Креативность мышления — выход за рамки. Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых Статус за рамки надо выходить

«Воображение важнее знания»
Альберт Эйнштейн

Так же, как все мы, Эйнштейн вырос в трехмерном мире. Но к счастью, он не был скован ограничениями этого мира. Эйнштейн использовал свое воображение, чтобы выйти за рамки своего опыта в ту Вселенную, где царствует множество измерений. Человеку трудно это представить, но, тем не менее, физики пришли к выводу, что такая концепция точнее отражает реальную структуру Вселенной. Осознать этот факт можно, только если выйти за рамки привычных представлений.

Следующим шагом на пути к эйнштейновскому типу мышления должно стать умение выходить за рамки правил, ограничивающих наш образ мыслей. То, что мы знаем, гораздо сильнее препятствует нашему прогрессу, чем то, чего мы не знаем. Очистить наш разум от предвзятости так же трудно, как выкачать весь воздух из комнаты. Разум, как природа, не терпит пустоты. Что-то должно заменить устаревшие правила.

80
Грэйс Мюррэй, изобретательница компьютерного компилятора, установила в своем кабинете часы, которые шли в обратную сторону. Они напоминали ей и ее гостям, что прецедент не является причиной для сохранения статус-кво. Такие часы оказались прекрасной идеей. Наши пристрастия способны незаметно подавить даже сознательные попытки нарушить правила и вернуть нас к прежнему образу мысли. Для того чтобы выбраться из «колеи» правил и больше в нее не попадать, нам нужна помощь.

Стимулирующие идеи

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к заключению, что дар фантазии значил для больше, чем мой талант к впитыванию
позитивных знаний».
Альберт Эйнштейн

Так же как вы не в силах вытащить себя из глубокой физической колеи без помощи какой нибудь опоры, вы не сумеете вытащить себя из «колеи» правил без помощи какой-нибудь идеи со стороны. Выйти за рамки правил нам помогут семена идей, которые мы будем называть стимулирующими. Стимулирующие идеи указывают нам цели, которые располагаются далеко в стороне от изживших себя решений стоящих перед вами задач. Обдумывание ситуации с точки зрения стимулирующей идеи позволяет увидеть перспективу возможных решений в совершенно другом ракурсе.

Хорошая стимулирующая идея имеет мало общего с задачей, которую вы хотите решить. Она кажется нелепой. Если желаете избавить мир от голода, то очень хорошей стимулирующей идеей может стать обыкновенный гвоздь. Внешне он не имеет ничего общего с голодом. Если между стимулирующей идеей и задачей просматривается

81
явная связь, это значит, что такая идея сама находится в «колее» правил и не может вытянуть вас из нее. Но идея, располагающаяся за границами зоны действия существующих правил, может стать катализатором множества новых ракурсов рассмотрения проблемы, вроде «Каким образом удалось увеличить производство и сбыт гвоздей в сто раз?», «Что может заменить гвозди?» или «Могут ли люди питаться гвоздями?» Объединив идею борьбы с голодом с идеей гвоздей, вы сможете спокойно приступить к обдумыванию возможности питаться насекомыми или генетического снижения скорости обмена веществ. Но без стимулирующей идеи, которая не позволяет дверям вашего разума захлопнуться, вы непременно скатитесь назад, к старому и привычному образу мыслей.

Использование стимулирующих идей может показаться несерьезным. Но тяга к абсурду заложена в нас природой. Если вы попытаетесь следовать логике, ваше мышление быстро вернется в «колею» старых правил. Эйнштейн сумел совершить переворот в физике, представив, как он путешествует верхом на луче света и наблюдает, что творится вокруг, - причудливая мысль, нечего сказать. ,Не менее фантастические мысли понадобятся и вам.

Взрослому человеку трудно воспринимать нелепые идеи всерьез. Кажется, глупо пытаться избавить мир от голода, думая о гвоздях. Поэтому вам, возможно, понадобится помощь в выборе полезной стимулирующей идеи. В противном случае, вы выберете идею, которая как-то связана с поставленной задачей и потому бесполезна. Стимулирующие идеи следует выбирать наугад, Легче всего работать с бредовой идеей, которая навязана вам со стороны, поэтому в следующей главе вам будет предложен целый набор стимулирующих идей и возможность выбрать любую с помощью игральных костей. Не пытайтесь отсеивать их, пока не найдете наиболее приемлемую. Вы должны ощущать неудобство. Разрушение шаблонов противо-

82
речит интуиции. Чем нелепее, тем лучше. Если стимулирующая идея кажется вам разумной, значит, она слишком близка к вашему старому образу мыслей.

«Главное вызвать в себе детскую жажду признания и направить активность пробудившегося в вас ребенка в области, имеющие первоочередное значение для общества».
Альберт Эйнштейн

Сама по себе стимулирующая идея не приведет вас к решению. Это всего лишь отправная точка создания полезных идей. Это просто странная, но отнюдь не лучшая мысль. И все же советую рассмотреть ее по ходу исследования задачи и выяснить, способна ли она вызвать у вас интерес или привести к озарению. Стимулирующие идеи высвобождают ваш природный блестящий талант поиска решений. Это я называю синтезом идеи.

Процесс синтеза идей напоминает вопросы, которые Эйнштейн задавал себе, представляя, что мчится, оседлав луч света.. Исчезнет ли его отражение, если он, двигаясь верхом на луче света, посмотрит в зеркало? Это был глупый вопрос, основанный на абсурдной предпосылке, но он привел к блестящему решению.

