Точильный станок для коньков своими руками. Самостоятельное изготовление заточного станка для коньков. Признаки, что инвентарь нуждается в заточке

Правильная заточка коньков - очень важна, особенно для тех, кто профессионально занимается зимними видами спорта. Да и для других это будет очень интересно и познавательно, ведь согласитесь, что кататься на хорошо заточенном лезвии - гораздо приятнее, нежели «ползать» на изношенных. Как заточить коньки дома? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.

Как правильно заточить коньки: доступно ли это каждому?

Многие из тех, кто покупает новые коньки, совершают одну и ту же распространенную ошибку. Они уверены, что в этом случае, заточка их не обязательна. Новый продукт - это не значит, что он идеально подходит именно для вас, ведь контуры лезвий, которые идут по умолчанию с завода, не для всех. Лучше даже сказать по-другому: они подойдут единицам.

Благо, нам никто не мешает самостоятельно сделать из профиля лезвия то, что нам необходимо.

Один из вопросов, которые задают любители или новички - зачем вообще нужно затачивать коньки? На то есть несколько причин:

  1. Вы получаете больше удовольствия от езды на льду и ощущаете уверенность;
  2. При хорошо заточенном лезвие, баланс лучше контролируется;
  3. Гораздо легче осуществлять ускорения и другие маневры, к примеру, вращения;
  4. И, конечно же, скольжение. Оно лучше.

При покупке коньков забудьте о том, что коньки из кожи, якобы, имеют лезвие лучше по качеству, нежели другие виды. Это миф.

Как правильно заточить коньки дома

Если думаете, что это простая задача - глубоко ошибаетесь. Обычно, спортсмены, обращаются только к профессионалам, чтобы те выполнили им работу по балансировке и заточке лезвий. Ведь малейший промах в этом — и пиши пропало. Фигуристка или фигурист потеряет равновесие, лезвие перегреется, на повороте не сможет удержаться. Как результат - болезненные травмы, падения. Так что, ежели собираетесь заняться спортом всерьез - необходим только умелый мастер, который знает под сотню различных нюансов и сделает вам то, что нужно. Ну а если вы так, покататься любите, тогда в том, чтобы самому провернуть данную процедуру - нет ничего плохого. Главное - желание, руки и инструмент.

Итак, для того, чтобы самому заточить коньки без специальных приспособлений, нам необходимо:

  1. Тиски, которые позволят зажать коньки кверху лезвием. Без этого вам придется туго и ожидаемый результат получить точно не удастся;
  2. Небольшой тонкий круглый напильник, иначе именующийся надфилем, диаметр которого будет равен толщине конька. Он нам понадобится, чтобы сделать желобок лезвия ровным;
  3. И последнее, необходимо изготовить из бруска дерева кое-какое приспособление. Для этого пропиливаем продольное отверстие,идентичное ширине лезвия коньков и по глубине на высоту лезвия. К самой глубине паз нужно расширить настолько, чтобы туда вошел напильник.

Сам процесс не сложный, но требует упорства и внимательности.

Распишем по порядку, что и как делать:


Как можно увидеть из фото - остались насечки. Это не страшно и так происходит всегда, даже если используют специальный станок. В дальнейшем их убирают.

Окончательная заточка коньков, доводка лезвия

Естественно, бросать работу на полпути не стоит. Самое страшное уже позади, осталось немного «отшлифовать» результат.

Для этого нам понадобится обычный напильник (по тоньше), который необходимо обернуть наждачной бумагой. Кстати, подойдет и тот, что вы использовали при проделывании углубления. Убирайте все насечки, но будьте аккуратны, старайтесь не трогать кромки.

Вот и все. Как говорится, не так страшен черт, как его рисуют. Катайтесь на здоровье и получайте двойную порцию удовольствия. А если хотите большей наглядности, посмотрите видео:

Привет, друзья!
Ну вот началось у нас лето, а готовиться к зиме нужно сейчас, чтобы не быть похожим на ту черепашку из старого советского мультика, которая всегда не успевала в нужное время года. Всех любопытных прошу в гости под кат.

