О лессировке. Алла прима, многослойная техника, лессировка и другие техники масляной живописи

ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВКА (от немецкого Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЛЕССИРОВКА" в других словарях:

    - (от нем. Lasierung) тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита … Большой Энциклопедический словарь

    - (или, редк., ЛИСИРОВКА2), лессировки, жен. (живоп.). Действие по гл. лессировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от нем. lasieren покрывать глазурью), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие плотные красочные слои картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить… … Художественная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 мазок (6) нанесение (18) слой (111) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тр … Словарь синонимов

    Лессировка - – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Л. обычно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Лессировка - (от немецкого Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита. * * * ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВКА (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок,… … Энциклопедический словарь

    - (от нем. Lasierung) тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии.… … Большая советская энциклопедия

    Ж. то же, что лессирование 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Лессировка, лессировки, лессировки, лессировок, лессировке, лессировкам, лессировку, лессировки, лессировкой, лессировкою, лессировками, лессировке, лессировках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Портреты цветов от А до Я. Практическое руководство по рисованию акварелью , Шоуэлл Билли. О книге Пленительные тонкие стебли и хрупкие бутоны. Это пошаговое руководство расширяет рамки классической ботанической иллюстрации и предлагает добавить современный колорит в портреты…
  • Лессировка и техника классической живописи. Учебное пособие , Фейнберг Леонид Евгеньевич. В книге осуществлена попытка вскрыть живописные и творческие возможности, заложенные в изобразительных методах классики. Для этого введены элементы систематики иклассификации в описание…

Поверх основного слоя высохшей краски в разных направлениях наносится тонкий слой разбавленной эмульсионной краски.
Лучший результат достигается, когда прозрачный слой немного темнее основного.
Эта техника необычайно проста. Нанося краску, нужно с силой водить кистью, чтобы она оставляла отчетливые следы. Затем поверх свежей краски проведите сухой кистью, несколько смягчая эффект и вновь частично открывая фоновый слой.

Чем больше свежей краски вы снимете, тем более тонкой будет отделка.
Чтобы достичь нужного эффекта, достаточно одного слоя. Два разных цвета дадут большую глубину. Для этого нанесите первый слой, смягчив тон сухой кистью, дайте высохнуть краске, прежде чем наложить второй слой. Не пытайтесь экспериментировать с третьим — исчезнет изысканная прозрачность.
Прежде чем приступить к окрашиванию стены, имеет смысл купить несколько пробных образцов краски, чтобы поэкспериментировать с сочетаемостью цветов на большом листе бумаги. Прикрепите образец скотчем к стене, чтобы оценить результат как при естественном, так и при искусственном освещении.
При работе с краской лучше переодеться в старую одежду, чтобы не испачкаться.
Подбор цветов
Нежные бледные цвета напоминают о загородном доме. Они лучше всего смотрятся на белом фоне. В холодной комнате солнце — редкость, создайте теплую атмосферу с помощью светло-желтого, кораллового или розового цветов. Напротив, в жарком солнечном помещении используйте холодные оттенки воды, зеленого лишайника или синей.
Гортензии.
Темные цвета оставляют сильное и изысканное впечатление. Не опасайтесь укрыть фон, ведь вы наносите тонкие слои краски. Попробуйте на основной пастельный слой нанести два слоя краски насыщенных цветов. Смелее выбирайте цвета; например, бледно-розовую стену покрасьте прозрачным пурпуром, а сверху добавьте алый. Поэкспериментируйте с изумрудно-зеленым на бирюзе.
Материалы
Клеенка или газеты
Валик для нанесения краски
Две кисти шириной 100-150 мм
Виниловая матовая эмульсионная (латексная) краска для основного слоя и один-два цвета для разбавления краски
Вода для разбавления краски Банка для краски Хлопчатобумажная ткань

1.Нанесение основного слоя.
Накройте пол и мебель клеенкой или газетами. Нанесите валиком или кистью матовую эмульсионную краску. Дайте высохнуть и нанесите второй слой этой же краски. Оставьте сохнуть на всю ночь.
2 Разбавление краски.
Разведите краску так, чтобы сквозь нее просвечивал нижний слой. Для этого смешайте краску с водой в пропорции 1:4.
3 Нанесение краски.
Окуните кисть в краску, избыток краски снимите о ткань. Энергичными мазками наносите краску в разных направлениях на площади 1,2 м2.

4 Смягчение мазков кисти.
Сухой кистью обработаете свежую влажную поверхность, смягчая отчетливые и резкие мазки. Постоянно просушивайте кисть, тщательно вытирая ее о ткань.

5 Проверка качества работы.
Завершив один участок, отойдите подальше от стены и убедитесь, что краска нанесена равномерно. Если вам хочется сделать фон ярче, еще раз пройдитесь по влажной краске сухой кистью, стирая избыток краски сильным нажимом кистью на стену. Продолжите работу, проверяя, чтобы соседние участки были окрашены равномерно, без четко выраженных границ. По окончании работы удалите избыток краски по краям стен, в углах и вокруг дверей и окон.
6.Нанесение второго слоя (по желанию)

Чтобы усилить глубину и насыщенность цвета, дав высохнуть первому слою, нанесите второй слой краски, отличающейся по цвету. Повторите этапы 2, 3, 4 и 5.

Более прозрачного эффекта можно добиться, если использовать вместо эмульсионной (латексной) краски специальный лессированный лак.
Такое покрытие более долговечно.Лессировку можно наносить на стены и деревянные предметы. Лучше ее применять на небольших поверхностях (например, дверь). Лессировочный лак незаменим во влажных помещениях (кухня, ванная). Разбавьте лак уайт-спиритом (минеральным)и добавьте непрозрачную краску, масляную или на основе растворителя. Поверхности, которые используются реже, покрасьте матовой эмульсионной, масляной краской или краской на основе на основе растворителя.

Чтобы отделка выглядела еще мягче, сухой хлопчатобумажной тканью сотрите краску, растушевывая мазки кисти. Повторите этапы 1-3, затем скомкайте чистую ткань в виде мягкого тампона и обработайте ею стену, сочетая легкие удары и растушевку.
Работая тканью, легче контролировать степень просвечивания фона, чем работая кистью. Это особенно удобно на небольших поверхностях, таких как дверь.

Понравилось? Подпишитесь на блог и получайте новые статьи!

Здравствуйте, дорогие друзья и подписчики! Я долго готовилась к этой теме, потому что понимала, что она вообще очень обширна и многогранна. Говорить про техники масляной живописи можно неделю напролет, и не сказать всего того, что можно и нужно сказать.

И тем не менее, сказать самые важные вещи просто необходимо. Просто попробуйте найти в интернете где-либо полноценную подборку основных техник с описаниями их, чтобы человеку, никогда раньше не занимавшемуся живописью, стало понятно , какие основные техники существуют, чем они характерны и чем отличаются друг от друга.

Увидите, что это сложно. И получается, что человек узнаёт, что существует алла прима, существует многослойная техника, и всё…

А на самом деле техник много. И знать их особенности, а тем более уметь их применять на практике именно там, где они действительно нужны, очень важно для профессионального художника. Ведь такое владение ими обеспечивает профессионализм и умение передать на холсте любые детали образа.

Различные техники письма в масляной живописи

У каждого приема (техники) нанесения краски на холст есть и минусы и плюсы. Где- то время написание картины играет значительную роль, а где- то важность имеет сложно прописанный красочный слой детализация картины.

От того, каким способом нанесения красочного слоя вы пользовались, и будет и выглядеть фактура поверхности на вашей картине

Следовательно, обзор техник масляной живописи имеет место быть. Если вы новичок и только берете кисти в руки, то этот материал будет вам особенно полезен . Значит, начнем. И начнем, всё же, с самых популярных…

Многослойная техника

Эта техника - наиболее традиционна, и большинство мировых шедевров масляной живописи написаны именно в ней.

Суть её заключается в том, что при написании картины краски наносятся друг поверх друга , причем следующий слой накладывается после полного просыхания предыдущего.

Главная особенность этой техники заключается в том, что она позволяет создать «тонкие» сюжеты картин, указать важные акценты в ней и писать картину достаточно долго, уделяя внимание каждому миллиметру на холсте, тщательно прорабатывая её детали.

Все начинается с легкого подмалевка, который определяет тональность картины

Принцип работы в многослойной живописи таков: сначала делается набросок рисунка и подмалевок темными тонами, плюс, время полного просыхания. Второй слой — основная пропись картины красочным слоем, плюс время просыхания. Третий слой – детализация и уточнения на картине…

Эта техника сама по себе является очень разнообразной и в зависимости от того, как и чем формируются отдельные слои, она подразделяется на другие манеры письма.…Об этом читайте чуть ниже⇓

Алла прима

Эта распространенная и популярная техника среди художников-профессионалов, а также художников-любителей. Еще ее называют техника по-сырому или быстрая техника.

