы осветите действующих лиц и декорации, зависит качество съемки. Современные видеокамеры могут выполнять качественную съемку и при довольно низком уровне освещения, но все же при хорошем освещении будет меньше зерна.

Самое сложное - добиться равномерности освещения по всей сцене, особенно если исполнители много перемещаются во время действия или размещаются на сцене на большом расстоянии друг от друга. Если уровень освещенности будет неравномерным, то видеоинженеру придется все время изменять настройки видеокамеры в целях коррекции недостаточной или излишней экспозиции кадра. Сказать, что это ему не понравится - это не сказать ничего.

Моделирование

Одна из основных задач светового дизайна - придать форму и определенность актерам и декорациям путем моделирования их с помощью света. Смоделировать человека или предмет - значит подчеркнуть силуэт, текстуру и форму предмета путем освещения его с разных углов (и точного контроля над интенсивностью различных световых приборов), что позволит выявить информацию об объекте. Тут действуют те же базовые принципы, как и при съемке в фотостудии. Использование только фронтального освещения делает объект плоским, двумерным. Такое освещение не позволяет придать объекту определенности, глубины, выявить его характерные особенности.

Видеокамера обычно акцентирует тени, в результате чего они выглядят неестественно. Кроме того, при видеосъемке часто используют крупный масштаб, т.е. приближают предмет - тем самым усиливается интенсивность теней. По этим причинам, если в шоу используется видео, художник по свету должен выбрать такой прибор, который позволит осветить предмет более плоско. Но если световой сценарий должен работать прежде всего на публику, то художник по свету может моделировать предмет, подсвечивая его характерные особенности и стремясь к тому, чтобы он выглядел более натурально на расстоянии.

Создание глубины

Свет также может использоваться для создания глубины и перспективы. Управляя освещенностью переднего, среднего и заднего плана (фона), художник по свету делает сцену трехмерной, придает ей определенность. Благодаря этому предметы и люди перестают выглядеть так, словно они «сидят» на голове друг у друга или расположены в ряд. Фоновая подсветка также используется для подчеркивания формы и силуэта предмета.
Эстетика и настроение
Используя цветные лучи, паттерны и проекцию, художник по свету может изменять эстетику представления и влиять на настроение публики. Это одна из тех областей, в которой световые приборы с автоматическим управлением как ничто другое подходят для выполнения задачи. Они могут создавать яркую, праздничную атмосферу или темную и загадочную, или просто рисовать интересную с точки зрения эстетики картину. Несмотря на то, что у каждого человека есть свой собственный взгляд на то, что является эстетически приятным, а что - нет, существуют общие принципы. Художнику по свету необходимо знать, какие цвета контрастируют между собой, а какие гармонируют. Это знание является основой его творчества.

Заключение

В большинстве световых сценариев присутствует комбинация всех вышеперечисленных задач. Вам как художнику по свету необходимо выделить приоритетные области и максимально полно использовать имеющиеся в вашем распоряжении средства. Финальный результат - нередко компромисс между тем, что хотелось получить, и теми возможностями, что предоставляют современные технологии, ваши знания и творческие способности. Не будем также забывать и о бюджете проекта.

Текст Виталия Романова

С помощью света можно сформировать смысловой центр помещения, увеличить его или уменьшить, разделить на функциональные зоны, создать динамику, вдохнуть жизнь в интерьер в целом. Для того, чтобы управлять световыми потоками стало проще, используйте диммеры, позволяющие варьировать яркость источников света, а значит и преображать пространство.

Корректируем объемы, меняем пространство

Использование светильников для зонирования пространства - излюбленный прием дизайнеров. В помещении можно выделить функциональные зоны с помощью точечного света. Например при помощи бра, настольной лампы и токопроводных систем можно разделить комнату подростка на спальню, лаунж-зону и место для учебы.

●Выбор потолочного светильника для просторных помещений ограничивается только вашей фантазией, стилевыми требованиями и особенностями потолка. Вы можете использовать и , и масштабные декоративные конструкции из стекла, гипокартона, пластика и различных видов подсветки. На более скромных же площадях лучше отказаться от «излишеств», отдавая предпочтение токопроводным (рельсовым, струнным) и менее крупным встроенным системам. Также не утяжеляют пространство светильники-плафоны, их рассеянный полупрозрачным стеклом свет дает мягкое бестеневое освещение.

●Если интерьер выполнен в темных тонах (особенно потолок и стены), то потолочные светильники должны обеспечиваться более мощными лампами.

Светлые стены и предметы мебели, отделанные материалами с высокими отражающими свойствами, визуально корректируют размеры и высоту небольшой комнаты.

● Чтобы зрительно расширить узкую комнату, потолочные светильники лучше расположить не в центре, а со смещением к одной из стен.

Низкий потолок «приподнимут» светильники, направленные вверх. А слишком высокий – «компенсируют» источники, которые интенсивно освещают стены, оставляя сам потолок чуть затемненным.

Узкий коридор «расширит» ряд светильников, расположенных по одной стене.

● Если ярко осветить стену в конце длинного помещения, то оно станет «короче».

● Чтобы преобразить интерьер, придать ему таинственность, используйте нижний приглушенный свет. Размер лампы при этом должен соответствовать другим предметам интерьера и не перегружать пространство.

● Светильники, дающие комфортный приглушенный свет, создадут так необходимую после трудного дня расслабляющую и романтичную атмосферу.

● Интересного эффекта можно добиться при помощи светильников и световых панелей, .

Освещение в гостиной

Гостиная – отличная площадка для экспериментов со светом. Здесь, как нигде в доме, важны различные типы освещения. Так как это пространство общественное, демонстрируемое во всей своей красе гостям, здесь важен достаточно яркий фоновый свет, позволяющий равномерно осветить все помещение и избежать глубоких теней.

Декоративный свет позволит расставить акценты и создать эмоциональный образ интерьера: подсвеченные по периметру гардины, разнообразная подсветка ниш, картин, аквариумов, фонтанов, нижняя или верхняя подсветка изысканной мебели, предметов искусства.

● Свет «архитектурный» разграничит пространство на зоны. Столовую, гостиную и кухню можно оформить с помощью различных источников света с разной интенсивностью и цветовой температурой.

● Используйте приборы направленного света, точечные потолочные светильники, заднюю подсветку. Очень функциональны токопроводящие системы. Расположенные на шинах лампы легко меняют свое местоположение и направление светового потока. Это позволяет создавать множество световых рисунков.

Освещение в столовой

Безусловно, в столовой бал правит стол, его-то и нужно осветить равномерно, но не слишком ярко и не слишком тускло.

● В этой «зоне ответственности», как и много лет назад, лидируют лампы с абажурами - подвесные светильники с направленным светом. Чтобы осветить всю поверхность стола, светильник должен быть пропорционален ему по размерам (Лампу нужно подвешивать над столом не ниже 55-60 см, чтобы не ослеплять сидящих). Над длинным столом целесообразно подвесить несколько одинаковых светильников.

● Часто для подсветки стола используется ряд встроенных ламп с теплым светом.

Освещение на кухне

Кухня, если она не совмещена с гостиной – пространство серьезное, «трудовое». И освещение здесь преимущественно функциональное. Фоновый свет важен, но главное – хорошо осветить рабочие поверхности: плиту, раковину и стол. Лучше всего «задействовать» ровный свет галогенных или люминесцентных ламп.

● Современная кухонная мебель зачастую снабжена встроенной подсветкой, поэтому вам остается только добавить «световые специи» по вкусу.

● Если встроенной подсветки нет, для освещения рабочих поверхностей проще всего использовать закрепленные на краях полок лампы-прищепки. Более «продуманно» будут выглядеть прикрепленные к стене светодиодные ленточные светильники или встроенная в карниз навесных шкафов штанга с лампами направленного света. Также можно спланировать ряд светильников, расположенных на потолке прямо над навесными шкафами.

● Плафоны для ламп над рабочей зоной лучше выбирать с гладкой поверхностью – ее проще мыть.

● Пространство над плитой чаще всего освещается источниками, встроенными в вытяжку.

● Подсветка в шкафах и ящиках не обязательна, но будет приятным дополнением. Если таковая не предусмотрена в вашей кухне, можно сделать ее самостоятельно. Для этого подойдут гибкие источники света.

Освещение в спальне

Времяпрепровождение в спальне занимает едва ли не треть нашей жизни, поэтому ее оформлению следует уделить особенное внимание. Поскольку эта комната предполагает уединение, здесь важен точечный свет: у любимой оттоманки, бра у , светильники для чтения рядом с .

● У туалетного столика свет должен быть бестеневым, естественным или близким к естественному и не слишком ярким.

● Если спальня соединена с гардеробной или частично выполняет ее функции, то важен общий верхний свет.

Освещение в ванной комнате

В ванной важен фоновый свет умеренной яркости, который может создаваться как верхними, так и боковыми источниками.

● Зеркало – один из самых важных элементов ванной комнаты – нуждается в подсветке мягким, рассеянным и максимально приближенным к естественному светом симметрично установленных по бокам ламп, либо расположенным по центру сверху. Здесь можно использовать влагоустойчивые бра, галогенные лампы или встроенные светильники.

● Для тех, кто выдвигает к освещению серьезные требования, созданы светящиеся ванны. Подсветка в них осуществляется при помощи вмонтированных в основу конструкции ламп внутреннего освещения.

● К установке освещения в ванной комнате следует отнестись со всей серьезностью. Брызги и конденсат особенно опасны в случае взаимодействия с электричеством. Проводки, розетки, выключатели и светильники нельзя устанавливать ближе шестидесяти сантиметров от раковин и ванн.

Уже давно ни для кого не в диковинку осветительные системы с включением по хлопку, ибо минули те времена, когда подобное техническое чудо можно было наблюдать лишь в голливудских фильмах. Мало того, возможны и другие сценарии работы освещения , например включение света по срабатыванию датчика движения или в зависимости от степени естественной освещенности. О всевозможных сценариях работы умного освещения как раз и пойдет речь в данной статье.

Одна кнопка для выключения света по всему помещению

Если включить свет, там где нужно, можно по мере необходимости, то выключить его можно порой легко забыть. Например, пришел человек на кухню, заварил себе чай, и внезапно вспомнил о деле, которое ему необходимо срочно сделать в другой комнате.

Идет он туда, продолжает свою деятельность, параллельно отвлекся на что-то еще, а на кухне свет так и остался гореть. Внезапно нужно куда-то уйти, срочно надевает он обувь.. А свет по всей квартире включен!

В таком случае сценарий выключения света нажатием одной кнопки, расположенной на стене в прихожей, оказывается весьма полезным.

Развитие данного решения — удаленное управление при помощи смартфона или просто с мобильного телефона по смс. Ушел из дома, вспомнил что забыл выключить свет, и с помощью удаленного управления, посредством всего одной команды решил проблему.

Сценарий управления освещением по датчику движения

Зашел человек в комнату — свет включился. Вышел из комнаты — свет погас. Прилег с книгой — включился настенный светильник. Наступила ночь — переключается на группу ночной подсветки, а основной свет, скажем люстра, ночью не включится, останется только слабая ночная подсветка, например светодиодная.

Последний вариант - сочетание сценария по датчику и сценария по времени. Однозначно удобно произвести настройку сценария с учетом индивидуальных потребностей и привычек.

Сценарий управления освещением в зависимости от времени суток

Данный сценарий отлично подойдет для спальни, кухни или ванной комнаты. Удобство здесь заключается в том, что при помощи всего одного выключателя в разное время суток будут включаться разные группы системы освещения.

Например по нажатии кнопки выключателя ночью в спальне или на кухне включится лишь подсветка. Если время вечернее, то будет включен основной свет. Если на дворе утро, - включится настольная лампа. Опять же можно осуществить индивидуальную настройку.

Такое решение полезно для глаз, поскольку если ночью во тьме сразу включить яркий свет, глазам будет не комфортно, а вот если включится лишь подсветка, глаза воспримут это более спокойно, с меньшим напряжением.

Плавная регулировка яркости

Этот сценарий может стать своеобразной вариацией сочетания управления освещением по времени и включения по срабатыванию датчика движения. Например при включении света в ночное время яркость ламп будет в течение 5 минут постепенно усиливаться, но сначала свет будет тусклым. Утром, в часы пробуждения, например в ванной комнате и в спальне, также очень комфортным будет плавное включение ламп.

Такое решение позволит использовать всего одну группу освещения вместо нескольких, поскольку одни и те же источники света будут давать свет различной интенсивности.

Длительность плавного нарастания яркости можно отрегулировать индивидуально. К тому же недостаток естественного освещения можно плавно компенсировать в течение всего дня: начиная с тусклого света утром, лампы плавно перейдут на полную яркость к вечеру.

Кстати, для ламп такой плавный режим включения не только безопасен, но и полезен, так как срок службы ламп значительно продлится в отсутствие резких бросков пускового тока в момент их включения.

Сценарий управления освещением по датчику в зависимости от условий освещенности

В гостиной или на кухне для выполнения данного сценария очень удобно иметь две группы освещения. Например в сумерки датчик освещенности включит обе группы светильников, а если время дневное, да к тому же день сам по себе выдался солнечным, то свет не включится вовсе. В пасмурный же день будет автоматически включена только одна группа светильников.

Для кухни полезно освещение рабочего пространства в дневное время, и включение общего света в сумерки (в этом отличие от управления по времени, например зимой за окном темнеет раньше, а летом — позже).

Очевидно, в умном освещении по сценариям нет никакой фантастики, поскольку это - всего лишь умная работа современной электроники, которая может быть установлена как в жилище, так, в принципе, и в любом другом помещении.

Справедливости ради отметим, что перечисленные здесь сценарии — отнюдь не полный список возможностей умного освещения, и различных сценариев умного освещения существует очень-очень много. Так или иначе, выбор сочетаний должен быть индивидуальным.

Андрей Повный