Катаясь на коньках на городских открытых катках не стоит доверять постоянству ледового покрытия, ибо асфальт скрывается везде, но 5-10 таких ям и коньки потихоньку начинают получать закусы на гранях лезвия.
Долгое время меня не покидала мысль: «Если китайцы подделали апекс эдж про для заточки ножей, и довольно качественно, значит они могли придумать приблуду для заточки коньков?». И таки да, придумали (или скопировали) вообщем неважно, сабж существует, долго не думая, нашел его на али, схватил карточку, заказал и ждал.
Что говорить, на али таких устройств больше не нашел, да и у продавца заказов на него по пальцем одной руки сосчитать можно.
Отмечаю сразу, я не говорю о том, что это профессиональная точилка и она является панацеей, нет, увольте. Это всего лишь карманное правило и не больше.
P.S. Фото делаются мобильником, снова же камнями не бросаться.

Товар с трек номером RC229190690CN пришел довольно быстро, от отправки до получения прошло всего 20 дней (эх, всегда бы так). Я взял все извещения и пошел получать подарки китайского деда мороза.




В руках маленький ничем не приметный конвертик, вес которого всего 42 грамма, внутри заветное правило.










Вес точилки всего 32 грамма, просвет между стенками 3,2 мм.

Внутренний мир его ограничен, но никак не скуден. 5 болтов, 5 пластиковый шайбочек.


А так же бочонок с алмазным (по заявлению продавца) покрытием, диаметром около 12 мм.


После заточки ложбинка на коньке становится глубиной 0,25 мм.

Слишком уж много времени уделено этому маленькому герою из Китая, пора ознакомить Вас, дорогие читатели, с принципом его действия и моим примитивным методом заточки покалеченных коньков.
Про коньки стоит сказать пациент скорее жив, чем мертв, но моя тяга к прекрасному, а так же желанию сэкономить привели к следующему эксперименту.
Первый конек с зафиксированными побоями отправляется в переявзочную




Перед началом «заточки» по методу апекс эдж про я провел по полигону испытаний маркером, для изучения равномерности снятия слоя металла.
В целом, результат меня более чем удивил, снятие идет более менее равномерное, грешу на заводскую заточку, ибо коньки - небезызвестные Nordway из спортмастера.


Процесс заточки до боли прост - насаживаем сабж на лезвие, даем небольшое давление на камень и двигаем от носа до кормы до полного исчезновения следов меркера. В целом процесс заточки одного конька занимает минут 10-15, после чего перед нами предстает такая картина:




Срезается ли ноготь о грань? Ответ: да
Стоит покупать? Снова же отвечаю да! Покупку обходится рублей в 350-400, одна заточка по рыночным ценам 150 рублей. Судите сами.
Спасибо за внимание.

Катание на коньках – один из популярнейших видов спорта. Однако со временем комфорт езды может значительно снизиться. Это связано с потерей лезвием первоначальной формы. Единственный выход – сделать его заточку. Если нет желания (или возможности) обращаться в специализированный сервис – эту работу можно сделать самостоятельно.

Немного о специфике заточки

Главной ошибкой новичков являются попытки сделать лезвие максимально острым. Это приведет к потере устойчивости и как следствие – возможному травматизму. Если внимательно присмотреться к торцу лезвия, то можно увидеть канавку. Она фактически формирует 2 плоскости соприкосновения с ледовым покрытием. Под действием силы трения лед тает, формируя водяную прослойку. Именно она способствует лучшему скольжению.

Конфигурация лезвия конька

Основные коньков в домашних условиях заключаются в следующем.

  1. После ее выполнения конфигурация лезвия должна быть максимально приближенной к изначальной заводской.
  2. Отсутствие заусенец или неравномерной толщины каждой плоскости лезвия.
  3. Наличие соответствующих инструментов.

Для справки – глубина канавки для фигурного катания составляет около 5-6 мм. Это способствует лучшей маневренности, но влияет на устойчивость. Чем глубже проточка – тем легче устоять на коньках. Для хоккейных моделей этот параметр обычно равен 20 мм. Конькобежные же имеют самую глубокую канавку – до 45 мм.

Методы

Заточка лезвия сводится к восстановлению исходных размеров желоба. Для этого можно применять ручной или электрический инструмент. В случае нечастого пользования коньками можно ограничиться простым надфилем, установленным на деревянный брусок. Но если катание происходит часто или в доме несколько любителей этого зимнего вида спорта – рекомендуется использовать электроинструмент.

Надфиль

В качестве основных инструментов понадобятся тиски, надфиль (круглый) соответствующего диаметра и деревянный брусок. Последний имеет П-образную форму, в канавку которого крепят надфиль.

Ручная заточка

Закрепив конек в тисках, нужно выполнить следующие действия.

  1. Брусок с надфилем устанавливают на переднюю часть лезвия и обратным движением намечают контуры канавки. Если заточка не выполнялась давно, то возможно полное отсутствие желоба.
  2. Наметив линию глубины, сравнивают размеры будущих ребер. Они должны быть полностью одинаковы по толщине.
  3. Прикладывая большие усилия, выполняется углубление выемки до тех пор, пока не будет достигнуто нужное значение.

Окончательный этап – устранение заусенец. Это можно сделать с помощью мелкозернистого напильника или плоского надфиля.

Шлифовальный круг

На закрепленную «болгарку» или дрель крепится шлифовальный круг, толщина которого должна быть меньше ширины проточки на 0,5-1 мм. Конек следует зафиксировать с помощью струбцин на стальном уголке. Внимание – его высота должна регулироваться.

Заточка с помощью электроинструмента

Затем вручную намечаются контуры выемки. Заточка выполняется от передней части лезвия. Таким образом, даже при наличии незамеченных заусенец они не сильно скажутся на качестве скольжения.

Кто любит проводить время на катке, или с удовольствием играет в хоккей, или увлекается скоростным бегом и спуском на коньках, тем необходимо заботиться о заточке коньков. От их состояния зависит безопасность, удобство, спортивные показатели, в итоге – степень удовольствия от любимого занятия.

Выясним, как наточить коньки в домашних условиях, чтобы экономить деньги и не слишком часто обращаться к профессиональным точильщикам.

Как избежать ошибок

Частое заблуждение – будто любые коньки можно затачивать, как кухонные ножи, оставляя одну острую кромку. Этот способ напрочь лишает спортсмена устойчивости, ухудшая сцепление со льдом, которое обеспечивает специальный желобок (канавка) на лезвии.

Под воздействием трения двух плоскостей лезвия, сформированных желобком, лед тает – и в канавке образуется тончайшая водяная прослойка, улучшающая скольжение. Причем благодаря канавке трение усиливается.

  • Подходящая глубина желобка для фигурного катания – 5-6 миллиметров.
  • Если коньки часть хоккейной экипировки – 20 мм.
  • Для конькобежцев – до 45 мм.

Полозки без канавок подойдут только экстремалам, выписывающим финты на льду, или любителям неспешного прогулочного катания, очень уверенно стоящим на коньках. В остальных случаях необходимо точение с желобком, чтобы не увеличивать опасность травмироваться.

Поскольку заточка коньков в домашних условиях – достаточно трудная процедура, ее не стоит проводить без реальной потребности.

Признаки того, что заняться точением необходимо:

  • Канавка отсутствует, хотя нужна, или покрылась ржавчиной, или ее структура нарушена;
  • При повороте лезвия уходят в сторону;
  • При отталкивании полозья проскальзывают.

Если же, к примеру, на лезвиях просто образовались заусенцы, достаточно зачистки наждаком либо мелкозернистым напильником.

Первое затачивание новых коньков специально под спортсмена-любителя рекомендуется все же заказать профессионалам. Особенно хоккейных, ведь специалист учтет вес хоккеиста, позицию (нападающий, защитник или вратарь), стиль катания. В городе, где есть ледовая арена, найдется и точильщик со специальным оборудованием, о цене можно договориться – здесь торг уместен. В остальных случаях – вполне оправдана самостоятельность.

Подготовка к заточке

Прикидывая, как заточить коньки в домашних условиях, следует помнить пять правил:

  1. Для точения используется только рекомендуемый инструмент, который должен быть тверже стали, из которых изготовлены полозья;
  2. Плоскости лезвия (ребра) после точения должны быть равномерной толщины;
  3. Надо стараться сохранить или восстановить исходную конфигурацию лезвия;
  4. Подошва лезвия точится под прямым углом к ребрам.

Есть мнение, что вторая и все последующие заточки полозьев заключаются именно в восстановлении изначальных размеров канавки.

Заточка

В домашних условиях можно прибегнуть к одному из двух способов – заточка с помощью надфиля либо шлифовального круга. Первый более простой технически, но и более трудоемкий, требует больших физических усилий, подходит для нечастого пользования коньками. Второй более быстрый, но требует более сложных инструментов, рекомендуется катающимся или играющим в хоккей часто.

Надфилем

Требуются:

  1. Тиски;
  2. П-образный деревянный брусок;
  3. Круглый надфиль подходящего диаметра.

Надфиль вставляется в брусок, конек зажимается в тиски. Брусок следует установить на переднюю часть лезвия и наметить контуры желобка обратным движением.

Сравнив ребра и убедившись, что их толщина будет одинаковой, делается выемка нужной глубины. После чего плоским надфилем или мелким напильником убираются заусенцы.

Шлифовальным кругом

Требуются:

  1. Пила «болгарка» или электродрель;
  2. Шлифовальный круг, на 0,5-1 мм Уже ширины проточки;
  3. Стальной уголок и струбцины либо другое приспособление с регулировкой высоты для крепления конька.

Закрепляется конек, вручную намечаются контуры канавки. Выполняется заточка «болгаркой» или закрепленной дрелью, начиная от передней части лезвия и регулируя высоту.

Проверка

Убедиться в правильности и совершенстве заточки позволит проверка в четыре этапа:

  1. Осмотреть лезвия – ребра должны получиться симметричными, без щербинок и сколов;
  2. Взять кусок тонкой пластмассы и провести по лезвию на каждом участке с одинаковым усилием – конек наточенный хорошо, если на пластмассе образовались царапины одинаковой глубины;
  3. Поставить коньки на лед – хорошо заточенные будут стоять прямо, не кренясь набок;
  4. Надеть коньки, выйти на лед и убедиться, что они не проскальзывают при отталкивании.

Заметив недочеты, следует повторять процедуру, пока результат не будет на все 100% удовлетворительным.

С каждым годом растет популярно^ хоккея с шайбой. При школах, ЖЭКах, клубах и просто во дворах создаются тысячи детских команд. Ребята с азартом играют в хоккей и добиваются неплохих результатов. Но спросите юных хоккеистов: кто им точит коньки! И наверное, каждый с огорчением ответит: «Папа, взрослый брат... Ведь специальных стакков для заточки коньков у нас пока нет, а наточить коньки на электроточильных станках - непростое дело».

Конструкторы Л. Панферов и Е. Забродин разработали для вас, ребята, станок для заточки кокьксз. Он прост б обращении, точен и безопасен в работе. Сделать его можно в школьной мастерской.

@н состоит из электродвигателя, узла шлифовального круга, рычажной системы с зажимог/i, устройства для правки шлифовального круга и электромонтажных деталей.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ на этом стайке асинхронный однофазный АВЕ062-2 (мощность 180 Вт, напряжение 220 В, скорость вращения вала 28С0 об/мин).

Подойдут н другие электродвигатели тех же габаритов, мощностью не менее 120 Вт. И не только асинхронные, но н ноллекторные. Правда, для коллекторного вам придется собрать регулятор числа оборотов (см. приложение «ЮТ» в № 3, 1976 г.). Максимальное число оборотов ДЕигателя - 4 тыс. об/мин.

