Осипов А. И. О грехопадении человека. Читать дословный конспект лекции. Почему Бог допустил грехопадение Адама и Евы

Ника Кравчук

Почему Бог допустил грехопадение Адама и Евы?

Самая большая трагедия в истории человечества произошла в Эдемском саду. Адам и Ева, созданные по Божьему образу и подобию, для вечной райской жизни, преступили заповедь. Они вкусили запрещенный плод из дерева познания добра и зла и тем самым отпали от Господа. Как понимать эту трагедию? Почему же милостивый и любящий Бог допустил грехопадение Адама и Евы? Почему всем потомкам прародителей приходилось нести на себе тяжесть первородного греха? Об этом читайте в статье.

Расплата за преступление заповеди

Вершиной всех Господних творений стал человек, созданный по образу Божьему. И это идеальное творение Бог наградил особым даром — свободой выбора.

Господь создал все условия, «обеспечил» действительно райскую жизнь и поставил лишь одно заповедь — о невкушении плодов из дерева познания. Бог предостерег: если вкусите с этого дерева, умрете.

Что такое смерть в библейском понимании? Это разрыв связи с Богом. Господь словно предупредил: Я дал вам лишь одно условие, если вы ослушаетесь Меня, то наши отношения уже не будут такими доверительными, как раньше, все изменится. Преступлением заповеди Адам и Ева предали Господа и тем самым отпали от Источника Жизни. В этом смысле они стали мертвыми.

Как Бог вообще допустил грехопадение?

Многие люди задаются вопросом: почему Господь, любящий и милосердный Отец, вообще допустил грехопадение Адама и Евы? Не мог Он создать человека неспособным к греху? Нет, не мог. Почему? Потому что Бог сотворил людей по Своему образу. Если Бог свободен, то и человек также обладает этим даром. Он не робот, не игрушка, не марионетка, действиями которой можно управлять с помощью веревочек.

Господь знает о возможных негативных последствиях мыслей и поступков, поэтому и предупреждает человека. Но он не заставляет Адама и Еву поступать так, как правильно. Они свободны выбирать сами и отвечать за последствия своих решений.
Если бы Бог запретил возможность грехопадения, он совершил бы насилие над человеческой природой.

Грехопадение Адама и Евы повлияло на всех потомков

Даже после вкушения запрещенного плода прародители имели возможность покаяться еще в Эдемском саду. Вместо этого они спрятались от Бога. И когда Господь спросил Адама, не вкушал ли тот запрещенного плода, первый человек вместо того чтобы раскаяться, непрямо обвинил Господа: это жена, которую сотворил Бог, дала ему плод, и поэтому он ел.

Последствия грехопадения были слишком масштабными. Грех, пробравшийся в человеческие сердца, передался потомкам. Люди своими усилиями не могли его победить.

Некоторые читатели спросят: почему же тогда Бог не избавил людей от последствий? Но как? Грех уже есть в человеке. Что сделать: насильственно убить согрешивших людей и вместо них создать безгрешных? А как же свобода выбора? И где гарантия того, что новые творения не преступили бы заповедь? В сложившейся ситуации Господь избрал иной вариант.

Цена искупления

Бог любви и милосердия ради спасения людей Сам пошел на жертву. Чтобы искупить все человечество, Сын Божий воплотился и пришел в мир. Чтобы вернуть людям бессмертие, Христос распялся на Кресте и принял смерть.

С помощью плода на Древе познания произошло грехопадение Адама и Евы, с помощью Крестного древа всему миру пришло спасение.

Почему Бог допустил падение Денницы и Адама? На вопрос отвечает протоиерей Владимир Головин:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В книге Бытия мы находим следующее повествование о грехопадении людей: «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, их же сотвори Господь Бог. И рече змий жене:Что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райского. И рече жена змию: от всякого древа райского ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отвезутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. И виде жена яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его, яде; и даде мужу своему с собою, и ядоста.» Библия. Бытие.3, 1 - 6 Библейский текст поразительно ясно передает нам картину падения первых людей.

Сатана, « Слово диавол, или сатана означает клеветник, обольститель.» Митрополит Филарет (Дроздов) . Пространный христианский Катехизис. Стр. 24используя змия как инструмент, выбрал обьектом соего искушения Еву, так как Бог не сообщал ей непосредственно заповеди о запрете вкушения от древа познания добра и зла и она лишь слышала ее от своего мужа. Пользуясь этим он задает ей вопрос, в котором содержится открытая ложь, что в свою очередь должно было оттолкнуть Еву от собеседника, или хотя бы насторожить ее. Однако этого не происходит. И когда Ева видит, что дерево прекрасно, появляется некая ценность вне Бога. Искуситель обещает Еве что они уподобятся Богу, вкусив от этого плода. При этом он использует очень эффективный в психологическом аспекте прием - так называемое соотношение «пятьдесят на пятьдесят», когда в информации содержится немного лжи и немного правды. Ева поддается искушению, съедает плод сама, и дает его мужу, тем самым ввергая и его во грех. И последствия падения не замедлили проявиться - их глаза действительно прозрели, но что они узрели своим исказившимся естеством? - Лишь то, что они наги. В это же время исполнились над ними и слова Господа, служившие им предостережением, и постигла их смерть духовная.

Несомненно, Сердцеведец Господь уже знал о совершившемся грехе - но по неизреченному милосердию Своему, давал человеку шанс вернуть все назад, шанс раскаяться. Однако совершенное преступление прогрессировало как вирус, все более и более отдаляя человека от Бога. Когда Бог явился в раю, и человек услышал Его голос, то вместо того чтобы с радостью идти к своему Творцу, он в страхе бежал и спрятался среди деревьев. Господь, желая возбудить в человеке чувство покаяния, стал звать его, и Адам, еще не умея врать, ответил ему: «Здесь я, Господи! Но я услышал голос твой и убоялся, ибо я наг.» Тут человек практически сам раскрывает свое преступление, и Бог напрямую спрашивает его: «Кто сказал тебе что ты наг? Не ел ли ты от древа, что просреди рая?» - тут Господь дает человеку еще одну возможность все исправить, однако естество человека уже настолько было изуродовано грехом, что он шаг за шагом все дальше погрязал в нем. И потому Адам отвечает ему не словами покаяния, а «обвиняет жену, «которую - подчеркивает он - Ты мне дал». Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога.» В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Стр. 443 Этим он окончательно утверждается во грехе. По Тертуллиану, в преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей десятисловия. «Здесь были, по словам блаженного Августина, и гордость, потому что человек захотел находиться во власти более своей, чем Божией, и человекоубийство, потому что непорочность человеческой души была нарушена обольщением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным деревом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться.» Архимандриты Исайя и Алипий. Догматическое богословие. Стр.237

Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: «В тот же день смертью умрете» (Быт. 2:17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Человек лишился благодати и первое, что он увидел, – это то, что он наг, а первое, что ощутил, – стыд. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божья среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.

Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.

Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу – Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.

Помрачение ума, воли и чувств прародителей – это признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога.

Духовная смерть привела к расстройству природы человека. Все силы души его получили неподобающее направление, склонились ко злу, к страстям. Ум забыл свое истинное питание, ведение духовное и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал духовной слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных, утратил способность созерцать божественное, видеть духовную истину, таинственно воспарять к Богу. Разум ("логос") потерял силу нравственного руководства над неразумными силами души – чувственным желанием и раздражительностью – и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию и избегать страданий. Выйдя из-под контроля разума, неразумные силы души превратились в "неестественные" страсти. Это термин преподобного Максима Исповедника, отличающего греховные страсти от "естественных страстей" – голода, жажды, усталости и т. п., которые также усвоились природе человека после грехопадения, но в отличие от первых являются "безукоризненными", то есть негреховными. Сила хотения стала страстью плотоугодия, а сила раздражительности– страстью насильничества, побуждающей к борьбе за мирские блага, средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

Таким образом, человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.

Физическая смерть

Отторгнув себя от Источника Жизни, человек добровольно поставил себя в состояние, которое должно было привести к распаду, тлению человеческого существа. Он подверг себя страданиям, болезням и смерти. Эти, так называемые естественные (или физические), следствия грехопадения вполне оправданны в нравственном аспекте. Грех подлежит наказанию. Бог наказывает прародителей за грех, чтобы уврачевать их сластолюбие и гордость.

Если вначале человек царствовал над миром, то теперь природа стала враждебна по отношению к человеку. Земля утратила прежнюю силу плодородия и стала произращать терния и сорные травы. Если раньше труд на земле не утомлял человека, то теперь он должен был трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. В природе начали действовать губительные стихии, наносящие ущерб, иногда сводящие на нет тяжелый человеческий труд, вложенный в обработку земли. Человек стал страдать от перемен климата, от жары и холода.

Животные перестали узнавать в человеке своего владыку. Среди них появились хищники, опасные для человека. И сам человек огрубел, он вынужден был убивать животных, чтобы получить необходимый материал для одежды и своего жилища. Отношения человека и окружающего мира меняются. Человек становится уже не хозяином, а в основном потребителем, тираном природы. Наконец, смерть в страстях и страданиях завершает постепенное тление человека. Избравший прах вместо Бога, возвращается в прах.

Так зло потрясает весь космос, и этот процесс развивается, идет необратимо. Для восстановления прежней гармонии мир нуждается в огненном очищении. Существующие ныне стихии неба и земли сгорят в очистительном огне Второго Пришествия, после чего будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Пет. 3:10-13).

Облечение в «кожаные ризы», т.е. в смертную, подверженную разложению природу, – закономерный результат грехопадения. Однако в книге Бытия говорится, что Сам Бог облекает человека в эти одежды. Из этого, конечно, не следует, что Бог создает смерть и тление. Бог не является Творцом зла. Напротив, Он единственный, Кто может обращать зло в добро. И Он всегда действует по любви. Как пишет преподобный Максим Исповедник: "Бог действует по любви даже по отношению к тем, кто стал злым, совершая дело нашего исправления". И Он использует сложившуюся ситуацию на пользу согрешившему человеку. Это как бы вторая сторона "кожаных риз". В ней прослеживается действие не только правосудия, но и любви, и попечения Божья о падших прародителях.

Позволяя существовать смерти, Бог обращает ее против тления, приводящего к смерти, и устанавливает предел как для тления, так и для греха. Так Бог ограничивает зло и делает падение небезнадежным. Его первоначальный план о вечной и блаженной жизни человека остается неизменным. Комментируя эту тайну беспредельного Божественного сострадания, святитель Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, "чтобы зло не стало бессмертным".

Облечение в грубую плоть лишило человека возможности общаться с духовным миром, сильно ослабило в нем способность к духовному ведению. Однако в этом была немалая польза, ибо, по причине греховного направления своей воли, человек мог общаться только с демонами, но никак не с Ангелами и тем более с Богом. Грубая плоть, как завеса, скрывает человека от непосредственного влияния духов злобы.

Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, появился лишь после грехопадения. Страстное рождение от семени по образу животных стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую был осужден человек. Сила этого осуждения была в особенности велика. Вместе с зачатием, соединенным с чувственным удовольствием, передавался и грех произволения, и немощь естества. Рождение стало каналом, который приобщал человека с самого начала его бытия к потоку греховной жизни. Поэтому оно является синонимом первородного греха.

Состояние падшего человека стало весьма печальным и совершенно безысходным. Жизнь человека начиналась неправедным удовольствием зачатия, этим зачатком развития страстей, и кончалась заслуженной смертью. Однако и эту, казалось бы, безнадежную реальность, созданную грехом, Бог использовал в целях Своего Всеблагого Промысла. Благодаря браку, человек не только сохранил способность к биологическому выживанию, не только получил утешение иметь потомство, которое само по себе превозмогает болезни чадородия (Ин. 16:21), но, самое главное, падшему человеку сразу по грехопадении было обещано, что из его потомства произойдет Спаситель, Который разорвет этот порочный круг греховной жизни (Быт. 3:15).

Первородный грех

Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то "семя тли", ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам.

Почему было возможно грехопадение людей? - Тремя величайшими дарами наделил человека при создании его Творец: Свободой, разумом и любовью. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства человека. Но, где свобода, там возможно колебание при выборе, возможен соблазн. Соблазн для разума: возгордиться умом; вместо познания премудрости и благости Божией искать познания добра и зла вне Бога; возжелать самому быть «Богом». Соблазн для чувства любви: вместо любви к Богу и ближнему любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения. Эта возможность соблазна и падения стояла перед человеком, и первый человек перед нею не устоял. Воспользуемся мыслями на эту тему о. Иоанна Кронштадтского. «Почему Бог допустил, - пишет он, - падение человека, Своего любезного создания и венца всех тварей земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости, подобно бездушным тварям - небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бессловесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнословца Божией благости, премудрости, творческого всемогущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после трудов и подвигов земного странствования».

История грехопадения . - Бытописатель не сообщает, долго ли жили прародители блаженной райской жизнью. Говоря об их падении, он указывает, что не сами собой они пришли к соблазну, а были в него введены искусителем.

«Змей был мудрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Церковь христианская всегда разумела под змеем искусителем диавола, который принял образ змея, наиболее соответствующий характеру вкрадчивости, изворотливости и ядовитости искусителя. Для такого понимания есть ясные слова Самого Господа о диаволе: «он был человекоубийца от начала» (Иоан. 8:44). В Откровении Иоанна Богослова он назван «великим драконом и древним змием» . В книге Премудрости Соломона сказано: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. Сол. 2:24).

В чем была греховность вкушения плода? - Преступление прародителей состояло в том, что соблазненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию, не есть от запрещенного дерева. Исполнение этой заповеди выражало: и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание , -сумму простых и естественных добродетелей. Вкушение сразу повлекло за собой сумму печальных нравственных и физических последствий.

Нравственные следствия грехопадения . - Вкушение плода было только началом нравственного уклона, но уже таким явственным и гибельным, что в нем обнаружилась невозможность вернуться к прежней святости и праведности и, наоборот, обнаружилась склонность идти дальше по пути отступления от Бога. Это сказалось в том, что они сразу заметили, что они наги, и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога, и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого, на свою жену. «Здесь была, - говорит блаж. Августин, - и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и поругание святыни, потому что не поверил Богу; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти; и любодеяние духовное, потому что непорочность - человеческой души осквернена убеждением змея; и татьба (воровство), потому что воспользовался запрещенным деревом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться».

Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «закон греха» - no mos tis amarti as . Оно поразило самую природу человека и быстро стало в нем укореняться и развиваться. Об этом греховном начале, вошедшем в природу человека, ап. Павел пишет: «Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18, 22-23). В человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6:7). В нем помрачились ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а к злу. В глубине побуждений жизненной деятельности человека оказались - похоть и гордость. О них читаем в 1 Иоан. 2:15-16: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» . Плотская похоть - ослабление власти духа над телом, подчинение низшим, плотским желаниям; «похоть очей» - ложные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, зависть; гордость - самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие.

И современные психологические наблюдения приводят исследователей к выводу, что похоть и гордость (жажда превосходства над другими) являются главными рычагами стремлений современного падшего человека, даже когда они глубоко скрыты в душе и не выступают вполне в сознании.

Физические следствия грехопадения . - Физическими следствиями явились: болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил. Господь Иисус Христос указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Иоан. 5:14).

С грехом вошла в род человеческий смерть. Человек создан бессмертным по душе, и он мог бы остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога. «Бог не сотворил смерть» , - говорит книга премудрости (Прем. Сол. 1:13). Тело человека, - как хорошо выразил это блаж. Августин, - не обладает «возможностью умереть», но оно обладало «возможностью не умирать», которую оно потеряло. Бытописатель сообщает, что эта возможность не умирать поддерживалась в раю вкушением плодов от древа жизни, которого лишились праотцы по изгнании из рая. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Апостол называет смерть «оброком», т. е. платой, возмездием, за грех: «ибо возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23).

Бедствия и смерть, как наказания Божии . - Физические бедствия, будучи следствиями греха, являются одновременно и Божиими наказаниями, как это выражено в словах Божиих прародителям при изгнании их из рая. Ясно, что эти наказания даны как средство удержать человека от дальнейшего и окончательного падения.

О значении трудов и болезней падшего человека св. Кирилл Александрийский говорит, что человек, «получив в удел себе изнурительный пост и скорби, был предан, как бы некоторой узде, болезням, злостраданиям и другим горестям жизни. За то, что не удержался благоразумно в свободной от трудов и печалей жизни, он предается злополучиям, дабы страданиями уврачевал в себе болезнь, постигшую его среди блаженства» (св. Кирилл Алекс. «О вочеловечении Господа»).

Так же рассуждает этот святой отец о смерти. «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Поелику Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поелику преступник подпал сему наказанию, - то и устроят так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и, таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой - избавляет человека от болезней, освобождает человека от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания телесные. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание» (там же).

Потеря Царствия Божия, как тягчайшее следствие грехопадения . - Однако, конечным, последним и самым главным следствием греха были не болезни и физическая смерть, а потеря рая. Потеря рая была однозначна с потерей Царствия Божия. В Адаме все человечество лишилось будущего блаженства, предстоявшего перед ним, того блаженства, которого Адам и Ева отчасти вкусили в раю. Вместо того чтобы видеть впереди жизнь вечную, человечество увидело смерть и за нею ад, мрак, отверженность от Бога. Поэтому священные книги Ветхого Завета наполнены мрачными мыслями о загробном бытии. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в гробе кто будет славить тебя?» (Пс. 6:6). Это не отрицание бессмертия, а мысль о беспросветности существования за гробом. Такое сознание и печаль облегчались только надеждой на будущее избавление через пришествие Спасителя. «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою, и я в плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25-26). -«Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:9-10).

Милость Божия к падшему человеку . -После грехопадения человека Бог не отверг человека-грешника. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего его от животного мира, ни свободы его воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей его. Бог поступил с ним, как врачеватель и воспитатель: одеждами прикрыл его наготу; умерил в нем самомнение и гордость, плотские похоти и страсти врачебными средствами - трудом и болезнями, дав им даже воспитательное значение: мы сами можем видеть воспитательное действие труда и очищающее действие на душу болезни. Бог подверг человека физической смерти, чтобы не придать его окончательной смерти духовной, т. е. чтобы греховное начало в нем не развивалось до крайних сатанинских пределов.

Однако естественная узда страданий и смерти не искореняет самого источника зла. Она только удерживает развитие зла. Для человечества была крайне необходима такая сила, такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу.

Божий Промысл предвидел будущее падение не укрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю.

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». (Пс.50:7)

В прошлое воскресенье, мы рассуждали о том, кто является участником завета дел и в чем заключалась вина, которая была возложена на плечи всего человечества из-за первого греха Адама, нашего представителя в Завете дел. Сегодня мы будем рассматривать последствия падения Адама и как, это грехопадение повлияло на природу нашего естества и жизни здесь на земле.

Вы можете обратить внимание, на тот факт, что наше лицо является ясным показателем того, как падение Адама влияет на нашу плоть, а именно мы стареем, и вид нашего лица угасает. Старение нашего тела указывает на то, что смерть, вошедшая в мир посредством греха Адама, поразила и нас. Так же это указывает на наше происхождение, ибо мы плоть от плоти и кость от костей, дети тех первых мужчины и женщины, которых Бог поселил в раю и которые к нашему величайшему горю, не устояли перед соблазном.

Псалмопевец Давид, в данном тексте Писания, говорит о своем рождении во грехе и беззаконии. Мы должны понимать, что в тот момент, когда наша плоть соединяется с душой, грех становится неотъемлемым качеством нашей природы. И рождаясь в этот мир, мы рождаемся грешниками, потому что мы не только унаследовали юридическую вину, но и внутреннее предрасположение ко злу.

И таким образом руководствуясь Священным Писанием, мы рассмотрим следующие пункты:

I. Всякий человек приходящий в этот мир, рождается в состоянии греха и несчастья.

Всякий родитель, взяв в руки новорожденное дитя, пытается увидеть в нем свои черты лица и характера. Мы очень часто замечаем в наших детях, те или иные привычки и склонности которые имеем мы или наши мамы и папы. Но черта характера, которая присуща всем людям, независимо от их близкого или дальнего родства, заключается в том, что мы имеем общую склонность ко злу. Эта склонность является для всех людей, без исключения общей. И как бы мы не пытались найти, что-нибудь хорошее в человеческой природе, все же, все проявления человеческой природы, доказывают, что мы рождены грешниками.

Прежде всего, мы рождаемся в состоянии греха. Это состояние имеет двойную основу. Во-первых, мы виновны в первом грехе Адама, так как мы унаследовали вину за совершенный грех Адама. И во-вторых, грех поражая человеческое естество, приносит смерть как временную, так и вечную.

Наше состояние несчастья напрямую указывает на то, что всякий человек, рожденный в мир, рождается отчужденным от Бога. Грешник, рождается узником, заключенным в тюрьму греха. Эта долговая яма, имеет некоторое сходство с ямой, в которую бросили пророка Иеремию (Иер.38:6) и там сказано «погрузился Иеремия в грязь». Так вот дорогие друзья, как грязь прилипает к нашему телу, так несчастья и беды прилипают к грешнику. Грешник, сам никак не может избавиться от этой липкой и ядовитой грязи, которая проникла в человеческое естество, и отравила все его добрые намерения. И только Христос имеет действенное средство, которое может очистить человека от греха.

II. В чем заключается греховность того состояние в которое впало человечество?

Прежде всего, надо упомянуть, что человек был сотворен святым, и не имел никаких причин грешить. В первозданной человеческой природе не было склонности ко злу, и естественным состоянием человека была предрасположенность к добру. Человеку было свойственно желать добра.

И вот, человек впал в грех, и приобрел невеселый удел всему своему потомству - печали и невзгоды. Первый грех Адама как отравленный источник, из которого проистекают все наше горе. Состояние, в котором рождались и рождаются потомки Адама, заключается в том, что они ничего кроме греха не хотят и не могут делать. Грех для человека является хлебом и питиём. В этом печальном состоянии истинная святость, для человека, не достижима, ибо человек находится в состоянии греха.

Это состояние, крайне печально для нас, так как грешник, находясь в этом состоянии, находится так же под проклятием нарушенного завета дел, который требует совершенного послушания, при этом не дает сил проявить это послушание. И этот же завет проклинает и приговаривает нас к наказанию за наималейший недостаток или проступок.

Источником всего этого, является полная развращенность человеческой природы, которую мы унаследовали от нашего праотца, в котором мы все согрешили и пали.

Псалмопевец говорит о сущности первородного греха, ведь беззаконие и грех уже были с ним в утробе матери. И это состояние не было чем-то свойственным только Давиду, но является общим для всех потомков Адама, так как в наших венах течет его кровь. Каждый сын и дочь Адама поражены этой проказой. Давид указывает на первородный грех, как источник всякой нечистоты. Но как такой источник может нести воду жизни?

Вина за первый грех Адама подвергает наказанию всех, кто рождается в семье Адама. И эта вина стала нашей еще до того как мы увидели этот мир. Отсутствие первоначальной праведности означает, что та праведность и предрасположенность к добру утеряны, так что человек не имеет чем прикрыть свою наготу. Человек имел знание, которое теперь утеряно. Человек знал своего Творца, но сейчас мы «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине…» нашего «…невежества и ожесточения сердца…». (Еф.4:18)

Праведность воли человека, сейчас представляет жалкое зрелище, ибо человек ничего кроме зла, не желает. «Ибо знаю», говорит Апостол - «что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». (Рим.7:18) Святость человеческой природы исчезла. Человек уподобился птице без крыльев, потому, что он теперь не может взлететь.

Грех развратил человеческую природу полностью. Человек не только лишился первозданной праведности и желания добра, но так же он наполнен всяким злом. И здесь третьего не дано, потому что человек или прав или не прав. Человеческая природа должна либо подчинится Богу на все сто процентов, либо она на все сто процентов погрязла в грехе «от темени головы до подошвы ног».

III.В чем заключается несчастье нашего состояния после грехопадения?

В послании к Римлянам в 5-той главе Павел пишет следующие слова «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человечков, потому что в нем все согрешили». Величайший поток несчастий и страданий заполонил этот мир, «смерть перешла во всех человеков». Что бы это понять мы должны обратиться ко второй главе книги Бытия, где сказано «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Эта угроза была приведена в жизнь. Человек потерял общение с Богом. Бог изгнал человека из места, где человеку было обещано счастье. Творец поставил охрану у ворот рая, чтобы человек не имел доступа к древу жизни. И более того человек теперь находится под проклятием. Это духовная смерть.

Смерть временная, заключается в том, что человек подвержен всем скорбям в этой жизни, как моральным, так и физическим. Смерть вечная заключается в том, что человек, прежде всего, был изгнан из рая и потерял доступ к древу жизни. И смерть, о которой Бог сказал Адаму, теперь перешла во всех человеков. И печальный опыт человечества, доказывает, что это так. Как только мы появляемся в этот мир, орды мучителей ожидают нас, и сопровождают нас до самой могилы. И не играет большой роли, во что человек будет одет, или в грязные лохмотья, или царские одежды. Всякая слеза или печальный взгляд, являются доказательством тому, что человек преисполнен несчастья. Когда Творец создал человека, тот не плакал, но человек, рожденный по подобию Адама, рождается в этот мир, оплакивая свое несчастье.

Когда первый человек впал в грех, он лишился всего. И мы с вами, будучи его потомками, рождаемся не с улыбкой на устах и радостью в сердце, но со слезами на глазах и абсолютно нищими. В Адаме мы потеряли все, то богатство, которое Бог дал ему во владение. Но сверх всего материального, Адам потерял того в Ком, было заключена сама суть счастливой жизни человека. Человек потерял Друга, который теперь стал врагом. Человек потерял общение с Богом, и это общение было непосредственным без посредника. До грехопадения, когда Адам слышал голос Божий раю он не боялся, но после падения он начал прятаться среди деревьев пытаясь, укрыться от взора Того, кто видит все.

Таким образом, человек, потеряв общение с Богом, потерял источник всякого блага, хотя с другой стороны он приобрел, но насколько ужасным было его приобретение. Человек приобрел смерть. Он приобрел греховное рабство. Иллюстрацией такого состояния может послужить Самсон, который будучи обманут Далидой и лишенным своей силы, уже не мог воспротивиться своим врагам Филистимлянам. Так и человек, в общем, являясь грешником, приобрел себе другого хозяина, дьявола, который имеет власть над греховной природой человека.

Человек потерял власть над всем творением, которое было дано ему в управление. Поэтому тщетно человек ищет утешения в творении, а не в Творце.

Как правило, люди винят в своих бедах кого угодно, но только не себя. Такое поведение ясно указывает на то, что мы произошли от Адама, потому что как только Адам согрешил, так сразу у него созрел план своего оправдания перед Богом за свой грех. Но все беды постигающие нас в нашей жизни будь-то природные катаклизмы или наши телесные болезни, все это является последствием грехов человечества и непосредственно того первого греха Адама.

IV. Кто может избавить нас от этого падшего состояния греха и несчастья?

И вот дорогие друзья, природный человек, пребывает в состоянии греха и несчастья, это состояние затрагивает, не только внешние проявление его жизни, но так же и его внутренний мир. Многие относятся к этому злу, как к чему-то не значительному, думая что, они могут безнаказанно проклинать, ругаться, лгать, красть и совершать многие другие постыдные грехи. Они думают, что у них не будет никаких проблем. Но если бы они хотя бы на мгновение задумались об ужасных последствиях, которые навлекает всякий грех, поверьте, они бы были другого мнения о своей участи.

Все те, кто находится в своем природном состоянии, крайне несчастны. Они далеки от Бога, их Творца. Они не имеют никакого интереса в общении с Ним, и поэтому они находятся под Его проклятием и гневом, тем самым подвергаясь всем напастям, которые влечет за собой, их природной состояние. Они подпали под власть и тиранию дьявола, и если Божья милость не извлечет их из этого состояния, то они навечно поселятся в обиталище падших духов в вечном мраке.

Бедные грешники, каким бы ни было ваши обстоятельства сегодня, в этом мире, вы находитесь под Божьим гневом, ибо вы потеряли источник всякого блага. Вы можете вести религиозный образ жизни, читать библию, молится, но если ваша религиозность останется всего лишь мишурой, которой вы пытаетесь прикрыть наготу, то вы так и не будете иметь общения с Богом.

Грешники, находящиеся в природном состоянии встань и идите к Господу Иисусу Христу, ибо в творении вы не найдете покоя. Только Творец может дать вам покой. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28) Только Христос может открыть доступ в присутствие Бога, ибо только Его кровь может угасить огонь гнева Божия, и только Он может избавить вас от проклятия закона. Кто из вас останется в разрушающемся доме и как вы можете сладко спать в руинах своего природного состояния, когда Бог является вашим врагом.

Положите себе на сердце, эти слова и бегите от гнева под которым вы находитесь, «ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение». Ибо «страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31). Аминь