Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах : совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса : педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог , родители) и социализация детей (психолог , родители) .
Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками , однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования . Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого -педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка , создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий : технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога ; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.
На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка , отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья , продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента :
Изучение личности учащегося;
Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности , успешности обучения;
Непосредственную психолого -педагогическую помощь ребенку.
Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель (см. рисунок 1) .
Рисунок 1
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения
Субъекты системы сопровождения :
СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК
Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого -педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачами для достижения данной цели являются следующие действия :
Систематическое отслеживание психолого -педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению ;
Повышение уровня психологической готовности : детей к обучению , познавательному развитию , общению и учителей к работе с новым контингентом детей ;
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе , обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
Выработка единых и последовательных требований;
Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
Формирование и сплочение классного коллектива.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса : педагогов, администрации школы, психологов , специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы :
1. Психологическая диагностика адаптационного периода.
2. Исследование мотивационной сферы : школьная мотивация.
3. Исследование эмоционально-волевой сферы : самооценка, эмоционально-психологическое состояние , школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого -медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается :
1. Проведение психолого -педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей , рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого -педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов , показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей , позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям :
1. Диагностико-коррекционная (развивающая ) работа - выявление особенностей психического развития ребенка , сформированности определенных психологических новообразований , соответствия уровня развития умений , знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества :
Изучение обращения к психологу , поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования) ;
Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза ) ;
2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :
Разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;
Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя , учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре .
В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы :
1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.
2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.
3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка .
4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения .
Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение :
Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;
Составление и реализация программ сопровождения , участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;
Реабилитация психического и физического здоровья.
Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов :
В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового , личностно-развитого человека , способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Планируемыми результатами программы будут являться :
Создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;
Нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей , имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения ;
Выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;
Снижение психо -эмоционального напряжения;
Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.
Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.
Материал подготовила: Белякова Елена Николаевна учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1571 дошкольные отделение «Радуга» . г. Москва, ул. Планерная, 14, стр. 4.
В норме зрение становится важным ля изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С третьего месяца жизни это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зрительной. Звуки не формируют целостного образа и не могут быть восприняты вторично. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими взрослыми. Отсутствие зрительного контакта воспринимается ими, как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слышать слабовидящего ребенка и общаться с ним.
Развитие ребенка с ослабленным зрением, безусловно, отличается от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Опыт работы с такими детьми показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Первым этапом программы индивидуального сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психолого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных) .
Следует отметить, что если раньше основной задачей комплексной психолого-медико-педагогиечской диагностики являлось выявление таких детей и направление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются основой для обеспечения квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.
Появление такого ребенка в дошкольном учреждении (далее ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.
Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом «зоны ближайшего развития» и потенциальных возможностей ребенка. Для этого в ДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМпк) .
Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивается системой профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание психолого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПпк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается положительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновременно участвуют специалисты разных профилей: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является разработанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различные специалисты.
В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может выступать педагог-психолог, так как патология зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.
Первоочередными задачами, стоящими перед коллективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности» , не воспринимать свой физический недуг, как повод для одиночества и формирования комплексов.
Важно организовать совместную игру детей. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться с ребенку с нарушениями зрения, как к равному, только нуждающемуся в помощи. Они могут помогать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зданию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.
Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музыкальные занятия не направлены на решение конкретных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживающие в ребенке его естественную способность к творчеству. Такими условиями становится богатый и разнообразный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.
Воспитателю важно обратить внимание на создание разнообразной предметной среды в группе. Ребенку должна быть предоставлена возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения сведений об окружающем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предметы до того, как начнет их называть. Ребенку с нарушением зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы выработать представления об окружающем мире. Концепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необходимым условием для того, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятельно, иначе ходьба становится функцией, зависящей от помощи взрослого.
Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиокниги и т.п.
Психолого-педагогической проблемой при организации внешнего пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой аффективной регуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть детей может иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определяет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечивает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стимулов – звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуации воспитателю следует избегать излишнего перенасыщения внешнего пространства яркими и интенсивными стимулами (обилия игрушек, громкой музыки и т.п.) .
Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках данного направления организуются индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают, в основном, положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Этому же в немалой степени способствует интеграция таких детей в учебно-образовательный процесс детского сада .
В процессе индивидуальных консультаций психолога с родителями прорабатываются многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы психолога с семьей ребенка-инвалида должно измениться его положение в семье. Из требующего постоянного ухода и опеки, он превращается в ребенка, имеющего определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива детского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
- Татарова С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками. //Журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. - №2.
- Савина Е.А., Максименко О.В.. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. – В.: ВЛАДОС, 2008.
Наталья Ефимова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.
На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .
Каждый год в России прибавляется 4 300 детей - инвалидов по зрению . О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями , в которых они воспитываются, здоровому человеку даже догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Времени на эксперименты нет : ведь вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас.
У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту» , под которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ; и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом особенностей психофизического развития ; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.
Очень важно вырабатывать правильное отношение к дефекту у всех членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.
Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение к дефекту у лиц с ОВЗ, их родителей и близких, а все вместе они (тифлопедагоги, реабилитологи, сами лица с ОВЗ, их родители, волонтеры) способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с ОВЗ.
До 4–5 лет ребенок вообще не осознаёт своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).
Осознав свою «неполноценность» , многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в обществе.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение -это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого -педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети , их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами : социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги .
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
Оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии ;
Повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
Изучение индивидуальных особенностей детей
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения , состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения , а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.
Результатом совместной работы
специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индивидуально-возрастные и психофизические особенности , характер поражения и степень сохранности зрительных функций и т. д. При этом необходимо помнить, что развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть строго продуманы и подчинены определенным требованиям : ориентация родителей и специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекционно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т . д.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения . В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с нарушеием зрении , выраженными интеллектуальными нарушениями , тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития .
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам : ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья , воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях.
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта , окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Литература :
1. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения
2. Бондаренко М. П. Советы тифлопедагогу по работе с семьей , воспитывающей ребенка с нарушением зрения
3. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье
4. Венедиктова М. В., Куракина Е. А., Сумарокова И. Г. Рекомендации для родителей мультипроблемных детей.
5. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
Публикации по теме:
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.
Педагогическое сопровождение семьи в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.
Которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты.
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями зрения
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы , социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Нарушение зрения в раннем возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с раннего возраста с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Определение реакции на свет,
Офтальмоскопия.
Проверка зрения в 3 месяца.
Проводятся:
-наружный осмотр глаза,Определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
Скиаскопия,
Офтальмоскопия.
Проверка зрения в 6 месяцев проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.
Проверка зрения в 1 год.
Проводится:
определение остроты зрения,офтальмоскопия.
Осмотр детей с 3 лет
Остроту зрения определяют с помощью таблицы СивцеваЭлектрофизиологическое исследование органа зрения
Электроретинография (ЭРГ )
Электроокулограмма
Зрительные вызванные корковые потенциалы (ЗВКП) отражают состояние зрительной коры и зрительного нерва.
Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 года жизни
Обследование остроты зрения с помощью таблиц;
- Диагностика восприятия ребенка 1-3 года:
-Цветовое восприятие:
-Форма
-Восприятие окружающего мира
-Конструктивный праксис
-Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)
-Пространственный гнозис
-Диагностика способов деятельности
Задачи:
Активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус;
Обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов , изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера;
Организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.
Виды коррекционной развивающей работы:
Развитие зрительного восприятия;
Развитие социально-бытовой ориентировки;
Коррекция нарушений речи;
развитие осязания и мелкой моторики;
Развитие навыков ориентировки в пространстве;
Обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
Логопедическая коррекционная работа направлена на развитие правильной речи у детей,
Психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.
Специальное обучение и воспитание направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей,
Восстановление нарушенных зрительных функций у детей раннего возраста.
Осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача- офтальмолога.
Рекомендации врача-офтпльмолога к построению психолого-педагогического процессом , предусматривающего проведение коррекционно-развивающую работу с учетом нарушений зрительного анализатора.
В начале лечения решается задача восстановление остроты зрения, коррегирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечение амблиопии косящего глаза. На следующем этапе идет формирование правильных взаимоотношений аккомодации и конвергенции при помощи оптической коррекции. Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения. Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка. Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер.
Лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаются с психолого-педагогическими мероприятиями.
Создание информационных бюллетеней, стендов, где размещаются рекомендации по сохранению зрения.
Информировать родителей о наиболее современных, и эффективных средствах лечения, профилактики нарушений зрения. Например, эффективность медицинской реабилитации слепых и слабовидящих в нашей стране связывают с развитием микрохирургической техники , с совершенствованием технологии хирургического лечения патологии органа зрения, с разработкой эффективных лекарственных препаратов.
Советы по организации правильного питания.
В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С третьего месяца жизни это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зрительной. Звуки не формируют целостного образа и не могут быть восприняты вторично. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими взрослыми. Отсутствие зрительного контакта воспринимается ими как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слышать слабовидящего ребенка и общаться с ним.
Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличается от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психолого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).
Следует отметить, что если раньше основной задачей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и направление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются основой для обеспечения квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.
Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее - ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.
Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк).
Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивается системой профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание психолого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается положительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновременно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является разработанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различные специалисты.
В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может выступать педагог-психолог, так как патология зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.
Первоочередными задачами, стоящими перед коллективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.
Важно организовать совместную игру детей. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. Они могут помогать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зданию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.
Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музыкальные занятия не направлены на решение конкретных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживающие в ребенке его естественную способность к творчеству. Такими условиями становится богатый и разнообразный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.
Воспитателю важно обратить внимание на создание разнообразной предметной среды в группе. Ребенку должна быть предоставлена возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения сведений об окружающем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предметы до того как начнет их называть. Ребенку с нарушением зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы выработать представления об окружающем мире. Концепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятельно, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.
Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию . Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.
Психолого-педагогической проблемой при организации внешнего пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях детей, особенностях формирования базовой аффективной регуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть детей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определяет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечивает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стимулов - звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуации воспитателю следует избегать излишнего перенасыщения внешнего пространства яркими и интенсивными стимулами (обилия игрушек, громкой музыки и т. п.) .
Семья, имеющая ребенка-инвалида, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, имеющими здоровых детей, очень сложные психологические, социальные и педагогические проблемы. Поэтому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках данного направления организуются индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Этому же в немалой степени способствует интеграция таких детей в учебно-образовательный процесс детского сада .
В процессе индивидуальных консультаций психолога с родителями прорабатываются многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы психолога с семьей ребенка-инвалида должно измениться его положение в семье. Из требующего постоянного ухода и опеки он превращается в ребенка, имеющего определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива детского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне .