Финишная обработка корзины. Как и чем красить газетные трубочки для плетения Чем покрасить корзинку плетеную из соломки

Окрашивание лозы применяют для усиления естественного цвета древесины, выравнивания его при неравномерной окраске, придания нового цвета поверхности, для чего используют красители, пигменты и протравы. Окрашивание способно не только изменить внешний вид изделия, но и защитить его от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей, а также в какой-то степени предотвратить старение.

Красителями являются растворимые органические красящие вещества естественного происхождения или синтетические. Красители должны быть светостойкими, обладать ярким цветом, высокой способностью глубоко проникать в древесину (дисперсностью), не вуалировать текстуру древесины и легко растворяться в воде, спирте, ацетоне и других органических растворителях.

Дерево, в том числе и прутья для плетения из ивы, можно окрасить в любой цвет и придать обыкновенным ивовым прутьям или ивовым лентам цвета более ценной породы дерева. Кроме окраски в любой цвет и имитации существует золочение, серебрение, бронзирование и другие виды отделки. Однако не все деревья одинаково воспринимают крашение. Так, мягкие и рыхлые породы окрашиваются труднее твердых. Окраска может быть светлой и слабой, темной и густой.

Каждое дерево имеет свою натуральную окраску, а заготовленные заранее прутья или ленты темнеют, со временем приобретая разные оттенки, которые зависят даже оттого, где хранится материал. Чистота и ровность окраски очень зависит от предварительной подготовки прутьев и их очистки. Поэтому, прежде чем приступить к окраске, необходимо тщательно обработать, отшлифовать плутья или ленты, приготовленные для плетения наждачной мелкозернистой шкуркой.

В качестве естественных красителей издавна применяют отвары из листьев, цветов и плодов растений, например отвар из кожуры грецких орехов – ореховую морилку; отвары кофе, чая, цветов шафрана и др.

Синтетическими красителями являются сложные органические вещества, которые получают из каменноугольной смолы. Они подразделяются на прямые, основные, нигрозные, кислотные и др. В мебельном производстве применяют преимущественно кислотные красители. Они окрашивают древесину в яркие чистые тона и обладают удовлетворительной светостойкостью. Кислотные красители хорошо растворяются в воде, их можно смешивать между собой. Химической промышленностью выпускаются готовые смесевые красители для дерева под номерами, наибольшее применение из которых имеет: красновато-коричневые № 3 и 4 – для окрашивания в тон красного дерева, светло-коричневые – № 5, 6, 7, 16, 17 – для окрашивания в тон светлого ореха, темно-коричневые № 8, 9, 15 – для окрашивания в тон темного ореха.

Водорастворимые красители применяют в виде растворов 1 – 4%-ной концентрации. Для смягчения жесткости воды добавляют 0,1% кальцинированной соды. Воду для растворения красителя нагревают до температуры 80 – 95 градусов Цельсия. После полного растворителя красителя раствор охлаждают до 30 – 40 градусов и фильтруют через четыре слоя марли. Чтобы получить ровное и глубокое окрашивание древесины, в раствор рекомендуется вводить 2 – 4% нашатырного спирта.

Из спирторастворимых красителе й применяют красный светопрочный № 32, красно-коричневый № 33 и орехово-коричневый светопрочный № 34. Они предназначаются для крашения древесины и подкрашивания мебельных лаков. Применяются в виде 0,1 – 0,5% – ных растворов в этиловом спирте.

Из других красителей для окраски древесины применяют нигрозин – черный краситель. Спирторастворимый нигрозин светостоек и применяется для окрашивания политур и лаков. Водорастворимый нигрозин малосветлостоек и применяется для крашения древесины.

Протравы – это некоторые неорганические соли и основания, вступающие в химическое взаимодействие с дубильными веществами, содержащимися в древесине, в результате чего образуются цветные соединения. Породы, не содержащие дубильных веществ, также могут окрашиваться протравами, если их предварительно обработать такими веществами, как экстракт дубовый дубильный, пирокатехин, пирогаллол. В качестве протрав применяют соли калия – хромовокислую и марганцовокислую; соли железа – хлорную и сернокислую; алюминиево-калиевые квасцы; аммиак и т.д. Хромовые, марганцовые и медные соли, а также аммиак дают на древесине коричневые и желто-бурые окраски, соли железа дают окраски синевато-серые и черные.

Протравы применяют в виде 0,5 – 5%-ных водных растворов. Окраска получается прочной, водо– и светлостойкой, текстура древесины не вуалируется, а проявляется. Недостатком протрав как красящих веществ является ограниченное количество получаемых цветовых тонов, а также зависимость цветового тона от колебаний химического состава древесины (содержания дубильных веществ), поэтому результаты, полученные на одном изделии, могут оказаться невоспроизводимыми на другом. Протравы применяют лишь в индивидуальном производстве, при реставрации мебели и т.д.

Окрашивание древесины может быть поверхностным или глубоким, осуществляемым методом глубокой пропитки. Метод глубокой пропитки часто применяют для изменения цвета древесины.

При отделке деталей или изделий в собранном виде применяют поверхностное окрашивание , при котором краситель проникает в древесину неглубоко – на глубину 0,1 – 0,2 мм.

К этому моменту наша корзина уже готова и имеет примерно такой вид, как показано на иллюстрации. Во время плетения и обработки лозы, на ней неизбежно остаются микронеровности, шероховатости, заусеницы, микросколы. Наша задача на данном этапе, устранить все эти изъяны поверхностей . Для этого нам нужно сперва пройтись по всей поверхности корзины тонкой наждачной бумагой, а затем - шерстяной тряпочкой. Особое внимание при полировке следует уделить ручке, а также обручу и участкам корзины с очищенной лозой. Должна получиться приятная на ощупь поверхность.

Морение

Наверняка вы видели корзинки с оттенком , темнее натурального или вообще покрашенные в другие цвета. Это достигается путем морения - обработки древесины морилкой. Лично я считаю, чтобы добиться эффектного вида корзины, достаточно покрыть корзину лаком. Но если вам нужно нечто большее, можно обработать корзинку морилкой . Морить свою корзину или нет - решать вам.

Разного цвета морилки продаются в специализированных строительных и хозяйственных магазинах. На корзину состав наносят обычной кисточкой в несколько этапов, добиваясь при этом равномерного окрашивания.

Покрытие лаком

Лакировка корзины придает изделию блестящий, по-настоящему нарядный вид. Помимо эффектного блеска, лак обеспечивает защиту корзины от влаги и механических повреждений.
Для обработки корзины подойдет практически любой из строительных лаков. Однако предпочтение следует отдать натуральным лакам. Для внутренних или наружных работ - не столь принципиально.

Для использования лак необходимо налить в какую-нибудь емкость (баночку, срезанное дно бутылки). Обработка корзины осуществляется кистью средней ширины. Затем, труднодоступные участки следует полакировать более тонкой кистью.

Важно отметить, что лакируется только ручка, обруч, наружные борта и дно корзины. Внутренние поверхности не лакируют! Это нужно для того, чтобы лоза продолжала беспрепятственно сохла. Процесс высыхания будет постепенно продолжаться в течении 2-3 месяцев, пока корзина достигнет своей минимальной массы и максимальной прочности. Корзину обычно сушат при комнатной температуре, в сухом помещении. Не стоит пытаться ускорить высыхание лозы при помощи нагревателей - лак может потрескаться, а лоза дать деформации. Естественное высыхание - это то, что нужно. Тем более, что пользоваться корзинкой можно будет, как только высохнет лак (2-3 дня). Просто сперва она будет слегка тяжеловата. Но влага уйдет и корзинка приобретет оптимальный вес.

04.05.2011 Т. М. Фисанович Обновлено 05.07.12

  • Грунтовка материала
  • Лакирование готовых изделий
  • ПРИГОТОВЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КРАСИЛЬНЫХ РАСТВОРОВ
  • Красные цвета
  • Синие цвета
  • Желтый цвет
  • Зеленый цвет
  • Черный цвет
  • Фиолетовая окраска
  • ПОДДЕЛКА ПОД БОЛЕЕ ЦЕННЫЕ ПОРДЫ ДЕРЕВА
  • Подделка красного дерева
  • Подделка розового дерева
  • Подделка старого дуба
  • Подделка орехового дерева
  • Страница 3 из 17

    Окраска материала для плетения

    Окрашиванием можно изменить, усилить или выровнять цвет, если поверхность материала не имеет одинаковой окраски. Окрашивание применяется и для того, чтобы придать прутьям или лентам цвет ценной породы дерева. Для этого можете использовать различные натуральные и синтетические красители, морилку и протраву.

    Натуральные красители можно получить путем приготовления отваров на основе растений.

    Неорганические соли и препараты, приготовленные на их основе, относятся к протравам, хорошо взаимодействуют с дубильными веществами древесины. Чем больше в древесине содержится дубильных веществ, тем сильнее и быстрее произойдет изменение цвета. При малом количестве дубильных веществ перед тем, как нанести протраву, обработайте материал дубильным дубовым экстрактом, пирогаллолом или пирокатехином.

    Большой популярностью пользуются хромовокислая и марганцовокислая соли калия, хлорная и сернокислая соли железа, квасцы и аммиак. Для окрашивания приготовьте слабый раствор препарата: от 0,5 г до 5 г на 100 мл воды.

    После обработки древесного материала водными растворами может подняться ворс, который надо сгладить мелкозернистой наждачной шкуркой.

    Чем тверже и прочнее древесина прутьев, тем легче она окрашивается, тем ровнее получается цвет. Если вы хотите окрасить материал в темный цвет, изначально выберите наиболее темные прутья и ленты, потому что тогда вам потребуется меньше краски. Светлый материал можно выбирать для окрашивания, как в светлые, так и в темные тона. Только учтите: чем больше разница в цвете, тем больше вероятность неравномерной окраски.

    Как уже было сказано выше, перед покраской необходимо обработать материал наждачной шкуркой. Опилки удалите щеткой или сухим ватным тампоном (из-за привычки смахнуть пыль рукой вы можете оставить на поверхностях масляный след).

    Необходимо знать: лишь немногие красящие вещества допускают окраску холодным путем, большинство же требует подогрева. Окрашивание можно производить только сухого материала. Чтобы окрасить материал в нужный цвет, вам придется воспользоваться одним из трех способов: вымочить, окрасить кистью или пропитать губкой.

    При вымачивании материал хорошо прокрашивается, получается достаточно глубокий и насыщенный цвет. Если вы наносите красящий состав губкой, это занимает больше времени и внимания, потому что в этом случае материал надо смачивать как минимум 3 раза. Кисточкой можно только сгладить все недостатки, которые получаются при окрашивании губкой.


    Некоторые плетеные изделия или их отдельные части окрашивают (протравливают) анилиновыми красителями, предварительно погрузив изделия на короткое время в раствор квасцов или поташа, чтобы устранить влияние имеющихся в иве дубильных веществ. Для одноцветной окраски на 10 л воды требуется три-четыре пакетика краски желаемого цвета. Краску растворяют в горячей (60...80°С) воде, в которую добавляют две-три ложки столового уксуса и выдерживают в ней изделия и материалы 1...3 ч.

    Для прочности окрашивания изделия и материалы лучше вымачивать не в растворе квасцов и поташа, а в растворе, состоящем из 100 г мыла на 4 л горячей воды. Прутья хорошо высушивают и после этого протравливают в анилиновой краске. Предметы больших размеров покрывают краской несколько раз.

    Для окрашивания плетеных изделий можно использовать растительные и некоторые другие красящие материалы:

    а) желтый цвет - отвар вереска багульника, луковой шелухи, молодых березовых листьев, небольшого количества шафрана;

    б) коричневый цвет - отвар веток и коры черной ольхи или побегов и листьев крушины, волчьих ягод; изделия и материалы покрывают 2...10%-ным раствором бейца или 3...5 %-ным раствором марганцовокислого калия и варят 2 ч в растворе: 150 г поташа на 2 л воды. После просушки их снова варят 2 ч в растворе: 50 г пиро- галловой кислоты на 2 л воды;

    в) зеленый цвет - отвар из плауна-дерябы или кипяченых волчьих ягод в уксусном отваре, 150 г мелиловой зелени на 3 л воды; 150 г зеленого малахита и 30 г желтого нафталина на 4 л воды;

    г) серый цвет - 50 г железного купороса на 1... 1,5 л воды (материалы и изделия кипятят около 2 ч, после чего их просушивают и снова варят 30 мин в растворе 30 г пирогалловой кислоты на 1,5 л воды);

    д) черный цвет - изделия смачивают 3%-ным раствором кампешевого экстракта, просушивают и покрывают 2%-ным раствором двухромовокислого калия;

    е) синий цвет - кипятят 2...5 ч в растворе: 1 весовая часть индиго и 20 весовых частей воды; более слабый раствор индиго окрашивает в голубой цвет;

    ж) фиолетовый цвет - смачивают 2%-ным раствором кристаллической английской соли;

    з) оранжевый цвет-кипятят в 2...4%-ном растворе двухромовокислого калия;

    и) красный цвет - обрабатывают раствором, состоящим из 120 г фуксина на 4 л воды.

    Растения и другие красящие материалы кладут в холщовый мешок и варят в дождевой или чистой речной воде.

    Плетеные изделия можно также окрашивать масляными красками. Для этого перед окраской изделия предварительно покрывают олифой, а после того как олифа высохнет, окрашивают не менее двух раз как можно более жидкими красками.

    Эмалевые краски наносят на изделия, предварительно -протравленные водными растворами соответствующего цвета.

    Обжиг. Некоторые детали плетеных изделий (палки и пластины) подвергают крапчатому обжигу или выжигают на них различные узоры. Для крапчатого обжига поверхность палок и пластин обрызгивают раствором глины и обжигают на примусе, после чего глину смывают водой.

    Предварительно нанесенные карандашом узоры выжигают раскаленным острым концом железного прута или специальным прибором - термокаутом.

    Выжигание можно заменить протравой узоров по предварительно нанесенному карандашному рисунку сильным раствором калигипер-манганика, который наносят обыкновенным пером.

    Лакировка. Перед лакировкой изделия хорошо просушивают и очищают. Мебель и другие предметы, которые часто трогают руками, лакируют светлым копалло- вым (масляным) лаком, а все другие - светлым спиртовым лаком.

    Лак наносят как можно ровнее тонкой кистью. После просушивания изделия лакируют второй раз. Белый лак перед употреблением разогревают, поставив сосуд с лаком в горячую воду.