Тестовые задания
к комплексному междисциплинарному экзамену
(по дисциплинам: «Медицинская генетика»,
«Микробиология», «Гигиена и экология человека»)
по дисциплине «Гигиена и экология человека»
для студентов специальностей:
«Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»
2 курс, 4 семестр
Тесты обновлены в сентябре 2009 года № 133-166
Инструкция: выбери 1 правильный ответ.
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека
- Основоположник отечественной гигиены в России:
- Термин «Экология:
- Абиотический фактор:
- Имя ученого, первым предложившего термин «экология»:
- Термин «гигиена»:
- Раздел экологии, изучающий факторы среды:
- Причиной кислотных дождей является повышенная концентрация в атмосфере:
- Химическое соединение, в высоких концентрациях вызывающее образование злокачественных опухолей:
- Оптимальная относительная влажность воздуха в жилом помещении в %:
- Прибор, используемый для непрерывной, автоматической записи температуры воздуха:
- Часть солнечного спектра, оказывающая бактерицидное действие:
- Источником оксида углерода в воздухе является:
- Противопоказания к искусственному облучению УФЛ:
- Парниковый эффект связан с повышением концентрации в атмосфере:
- Биологическим действием УФО солнечного спектра является:
- Фактор, не влияющий на микроклимат:
- К метеотропным заболеваниям относятся:
- Цифровой показатель концентрации кислорода в атмосфере:
- Цифровой показатель кислорода в барокамере:
- Химическое соединение в высоких концентрациях вызывающее отек легких:
- Химическое соединение, вызывающее разрушение озонового слоя:
- Антирахитическим действием обладают:
- Барометр – анероид применяют для оценки:
- Наибольшее значение в загрязнении воздуха городов в настоящее время играет:
- Соединения серы, находящиеся в воздухе способствуют:
- Кессонная болезнь возникает в результате изменения концентрации:
- Фактор, влияющий на интенсивность естественного УФО являются:
- Показания для искусственного УФО с профилактической целью:
- Условия, при которых человек подвергается воздействию повышенного атмосферного давления:
- Для оценки влажности используют:
- Для оценки температурного режима используют:
- Заболевания и состояния человека, при которых применяется лечение в барокамере:
- Цифровой показатель концентрации азота в атмосфере:
- Виды действия соединений серы, находящихся в воздухе городов, на организм человека:
- Причиной развития у человека метгемоглобинемии может быть внесение в почву:
- Микроорганизм не образует в почве споры:
- Инфекционное заболевание, фактором передачи которого является почва:
- Первый этап самоочищения почвы:
- Заболевания жителей эндемическим зобом связано:
- Наличие метгемоглобина в крови связано:
- Попадание в рану человека загрязненной почвы, может явиться причиной развития:
- Показатель санитарного состояния почвы:
- Микроорганизм, образующий в почве споры:
- Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы происходит:
- Заболевания жителей кариесом связаны:
- Заключительная стадия самоочищения почвы:
- Заболевания жителей флюорозом связаны:
- Недостаток или избыток микроэлементов в почве приводит:
- Химическое соединение, входящее в состав питьевой воды, вызывающее диспепсию:
- Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает кариес зубов:
- Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает флюороз зубов и других костных образований:
- Химическое соединение, используемое в качестве коагулянта при обработке воды:
- Допустимое микробное число питьевой воды:
- Употребление воды с высоким содержанием хлоридов вызывает:
- Для питания хозяйственно питьевых водопроводов используют:
- Летальный исход вызывает потеря организмом количества воды (в %):
- Норма водопотребления в полностью канализованных крупных населенных пунктах:
- Основной источник йода для человека:
- Ионы, обуславливающие жесткость воды:
- Какова оптимальная жесткость воды:
- Химические соединения, вызывающие метгемоглобинемию:
- Микроэлемент, недостаток которого приводит к возникновению эндемического зоба:
- Жесткая вода имеет следующие свойства:
- Вещества, характеризующие загрязнение воды белковыми органическими соединениями:
- Метод осветления воды:
- Преимущество озона перед хлором при обеззараживании воды:
- Основной источник фтора для человека:
- Суточная потребность человека в белке (в г) в сутки:
- Суточная потребность человека в углеводах (в г) в сутки:
- Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе людей, занимающихся тяжелым физическим трудом:
- Основная, функциональная роль водорастворимых витаминов:
- Витамина «С» больше всего содержится:
- Болезнь «бери – бери» возникает при недостатке в организме витамина:
- Пищевые вещества содержащие витамины A,D,E,K:
- продукт, являющийся основным источником фосфора:
- Основная биологическая роль углеводов:
- Условия, способствующие разрушению витамина «С» в продуктах:
- Витамин «С» сохраняется лучше:
- Симптом «холероподобный понос», относится к группе болезней питания:
- Продукт, вызывающий отравление соланином:
- Возбудитель пищевых токсикоинфекций:
- Продукт являющийся источником витамина В1:
- Отметьте правильное утверждение:
- Суточная потребность человека в жире (в г) в сутки составляет:
- Основная, функциональная роль белков как питательных веществ:
- Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе людей, занимающихся умственным трудом:
- Появление на коже и слизистых трещин, является признаком гиповитаминоза:
- Недостаток витамина «А» в организме вызывает:
- Продукт, являющийся источником витамина «А»:
- Источником кальция в пище является:
- Основная биологическая роль жиров:
- Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):
- Потеря витамина «С» при кулинарной обработке составляет (в %):
- Какое заболевание возникает при употреблении перезимовавшего под снегом зерна:
- Корень растения (сладкого вкуса, ароматный) содержащий ядовитое вещество цикутотоксин:
- Продукт чаще всего являющийся причиной ботулизма:
- Продукты, являющиеся источниками железа:
- Продукт, содержащий полноценный белок:
- Температура, необходимая для хранения молочных продуктов:
- Продукты и блюда, при неправильном хранении которых, может возникнуть стафилококковое отравление:
- Стафилококковое отравление чаще протекает:
- Количество и качество питания зависит:
- Потребность людей в витамине «С» значительно увеличивается при:
