Сроки специальной оценки условий труда. Сроки специальной оценки условий труда Сколько стоит проведение специальной оценки условий труда

В этом году в спецоценке условий работы произойдет сразу несколько важных изменений. Они коснутся как порядка проведения этой процедуры в целом, так и выполнения СОУТ для отдельных профессий. Кроме этого, у работодателей станет меньше возможностей избежать проведения СОУТ на своем предприятии.

Аттестация рабочих мест: последние изменения в документах

Этот год станет последним, в течение которого работодатели могут использовать возможность применять результаты АРМ. Напомним, такой переходный порядок был предусмотрен положениями ст. 27 426-ФЗ , регулирующего правила проведения спецоценки. Положения указанной статьи касались работодателей, которые имеют действующую документацию о проведении АРМ. Это означало, что они провели аттестацию незадолго до ее отмены в 2014 году. Актуальное законодательство разрешало таким компаниям не проводить спецоценку в период действия свидетельства об АРМ. Однако такое послабление применяется только до 31 декабря этого года. С 1 января 2019 года все такие организации должны будут иметь документы о выполнении СОУТ, даже если свидетельство об АРМ еще не прекратило своего действия.

Спецоценка рабочих мест: последние изменения

Важным изменением в СОУТ станет окончание периода, отведенного для поэтапного проведения спецоценки. Такая возможность была предоставлена крупным предприятиям и организациям, которые в силу тех или иных причин не могли организовать процедуру одномоментно. Тем из них, кто еще не завершил работы по выполнению оценки мест работы, следует поторопиться: их необходимо полностью выполнить не позднее 31 декабря этого года.

Работодатели, которые уже провели СОУТ и обнаружили вредные и опасные места работы на своих предприятиях, должны будут пересмотреть систему компенсаций для сотрудников. Это касается тех ситуаций, когда указанная система базируется на минимальном размере оплаты труда (МРОТ). С мая этого года его величина будет повышена с 9489 руб. до 11163 руб.

Спецоценка для отдельных категорий мест работы

25 декабря 2017 года начал действовать Приказ Минтруда России N 543н. Он установил обновленный порядок СОУТ для водителей общественного транспорта. Уже с 1 января этого года процедура спецоценки будет проводиться для них с использованием расширенного перечня негативных факторов, влияющих на здоровье. Работодатели, которые используют для работы одинаковые модели транспорта, могут объединиться, чтобы сократить расходы на проведение СОУТ.

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодатель обязательно должен выполнять комплекс мер для защиты работающих в компании от влияния факторов вредного характера на местах труда. Несколько лет назад для этих целей была обязательна процедура аттестация рабочих мест. По итогам такой проверки происходило назначение компенсации сотрудникам за присутствие вредных факторов. Сегодня аттестация уступила место другой комплексной процедуре проверки, называемой специальная оценка условий труда.

Специальная оценка условий труда или СОУТ - это определенные меры по изучению мест персонала в организациях и установление степени их действия на здоровье работающих.

Оценку требуется выполнять в строгом соответствии с закрепленными нормами, и для этого привлекаются аттестованные организации со стороны.

2018 год определен как завершающий год переходного периода, когда у компаний были действительны результаты выполненной до этого аттестации рабочих мест. Время действия последней составлял 5 лет. Поэтому, с этого года субъекты бизнеса должны будут выполнять эти мероприятия без исключений.

Внимание! Основная задача СОУТ - это определение степени опасного воздействия каждого трудового места на здоровье трудящихся. При этом вредными условиями будут, даже если работник работает за компьютером длительное время.

По ее заключению может быть определено:

  • Что фирма обязана выдавать своим работникам спецодежду и иные средства защиты.
  • Выдавать дополнительное питание (например, молоко).
  • Выполнять компенсационные выплаты, обязанность отчислять взносы дополнительно в соцфонды.
  • Еще на основании заключения спецоценки работнику может устанавливаться укороченная длительность дня, либо положен .

Проведение процедуры очень важно как для организации, так и самого работника. Субъекту бизнеса это нужно осуществлять в целях соблюдения норм действующих законов и обоснования расходов на повышения качества условий труда работающих в компании.

При этом расходы, которые фирма произведет на СОУТ, могут компенсироваться ей за счет финансирования из соцстраха при предоставлении необходимых документов. В случае установления для условий труда удовлетворительного класса, у субъекта могут быть уменьшены отчисления в соцфонды.

Сотруднику компании становятся доступны сведения, является ли его работа опасной или вредной. Если это так, то его стаж будет считаться как льготный, что позволит раньше обычного выйти на пенсию.

