Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников. «Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности для развития личности дошкольника

Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей. Все дети наблюдают как родители по несколько часов в день проводят за экраном компьютера или ноутбука. Современное детство уже нельзя представить без технологического оборудования. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Качество образования улучшилось в несколько раз, а сам процесс обучения стал вызывать у детей больше интереса, нежели стандартные программы.

На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д.

Интерактивная доска и ее преимущества

Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.

Интерактивный стол в дополнение к доске

Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.

Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитач технологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.

Оснащение сенсорной комнаты в ДОУ

Правильное оснащение сенсорной комнаты в дошкольном учреждении позволяет:

  • улучшить внимание ребенка и снизить его гиперактивность;
  • развить таланты детей и творческие способности;
  • увеличить уровень чувствительности и развить мелкую моторику у ребенка.

И это только небольшая часть того, что может дать сенсорная комната.

Для обустройства комнаты психологической разгрузки в дошкольных учреждениях принято использовать интерактивное оборудование разных типов: интерактивные доски и столы, сенсорный пол, игровые комплексы. Обязательно устанавливаются проекторы, которые позволяют не только выучить необходимый материал, но и развивают речь детей, предоставляют возможность играть в интересные современные развивающие игры.

К преимуществам интерактивного оборудования в ДОУ можно отнести:

  • Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;
  • С помощью сенсорного оборудования можно в несколько раз снизить психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми. Использовать его очень просто, и для обучения необходимо минимальное количество времени;
  • Если раньше ребенок не слишком вникал в учебный процесс, то после начала использования интерактивной доски или стола у него появляется заметный интерес. Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога;
  • Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование. Ребенок может самостоятельно играть со столом или доской;
  • Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

Компания АНРО технолоджи предоставляет полный спектр интерактивного оборудования для оснащения дошкольных учреждений. Все сенсорные столики, доски и другое оборудование разрабатывается специально, исходя из детских потребностей. В ассортименте товаров есть игровые комплексы, оборудование для индивидуальной и групповой деятельности детей, мобильные интерактивные проекторы для сенсорной комнаты. Кроме того, все производимое оборудование подходит для использования по программе «Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Селенкова Марина Викторовна

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования . Это компьютеры, интерактивные доски , мультимедийное оборудование , smart стол.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Использование интерактивной доски , как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

С использованием smart стола возрастает индивидуализация обучения - ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению.

Использование информационных технологий способствует моделировать ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы :

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования :

1) Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает , что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные доски значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Используется доска практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях . Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

2) Smart стол. Интерактивный стол - представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом . Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога : развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.

3) Сенсорная комната - волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование - или специальное , или сделанное собственными руками - позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель - помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием . Перечень оборудования сенсорной комнаты : мягкое напольное покрытие; сухой душ; сухой бассейн; напольные сенсорные дорожки; ребристый мостик; дидактическое дерево; центр тактильности; центр рисования песком; центр развития мелкой моторики; аудиовизуальное оборудование , декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом. Позиционное оборудование , включают в себя бескаркасную мебель - маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации. А также оборудование и панели , развивающие сенсорные ощущения - мячи-гиганты, массажные мелкие предметы, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяю создавать интересные объемные картины , пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников - в пределах 10 минут. В заключении можно сказать, что интерактивные оборудования позволяют успешно решать задачи : развивают свободное общение со взрослыми и детьми, развивают все компоненты устной речи детей, а также способствуют практическому овладению дошкольниками нормами речи.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию интерактивного оборудования в образовательной деятельности ДОО с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с игровой интерактивной системой «Играй и развивайся», с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Кinect «Играй и Развивайся».

2. Продемонстрировать функциональные возможности интерактивной доски Elite Panaboard в работе с детьми и педагогами.

3. Продемонстрировать функциональные возможности интерактивного оборудования сенсорной комнаты.

4. Проанализировать представленное интерактивное оборудование с точки зрения педагогической ценности для развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа

Мастер-класс «Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности ДОО»


Проект «Мультимедийное образование детей и взрослых

в МАДОУ «Детский сад «Теремок»

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры. Время реализации проекта: 2014-1017 уч. года. Цель проекта: создание медиаобразовательной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной индивидуальности (одаренности) каждого ребенка в совместных мультимедийных (интерактивных) проектах педагогов, родителей и детей.


Задачи проекта: создание медиаобразовательной среды, в которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии; поиск новых методов и приемов, обогащение содержания реализуемых программ современным материалом; координация деятельности педагогов, социальных партнеров и родителей по развитию актуальной и потенциальной одаренности детей в образовательном процессе в ходе создания совместных медиапроектов;


Задачи проекта: активизация использования ИКТ педагогами в работе с детьми и использование ИКТ для презентации опыта работы. формирование умения у ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее; формирование умения у ребенка создавать собственные медиапроекты.


Слово «интерактив» пришло

к нам из английского языка «interаct».

«Inter» - это «взаимный»,

«act» - действовать.

Интерактивный –способный взаимодействовать или находиться

в режиме беседы, диалога с чем – либо

или с кем – либо.


Игровая интерактивная система «Играй и развивайся», с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Кinect.


Преимущества: - дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана, не портят зрение и осанку. - Подвижные занятия с «Играй и Развивайся» дают специалисту новые возможности в работе, - позволяют детям получать удовольствие от увлекательного учебного процесса. - Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение, обеспечивают хорошую подготовку к школе. - Игровые задания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста. Комплекс составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении.


Комплекс получил положительные отзывы от Министерства образования и науки РФ. Разработанное методическое пособие к комплексу соответствует ФГОС ДО. В комплекс входят три блока занятий - "Развитие речи", "Окружающий мир" и "Правила дорожного движения". В общем сумме более 60 занятий. Комплекс разработан для детей с 3 до 7 лет.


Интерактивная доска Elite Panaboard Интерактивная доска (ИД) - это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.


Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышают мотивацию дошкольников к обучению. Грамотная работа с интерактивной доской во время НОД позволяет добиться оптимизации обучения дошкольников. Использование интерактивной доски совместно с программным обеспечением дает безграничные возможности для создания групповой творческой интерактивной среды при проведении НОД.


Интерактивная доска (ИД) –значимость для ребенка Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, учителем и даже экзаменатором. НОД с использованием ИД очень увлекательна, она захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Поэтому доска используется только как один из приемов на занятиях.


Сенсорная комната

Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами, с помощью к5оторых можно воздействовать на нервную систему человека, добиваясь определенного результата.

Сенсорная комната считается интерактивной средой. Интерактивное оборудование представляет собой часть кабинета психолога.

И делиться на два основных функциональных блока: Релаксационный блок и Активационный блок


Интерактивный световой модуль «Песочная фантазия»

Волшебная нить с контроллером

Фибероптическое волокно


Прибор «Нирвана»

Воздушно-пузырьковая колонна



Сухой душ

Световой туннель


Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Профессор Чикагского университета Б.Блум построил кривую, отражающую скорость детского развития и степень влияния, которое оказывают на него условия жизни ребенка в разном возрасте. В частности, Б.Блум утверждает, что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве: из них, согласно данным IQ-тестов, 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% - до 4-х лет и 30% - от 4-х до 8-ми лет. Разумеется, процентное определение способностей весьма условно, но чрезвычайно быстрое развитие дошкольника и его особую чувствительность к внешним воздействиям трудно отрицать. Вторая закономерность, отмеченная Б.Блумом, касается той самой особой чувствительности, сенситивности возраста до школы: если верить кривой, получается, что, чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают на него экзогенные факторы, - внешние условия окружающей среды. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство. И педагогам важно, необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос: как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, дошкольная педагогика избежит стихийного и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка. Надеемся, что общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий, полученные опытно-экспериментальным путем, станут «первыми ласточками», элементами построения методики, доступной любому грамотному педагогу. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств. Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С.Досани, П.Кросс, 2008), дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год!, - весьма болезненное отклонение от нормы. Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Хорошо, если интерактивное оборудование может обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей. Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него. В ХХ веке американский профессор О.Х.Мур создал «говорящую» пишущую машинку – прототип современного «детского» компьютера. Ребенок нажимал на клавишу, машина озвучивала ее, произнося соответствующий звук, и на светящемся экране появлялась крупная буква. Так вот, работа с этим оборудованием оказалась принципиально доступной даже маленьким детям в возрасте двух - трех лет. Уже через год – полтора дошкольники активно набирали на машинке собственные сочинения, то есть перешли от исполнительных действий к воплощению творческого замысла. Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер. Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи. С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки инвариабельной среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности. Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.
Американские химики В.Платт и Р.Бейкер провели исследование, опрос среди 232-х научных работников. Их выводы весьма точно определяют роль творчества в процессе открытия, создания чего-то нового. По мнению ученых объединяющая, вносящая ясность идея возникает тогда, когда исследователь, глубоко заинтересованный в решении проблемы, сознательно не работает над ней. В типичных случаях это выход за пределы напрашивающегося вывода, заключения, которое сделал бы любой другой человек, исходя из наличной информации. По сути, возникновение новой идеи представляет собой не что иное, как скачок воображения или итог мышления в творчестве. А деятельность людей искусства? Она как никакая другая основывается на впечатлениях, ярких и живых красках. В конечном итоге современная наука, да что там, - труд человека во многих областях не может развиваться без творчества. А зарождается творчество в дошкольном детстве ребенка. Через поддержку детской инициативы, обучение без «натаскивания» и шаблонов, самостоятельную деятельность малыша воспитывается творческая личность. И конечно, мало какая деятельность требует от ребенка большего воображения, чем художественное творчество. Можно смело утверждать, что рисование, лепка, сочинительство ребенка – не пустое «буйство фантазии», но необходимая основа будущих блестящих достижений.
Не кажется лишним и вспомнить о замечательном эффекте, который дает творчество, включенное в деятельность дошкольника: снимая барьеры неуверенности, оно многократно усиливает скорость овладения любой образовательной программой. Секрет в том, что в творчестве нет механизмов заучивания. Эта эмоциональная деятельность обращена к личности ребенка, используя как сознательные, так и подсознательные каналы. И если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку). Как специалист и как практик мы уверены: принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
Независимые результаты формирования интеллектуальных способностей дошколят (а только за первый год обучения мои воспитанники, дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, восемь раз становились победителями Всероссийских и дважды - Международных викторин, выиграли Всероссийскую и Международные олимпиады по познавательно-речевому развитию) делают реальной саму идею о положительном воздействии интерактивных средств. К сожалению, в сознании обывателя, во многом и из-за подхода западных общественных институтов, укоренился негативный образ цифровых технологий, в частности, их влияния на здоровье и развитие ребенка. Если выяснится, что отклонения в умственном и личностном развитии, фиксируемые зарубежными коллегами (американская академия педиатрии; Ж.И.Кларк; Д.Берк, Д.Лотус и др.), скажем, серьезное – более чем на год – отставание в овладении речью, вялость, инертность, снижение творческого подхода или, напротив, повышенное эмоциональное возбуждение детей – результат не включения интерактивного средства в жизнь дошкольника, но следствие его неправильного применения, теория, безусловно, переосмыслит все эти пугающие нас факты. Весьма вероятно, что через новые факты, фиксируя полноценное развитие ребенка, удастся снять несправедливые обвинения, адресованные большинству интерактивных средств. Тогда от сомнения и ограничения контактов с интерактивным оборудованием, от стихийного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс, дошкольная педагогика перейдет к вдумчивому использованию ресурсов XXI века. Материал подготовила: учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» Афонина Н.Ю.

Гюлли Бабаева

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно она способна превратить этот рутинный и не всегда легкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо. Современные воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ, которая помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития: а также помогает развивать у малышей память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Большое внимание уделяется созданию нестандартной и современной развивающей среды.

Нестандартно оборудованные уголки в детском саду помогут удержать внимание ребенка и в игровой форме преподнести информацию или развить определенные навыки. Но что больше всего привлекает детский ум, воображение, интерес? Это маленькое чудо, сюрприз! Представьте себе, что в вашей обычной городской квартире, кафе, магазине, школе, вдруг появилось футбольное поле, речная или озерная гладь, звездный шлейф, тянущийся за вами, когда вы идете по комнате, да просто достаточно места, чтобы детям и взрослым можно было поиграть в классики, скакалочки, другие подвижные игры. Как это? - удивитесь вы. Путем расширения пространства, что ли? Ну, это невозможно. Это только в фантастических романах да в сказках бывает. А вот и ошиблись! Чтобы все эти потрясающие эффекты оказались с вами рядом, вовсе не обязательно становиться волшебником, достаточно просто идти в ногу со временем.

Благодаря активной позиции заведующей детским садом, в нашем дошкольном учреждении появились современные интерактивные игры для детей. Интерактивные игры в детском саду имеют различные сценарии и возможность управления.

Для нашей группы таким «сокровищем цивилизации» стал интерактивный пол.

Он устроен таким волшебным образом, что реагирует на любое движение человека. Вмонтированный в потолок проектор проецирует изображение на пол,

а специальные сканеры ловят движения человека в пространстве проекции и реагируют на это, моментально изменяя картинку в соответствии с этими движениями.

Дети вряд ли догадывались о существовании такого «чуда» человеческого изобретения, и, когда я им предложила сыграть в футбол на таком полу, они были просто в восторге.


Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей. Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.



Вообще детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, паззлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги. А с каким восторгом ребенок примется изучать, например, географию, когда географическая карта начнет в буквальном смысле оживать перед глазами: интерактивная поверхность легко может перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или берег моря. А подвижные детские интерактивные игры! Сколько восторга вызовет игра в классики, футбол или бадминтон. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения (игры).


Использование этой проекционной системы в ежедневной работе дает возможность самостоятельно создавать свой мир: достаточно вступить в зону проекции, и система будет отвечать на каждое ваше малейшее движение, от которого будут зависеть и графический эффект, и ход игры. Причем все будет происходить в режиме реального времени.


В системе заложено 48 вариантов интерактивных эффектов. Это и развивающие программы (картинки, игры, буквы, цифры, развлекательные и релаксационные .


Они сопровождаются как визуальным, так и звуковым материалом.

Управление является интуитивно понятным и простым, при умелом использовании, здесь можно создавать временной цикл работы интерактивных эффектов, самостоятельно изменять любые изображения, звуковое сопровождение, видео контент, скорость работы, и другие параметры.


В комплект системы входят:

Мини-компьютер, встроенный в корпус с Windows 7 OS.

Программное обеспечение, в том числе интерактивные эффекты на выбор.

ИК-камера, которая отслеживает изменение координат.

ИК-прожектор.

Широкоугольный проектор.

USB-ключ, а также кабели и управление.

Все оборудование – высокого качества и соответствует требованиям безопасности.

Использование ИАП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Однако, следует помнить, что качество использования ТСО должно быть уместным, целесообразным, чтобы воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников.

При использовании интерактивных средств обучения соблюдаются следующие условия:

Методическая обоснованность;

Обеспечение высокого качества подачи материала;

Системность применения.

Для организации непосредственной деятельности с детьми с использованием оборудования «интерактивный пол» необходимо определить тему, цель и тип занятия. Продумать все этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной системы (например, физминутки, релаксационные паузы и др.); отобрать из резерва системы наиболее эффективные средства.

Продолжительность отобранных материалов не должна превышать санитарных норм.

Заключение.

Информационные технологии являются важным средством

формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации

интерактивных методов общения и обучения. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для занятий с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивного оборудования развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.

Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы. Активное и умелое использование педагогом возможностей информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности, становится для ребёнка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности. Как показывает практика, при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Именно поэтому, каждый педагог должен стремиться к созданию необходимых условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.