Иван андреевич крылов- жизнь, факты, басни, фотографии. «Главный баснописец своей земли

Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец. Крылов был человеком жадным… жадным до жизни. Жизнь Иван Андреевич очень любил. Каждый миг, каждое мгновение Крылов любил и запоминал, находя в них что-то мудрое и остроумное, отражая это на листе бумаге.

Иван Крылов родился в феврале 1768 года, в городе Москве. Отец Крылова служил в русской армии, был драгунским капитаном. Семья Крылова жила, мягко говоря, небогато. Во время , отец Крылова был командиром Яицкого гарнизона. В 1833 году Крылов поведает Пушкину о своем отце, и тот станет прототипом для капитана Миронова, одного из героев романа Пушкина - «Капитанская дочка».

Ивану Крылову было 9-ть лет, когда отец умер. Семья осталась без средств к существованию. Вскоре мальчику пришлось пойти работать. Работал Иван Крылов в суде, писцом. Грамоте Иван Андреевич обучился дома, от отца ему достался здоровенный сундук, в котором лежали книги. Остальные науки Иван Андреевич Крылов изучал с детьми писателя Львова. Самому писателю, Иван позже, покажет свои стихи, и Львов их высоко оценит. Крылов постоянно занимался самообразованием, и самостоятельно сумел выучить иностранные языки - итальянский и немецкий. Очень любил Иван Андреевич посещать различные мероприятия, где было много народу, люби торги и кулачные бои. Именно на таких мероприятиях, Крылов учился живому разговорному русскому языку.

Пройдет еще время и семья отправиться в , столицу . Мать будет просить у , дать семье пенсию. Прошение будет отклонено. Но так вышло, что Ивану Крылову нашлось место в Казенной палате, он стал работать канцеляристом. Иван сильно увлекся театром и литературой. Он познакомился с . В 16 лет Крылов написал либретто для оперы «Кофейница». В последующие три года своей жизни, Иван Крылов напишет трагедии «Клеопатра» и «Фиоломела», комедии - «Проказники» и Бешеная семья». Имя Крылова стало известно в литературных и театральных кругах Российской Империи. В 19 лет, Иван Крылов потерял мать. На плечи Ивана, взвалилась новая обязанность - содержание брата.

Своему младшему, Крылов помогал всю жизнь. В 1789 году, Иван Крылов сделал 8-мь выпусков журнала сатиры «Почта Духов». Спустя два года, Иван Андреевич купит типографию. В ней он стал издавать журнал «Зритель». В нем Крылов публиковал свои статьи и другие литературные произведения. Иван Крылов написал пьесы «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду», в своих новых пьесах автор высмеял преклонения перед западом, французским языком и их модами. Журнал Крылова просуществовал год. После чего Иван Андреевич отошел от журналистики. Следующие десять лет своей жизни Иван Крылов скитался по провинциям Российской Империи, жил у друзей. Много писал, но не публиковался. Играл в карты. Азартные игры помогали Крылову зарабатывать на жизнь. У князя Голицына, он успел поработать секретарем, и учителем его детей. Когда Иван Андреевич Крылов перестал работать у Голицына, он некоторое время разъезжал по России. Оказавшись в Москве, первым делом отправился к писателю Дмитриеву, и показал свои переводы басен Лафонтена. Писатель посоветовал Крылову всерьез заняться баснями. В 1806 году Иван Андреевич Крылов пишет несколько басен и три комедии - «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья Богатырь». Комедии Крылова, высмеивающих дворян, их пристрастия ко всему западному, имеют большую популярность. Но, несмотря на театральный успех, Крылов театр бросает. В «Драматическом вестнике» печатают 17 басен Крылова, среди которых была и знаменитая «Слон и Моська» .

В 1809 году выходит книга басен Крылова, состоящая из 23 стихов. Книга принесла Крылову большую популярность и уважение в обществе. Крылов писал различные басни, на злобу дня, обличительные и остроумные. За свой творческий путь Иван Андреевич Крылов написал примерно 200 басен, изданных в девяти книгах. Ивану Андреевичу Крылову было суждено стать классиком русской литературы еще при жизни. 2-ого февраля 1838 года в Санкт-Петербурге праздновали 50-летие литературной деятельности Крылова. Приказом императора, в честь Крылова, была выбита специальная медаль. Юбилей прошел очень торжественно. Умер Иван Андреевич Крылов в ноябре 1844 года. Похоронен Крылов в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. 12 мая 1855 года в столице Российской Империи был установлен памятник. Памятник Крылову стал первым памятником в Санкт-Петербурге, установленным в честь .

Иван Андреевич Крылов. Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве - умер 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у , и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»; сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей (Расина, Мольера и Буало), но не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал своё либретто, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова - не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787-1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» - «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель», имея уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер.

В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова - «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794-1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему.

Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников ). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать - 140.

В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Знакома многим из детства. Большинство его знает, прежде всего, как талантливого баснописца, но кроме того, он был замечательным писателем, который создавал также трагедии и комедии. При этом он был еще и переводчиком, журналистом, и статским советником при Императорской АН.

Крылов Иван Андреевич: биография для детей самое главное

Краткая биография Крылова, которую изучают в 3 классе, начинается с рождения писателя. Случилось это в 1769 году. Его отцом был военный офицер, мать хоть и была необразованной, но от природы была наделена умом, поэтому следила за образованием сына. Семья жила не богато.

Детство и юность

Все юные годы будущий писатель проводит в постоянных переездах и после того, как отец ушел в отставку, поселяется в Твери.

Если говорить об образовании, то оно было у Крылова скудное, но это не помешало Ивану стать одним из самых просвещенных людей в своего времени. Благодаря природным способностям, любви к чтению, упорству и настойчивости, будущий писатель занимается самостоятельно и в этом ему помогает большая домашняя библиотека отца. Многие науки Крылов изучает с детьми писателя Львова, которому позже Иван покажет свои стихотворения. Тот в свою очередь даст им высокую оценку, вдохновляя писателя на творчество. Так вот, благодаря самообразованию, Крылов изучает итальянский и немецкий, арифметику, грамоту и другие науки. При этом ему очень нравится посещать народные гуляния, где он учился разговорному языку. Его автор и будет использовать в своем творчестве.

В возрасте девяти лет мальчик лишается отца. Мать в это время пытается добиться пенсии, а будущему писателю приходится подрабатывать писцом, чтобы заработать копейку.
Так как в Твери мать пенсии не добилась, семья переезжает в Петербург, где пытается добиться пенсии там, но также безуспешно. Однако здесь Ивану удается получить место в Казенной палате. С этого момента он работает на должности канцеляриста.

Литературное творчество

Как раз в Санкт-Петербурге Крылов и стал увлекаться литературой и театром. Здесь же впервые он написал либретто. Ему тогда было 16 лет. Позже он напишет первые трагедии и комедии. Теперь имя писателя на слуху.

В 23 года Иван — владелец типографии, где издает журнал Зритель. Там пишет свои работы. Через год, из-за давления властей, журнал закроется.

С 1805 года Крылов переводит басни Лафонтена, после чего Крылов пробует написать свои басни и тут писатель понимает, что именно жанр басни ему больше всего по душе. С этого момента он начинает увлекаться написанием басен, став . В работах он высмеивает все пороки и недостатки людей.

В 1809 году выходит первая книга басен, которая принесла автору славу и известность. Вообще за свою жизнь писатель напишет более двухсот басен.

С 1810 года и до выхода в 1841 году Крылов работает в Публичной Императорской библиотеке.

В 1844 году прерывается биография Крылова, ведь баснописца настигает смерть. Умирает он от воспаления легких.

Если говорить об интересных фактах из жизни Крылова, то хочется сказать, что басни нравилось писать Ивану Крылову больше всего, что он и делал, издав девять сборников.
Говоря о личной жизни, то она не удалась у писателя. Он так и не создал семьи, не имел детей. Хотя, говорят, у писателя был роман с кухаркой, была и внебрачная дочь. Как свидетельство этому был факт принятия в свою семью девочки после того, как кухарка умерла. А позже писатель оставляет все свое состояние и право на издание своих произведений мужу этой самой Александры.

Дата рождения: 13 февраля 1769 года
Дата смерти: 9 ноября 1844 года
Место рождения: Москва

Иван Крылов - выдающийся русский писатель и баснописец. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Его детские годы нельзя было назвать богатыми, его отец был очень бедным военным и офицерский чин получил лишь после 13-летней выслуги.

Его мать также была из простой семьи, была очень набожной и спокойной женщиной. После ухода Андрея Прохоровича Крылова в отставку вся семья переехала в Тверь к бабушке Крылова.

Стоит отметить, что бедственное положение его семьи стало причиной того, что мальчик не мог получить образование и учился грамоте почти самостоятельно, упорство и труд сделали его одним из самых просвещенных литераторов своего времени.

Его отец умер довольно рано, оставив семью без возможности вести полноценную жизнь. Детство Крылова закончилось незамедлительно, он сразу же устроился работать писцом в Тверской суд в возрасте 10 лет. Этого явно было недостаточно для существования семьи, а потому его мать решила переехать в Петербург для того, чтобы получить пенсию от государства.

Жизнь в Петербурге:

Столица России не подарила им беззаботной жизни, матери так и не удалось получить поддержку государства. Крылову удалось строится в канцелярию Казенной палаты, в это же время он начал активно писать. Стоит отметить, что первые же его пьесы стали популярными в светском обществе Петербурга. Немногочисленные, но успешные постановки сразу же сделали его заметной фигурой в театральном мире Северной столицы.

Заработанных средств было достаточно для того, чтобы открыть свой собственный литературный журнал. Каждое его предприятие в литературе было уколом для власти, много сатиры и острословия сделали невозможным длительное существование его печатных изданий. Вопреки указаниям цензуры после закрытия одного журнала он тут же открывал новый.

Такой режим постоянного сопротивления цензуре не мог продолжаться вечно и через некоторое время Крылов отправился в путешествие по России. Чуть менее 10 лет посвятил он постоянному перемещению между разными городами, деревнями и селами, побывал чуть ли не в каждой провинции, пожил на Украине, в Нижнем Новгороде, Саратове и Тамбове.

Наблюдения за бытом русского народа и жизнью разных слоев общества позволили ему накопить огромное количество материала для своих басен. Власти помнили о его бунтарском прошлом и каждое его произведение было под жесточайшим контролем цензуры.

Театры:

После смерти Екатерины II Крылов устроился личным секретарем С. Голицына, он также воспитывал княжеских отпрысков. Здесь же в домашнем театре князя он ставит небольшую трагикомедию "Триумф, или Подщипа". Чуть позже в 1801 году его комедии "Модная лавка", "Пирог" и "Урок дочкам" также стали достоянием публики.

В 1812 году Крылов стал руководить Публичной библиотекой и отдал этому ведомству 30 лет. Он занимался классификацией книг, тщательно собирал самые разные книги, составил обширный славяно-русский словарь.

Личная жизнь:

Официально Крылов никогда не был женат. Однако многие считали, что дочь его кухарки Саша была его собственной дочерью. После смерти служанки он сам воспитывал Сашу, дал за нее приданое, а также завещал все свое имущество и литературное наследие затю. Умер Иван Андреевич 9 ноября 1844 года, причины его смерти до сих пор точно не установлены. Возможно он умер от заворота кишок или получил жесточайшее воспаление легких. Он покоится на Тихвинском кладбище.

Крылов стал первооткрывателем жанра басни для русской литературы, поднимал острые вопросы морали, которые актуальны и по сей день, внес огромный вклад в развитие публичной библиотеки, расширив коллекцию за счет редких книг, составил огромный словарь славянских языков.

Основные вехи жизни Ивана Крылова:

Родился 2 февраля в Москве
- Переехал в Тверь в 1775
- Начало работы писцом в местном суде после смерти отца в 1779
- Переехал в Северную столицу вместе с матерью в 1782
- Постановка комедии "Кофейница"
- Выход трагедий "Клеопатра" и "Филомела" с 1785 по 1786
- Работа над известной комедией "Проказники" с 1787 по 1788
- Смерть матери в 1788
- Открытие, закрытие и постоянное реформирование журналов "Почта духов", "Зритель", "Санкт-Петербургский Меркурий" с 1789 по 1793
- Большое путешествие по России с 1791 по 1801
- Возвращение в столицу, постановка нескольких пьес с 1797 по 1807
- Публикация первого сборника басен Крылова в 1809
- Членство в Российской Академии в 1811
- Начало работы в качестве библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке в 1823
- Публикация двухтомника басен Крылова на трех языках в 1825
- Отставка с государственной службы в 1941 и получение звание академика Петербургской Академии Наук
- Смерть 9 ноября 1844

Занимательные факты из жизни Ивана Крылова:

Крылом обладал отменным аппетитом; есть анекдот о том, как он однажды съел десять пирожков, удивился их ужасному привкусу, увидел плесень в кастрюле с ними и все же доел остаток
- Он был любителем пожаров и старался не пропускать ни одного в Петербурге
- Крылов обожал свой диван и мог долгое время лежать на нем, не вставая; его образ жизни стал прототипом для создания Гончаровым Обломова
- Крылов отличался большим азартом, он проигрывал и выигрывал целые состояния в карты, его даже выслали их обеих столиц за это увлечение
- Он был поклонником петушиных боев и посещал все подобные мероприятия
- Крылов был огромным человеком, очень тучным, но при этом очень легко реагировал на критику и всегда мог ответить еще более остроумно

Иван Андреевич родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Издательская деятельность

Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».

Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Андреевича –