После, как была выполнена спецоценка условий труда, независимый экспертный работник может установить месту работы класс, согласно степени влияния факторов на состояние здоровья человека:

  • Оптимальные условия труда;
  • Допустимые условия труда;
  • Вредные условия труда;
  • Опасные условия труда.

Установлено, что внутри классов могут существовать подклассы в зависимости от силы и характера влияния на организм.

Кто должен выполнять специальную оценку в 2019 году

Нормы права устанавливают, что проведение специальной оценки условий труда обязательно для субъектов бизнеса с наемным персоналом. То есть, ее необходимо выполнять в организациях, учреждениях, какие привлекают трудящихся по соответствующим договорам, а также ИП с работающими у них людьми.

Внимание! СОУТ могут не выполнять ИП, которые осуществляют деятельность без привлечения наемного труда, а также физлица, оформляющие трудовые соглашения с людьми.

При каких условиях проводить ее не нужно

Спецоценку нет необходимости выполнять, если:

  • На трудовых местах оформлены надомные работники (которые работаю на дому).
  • Сотрудники работают дистанционно.
  • Кроме этого, не нужно осуществлять СОУТ, если рабочее место является вакантным. Это обосновывается тем, что поскольку работника там нет, то и процессы производства там не происходят.

Во всех прочих случаях, субъект бизнеса обязан выполнить на своих трудовых местах СОУТ.

Внимание! Если вы и наняли, например, одного бухгалтер и не хотите проводить аттестацию рабочих мест, то можете оформить с ним трудовой договор с условиями работы удаленно.

Что подлежит спецоценке в 2019 году?

Аттестованный эксперт должен произвести снятие показателей на всех местах работы в фирме. Даже в случае, когда сотрудники предприятия выполняют обязанности в помещениях заказчика, их реальный работодатель все равно должен выполнить там спецоценку.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2018. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

Читайте в статье:

Штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году

На проведение спецоценки работодателям был отведен период до 31 декабря 2018 года. К этому времени не только необходимо завершить саму процедуру, но утвердить отчет и в течении 3 рабочих дней уведомить об утверждении экспертную организацию, проводившую СОУТ. После этого экспертная организация в десятидневный срок направляет в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) сведения о результатах.

С 2019 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности. Штраф за отсутствие СОУТ в 2019 составит от 5 000 до 80 000 руб. Мы собрали все виды наказаний и размеры штрафов в таблицу, вы можете посмотреть и скачать её ниже.

Вид наказания

Организация (юридическое лицо)

Должностное лицо организации

Индивидуальный предприниматель

Предупреждение

Применяется, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда 2018

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» , от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Как избежать штрафа за отсутствие СОУТ

В 2019 году Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ предприятия после плановых и внеплановых проверок. Однако в случае, если это нарушение выявят с помощью автоматизированной проверки, организации-нарушителю направят предостережение и дадут полгода на проведение процедуры. Чтобы точно уложиться в этот срок, воспользуйтесь алгоритмом специальной оценки условий труда от директора Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерия Коржа.

Ульяна Фадеева

частнопрактикующий юрист, Член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). В связи с развитием высоких технологий во всех сферах деятельности человека и все большей информатизацией труда растет количество офисных рабочих мест. Согласно данным Росстата о численности занятых в различных сферах экономики и их распределении по профессиональным группам количество работников, работающих в офисе, за 2014 год составило почти 32 млн. человек. Всего занятое население за 2014 год составляет 71,5 млн. человек. Следовательно, почти 45 % работников трудятся в офисах. В отношении такого внушительного количества рабочих мест работодатели обязаны обеспечить безопасные условия труда.

Итак, какие мероприятия и в какие сроки необходимо провести, чтобы доказать контролирующим органам исполнение своих обязанностей по обеспечению безопасных условий труда в офисе?

Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон) обязывает работодателей проводить специальную оценку в отношении офисных рабочих мест. С необходимостью спецоценки в отношении офисных рабочих мест определились, но остается вопрос - в какой срок?

Интерес для практического применения представляет ч. 6 ст. 27 Закона, в которой установлено, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. При этом в качестве исключений в ч. 6 ст. 10 Закона поименованы рабочие места:

    работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Другими словами, из общего правила по предоставлению «отсрочки» исключены рабочие места, которые не нуждаются в проверке (этап идентификации не проводится) и наличие вредных и (или) опасных производственных факторов презюмируется .

Очевидно, что офисные рабочие места не относятся к указанным в ч. 6 ст. 10 Закона, и можно сделать обоснованный вывод из буквального толкования Закона, что в отношении них действует «отсрочка». Однако не все так однозначно, поскольку переходные положения в Законе имеют противоречивые формулировки и порождают много толкований. За полтора года его действия накопилась определенная правоприменительная практика, которая позволяет проанализировать различные позиции и взвесить риски.

Итак, если аттестация офисных рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить специальную оценку до 2018 года? О том, существует ли возможность «отодвинуть» момент проведения спецоценки, а также о практических рекомендациях, как минимизировать затраты на эти мероприятия, читайте в настоящей статье.

Офисные рабочие места неоднократно оказывались в фокусе внимания законодателя. Для полного понимания проблематики немного «предыстории». В соответствии с ранее действовавшим п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 аттестации подлежали все без исключения рабочие места. Эксперты Минэкономразвития РФ признали эти требования обременительными и неэффективными, и 12 декабря 2012 г. Приказом № 590н были установлены исключения в виде рабочих мест, на которых работники исключительно заняты работой на компьютере и использованием оргтехники. Однако необходимость обязательного проведение медосмотров для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г.), автоматически влечет необходимость проведения аттестации рабочих мест (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.). Поэтому Минтруд РФ дал разъяснения, в котором даны уточнения: "Если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться" (Письмо Минтруда РФ от 08.04.2013 г. № 15-1-859). Для того чтобы воспользоваться «привилегией» не проводить аттестацию, необходимо было подтвердить соблюдение предельной нормы времени работы за компьютером и обеспечить доказательства того, что остальное рабочее время работа не была связана с компьютером (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22.08.2013 г. по делу № 33-5043).

В сложившейся ситуации, начиная с 2013 года, работодатели, в основном, не проводили аттестацию офисных рабочих мест, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития России № 590н от 12.12.2012 г. Наиболее «сознательные» работодатели документировали факт соблюдения 50-процентного лимита рабочего времени сотрудников на компьютере. Таким образом, подавляющее большинство предприятий в настоящее время не имеет возможности использовать результаты аттестации офисных рабочих мест по причине ее отсутствия.

Для ответа на вопрос о возможности проведения поэтапной специальной оценки в отношении рабочих мест, на которых аттестация не проводилась, проанализируем две противоположные точки зрения.

Позиция 1. Офисные рабочие места подлежат поэтапной специальной оценке до 2018 года.

Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 27 Закона следует, что правила о поэтапном проведении специальной оценки распространяется в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация, то есть рабочих мест, в отношении которых не известно, имеются или отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы (Письмо Минтруда от 08.12.2014 г. № 15-1/В-1829 «О сроках проведения специальной оценки»). Офисные рабочие места подходят под этот критерий, поскольку они являются потенциально безопасными и в отношении них проводится первый этап спецоценки - идентификация. Необходим ли следующий этап (измерение вредных факторов), будет зависеть от содержания заключения организации, проводящей спецоценку. Следовательно, на проведение специальной оценки офисных рабочих мест есть время до 2018 года (Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 г. № 33-5613, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 № 11-11698/2014).

Позиция 2. Офисные рабочие места подлежат специальной оценке с 2014 года.

Проведение спецоценки поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 01.01.2014 была проведена аттестация. Суды считают, что данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона, при наличии результатов аттестации можно провести спецоценку в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона применению не подлежит. Если организация не проходила аттестацию рабочих мест, то спецоценку нужно провести незамедлительно . В подтверждение такой позиции приводятся Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 г. № 33-823, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014, Определении Архангельского областного суда от 23.03. 2015 г. № 33-1316/2015.

Представляется, что первая позиция более аргументирована применительно к рассматриваемому вопросу. Проанализировав судебные решения, приведенные в пользу второй позиции, следует отметить, что на судебное решение повлияли следующие обстоятельства:

    обязательность проведения аттестации по ранее действовавшему законодательству и не проведение ее по каким-либо причинам. Если рабочее место предполагает работу с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то суд примет сторону контролирующих органов, обяжет провести специальную оценку в силу того, что ранее рабочие места подлежали аттестации;

    момент введения рабочего места: до или после вступления в силу закона (с 01.01.2014). После вступления Закона в силу все вновь организованные рабочие места подлежат внеплановой специальной оценке в течение 6 месяцев (пункт 1 ч. 1 ст. 17 Закона). На рабочие места, введенные до вступления в силу Закона, распространяются переходные положения.

Итак, если для того, чтобы воспользоваться «отсрочкой» по проведению спецоценки до 2018 года, необходимо иметь обширную доказательственную базу для подтверждения следующих фактов.

Во-первых, факт того, что рабочие места предполагают работу с ПЭВМ не более 50% рабочего времени, и они не подлежали аттестации по ранее действовавшему законодательству. Требуется документально показать, как распределяется рабочее время при исполнении трудовой функции по той или иной должности. Законодательство не детализирует порядок проведения хронометражных наблюдений. Представляется, что работодатель вправе самостоятельно разработать такой порядок в локальных нормативных актах с регламентацией способов средств фиксации, порядка документального отражения результатов наблюдений, назначить ответственных лиц . Доказательствами могут служить также трудовые договоры, должностные инструкции, протоколы работы компьютера с выписками времени начала работы на компьютере, времени завершения работы на компьютере, задания в письменном виде, отчеты о выполнении поручений, не связанные с работой ПЭВМ, сведения о командировках, графики оптимального расходования рабочего времени при выполнении трудовых обязанностей, которые оформляются в виде приложений к должностной инструкции, и другие документы (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 г. № 20АП-952/2015 по делу № А68-8419/2014, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 .08.2013 г. по делу № 33-5043).

Во-вторых, важным фактором для обоснования законности не проведения аттестации и использования «отсрочки» является момент введения рабочих мест. Рабочие места должны быть введены в тот период, в который на них распространяется законное освобождение от аттестации. Начало такого момента определяется действием новой редакции Порядка проведения аттестации, согласно которой проверять офисные рабочие места необязательно, то есть с 26.02.2013 года. Поскольку ранее действующий порядок предусматривал 60 рабочих дней для аттестации новых рабочих мест, то последний 60-й рабочий день для проведения аттестации должен приходиться на 26.02.2013 (дату отмены такой аттестации) или быть позднее. В ином случае налицо будет неисполнение обязанности по аттестации. Конечной датой, когда рабочие места должны быть введены - 31.12.2013 г., поскольку с 01.01.2014 г. вступил в силу Закон о специальной оценке. Необходимо учитывать, что вновь организованное рабочее место - это рабочее место, которое до его введения отсутствовало в штатном расписании работодателя. Такое рабочее место должно быть определено в штатном расписании, обоснование введения нового рабочего места может содержаться в технической документации, расчетах, служебных записках и других документах. Доказательством введения новых рабочих мест в конкретный период может служить Выписка из Единого государственного реестра, свидетельствующая о создании или реорганизации предприятия.

Как мы видим, обосновать право на «отсрочку» достаточно сложно, и необходимо юридически грамотно подготовить большой объем документации, в связи с этим предприятие оказывается в уязвимом для контролирующих органов положении. Штрафы могут существенно превысить стоимость специальной оценки .

Для снижения затрат на спецоценку можно использовать следующие правовые механизмы.

Во-первых, снизить расходы за счет выявления аналогичных рабочих мест, то есть исследовать условия труда на одинаковых рабочих местах можно выборочно. От общего количества рабочих мест непосредственно оцениваются только 20 процентов, следовательно, расходы можно уменьшить в 5 раз по сравнению с ситуацией, если бы оценки подлежало общее количество рабочих мест.

Во-вторых, снизить расходы за счет определения в договоре не общей стоимости оценки, а стоимости по отдельным этапам. Например, в отношении офисных рабочих мест предусмотреть в договоре стоимость только этапа идентификации. При выявлении вредных факторов и необходимости измерений можно будет оформить дополнительное соглашение к договору. Если вредных факторов не будет выявлено, то специальная оценка завершится на данном этапе и дорогостоящие измерения не потребуются.

Таким образом, при первоначальном подсчете расходы на спецоценку могут составить «кругленькую» сумму. Во время финансового кризиса, когда ликвидность оставляет желать лучшего, вопрос о переносе срока специальной оценки имеет существенное значение. Однако при принятии решения в пользу «отсрочки» необходимо учитывать, что рано или поздно спецоценку проходить придется, а право на поэтапное ее проведение, возможно, придется отстаивать в суде.

По данным сайта http://www.gks.ru (Таблицы «Распределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год»; «Занятое население по занятиям на основной работе, в среднем, за год»)

Стоимость спецоценки государством не регулируется и устанавливается по гражданско-правовому договору. На рынке сложилась средняя стоимость спецоценки одного рабочего места 1000-3500 рублей. За не проведение спецоценки предприятие могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей (