Разнообразие растений на земле. Разнообразие растений. Значение растительного мира

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разнообразие растений на Земле мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

МХИ Мхи –очень древние представители царства растений. Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения. Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.

Папоротники Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране. Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.

Папоротники

ВОДОРОСЛИ Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей. Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.

У хвойных пород очень ценны смола (живица), древесина, плоды (например, кедровые орешки).

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.

Цветковые растения Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.

Разнообразие растений К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей. Растения встречаются повсюду.

В лесу На лугу В водоёме В горах

В пустыне В степи В городах В доме

Вопрос №1 Какие растения называют «живыми ископаемыми»? Папоротники

Вопрос №2 Какой вид растений учёные считают самым древним на земле? Водоросли

Вопрос №3 Что такое «Ж И ВИЦА»? Ж и вица- это смола хвойных деревьев.

Вопрос №4 Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев? Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.

Вопрос №5 Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле? Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...

На Земле произрастает множество разных видов растений. Часто они непохожи друг на друга как по внешнему виду, так и по строению. Например, среди растений есть одноклеточные формы, есть многоклеточные с недифференцированным телом, однако большинство растений имеют органы и ткани. Но даже если растения имеют схожее внутреннее строение, они могут сильно отличаться между собой по внешнему виду. Это связано с приспособлением к конкретным местам обитания и способам жизни.

При всем многообразии растений одноклеточные формы характерны только для ряда водорослей. Другие водоросли многоклеточны. Все водоросли (и одноклеточные, и многоклеточные) относятся к низшим растениям . Это связано с тем, что у водорослей нет настоящих органов и тканей. Хотя у представителей бурых водорослей можно отметить дифференцировку тела на ткани.

Все остальные группы растений считаются высшими. Это мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные. В каждой группе наблюдается свое многообразие растительного мира. Следует отметить, что в процессе эволюции (исторического развития жизни на Земле) в определенные периоды доминировали те или иные группы. Так в каменно-угольном периоде (300 млн лет назад) на суше произрастали леса, состоящие из древовидных папоротников. Был влажный и теплый климат. Когда климат стал становиться суше и холоднее появились голосеменные, а в последствие и более приспособленные к сухопутному обитанию покрытосеменные растения. На сегодняшний день папоротники представлены в основном травянистыми формами, обитающие в пологе лесов.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны называются высшими споровыми растениями . Они размножаются спорами. В их жизненном цикле представлены две стадии - гаметофит и спорофит. Клетки гаметофита содержат одинарный набор хромосом, а спорофита - двойной. В жизненном цикле мхов доминирует гаметофит, а у папоротников - спорофит.

Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения размножаются с помощью семян. Их относят к группе семенных растений . Семя, в отличие от споры, содержит большой запас питательных веществ. У покрытосеменных семена развиваются в завязи цветка, после созревания их окружает плод. У голосеменных семена обычно развиваются в шишках и лежат голо на их чешуях.

Голосеменные в основном представлены деревьями. Среди покрытосеменных много как деревьев, так и трав, а также других жизненных форм. В процессе эволюции травянистые формы цветковых растений появились позже и по ряду признаков имеют более сложное строение по-сравнению с деревьями.

Сегодня на Земле многообразие растений в основном формируют покрытосеменные (цветковые) растения. Их около 300000 видов. Голосеменных всего около 1000 видов. Папоротникообразных более 10000 видов, моховидных более 25000, лишайников около 20000, водорослей около 35000 видов.

Несмотря на все многообразие растений, у них есть два общих признака. Наличие обоих признаков у организма позволяет классифицировать его как растение. Это:

    Получение органических веществ из неорганических с помощью процесса фотосинтеза, который протекает на свету. Другими словами, все растения являются автотрофами.

    Клетки растений содержат ядра, то есть растения - это организмы-эукариоты. Например, цианобактерии способны к фотосинтезу, но не имею ядер, поэтому их относят не к растениям, а к бактериям.

Открытый урок

По познанию мира в 3 «Б» классе

На тему: Разнообразие растений на Земле»

Подготовила:

Мельникова Любовь Александровна

Учитель начальных классов

Образовательные : дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Развивающи е: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Воспитательные : прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Оборудование:

Учебник « Познание мира» К. Жунусовой

Презентация « Разнообразие растительного мира»

Раздаточный материал

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Кроссворд

Ход занятия

Организационный момент. (приветствие гостей, настроение)

Психологический настрой. (2 мин)

Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.

Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению

А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

Проверка домашнего задания:

    Что такое почва?

а) поверхностный слой земли

б)кусок земли

в)верхний плодородный слой земли

    Из чего состоит почва?

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве

    Перегной –это:

а) плодородный слой почвы

б) почвы с содержанием песка

    Какую роль выполняют дождевые черви в почве?

а) приносят вред растениям

б)рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной

в)никакой

    Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?

а) поливают почву

б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков

в) ничего не делают, итак всё растёт

Организационно- психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот, что он сказал:

« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске слайд № 1

Что общего у предметов, изображенных на этих картинках (живые существа)

Докажите (они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают)

СЛАЙД № 2

Какая картинка лишняя? (волк)

Почему? (он относится к царству животных)

К какой группе вы отнесете остальные картинки?(царству растений)

Почему? (так как у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами)

Можно ли перечислить всех представителей царства растений (нет)

Почему? (их очень много)

Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая, а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете разгадав кроссворд.

Ключевое слово зашифровано по вертикали.

1)

Дерево,дающее плоды – желуди (ДУБ)

Посмотрите- у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза.

А в шипах красотка ….(роза)

ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ (ТРАВА)

ХОТЬ НЕ ОГОНЬ, а ЖЖЕТСЯ. (КРАПИВА)

Знают этот фрукт детишки,

любят есть его мартышки (БАНАН)

6. О ней говорят плакучая (ИВА)

7.На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться (КАКТУС)

8. Красивый цветок красного цвета семена, которого используют в кулинарии (МАК)

Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.

Дуб. Что это? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? (цветковое растение)

Посмотрите деревья, цветы, травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все? (разные)

Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется

« РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3

ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ»

СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием

ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? (размерами формой, окраской, условиями жизни, строением)

Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах. Карточка № 1. Работаете прямо в карточке. Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.

Карточка №1

Определите орган, который укрепляет растение в почве (КОРЕНЬ)

Часть растения, имеющая ответвления, несущая листья, почки и цветки(СТЕБЕЛЬ)

Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет(ЛИСТ)

Часть растения имеющая вид венчика из лепестков(ЦВЕТОК)

Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)

Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

Проверка

Каждой группе задается по одному вопросу, остальные группы проверяют.

Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4

Молодцы ребята вы успешно справились с заданием.

Подумайте, все ли растения имеют названные части?(нет)

Правильно. Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения

Работа в группах. Изучение нового.

Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп. А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли, вторая группа – мхи и т. д.

Гр. № 1 - водоросли

Задания по карточке

Пересказать в паре

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют?

Гр. № 2 - МХИ

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

Гр. № 3 – папоротники

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

- Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

Гр. № 4 хвойные растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Назовите несколько элементов хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у хвойных растений не бывает?

Гр. № 5- цветковые растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Какие части у них есть?

Где они встречаются?

Когда они зацветают ?

Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков. Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.

Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

Папоротники растения, обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные. Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

Хвойные растения - это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна, можжевельник, кедр, ель.

Цветковые растения - самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья, которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

У каждой группы были вопросы, давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.

Остальные группы могут задать вопросы

Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.

Обобщающая беседа

На сколько групп ученые разделили все царство растений? (на 5 групп)

Назовите их. (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)

По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы? (по строению, условию произрастания)

На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях,мы проверим, заполнив таблицу по данной теме по данной теме.


Проверка

Но прежде чем мы закончим наш урок мне бы хотелось, закрепить полученные вами знания.

Каждая группа составляет вопрос по теме и выбирая группу задает его, другие группы могут что то добавит если группа не полностью ответила на поставленный вопрос.

Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.

Мы узнали об особенностях строения каждой группы?

Достигли ли мы поставленных целей?

Творческое задание

Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.

Выставка работ

Рефлексия. Радуга успеха. Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу

Итог урока

Что новог о узнали на уроке?

- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?

- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Домашнее задание. На выбор

стр 108-109 прочитать и пересказать,

пересказать и составить кроссворд.

приготовить сообщение, выбрав любую группу растений

Заключение урока.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Класс: 3

  • познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
  • учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

Вопросы и задания:

Разделите данные растения на две группы:

Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)

Почему лекарственные растения получили такое название?

Викторина “Лесная аптека”

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев –хорошее средство от кашля.)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

  • Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
  • Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
  • Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
  • После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока

Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?

А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. стр. 54

1 экскурсовод:

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

2 экскурсовод:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох ”, “бурый мох ”, “красный мох ” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

3) Папоротники.

3 экскурсовод:

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

4) Хвойные растения стр. 57

4 экскурсовод:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.

5) Цветковые растения. стр.58

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Это интересно!

Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.

Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).

IV. Работа в группах.

Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые
водоросли
мхи
папоротники
хвойные

Проверка:

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые + + + + +
водоросли
мхи + +
папоротники + + +
хвойные + + + +

V. Закрепление знаний.

На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.)
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.)
- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59

Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий, пышный, красивый, ароматный, большой...
- Каких оттенков эта сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .)
- Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)
- Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки).
-Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).

Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.

VII. Итог урока.

Что было самым интересным?
- Что нового для себя вы узнали?

VIII. Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника с.54-58;
  • по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008

Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н