- Средство индивидуальной профилактики пневмокониозов:
- Меры профилактики профессиональных отравлений:
- Вид излучения, обладающий самой высокой проникающей способностью:
- Принцип защиты при работе с радиоактивными веществами в закрытой зоне:
- К общим мерам по профилактике шума на производстве относятся:
- Производственные источники вибрации:
- При вибрационной болезни в первую очередь поражаются:
- Общие меры профилактики пневмокониозов:
- Наиболее опасный путь поступления ядов в организм на производстве является
- Выведение из организма токсических веществ, хорошо растворимых в воде, осуществляется через:
- Орган, имеющий важное значение, в дезинтоксикации и трансформации химических соединений в организм
а) кишечник;
б) печень;
в) железы внутренней секреции;
г) костная ткань. - Индивидуальные средства защиты от шума:
- Производственный шум воздействует:
- Общие меры профилактики вибрационной болезни:
- При поражении дыхательной системы производственной пылью имеют значение:
- Влияние производственной пыли на организм проявляется в возникновении:
- Вредное влияние производственной пыли зависит:
- Стохастические, или вероятностные эффекты возникают при воздействии:
- Строительные материалы должны обладать:
- Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
- Рекомендуемая ориентация жилых помещений Зауралья:
- В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
- Оптимальные нормативы микроклимата жилищ:
- С гигиенической точки зрения, оптимальной системой отопления жилых помещений, являются:
- Микроклимат помещений характеризуется следующим показателем:
- Рекомендуемая ориентация окон операционных:
- Требования, предъявляемые к искусственному освещению:
- Отрицательная сторона урбанизации:
- Положительная сторона урбанизации:
- 135. Основные принципы градостроительства:
- Не относят к видам загрязнения окружающей среды:
- К физическому загрязнению окружающей среды относятся:
- Планировочные мероприятия по охране окружающей среды включают в себя:
- Неотносится к функциям, выполняющим зелеными насаждениями:
- Промышленную зону размещают:
- Предельно-допустимое содержание СО2 в жилом помещении не должно превышать:
- Естественная вентиляция- это воздухообмен, происходящий под влиянием:
- Естественное освещение в помещении не зависит от:
- Световой коэффициент- это:
- 145. Гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях
- Глубина жилой комнаты не должна превышать
- Элементы здорового образа жизни:
- Доля значения образа жизни в формировании здоровья населения:
- Понятие «Гигиеническое воспитание» – это:
- Объект гигиенического воспитания – это:
- Факторы, влияющие на здоровье:
- По определению ВОЗ здоровье – это:
- Фактор, оказывающий наибольшее влияние на формирование здоровья населения:
- Первичная медико-социальная помощь (ПМСП) ориентирует личность в вопросах здоровья:
- Здоровье человека зависит от его образа жизни на:
- Пути улучшения качества оказания медицинской помощи населению:
- Понятие «низкая физическая активность» (гиподинамия) включает в себя:
- Принцип систематичности:
- Принцип стимулирования сознательности и активности:
- Принцип актуальности:
- Принцип последовательности:
- Цель гигиенического воспитания – восполнить:
- Профилактика заболеваний и укрепление здоровья – цель гигиенического воспитания:
- Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением:
- Медицинский работник по гигиеническому воспитанию проводит:
- Гигиеническое воспитание проводится:
- Для гигиенической оценки физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:
- Не относится к гигиеническим требованиям в одежде :
- Основные принципы закаливания:
- Состав помещений групповой ячейки детского сада:
- Особенность построения урока в начальной школе:
- Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:
- Основные гигиенические требования в классной комнате к освещенности:
- Санитарно – эпидемиологический надзор за условиями обучения детей включает:
- Элемент, не являющийся основным в гигиенической рациональности организации урока в старших классах:
- 176.Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:
- Основные гигиенические требования к мастерским:
- Составные элементы участка детского сада:
- 179.Режим дня и учебных занятий должен соответствовать гигиеническим нормам:
- Ускорение темпов роста и развития детей называется:
а) Доброславин А.П.;
б) Семашко Н.А.;
в) Соловьев З.П.;
г) Чарльз Дарвин.
а) биогеография;
б) наука о жилище;
в) наука о земле;
г) наука о поведении животных.
а) Гумбольдт;
б) Дарвин;
в) Геккель;
г) Энглер.
а) наука о жилище;
б) наука о форме и строении человека;
в) наука о правильном и рациональном образе жизни;
г) наука о жизнедеятельности живого организма.
а) популяционная;
б) учение об экосистемах;
в) факториальная экология;
г) экология организмов.
Раздел 2. Гигиена окружающей среды
а) окислы серы; б) озон;
в) кислород;
б) азот.
а) окись углерода;
б) окислы серы;
в) бенз(а)пирен;
г) двуокись углерода.
а) 15 – 20 %;
б) 20 – 30 %;
в) 40 – 60 %;
г) 80 – 90 %.
а) барограф;
б) термограф;
в) психрометр;
г) гигрограф.
а) видимый свет;
б) инфракрасные лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) все части спектра.
а) транспорт;
б) уличная пыль;
в) дыхание;
г) промышленное предприятие, выбрасывающее с дымом сернистый газ.
а) активная форма туберкулеза;
в) наличие пигментных пятен;
г) все перечисленное верно.
а) окислов серы;
б) окислов азота;
в) углекислого газа;
г) озона.
а) угнетающее действие;
б) витаминообразующее;
в) снижение остроты зрения;
г) образование метгемоглобина.
а) освещенность;
б) температура воздуха;
в) влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха.
а) бронхиальная астма;
б) гипертоническая болезнь;
в) ревматизм;
г) все перечисленное верно.
а) 78%;
б) 21%;
в) 0,93 %;
г) 0,04%.
а) 16%;
б) 21%;
в) 40–60%;
г) 78%.
а) сероводород;
б) окислы азота;
в) фотооксиданты;
г) углекислый газ.
а) оксиды серы;
б) фреоны;
в) оксиды углерода;
г) оксиды железа.
а) инфракрасные лучи;
б) синие лучи;
в) ультрафиолетовые лучи;
г) красные лучи.
а) температуры;
б) влажности;
в) скорости движения воздуха;
г) атмосферного давления.
а) автотранспорт;
б) отопительные приборы;
в) промышленные предприятия;
г) несанкционированные свалки.
а) раздражению дыхательных путей;
б) образование метгемоглобина;
в) образованию карбоксигемоглобина;
г) заболеванию кариесом.
