Правила проведения тестирования. Правила психологического тестирования и нормативные требования к пользователям психодиагностических методик Что можно подвергать тестированию

Правила тестирования

    Пользуйтесь тестами в качестве дополнения, применяйте их в комбинации с другими методами. Тесты скорее всего являются хорошим индикатором того, что кандидат не справится с работой, чем того, что будет работать успешно.

    Оцените все существующие в вашей организации стандарты найма и продвижения работников по службе. Задайте себе вопросы: "Почему я использую этот стандарт - что он значит в терминах реального поведения на работе?"

    Очень важны условия тестирования. Проводите тестирование в достаточно уединенных, тихих, светлых и вентилируемых помещениях. Все кандидаты должны тестироваться в одинаковых условиях.

Виды тестов

Тесты на умственные способности

Эта группа включает тесты на общую способность рассуждать (умственное развитие) и тесты на специфические умственные способности, такие как память и индуктивное мышление.

Тесты на умственное развитие

Тесты на умственное развитие являются общими, то есть они оценивают не одно качество, а сразу несколько - память, скорость речи, словарный запас.

Особые умственные способности

Дедуктивное и индуктивное мышление, развитость словарного запас, память, умение обращаться с цифрами.

Тесты этого типа часто называют тестами способностей, так кк они предназначены для оценки способности кандидата к выполнению конкурентной работы.

Тесты на двигательные и физические возможности

Двигательные возможности проверяются тестами на координацию и ловкость, например, ловкость пальцев рук, скорость движения руки и время реакции, а физические возможности - тестами на силу и выносливость, например, статическую силу (поднятие тяжестей). динамическую силу (подтягивания), координацию движений (прыжки).

Рассмотрим основные правила тестирования для тестирующих и испытуемых.

При тестировании преподаватель (методист-тестолог) должен выполнить вначале следующие основные условия:

  1. Определить цель тестирования
  2. Определить гипотезу тестирования.
  3. Определить учебную модель тестируемого (обучаемого).
  4. Определить педагогическую ситуацию (сценарий) тестирования.
  5. Разработать план тестирования
  6. Определить структуру теста.
  7. Структурировать тест в соответствии с дидактическими целями и связями.

Затем необходимо выполнить нижеследующие практические правила тестирования.

Время на тестирование необходимо определять по сложности и трудоемкости тестовых заданий.

Среднее время тестирования должно составлять не более 60–90 минут. Для гетерогенных тестов эта величина может увеличиваться в несколько раз, но, как правило, с ущербом для психолого-физиологического состояния испытуемого, что не всегда оправдано.

Необходимы меры, ограничивающие подбор ответов "наугад", так как вероятность угадывания обычно высока (в частности, для тестов закрытой формы и четырьмя вариантами одинаково привлекательных ответов она равна 0,25).

Группа испытуемых должна быть подобрана по единым принципам мотивации и это условие не должно нарушаться на всем протяжении тестирования.

Тест не должен быть ориентирован на выяснение мнений отдельных подгрупп обучаемых.

Обучающее, мотивационное тестирование должно предусматривать возможность повторного прохождения теста. Необходимо также иметь в виду, что повторение тестового задания носит эффект вербальной помощи и никак недопустимо для аттестационного и контролирующего тестирования.

Для получения достаточно надёжных показателей качества тестовых заданий необходима репрезентативная (полная с точки зрения отражения тестами различных уровней обучения) выборка испытуемых.

Тест, соответствующий уровню подготовленности минимизирует время индивидуального тестирования, но это часто трудно реализуемая ситуация, что усложняет разработку качественных заданий.

Процесс компьютерного тестирования должен обеспечивать дружественность и мультимедийность интерфейса, интерактивность , регулируемость, протоколирование , автоматическое вычисление результата тестирования, интеграцию с другими формами и системами контроля и обучения, визуализацию и т.д.

При аттестационном тестировании, обучаемые должны быть заранее ознакомлены с типовыми формами тестовых заданий, технологией работы в конкретной системе тестирования не позднее, чем за одну-две недели до начала испытаний.

Кроме этих основных требований к тестированию для тестирующих есть правила и для тестируемых.

Испытуемые должны иметь объективную информацию о предстоящем тестировании заблаговременно (допускаемый резерв времени , охватываемые дидактические единицы и т.д.).

Необходимо ориентироваться на разумный собственный уровень подготовки (можно с этой целью проводить частое самотестирование и обучающее тестирование).

Важно научиться планировать время при тестировании, распределять время рационально между заданиями различных групп сложности на всем протяжении тестирования.

Нахождение ответа нужно начинать с более легких тестовых заданий и постепенно продвигаться к заданиям более сложным, например, по схеме: А – В – С.

Выполнение затруднительных заданий необходимо осуществлять итерационно.

Каждый раздел, каждую тему завершайте не только решением задач, но и обучающим, мотивационным и диагностирующим самотестированием по аналогичным тестам.

Важны не только отдельные кванты знаний, но и умение быстро находить правильный выбор, связывать эти кванты. Полезны тесты, связывающие различные дидактические единицы.

Важно проводить анализ результатов тестирования и корректировать процесс обучения с целью его улучшения.

Немаловажен при подготовке к тестированию правильный выбор учебно-методической литературы – от учебников до интернет-ресурсов. Необходимо иметь достаточный набор качественных тестовых заданий обучающего характера.

К сожалению, часто нарушаются (в основном, "неписанные") правила этики тестирования.

Нельзя мешать соседям своими вопросами – этим Вы снизите их собственные баллы.

Не задавайте преподавателю вопросы по заданиям (он уже позаботился, чтобы у подготовленного испытуемого такие вопросы не возникали).

В крайних ситуациях можно задать вопрос по непонятным моментам технологии тестирования и оформления результатов.

Если в наших предыдущих статьях, мы попытались ответить на вопрос «Зачем необходимо тестирование?», то в этой мы попытаемся ответить на вопрос «Как его правильно проводить?». Если не делать тестирование сотрудников, существует большая вероятность, что вы просто потратите время и ресурсы впустую, не получив никакой ценной информации. Или ещё хуже, получите недостоверную информацию, на основе которой примете неверное решение. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать ряд правил, с которыми в этой статье мы вас ознакомим.

Необходимость в специалисте

Организовывать и проводить должен специалист с соответствующей квалификацией и опытом – профессиональный психолог-психодиагност. Конечно, есть соблазн обойтись без него, поскольку его работа стоит определённых денег. А очень многие тесты есть в свободном бесплатном доступе, причём онлайн, которые сразу генерируют результат, а некоторые даже рекомендации. Но не поддавайтесь соблазну и не пытайтесь сэкономить – лучше доверьтесь опыту и экспертному мнению специалиста.

  • Во-первых, качество тестов в свободном доступе, как правило, оставляет желать лучшего. Диапазон брака очень широк: от элементарных орфографических и синтаксических ошибок в вопросах до серьёзных ошибок в алгоритмах обработки и вопиющих «багов» в выводе результатов. И всего этого брака неспециалисту попросту не видно!
  • Во-вторых, специалист поможет вам определиться и выбрать из всего многообразия именно те психологические компетенции качества, измерение которых действительно необходимо для решения тех или иных управленческих задач. Ну и, соответственно, поможет подобрать для измерения этих компетенций качественные диагностические инструменты.
  • В-третьих, специалист тщательно и детально разъяснит Вам полученные результаты. Что они означают, а чего не означают? Чего с ними можно делать, а чего делать нельзя – какие управленческие решения можно принимать на их основании, а какие нет.

Необходимость в обратной связи

Обязательно необходима обратная связь сотрудникам – они должны знать свои результаты тестирования! Процесс тестирования для них должен быть интересен! Если вы, конечно, хотите, чтобы ваши сотрудники были вовлечены в процесс, чтобы у них была мотивация для тестирования, которая давала бы возможность проводить его по необходимости многократно. Как правило, по результатам тестирования генерируется 2 типа отчёта: развёрнутый – для руководителя-заказчика и короткий ознакомительный – для самих сотрудников, прошедших тестирование. Но ни в коем случае не надо «вывешивать» эти результаты на всеобщее обозрение! Каждый сотрудник должен получить свой результат приватно, и сам примет решение, хочет ли он ознакомить с ним своих коллег или нет.

Необходимость разъяснительной работы

Точность и надёжность результатов тестирования достаточно сильно зависит от доброй воли и мотивации самих сотрудников. Особенно это касается ситуаций, когда используются личностные опросники. Поэтому тестирование сотрудников необходимо предварять определённой разъяснительной работой.

  • Во-первых, служебное распоряжение о проведении тестирования по форме должно быть просьбой о сотрудничестве. « Не требуем, но просим»
  • Во вторых, эту просьбу желательно озвучить на общем собрании, сопроводив её понятным и убедительным и разъяснением производственной необходимости процедуры тестирования. «Для чего это делается?» «Зачем это нужно?» «Как это поможет сделать Компанию лучше?»
  • В третьих, поскольку большинство сотрудников, как правило, весьма настороженно отнесётся к тестированию, необходимо их успокоить. «Никто не пострадает!» «Никто не будет уволен или понижен в должности!» «Доступ к результатам будет иметь только руководитель»
  • В четвёртых, необходимо апеллировать к доброй воли сотрудников и подчёркивать, что их небольшой личный вклад в форме искренних ответов и добросовестного прохождения теста реально поможет сделать работу Компании лучше.

1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.

2. Ознакомление тестируемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно.

3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий учащимися; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи.

4. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.

5. Предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности.

6. Ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!» (в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач).

7. Накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Показателями качества тестирования являются: валидность, надежность, репрезентативность, экономичность.

Валидность (от англ. – действительный, пригодный, имеющий тему) теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

Существуют различные виды и способы установления валидности теста. Наиболее часто валидность определяется путем сравнения результатов по психологическому тесту с экспертными оценками данного качества у испытуемых.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании одних и тех же испытуемых.

Репрезентативность теста означает, что выборка должна адекватно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется. Если вы имеете тестовые нормы, полученные на детях 7-ми лет, то их нельзя применять для оценки (например, личностных способностей) детей 10-ти лет, хотя они тоже являются младшими школьниками.

Под экономичностью понимают целесообразность применения теста, определяемую наличием допустимого соотношения затрат на тестирование (времени, труда, финансов) и пользы от него.

Метод тестирования является широко распространенным при исследовании личности, но одновременно и наиболее спорным, так как:

1) Успешное решение теста в обычных условиях не означает успешность аналогичных умственных усилий в сложно обстановке.

2) Зная характер тестовых процедур, можно заранее подготовиться к решению аналогичного теста, а в некоторых случаях узнать результат заранее.

3) Результаты тестирования в данный момент могут существенно отличаться от результатов подобных испытаний через значительный промежуток времени в силу неравномерности развития способностей у людей.

4) Большинство параметров, которые надежно диагностируются тестовыми методиками, не являются ведущими, определяющими качествами личности.

Таким образом, не следует переоценивать возможности метода тестирования. Тесты должны применяться в совокупности со всеми другими методами исследования. Целесообразно применять не отдельный тест, а их совокупность, то есть батарею тестов.

Задание к теме 2.4.Тестирование

1. Кем устанавливается норма тестирования:

а) тем, кто проводит тест,

б) разработчиком теста,

в) тем, кто проверяет тест.

2. Что не является показателем качества теста:

а) валидность,

б) стандартизированность,

в) репрезентативность.

3. Тесты способностей выявляют.

При проведении психологического тестирования должны соблюдаться следующие правила:

    Тестирование должно проводиться при участии специалиста, знакомого с основами психологии.

    Человека нельзя подвергать тестированию обманным путем или против его воли.

    Испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе тестирования он невольно может сообщить такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

    Испытуемый имеет право знать результаты своего тестирования. При этом обязательно указывать, что результаты носят вероятностный характер, и в зависимости от тестовой методики вероятность может составлять 60-80%.

    Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и (или) снижать его самооценку.

    Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов.

    Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования.

    Информация о результатах тестирования должна представляться только тем, кому она предназначена.

    Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, социальные работники, инженеры, экономисты и пр.

Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

При этом важно учитывать требования, предъявляемые психодиагностическим методикам:

    должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

    должна быть изложена теоретическая концепция, лежащая в основе методики;

    должна быть четко обозначена область применения методики - особая социальная среда или область общественной практики;

    должен быть четкий алгоритм проведения методики;

    процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;

    тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

    процедура самоотчета должна включать средства контроля, достоверности;

    периодически должны проводится коррекция нормативных данных. Пользователь-непсихолог должен предварительно

проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.

Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

К пользователям-непсихологам предъявляются следующие требования:

    должна быть консультация с психологом или общие знания в психодиагностике;

    если методика требует специальной подготовки, то возможны следующие варианты: необходимо выбрать другую методику; пройти подготовку; пригласить специалиста по данной методике, либо отказаться от методики;

    пользователь автоматически берет всю ответственность за соблюдение всех требований по соблюдению профессиональной тайны;

    должны соблюдаться этические нормы в проведении обследования;

    должны быть использованы официально-выпущеные методики.

Пользователь психодиагностических методик должен обладать тестовой компетентностью, которая включает в себя:

    всесторонность оценки - сбор полной, интегрированной информации о человеке (тестирование, наблюдение, беседа);

    правильное использование теста;

    психометрические знания, т.е. знание и правильное использование статистических принципов измерения;

    понимание ограниченности тестовых показателей;

    точность и правильность оценки;

    уместное использование норм;

    умение представлять результаты испытуемому, так чтобы не нанести вреда.