По способу нанесения красок совершенно противоположна многослойной: при ней краска наносится на холст в один сеанс.…И написание картины измеряется одним-тремя днями, до полного просыхания красок…. И вуаля! Картина готова!

Пример моих пейзажей в быстрой технике

Она не требует очень тщательной проработки деталей, но в то же время сложна из-за необходимости работать, что называется «сырым по-сырому». Если наносить новый слой краски на существующий сырой слой, всегда есть риск смешивания красочного слоя и формировать изображение становится сложнее.

Поэтому, второй красочный слой в технике Алла прима наносится сразу , что не допустимо в многослойной.

Картины, написанные в этой манере, как правило, не всегда передают точность образов и предметов. Их задача - не задокументировать то, что видит художник, но запечатлеть на холсте его ощущения от увиденного…. настроение, атмосферу, чувства!

Другими словами, написать тонко прописанный пейзаж, натюрморт или жанровую детализированную картину не получится… так как для детализации, вам потребуется, возможно, еще не один слой для уточнения картины после просыхания. Что подразумевается работать в многослойной технике… Но написать интересную картину сможете наверняка!

Техника Алла Прима пользуется большим спросом среди профессионалов и любителей живописи

Не удивительно, что техника алла прима при работе маслом приобрела широкую известность Именно этот стиль и требует передачи настроения, фиксации быстро уходящего момента, и именно алла прима более всего подходит для этих целей.

Интересно, что алла прима, несмотря на популярность, осталась самостоятельной и самодостаточной техникой. Подробнее об этой технике можно . А вот многослойная техника, с многовековой историей, как пышное плодородное дерево, дала начало многим своим вариациям. Они, в свою очередь, стали уже самостоятельными техниками. Например…

Техника семислойной живописи, техника старых мастеров и лессировочная техника

Многие люди предполагают, что такие сложные техники забыты.…Но на самом же деле, очень много профессиональных художников, работающих в этих тончайших техниках. Написать сложное произведение, раскрывая все возможности масляных красок может только особенный подход к письму.

Например, чтобы скопировать произведение старых мастеров , нужны именно такие способы нанесения красок, а также тонкие прозрачные лессировочные слои. Или, популярные и востребованные картины в стиле гиперреализме, с использованием лессировочных приемов, чтобы тонко передать правдоподобность предмета.

Хотя, для мастерства в стиле гиперреализме используют все: карандаши, краски, аэрографы, маркеры… то есть, работы создаются , которая в свою очередь открывает огромные возможности для искусства и человечества в целом.

Техники старых фламандских, итальянских мастеров

Пожалуй, семислойная техника — один из самых сложных вариантов многослойной техники. Именно эта техника обеспечивает наиболее достоверную передачу цветов и игры света. Единого рецепта и точной последовательности нет. Например, некоторые пункты могут меняться местами, но суть работы остается. Если кратко, то последовательность при ней выглядит так:

  1. Тонируется грунт (имприматура);
  2. Рисуется рисунок карандашом и Закрепляется тушью;
  3. Делается подмалевок – полупрозрачный, акварельный гризайль;
  4. Наносится «мертвый слой» — прописка гризайль света и тени;
  5. Цветная пропись — основной слой, с учетом нижних слоев имприматуры и прописки;
  6. Лессировки — тонкие тонирующие слои прозрачной краски;
  7. Детализация, формирование текстуры при необходимости, например, в натюрмортах, завершающие штрихи.

В итоге, работа над одной картиной в этой технике может длиться месяцами и требует умения работать с разными видами красок.

Пример техники в многослойной живописи

Есть еще такое название, как лессировочная акварельная техника … это все те же многослойные техники с нанесением прозрачных красок — 3-слойные, 5-слойные, если надо, то и 9-слойные.

Суть её заключается в том, что один на другой наносятся полупрозрачные слои краски . В результате такого наложения появляются новые оттенки, создается игра красок, которой сложно (а порой и невозможно) добиться за счет наложения непрозрачных мазков.

Лессировочные слои, нанесенные друг на друга, просвечиваются, что делает картину необычайно сложной в оттенках и эффектах!

Для лессировочной техники необходимо иметь очень гладкую поверхность холста , чтобы прозрачный слой смог ровно лечь на поверхность. Раньше писали на дереве, ее поверхность гладкая, а вот холст появился намного позже.

Тонированный грунт играет большую роль в том случае, когда живопись выполняется лессировочными красками и грунт просвечивает сквозь прозрачные слои изменяя их цвет.

Цвет грунта облегчает переходы тонов и часто является основным тоном в отдельных местах картины и задает колорит произведению. Если на тонированный грунт положен ы кроющие краски, цвет его не будет иметь значения для живописи.

Техника лессировки в масляной живописи очень сложна и требует не только мастерского владения красками и кистью, но и понимания того, как они сочетаются в тех или иных разведениях.

Специалисты также разделяют многие более узкие техники живописи масляными красками. Например, известны итальянская техника, голландская техника, различные переходные техники, которые различаются в основном отдельными нюансами нанесения разных слоёв красок.

А также любимый прием нанесения красок Леонардо да Винчи — Фламандский (лессировочный). Знать о существовании таких техник полезно для общего кругозора, но для написания отличных картин, использовать их не обязательно. Ведь в эпоху Возрождения, была важная особенность, это задокументировать изображение максимально точно , например, портрет знатной особы, или сочный натюрморт.

Сейчас же такой необходимости нет, и с приходом в наш мир фотоаппаратов, живопись имеет все права развиваться в других направлениях и манерах письма!

Мало кто знает, что помимо особо сложной манере написания картин, многие живописцы и старые мастера, пользовались камерой-обскурой , которая передавала точные пропорции. А что это за чудо-приспособление, ⇐

Импасто, Пастозная, или корпусная техника

Это - противоположность лессировочной технике.

В принципе, это очень схожие техники по смыслу: пастозная техника или корпусная (pastoso), а импасто (impasto ), переводится как тесто … То есть, картина «лепится», как тесто

Здесь друг на друга накладываются густые непрозрачные мазки, а вышележащий слой полностью перекрывает подлежащий. В этой технике мастер может активно работать с рельефностью картины.

Сюжет картины как будто лепится на поверхности холста

Причем наносить краску в такой технике можно не только кистью, но и мастихином. Создавать различные узоры можно также мастихином или еще чем, например, обычной пластиковой щеточкой из магазина строительных материалов.

Техника позволяет получить приятное ощущение материальности предметов. Хороша эта техника тем, что дает возможность выразиться творческой энергии кистью, мастихином, или шпателем, например. Винсент Ван Гог выра жал себя как художник, именно эт ой техникой живописи, нанос я густую краск у на холст.

Гризайль

Это - не столько техника масляной живописи, сколько манера письма вообще. И она же является одним из вариантов написания картин именно маслом. Главный её принцип - использование только одного цвета для написания картины. Здесь все границы и акценты формируются отдельными оттенками одного цвета, а не разными цветами. Само название происходит от слова gris , что переводится с француского- серый.

Техника гризайль в масляной живописи

Техника гризайль используется в монументальной и альфрейной живописи для росписи стен и фасадов, а также такая техника позволяет прекрасно имитировать скульптуры и скульптурные рельефы. Но и в написании интересных картин тоже встречается.

Техника «Сухая кисть»

Это скорее, графический прием нанесения краски в одном цвете . Может быть на холсте, бумаге, дерево или металле. К живописи имеет слабое отношение, но наносится изображение маслом и кистями.

Достаточно редкая манера, в которой автор использует слабо разведенные, очень густые краски. То есть, пишется практически сухой кистью. Как правило, при таком разведении краски не позволяют работать с оттенками, но обеспечивают большую глубину и насыщенность полотна.

Техника «Сухая кисть» на бумаге

Говорят, что такую манеру письма привезли с собой студенты-китайцы, которые рисовали портреты тушью на бумаге около 30 лет назад для желающих на улице. Ну, а наши художники додумали… и создали свой вариант, не хуже китайского!

И сразу вопрос к вам, дорогие читатели: что, на ваш взгляд, важнее в картине: передать чувства, атмосферу, или детали какого-то конкретного предмета или явления? Какая техника для вас ближе - многослойная, или алла прима?

ВИДЕО НА ДЕСЕРТ: Как формируется художественный вкус

Друзья, чтобы статья незатерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте вашивопросы внизу в комментариях,обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Для тех, кто давно имеет дело с деревом и деревянными изделиями обязательно знакомо выражение «лессирующий состав», но для новичков использующих древесину в качестве интерьерных деталей или покрытий очень важно знать, что это такое и как происходит применение этого материала. Ведь именно лессировочные составы позволяют дереву сохранять свой первозданный вид и продлить срок службы.

Что нужно знать перед началом работы с материалом

Лессировка подразумевает под собой обработку дерева определенными составами, которые способны придать блеск древесине, продлить срок ее службы, немного оттенить ее, а так же по необходимости приглушить текстуру обрабатываемой поверхности. В народе такие составы называют лессирующими красками, которые защищают дерево от таких неблагоприятных влияний, как:

  1. Если лессировка выполняется снаружи дома, то она оберегает от различных атмосферных явлений
  2. Защищает от неблагоприятных ультрафиолетовых лучей и резкого перепада температуры
  3. Оберегает от появления плесени и грибка

Важно! Помимо защитных функций, лессировка придает всей отделке привлекательный и безупречный вид.

Так как уже стало понятно, что такие составы можно использовать не только для внутренних, но и для наружных работ, то давайте рассмотрим свойства такого применения:

  • Так как лессировочные краски для наружной и внутренней работы отличаются составом, то и свойства у них будут различны
  • Краски для наружных работ отличаются повышенной влагостойкостью
  • Достаточно устойчивы к резким перепадам температуры
  • Использование на улице подразумевает и морозоустойчивость составов

Важно! Для применения на улице приобретайте синтетические лессировочные составы. Это могут быть полиуретановые или алкидно-уретановые краски. Имея свойство не растворяться в воде, они имеют прекрасную водостойкость.

Не забывайте, что составы для наружного использования не следует использовать внутри дома, так как они не являются экологичными. А применение их в детских комнатах и спальнях вовсе запрещено! А вот внутри дома лессировка может производиться с помощью акриловых или масляных красок. Кроме того, что они экологически чистые, они еще и не имеют неприятного запаха. Если говорить о свойствах таких красок, то:

  • Устойчивы к влаге и тоже не боятся ультрафиолета
  • На такие отделки не садится пыль и меньше скапливается грязь
  • Не оставляет подтеки
  • По прошествии времени оттенок дерева не изменяется
  • Быстро высыхают и подчеркивают текстуру древесины

Важно! Высыхание таких лессировочных красок обычно происходит за 2-4 часа. Это очень высокая скорость высыхания, если говорить о проведении внутренних работ.

Лессирующие антисептики

Так, как работа с деревом подразумевает и его защиту от грибков, плесени, вредных жучков и других различных образований, то для него обязательно необходимо применение антисептиков. Лессирующий антисептик прекрасно борется с микробными вредителями и даже насекомыми.

В составе такого антисептика находятся алкидные и модифицированные смолы, а так же различные масла, которые и позволяют добиться антисептического свойства. Лессировка с помощью такого антисептика возможна только после рассмотрения разновидностей этого состава. Признаки различия антисептика:

  • Разбавленный – такими называют водные и органические составы, так как они производятся с усиленными экологическими нормами
  • Степень блеска – в группу таких лессирующих составов входят, матовые и полуглянцевые вещества. Так же возможно использования сатиновых антисептиков. Свойства матового материала заключается в том, что он при нанесении полностью впитывается. Полуглянцевые элементы отличны тем, что уровень глянца отвечает за кроющую способность

Для того чтоб правильно использовать лессирующий антисептик нужно знать некоторые хитрости и нюансы его применения. Например, чтоб он был максимально эффективным, наносите его сразу после постройки жилья. Так же нанесение необходимо тонким слоем, который при необходимости наносится несколько раз – это защищает покрытие от образования подтеков.

Перед приобретением материала обязательно читайте, для каких целей он используется. Так как существуют лессирующие составы для наружных и внутренних работ имеют различные показатели экологичности. И если лессировка происходит на улице, то применение такого состава в доме категорически запрещено. Если лессирующие смеси используются для старых деревянных покрытий, то перед нанесением антисептика необходимо очистить поверхность от старой краски и прочих элементов, а так же удалить грязь пыль и жирные пятна. Срок действия лессирующих красок в среднем 5-7 лет, но для этого важно соблюдать все условия и технологии нанесения на поверхность. Выполняйте все отделочные работы при температуре выше пяти градусов по Цельсию, и процентной влажности не больше, чем 80%.

Так же не забывайте, что такие антисептики становятся износостойкими только после 4 недель. За это время не стоит тщательно очищать поверхность от скопившейся пыли, достаточно будет легкой уборки без применения моющих средств.

Лессировочная техника или просто лессировка(от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет(слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки. Лессировочная техника масляными красками даёт богатый колорит и глубокое просвечивание слоёв. Краски выглядят насыщеннее и ярче, тени глубже, а картины прозрачней.

Акварельная лессировка

Лессировочной техникой не только можно заканчивать картины, но и полностью написать их без использования кроющих слоёв краски. При этом все слои могут просвечиваться, и даже будет видна фактура холста, что может стать плюсом и своего рода изюминкой картины. Порой на таких картинах остаются не закрашенными некоторые участки холста, как в акварели. Поэтому такую технику письма маслом и называют акварельной. Эта техника считается противоположностью

Рембрандт. Портрет Иоганнеса Втенбогарта(фрагмент)

Технология рисования лессировочной техникой

Технология лессировки во многом очень похожа на акварельную. Есть лишь некоторые различия. При рисовании акварелью для разжижения краски используется вода, а в рисовании маслом используется растворитель , так же являясь связывающим веществом(есть разные связывающие вещества, такие как масло, олифа, лак).

Растворитель подойдёт любой. Выбирается он исключительно по запаху. Какой запах менее противный, тот и подойдет. Самым доступным является скипидар. Но также существуют специализированные разбавители для масляных красок. Они без запаха, но стоят на порядок дороже обычного растворителя.

Кисти

Кисти для лессировки подойдут средней мягкости. Слишком мягкими будет не очень удобно смешивать краску, а слишком жесткими будет сложнее накладывать слои на холст. Но нет никаких запретов, можно использовать как мягкие так и жёсткие кисти.

Поверхность(холст)

Поверхность может быть или прозрачная(типа холста) или сплошная(типа картона или оргалита). Для полностью лессировочной картины подойдёт холст, а для накладывания тонких слоёв на уже готовую основу подойдет как холст, так и другие виды поверхности.

Накладывание красок

Накладывать краски в лессировочной технике можно двумя способами:

1. При рисовании картины только лессировочной техникой(без основного слоя) краску накладывают лёгкими движениями так, как вы бы делали это будь то акварель, предварительно хорошо разбавив её растворителем. При этом краска может течь и вести себя как настоящая акварель. В этом случае рисовать можно как по мокрому, так и по сухому.

2. Если накладывать на уже готовый основной слой(если это почти готовая картина), то это будет растирка краски кистью по поверхности холста. В этом случае основной слой должен быть высохшим.

История

В XIV-IX веках лессировка использовалась художниками как финишная обработка картин. Из числа известных художников этой техникой пользовались Ян Ван Эйк, Тициан, Рембрандт.

Одним из первых художников, который усовершенствовал технику лессировки маслом был голландец Ян ван Эйк. Позже эту технику переняли итальянцы. У старых мастеров были отработанные способы письма лессировкой.

Тициан. «Вакханалия"

Так на холст наносили белый или телесный грунт, следом накладывали подготовительный рисунок, иногда добавляли тональные моделировки типа туши и сепии. Всё это дело покрывалось лаком. После того как лак высыхал, начиналась работа лессировками. Первыми накладывались холодные тона, сверху тёплые.

У малых голландцев XVII века характерным был хорошо отполированный холодный грунт сероватого оттенка, который просвечивался через множества слоёв краски. В те времена следили за чистотой лессировочных красок и считалось дурным тоном писать пастозно и накладывать густо краску.

Первым же, кто использовал почти чёрный грунт был Караваджо(1573-1610гг.). В дальнейшем и по сей день используется смешанная техника, сочитающая в себе как пастозную, так и лессировочную технику. Иногда картину в смешанной технике доводили до завершения многократными лессировками, а затем покрывали лаком.

Заключение

Так как лессировка смягчает объекты и уводит их на задний план, с помощью таких тонких слоев картина получалась более воздушной и лёгкой, как акварель. Работая в такой технике, можно добиться удивительных и неожиданных результатов. Можно получить результат не отличимый от акварели.