а) азота;
б) оксида углерода;
в) соединения серы;
г) кислорода.
а) полярная ночь;
б) солнечная активность;
в) низкое стояние солнца над горизонтом;
г) пасмурная погода.
а) активной формы туберкулеза;
б) заболевания щитовидной железы;
в) наличие пигментных пятен;
г) гиповитаминоз «Д»
а) работы при высоких температурах;
б) водолазные работы;
в) восхождение в горы;
г) полеты на летательных аппаратах.
а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) психрометр.
а) термометр;
б) барометр;
в) анемометр;
г) катотермометр.
а) заболевания ССС;
б) кессонная болезнь;
в) бронхиальная астма;
г) все перечисленное верно.
а) 4 %;
б) 16 %;
в) 78 %;
г) 0,93 %.
а) канцерогенное;
б) раздражающее дыхательные пути;
в) силикоз;
г) гонадотропное.
а) калийных удобрений;
б) фосфорных удобрений;
в) азотных удобрений;
г) пестицидов.
а) гигроскопичность;
б) воздухопроницаемость;
в) химический состав почвы;
г) количество яиц гельминтов в грамме почвы.
а) возбудитель сибирской язвы;
б) возбудитель столбняка;
в) возбудитель дизентерии;
г) возбудитель ботулизма.
а) сыпной тиф;
б) грипп;
в) чесотка;
г) сибирская язва.
а) образование гумуса;
б) нитрификация;
в) минерализация;
г) оксигенация.
б) с пониженным содержанием йода в почве воде;
а) с наличием кислорода в воздухе;
б) с наличием нитратов в пище и воде;
в) с наличием диоксида углерода в воздухе;
г) с наличием углекислого газа в воздухе.
а) холеры;
б) сальмонеллеза;
в) ботулизма;
г) газовой гангрены.
а) количество яиц и куколок мух в 0,25 м 2;
б) гигроскопичность;
в) воздухопроницаемость;
г) химический состав почвы.
а) возбудитель брюшного тифа;
б) возбудитель дифтерии;
в) возбудитель ботулизма;
г) возбудитель малярии.
а) через пищевые продукты;
б) через поврежденную кожу;
в) через укус клеща;
г) воздушно-капельным путем.
а) с повышенным содержанием фтора в почве и воде;
б) с пониженным содержанием йода в почве и почве;
в) с повышенным содержанием йода в почве и воде;
г) с пониженным содержанием фтора в почве и воде.
а) образование гумуса;
б) нитрификация;
в) минерализация;
г) оксигенация.
а) с повышением содержания фтора в почве и воде;
б) с понижением содержания йода в воде и почве;
в) с повышением содержания йода в почве и воде;
г) с понижением содержания фтора в почве и воде.
а) к недостатку или избытку их в организме человека;
б) нарушению промежуточного обмена веществ;
в) возникновению заболеваний;
г) все перечисленное верно.
а) фториды;
б) сульфаты;
в) нитраты;
г) хлориды.
а) свинца;
б) селена;
в) цинка;
г) фтора.
а) меди;
б) мышьяка;
в) фтора;
г) йода.
а) CuSO4;
б) KMnO4;
в) Al2 (SO4)3;
г) HOCl.
а) 50;
б) 120;
в) 150;
г) 200.
а) снижение секреции желудка;
б) повышение температуры тела;
в) метгемоглобинемию;
г) кариес.
а) атмосферные воды;
б) воды морей;
в) воды болот;
г) открытые водоемы.
а) 3 – 5 %;
б) 7 – 10 %;
в) 15 – 20 %;
г) 25 – 30 %.
а) 250 – 350 л/сутки;
б) 40 − 60 л/сутки;
в) 170 л/сутки;
г) 10 л/сутки.
а) пища;
б) вода;
в) воздух;
г) все перечисленное верно.
а) железо, хлор;
б) кальций, магний;
в) натрий, кальций;
г) медь, магний.
а) 3,5 мг экв/л;
б) 7,0 мг экв/л;
в) 10 мг экв/л;
г) 14 мг экв/л.
а) хлориды;
б) нитраты;
в) сульфаты;
г) фториды.
а) цинка;
б) меди;
в) мышьяка;
г) йода.
а) может привести к отекам;
б) повышает аппетит;
в) ускоряет приготовление пищи;
г) влияет на сердечную деятельность.
а) хлориды;
б) фтор;
в) нитриты;
г) селен.
а) озонирование;
б) кипячение;
в) фильтрация;
г) хлорирование.
а) осветляет воду;
б) охлаждает воду;
в) более эффективен по отношению к патогенным простейшим;
г) более дешевый способ.
а) пища;
б) вода;
в) воздух.
Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания.
а) 15 – 20;
б) 30 – 40;
в) 50 – 70;
г) 80 – 100.
а) 50 – 80;
б) 150 – 200;
в) 350 – 400;
г) 500 – 700.
а) 1 – 0,8 – 3;
б) 1 – 1,3 – 6;
в) 1 – 1 – 4;
г) 1 – 1 – 5.
а) калорическая;
б) каталитическая;
в) пластическая;
г) энергетическая.
а) в капусте;
б) в моркови;
в) в черной смородине;
г) в шиповнике.
а) В1 (тиамин);
б) РР (никотиновая кислота);
в) D (кальциферол);
г) К (филлохинон).
а) жиры;
б) белки;
в) витамины;
г) минеральные соли.
а) курага, урюк;
б) горох, фасоль;
в) рыба;
г) печень говяжья, яйца.
а) являются источником энергии;
б) являются структурными элементами клеток и тканей;
в) играют защитную роль;
г) являются источником витаминов.
а) естественный продукт;
б) кислая среда;
в) кислород;
г) хранение в герметичной таре.
а) при приготовлении пюре;
б) жарение в жире;
в) при варке в «кожуре»;
г) закладка при варке в холодную воду.
а) алиментарные токсикозы (отравление грибами);
б) болезни пищевой неадекватности;
в) энзимопатии;
г) болезни избыточного веса.
а) мухомор;
б) белена черная;
в) проросший, позеленевший картофель;
г) «пьяный хлеб».
а) возбудитель дизентерии;
б) возбудитель туберкулеза;
в) кишечная палочка;
г) возбудитель дифтерии.
а) квашеная капуста;
б) рыба;
в) сливочное масло;
г) хлеб.
а) ботулизм возникает при употреблении жареных грибов;
б) ботулизм возникает при употреблении консервированных грибов.
а) токсикоинфекции чаще возникают при массивном обсеменении продуктов
микроорганизмами;
б) токсикоинфекции чаще возникают при попадании в продукты и блюда единичных микроорганизмов.
а) 30–40;
б) 50–70;
в) 80–100;
г) 100–120.
а) энергетическая;
б) пластическая;
в) литическая;
г) каталитическая.
а) 1–1–5;
б) 1–1–4;
в) 1–0,8–3;
г) 1–1,3–6.
а) тиамина (В1);
б) рибофлавина (В2);
в) никотиновой кислоты (РР);
г) токоферол (Е).
а) снижение прочности костей;
б) «куриную слепоту»;
в) порозность капилляров;
г) снижает свертываемость крови.
а) рыба;
б) сыр;
в) сливочное масло;
г) все перечисленное.
а) творог;
б) печень говяжья;
в) картофель;
г) изюм.
а) источник энергии;
б) источник фосфатов и жирных кислот;
в) источник жирорастворимых витаминов;
г) источник витаминов группы «в».
а) 30–45–25;
б) 15–50–35;
в) 20–60–20;
г) 25–50–25.
а) 10–15 %;
б) 30 %;
в) 40 %;
г) 50 %.
а) алиментарно-токсическая алейкия;
б) эрготизм;
в) ботулизм;
г) афлатоксикоз.
а) белена черная;
б) белладонна;
в) вех ядовитый;
г) болиголов пятнистый.
а) молоко;
б) овощные консервы;
в) сухофрукты;
г) сливочный крем.
а) творог;
б) печень;
в) рыба;
г) изюм.
а) квашеная капуста;
б) гранат;
в) сливочное масло;
г) мясо.
а) – 2° С;
б) – 20° С;
в) + 4° С - + 6° С;
г) 0° С.
а) консервированные огурцы;
б) орехи;
в) творог;
г) ядовитые грибы.
а) с понижением артериального давления и температуры;
б) с субфебрильной температурой.
а) от возраста;
б) пола;
в) климатических условий;
г) все перечисленное верно.
а) инфекционных заболеваниях;
б) туберкулезе;
в) болезнях ЖКТ;
г) все перечисленное верно.
Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека.
а) респираторы;
б) очки;
в) рукавицы;
г) вытяжные устройства на рабочем месте.
а) контроль, над состоянием воздушной среды в воздухе рабочей зоны;
б) автоматизация и герметизация вредных производственных процессов;
в) гигиеническая стандартизация сырья и готовых материалов;
г) все перечисленное верно.
а) α-излучение;
б) β-излучение;
в) рентгеновское излучение;
г) все перечисленное верно.
а) защита количеством и временем;
б) использование индивидуальных средств защиты;
в) все перечисленное верно.
а) изменение технологии производств;
б) вентиляция;
в) герметизация;
г) все перечисленное верно.
а) погружение на большие глубины;
б) работа при высоких температурах;
в) формы для виброуплотнения бетона;
г) работа с химическими веществами.
а) капилляры кончиков пальцев;
б) сосуды мозга;
в) центральная неравная система;
г) сердечно – сосудистая система.
а) механизация и автоматизация;
б) контроль за ПДК окиси углерода в воздухе помещения для работы;
в) сухое бурение;
г) нормальное освещение на рабочем месте.
а) желудочно-кишечный тракт;
б) дыхательные пути;
в) кожные покровы;
г) слизистые оболочки рта, глаз.
а) ЖКТ;
б) почки;
в) органы дыхания.
а) противогаз;
б) защитные очки;
в) наушники.
а) на слуховой аппарат;
б) на ЖКТ;
в) на кожные покровы;
г) костно-мышечную систему.
а) технический контроль вентиляции;
б) установка ПДК загазованности;
в) влажная уборка;
г) применение пультов.
а) размер пылевых частиц;
б) растворимость пылевых частиц;
в) химическая структура;
г) все перечисленное верно.
а) бронхитов;
б) пневмокониозов;
в) аллергических проявлениях;
г) все перечисленное верно.
а) от концентрации пыли в воздухе;
б) длительности действия в течение смены;
в) длительности действия профессионального стажа;
г) все перечисленное верно.
а) пороговых доз;
б) малых доз;
в) все перечисленное верно.
Раздел 5. Урбоэкология. Гигиенические требования к окружающей среде в жилых и общественных зданиях.
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью;
б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью;
в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью.
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и
высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;
в) влажность воздуха жилого помещения.
а) северная;
б) юго-восточная;
в) северо-западная;
г) северо-восточная.
а) водяного;
б) парового;
в) панельного;
г) воздушного.
а) не зависят от возраста и климатического района;
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района;
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района.
а) воздушное;
б) панельное;
в) водяное;
г) паровое.
а) температурой воздуха;
б) атмосферным давлением;
в) химическим составом воздуха;
г) освещенностью.
а) южная;
б) северная;
в) восточная;
г) западная.
а) соответствовать назначению помещения;
б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;
в) не оказывать слепящего действия;
г) все перечисленное верно.
1) коммунальное благоустройство
2) высокий уровень культуры
3) интенсивное загрязнение воздушной среды
4) высокий экономический потенциал
1) интенсивное загрязнение окружающей среды
2) изменение микроклиматических условий
3) высокий уровень культуры
4) уменьшение интенсивности солнечной радиации
1) зонирование территорий населенного пункта
2) оптимальный выбор территории
3) учет розы ветров
4) все перечисленное
1) природное
2) физическое
3) биологическое
4) химическое
1) тепловое
2) шумовое
3) электромагнитное
4) все перечисленное
1) создание санитарно-защитной зоны
2) создание малоотходных технологий
3) замену вредных веществ менее вредными
4) природоохранительное законодательство
1) улучшают микроклимат
2) поглощают углекислый газ и другие токсины
3) усиливают солнечную радиацию
4) придают эстетичность
1) с подветренной стороны по отношению к жилой зоне
2) на расстоянии от жилой зоны
3) ниже жилой зоны по течению реки
4) все перечисленное
1) 0,1 %
2) 1%
3) 2%
4) 0,5 %
1) влажности
2) разницы давлений
3) ветрового напора
4) разницы температур наружного и комнатного воздуха
1) вида осветительной арматуры
2) устройства окон
3) вида штор
4) окраски стен и мебели
1) отношение не застекленной поверхности окон к площади пола в помещении
2) отношение застекленной поверхности окон к площади пола
3) отношение не застекленной поверхности окон к земле
4) отношение площади пола помещений к застекленной поверхности окон
1) не менее 1,5 %
2) не более 2%
3) не менее 0,5 %
4) не более 5%
1) 10м
2) 6м
3) 3м
4) 15м
Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена.