УЗЕЛ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА. Для станна подойдет любой плоский шлифовальный круг, наружный диаметр ното-рого не превышает 175 мм, а толщина 8 мм. В данной конструкции использован шлифовальный круг типа ПП 175х Х8Х51 К-Э (наружный диаметр 175 мм, посадочный - 51 мм, толщина 8 мм, на керамической связке, электрокорундовый).

На вал двигателя можно крепить и круги с посадочным диаметром 32 мм и толщиной 6 мм. В этом случае кольцо 5 снимается (см. рис. «Узел шлифовального круга»). а

Обратите внимание: на станне нет шпинделя, шлифовальный круг надевается на фланец 1, который крепится на валу электродвигателя.

Во фланце 2 имеются резьбовые отверстия под винты МЗ. Ими балансируют шлифовальный круг.

РЫЧАЖНАЯ СИСТЕМА С ЗАЖИМОМ, пожалуй, наиболее оригинальный узел нашего станка. И вот почему. Многие иные хоккеисты пытаются затачивать свои коньки «под желобок», кан обычно это делают опытные. спортсмены, но, как правило, ничего у них не получается - ведь чтобы проточить на лезвии конька ровную нанавку, нужен хороший глазомер и твердая рука. А этих качеств наи раз и не хватает юным спортсменам. На станке же с рычажной системой сделать это легко.

Правильно установленный в зажиме конек благодаря рычагам как бы автоматически занимает положение, параллельное камню станка, и поэтоглу юному мастеру остается лишь плавно подвести лезвие к шлифовальному кругу и проточить канавку.

Рычаги установлены на резьбовых конусах, и поэтому их легко регулировать по высоте.

Детали рычажной системы изготавливайте с особой аккуратностью, ведь от их качества во многом зависит качество заточки ионька. Готовые детали 13, 15 и 17 закалите до твердости HRC 40-44 (конусные поверхности этих деталей должны иметь шероховатость не более 2,5). Как можно точнее разметьте отверстия год конуса и пальцы на рычагах 12 и 14 (несоосность не более 0,03 мм, нс-параллелькость не более 0,02 мм).

Помните, что сверлить отверстия и нарезать резьбу следует только после окончания сварочных работ.

Приваривая втулки к кронштейну 9, воспользуйтесь таким приемом. Наденьте втулки на стержень 0 10Х, установите его перпендикулярно основанию станка и прихватите втулки сварной. Убедив-

Станок

для заточки коньков

шись, что они зафиксированы правильно, приварите их окончательно к нрон-штейну.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА. Затачивать ноньки «под желобок» можно только таким камнем, рабочая поверхность которого имеет форму полуокружности. Обычно начинающие хоккеисты протачивают на нонь-ках мелннй желобок (радиус канавки на лезвии 30 - 35 мм), а опытные спортсмены - глубокий (радиус 10-15 мм).

Приспособление для правки камня Позволяет получать любой радиус заточки в пределах от 10 до 35 мм. Для обработки шлифовального круга в нашей конструкции используется алмазный на-рандаш ЦЗ.

Предположим, вам нужно заточить камень под радиус 20 мм. Отвинтите винт 3 и установите стакан 2 так, чтобы левый торец его оказался напротив деления 20. Зафиксируйте винтом 3 стакан 2 и, плавно вращая виит 9, подведите алмазный карандаш к камню. Теперь внлючите двигатель и, аккуратно поворачивая рычаг 5 вверх и вниз, обработайте шлифовальный круг. Камень подготовлен к работе.

ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ ДЕТАЛИ. Станок подключается к электросети гибким двухжильным кабелем (сечение токове-дущих жил не менее 0,5 мм 2). Для управления станком и предохранения электродвигателя от перегрузок использованы переключатели мгновенного действия ТП1-2 и предохранитель ПК-30-1 на ток 1А. Они устанавливаются на кронштейне по месту.

Итак, мы рассназали вам о назначении основных узлов и деталей станка, коротко познакомили с их устройством. Мы не говорим, как вытачивать ту или иную деталь, потому что работе на стан-нах вас учат в школе. Но обращаем ваше внимание на неноторые наиболее важные моменты СБОРКИ СТАНКА.

Сборку начните с узла шлифовального круга (см. рис.). Сначала на фланец 1 установите прокладки 5 с шлифовальным нругом, потом фланец 2. Затяните собранные детали гайнами 4 и закрепите на валу весь узел. Отбалансируйте

камень. Завинчивая винты в отверстия

фланца, постарайтесь отрегулировать кг-и.ень так, чтобы после остановки он не вращался в противоположную сторону.

Вставьте ось 11 в верхнюю втулку нронштейна 9. Установите рычаг 12 в прорезь кронштейна и пропустите ось

11 через отверстие 0 ЮА. Наденьте шайбу 10 и наверните гайку на ось. Введите ось (резьбовую часть) в нижнюю втулку кронштейна, законтрите ось второй гайкой. Теперь заверните конусы 13 в резьбовые отверстия рычага 14 тан, чтобы их конусные части выступали не более чем на 1,5 мм, вставьте рычаг 12 в паз рычага 14 и, поочередно завинчивая конуса, добейтесь в соединении минимального люфта.

Затем соберите зажим. Наденьте на винт 4 гайну 1, вставьте в отверстие вкнта стержень 0 4 мм и длиной 60 мм и расплющите его ненцы. Завинтите винт 3 до упора и, вставив в отверстие норпуса 6 прижим 5, заверните в него винт 4, предварительно завернув гайку 2 до упора, а затем законтрив ее гайкой 1. Вставьте сборну концом детали 17 в отверстие рычага 14 и затяните но-нус 15 так, чтобы люфты были минимальные. И, наконец, придерживая ключом конус 15, затяните гайку 16.

Осталось собрать устройство для правни шлифовального нруга (см. рис.).

Заведите винты М4Х16 с шайбами в ограничитель 10. На винт 9 установите ограничитель и направляющую нрыш-иу 11. Закрепите всю сборку на корпусе 14. Затем наверните резьбовую втулку 13 на винт 9 и установите крышку 12. Корпус 14 закрепите на основании 6 винтами М4 и установите рычаг 5 на поводке 7. Заверните ручку 8 на ось рычага 5 и законтрите ее винтом МЗ с шайбой. Вставьте карандаш и шайбы 4 в стакан 2, завинтите винт М4Х40. Зафиксируйте стакан в отверстии рычага винтом 3. Проверьте положение карандаша относительно камня 5: алмаз должен находиться посередине рабочей части шлифовального круга. Если нужно, подложите под основание 6 картонные прокладки.

РЕГУЛИРОВКА. Станок собран, но, прежде чем начать на нем работать, необходимо окончательно отбалансировать шлифовальный нруг, отрегулировать положение конька в зажиме и проверить, параллельны ли верхние нргикки рычагов плоскости шлифовального круга.

Собирая узел шлифовального нруга, вы частично уже отбалансировали камень. Теперь доведите это дело до конца. Круг должен вращаться плавно, без вибраций.

Чтобы определить правильное положение конька в зажиме, осторожно прикоснитесь серединой лезвия к шлифовальному кругу. Если продольная ось лезвия совпадает с вершиной дуги шлифовального круга, значит, конек занреп-лен правильно. Если нет - отрегулируйте его положение нижней и верхней гайками. И наконец, проверьте, правильно ли, без переноса перемещаются рычаги

Подведите нонек передней частью лезвия к шлифовальному кругу и проверьте отклонение продольной оси лезвия от вершины дуги камня. Точно так же проверьте и заднюю часть лезвия. Продольная ось лезвия должна совпадать с вершиной дуги камня по всей длине конька. Исправить дефект можно регулировкой положения двигателя на кронштейне.

Теперь на станке можно точить конь-ии. И еще одно, последнее условие - не забывайте о технике безопасности.

Л. ПАНФЕРОВ Рис. Н. КИРСАНОВА и Е. ЗАБРОДИНА

вместе е щрузьпми