Ремонт трубопроводов без копания траншей. Ремонт трубопроводов различного назначения Выполнение работ по ремонту труб

Цена договорная

Добрый день, нам необходимо устранить течь в трубе (ремонт трассы ГВС- горячего водоснабжения). Нам нужно узнать сколько будет стоить заменить трассу целиком и сколько будет стоить отремонтировать тот кусок трубы кот. дал течь. Хотел бы пригласить Вашего специалиста к нам для уточнения объемов работ. И после по эл.почте мы хотим получить от Вас 2 коммерческих предложения в виде СМЕТ!!! со стоимостью работ - ремонт трассы целиком -то есть произвести замену труб полностью на том участке и ремонт трассы того участка где течь. уточнения по объемам: (наша информация) А) Если заменять трассу ГВС целиком (обратку и прямую) !!! 1) разборка покрытий и оснований асфальтобетонных - 70-80м2 2) разборка грунта - 70-120м3 3) демонтаж/монтаж трубопровода ст.57*3,5/125-1-ППУ ПЭ - 106 м.п. 4) демонтаж/монтаж отвода - 4 шт. 5) благоустройство территории. Указывать цены с НДС 18% и стоимостью материалов. Б) Если менять кусок трубы - замена трубопровода 12 м.п. Указывать цены с НДС 18% и стоимостью материалов.

  • Создано

Когда: , 19:10

Адрес: Нижняя Первомайская улица, д.18А

    Проблема либо с участком трубопровода, либо со смесителем. Куплен смеситель, нужно заменить. Может понадобиться замена участка трубопровода.

    Павел З. 1000 руб

    Развести трубопровод(гвс хвс и канализация) в ванной комнате

    Слава Г. Цена договорная

    Замена старого трубопровода отопления, ГВС, ХВС на новый в подвальной части здания от узла учета до стояков. Замена ГВС, ХВС будет осуществляться на трубу...

    Павел П. 160000 руб

    Демонтаж старого трубопровода ГВС,ХВС и отопление,радиаторов, монтаж нового с оконечными устройствами, объём большой 3 жилых дома

    Иван Ц. Цена договорная

    В котельной жилого комплекса необходимо устранить У течки на трубопроводе из нержавейки заменить участки трубопроводов материал на объекте расходник видео...

    Евгений Л. 20000 руб

Другие задания в категории "Ремонт и строительство"

    Когда принимаешь душ собирается вода на полу с одного края душевой кабины (саму кабину ставили не мы) это происходит не всегда но часто! Подробности по...

    Инга 1400 руб

    Было 3 по 5 метров светодиодной ргб ленты, 2 блока питания, один усилитель и контроллер с пультом управления. Рабочие должны были сделать 2 по 7,5 метров...

    Андрей 2500 руб

    В эти выходные собрать корпуса кухни. 5 столов и 6 верхних корпусов.

    Вячеслав А. 6500 руб

    Мелкий ремонт ремонт. Стена в прихожей 1,2х2,5. Шпаклевка и оклейка обоями. Бюджет 5000 руб. Строительный материалов нет. Жду Ваших предложений.

    Сергей Цена договорная

    Повесить зеркало, повесить полку, прикрепить карниз. Более детально обсудим с потенциальным исполнителем. Жду Ваших предложений!

    Никита Б. 1100 руб

    Хотелось бы заменить ящики в нижнем кухонном шкафу. Старые направляющие из пластика сломались. Лицевую часть ящика нужно оставить. Фото приложено. ...

    Екатерина Цена договорная

Последние добавленные задания

  • 10 000 руб

    Необходим ювелир, который сможет сделать кулон в виде театральной маски. Материал золото, размеры небольшие, что бы вписалось в бюджет. Фото примерное

    Артем Москва, Россия

  • 2 200 руб

    Поставить какой-то бортик или что-то наподобии. Чтобы не было виднр отклеенных обоев и зачистка этой грязи по краям. Что предложите?

    Влада улица Коштоянца, 25, Москва

Куда звонить, если водопровод дал течь или засорился? Кем и когда должна осуществляться замена труб водоснабжения в квартире? Сегодня мы познакомимся с зонами ответственности обслуживающих сети и системы водоснабжения организаций, а также узнаем, как устранить наиболее типичные проблемы своими руками. Итак, приступим.

Кто обслуживает водопроводы

Начнем с распределения зон ответственности.

Обычно оно выглядит так:

  • Водосеть (организация, обеспечивающая поставку холодной воды потребителям) отвечает за магистральные водопроводы вплоть до их ввода в дом. Граница зон ответственности проходит по первому фланцу задвижки водомерного узла. Эта же организация устраняет все аварии на магистральных водопроводах в ночное время и праздничные дни;

Подчеркиваем: аварийная служба водоснабжения не выезжает на аварии в частных и многоквартирных домах. Однако при неисправности запорной арматуры в водомере этой организации можно заказать отключение участка магистрали водоснабжения для устранения неисправности. При этом предварительно согласуются время и продолжительность отключения: Водосеть должна оповестить о нем остальных абонентов.

