Как сделать ручную трамбовку для песка. Как сделать виброплиту для уплотнения грунта своими руками. Инструкция: виброплита делаем сами

После строительства дома неизменно приходит очередь благоустраивать дачу: делать садовые дорожки, организовывать площадку для патио и т.д. И всякий раз, когда сталкиваешь с дороговизной необходимых материалов и оборудования, задумываешься о том, не попробовать ли сделать их своими руками. Участники форума «Дом и дача» делятся опытом своих творческих экспериментов.

Вибростол

Многие домохозяева думают, что покупать специальное оборудование «на раз» и уж, тем более, делать его самому – дело хлопотное и ненужное: легче попросить у знакомых или взять в аренду. Как только realsystem решил, что вибростол ему необходим для строительства пары извилистых дорожек через весь участок в шесть соток и стоянки для машины 30 кв.м, он начал штудировать информацию о том, как и строительные блоки.

Главной причиной столь смелого решения была высокая цена на материалы. Плитку он запланировал размером 40х40 или 50х50 см и толщиной 60-70 мм, с армированием. Столик сделал без чертежей, всего за пару недель. Были использованы обрезки трубы 40х20, лист 2,5 мм, пара пластин 10 мм и старый вибратор, купленный за 500 рублей, с размерами 1050х550 см.

Подвижную часть стола realsystem расположил на шести грузовых клапанных пружинах с обрезками резинового шланга внутри них. Пружины стоят в стаканах. Дополнительно по периметру он закрепил стяжные пружины. После пробного включения проявился первый недочет: песок собирался ближе к центру, смещался к правой дальней части и ссыпался на пол, т.к. стол не был выставлен и стоял на неровном полу. Хозяин сделал вывод, что нужно сделать бортик.

Ножки стола были сделаны из трубы 40х40. Первый блин комом, потому получились они кривоватыми из-за перегрева. Плитку realsystem делает из бетона с отсевом с использованием кладочной сетки.


Чтобы получить белую плитку, можно смешать белый цемент (дороже обычного) с мраморной крошкой.


Другой участник форума, tarasiki, поступил немного проще: сделал столик без пружин (их функции выполняет дерево) и вибратора, заменив последний двигателем со стиральной машины с «эксцентриком». Среди недостатков своего изделия форумчанин отмечает малую площадь стола, также нужно закрепить станину к полу. В качестве состава для изготовления плитки он берет одну часть 400-го краматорского цемента, одну часть речного песка и три части щебня.

Бюджетная трамбовка из подручного хлама

Петр_1 пожалел тратить деньги на аренду виброплиты для отсыпки под фундамент. Порывшись в гараже, пункте приема чермета и близлежащем автосервисе, он нашел все необходимое: барабан от настольного деревообрабатывающего станка, мотор от стиральной машины, кусок металла толщиной 5 мм, куски уголка 30 мм, кучу различных резиновых опор от автотехники, обрезки металла 2-3-4 мм, кусок шпильки 12 мм и пару баллонов из-под фреона. Там же разжился куском провода, выключателем и пусковым конденсатором для мотора. Купил лишь ремень и две подушки от вазовской КПП за 600 рублей.

Пачка электродов, пять часов работы сварочным аппаратом, болгаркой и дрелью, несколько переделок виброузла, и вот результат – виброплита, которая вполне приемлемо трамбует небольшие слои песка. С помощью самодельного оборудования была утрамбована подушка под фундамент гаража и началась работа над фундаментом под дом.

Конструкция виброплиты достаточно проста: горизонтальный баллон для веса залит бетоном, вертикальный сделан для воды. На передней трубке – 12 отверстий Ф 1,3 мм. В качестве вибратора использован барабан от строгального станка. Его половину Петр_1 срезал болгаркой, на второй половине установил два свинцовых грузика.

Результаты : вибрация до рук не доходит из-за тройной виброизоляции. К тому же, на ручки надет теплоизолятор от холодильных установок. Трамбовка, работая, сама движется вперед, по 60-80 см в минуту, ее необходимо лишь направлять. Т.к. хозяин счел неоправданным использовать двойной реверс-ход и два вибромеханизма, плиту приходится разворачивать, чтобы она двигалась в обратном направлении.

Также открылась одна интересная и полезная особенность оборудования: при работе виброплита немного раскачивается вправо-влево, особенно когда трамбовка достигает необходимой плотности. Это является сигналом о том, что машину нужно переставить на новое место.

После эксплуатации трамбовки, Петр_1 открыл несколько недостатков , которые в дальнейшем планирует исправить. Первым оказалось слабое крепление балласта. Форумчанин планирует усилить хомуты и сделать на разборно-хомутовом, а не на сварном соединении – плиту можно перемещать в разобранном виде. Для этого верхняя платформа вместе с балластом и емкостью для воды была сделана съемной, однако практика показала, что нужно было сделать съемным непосредственно балласт.

Хозяин сделал вывод о том, что балласт нужно сместить ближе к середине плиты, а не размещать спереди – чтобы плита не зарывалась при поворотах. Для этой же цели нужно приподнять переднюю «лыжу» трамбовки. Так же следует лучше защитить вибробарабан кожухом, потому как щебень мелких фракций попадает в механизм и вылетает оттуда с большой скоростью.

Еще одной доработкой должно стать улучшенное охлаждение двигателя: при температуре выше +35 °C приходится останавливаться спустя каждые 40-50 минут работы, чтобы охладить мотор. В качестве одного из вариантов, можно приделать осевой вентилятор или кулер от сервера.

Участника форума Tim1313 использовал для изготовления виброплиты такие материалы : площадочный вибратор ИВ-98Е, УЗО к нему, чугунную станину от советского сверлильного станка, реактивные тяги с сайлентблоками от советских автомобилей и лист нержавейки 6 мм, 45х70 см.

Последовательность работы : закрепили вибратор на станине (насверлили отверстия, нарезали резьбу, вкрутили болты d12), сделали ручку и через сайлентблоки прикрепили к станине. С помощью самостоятельного созданного пресса было прикреплено основание виброплиты. Затем перпендикулярно приварили две пластины, чтобы закрепить станину с приводом к основанию: сделали четыре отверстия и закрепили болтами d10. Готовую трамбовку покрасили.


Для орошения песка можно предусмотреть крепление канистры.


Результат: скорость – 6-7 м/мин. За день было утрамбовано 10 кубометров песка, слоями по 10 см. Качество трамбовки: еле видны следы при ходьбе.

Минусы : сильная вибрация, которая то появляется, то исчезает, из-за этого под конец дня болят суставы пальцев, запястья и локти. К тому же, спустя четыре часа после начала трамбовк, перестало включаться купленное УЗО. Проблему решили с помощью обыкновенной розетки, благо ручка крепилась на резиновых сайлентблоках.


По материалам участников форума "Дом и Дача"

В современном строительстве и ремонте неизменно предполагается проведение работ по уплотнению грунта, так как если этого не сделать, почва может просесть под возведенным строением. В результате растрескается фундамент и покосятся стены, провалится пол и т. п. Чтобы избежать этих и прочих дефектов, используется современный инструмент, который и называется вибротрамбовка или вибронога.

Вибротрамбовки по типу двигателя бывают электрическими, дизельными и бензиновыми.

Этот агрегат будет незаменим, если вы захотите своими руками положить тротуарную плитку или провести какие-либо инженерные коммуникации (кабели, трубы и так далее).

Используется при обустройстве фундаментов, колонн и опор, для уплотнения широких и узких участков, для утрамбовки траншей.

Устройство, тип двигателя, принцип работы

Вибротрамбовки по типу двигателя бывают электрическими, дизельными и бензиновыми. Устройство и принцип работы у них практически одинаковы: трансформация крутящего момента двигателя в возвратно-поступательное движение трамбовочной плиты. Такой агрегат можно соорудить и своими руками или, если объем предполагаемых работ не очень большой, взять в аренду.

Главным плюсом электрической вибротрамбовки является минимальный уровень создаваемого шума и отсутствие каких-либо вредных выбросов.

Главным плюсом электрической вибротрамбовки, если вы решили своими руками произвести работы по укладке, к примеру, тротуарной плитки, является минимальный уровень создаваемого шума и отсутствие каких-либо вредных выбросов.

  1. Дизельная вибротрамбовка.

Эти агрегаты обладают большой ударной энергетикой и предназначены для работ под большими нагрузками. Но одними из главных недостатков такого устройства являются большая «шумность» в работе и достаточно высокая стоимость. А в целом аппарат более чем достойный.

  1. Бензиновая вибротрамбовка.

Это удобный мобильный аппарат, не привязанный к источнику питания, в чем и заключается его преимущество, достаточно тихо работает в любых условиях. Если вы своими руками обустраиваете участок — прокладываете какие-то коммуникации или выкладываете тротуарную плитку, — то этот плюс будет очевидным. Основным недостатком этого инструмента является запрещение работ в непроветриваемых и закрытых помещениях.

Вернуться к оглавлению

Обслуживание и уход

Для качественной работы воздушный фильтр необходимо вовремя чистить.

В процессе работы чаще всего засоряется воздушный фильтр, поэтому его следует вовремя менять или чистить. Бумажные фильтры легко вытряхнуть, продуть или выбить. Поролоновые фильтры следует промывать в теплой воде с мылом, после высыхания смочить фильтр в моторном масле и отжать своими руками. Чем чище фильтр, тем дольше будет служить карбюратор и меньше изнашиваться поршневая группа. В результате двигатель и, соответственно, агрегат в целом будут работать стабильно и безотказно.

Вернуться к оглавлению

Вибротрамбовка своими руками — реально?

Если же вы всерьез задумались о том, чтобы соорудить то вам для начала нужно найти и собрать все необходимые материалы и элементы:

  • двигатель: подойдет вибратор площадочный ИВ-98 (220В);
  • металлический лист размерами примерно 8х450х800 мм;
  • металлический швеллер — два куска по 400-450 мм;
  • металлическая труба (20 мм) для ручки — 1200 мм;
  • болты М10-М12 — 6-8 шт., гайки к ним и обязательно гравера.

Необходимые инструменты:

  • электросварочный аппарат (220 В); электроды — 3-4 мм;
  • болгарка с дисками по металлу;
  • молоток;
  • ключи под болты и гайки.

Процесс изготовления:

  • на плите с двух сторон на расстоянии 10 см от края делаем надрезы болгаркой глубиной 5 мм;
  • молотком загибаем края плиты на 20°-30° градусов (делается для того, чтобы плита не зарывалась в грунт при трамбовке);
  • места надрезов укрепляем сваркой;
  • поперек плиты основания привариваем швеллеры (для крепления двигателя);
  • отмечаем места на швеллерах, где будут крепиться болты (под «ушки» двигателя) и привариваем болты основанием вниз к швеллерам;
  • устанавливаем на шпильки (приваренные болты) двигатель и фиксируем гайками с граверами;
  • чтобы закрепить ручку (из металлической трубы), привариваем еще два болта к отогнутому краю основания и фиксируем ручку гайками с граверами. Для уменьшения вибрации на ручке к ней желательно прикрепить петлю из крепкой веревки — если держаться за нее, а не за ручку, вибрации почти не ощущается.

Такой виброплитой можно трамбовать увлажненный песок примерно на 10 см — для дорожек во дворе вполне приличный вариант!

Виброплита – это строительный инструмент, предназначенный для утрамбовки грунта, щебня асфальта, песка и других сыпучих материалов. Кроме того, ее используют при укладке тротуарной плитки и утрамбовки грунта под фундамент.

Благодаря небольшим размерам ее удобно применять в труднодоступных для крупногабаритной техники местах.

Принцип работы и характеристики устройства

Устройство виброплиты довольно простое. На тяжелой платформе устанавливается вибратор, сверху которого расположен двигатель. Двигатель с вибратором соединяются с помощью муфты и клиноременной передачи.

Таким образом, двигатель создает вращательные движения, которые передает вибратору, преобразующему их в колебательные.

Эти движения передаются плите, а затем материалу, который утрамбовывается, частицы начинают двигаться и заполняют все пустоты в насыпи.

В результате получается очень плотное ровное покрытие. Если виброплита имеет задний ход, это позволяет работать в траншеях и узких котлованах.

Рабочая плита может быть стальной или чугунной. От качества материала, из которого она изготовлена, зависят ее характеристики. Если чугун низкого качества, то при работе по песку и гравию плита может покрыться трещинами.

От размера поверхности рабочей плиты зависит, какое давление она оказывает на единицу утрамбовываемой поверхности. Чем меньше площадь поверхности, тем лучше утрамбовывается грунт.

Вибрационное усилие определяет, насколько плотно будет утрамбовываться поверхность. При одинаковой массе виброплита с более высоким вибрационным усилием будет утрамбовывать поверхность лучше. Поэтому для более плотных поверхностей следует выбирать механизм с самым высоким показателем.

Машины, имеющие показатель ниже 10кН не годятся для утрамбовки асфальта. Для укладки тротуарной плитки виброплиты, имеющие вес от 75 до 90 кг не должны иметь вибрационное усилие свыше 18-20 кН, иначе плитка будет вдавливаться в основание и может даже разрушиться.

В зависимости от установленного двигателя виброплита может быть электрической, дизельной или бензиновой. Для небольшой стройки или на собственном участке оптимальным вариантом будет электрическая виброплита. Она самая дешевая из трех вариантов, при этом технические показатели те же.

Основной ее недостаток – наличие электрической сети. Радиус действия такой ограничен расположением источника электрического тока и длиной шнура. Бензиновый двигатель удобный в применении.

По цене он находится между электрическим, который дешевле, и дизельным. Дешевле топливо для дизельного мотора, но сам двигатель самый дорогой. Недостатком дизельного двигателя является большой шум во время работы.

Мощность двигателя влияет на передвижение виброплиты. Чем выше этот параметр, тем легче работать с плитой. Плита с мощным двигателем сама передвигается. Если мощность недостаточна, то плита может зарываться в грунт, особенно под уклон.

Основным параметром виброплиты является ее масса, именно на него надо обращать внимание при выборе нужной модели и подборе комплектующих, чтобы сделать ее своими руками. Согласно этому параметру модели делятся на четыре класса:

Виброплиты отличаются направлением движения во время утрамбовки. Они могут быть прямыми и реверсными. Прямые двигаются лишь вперед. Если необходима повторная утрамбовка, то надо разворачиваться и повторять утрамбовку, что ведет к значительным временным затратам.

Реверсный ход дает возможность заднего хода, поэтому увеличивает качество виброутрамбовки и сокращает время работы. Реверс применяется на плитах весом не менее 100 кг.

Полезной функцией для виброплиты является наличие системы орошения. Без нее плита может прилипать к грунту, особенно к асфальту. Единственно, следует следить, чтобы вода не попадала на двигатель.

Чтобы продлить срок службы механизма, ремни и муфту надо защитить специальным кожухом. При наличии кожуха в механизм не будут попадать частицы утрамбовываемой поверхности, что исключит поломку машины.

Смотрите нашу видео-подборку по теме:

Инструкция по сборке

Изготовление виброплиты своими руками – это прежде всего экономия средств. Готовая плита достаточно дорогое удовольствие. Найти ее, чтобы взять в прокат, также может быть проблематично. Если сделать свою собственную, то ее можно сдавать в аренду самому. Обычно стоимость плиты, сделанной своими руками не превышает в целом 10-12 тысяч.

Виброплита своими руками представляет собой простую конструкцию и сделать ее не представляет ничего сложного для человека, умеющего пользоваться соответствующими инструментами.

В первую очередь для того, чтобы изготовить виброплиту своими руками, нужен двигатель. Это самая затратная деталь будущего механизма, именно он обеспечивает вибрацию. Для этого лучше всего подойдут площадочные вибраторы. При этом желательно выбирать модели, работающие от сети 220 В, такие как ИВ-99Е и ИВ-98Е.

Другие модели работают от сети 330 В, а такое трехфазное питание не всегда можно сделать на участке. Стоимость такого двигателя составит 5000 — 8000 рублей. Возможно использование трехтактного бензинового двигателя с одним цилиндром, например, Honda. Можно сделать плиту со старым двигателем, снятым с неиспользуемых систем.

Следующей важной деталью является рабочая платформа, для которой нужен стальной лист толщиной не менее 8 мм размерами 80х45 см. Поверхность платформы должна быть ровная весом не менее 60 кг. Ее можно сделать из какой-нибудь крупной детали станка.

Кроме этих основных деталей, потребуется:

  • два швеллера, чтобы закрепить вибратор к основанию;
  • болты М10 для электродвигателя и М12 для бензинового;
  • две мягкие эластичные подушки для ручки;
  • отрезки трубы для колес;
  • два пластиковых колеса от тележки;
  • полую трубу для изготовления ручки длиной 1,2 м.

Из инструментов понадобится сварочный аппарат, болгарка, молоток и слесарные инструменты. Чертежи для сборки виброплиты обычно не составляются, так как ее конструкция довольно проста. В первую очередь с электрического двигателя снимается крышка для регулирования силы вибрации.

Для того, чтобы самодельная виброплита при работе не зарывалась в грунт, ее края надо подогнуть. Для этого за 10 сантиметров от края плиты выполняются надрезы в глубину не более 5 миллиметров. Затем, подбивая края молотка, надо их загнуть на 25-30 градусов. Чтобы конструкция была прочной, на местах надрезов делается сварочный шов.

Далее привариваются швеллера с учетом расположения будущего двигателя и центра плиты. Края швеллеров не должны выступать из-за рабочей поверхности. Швеллеры надо приваривать очень хорошо, лучше всего делать поперечные линии сварки. Затем выполняется крепление двигателя. Для этого на швеллерах делаются соответствующие отверстия. Мотор выставляется с помощью уровня и крепится к платформе болтами.

Для погашения вибрации при работе машины используются эластичные подушки, которые устанавливаются у основания плиты в месте крепления ручки. Благодаря подушкам будут гаситься вибрации, и плита не будет вырываться из рук. Чтобы удобнее транспортировать плиту, к ней приваривается полая труба и колеса, которые должны легко монтироваться и демонтироваться.

Во время работы с вибраплитой делают специальные петли из веревки и держаться за них, таким образом, не ощущаются колебания от работающего механизма. Чтобы повысить эффективность утрамбовки, спереди плиты можно прикрепить бак со шлангом для смачивания утрамбовываемой поверхности. При установке следует следить, чтобы вода при работе не попадала на двигатель.

С помощью виброплиты своими руками можно утрамбовывать грунт или песок на глубину 10 см, также можно использовать ее для утрамбовки щебня.

После сборки плиты своими руками следует проверить ее на наличие повреждений, дефектов и сколов, а также надо убедиться в надежности креплений. Если дефектов не обнаружено, можно подключаться к сети и делать пробную утрамбовку грунта.

Для продолжительной эксплуатации виброплиту следует держать в чистоте. Если поверхность будет грязной, то мотор будет перегреваться. Также следует постоянно выполнять настройку, регулировку и техническое обслуживание.

Если двигатель бензиновый, то необходимо:

  • постоянно следить за чистотой свеч, очищая их от нагара;
  • следить за уровнем масла;
  • впервые масло меняется через 25 отработанных часов, далее через 80-100 часов;
  • регулярно выполнять смену воздушных фильтров;
  • заливать масло лучше при разогретом двигателе, при заправке бензином двигатель должен быть выключен.

Таким образом, сделать виброплиту своими руками возможно, при этом можно сэкономить 10 000 рублей и получить удовольствие от собственного труда.

Стоимость виброплиты, собранной самостоятельно составляет 10-12 тысяч рублей. Можно оценить, насколько получилось сэкономить, если сравнить со стоимостью готовых виброплит, которая приведена в таблицах ниже.

Стоимость бензиновых:

Стоимость электрических:

Масса, кг Номинальнаямощность, кВт Напряжение питания, В Цена, руб.
ИВ99Б/ИВ99Е 4,5 0,25 550х500

Трамбование требуется при строительстве на грунте, засыпке подушки под фундамент (на любой почве), устройстве песчаного слоя для пола, укладке тротуарной плитки. Его выполняют либо вручную (с помощью самодельного или инструмента фабричного производства), либо механизированным методом, с применением различных виброприспособлений. При работе с оборудованием, действующем за счет передачи сильных механических колебаний, обязательно использование защитных средств для органов слуха и зрения, а также специальных перчаток, обуви и одежды.

Цель - получить плотный слой, не подверженный пучению, усадке, сжатию, создать надежную опору для фундамента, пола, дорожного покрытия. По технологии обычно делают несколько проходов по всей поверхности, затем визуально оценивают качество уплотнения. Хорошо утрамбованный материал не проваливается при наступании на него.

Где нужно трамбование песка?

1. Песчаный грунт.

Главная отличительная особенность заключается в том, что он плохо удерживает воду. Поэтому данный тип почв не подвержен морозному пучению, а значит подходит для зданий, в том числе жилых, но только одноэтажных или очень легких. Пучинистые почвы в зимнее время начинают выталкивать фундамент. Это связано с тем, что содержащаяся в них вода замерзает и расширяется. Такие почвы, в отличии от песчаных, для строительства мало или совсем непригодны. Их, а также слабые грунты часто полностью снимают и заменяют на песок. В любом случае при подготовке к монтажу фундамента требуется тщательное трамбование вручную или с применением специальных инструментов.

В процессе участок проходят трижды. Если после третьего раза достичь нужного результата не удалось, то делают тоньше слой. При уплотнении песка, в том числе при подготовке почвы, необходимо смачивать его, но умеренно. Сухой сыпучий материал не скрепляется, а слишком влажный невозможно качественно утрамбовать. Проверить степень увлажнения просто - если при сжатии в руке он не слипается в комок и не сыплется, то можно приступать к работе. В жаркое время года смачивать поверхность придется постоянно, так как она быстро высыхает.

2. Песчаная фундаментная подушка.

Фундаментную подсыпку используют при строительстве легких строений: каркасных, пеноблочных или одноэтажных из более тяжелых материалов. Для монтажа оснований многоэтажных зданий она не подходит, так как не отличается высокой несущей способностью.

Для устройства фундаментной подушки пригоден крупный речной или мытый карьерный песок. Покупать более дешевый (немытый) не стоит. Разница в цене несущественная, но при этом в грязном большое содержание примесей, прежде всего глины, что плохо влияет на прочность основания строения.

Положительные характеристики фундаментной подушки:

  • простота изготовления - обычная засыпка, без применения сложной техники;
  • доступность - песок легко купить с доставкой в любом регионе;
  • низкая цена;
  • хорошо снижает нагрузку на почву;
  • простота уплотнения даже вручную.

Применять для почв с высоким уровнем вод не желательно. Если этот материал - единственный возможный вариант, то на дно траншеи или котлована настилают геотекстиль. Толщину пласта подбирают с учетом предполагаемой нагрузки, типа грунта. Песок насыпают послойно, увлажняют (но не заливают водой) и плотно трамбуют.

3. Подстилающий слой для пола.

При устройстве в домах по грунту обязательно устраивают нежесткий подстилающий слой. Он включает в себя две прослойки. Их насыпают поверх гравия или щебня, каждый слой увлажняют и трамбуют. Для подсыпки используют, как и под фундамент, песок речной или мытый карьерный. Для достижения равномерности толщины устанавливают колышки, после их убирают.

4. Укладка тротуарной плитки.

При мощении пешеходных дорог, аллей и площадок тротуарной плиткой также обязательно применяют подсыпку из песка. Из нее делают первый и завершающий слои подушки под брусчатку. Между ними в качестве прослойки используют щебень. Все слои пирога под плитку по требованиям технологии плотно трамбуют, для достижения наилучшего результата периодически увлажняют.

Для подсыпки берут просеянный речной материал. Толщину его слоев определяют в зависимости от глубины траншеи, высоты элемента дорожного покрытия. Часто приходится снимать грунт на большую глубину из-за пучинистости, других проблем, не позволяющих почве стать надежной основой под монтаж тротуарной плитки. В этих случаях песка необходимо подсыпать много и тщательно трамбовать его. Финишный слой делают примерно в 7 см, часто в него добавляют сухой цемент.

Приспособления для трамбовки

1. Ручное.

Изготавливают из металла, оно весит от 5 до 10 кг. Состоит из рукоятки и основания («лапы») - пластины размером примерно 20 х 25 см или швеллера (чем меньше габариты этой детали приспособления, тем больше сила удара). Рукоять инструмента прямая (в виде трубы) или Т-образная, с двумя ручками по бокам. При необходимости ручную трамбовку со швеллером можно утяжелить, залив цементом.

Если есть необходимость сэкономить, то несложно сделать приспособление самостоятельно. Два варианта изготовления:

  • Сделать рукоять из тяжелого деревянного бруса длиной около 1 м и снизу прибить к нему «лапу» из прочной доски.
  • Купить отдельно готовую пластину (стоит около 1000 рублей) и насадить ее на черенок от лопаты или металлическую палку.

2. Вибротрамбовка.

Для уплотнения грунта и сыпучих материалов, в том числе песка, на ограниченном пространстве используют «виброногу». Двигатель этого устройства работает на бензине или дизельном топливе. В основании аппарата расположена пластина «пята» шириной от 15 до 30 см и длиной около 33 см. Вибротрамбовки также различаются по мощности. Принцип действия основывается на вертикально направленной силе, как у ручного приспособления, но эффективность намного больше. Этот вид техники применяют на площадках, где невозможна эксплуатация крупногабаритного оборудования: виброплит и виброкатков.

2.1. Виброплита.

Для работ на большой площади, при условии наличия возможности свободного перемещения, подходит трамбовка с использованием виброплиты. Этот аппарат состоит из двигателя, корзины с центральным валом, «пяты» или «башмака» и направляющей рукоятки. Агрегат движется вперед и назад, передавая частицам песка сильное механическое колебание (вибрацию), за счет чего и происходит уплотнение.

Виды оборудования для грунта и сыпучих материалов с плитным основанием:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • гидравлические;
  • электрические;
  • с дистанционным управлением.

Виброплиты различаются по весу. Для песка подходят самые легкие.

2.2. Виброкаток.

Для самых больших объемов работ используют виброкатки. Их виды:

  • с ручным управлением за счет направляющей рукоятки;
  • самоходный с кабиной для оператора одновальцовый (сзади на колесном ходу);
  • с кабиной двухвальцовый;
  • траншейный с дистанционным управлением.

Устройство качественного виброкатка позволяет осуществлять уплотнение и по краям площадки, то есть применение дополнительного оборудования (ручной или вибротрамбовки) не требуется.

Стоимость

Цена услуг профессиональных строителей по уплотнению песчаного грунта или подсыпки из песка - от 90 до 600 рублей за м2. Если площадь, которую необходимо утрамбовать, большая, или речь идет о постоянных работах, то нужно сопоставить эти расценки со стоимостью оборудования. Во многих случаях целесообразно приобрести приспособление или взять его в аренду и выполнить все самостоятельно.

Аренда приспособления для уплотнения вручную стоит примерно 500 рублей в неделю, прокат виброплиты или вибротрамбовки (в зависимости от модели) - от 700 до 3000 в сутки.

В зависимости от вида оборудования действует либо вертикально направленная сила ударов, либо передающаяся от вала катка или основания плиты вибрация. При любом варианте технология не включает в себя никаких секретов и сложностей.

Виброплита - это многофункциональный строительный инструмент, который помогает эффективно утрамбовать поверхности из мелкого и крупного грунта, асфальта или песка. Также виброплита незаменима для укладки тротуарной плитки и подготовки грунта во время возведения фундамента. Преимущества компактной виброплиты в домашних условиях заключаются в ее размере, он позволяет выполнять работы даже в самых труднодоступных участках, площадь которых делает невозможным использование промышленного катка для утрамбовки покрытия. Компактный и удобныйанрегат покупают или берут в аренду. Но, если работать виброплитой планируется часто, виброплита своими руками - это идеальный вариант.

Принцип работы виброплит

Для лучшего понимая принципа работы виброплиты, следует рассмотреть ее общее устройство. Данный агрегат состоит из 4 основных частей:

  • стальная или чугунная плита;
  • вибратор;
  • двигатель;
  • рама.

Основой механизма является массивная плита, лежащая в его подножии. В центре этой плиты располагается вибратор, сверху двигатель. Двигатель сообщается с вибратором с помощью муфты и клиноременной передачи, через которые подает на него вращательные движения. Уже непосредственно в вибраторе эти движения преобразуются в колебательные. От вибратора колебание передается на плиту, а из плиты в грунт. Благодаря своей массе и этой вибрации механизм выполняет работу - утрамбовывает насыпные материалы разной толщины и плотности.

Виброплиты комплектуются основой из чугуна или стали, двигатели питаются от электричества, бензина или дизельного топлива. Различные модели имеют разную массу, вибрационный момент, мощность двигателя. Все это рассмотрено ниже.

Сфера применения виброплит

Основная сфера применения виброплит - строительство и ремонт разного уровня сложности, прокладка тротуаров и дорог, обустройство спортивных площадок и многое другое. Используют их как в промышленных целях, так и для частных домов. Уникальность данного механизма в его сравнительно небольшом размере и способности справляться в тех условиях, в которых обычный бульдозер не сможет выполнять свое назначение. К примеру, прокладка тротуара или садовой дорожки в частном доме.

С помощью виброплиты утрамбовывают бетон, асфальт, песок, гравий и обычную землю на газоне. Такая машина незаменима для прокладки дорог и тротуаров. Работа виброплитой осуществляется даже в траншеях и узких котлованах. Так как такая комплектация механизма позволяет ему двигаться задним ходом, это значительно упрощает работу на территории небольшой площади, где есть необходимость частых разворотов или преодоления препятствий.

Общая характеристика виброплит по массе

Показатель массы плиты является самым важным при выборе подходящей модели или при подборе деталей для изготовления виброплиты своими руками. Данный показатель определяет 70% продуктивности аппарата и его соответствия выполняемым работам. Модели виброплит по этому показателю делятся на 4 класса:

  • Легкие - с массой до 75 кг;
  • Универсальные - с массой от 75 до 90 кг;
  • Среднетяжелые - с массой от 90 до 140 кг;
  • Тяжелые - с массой от 140 кг.

Легкие модели оптимально подходят для работ по обустройству придомовых территорий, максимальный слой грунта для этих моделей - 15 см. Также эти модели применяют для укладки тротуарной плитки, укладки демпфирующих ковриков из полиуретана на дорожки.

Средние модели используют при частичном ремонте дорожного полотна из асфальта, укладки плитки на тротуар, ремонта дорожного полотна после замены лежащих под ними коммуникаций. Максимальный слой грунта для этих моделей - 25 см.

Среднетяжелые и тяжелые модели отлично справляются и с более серьезными задачами, к примеру - укладка слоев дорожного покрытия. С помощью вибромашин данной категории уплотняют обратную засыпку траншей и периметр фундамента малоэтажного дома. Максимальный слой грунта для этих моделей - 60 см. Ограничение веса вибромашины для укладки асфальта - 100 кг.

В подборе оптимального веса вибромашины следует уделить особое внимание мощности двигателя. Слабый мотор на тяжелой плите не даст ожидаемой продуктивности в работе. Такой механизм утонет в слое грунта и потребует дополнительных усилий от выполняющего работы человека. Особенно остро это несоответствие прослеживается у моделей из 3 и 4 категории. При изготовлении или покупке виброплиты следует просчитать данное соотношение. Пример несоответствия - плита весом 150-170 кг и двигатель мощностью 5-6 л.с. Пример идеального соотношения - на 100 кг 5 л.с.

Общая характеристика виброплит по остальным критериям

К дополнительным данным показателям относятся:

  • вибрационное усилие;
  • размер рабочей поверхности;
  • мощность двигателя и тип потребляемого им топлива.

Данные параметры определяют плотность трамбовки, которую в итоге выдаст механизм, а также легкость в работе и управлении. Теперь более подробно:

  • Вибрационное усилие - уровень мощности вибрации основания механизма. Для плотных грунтов и покрытий этот показатель подбирается максимально высоким. Так как слабые толчки не утрамбуют твердый грунт до нужной плотности.
  • Размер рабочей поверхности - данный показатель определяет давление плиты на одну единицу обрабатываемой поверхности. У поверхности с небольшой площадью этот показатель будет ниже. Данная цифра не должна превышать значение 0,3. Вывод - чем меньше рабочая поверхность, тем выше КПД виброплиты. Наиболее высокий показатель имеют модели с чугунным основанием, у стальных основ данная цифра ниже.

  • По типу потребляемого топлива виброплиты делятся на электрические, бензиновые и дизельные. Виброплита бензиновая практикующими специалистами признана самой удобной и востребованной. Двигатель для данного механизма имеет более низкую цену, если сравнивать с дизельным, а работает такая машина в любых условиях. Виброплита электрическая стоимость имеет ниже, чем бензиновая или дизельная, при этом мощность и производительность на том же уровне. Недостаток заключается в необходимости доступа к электрическим сетям. Что касается дизельных моторов, то данные механизмы самые дорогие, но вот топливо для них дешевле, чем для моделей с бензиновым мотором. Недостаток дизельной плиты - высокий уровень шума.
  • Мощность двигателя определяет способность виброплиты двигаться по вязкой поверхности и под уклоном. Чем выше данный показатель, тем легче машина двигается по поверхности. Мощный мотор сам тянет плиту вперед и не требует дополнительных усилий от работника, контролирующего утрамбовку. При низких показателях мощности плита зарывается в грунт, особенно проблематична работа под уклон. Исключение составляют модели из первого класса по весу, в которых мощность мотора и вес плиты соответствуют друг другу.

Полезные функциональные дополнения для виброплиты

Кроме основных показателей существуют некоторые дополнения к механизмам, которые облегчают использование виброплиты. Одно из таких полезных дополнений - наличие колес для транспортировки и складная ручка. В управлении и использовании данные функции бесполезны, но при транспортировке механизма значительно облегчают задачу.

  • Одно из важных дополнений, без которых сложно выполнять уплотнение виброплитой асфальта - наличие системы орошения. Без этой функции машина прилипнет к асфальту и создаст множество неудобств.
  • Дополнение, которое продлит срок службы виброплиты - наличие кожуха для ремня и муфты. Он должен прикрывать данные детали механизма полностью, чтобы защитить их от попадания грунта и частей утрамбовываемой поверхности.
  • Реверсные виброплиты - машины с возможностью движения задним ходом. Данное дополнение также не обязано присутствовать, но значительно облегчит работу, в особенности, если речь идет о трамбовке на узких или небольших по площади поверхностях - траншеях, котлованах, небольших двориках или узких тротуарах.

Инструкция: виброплита делаем сами

Одним из самых главных доводов для изготовления виброплиты своими руками является значительная экономия средств. Самая недорогая, но надежная китайская модель обойдется примерно в 550 EUR, а стоимость самодельной машины не превысит цифру в 250 EUR. Кроме того, всегда приятно поработать головой и своими руками, чтобы облагородить собственный дом.

Процесс самостоятельного конструирования и изготовления виброплиты достаточно прост, так как данный механизм и сам по своей конструкции не отличается большой сложностью.

Виброплита, запчасти для ее сборки:

  • двигатель - выбирается на свое усмотрение, к примеру, это может быть площадочный вибратор ИВ-98Е, работающий от сети 220 В, бензиновый вариант - трехтактный с одним цилиндром. Предпочтительная модель - Хонда;
  • основа для площадки - листовой металл, толщиной 8 мм и размером 45х80;
  • швеллер - 2 шт.;
  • мягкие эластичные подушки, необходимы для закрепления ручки на виброплите - 2 шт.;
  • болты М10 для электрического мотора или М12 для бензинового;
  • пластиковые колеса - 2 шт.;
  • отрезок трубы;
  • полая труба длиной около 1,2 м.

Собрав все необходимое, приступают к работе, при этом чертежи виброплиты делать не нужно:

  • Работа с двигателем. С него снимают крышку, чтобы иметь возможность регулировки силы вибрации - актуально только для электрического мотора.
  • На металлическом листе делают надрез болгаркой. Расстояние от края - 10 см, глубина - около 5 мм. Надрезы делаются в количестве двух штук с двух сторон симметрично.
  • Загибают края по надрезам с помощью молотка, угол загиба - 20-30о. Это делается для предотвращения закапывания машины во время работы.
  • Места надрезов заваривают и фиксируют положение торцов. Данная работа не бессмысленна, так как без сделанных предварительно надрезов загнуть металл до нужного угла будет весьма проблематично.
  • Крепят на плите вибратор при помощи двух швеллеров. Их подгоняют таким образом, чтобы края не выступали за линию рабочей поверхности. В этом месте снова необходима сварка. Швеллеры приваривают очень хорошо, оптимальное положение линии сварки - поперек. Расстояние - 7-10 см друг от друга относительно центральной точки плиты и с учетом положения крепежных отверстий на двигателе.
  • Болтами М10 или М12 крепят вибратор к металлу. Замеряют расстояние между крепежными отверстиями мотора, просверливают на таком же расстоянии отверстия на швеллерах, крепят мотор к основанию болтами.
  • Эластичные подушки и труба необходимы для изготовления ручки виброплиты. Ручка крепится к основанию через эти подушки, чтобы гасить вибрацию при работе машины. Это очень важно, так как если не погасить вибрацию, плита начнет рваться из рук, а колебания окажут негативное влияние на суставы верхних конечностей.
  • Для облегчения транспортировки плиты к ней приваривается обрезок трубы, на который крепятся колеса. Вес готовой машины составит около 60 кг, потому данная мера не будет лишней. Колеса крепятся так, чтобы их можно было легко монтировать и демонтировать.

Полезный совет по эксплуатации: для гашения вибраций при работе обматывают ручку веревкой и делают из нее петлю. Во время выполнения трамбовочных работ держатся не за саму ручку, а за эту петлю, чтобы не ощущать колебания от механизма.

Правила эксплуатации самодельной виброплиты с бензиновым двигателем

Для продления срока службы, виброплиты с бензиновым двигателем требуют выполнения некоторых правил их использования:

  • Перед выполнением работ механизм необходимо просмотреть на наличие повреждений, проверить надежность всех креплений.
  • Свечи в бензиновом двигателе необходимо периодически проверять и очищать от нагара.
  • Регулярно проверять уровень масла в моторе и менять его. Количество рабочих часов между первой и второй заменой масла - 25, все последующие - 80-100. Менять масло лучше на разогретом моторе.
  • Регулярно чистить воздушный фильтр мотора.
  • Заправлять бензиновую виброплиту только при выключенном двигателе.
  • Не использовать устройство на твердых поверхностях - бетоне или застывшем асфальте