Венгры. История Венгрии

МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).

Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.

В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.

Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .

Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.

С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.

Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры. Более половины венгров живут в городах.


В самой Венгрии проживает около 9,5 млн венгров (перепись 2001), что составляет 93 % от населения страны. Со временем (X-XI век) пришельцы-венгры ассимилировались с местным населением (валахами) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание.

Формируется государство Австро-Венгрия (1867), в котором Венгрия получает довольно значительные права для себя, как составной части государства, и для населения, как нации венгров. Так, венгерский язык признаётся официальным наряду с румынским в уездах, где венгры составляют свыше 20 % населения.

Венгры заняты в основном в многоотраслевой экономике, в промышленности и сфере обслуживания

В сельской местности - крупные села и хутора. В это время болгарский царь Симеон вел войну с Византией, но несмотря на это, венгры были разбиты и были вынуждены продолжить движение на запад, за Карпаты - в Паннонию. В течение 3-го тысячелетия до н.э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями, уже достигли стадии неолита.

Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек. В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы.

По вероисповеданию большинство венгров - католики, имеется значительное число протестантов и православных. Шлем и щит венгерского гусара. Лингвистическими предками венгров являются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются степные области к востоку от Урала. Выделение прото-венгров из праугорской общности обычно соотносится с появлением Саргатской археологической культуры.

Венгры совершали набеги на Западную Европу. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. К XVII веку Венгрия попадает под власть Австрии, но получает определённое самоуправление.

В средние века Венгрию долго называли королевством гуннов, так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Происхождение второго компонента неясно; скорее всего в нём скрыто финно-угорское слово, этимологически тождественное фин.yrkö «мужчина».

В основном это регионы Северной Трансильвании. Общая численность венгров в Румынии - 1,4 млн человек (6,6 % населения страны или 19,6 % населения Трансильвании). К западу от Будапешта группа венгров Шаркёз - декоративным искусством и одеждой.

Часть булгар, предков казанских татар и чувашей, а также часть башкирских родов Юрматы, Еней, Кесе ушла в своё время в Паннонию. Долгое время (до XVII-XVIII вв.) куны и ясы сохраняли язык и культурные особенности. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. В растениеводстве главная культура - пшеница (с XVII века), с XVIII века выращивается картофель.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры

Города средневековые (Буда, Дьёр, Печ и др.), но есть и т. н. сельскохозяйственные города (мезёвароши), где население - крестьяне, например, в Альфёльде. Также на материальную и духовную культуру венгров оказали влияние такие народы, как половцы, влахи, немцы, французы, итальянцы, цыгане, евреи, селившиеся на этнической территории венгров. Происхождение венгров и их первоначальная прародина остаются спорным вопросом из-за скудости письменных материалов и отсутствия привязки к археологическим культурам.

Хазарии, в местности, называвшейся Леведия - по прозвищу их первого воеводы. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. Появление венгров на днепровском правобережье привело к конфликту с Болгарией.

Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии

Так близнецы Гунор и Магор оказались прародителями своих собственных народов - гуннов и мадьяр. Эта идея пережила рационализм эпохи Просвещения и позднее сыграла свою роль в процессе становления национального самосознания. С точки зрения антропологии и даже культурологии понятие «венгры» далеко не однозначно. Так что выражение «чистокровные венгры» лишилось всякого смысла уже в незапамятные времена.

Он включает в себя северную часть Урала и Западной Сибири. Это были охотники, в основном на лосей и северных оленей, и собиратели. Венгерские слова, связанные с охотой и рыболовством, относятся к самому древнему, «уральскому» пласту лексики. Угры также узнали медь, а около 1500 г. до н.э. - и бронзу.

Поэтому возможно, что те «авары», которые, мы знаем точно, оставались на этих землях, в действительности могли быть венграми

Таким образом, угорские племена были вполне подготовлены к переходу к кочевому образу жизни, когда они в самом конце 2-го тысячелетия до н.э. оказались в степях. А между 1250 и 1000г. до н.э. утры вновь разделились. Протомадьяры, напротив, решили остаться в степях и учились выживать в изменившихся условиях.

Но сохранилась языковая основа и каким-то чудом (стоит только задуматься о всех перипетиях дальнейшей судьбы этого народа) также - финно-угорские религиозные представления. Но, быть может, переселение произошло значительно позднее - между 350 и 400 г. в результате массовой миграции народов, вызванной появлением гуннов. Или еще позднее - в середине VI в., когда степь накрыла волна тюркских народов. Но и после того, как утры осели в Предуралье, история протомадьяр состоит из одних гипотез.

В Словакии венгры являются вторым и самым большим по численности национальным меньшинством, венгерское население в 2011 году составило 458 467 человек или 8,5 % населения. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории.

Существует немало доказательств в археологии, мифологии, лингвистике того, что венгры-угры пришли в IX веке на Дунай из Среднего Прикамья.
Казалось бы, венгры должны самолетами и вагонами приезжать с экскурсиями в Соликамск и Кишерть, чтобы хотя бы посмотреть на свою далекую историческую родину. Но этого не происходит. Почему?

Для начала прочтем небольшую главу из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль"(Пермь, 2014).

Загадка венгров

В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры, ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м (это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более 270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р.Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлур-гия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу.
Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —мост, vert —броня, asszony — госпожа, женщина, kard - меч, ezüst —серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ, исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого века.
В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с.Манвеловка в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима» (Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду (Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия» (так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели военное поражение от царя болгар, но затем в битве при Прессбурге под руководством князя Арпада, объединившего семь племен, разгромили войска Великой Моравии. Воинственные племена венгров хотели еще захватить Баварию, но проиграли битву при Лехе немцам и осели на Дунае.
Споры о родине венгров велись веками. Венгерские ученые (А.Регули, Б.Мункачи и др.) не раз приезжали в Зауралье, изучали хантов и манси, нашли много общего у своих предков и уральцев, включая древний национальный миф о семи братьях вождях и младшем царе-всаднике, победившим братьев в конном состязании. Аналогичный миф сохранился у манси, где великий герой Мир-Сусне-Хум (Альви, Альвали, Али-Хум) победил братьев и первым привязал коня у небесной коновязи отца Нуми-Торума.
Католический венгерский монах Юлиан, посланный для поисков родины предков и обращения в христианство оставшихся в язычестве венгров, в 1236 году нашел «венгров-язычников» в неведомых краях за Волгой и говорил с ними на понятном для них венгерском языке. Путь к ним на север ему указали булгары, так что, скорее всего, монах провел месяц с уграми Прикамья.
Итак, мы знаем, что в начале девятого века один из народов Приуралья исчез, а в конце того же века на Дунае появился народ с той же мифологией, с родственным языком, с похожим погребальным обрядом. Не будем ничего утверждать, выводы делайте сами.
***

Добавим к этой главе, что на Огурдинском могильнике в Усолье А.Белавин нашел и описал ряд вещей, аналоги которых найдены в древневенгерских могильниках на Дунае. Чтобы доказать тождество народов, не хватает только фотографий древних венгров на фоне Сылвы и Камы, а затем тех же лиц на фоне Тисы и Дуная в девятом веке.
Итак, факты налицо, а любопытных венгров в Соликамске не видно. Отчего?

Более того, если финны считают местных финно-угров своими младшими несчастными родственниками, так сказать, заблудшими лесными братьями, то венгры презрительно отворачиваются и открещиваются от всех этнических связей с Уралом. Это может рассказать, например, Наталья Шостина, которая не раз пыталась пригласить венгров на этнофестиваль Камву.
Тот же вопрос - почему?

Чтобы ответить на это сразу определим роль официальной историографии любой страны.
Официальный историк - это обслуживающий персонал правительства, так же, как охранник, водитель служебной машины, уборщик. Такой же персонал, как официальный писатель, режиссер, политолог, редактор государственного телеканала. Как известно, любая история тут же переписывалась в угоду новому императору и правительственному курсу.
Нынешней Венгрии, освободившейся 25 лет назад от социализма и вновь ставшей частью европейского мира, нужна европейская история, далекая от связей с Россией и лесостепью Прикамья. Официальная историография Венгрии считает, что стыдно и нелепо выводить историю страны из каких-то лесов диких финно-угров. Венгерские националисты-историки вообще называют теорию исхода угров из Прикамья и Зауралья пророссийским заговором в науке и клеймят ее сторонников. Венгерская историография ищет предков венгров в основателях огромных кочевых империй и возводит историю нации к гуннам и Атилле. Доказательств этому нет, кроме одного: на Дунай пришла орда, то есть кочевой народ. И вот тут мы вынуждены согласиться с ними.

Но мы пойдем дальше и исправим важную ошибку венгров.
На Дунай пришли не дикие угры северных лесов. В Восточную Европу явились из лесостепей Прикамья потомки кочевого народа аланов, сыгравшего огромную роль в этногенезе прикамских угров. Сармато-аланы, пришедшие на север в IV веке, после разгрома их основных сил в южных степях гуннами, осели на Каме, образовали вместе с местными племенами т.н. неволинскую культуру, но сохранили в прикамской лесостепи навыки кочевых народов. По неизвестным причинам их потомки через несколько столетий покинули наши края и пройдя через Волжскую Булгарию и Приазовье устремились в Европу.

Про аланские слова в венгерском языке мы уже говорили. Характерно, что это вождистские слова, обозначающие добычу и оружие (меч, серебро, зеркала, женщины и т.д.). Добавим, что в Венгрию впоследствии в XIII веке бежали от монголов с Кавказа аланы-яссы и легко адаптировались в "чужой" стране.
Парадокс в том, что венграм-националистам не нужно возводить себя к отвратным (по мнению тогдашних европейцев) гуннам, происхождение их гораздо благородней.
Сармато-аланы - знаменитый народ, родством с которым гордились поляки, украинцы и даже французы, где аланы оставили большое наследство в топонимике городов: Alanville, Alansonum и аристократических имен Ален, граф Аллон и т.д. Аланская конница в составе римских войск смяла и уничтожила центр гуннской армии во главе с Атиллой в знаменитой битве на Каталаунских полях. Вообще, аланы - ираноязычный народ, европейские кочевники, в отличие от азиатов-гуннов, пришедших издалека.
Лишь в последнее время появились работы о сарматах в Прикамье (Д.Шмуратко, В.Овчинникова и др.) , неизвестные венгерским историкам. Дождемся ли мы дней, когда истина озарит гордых венгров, и они двинут изучать свою далекую историческую уральскую родину?
К тому же местами она не менее красива, чем берега Тисы и Дуная.

Среди европейских народов венгры, пожалуй, наиболее сильно отличаются от соседей своей речью. Дело в том, что венгерский язык относится к финно-угорской языковой группе, в то время как жители окружающих государств говорят на языках индоевропейской группы. А наиболее родственны венгерскому языки таких народов, как ханты и манси, проживающих на территории Западной Сибири. В одну языковую группу с ними также входят финны, карелы, эстонцы, коми. Но как венгры оказались так далеко от Урала и Сибири? Почему внешне они совсем не похожи на своих ближайших языковых родственников?

На фото: ханты и манси - ближайшие языковые родственники венгров

Венгры, или, как они себя называют, мадьяры, имеют интересную историю, а состав их языка отражает многие периоды формирования венгерского этноса. Более половины слов современного венгерского языка имеют финно-угорское происхождение. В первую очередь это основные глаголы, а также термины и понятия, относящиеся к описаниям природы, семьи, общества, охотничьи и рыболовные термины. Как полагают исследователи, это основа языка, которая осталась практически неизменной со времен существования единой угорской общности, проживавшей на территории Западной Сибири и Урала около IV-III тысячелетий до нашей эры. Затем произошло разделение угорских племен на северные и южные, которые сместились в сторону Аральского моря. Там они в значительной степени смешались с представителями народов иранской группы (сарматами и скифами) и освоили скотоводство. В результате этого венгерский язык обогатился словами, связанными с разведением животных, которые имеют иранские корни. Около середины I века нашей эры мадьярские племена мигрировали на северо-запад, на территорию современной Башкирии, где было найдено несколько захоронений мадьярской культуры. В дальнейшем происходило продвижение племен на запад и смешение их с тюркоязычными булгарами и хазарами, а также со славянскими племенами. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледелию, труду, жилищу, пище, быту, имеют славянское происхождения. Именно интенсивным смешением с разнообразными народами и объясняется такое значительное внешнее отличие современных венгров от представителей обских угров (хантов и манси). В конце IX века венгры добрались до территории Среднего Дуная, где они и проживают по сей день. Интересно, что к этому времени они уже приобрели современные европейские черты лица и по своему генетическому типу являлись скорее европеоидами, о чем свидетельствует анализ венгерских захоронений Х века на Среднем Дунае.


На фото: венгерские девушки

Но помимо основы древнего угорского языка, у венгров сохранились некоторые обычаи и традиции, которые говорят об их сибирском происхождении. Например, традиционный венгерский рыбный суп халасле готовится по аналогичному рецепту с супом ханты и манси. А некоторые блюда национальной кухни такие же, как у коми или карелов.

Вот так, по мнению ученых, происходило формирование удивительного венгерского народа. И сегодня мадьяры хоть внешне и не напоминают своих древних предков, но сохранили в своем языке и традициях частичку сибирских угорских народов.

История Венгрии.

Карпатский бассейн.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры. Здесь обнаружены стоянки людей почти всех доисторических эпох, начиная с кроманьонцев (период позднего палеолита). В период эпохи неолита (4000 до н.э.) средиземноморский кочевой народ, поклонники богини-матери, вторглись в этот бассейн с юга. Они создали самое северное звено в цепи связанных родством народов, которая протянулась от Малой Азии до верховьев Тисы. В начале бронзового века новые вторжения с запада и севера привели к смешению народов. Только в конце бронзового века возник новый центр культуры, объединивший различные влияния. Этот центр стал отправной точкой одной из самых богатых культур бронзового века в древней Европе.

В течение II тысячелетия до н.э. в степях, простирающихся от Центральной Азии до Карпат, появились кочевники, среди которых позже появились венгры. Вскоре численность народов степей увеличилась, появилось оседлое население. Характерной чертой этой культуры являлся «город-сад», имевший богатые фруктовые сады по внешнему поясу. Первый из этих народов, прибытие которого ознаменовалось началом железного века в Европе, появился в Карпатском бассейне приблизительно в 1250 году до н.э. С этого времени и до десятого столетия Карпатский бассейн являлся местом обитания различных кочевых народов, в т.ч. скифов, сарматов, языгов, гуннов, аваров, булгар и венгров.

Тем не менее Карпатский бассейн был не только родиной степных кочевников. Кельты, племя западного происхождения, занимали запад нынешней Венгрии; здесь жили также Иллирийцы (остатки племен бронзового века) и некоторые германские племена. В 1 в. н.э. римляне захватили часть бассейна и включили его в римские провинции Паннония и Дакия. Около 430 н.э. они уступили эти территории различным германским племенам, которые были вытеснены на запад гуннами, мигрировавшими из Азии. К середине 5 в. вся территория бассейна была занята гуннами и подчиненными им германцами. Три столетия римского правления оставили следы сильного культурного влияния. Именно в течение этого периода были возведены первые христианские церкви.

В правление короля гуннов Аттилы (406–453) бассейн стал центром империи, которая включала в себя дружественный кочевой народ – венгров (тогда живших на востоке). После его смерти империя гуннов распалась, и бассейн был разделен между различными германскими племенами. Когда остготы мигрировали в Италию, между двумя племенами – гепидами и ломбардцами – происходили кровавые битвы. Ломбардцы объединились с аварами, тюркским кочевым народом, и разбили гепидов. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры.

В III тысячелетии до н.э. финно-угорские народы жили между Уральскими горами и рекой Волга, в районе реки Кама. Приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, медленно перемещались на юг. Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Одна группа, мадьяры, осмелилась даже двинуться дальше на юг (около 600 до н.э.). Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской; высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров – «оногур», означавшего «десять племен» (т.е. семь венгерских племен плюс три хазарских, которые позднее поселились в Карпатском бассейне); отсюда и слово «Венгрия».

Около 680 н.э. венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе еврейского Хазарского каганата. Даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей; верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию; были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. Хотя венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сохранили свой язык.

В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы. Около 890 печенеги, тюркский народ, вытеснили семь венгерских племен на запад – на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами. Под давлением трех могущественных соседей – печенегов, русских и дунайских болгар – десять племен решили создать более централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени – мадьяр.

В 892 венгры (мадьяры) сражались в Карпатском бассейне в союзе с императором Священной Римской империи Арнульфом против мораван. В 895 весь народ, возглавляемый Арпадом, сыном Альмоша, мигрировал в Карпатский бассейн. К 896 завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Во второй половине десятого столетия была колонизирована Трансильвания. В десятом столетии секлеры (вероятно, племя аварского происхождения), которые переняли венгерский язык, были направлены в восточную часть Трансильвании для охраны границ от печенегов и других восточных врагов.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. В то же время они начали строить новое государство. Венгерское общество того времени основывалось на сотрудничестве племен, состоявших из свободных воинов, которые были все равны и участвовали в народных собраниях как полноправные члены. Имелось 108 родов, низшей единицей которых была «большая семья» во главе со старейшиной. Не принадлежавшие к ним обычно исключались из этого политического сообщества, хотя и могли допускаться в него за определенные заслуги.

Два события изолировали Венгрию и сдерживали ее в пределах своих границ – поражение в 955 при Лехе (близ Аугсбурга), нанесенное Оттоном Великим, которое придвинуло Священную Римскую империю к венгерским границам, и крах Хазарского каганата и включение его в состав Руси в 969. Геза, внук Арпада, вместе со своей женой Шарлоттой установили централизованную власть над всеми племенами и положили начало прозападной внешней политике. В 973 по просьбе Гезы император Священной Римской империи Оттон II прислал в Венгрию миссионеров для обращения населения в христианство.

Решение Гезы присоединиться к западному христианству имело серьезные исторические последствия. Его планы были осуществлены его сыном Иштваном (годы правления 997–1038), позже канонизированным. Венгрия, вслед за коронацией Иштвана в 1000 (или 1001), стала признанным христианским государством. Он получил корону и одновременно как духовную, так и светскую власть от папы Сильвестра II, но с согласия императора Оттона III. Ему были дарованы титул апостола (использовавшегося королями Венгрии до 1920), с властью, находившейся в руках епископов (епархий), а также право на распространение веры и автономное управление церковью внутри Венгрии. Это дало возможность Венгрии, в отличие от Польши и Богемии, сохранять свою независимость в течение всех Средних веков.

Централизованное государство Иштвана было построено по образцу государства Карла Великого. Племенная организация исчезла (хотя роды остались), а король стал верховным монархом. Королевский совет имел только совещательные функции. Хотя духовенство имело наиболее привилегированное положение, все «князья, графы и военачальники» (т.е. все потомки завоевателей) были также свободны и представляли собой единый общественный слой. Они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях. Несвободный класс состоял из венгров, потомки которых потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершение уголовных преступлений; рабов, захваченных во время войн (рабство, однако, постепенно было ликвидировано); остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры; невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы); иммигрантов. К этой последней группе принадлежали, во-первых, жившие в степях хазары, а также другие степные народы, а также итальянские, немецкие и французские миссионеры и рыцари и значительные группы горожан. Члены несвободных классов по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской «нации».

Иштван произвел революцию в жизни и культуре своего народа, привнеся в них одновременно восточное и западное влияние и сделав Венгрию частью европейского сообщества. Он почитается как святой покровитель Венгрии.

Многие венгры выступали против изменений, проводимых Иштваном, видя в них разрушение старой венгерской культуры. Бунты привели к гражданской войне, в ходе которой Иштван был свергнут с помощью германских рыцарей. Однако преданные Иштвану войска оказали сопротивление вторгшемуся в 1030 императору Конраду II и победили.

Половина столетия после смерти Иштвана проходила под знаком отражения немецкого нападения и борьбы династий за власть. Порядок был восстановлен двумя сильными королями, св. Ласло I (годы правления 1077–1095) и Кальманом-книжником (годы правления 1095–1116). Новая волна династической борьбы в 12 в. и ослабление державы привели к нападению Византийской империи. Бела III (годы правления 1172–1196), один из наиболее могущественных правителей Европы, предотвратил эту внешнюю угрозу, и королевская власть была снова упрочена. Он обеспечил гегемонию Венгрии на Балканах, при нем была завершена интеграция страны в западноевропейскую цивилизацию.

Благодаря тесным связям Белы III Венгрия упрочила культурные связи с Францией. В течение столетия монахи в большинстве венгерских монастырей были французами, а многие венгры обучались в Парижском университете. Дворец Белы III и собор в Эстергоме были построены в французско-романском архитектурном стиле; позже в Венгрии появилась готическая архитектура.

Преемники Белы III ослабили королевскую власть, основанную преимущественно на королевских владениях, передавая королевские земли своим сторонникам. В результате этих разделов земель возникла новая социальная группа – бароны, которые стремились подчинить свободных граждан, живших в их поместьях. В 1222 восстание свободных граждан против баронов заставило Андраша II (годы правления 1205–1235), который возглавил в 1217 пятый поход крестоносцев, распустить Королевский совет и издать закон о правах, известный под названием «Золотая булла», на которой давал клятву после этого каждый новый венгерский король. Подобно английской Великой Хартии вольностей, она гарантировала дворянам и королевским слугам личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, а также право не признавать противозаконные королевские указы. При дворе устанавливались ежегодные ассамблеи-приемы, проводившиеся королем или пфальцграфом, где имели право присутствовать все дворяне и королевские слуги.

Постепенно дворяне и свободные граждане взяли в свои руки управление над комитатами. Собрания комитатов обнародовали законы страны, а чиновники комитатов проводили их в жизнь. Первый парламент был созван в 1277. В 1290 было объявлено о проведении ежегодных съездов национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, для привлечения к ответственности высших королевских чиновников.

Бела IV (годы правления 1235–1270) был последним сильным правителем Арпадов – династии, которая превратила Венгрию в одну из главных держав средневековой Европы. В период его царствования Венгрия была разорена татаро-монгольским нашествием (1241–1242). После ухода монголов Бела создал систему фортов и пригласил немецких поселенцев для охраны границ страны. Его деятельность принесла ему имя «второго основателя страны». В правление Ласло IV (1272–1290) страна вновь погрузилась в хаос. В 1301 последний король из династии Арпадов, Андраш III, умер, не оставив наследников.