Синтез идей перерабатывает мысль в идеи, которые могут оказаться решениями. Благодаря тому, что стимулирующая идея находится вне вашей «колеи», выращенные из нее концепции тоже, скорее всего, окажутся за пределами этой «колеи». В процессе синтеза идеи очищаются, расширяются и трансформируются в ключевые поло-

83
жения нестандартных решений. Непременное условие успешного синтеза - это тщательно продуманная формулировка задачи, которая не даст вам сбиться с курса на получение подходящего ответа. После того как вы выбрались из «колеи», формулировка задачи укажет вам направление поиска верного решения.

Для синтеза хорошей идеи из абсурдных предположении лично я использую шесть способов. Это не единственные технологии работы с новыми концепциями, но вы можете выбрать- любую из них с помощью игральной кости. Если у вас есть другие эффективные методики, используйте их.

Применяя методики синтеза идей, можно выработать ряд полезных привычек. Привычки - это та же «колея» правил, но преимущество правил в том, что их легче ис- -пользовать. Вы можете использовать привычку к синтезу идей для доводки любых новых мыслей, помогая себе увидеть новые возможности ваших идей. А теперь перейдем к рассмотрению моих приемов синтеза идей.

«Самым возбуждающим восклицанием, которое можно услышать в науке, восклицанием, возвещающим о новых открытиях, является не «Эврика», а «Забавно...».
Айзек Азимов

Если вы хотите серьезно подойти к решению трудной задачи, используйте юмор. Любая попытка рассмотреть задачу под совершенно новым углом требует хорошо развитого чувства юмора.

Мозг - это механизм, который является умственным эквивалентом иммунной системы, - он отторгает инородные идеи. Юмор подавляет вашу умственную иммунную

84
систему. Если вы отнесетесь к новой идее с юмором, то сможете глубже проанализировать ее, потому что не отвергнете ее с ходу. Ваш разум.сможет свободно устанавливать другие абсурдные связи со стимулирующе й идеей, вырабатывая больше концепций, необходимых для поиска решений.
Для разрушения шаблонов глубокие идеи не нужны. Нужны идеи, отличные от существующих. Превратите новые идеи в развлечение, чтобы не позволить вашей иммунной системе и системам других людей отвергать их, не рассматривая. Чтобы серьезно проанализировать идею, к ней нужно отнестись, как к шутке. В этом предложении можно усмотреть противоречие, но противоречивость является основой оригинального мышления.

Чтобы создать настроение, подходящее, для работы со стимулирующей идеей, превратите ее в шутку. Попробуйте мысленно нарисовать самую нелепую картину, связывающую вашу задачу с этой идеей. Если вам удалось посмеяться над подобным сочетанием, по меньшей мере, два раза, значит, вы, скорее всего, выбрались из «колеи» и готовы к анализу. Запишите свои мысли и используйте процесс синтеза идей применительно к вашей стимулирующей идее.

86
УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ КАК ЭЙНШТЕЙН
Представьте задачу, которую вы пытаетесь решить, в виде картины, а еще лучше трех картин. Задачи лучше всего рассматривать под несколькими углами. Эти картины можно держать в голове, нарисовать на бумаге или построить из кубиков. Но в любом случае они должны обеспечивать яркое восприятие образов.

Первым делом нарисуйте картину проблемы с ее собственной точки зрения. Представьте, на что она может быть похожа. Какова она на ощупь и на вкус? Что с ней произойдет дальше? Если ваша проблема возникла в результате борьбы двух отделов за право разработки новой технологии, представьте этот спор с точки зрения самой технологии. Вам необходимо воплотиться на практике. Кто сделает это лучше? Что вы дадите в утешение проигравшему?

Затем рассмотрите задачу с точки зрения стимулирующей идеи. Вообразите ее отношение к задаче, даже если для этого вам придется поставить себя на место какого-нибудь камня или глагола. Это даст вам поистине уникальный ракурс. Представьте, что вашей стимулирующей идеей является Жанна д"Арк, присутствующая при споре отделов за право разработки новой технологии. Она знает, что работа должна быть выполнена. Она сделает для этого все. Даже если здравый смысл подсказывает ей, что это не ее забота, она все равно обеспечит успех своей команды. Вы можете сделать то же самое.

И, наконец, рассмотрите основную и стимулирующую задачи с точки зрения ребенка. Детей отличает ясность ума при почти полном отсутствии предвзятости как результата взрослого опыта. Подумайте, какие связи между стимулирующей идеей и основной задачей мог бы заметить ребенок. Как ребенок описал бы их? Как он их нарисовал бы? В данной ситуации весьма полезно обратиться к реальному ребенку.

В нашем случае со спором, кому разрабатывать технологию, ребенок может сказать, что всем хорошим нужно

87
делиться. Даже Жанна д"Арк поделилась бы. Возможно, что новая, составленная из представителей обоих отделов команда лучше всего сумеет позаботиться о том, чтобы технология оказалась максимально выгодной для всех аспектов вашего бизнеса.

После создания каждой картины уделите время поиску новых решений. Они могут оказаться частью вашей мысленной картины. Чем бы вы могли дополнить картину чтобы решить задачу? На что будет похоже это решение? Откуда оно появится?

«Что может быть предметом наблюдения,
решает теория».
Альберт Эйнштейн

У каждой стимулирующей идеи есть характерные черты, которые могут привести вас к десяткам новых идей.

88
Если вашей стимулирующей идеей был гвоздь, используйте характеристики гвоздя для решения задачи.

Разложите вашу стимулирующую идею на составляющие. Из каких частей состоит гвоздь? Каковы характеристики каждой из них? Каким образом связаны эти части? Являются ли функции разных частей различными или похожими?