  • Обслуживающая дом организация (ЖЭУ, ЖПЭТ и т.д.) устраняет все проблемы во внутридомовой системе ХВС. Она же должна поддерживать в рабочем состоянии запорную арматуру в водомерном узле и на стояках, выполнять аварийный и плановый ремонт всех участков систем водоснабжения, а также их плановую замену;

Однако: на практике для капремонта, включающего замену розливов и стояков водоснабжения, обслуживающая организация обычно нанимает субподрядчиков. Организация службы эксплуатации технических систем водоснабжения просто-напросто не предусматривает соответствующего количества штатных единиц.

  • Эта же организация должна выполнить ремонт трубы горячего водоснабжения в подвале и квартире, вовремя заменить задвижки и краны на врезках ГВС в элеваторном узле и на стояках, обеспечить круглосуточную работу полотенцесушителей в домах с циркуляционной системой ГВС;

Исключение: однотрубная система горячего водоснабжения в многоквартирном доме (она типична для домов постройки 70-х и более ранних годов) не предусматривает непрерывной циркуляции в стояках горячего водоснабжения. В этом случае полотенцесушители, установленные в разрыв подводки ГВС, нагреваются только при разборе воды.

  • За круглогодичную подачу горячей воды из теплотрассы (в домах с открытой схемой теплоснабжения) или за подачу теплоносителя для ее нагрева (при закрытой схеме) отвечают Теплосети - организация, обеспечивающая транзит тепла между его поставщиком (ТЭЦ, ГРЭС, котельной) и абонентами. Граница владений Теплосетей и жилищников проходит по первым фланцам входных задвижек элеваторного узла.

Кто отвечает за состояние подводок водоснабжения после вентилей на входе в квартиру?

В госжилье - обслуживающая дом организация. А вот если квартира приватизирована и находится в личной собственности жильцов, любой ремонт трубопровода системы водоснабжения после вентилей осуществляется ими за свой счет.

Когда менять трубы

Через сколько лет эксплуатации требуется замена труб горячего и холодного водоснабжения? Ответ можно найти в Ведомственных Строительных Нормах ВСН 58-88, документе, утвержденном Госстроем СССР в ноябре 1988 года.

Участок системы водоснабжения и материал его изготовления Срок службы, лет
Водопровод ХВС из оцинкованной стали 30
Водопровод ХВС из черной стальной (газовой) трубы 15
Водопровод ГВС в доме с открытой схемой теплоснабжения (с подачей горячей воды из теплотрассы через врезку в элеваторный узел) из оцинкованной стали 30
То же, из черной стали 15
То же, в доме с закрытой схеме теплоснабжения (вода для нужд ГВС нагревается в общем с теплоносителем системы отопления теплообменнике), для оцинковки 20
То же, в доме с закрытой схемой теплоснабжения, для черных стальных труб 10

Как принято, есть нюанс. Этот документ не утратил силу с распадом СССР, но он представляет собой ведомственные нормы, а не ГОСТ или СНиП, то есть де-факто ни к чему не обязывает жилищную организацию.

На практике срок службы стояков водоснабжения часто превышает установленный ВСН и определяется:

  • Наличием или отсутствием защищающего их от коррозии слоя краски;
  • Качеством вентиляции в ванных и санузлах, через которые проходят стояки. Чем выше влажность в них, тем быстрее ржавеют трубы;

  • Толщиной стенок труб. Согласно ГОСТ 3262-75, по которому производятся водогазопроводные трубы, они могут быть легкими, усиленными и обычными. Чем толще стенка, тем больше времени потребуется коррозии для нарушения ее целостности.

Что это означает для нас в практическом плане?

Текущий ремонт трубопроводов водоснабжения проводится при любых отклонениях в их работе (при появлении течей, падении напора воды и т.д.). Замена участка водопровода осуществляется в том случае, если он полностью пришел в негодность (многочисленные свищи, минимальная толщина пораженных коррозией стенок). Полная замена труб ХВС и ГВС выполняется при достижении ими определенной степени износа при наличии финансирования со стороны муниципалитета.

Проблемы и решения

Мир не идеален, и подчас возникшие коммунальные проблемы проще решить самостоятельно, не дожидаясь внимания и участия со стороны обслуживающих организаций. Устранение некоторых наиболее типичных неисправностей мы сейчас опишем.

Видео в этой статье более наглядно продемонстрирует вам, как может выглядеть ремонт труб водоснабжения в квартире при неисправностях системы водоснабжения.

Свищ

Описание: незначительная течь с точечным источником, которую легко отследить по следам влаги или (через несколько дней после возникновения течи) ржавчины.

Причины: сквозная коррозия стенок стальной трубы (стояка или подводки).