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;
в) занятия физической культурой;
г) все перечисленное верно.
а) 49 – 53%
б) 10%
в) 20%
а) теория и практика оформления, сохранения и укрепления здоровья индивида
б) закономерности влияния факторов среды на здоровье людей
а) внешняя среда
б) здоровый человек
а) генетические предпосылки
б) особенности питания
в) личная гигиена
г) адекватная самооценка>
д) все перечисленное
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
а) образ жизни
б) уровень и качество медицинской помощи
в) наследственность
г) окружающая среда
а) на пассивное воспитание
б) на личную ответственност
а) 50%
б) 20%
в) 10%
а) создание крупных больниц, диагностических центров
б) увеличение сроков обучения медицинских работников
в) обеспечение условий для здорового образа жизни
а) отказ от занятий спортом
б) занятия в группах здоровья
в) малоподвижную деятельность на протяжении более чем 50% времени
а) предусматривает постоянный, регулярный характер его осуществления
б) выражает его направленность на повышение активности личности, группы лиц
а) ориентирует на наиболее важную и своевременную гигиеническую информацию
б) предусматривает выделение основных этапов и их логической преемственности
а) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни
б) социальную политику по увеличению потенциала здоровья
а) ближайшая
б) долгосрочная
а) пациентов и их семей
б) студентов-практикантов
в) младшего медперсонала
г) коллег
д) все перечисленное
а) лекции
б) беседы
в) кружковую работу
а) в поликлинике
б) на участке
в) в инфекционном очаге на дому
г) все перечисленное
Раздел 7. Гигиена детей и подростков.
а) общая продолжительность и структура занятия;
б) общая и моторная плотность занятия;
в) показатели реакции организма на физическую нагрузку;
г) все перечисленное верно.
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движений человека;
в) быть модной;
г) легко очищаться от загрязнений.
а) учет состояния здоровья и степени закаленности;
б) постепенность;
в) комплексность;
г) все перечисленное верно.
а) игровая – столовая;
б) групповая с буфетной;
в) раздевалка;
г) все перечисленное верно.
а) разнообразие видов деятельности;
б) наглядность;
в) проведение физкультминутки;
г) все перечисленное верно.
а) недостаточность освещения рабочего места;
б) правильная ориентация окон;
в) наличие арматуры на лампах;
г) достаточное освещение.
а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация запад, юго-запад;
в) ориентация на север;
г) установка цветных стекол.
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) контроль организации медицинского обеспечения школ;
д) все перечисленное верно.
а) плотность урока;
б) количество продолжительности и чередования видов деятельности;
в) применение ТСО;
г) наличие физкультурных минуток.
а) соответствие росту учащихся;
б) окраска в светлых тонах;
в) легкость;
г) все перечисленное верно.
а) достаточная площадь;
б) изолированное размещение;
в) достаточное освещение;
г) правильная вентиляция;
д) все перечисленное верно.
а) групповые площадки;
б) сад – огород – ягодник;
в) зона отдыха;
г) все перечисленное верно.
а) длительности сна;
б) бодрствования разных возрастных групп;
в) проведение занятий и оздоровительных мероприятий;
г) все перечисленное верно.
б) дистрофия;
в) ожирение;
г) акселерация.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Правильный выбор, грамотное проектирование и качественный монтаж системы отопления – залог тепла и уюта в доме в течение всего отопительного сезона. Обогрев должен быть качественным, надежным, безопасным, экономичным. Чтобы правильно подобрать систему отопления, необходимо ознакомиться с их видами, особенностями монтажа и работы нагревательных приборов. Важно также учитывать доступность и стоимость топлива.
Типы современных систем отопления
Системой отопления называют комплекс элементов, используемых для обогрева помещения: источник тепла, трубопроводы, нагревательные приборы. Тепло передается с помощью теплоносителя – жидкой или газообразной среды: воды, воздуха, пара, продуктов сгорания топлива, антифриза.
Системы отопления зданий необходимо подбирать так, чтобы добиться максимально качественного обогрева с сохранением комфортной для человека влажности воздуха. В зависимости от вида теплоносителя различают такие системы:
- воздушные;
- водяные;
- паровые;
- электрические;
- комбинированные (смешанные).
Нагревательные приборы системы отопления бывают:
- конвективные;
- лучистые;
- комбинированные (конвективно-лучистые).
Схема двухтрубной отопительной системы с принудительной циркуляцией
В качестве источника тепла могут использоваться:
- уголь;
- дрова;
- электричество;
- брикеты – торфяные или дровяные;
- энергия солнца или других альтернативных источников.
Воздух нагревается непосредственно от источника тепла без использования промежуточного жидкого или газообразного теплоносителя. Системы применяют для обогрева частных домов небольшой площади (до 100 м.кв.). Установка отопления этого типа возможна как при возведении здания, так и при реконструкции уже существующего. В качестве источника тепла служит котел, ТЭН или газовая горелка. Особенность системы заключается в том, что она является не только отопительной, но и вентиляционной, поскольку нагревается внутренний воздух в помещении и свежий, поступающий снаружи. Воздушные потоки поступают через специальную заборную решетку, фильтруются, нагреваются в теплообменнике, после чего проходят через воздуховоды и распределяются в помещении.
Регулировка температуры и степени вентиляции осуществляется с помощью термостатов. Современные термостаты позволяют заранее задавать программу изменений температуры в зависимости от времени суток. Системы функционируют и в режиме кондиционирования. В этом случае воздушные потоки направляются через охладители. Если нет необходимости в обогреве или охлаждении помещения, система работает как вентиляционная.
Схема устройства воздушного отопления в частном доме
Установка воздушного отопления обходится относительно дорого, но его преимущество в том, что нет необходимости прогревать промежуточный теплоноситель и радиаторы, за счет чего экономия топлива составляет не менее 15%.
Система не замерзает, быстро реагирует на изменения температурного режима и прогревает помещения. Благодаря фильтрам воздух в помещения поступает уже очищенным, что снижает количество болезнетворных бактерий и способствует созданию оптимальных условий для поддержания здоровья проживающих в доме людей.
Недостаток воздушного отопления – пересушивание воздуха, выжигание кислорода. Проблема легко решается, если установить специальный увлажнитель. Система может быть усовершенствована с целью экономии и создания более комфортного микроклимата. Так, рекуператор подогревает поступающий воздух, за счет выводимого наружу. Это позволяет сократить энергозатраты на его подогрев.
Возможна дополнительная очистка и дезинфекция воздуха. Для этого, помимо механического фильтра, входящего в комплектацию, устанавливают электростатические фильтры тонкой очистки и ультрафиолетовые лампы.
Воздушное отопление с дополнительными приборами
Водяное отопление
Это замкнутая система отопления, в качестве теплоносителя в ней используется вода или антифриз. Вода подается по трубам от источника тепла к радиаторам отопления. В централизованных системах температура регулируется на тепловом пункте, а в индивидуальных – автоматически (с помощью термостатов) или вручную (кранами).
Виды водяных систем
В зависимости от типа присоединения нагревательных приборов системы делят на:
- однотрубные,
- двухтрубные,
- бифилярные (двухтопочные).
По способу разводки различают:
- верхнюю;
- нижнюю;
- вертикальную;
- горизонтальную системы отопления.
В однотрубных системах подключение отопительных приборов последовательное. Чтобы компенсировать потерю тепла, которая происходит при последовательном прохождении воды из одного радиатора в другой, применяют отопительные приборы с различной поверхностью теплоотдачи. Например, могут быть использованы чугунные батареи с большим количеством секций. В двухтрубных применяют схему параллельного подключения, что позволяет устанавливать одинаковые радиаторы.
Гидравлический режим может быть постоянным и изменяемым. В бифилярных системах отопительные приборы соединены последовательно, как в однотрубных, но условия теплопередачи радиаторов такие же, как в двухтрубных. В качестве отопительных приборов используются конвекторы, стальные или чугунные радиаторы.
Схема двухтрубного водяного отопления загородного дома
Преимущества и недостатки
Водяной обогрев широко распространен благодаря доступности теплоносителя. Еще одно преимущество – возможность обустроить систему отопления своими руками, что немаловажно для наших соотечественников, привыкших полагаться только на собственные силы. Впрочем, если бюджет позволяет не экономить, проектирование и монтаж отопления лучше доверить специалистам.
Это избавит от многих проблем в будущем – протечек, прорывов и т.п. Недостатки – замерзание системы при отключении, длительное время прогрева помещений. Особые требования предъявляют к теплоносителю. Вода в системах должна быть без посторонних примесей, с минимальным содержанием солей.
Для разогрева теплоносителя может использоваться котел любого типа: на твердом, жидком топливе, газе или электричестве. Чаще всего используют газовые котлы, что предполагает подключение к магистрали. Если такой возможности нет, то обычно устанавливают твердотопливные котлы. Они более экономичны, чем конструкции, работающие на электричестве или жидком топливе.
Обратите внимание! Специалисты рекомендуют подбирать котел из расчета мощности 1 кВт на 10 м.кв. Эти показатели – ориентировочные. Если высота потолков более 3 м, в доме большие окна, есть дополнительные потребители или помещения недостаточно хорошо теплоизолированы, все эти нюансы обязательно нужно учесть в расчетах.
Закрытая система отопления дома
В соответствии со СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», использование паровых систем запрещено в жилых и общественных зданиях. Причина – небезопасность этого вида обогрева помещений. Отопительные приборы разогреваются почти до 100°C, что может стать причиной ожогов.
Монтаж сложный, требует навыков и специальных знаний, при эксплуатации возникают сложности с регулированием теплоотдачи, при заполнении системы паром возможен шум. На сегодня паровое отопление используют ограничено: в производственных и нежилых помещениях, в пешеходных переходах, тепловых пунктах. Его преимущества – относительная дешевизна, низкая инерционность, компактность отопительных элементов, высокая теплоотдача, отсутствие теплопотерь. Все это обусловило популярность парового обогрева до середины ХХ века, позже его вытеснило водяное. Однако на предприятиях, где пар используют для производственных нужд, он все еще широко применяется и для обогрева помещений.
Котел для парового отопления
Электрическое отопление
Это надежный и наиболее простой в эксплуатации вид отопления. Если площадь дома не более 100 м, электричество – неплохой вариант, однако обогрев большей площади экономически не выгоден.
Электрическое отопление может использоваться как дополнительное на случай отключения или ремонта основной системы. Также это хорошее решение для загородных домов, в которых владельцы проживают лишь периодически. Как дополнительные источники тепла применяются электрические тепловентиляторы, инфракрасные и масляные обогреватели.
В качестве отопительных приборов используются конвекторы, электрокамины, электрокотлы, силовые кабели теплого пола. Каждый тип имеет свои ограничения. Так, конвекторы неравномерно прогревают помещения. Электрокамины больше пригодны в качестве декоративного элемента, а работа электрокотлов требует значительных энергозатрат. Теплый пол монтируют с заблаговременным учетом плана расстановки мебели, потому что при ее перемещении возможно повреждение силового кабеля.
Схема традиционного и электрического отопления зданий
Инновационные системы отопления
Отдельно следует упомянуть об инновационных системах отопления, приобретающих все большую популярность. Наиболее распространены:
- инфракрасные полы;
- тепловые насосы;
- солнечные коллекторы.
Инфракрасные полы
Эти системы обогрева лишь недавно появились на рынке, но уже стали довольно популярными благодаря эффективности и большей экономичности, чем привычное электрическое отопление. Теплые полы работают от электросети, их устанавливают в стяжку или плиточный клей. Нагревательные элементы (карбон, графит) излучают волны инфракрасного спектра, которые проходят через напольное покрытие, разогревают тела людей и предметы, от них в свою очередь нагревается воздух.
Саморегулирующиеся карбоновые маты и пленку можно монтировать под ножками мебели, не боясь повреждений. «Умные» полы регулируют температуру благодаря особому свойству нагревательных элементов: при перегреве расстояние между частицами увеличивается, растет сопротивление – и температура снижается. Энергозатраты относительно невелики. При включении инфракрасных полов потребляемая мощность составляет порядка 116 Ватт на метр погонный, после прогрева снижается до 87 Ватт. Контроль за температурой обеспечивается за счет термогуляторов, что снижает затраты энергии на 15-30%.
Инфракрасные карбоновые маты удобны, надежны, экономичны, просты в монтаже
Тепловые насосы
Это устройства для переноса тепловой энергии от источника к теплоносителю. Сама по себе идея теплонасосной системы не нова, ее предложил лорд Кельвин еще в 1852 г.
Принцип работы: геотермальный тепловой насос забирает тепло из окружающей среды и передает ее в систему отопления. Системы также могут работать и для охлаждения зданий.
Принцип работы теплового насоса
Различают насосы с открытым и закрытым циклом. В первом случае установки забирают воду из подземного потока, передают в систему обогрева, отбирают тепловую энергию и возвращают к месту забора. Во втором – по специальным трубам в водоеме прокачивается теплоноситель, который передает/забирает тепло у воды. Насос может использовать тепловую энергию воды, земли, воздуха.
Преимущество систем – можно устанавливать в домах, не подключенных к газоснабжению. Тепловые насосы сложны и дороги в установке, зато позволяют экономить на энергозатратах при эксплуатации.
Тепловой насос предназначен для использования тепла окружающей среды в системах обогрева
Солнечные коллекторы
Солнечные установки представляют собой системы для сбора тепловой энергии Солнца и передачи ее теплоносителю
В качестве теплоносителя может быть использованы вода, масло или антифриз. В конструкции предусмотрены дополнительные электрические нагреватели, которые включаются, если КПД солнечной установки снижается. Существует два основных типа коллекторов – плоские и вакуумные. В плоских установлен абсорбер с прозрачным покрытием и теплоизоляцией. В вакуумных это покрытие многослойное, в герметично закрытых коллекторах создается вакуум. Это позволяет нагревать теплоноситель до 250-300 градусов, в то время как плоские установки способны нагреть его лишь до 200 градусов. К преимуществам установок следует отнести простоту монтажа, небольшую массу, потенциально высокую эффективность.
Впрочем, есть одно «но»: эффективность работы солнечного коллектора слишком сильно зависит от разности температур.
Солнечный коллектор в системе горячего водоснабжения и отопления дома Сравнение систем отопления показывает, что не существует идеального способа обогрева
Наши соотечественники по-прежнему чаще всего отдают предпочтение водяному отоплению. Обычно сомнения возникают лишь в том, какой конкретно источник тепла выбрать, как лучше осуществить подключение котла к системе отопления и т.п. И все же готовых рецептов, подходящих абсолютно всем, не существует. Необходимо тщательно взвесить плюсы и минусы, учесть особенности здания, для которого подбирается система. Если есть сомнения, следует проконсультироваться со специалистом.
Видео: виды систем отопления
Большое влияние на человека оказывает микроклимат производственных помещений. Он определяется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.
Параметры воздуха в помещениях необходимо обеспечивать с учетом расчетных параметров наружного воздуха, указанных в табл. 1.
Таблица 1. Расчетные параметры наружного воздуха в теплый/холодный периоды года
Город |
Расчетная географическая широта, градус северной широты |
Параметры А |
Параметры Б |
||||
Температура воздуха, °С |
Удельная энтальпия, кДж/кг |
Скорость ветра, м/с |
Температура воздуха, °С |
Удельная энтальпия, кДж/кг |
Скорость ветра, м/с |
||
Верхоянск |
|||||||
Владивосток |
|||||||
Златоуст |
|||||||
Калининград |
|||||||
Мурманск |
|||||||
Новгород |
|||||||
Новокузнецк |
|||||||
Новороссийск |
|||||||
Ростов-на-Дону |
|||||||
Санкт-Петербург |
|||||||
Тобольск |
|||||||
Хабаровск |
|||||||
Челябинск |
|||||||
Ярославль |
|||||||
Для жилых, общественных, административно-бытовых и производственных помещений при проектировании систем вентиляции, воздушного душирования и кондиционирования третьего класса для теплого периода года следует принимать параметры А наружного воздуха, а при проектировании систем отопления, вентиляции, воздушного душирования и кондиционирования для холодного периода года и систем кондиционирования первого класса для теплого периода года - параметры Б. При расчете систем кондиционирования второго класса следует принимать температуру наружного воздуха для теплого периода года на 2 °С и удельную энтальпию на 2 кДж/кг ниже установленных для параметров Б.
Микроклимат оценивают в рабочей зоне, т.е. в пространстве высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находится рабочее место.
Постоянную температуру тела организм человека поддерживает благодаря свойству терморегуляции, т.е. способности регулировать отдачу теплоты в окружающую среду. Организм отдает теплоту путем излучения (45 %), конвекции (30 %) и испарения (20 %). Примерно 5 % теплоты расходуется на нагрев пищи и вдыхаемого воздуха.
Теплообмен организма зависит от его физического напряжения, окружающих условий и избыточной теплоты, выделяемой в ходе технологических процессов. Источниками тепловых излучений являются наружные стенки нагретого оборудования, горячие трубопроводы, электрические провода и кабели, электрические машины и аппараты, расплавленные и раскаленные металлы и др. Повышение температуры воздуха сверх оптимального значения нарушает терморегуляцию организма; тело человека уже не отдает теплоту, а, наоборот, нагревается. Температура тела вначале медленно, а затем все быстрее нарастает, человек ощущает слабость. С усиленным выделением пота организм человека теряет воду и соли, затрудняется работа кровеносной системы. Такой перегрев может быть причиной расстройства сердечнососудистой системы.
Поэтому проектируемые системы отопления должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивая:
— параметры микроклимата и чистоту воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых, общественных, административно-бытовых зданий в пределах допустимых или оптимальных норм;
— параметры микроклимата и чистоту воздуха в рабочей зоне производственных, лабораторных и складских помещений в зданиях любого назначения в пределах допустимых или оптимальных норм;
— допустимые уровни шума и вибрации от работы систем и оборудования.
Кроме того, системы отопления должны удовлетворять требованиям надежности, пожаро- и взрывобезопасности и энергоэффективности.
Параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий следует обеспечивать в соответствии с ГОСТ 30494 (табл. 2).
Параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений общественных зданий следует обеспечивать в пределах оптимальных или допустимых норм также в соответствии с ГОСТ 30494 (табл. 3).
Параметры микроклимата в рабочей зоне помещений производственных зданий следует обеспечивать в пределах оптимальных или допустимых норм в соответствии с санитарными правилами (СанПиН) 2.2.4.548 (табл. 4 и 5).
Таблица 2. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий в холодный период года
Помещение |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, % |
||||||
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая, не более |
оптимальная |
допустимая, не более |
|
Жилая комната |
18...24 (20...24) |
17...30 (19...23) |
||||||
Помещение для отдыха и учебных занятий |
||||||||
Межквартирный коридор |
||||||||
Вестибюль, лестничная клетка |
||||||||
Кладовая |
Примечания : 1 . НН - не нормируется. 2 . Значения в скобках относятся к домам для престарелых и семей с инвалидами.
Таблица 3. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений общественных зданий в холодный период года
Помещение |
Температура воздуха, °С |
Результирующая температура, °С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
||||
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая, не более |
оптимальная, не более |
допустимая, не более |
|
для ясельных и младших групп |
||||||||
для средних и дошкольных групп |
Примечание . НН - не нормируется.
Таблица 4. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочих местах производственных помещений в холодный период года
Температура воздуха, °С |
Температура поверхностей, °С |
|||
1б (140... 174) |
||||
llа (175...232) |
||||
llб (233 ...290) |
||||
III (более 290) |
Таблица 5. Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочих местах производственных помещений в холодный период года
Категория работ по уровню энергозатрат, Вт |
Температура воздуха, °С |
Температура поверхностей, °С |
Относительная влажность воздуха, % |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
||
Диапазон ниже оптимальных значений |
Диапазон выше оптимальных значений |
Для диапазона температур воздуха ниже оптимальных значений |
Для диапазона температур воздуха выше оптимальных значений |
|||
lб (140... 174) |
||||||
llа (175 ...232) |
||||||
llб (233 ...290) |
Примечание . Относительная влажность воздуха не должна превышать 70 % при температуре воздуха 25 °С, 65 % при 26 °С, 60 % при 27 °С, 55 % при 28 °С.
УРБОЭКОЛОГИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ
Отметьте правильные логические окончания следующих утверждений.
Строительные материалы должны обладать:
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью;
б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью;
в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью.
Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:
а) не зависят от возраста и климатического района;
б) не зависят от возраста и зависят от климатического района;
в) зависят от возраста и не зависят от климатического района.
Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:
а) окисляемость; б) пыль;
в) окислы азота; г) двуокись углерода.
С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений является:
а) воздушное; б) панельное;
в) водяное; г) паровое.
Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;
б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;
в) влажность воздуха жилого помещения.
Микроклимат помещений характеризуется следующими показателями:
а) температурой воздуха;
б) влажностью воздуха;
в) химическим составом воздуха;
г) скоростью движения воздуха.
а) юго-запад; б) юго-восток;
в) северо-запад; г) северо-восток.
а) южная; б) северная;
в) восточная; г) западная.
В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного; б) парового;
в) панельного; г) воздушного.
Раздел 6
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Элементы здорового образа жизни:
а) рациональное питание;
б) отсутствие вредных привычек;
в) занятия физической культурой;
г) рациональный режим труда и отдыха.
Основные гигиенические требования к одежде:
а) сохранение теплового комфорта;
б) не затруднять движения человека;
в) быть модной и красивой;
г) легко очищаться от загрязнений.
Для гигиенической оценки физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:
а) общая продолжительность и структура занятия;
б) общая и моторная плотность занятия;
в) показатели реакции организма на физическую нагрузку;
Проявлениями гиподинамии у детей и подростков являются:
а) снижение количества локомоций;
б) снижение функциональных возможностей органов и систем;
в) снижение резистентности организма;
г) изменение качественного состава локомоций.
К основным принципам закаливания относятся:
а) учет состояния здоровья и степени закаленности;
б) постепенность;
в) комплектность;
г) доступность.
Раздел 7
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Состав помещений групповой ячейки детского сада:
а) игровая-столовая; б) групповая с буфетной;
в) спальня; г) раздевалка.
Длительность активного внимания у детей 7-10 лет:
а) 10 мин.; б) 15-20 мин.; в) 30 мин.
Особенность построения урока в начальной школе:
а) разнообразие видов деятельности;
б) наглядность;
в) эмоциональность;
г) проведение физкультминутки.
Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:
а) соответствие росту учащихся; б) окраска в светлые тона;
в) легкость; г) окраска в темные тона.
Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:
а) недостаточность освещения рабочего места;
б) неравномерность освещения;
в) слепящая яркость;
г) неправильная посадка.
Основные гигиенические требования к мастерским:
а) достаточная площадь;
б) изолированное размещение;
в) достаточное освещение;
г) правильная расстановка оборудования.
151. Основные гигиенические требования к классной комнате:
а) ориентация: юг, юго-восток, восток;
б) ориентация: запад, юго-запад;
в) достаточность естественного освещения;
г) достаточная площадь.
Составные элементы участка детского сада:
а) групповые площадки;
б) сад-огород-ягодник;
в) зона отдыха;
г) зона зеленых насаждений.
Санитарно-эпидемологический надзор за условиями обучения детей включает:
а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);
б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;
в) оценку режима учебного дня;
г) контроль организации медицинского обеспечения школ.
Облегченным в расписании учебных занятий в школе при обучении учащихся по 5-дневной рабочей неделе должен быть:
а) понедельник; б) вторник;
в) среда; г) четверг;
д) пятница.
Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:
а) плотность урока;
б) количества продолжительности и чередования видов деятельности;
в) применение ТСО;
г) наличие физкультурных минуток.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