Подумайте, как можно видоизменить стимулирующую идею. Чем отличается один гвоздь от другого? Сфокусируйтесь на тех характеристиках вашей идеи, которые выставляют приоритетную задачу в новом свете.

Кандидо Джакузи заметил, что водяные насосы, использовавшиеся для гидротерапевтического лечения его сына, были похожи на насосы меньших размеров, выпускавшиеся его фирмой для промышленных нужд. Внеся несколько незначительных изменений в конструкцию, Джакузи спроектировал насос, который позволил оборудовать гидромас-

89
сажные устройства в обычной квартире. Вскоре он понял, что успокаивающие струи воды можно использовать не только для лечения, и ванны с гидромассажем перешли в разряд стандартных бытовых удобств.

Применения

«Люди видят только то, что они готовы увидеть».
Ралф Уолдо Эмерсон

Попробуйте использовать стимулирующую идею в качестве решения. Не обращайте внимания на то, что она не имеет ничего общего с поставленной задачей. Сделайте эту идею частью ответа, даже если придется применить силу.

Такой стиль мышления используется повсеместно в условиях ограниченного количества вариантов. У кочевых племен, странствовавших по Великим равнинам Америки, универсальным решением всех -проблем был бизон. Кроме этих животных, природных ресурсов почти не было. Независимо от рода проблемы, ответ был всегда один - бизон. Как нам перевозить воду? Сделать мешки из бизоньих желудков. Что нам есть? Бизонье мясо. Во что нам одеться? В бизоньи шкуры. На чем нам готовить еду? Жечь сухие бизоньи лепешки. Бизону находили тысячи оригинальных применений, потому что другого выбора не было.

90
Ограничивая число вариантов, вы вынуждаете себя заняться творчеством за границами вашей привычной «колеи». Сами вы никогда не додумались бы предложить стимулирующую идею в качестве решения. Поэтому вы получаете возможность разработать новые, уникальные подходы к решению задачи. Они воплотятся в новые идеи и перспективы, которые могут вырасти в решение. Возможно, вы даже обнаружите, что стимулирующая идея содержит в себе действительно эффективное решение.

Уильям Коулмэн наткнулся на такое решение в одном захолустном городишке, куда его занесла судьба коммивояжера, которым он подрабатывал, чтобы заплатить за обучение в юридическом колледже. Стимулом явилась керосиновая лампа, которая горела ярче и работала дольше, чем любые другие типы ламп на рынке. Коулмэн сделал лампу своим решением. Он активно занялся продажей этих ламп и заработал достаточно денег, чтобы выкупить права на их производство. Вскоре его бизнес стал приносить неплохую прибыль. Когда в связи с электрификацией сельской местности рынок керосиновых ламп закрылся, Коулмэн продолжил развивать свой бизнес, применив технологию ламп для производства обогревателей. Во время второй мировой войны его карманные обогреватели марки «GI» получили всеобщее признание, а выдающийся американский журналист Эрни Пайл поставил их в списке полезных вещей сразу за армейскими «джипами». После войны рост благосостояния и центральное отопление снова «подрубили под корень» бизнес Коулмэна. Но его наследники не изменили блестящему решению, найденному их отцом, и еще больше приумножили свое состояние, переключившись на туристское снаряжение.

Для того чтобы «пришпорить» мысли об использовании стимулирующей идеи в качестве решения, задайте себе следующие вопросы:

■ При каких условиях она сможет решить мою задачу?

91
■ Как нужно изменить задачу, чтобы стимулирующая идея могла стать ее решением?
■ Как можно модифицировать стимулирующую идею, чтобы она могла стать эффективным решением?

Метафоры

«Без этой игры с фантазиями не родилась еще ни одна творческая работа. Сколько мы должны игре воображения, подсчитать невозможно».
Карл Юнг

Языковые приемы метафоры и сравнения мы используем для связи далеких друг от друга вещей и идей. Они приводят нас к еще одной концепции, соединяя ее с чем-то, что мы уже понимаем. Способность метафор соединять идеи можно использовать для выжимания из стимулирующих идей новых интересных соображений. С помощью метафор удается связать совершенно разнородные концепции. Эти связи можно использовать для создания новых моделей мышления, соединяя идеи в цепочку, пока не сформируется новая концепция. Например, карманные аудиоплейеры - это те же автомагнитолы, только для людей, путешествующих пешком.

Чтобы использовать вашу стимулирующую идею в качестве метафоры, свяжите ее с задачей. Что может связать стимул с задачей? Для этого могут потребоваться не-

92
сколько промежуточных звеньев, но таким способом вашу задачу можно связать практически с чем угодно. Если бы ваша задача состояла в том, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки, а вашей стимулирующей идеей являлась Жанна д"Арк, какую метафору вы могли бы придумать? Возможно, так же, как Жанне, вам придется поставить себя в непривычные и необычные условия. Или вам так же, как Жанне, понадобится простодушная и твердая решимость. Вы можете даже отправиться к самому влиятельному музыкальному авторитету на земле и заявить ему, что будущее музыки - это вы.

Выжмите как можно больше концепций из стимулирующей идеи, соединяя ее с третьими идеями. На что похожа стимулирующая идея? Скрепку для бумаг можно сравнить с металлическим кренделем, со скобкой для скрепления промежуточных решений, со смертельным оружием бюрократии. Используйте метафоры для расширения круга рассматриваемых идей, возникающих в результате привязывания стимулирующей идеи к чему угодно. В конце концов, любая вещь приводит вас к чему-нибудь другому, а это другое - к третьему, и так далее до бесконечности.

93
Комбинации

«Все, что вы можете вообразить, реально».
Пабло Пикассо

Бесчисленное множество.разных вещей в нашем мире, от гуся до гранита, состоит из относительно небольшого набора атомов, скомбинированных различными способами. Атомы отличаются друг от друга числом субатомных частиц, которых всего три. В результате все неистощимое разнообразие Вселенной - это, по сути, электроны, протоны и нейтроны, скомбинированные в различных пропорциях.

В мире постоянно происходит комбинирование разных концепций с целью создания великих идей. Первый самолет был тем же планером, только с мотором. Виндсерфер - это та же доска для серфинга, только с парусом. Жирафы - это те же коровы, только с длинными шеями. Кейт Глизон, создательница первого предприятия по производству сборных домиков, использовала технологию массового производства, с которой ознакомилась, работая поставщиком для автомобильных заводов Форда. Соединение идей в различных комбинациях может породить практически бесчисленное множество новых вещей.

Попробуйте скомбинировать вашу стимулирующую идею с другими концепциями. Начните с наилучших существующих решений вашей задачи. Как могла бы ваша

94
стимулирующая идея дополнить эти решения? Или попытайтесь соединить стимулирующую идею с антирешением, той концепцией, которая, на ваш взгляд, осложняет вашу задачу. Кислород и водород по отдельности взрывоопасны. Вместе они образуют безвредную воду. Никто не знает, как изменятся характеристики отдельных концепций, если их соединить.

Скомбинируйте вашу стимулирующую идею с одной из «концепций Криса» из вашего списка идей. Используйте ресурс идей для производства их дополнительного количества. Или скомбинируйте вашу стимулирующую идею с другой, выбранной наугад стимулирующей идеей. Уж в этом случае результат обязательно окажется вне вашей «колеи». Какие, к примеру идеи вы можете получить, соединив Жанну д"Арк со старой идеей плавающих автомобилей? Если ваша задача - получить повышение по службе, то в результате соединения этих двух идей вам в голову может прийти мысль, что и Жанна д"Арк, и плавающие автомобили имели успех в специфических, необычных обстоятельствах. Какие необычные обстоятельства могут способствовать росту вашего благосостояния и привести к продвижению по карьерной лестнице? Или если вы пытались склонить вашу драгоценную половину к участию вместе с вами в каком-то общественном мероприятии, то попробуйте вообразить вечеринку, на которой Жанна д"Арк, автомобиль-амфибия и она (он) смотрелись бы одинаково уместно. Затем уберите Жанну и автомобиль.

«Гениальный человек не делает ошибок. Его промахи совершены намеренно и играют роль дверей в мир открытий».
Джеймс Джойс

Упражнения, на разрушение шаблонов принесут успех, если вы измените привьгчный образ мыслей. Конечно, вам по-прежнему необходимо находить решения. Все эти идей окажутся полезными. Плохих идей не бывает, есть только «концепции Криса». Даже самая бесперспективная из созданных вами идей может принести пользу при решении сложной задачи, и использованием таких идей мы займемся в следующей главе.

Если вы нашли идею, которая кажется многообещающей, запишите ее как ключ к решению. Из этих идей вы сможете выращивать жизнеспособные решения. Такие ключи необязательно открывают путь к осуществимым решениям, но они вам нравятся, и в них скрыт значительный потенциал. Чем необычнее идея, тем лучше.

Ключи к решениям

Убедить людей из богатых стран переехать в бедные страны к взаимной выгоде- Убрать стоящие перед населением бедных регионов барьеры на пути к улучшению их положения.

Таблица 5. Таблица идей

Теоретическая часть

Зона комфорта

У каждого существует область жизненного пространства, в пределах которой он чувствует себя в безопасности - это зона нашего комфорта. Зона комфорта ограниченапривычными шаблонами мышления и поведения: к чему мы привыкаем - то для нас и комфортно . И когда мы сталкиваемся с ситуациями, в которых нам нужно сделать что-то новое, непривычное, то нам мешает действовать страх перед неизвестным.

Решение любых творческих задач связано с выходом за пределы зоны комфорта.

Рамки, которые нас ограничивают

Внутри вас живут страхи, программы и установки ваших предков (родителей, воспитателей, учителей и т.д.). Вы получили их по наследству и часто даже не осознаёте их. Когда-то возможно эти программы и установки были необходимы, но мир вокруг ежесекундно меняется и вполне вероятно, что навязанные вам в детстве установки и программы теперь не нужны и только ограничивают вас. Поэтому сознательно раздвигайте границы своих возможностей и выходите из зоны комфорта .

Обычно люди привыкают к сложившемуся годами образу жизни и не желают ничего менять. В том числе это касается и методов, с помощью которых они решают задачи. Творческие же люди, напротив, придерживаются иного подхода к решению задач. Они постоянно задаются вопросами:

Почему?

Почему нет?

Почему именно так, а не иначе?

Почему бы не попробовать по-другому?

А что будет, если...?

Не привязывайтесь к какому-то одному однажды найденному решению или идее, - это будет тормозить вашу творческую активность. Наоборот, постоянно ищите новые и новые способы решения возникшей проблемы . Сохраняйте гибкость ума и открытость для новых идей, даже если уже найденное решение всем вокруг кажется отличным. Избегайте тенденции довольствоваться более-менее приемлемым решением, пока не исчерпаете все свои возможности по поиску новых, более продвинутых и интересных решений.

Блохи в банке

Учёные взяли банку и посадили туда сотню блох. Сначала блохи легко выпрыгивали из банки и тогда учёные закрыли банку крышкой. Прошло несколько дней, учёные открыли крышку и увидели такую картину: блохи больше не могли выпрыгнуть из банки, хотя крышка их больше не сдерживала. Они просто поверили в то, что не могут выпрыгнуть из банки и больше не делали нужных усилий. Самое интересное в том, что все последующие поколения этих блох тоже уже не могли выпрыгнуть из банки, поскольку унаследовали от предков это ограничение.

Вывод: раздвиньте рамки и не ограничивайте себя воображаемыми преградами !

Вы можете найти в интернете видеоролики с данным экспериментом, если наберёте в поисковике "блохи в банке" или "эксперимент с блохами в банке".

Выход за пределы зоны комфорта

Чтобы выйти за ограничивающие рамки привычного мышления, первым делом нужно признать, что границы мышления существуют, и они ограничивают зону нашего комфорта . Признав что границы существуют, необходимо сознательно начать действовать, чтобы выйти за пределы зоны комфорта !

Для этого существует нехитрый алгоритм:

1. Ставим перед собой высокие цели, сложные задачи

2. Формулируем желаемый результат

3. Намечаем план и действуем по плану

4. Осваиваем новые территории

Допустим, нас ограничивает страх перед новыми людьми . Наша цель - научиться знакомиться с людьми, преодолеть страх быть брошенным или ненужным. Какой нам нужен результат? В результате мы должны стать уверенными в себе, способными познакомиться с кем захотим, когда захотим и как захотим. Намечаем план, как нам этого достичь и начинаем действовать согласно плану, постепенно осваивая всё новые и новые территории : если вчера вы могли познакомиться только на вечеринке со случайным человеком, то сегодня мы стремимся к тому, чтобы познакомиться с понравившимся человеком прямо на улице или в транспорте, а завтра - выбираем такого человека, к которому раньше вообще боялись подходить ближе чем на 5 метров из-за его ослепительной красоты или несметного богатства, и заводим с ним знакомство.

Помимо знакомств, выйти из зоны комфорта помогают :

Изменение привычного режима дня

Новая книга необычного для вас жанра

Незапланированная поездка

Новые, добровольно взятые на себя, обязанности по работе

Изменение физических нагрузок (добавление новых упражнений, увеличение времени для практики привычных упражнений и т.д.)

Новые кулинарные блюда, которые вы никогда не готовили

Новые увлечения

Если говорить исключительно о мышлении, то выйти из зоны комфорта помогают любые новые и необычные методы (внутренняя беседа с мудрецами, "шесть шляп мышления", метод Диснея и т.д.), а также йога и нейрогимнастика.

Вопросы для самопроверки

Что такое зона комфорта?

Откуда берутся ограничивающие рамки?

Какие вопросы помогают преодолеть ограничивающие рамки?

Как выйти за пределы зоны комфорта?

Практическая часть

Упражнение 1. Нестандартные поступки

Одно из лучших упражнений, которое поможет вам расшатать границы своей зоны комфорта, является выполнение нестандартных поступков . Поступайте нестандартно и так, как вам несвойственно. Чем более странными и непонятными для окружающих людей будут ваши поступки, тем лучше будет эффект от выполнения упражнения.

Упражнение 2. Возьмите на себя новые обязанности на работе

Возьмитесь за новый долговременный проект на работе или в бизнесе. Или возьмите на себя дополнительные обязанности по старым проектам. Если вы руководитель, начните проявлять чуть больше ответственности по отношению к подчинённым, чем обычно. Если вы подчинённый, начните делать больше чем обычно (например, начните раньше других приходить на работу и позднее других уходить).

Упражнение 3. Йога

Займитесь йогой и нейрогимнастикой. Это самые лучшие методы не только для выхода из зоны комфорта, но и для поддержания своего тела и разума в хорошей форме.

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте.

Мой любимый грустный мыслитель и великий философ Артур Шопенгауэр однажды в одной своей фразе раскрыл всю суть многих внутренних конфликтов человека: «Мы воспринимаем собственные ограничения будто это ограничения мира, в котором живем».

Человеку вообще свойственно наделять мир своими же чертами. В психологии даже термин есть такой — проекция . Традиционно ее считают одной из форм психологической защиты, когда человек видит снаружи себя то, что на самом деле происходит у него внутри, хотя им может совсем и не осознаваться.

Мы склонны более ярко замечать злость в других людях, когда сами переполнены злостью. В то же время, когда мы счастливы, люди и мир вокруг нас кажется нам более светлым и свежим. Чтобы ни делал человек, чтобы он ни чувствовал, в каком бы состоянии ни пребывал, он всегда транслирует себя в окружающий мир и, вглядываясь в него в ожидании ответа, склонен видеть там только то, что знает, — себя. Это совсем не означает, что там нет чего-то другого, это лишь означает, что весьма сложно увидеть и понять то, чего не знаешь.

И мир тут, конечно, ни при чём. Не мир, а наши представления о мире и его законах играют существенную роль в нашем самоощущении. А представления о мире всегда равнозначны представлениям о себе. «То, что внутри — то и снаружи» — когда-то учили меня мои учителя. Грамотными словами: «Внутриличностный конфликт всегда равен межличностному» .

Возьмем для примера человека, которого много раз предавали. Конечно, ему будет гораздо сложнее допустить, что бывают отношения без предательства. Он наверняка уверен в обратном, потому в любых отношениях он в состоянии чуть ли не боевой готовности. Всегда готов к предательству со стороны партнера. Готовность порождает действие. К чему человек на самом деле готовит себя, то и происходит. Подсознательно он провоцирует или даже создает ситуацию, к которой готовится. Как-будто все в человеке требует равновесия. Готовился- подготовился — получил.

Есть ли шанс у этого человека и многих других, попавших в ловушку своих представлений, увидеть мир чуть более другим? Есть ли у всех нас шанс выйти за границы, твердо установленные нашим жизненным опытом? Есть ли такой себе чудо-способ впустить в свою жизнь каждому свое «доселе невиданное и нечувствованное»?

Все рекомендации духовных практик в большей своей степени сводятся к лозунгам «Верь!», «Откройся миру!», «Впусти в себя новое!». Они аккуратно, между строк, намекают, что если поверишь, впустишь и откроешься, то все станет для тебя гарантированно возможным. «Поверишь — получишь», «Откроешься и впустишь — придет», «Визуализируешь энергию денег — будут тебе деньги», «Снимешь порчу — будешь здоров», «Уберешь обед безбрачия — встретишь суженного». «Закапаешь корень чего-то на могиле кого-то в полночь в полнолуние- умрут все враги». Все это своеобразные формы мифологического сознания, которые создают иллюзию контроля и приносит человеку небольшое облегчение, что все, что ему так важно и нужно таки свершится и сбудется в его драгоценной жизни.

Правда в том, что мы не можем контролировать будущее, какие бы изысканные духовные, психологические и материальные ритуалы ни придумывали и ни проводили. Единственный способ контролировать свое будущее — намеренно создавать его.

И создавать свое будущее приходится исключительно из того материала, который уже есть в настоящем, из всей это смеси неудач, боли, страданий, радости и мечтаний, надежд и разочарований. Потому так мало среди нас создателей, что это далеко не просто остановиться, перестать бежать и защищаться, а встретиться лицом к лицу со всем, что натворил ты сам и, может быть, еще нелепый случай, со всею твоей жизнью и судьбой.

Бесполезно бежать от боли. Ее важно понять и обезболить. Боль ограничивает, но найти способ ее унять — это и есть выход за рамки, установленные болью.

Бессмысленно бежать от тревоги. Важно ее утихомирить. Тревога ограничивает, но найти способ ее успокоить и есть путь, по которому выходишь за границы, установленные тревогой.

Абсолютно бесполезное дело избавлять себя от страданий. Себя важно утешить. Страдания ограничивают, ущемляют и сужают жизнь, но утешение страдания открывает выход за рамки, установленные этим страданием.

Человек, которого много раз предавали, готовится к предательству как раз потому, что пока еще не готов к нему, не может с ним справиться, принять, пережить и отпустить. Его еще не успели предать в новых отношениях, а он уже выстраивает взаимоотношения так, чтоб было возможно себя защитить или отделаться минимальными ранениями. Может быть, его и предадут, а может быть и нет, но отношения будут уже изначально подпорчены этим привкусом ожидаемой боли. Такое ожидание смерти подобно. Оно формирует глубокий нарыв в отношениях, который обязательно по чуть-чуть, а то и вовсе сразу целиком прорвется в самый неподходящий момент, и накроет своим гноем всех вокруг и даже тех, у кого и в мыслях не было предавать.

Сказать человеку, с такой колоссальной болью и страхом внутри, «просто доверься» и «откройся» равносильно жесточайшему издевательству. Где-нибудь в медитации, в абсолютно безопасных для себя условиях, он запросто это сделает, но стоит ему попасть в ситуацию возможного предательства, как привычные механизмы защиты срабатывают абсолютно неконтролируемо, как рефлекс.

Большею частью люди так и живут — слепо и инстинктивно реагируя на «кажущиеся» раздражители.

Чтобы выйти за ограничения собственных представлений и начать создавать другую реальность, такому человеку придется пройти ряд непростых этапов:

-1-

Рано или поздно каждому, кому надоест страдать, придется научиться отличать кажущееся от реальности и привносить сознание в свои психологические инстинкты. Духовные практики называют этот процесс осознанностью. В психотерапии это самый первый этап, где человек разбирается как «это» у него работает, на что во внешнем мире включается рефлекс, из какого поведения, мыслей и чувств он состоит.

В человеке ничего не происходит случайно и просто так. Все подчинено какой-то определенной задаче. Как бы это странно ни прозвучало, но даже в основе нашего деструктивного поведения скрывается положительная для нас цель. Другое дело, что мы не всегда ее осознаем. Отсюда большинство всех наших затруднений. На этом этапе человек учится внимательно себя слушать и понимать, что же им на самом деле движет.

-2-

Когда перед глазами простирается вся картина целиком, рождается понимание, что со всем этим можно сделать и в какую сторону своей жизни начать двигаться. Это важный этап принятия решения. Его задача ответить на вопрос: «Как можно по-другому?»

Человек, которого всегда предавали, хорошо понимает как жить в ситуации предательства, но совершенно теряется, когда оказывается рядом с верным партнером. Возможно, вы удивитесь, но жить в хорошем, когда ты привык к плохому, может оказаться весьма тяжело. И многому придется учиться, чтобы не превратить хорошее в привычное плохое. С другой стороны, хорошо бы понимать как себя вести и в случае предательства так, чтобы сохранять свое достоинство и уважение. Иными словами, на этом этапе принимаются новые решения относительно старого и грядущего опыта.

-3-

Однако, то, что может понимать разум, не всегда принимает тело. Истинность знания проверяется жизненным опытом. Если его нельзя применить в жизни, это всего лишь привлекательное и заманчивое пустословие, не более. Я не знаю как в духовных практиках проходит этот этап, но чаще всего люди отступают именно здесь. Это самое уязвимое место во всем процессе изменений. Здесь начинается путь проб и ошибок. И если человек ждет от себя, что у него все сразу начнет получаться, весьма велика вероятность, что он вернется на старые рельсы своих психологических рефлексов.

Как никогда человек на этом этапе нуждается в поддержке и грамотной помощи окружающих. В психотерапии я этот этап называю «эксперимент». Мы в прямом смысле слова аккуратно экспериментируем с идеями и решениями, проверяем их на полезность и жизнестойкость. Дополнительным эффектом на этом этапе тренируется способность к стрессоустойчивости, когда человек не позволяет ошибкам или неприятностям останавливать свое движение. Основной вопрос на этом этапе: «Я понимаю и принимаю всю тяжесть, что мне приходится переживать, но позволяю ли я этому останавливать меня?».

-4-

И самое сложное во всем этом — выдержать тот период, когда ты уже большая умничка, а изменений никаких не происходит. И все эти выражения: «Всему свое время», «Москва не сразу строилась», только раздражают и усиливают отчаяние, усугубляя общую усталость. Так может случиться: проделан большой путь, а его плоды так и не видны. Это верный признак того, что этап сознательной работы окончен. Пришло время отдохнуть и позволить себе расслабиться, порой, в прямом смысле слова, уехать в отпуск, побаловать себя вкусняшками, приятными или долгожданными покупками. Подойдет все, что доставляет вам удовольствие или может вас расслабить.

Все, что прошло проверку на предыдущих этапах, проникает в ваше подсознание как неотъемлемая ваша часть. Все, что делалось с усилием — становится простым и легким. Напряжение трансформируется в тонус или расслабление. Страх, волнение и тревога — в спокойное и твердое внимание. И самое сложное здесь — не торопить события. Сознательно мы уже не можем контролировать все эти процессы, но можем их существенно замедлить. «Не думай! Просто живи» — вот лозунг этого этапа в жизни. Доверие к себе — вот самый важный навык, который неизбежно тренируется.

Дорогой мой читатель, все же окончательное решение за тобой. Перед тобою два пути. Один путь знакомый и простой. Наверное, на этом вся его привлекательность и заканчивается. Другой — усеян трудностями, но есть шанс. Его самая большая сложность в том, что шанс — это не гарантия. Достоин ли ты шанса, просто шанса? Потому что шанс — это всего лишь возможность, с которой начинается все в этой вселенной: от жизни на земле до великих открытий. И похоже, это только тебе решать оставлять ли свою внутреннюю вселенную в режиме механических реакций на раздражители внешнего мира или же все-таки дать ей шанс и воскресить ее, оживить своим собственным смыслом.

С любовью и уважением, Надежда Резникова.

Человек привык идти по накатанной дорожке, потакая своим привычкам и желаниям. Однако рано или поздно каждый из нас просыпается, зачем приходит запоздалое осознание: больше так жить невозможно!

В какой-то момент бытия вдруг ужасно хочется изменить свою серую реальность, раздвинуть рамки сковывающей действительности, выйти за пределы зоны комфорта навстречу новому вдохновляющему будущему. Мы понимаем, что больше невмоготу ждать, что хочется перемен прямо сегодня и сейчас! И чтобы не упустить момент озарения, сделать верный шаг навстречу новому, мы предлагаем вашему вниманию 6 законов творца своей реальности. Как, наконец, освободиться от оков повседневности и начать жить?

Закон 1. Одно действие сильнее тысячи мечтаний
Можно всю жизнь возводить у себя в голове воздушные замки и надеяться, что вселенная вас услышит. Ходить на ненавистную работу, общаться с неинтересными людьми, давиться сухими макаронами и мечтать. Увы, реальный мир требует реальных действий! Если вы хотите результатов, придется встать с уютного дивана и засучить рукава. Сделайте действие – и вы получите результат! Если цель большая, начните с самого первого шага.

Закон 2. Критика не смертельна, если научиться меняться
Никто не любит слушать нелестные отклики в свой адрес, это слишком болезненно отражается на самооценке, слишком подтачивает идеальный образ себя. Но критика – всего лишь мнение со стороны, которое зачастую играет нам на руку. Учитесь извлекать полезные зерна из чужих замечаний, не брезгуйте меняться к лучшему, подгоняя себя к требованиям современного мира. Только так вы сможете достичь большего!

Закон 3. Вместо поиска врагов, примите ответственность
Очень легко обвинять в собственных неудачах несправедливый мировой порядок, который насаждает мировоззрение «жертвы», глупых родителей, которые испортили детство, или неудачников-друзей, которые тянут вас на дно. Но чем больше крайних, тем меньше власти мы оставляем себе, лишая себя силы влиять на собственную жизнь. Откажитесь от тактики поиска врагов и примите на себя ответственность, так вы высвободите энергию для свершений.

Закон 4. Откажитесь от привычного способа реагирования
Мы все напичканы стереотипами и привычками, которые становятся частью нашей личности иногда даже в ущерб нам самим. Мы привыкли гонять по кругу одни и те же мысли, каждый день действовать по устоявшемуся сценарию: выбираем одинаковый типаж мужчин, читаем схожие по стилистике книги, выдаем одинаковую эмоциональную реакцию на раздражители внешнего мира. А потом удивляемся, за какие грехи все в жизни так тоскливо? Выход из замкнутого круга один – разорвать цепь устоявшихся традиций, включив противоположную реакцию. Вместо просмотра сериалов, например, махнуть с друзьями в горы на шашлыки. Вместо раздражения повести детей в зоопарк и подарить свою любовь.

Закон 5. Новая жизнь требует развития новых качеств
Невозможно изменить свою действительность, не поменяв что-то в самом себе. Можно сколько угодно требовать от мира хорошую работу, верных друзей или достойную женщину по жизни. Но если вы человек старой закалки, который не собирается себя перекраивать в угоду новым жизненным обстоятельствам, если вы не хотите работать над собственными недостатками ради чего-то лучшего, мир под вас не прогнется. Либо меняйте себя, либо адаптируйте цели, большего не дано.

Закон 6. Прошлое лучше оставить в прошлом
Копаться в грехах прошлого, отчаянно ругая себя за совершенные ошибки молодости, за упущенные возможности и потерянное в пустую время, – все это не принесет ничего, кроме разочарования. Пока вы оборачиваетесь назад и копошитесь в воспоминаниях, вы упускаете настоящее, забираете у себя шанс на новую жизнь. Удобно корить себя за несовершенство и упиваться раскаянием, гораздо труднее расправить плечи и стать творцом своего «сейчас».

Помните, если вы хотите ощутить вкус жизни, придется изменить свои привычки и старый образ мышления. Перемены не бывают комфортными, так как выносят на новую колею и к новым горизонтам. Но не нужно бояться выходить за рамки привычного, в конце концов, движение – и есть жизнь!

Что нам мешает выйти за рамки привычного мышления?
Существует три главных препятствия, действие которых не позволяет нам вырваться за пределы границ нашего стандартного мышления:

Барьер № 1. Раньше у многих широта мышления была связана с какими-то сумасшедшими идеями, воплощение которых ничего полезного и хорошего в нашу жизнь не вносило. Чуть ниже мы рассмотрим несколько рекомендаций, которые нацелены на те сферы, сконцентрировавшись на которых, мы можем сделать качественный рывок в своем мышлении.

Барьер № 2. Из-за того, что оплату своего труда мы получаем именно за определенные действия, а не за свои мысли, то тратить лишнее время на абстрактные размышления многие люди не склонны. И именно это препятствие является одним из самых «тормозящих» нас в выходе за рамки шаблонного мышления.

Барьер № 3. Если вы решились применить нестандартное решение проблемы в условиях своей работы, вы всегда идете на определенный риск. И так как во многих компаний поощрение за такие решения и риск, которому вы себя при этом подвергаете, невыгодно соотносятся, то многие люди предпочитают придерживаться привычных путей решения проблем.
Нешаблонное мышление
Рекомендации по максимилизации результатов выхода за рамки привычного мышления
1. Выход за границы стандартного мышления должен быть быстрым, но в то же время предвосхищать дальнейшие события.

Старайтесь начать мыслить нетрадиционно не только при решении текущих задач, но и в размышлениях о том, каким вы хотите видеть свое будущее. Работайте над системой в целом, не ограничивайтесь только её содержимым.

2. Ваше мышление должно быть способно охватывать всю широту ваших целей.

Когда выбираете предмет для своих размышлений, не нужно ограничить себя какими-то рамками. К примеру, когда решаете проблему издержек, обращайте внимание и на продажи тоже. Если не имеете представления о том, куда двигаетесь, то оказаться можете где угодно. Но если вы четко знаете, куда должны прийти, то вам не открыть новые горизонты.

3. Старайтесь мыслить нестандартно во всех сферах своей жизни.

Если хотите сделать качественный прорыв в своем мышлении – действуйте в максимально широких границах. Нацеливайтесь не только на решении проблемы, но и на способах её предотвращения в будущем.

4. Поощряйте носителей скрытого знания к преодолению рамок стандартного мышления.

Качественный прорыв возможен только тогда, когда глубокое знание сочетается с творческим нестандартным мышлением. Знание и само по себе ценно, как и нестандартное мышление. Но когда одно подкреплено другим, шансы на успех увеличиваются в разы.

5. Определяйте и осознавайте границы, которые мешают вам выйти за привычные пределы.

В каждой сфере, в которой вам приходится искать пути решения задач, выявляйте ограничивающие вас рамки. Конкретизируйте их, возможно даже в письменном виде. А потом подумайте, стоит ли их придерживаться или вы способны на большее.
Нешаблонное мышление
6. Перестаньте мыслить механически.

Когда компания постоянно придерживается одних и тех же правил, не внося никаких корректировок и изменений, повторяет одни и те же истины и постулаты, у сотрудников появляется механическое мышление. Чтобы дать сотрудникам возможность мыслить нестандартно и сосредоточиться на целях, исключите некоторые ограничивающие их рамки.

7. При достижении каждой новой цели, не зацикливайтесь на свое прошлом успехе.

Многие, кто добился успеха, наверняка имеют набор каких-то своих правил и законов, благодаря которым они этого успеха и достигли. И пытаясь добиться новых высот, они по привычке продолжают придерживаться тех же правил. Разрушьте эти границы, которые мешают вам открыть новые горизонты.

8. Снижайте риск неординарного мышления.

Каждая нетрадиционная идея должна иметь минимальный риск. Используйте метод «кнута и пряника», где пряник должны получить те, кто мыслит нестандартно, а кнут – те, кто не хочет выходить за привычные рамки.

9. Создавайте крепкий фундамент.

Каждая новая идея, пришедшая в вашу голову, является комбинацией нескольких идей, как минимум двух. Если окончательную идею разделить на части, то они будут представлять собой нечто вроде «полуфабрикатов» готовых идей. Используйте их как фундамент для создания своего качественного прорыва.

10. Придерживайтесь принципа «утро вечера мудренее».

Не думайте, что блестящие идеи должны прийти к вам мгновенно. Позволив себе хорошо подумать над проблемой, идеи её решения будут гораздо эффективнее. Мы часто произносим и слышим такие фразы, как «мне нужно это обдумать», «это нужно переварить», «давайте вернемся к этому чуть позже». К решению задач подходите осознанно, спешка в этом деле к успеху не приведет.