Кстати: свищи чаще всего возникают на продольных сварных швах труб. Согласно ГОСТ 3262-75, все водогазопроводные трубы - электросварные.

Устранение:

  1. Зачистите область свища от краски и ржавчины с помощью металлической щетки или ножа;
  2. Прижмите к месту течи резиновую прокладку для кранбуксы или кусочек достаточно толстой резины (например, от камеры грузового автомобиля);
  3. Стяните бандаж хомутом (алюминиевым или проволочным).

Заметьте: такой ремонт труб водоснабжения в доме не очень эстетичен и позиционируется как временный. Однако автор не раз наблюдал бандажи, простоявшие одно-два десятилетия и не давшие повторных течей.

Течь по резьбе

Описание: течь по резьбе сгона после вентиля на входе в квартиру или под кухонной мойкой с жесткой подводкой.

Причины:

  • Выгорание льняной подмотки на горячей воде;
  • Ее загнивание на водопроводе ХВС;
  • Физическое воздействие на водопровод (например, смещение тумбы с мойкой).

Устранение:

  1. Ремонт трубы водоснабжения начинается с отключения воды вентилями на входе в квартиру. Перекрыв вентиль, убедитесь в его работоспособности, приоткрыв соответствующий кран на смесителе;
  2. С помощью газового или разводного ключа отдайте контргайку на сгоне на 3-4 оборота;

Совет: если резьба покрыта толстым слоем краски или ржавчины, предварительно прогрейте ее строительным феном, паяльной лампой или импровизированной горелкой из газового баллончика с насадкой.

  1. Отверткой или ножом очистите резьбу от старой подмотки;
  2. Намотайте новую подмотку - нить-герметик Тангит Унилок или сантехнический лен с пропиткой краской или силиконовым герметиком;

Совет: не используйте для подмотки стальных резьб на воде ленту ФУМ. Подмотанная ей резьба дает течь при минимальном обратном ходе. Лен и Тангит лишены этого недостатка.

  1. С умеренным усилием подтяните контргайку;
  2. Проверьте резьбу под давлением на предмет утечек.

Течь фитинга на металлопластике

Описание: течь между металлопластиковой трубой и компрессионным фитингом (как правило, по накидной гайке последнего).

Причина: неправильная сборка фитингового соединения. Если труба отрезана неровно (читай - ножовкой вместо трубореза), сохранила овальное сечение (то есть не была откалибрована после разматывания бухты) и с нее не снята внутренняя фаска, при соединении с фитингом она вырывает из канавок уплотнительные кольца.

В результате после нескольких циклов нагрева и охлаждения пластиковая внутренняя оболочка трубы выдавливается из зазора между ее сердечником и штуцером фитинга, и соединение дает течь.

Заметьте: проблема касается только горячей воды и отопления. На водопроводе ХВС металлопластик на компрессионных фитингах не дает течей даже при грубейших ошибках сборки.

Устранение: ремонт пластиковой трубы водоснабжения сводится в этом случае к переборке фитингового соединения с калибровкой трубы и установкой резиновых колец в штатное положение. Заусенцы на торце трубы должны быть удалены, а штуцер фитинга - смазан любой нейтральной смазкой.

Засор смесителя или подводки

Описание: падение напора воды на одном или нескольких сантехнических приборах.

Причины:

  • Засор фильтра на аэраторе смесителя песком, окалиной и крупными взвесями;
  • Засор седла кранбуксы в корпусе смесителя крупной окалиной и прочим мусором;
  • Зарастание подводки водоснабжения (в первую очередь на холодной воде) известковыми отложениями и ржавчиной.

Устранение проблемы мы разберем для каждого случая отдельно. Если на одном конкретном смесителе катастрофически упал напор холодной и горячей воды, с наибольшей вероятностью причина проблемы находится в гусаке, непосредственно перед аэратором.

Вот инструкция по прочистке фильтра:

Изображение Описание

Открутите аэратор. Стронуть его резьбу при наличии на аэраторе огранки можно разводным ключом; если он гладкий - для усиления хвата воспользуйтесь резиновыми перчатками. Откручивать хромированную деталь пассатижами или газовым ключом нельзя: тонкий металл с большой вероятностью помнется и наверняка лишится декоративного покрытия.

Выньте из корпуса аэратора фильтр (пластиковый или, как вариант, представляющий собой несколько нержавеющих сеток) и промойте их под струей воды. Затем соберите аэратор в обратном порядке.

Совет: если фильтр состоит из полудюжины нержавеющих сеток, большую их часть можно выкинуть, оставив всего 2-3 штуки.

Резкое падение напора только на холодной или только на горячей воде с большой вероятностью означает, что водопровод забился мусором в самом узком месте -под седлом кранбуксы.

Проблема может быть решена двумя способами:

  1. Перекройте вентиль соответствующей воды на входе в квартиру. Затем откройте кран на этой же воде у второго смесителя, подключенного к этой же подводке. Откройте оба крана на проблемном смесителе, и заткните пальцем его излив, чтобы вода из рабочего водопровода начала под давлением поступать в проблемный — и далее на сброс в канализацию.

Противоток воды часто выносит причину засора через второй сантехнический прибор;

  1. Если этот метод не помог или если у смесителей кухни и ванной независимое подключение к стоякам водоснабжения, выверните кранбуксу и прочистите седло в корпусе смесителя тонким стальным тросиком, струной от карниза для штор или жесткой проволочкой.

Наконец, когда падение напора было постепенным и заняло много месяцев или даже лет, причина - в зарастании стальных труб отложениями. Часто такой водопровод удается прочистить тонкой струной через ближайшее разборное соединение, но в наиболее запущенных случаях вам светит замена труб холодного водоснабжения (напомним, проблема чаще всего касается ХВС) или обеих подводок.

Самостоятельная замена подводок

Что делать, если в квартире, находящейся в вашей собственности, намертво забиты или дали множественные течи подводки холодной и горячей воды?

Ответ очевиден: их нужно менять. И тут в полный рост встает вопрос выбора материала для замены.

Если подводку ХВС можно смело менять на полипропилен или металлопластик, то замена трубопровода горячего водоснабжения заслуживает отдельного разговора (см. ).

При нагреве горячей воды автономным источником тепла (бойлером, газовой колонкой, теплообменником в закрытой схеме теплоснабжения (см. )) ее давление всегда равно давлению в системе ХВС, поэтому единственным ограничением при выборе труб является допустимая рабочая температура: она не должна быть ниже +75°С.

А вот при централизованной подаче ГВС (в домах с элеваторными узлами) замена труб горячего водоснабжения должна выполняться только металлом:

  • Оцинкованной или, в крайнем случае, черной сталью;

Внимание: если черную сталь можно монтировать на сварных соединениях, то оцинкованные трубы должны соединяться только резьбовыми фитингами. При сварке легкоплавкий цинк выгорает (он испаряется при 900°С, в то время как сталь плавится при 1400-1500 градусах), в результате чего трубы остаются без антикоррозионной защиты.

  • Медью на фитингах под пайку, обжим или на компрессионных фитингах;
  • Гофрированной нержавейкой. Последний материал проще всего в монтаже: для сборки фитингового соединения нужны лишь труборез (при необходимости его можно заменить болгаркой с кругом по металлу) и пара разводных ключей.

С чем связаны эти ограничения?

С тем, что параметры ГВС (давление и температура) могут при определенных условиях сильно отклоняться от штатных.

В список потенциально опасных для пластиковых и металлопластиковых труб ситуаций входят:

  1. Гидроудары (скачки давления при резкой остановке циркуляции воды или быстром заполнении сброшенных участков контуров (см. ));

Справка: при гидроударе давление на фронте потока может на короткое время увеличиваться до 30-40 атмосфер. Полипропилен рассчитан на 10-25 кгс/см2.

  1. Неправильно собранные конфигурации запорной арматуры в элеваторном узле при испытаниях теплотрасс на температуру и плотность;
  2. ГВС, запитанное с подачи в нижний пик зимних температур.

Справка: согласно действующим температурным графикам, температура подачи теплотрассы в холода может достигать 150 градусов. ГВС на это время должно быть запитано с обратного трубопровода. Если режим водоснабжения не был вовремя переключен, в систему ГВС пойдет вода с температурой, превышающей максимально допустимую для пластика более чем в полтора раза.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет читателю в решении части бытовых проблем. Успехов!

В процессе эксплуатации трубопроводы и их элементы изнашиваются. Характер износа определяется условиями эксплуатации, свойствами материала, из которого выполнен трубопровод, его конструктивными особенностями, качеством изоляции и т.д. В основном трубопроводы подвержены коррозионному износу, а нарушение условий эксплуатации трубопровода приводит к разрыву трубы, отрыву фланца, выбиванию прокладки, ослаблению болтовых соединений.

Тщательная ревизия трубопроводов осуществляется при плановых ремонтах. Пропуски в действующих трубопроводах определяют визуально, по появлению запаха или изменению режима перекачивания (например, снижению давления в трубопроводе, изменению количества принимаемого и расходуемого продукта и т.д.).

На ответственных трубопроводах, работающих при высоком давлении, практикуется система “сверления безопасности”, при которой на участках трубопроводов, где износ наиболее вероятен, до пуска в эксплуатацию высверливают несквозные отверстия. Остаточная толщина труб должна обеспечивать безаварийную работу. По мере износа трубопровода в процессе эксплуатации наиболее вероятен пропуск продукта через эти ослабленные сверлением стенки трубопровода. Отверстия забивают пробкой и накладывают хомут, трубопровод тщательно ремонтируют при первом плановом ремонте.

Во время ревизии трубопроводов проводят контрольную сквозную засверловку с измерением остаточной толщины стенки. Дефекты могут быть обнаружены при измерении толщины стенки ультразвуковыми дефектоскопами. Ликвидация пропусков на поверхности трубы или в сварных швах на действующем трубопроводе возможна наложением хомутов или скоб с накладками. Их ставят на дефектный участок так, чтобы при стягивании хомутов или скоб прокладка (поранит, резина, свинец, фторопласт и др.) оставалась зажатой между трубой и хомутом (накладкой) и заполняла неплотности в трубе или сварном шве.

Хомут и накладка должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, в соответствии с этим выбирается их толщина.

При разрыве сварного шва шов вырубается и после зачистки заваривается вновь.

Если участок дефекта большой или образовавшийся дефект нельзя устранить наложением хомутов (например, разрыв трубы по образующей), такой участок заменяют.

Плановый ремонт трубопроводов предусматривает замену определенных участков с трубами, фланцами и крепежными деталями. Трубы отбраковывают, если их толщина в результате износа более не обеспечивает заданные параметры эксплуатации. Для каждого трубопровода должны быть установлены отбраковочные нормы. Технологические трубопроводы диаметром более 75 мм при остаточной толщине 2 мм и менее бракуются без предварительного расчета. При плановых ремонтах проверяют опоры и подвески трубопроводов; плотность прилегания трубы к подушке, подвижность опор, целостность поверхностей скольжения и т.д.

Пропуски во фланцевых соединениях являются результатом плохой подгонки соприкасающихся поверхностей, поврежденности этих поверхностей, некачественной прокладки и недостаточной подтяжки болтов и шпилек. Для ликвидации пропуска сначала подтягивают болты (особенно это эффективно для горячих трубопроводов, где регулярная подтяжка является обязательной). Если таким способом пропуск не устраняется, меняют прокладку.

За 2-3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить керосином. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1/8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Винтовое приспособление для раздвижки фланцев показано на рис. 11.1. Для раздвижки фланцев на трубопроводах высокого давления используется приспособление с гидроцилиндром (рис. 11.2).

Для вырезки прокладок используются разнообразные приспособления. Вариант простейшего из них показан на рис. 11.3. Конус 1 имеет сквозные отверстия, в которых стопорными болтами крепятся четырехгранные ножи 2. Приспособление вставляется в патрон сверлильного станка.



При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а взамен их ввариваются катушки. Перед удалением участка трубопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.

После демонтажа участка трубопровода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке нового участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии, графита и проверяется на отсутствие на них раковин и забоин. Если фланцы имеют дефекты, они должны быть заменены.

Приспособление для контроля приварки нового фланца к трубопроводу показано на рис. 11.4.

При ремонте межцеховых трубопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может осуществляться потрубно. Возможна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской.

При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий проводится растяжка компенсаторов температурных удлинений. Величину растяжки можно найти по формуле

l = a×t×L ,

где l - удлинение трубопровода; a - коэффициент линейного удлинения; t - температура среды; L - длина трубопровода.

Линзовые компенсаторы ставятся на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвращения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки (рис. 11.5). Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в коллектор.

При подъеме и опускании трубопровода в траншею наиболее напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. При усилении планками (рис. 11.6) используется угловой или полосовой профиль. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами (рис. 11.7) их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200-377 мм и 350 мм для труб диаметром 426-529 мм. Диаметр муфты принимается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должны быть одинаковы. Допускаемый зазор между муфтой и трубой d = 2 мм.


При ремонте иногда нужно подключиться к действующим трубопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопроводам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод проводится с использованием приспособления, представленного на рис. 11.8. К трубопроводу 1 в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок 5 с фланцем 6. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка 8 требуемой серии. К задвижке на фланце 9 крепится приспособление, состоящее из сверла 2 и коронки 4, на которой укреплены резцы 3, штока 7, сальника 10, грундбуксы 11, упорного шарикоподшипника 12 и штурвала 13. Вращением коронки 4 при помощи штурвала 13 в стенке основного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток 7 с коронкой 4 поднимается выше клина задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление, и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.



После окончания капитального ремонта трубопроводов проводится проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измерительных приборов. В самых низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в самых высоких - воздушки для выпуска воздуха. В начальных и концевых точках трубопровода, а также на насосах и компрессорах устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов.

РЕМОНТ АРМАТУРЫ

Арматурой называют устройства, предназначенные для управления потоками жидкостей и газов, движущихся по трубопроводам. В зависимости от назначения различают: арматуру запорную, предназначенную для полного перекрытия потока, и регулирующую, предназначенную для регулирования расхода или давления передаваемой среды; клапаны предохранительные и перепускные, служащие для выпуска избытка среды при повышении давления, и обратные, назначение которых - не допускать движения среды в обратном направлении; специальную арматуру - указатели уровня, конденсатоотводчики, пробно-спускные краны и др.

Основные параметры арматуры - условный диаметр прохода D у и условное давление Р у . Арматуру устанавливают на трубопроводах, непосредственно на аппаратах, в некоторых случаях она является неотъемлемой составной частью аппарата. По способу соединения с трубопроводом или аппаратом различают фланцевую, приварную, муфтовую и цапковую арматуру, а по способу приведения в действие - приводную с ручным или механическим приводом и самодействующую, приводимую в действие перемещаемой средой.

Запорная арматура является наиболее применяемой на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии.

В зависимости от принципа действия и формы запорного устройства различают вентили, краны и задвижки.

Вентили (рис. 12.1) применяют для самых различных сред в широком диапазоне давлений и температур. Рабочим элементом в вентилях является клапан, совершающий возвратно-поступательное движение и имеющий сравнительно небольшой ход для его полного открытия. Недостаток вентилей - дополнительное гидравлическое сопротивление. Их не следует применять при работе с загрязненными средами. Вентили устанавливают так, чтобы движение среды происходило “под клапан”, обратное направление нежелательно. Обычно на корпусе вентиля имеется стрелка, показывающая нормальное направление движения среды.

24.12.2009 08:09

В июньском (2008 г.) номере журнала OIL&GAS JOURNAL RUSSIA была опубликована обзорная статья по перспективным способам ремонта трубопроводов. В данной статье были рассмотрены методы ремонта с применением технологий КМТ, РСМ, УКМТ и Клок Спринг. Статья вызвала резонанс, и коллектив авторов получил от читателей немало вопросов.

Вопросы можно разделить на три группы. Первый и наиболее часто задаваемый - можно ли производить ремонт трубопроводов при помощи УКМТ на заболоченных участках? Да, можно. За последние полтора года объем ремонтных работ, проведенных с применением УКМТ, вырос на порядок. Запланированные на зиму 2008 - 2009 г.г. объемы ремонтных работ на заболоченных участках были выполнены полностью и в срок. Сейчас ведутся работы по плану на зиму 2009 - 2010 г.г. и формируется пакет заказов на этот сезон 2010 - 2010 г.г.

Другая часть вопросов касается непосредственно технологии ремонта трубопроводов с помощью УКМТ в условиях низких температур и на заболоченных участках. Очень часто эти факторы накладываются. В этом случае производить ремонтные работы становится крайне неудобно: летом к ремонтируемому участку не добраться, а зимой сложно работать - холодно.
Холодом русского человека не напугать, поэтому на зиму планируются те ремонтные работы, которые невозможно или сложно производить в теплый сезон. Но их настолько много набирается, что на первый план выходят такие характеристики как скорость и технологичность проведения ремонтных работ при относительной дешевизне.
Так какие же все-таки сложности сопровождают проведение ремонта трубопроводов с применением УКМТ в зимнее время и на заболоченных участках? Ответ прост - ровно такие же, что и при ремонте другими способами. В таком случае еще один резонный вопрос: в чем же тогда преимущество УКМТ-технологии?
И здесь вполне очевидный ответ. Да, отремонтировать дефектный участок путем замены катушки спокойнее, только не всегда это технически возможно, да и стоит недешево. За те деньги, которые тратятся на замену одной катушки можно произвести десяток ремонтов с помощью УКМТ.
Так, для проведения ремонта трубопровода методом замены катушки требуется раскачка трубопровода. Что летом, что зимой, что в сухой местности, что на болоте - это мероприятие и хлопотное, и дорогостоящее. Шурф для замены катушки требуется достаточно большой. Из него нужно отводить воду в течении всего времени ремонта, на который уйдет как минимум целая рабочая смена. При проведении ремонта с помощью УКМТ тоже нужен шурф, но значительно меньше по размеру, чем для замены катушки как в плане, так и по глубине, а именно под трубой. Поскольку процесс установки УКМТ занимает не более двух-трех часов, то и воду из шурфа отводить проще. Трубопровод раскачивать не требуется. Огневых работ нет. Использовать грузоподъемную технику нет необходимости, так как все элементы УКМТ даже для ремонта трубопроводов диаметром 1420 мм легко поднимаются двумя монтажниками.
Благодаря перечисленному выше ремонт с помощью УКМТ с точки зрения организационно-технических мероприятий значительно проще, а значит и дешевле, чем ремонт путем замены катушки. При этом УКМТ позволяет ремонтировать все виды дефектов потери металла, в том числе и те, которые ранее требовали замены катушки в обязательном порядке.

Таким образом, несомненными достоинствами ремонта с помощью УКМТ являются:

  • ремонт трубопровода без остановки перекачки продукта
  • не требуется раскачка трубопровода
  • минимальные земляные работы
  • отсутствие огневых работ
  • высокая технологичность применяемых материалов и изделий
  • высокая скорость ремонтных работ
  • низкая стоимость ремонта в целом

Эти факторы имеют ключевое значение в ситуации, рассматриваемой в настоящей статье.

Несколько слов непосредственно о ремонте трубопроводов с применением УКМТ.
Рассмотрим два конкретных примера. Первый. Ремонт нефтепровода диаметром 273 мм на заболоченном участке в холодное время года. Второй. Срочный ремонт дефекта протяженностью более 0,5 м на газопроводе диаметром 377 мм в условиях зимы.
Прежде чем перейти к описанию технологии ремонта, необходимо оговориться, что УКМТ - это не просто муфта, а целый комплекс, включающий в себя следующие материалы и конструктивные элементы:

  • выравнивающая шпатлевка на эпоксидной основе
  • клеевой состав (суперклей)
  • стеклопластиковый вкладыш
  • стягивающий элемент, состоящий из двух полумуфт, намотанных на четырех осях из нержавеющей стали, шарнирно соединенных с одной стороны при помощи композитных колец, а с другой стороны стягиваемых болтами
  • магнитный маркер, позволяющий регистрировать УКМТ внутритрубными диагностическими снарядами
  • электромагнитный маркер, позволяющий обнаружить отремонтированный с помощью УКМТ участок трубопровода после его засыпки с поверхности земли.

На первом примере рассмотрим технологию ремонта трубопровода с применением УКМТ (см. Фото 1). Независимо от условий проведения, пошагово ремонт включает в себя следующие операции (без учета земляных работ):

1 шаг. Очистка дефектного участка трубопровода от изоляции и продуктов коррозии.
Инструкцией по установке УКМТ зачистка трубопровода строго до металлического блеска не требуется, но качество подготовки поверхности металла дефектного участка сказывается на качестве ремонта в целом.

2 шаг. Выравнивание дефектов заподлицо с поверхностью трубы и нанесение клеевого состава.
В данном случае производится ремонт трубопровода с расслоением стенки, поэтому выравнивание дефекта заподлицо с поверхностью трубы не требовалось. При нанесении клеевого состава критичным условием является температура трубы. Она не должна быть ниже -7°С. Но в редких случаях перекачиваемый продукт, а соответственно и сам трубопровод, даже в самый лютый мороз, бывает холоднее. Поэтому в этом процессе проблем обычно не бывает. Применяемый клеевой состав наносится очень легко, поэтому его равномерное нанесение на зачищенный ремонтируемый участок не составляет никаких проблем (см. Фото 2. Участок трубопровода, подготовленный к установке УКМТ, с нанесенным клеевым составом).

3 шаг. Установка вкладыша.
Вкладыш изготавливается из стеклопластика по прочности, не уступающей металлу трубы, и служит для наращивания толщины стенки трубопровода на дефектном участке, а также исключения механической нагрузки на сварные стыки, попадающие под муфту.

4 шаг. Монтаж стяжного элемента муфты.
Поверх вкладыша устанавливается стяжной элемент, состоящий из двух полумуфт. Его шарнирная конструкция позволяет смыкать полумуфты в муфту легко и быстро, а удлиненные юбки болтов и качественная резьба обеспечивает их наживление отруки. Болтовые соединения предусматривают сначала предварительную протяжку болтов, а затем окончательную затяжку болтового соединения УКМТ с тарированным усилием, указанным в Паспорте муфты для каждого диаметра трубопровода. Тарированное усилие затяжки обеспечивается динамометрическим ключом.

5 шаг. Защита от коррозии.
Оси полумуфт изготавливаются из нержавеющей стали. Они полностью электрически развязаны с трубопроводом. УКМТ комплектуется болтами либо из нержавеющей стали, либо из высокопрочной стали, защищенными от коррозии гальваническими методами. Но в любом случае после монтажа муфты все технологические пазухи на УКМТ, в том числе в местах болтовых соединений, зашпаклевываются. На Фото 3 серая, а на Фото 4 коричневая область муфт - это зашпатлеванные технологические пазухи УКМТ. Фото 3. УКМТ с зашпатлеванными технологическими пазухами
Вкладыш и стяжной элемент УКМТ изготавливаются из устойчивого к воздействию агрессивных сред высокопрочного стеклопластика и, являясь диэлектриками, полностью обеспечивают гидроизоляцию отремонтированного дефектного участка трубопровода. Кроме того, с помощью термоусаживающейся ленты надежно герметизируются примыкания вкладыша УКМТ к существующей изоляции трубопровода.

6 шаг. Установка маркеров.
По завершении гидроизоляции отремонтированного с помощью УКМТ участка трубопровода на трубу устанавливается магнитный маркер, а в процессе засыпки шурфа над местом ремонта в толще грунта оставляется электромагнитный маркер.
При помощи УКМТ можно ремонтировать протяженные дефекты. На Фото 4 показан отремонтированный участок газопровода диаметром 377 мм с дефектом протяженностью вдоль оси более 0,5 м.

Вернемся к вопросам читателей. Третья группа вопросов касается обучения методу ремонта трубопроводов с помощью УКМТ.

Безусловно, обучение специалистов для ремонта трубопроводов с применением УКМТ является очень важным аспектом. Конечно, в данном случае общий принцип «чем больше опыт, тем выше качество и скорость» тоже работает, но стартовые знания все-таки нужны и важны. Сейчас на предприятиях, желающих собственными силами производить ремонт с применением УКМТ, проводится выездное обучение непосредственно на объекте, но мера эта временная, так как удовлетворить возрастающий спрос становится непросто. Решение данной задачи выделилось в отдельное направление.

В настоящее время достигнуты договоренности с Научно-учебным центром «КАЧЕСТВО» о совместной разработке программы обучения методу ремонта трубопроводов с помощью УКМТ, а также согласовании этой программы в органах Ростехнадзора России. Реализация мероприятий по созданию и утверждению программы обучения позволит наладить проведение плановой подготовки ремонтного персонала магистрального трубопроводного транспорта, нефтегазодобывающих предприятий, а также прочих предприятий, эксплуатирующих трубопроводы, с выдачей удостоверений установленного образца.


В процессе эксплуатации трубопроводы и их элементы изнашиваются. Характер износа определяется условиями эксплуатации, свойствами материала, из которого изготовлен трубопровод, его конструктивными особенностями, качеством изоляции и т.д. В основном трубопроводы подвержены коррозионному износу, а нарушение условий эксплуатации трубопровода приводит к разрыву трубы, отрыву фланца, выбиванию прокладок и ослаблению резьбовых соединений болтов фланцевого соединения.

Тщательная ревизия трубопроводов осуществляется при плановых ремонтах. Пропуски в действующих трубопроводах определяют визуально, по появлению запаха или изменению режима перекачивания (например, снижению давления в трубопроводе, изменению количества принимаемого и расходуемого продукта и т.д.).

На ответственных трубопроводах, работающих под высоким давлением, практикуется система «сверления безопасности», при которой на участках трубопроводов, где износ наиболее вероятен, до пуска в эксплуатацию высверливают несквозные отверстия. Остаточная толщина труб должна обеспечивать безаварийную работу. По мере износа трубопровода в процессе эксплуатации наиболее вероятен пропуск продукта через эти ослабленные сверлением стенки трубопровода. Контрольные отверстия забивают пробкой, временно накладывают хомут и осуществляют за их состоянием постоянный контроль в процессе эксплуатации до очередного ремонта. При первом плановом ремонте трубопровод ремонтируют.

Дефекты могут быть обнаружены при измерении толщины стенки ультразвуковыми дефектоскопами. Ликвидация пропусков на поверхности трубы или в сварных швах на действующем трубопроводе возможна наложением хомутов или скоб с накладками. Их ставят на дефектный участок так, чтобы при стягивании хомутов или скоб прокладка (поранит, свинец, фторопласт, резина и др.) оставалась зажатой между поверхностью трубы и хомутом (накладкой) и заполняла неплотность в трубе или сварном шве.

Хомут и накладка должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, в соответствии с этим выбирается их толщина.

Если участок дефекта большой или образовавшийся дефект нельзя устранить наложением хомутов (например, разрыв трубы по образующей), такой участок трубы заменяют.

При разрыве сварного шва шов вырубается до чистого металла, и после зачистки заваривается вновь.

Плановый ремонт трубопроводов предусматривает замену определенных участков с трубами, фланцами и крепежными деталями. Трубы отбраковывают, если их толщина стенки в результате износа более не обеспечивает заданные параметры эксплуатации. Для каждой категории трубопроводов устанавливаются отбраковочные нормы. Технологические трубопроводы диаметром более 75 мм при остаточной толщине стенки 2 мм и менее бракуются без предварительного расчета. При плановых ремонтах проверяют опоры и подвески трубопроводов; плотность прилегания трубы к подушке, подвижность опор, целостность поверхностей скольжения и т.д.



Пропуски во фланцевых соединениях являются результатом плохой подгонки соприкасающихся поверхностей, поврежденности этих поверхностей, некачественной прокладки и недостаточности подтяжки болтов или шпилек. Для ликвидации пропуска сначала подтягивают болты (особенно это эффективно для горячих трубопроводов, где регулярная подтяжка является обязательной). Если таким способом пропуск не устраняется, меняют прокладку.

За 2-3 часа до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей смачивают керосином. Отворачивание гаек производится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1/8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев, поэтому, чтобы облегчить эту операцию, используют специальное приспособление, а для трубопроводов высокого давления применяют приспособление с гидроцилиндром.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находящегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии, графита и проверяется на отсутствие на них раковин и забоин. Если фланцы имеют дефекты, они должны быть заменены.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и вваривается новая секция.

После окончания капитального ремонта трубопроводов проводится проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода, все врезки для контрольно-измерительных приборов закрываются заглушками. В самых низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в самых высоких – воздушники для выпуска воздуха при заполнении трубопровода водой.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина пробного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа .