Алгоритм моем руки. Инструкция по мытью рук. Сопровождение гигиенических процедур

Мытьё рук считается одним из наиболее дешёвых и эффективных способов защитить себя от различных заболеваний. Однако далеко не все делают это правильно.

Зачем мыть руки

Мытьё рук – эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.

Исследования, проводимые в школах и закрытых коллективах, показывают, что правильное мытьё рук позволяет на 50-60% снизить риск кишечной инфекции (в том числе гепатита А, дизентерии и т.д.) и на 15-25% - респираторной инфекции (в том числе гриппа и других ОРВИ). Дети, приученные мыть руки, значительно реже болеют и меньше пропускают школу, чем их менее чистоплотные одноклассники.

Всеобщая привычка мыть руки перед едой и после туалета могла бы снизить уровень смертности от диареи наполовину и на четверть сократить смертность от респираторных заболеваний.

Когда мыть руки

Обязательно мыть руки нужно:

  • перед едой;
  • перед приготовлением пищи;
  • перед раздачей пищи;
  • после посещения туалета;
  • после городского транспорта и посещения магазина;
  • после обращения с деньгами;
  • по возвращении домой откуда-либо;
  • после уборки в квартире;
  • после контакта с животными и их отходами;
  • после того как вы чихнули, покашляли (прикрывая рот рукой) или высморкались;
  • перед и после обработки ран или проведения медицинских и гигиенических процедур (например, перед проведением массажа ребенку или после смены подгузника), оказания помощи больному родственнику;
  • перед постановкой контактных линз, зубных протезов;
  • после контакта с отходами;
  • при очевидном загрязнении рук.

Как правильно мыть руки

Чтобы тщательно вымыть руки, предварительно нужно снять с них все украшения: кольца, часы, браслеты – и закатать рукава. Намыливая руки, уделите особое внимание кончиками пальцев, межпальцевым промежуткам и пространству под ногтями – это места наибольшего скопления микробов, не забудьте и про запястья.

Трите как следует, затем смойте водой и намыльте вновь – повторное намыливание позволяет удалить микробы из пор, которые раскрываются в процессе мытья рук. Обратите внимание на ведущую руку – как правило, ее моют хуже.

Не забывайте, что мыть руки нужно не менее 20-30 секунд в проточной воде – только в этом случае число болезнетворных микроорганизмов на коже рук снижается значительно.

Если в общественном туалете смеситель однозахватный, выключайте воду тыльной поверхностью ладони или предплечьем. Если вы находитесь дома, не забудьте в процессе мытья рук сполоснуть ручки крана с мылом.

Чем мыть руки

Для мытья рук не нужно включать слишком горячую воду. Хотя интуитивно кажется, что она лучше избавляет от микробов, это не так. Горячая вода смывает жировой слой, что высушивает кожу рук и открывает доступ бактериям. Мыть руки нужно водой комфортной температуры.

Не стоит использовать антибактериальное мыло при мытье рук – оно убивает не только болезнетворные, но и полезные бактерии, постоянно присутствующие на коже рук.

Кроме того, при длительном применении антибактериального мыла микроорганизмы развивают устойчивость к его компонентам. Для ежедневного мытья рук достаточно обычного туалетного мыла. Причем предпочтение лучше отдавать жидкому мылу. Если мыло твердое, нужно следить, чтобы оно лежало в сухой мыльнице.

Детские сады воспринимаются многими родителями как «недорогая платная няня», которая занимает время их ребенка, давая взрослым возможность работать и вести свою жизнь. Но детские учреждения приносят много пользы. Дети в саду не просто играют, едят и спят. Ребят учат не только отвечать на вопрос: «Как говорит кошечка и собачка?» А прививают хорошие манеры, любовь к личной гигиене и знакомят с понятиями об окружающем мире.

В дошкольных учреждениях существует режим, где каждое занятие отрабатывается до автоматизма. Так детям проще привыкнуть выполнять ряд действий, превращая их в условные рефлексы, положительные навыки и умения. Алгоритм умывания в детском саду является частью процесса приучения ребенка к чистоплотности.

Правильные привычки формируются с раннего детства

Чем раньше ребенок начинает усваивать правильные привычки, тем легче он их воспринимает. Поэтому вопросу гигиены уделяется пристальное внимание в младших группах дошкольных учреждений. Привычки закрепляются в подсознании после многократного повторения. Для этого используют методические пособия в картинках, понятных детям: алгоритм умывания, мытья рук, приема пищи. Водные процедуры относятся к правильным привычкам. Важно, чтобы алгоритм умывания в младшей группе соблюдался со строгой последовательностью, тогда будет достигнут желаемый результат.

Наступает время умывания

Дети привыкают, что, возвращаясь с прогулки, следует сначала вымыть руки, а лишь потом идти обедать. После завтрака, обеда и полдника все ребята моют руки и умывают лицо, смывая остатки пищи. Умывание после еды - важное правило, так как в младшей группе дети еще не едят так аккуратно, как это делают более взрослые. После дневного сна малыши ополаскивают лицо прохладной или теплой водой, превращая умывание в ритуал пробуждения ото сна.

Место проведения водных процедур

При формировании привычки важное место занимает комфорт. Умывальники должны располагаться на высоте, удобной малышу. Жидкое мыло с дозатором предпочтительнее обычного твердого. Вода должна быть теплой или прохладной. Воспитатели сначала регулируют температуру воды, а лишь потом подводят детей по очереди к раковине. Кожа лица намного чувствительнее кожи на руках, поэтому слишком холодная или горячая вода может вызвать у ребенка неприятные ощущения и надолго отбить охоту соприкасаться с водой. Важно следить, чтобы мыло не попало в глаза ребенку, предварительно воспитатели объясняют как именно стоит мылить руки и лицо, акцентируя внимание детей на том, что мыло, попадая в глаза, сильно щиплет. У каждого должно быть свое личное полотенце, над которым обычно находится картинка. Такая же картинка находится на индивидуальном шкафчике и на кровати каждого малыша.

Визуальное восприятие алгоритма

Алгоритм умывания в картинках должен располагаться рядом или над умывальниками. Дети видят порядок совершаемых действий и запоминают их. Кроме этого, ребенок обязательно должен видеть себя в зеркало, находящееся напротив раковины. Трехлетнему малышу важно видеть результат своих действий: сначала личико было грязным, а после стало чистым. Каждый малыш знает свою картинку над полотенцем, где нарисован слон или цыпленок. Так дети учатся воспринимать принадлежность предметов, к примеру, с медвежонком - это его полотенце, а с черепашкой - чужое. Важно, чтобы ребята запоминали визуально место, где висит именно их полотенце, так как использование чужого негигиенично.

Поддерживание ритуала умывания дома

Многих родителей раздражает, когда ребенок каждые пять минут тащит их в ванную, измазавшись в красках, варенье, йогурте или в чем-то другом. Это происходит из-за того, что в детском саду прививают привычку мыть испачканные личики и руки. Дети постоянно пачкаются, к этому нужно относиться спокойно. Безусловно, родителям незачем развешивать картинки по всему дому, но алгоритм умывания тоже им знаком. Поэтому они могут поддерживать стремление своего чада к чистоте. Когда замарашка просится в ванную, чтобы вымыть руки или умыться, не стоит это игнорировать.

Для самостоятельных малышей можно поставить в ванной комнате маленький стульчик, повесить низко его полотенце. Следует показать ребенку, что он может сам умыться, когда это будет ему необходимо. Когда ванная комната уже освоена, все равно необходимо наблюдать, чтобы кран не оставался открытым после водных процедур. Если же малыш еще не настолько самостоятельный, то родителям все равно придется контролировать процесс умывания.

Умывание - это важная привычка для ребенка от двух до трех лет. Чем раньше он усвоит, что должен быть чистеньким, тем проще будет с ним взаимодействовать, когда наступит кризис трех лет и ребенок начнет сопротивляться всему на свете. В момент кризиса сложно заставить выполнять последовательность всего алгоритма умывания. Следовательно, приучить его ополаскивать лицо будет намного сложнее. Воспитатели младших групп детских садов приучают совершать необходимые ритуалы, создавая на их основе полезные навыки.

Пошагово. Зачем мыть руки? Когда мыть руки? Чем мыть руки? Вред немытых рук для организма человека.

Помните, в детстве мама рассказывала, как правильно мыть руки , ведь она хотела, чтобы мы были здоровыми, а от мытья рук зависит очень многое в нашем организме.

Мытье рук

Зачем мыть руки?

Мир вокруг нас не стерилен, повсюду многочисленные микробы и вирусы, которые могут представлять угрозу для нашего организма. Есть даже так называемые болезни «грязных рук»: гепатит, дизентерия, эшерихоз, гельминтозы любой формы, холера, брюшной тиф, ротавирус, сальмонеллез и другие. Вот для того чтобы избежать всех этих заболеваний и нужно мыть руки.

Когда мыть руки?

Мытье рук после туалета необходимо

Около 70% мужчин и около 30% женщин не моют руки после посещения общественного туалета! Можете себе представить? И я даже знаю, как они реагируют на замечания - «меня мама в детстве учила не писать на руки». Гениально, не правда ли? А представьте, что мужчине нужно подать руку такому человеку перед совместным обедом в ресторане. После этого в ваш организм может произойти просто нашествие бактерий.

Мойте руки после улицы каждый раз

Все ли имеют привычку вымыть руки сразу как пришли домой? Я, например, не могу ничего делать, пока руки не помою, это уже как ритуал. Важно это, потому что на улице мы успели дотронуться до многих очень грязных предметов: ручка автомобиля, перила в метро или в магазине, где мы сделали очередную закупку.

Мойте руки после любой грязной работы (например, в саду)
Н стоит оставлять грязь на своих руках, микробы очень быстро найдут места лучше, и поселятся на слизистой носа, когда вы его почешете [нос всегда чешется, когда его нечем почесать]. Закончили работу - марш в ванну, мыть руки правильно.

Руки надо мыть после общения с больным человеком

Общение с больным человеком вообще лучше минимизировать, но если возможности такой нет [необходим уход], то мойте руки после каждого взаимодействия, включая запястья и желательно после воспользоваться специальным антибактериальным спреем.

Вымойте руки перед каждым приемом пищи

Чтобы потом не думать, что «печенькой отравился», мойте руки перед едой. Мыть руки перед едой нас учили с детского сада, поэтому нельзя пренебрегать этой гигиенической процедурой.

Мойте руки перед любым приготовлением пищи

Если не хотите приправить еду для себя и близких бактериями, которыми полны наши руки, проводите гигиену рук каждый раз. Само собой после этого нельзя тереть нос, глаза и др. Представьте, что человек, собирающий для вас вручную сэндвич, не моет руки - противно? А чем мы лучше продавца сэндвичей, тем более, он регулярно проходит медкомиссию, если конечно не покупает сан. книжку в переходе метро.

Моем руки перед общением с ребенком, особенно это касается грудных детей.

Здесь вроде все понятно, хочешь пообщаться с ребенком - помой руки. У малышей еще неокрепший иммунитет, и те бактерии, с которыми вы имеете спокойное соседство, могут выбить из колеи неокрепший детский организм. Особенно это касается первых месяцев жизни, тогда руки лучше мыть перед каждым контактом. А вот когда ребенок взрослеет, лучше воздержаться от чрезмерной стерильности, т.к. ребенок, выросший в стерильном помещении, имеет меньшую сопротивляемость организма.

Тогда и приходит такая «болезнь богатых», как аллергия, не было ведь в деревнях аллергии, как и антибактериальных салфеток не было. Дело в том, что наш организм хитрый, если он не видит реальную угрозу, он начинает ее искать искусственно, и давать защитную реакцию на безобидные вещи.

Мытье рук. Правильный алгоритм, пошагово.

«Да я итак знаю» — скажете вы. ОК, давайте проверим! Приведу алгоритм мытья рук, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения.

Подготовка к мытью рук

  1. Снять кольца, браслеты, часы, так как они затрудняют эффективное удаление грязи и микробов.
  2. Отрегулируйте воду так, чтобы она была умеренно теплой. Мыть руки в холодной воде намного менее эффективно.

Проведение мытья рук

  1. Намочите руки, тогда улучшатся моющие свойства мыла и мыть будет легче.
  2. Нанести жидкое или твердое мыло на ладонь, потрите ладони друг о друга, чтобы мыло хорошо вспенилось.

Далее удаляем загрязнение с рук:

  1. Трем запястья круговыми движениями.
  2. Трем ладони друг о друга.
  3. Трем тыльные стороны обеих ладоней.
  4. Трем пальцами одной руки в межпальцевых промежутках другой руки.
  5. Моем кончики пальцев: пальцы сгибаем и помещаем в ладонь другой руки, получается замок.
  6. Моем большие пальцы рук вращательным движением другой руки.
  7. Вращательное трение ладоней: трем ладонь кончиками пальцев другой руки.

Окончание мытья рук

  1. Смываем мыло с рук, закрываем кран и просушиваем руки полотенцем. Полотенце должно быть сухим и чистым, иначе вы не получите нужного эффекта. Если вы моете руку в общественном туалете, то после процедуры нельзя дотрагиваться до крана и дверных ручек. Сделать это можно с помощью одноразового полотенца. Дома же кран нужно содержать в чистоте.

В ходе исследований ученые выяснили, где на человеческом теле живет максимальное количество бактерий - в том числе вредоносных. Лидерами оказались, как ни странно, волосы и - вполне предсказуемо! - кисти рук. При правильной гигиене рук, уменьшается опасность попадания в организм серьезных заболеваний с помощью бактерий.

Зачем мыть?

Как было установлено, на руках среднестатистического человека прячется примерно 840 тысяч различных видов микроорганизмов. Большая их часть располагается под ногтями, сбоку ладоней, а также кожных складках - там, где задерживается влажность и тепло. И эта компания все время пополняется. Ученые подсчитали, что в среднем руки человека, работающего в офисе на протяжении дня контактируют с 10 000 000 разнообразных бактерий, обитающих на дверных ручках, поручнях общественного транспорта, упакованных продуктах в супермаркете, бумажных и металлических деньгах и т. д. Причем бактерии эти - твари живучие и с конечностей одного клерка запросто перекочевывают на ладошки его коллеги, разнося в том числе всякую заразу.

А заразы немало. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, грязные ладони ежегодно уносят минимум несколько тысяч жизней: люди погибают от дизентерии или иных инфекций, передающихся в буквальном смысле «из рук в руки». Так что регулярное мытье верхних конечностей - это не только скучное мероприятие, но и, возможно, спасение чьей-то жизни.

Как мыть? Пошаговая инструкция.

Может показаться смешным, но физиологи утверждают, что очень многие люди попросту не знают, как правильно мыть руки. Между тем существуют вполне четкие инструкции на этот счет. Проверьте: правильно ли вы «чистите перышки»?

  • Шаг № 1: открыть кран с водой.
  • Шаг № 2: нанести на руки мыло (желательно жидкое) и тщательно намылить их.
  • Шаг № 3: намылить ручку крана.
  • Шаг № 4: обмыть ручку крана и смыть с рук пену.
  • Шаг № 5: еще раз повторить процедуру намыливания рук, тщательно обработав ладони с внутренней, боковой и тыльной сторон.
  • Шаг № 6: обработать ногти, стараясь максимально «втереть» под них мыльную пену.
  • Шаг № 7: массировать кожу пеной не менее 20-30 секунд.
  • Шаг № 8: тщательно смыть мыло.
  • Шаг № 9: закрыть кран.
  • Шаг № 10: досуха вытереть руки полотенцем или высушить их феном.

Или вариант правильного мытья рук на картинке:

Немножко нюансов

Мыть без мыла бесполезно. Вода не в состоянии уничтожить микробов, поэтому, прополоскав ладони под краном, вы избавитесь разве что от физически видимых загрязнений.

Чем больше от мыла пены - тем лучше. Пена - это пузырек с воздухом, окруженный пленками молекул мыла (поверхностно-активных веществ), выполняющие основную функцию очищения от грязи. Другими словами, мыльная пена механически убирает загрязнения.

Статистики ВОЗ утверждают, что руки с помощью мыла моют треть жителей Земли - остальные в лучшем случае ограничиваются ополаскиванием.

Можно использовать для мытья рук песок и пепел. Эти вещества являются неплохой альтернативой мылу: их щелочной состав отлично способствует борьбе с бактериями. Такой вариант мытья есть в рекомендациях даже Всемирной организации здравоохранения.

Вода должна быть теплой (25-40 °С). В более холодной жидкости мыло справится с бактериями не так эффективно. А горячая «аш-два-о» нехороша вообще: она иссушает и повреждает кожу, увеличивая риск проникновения под нее вредных бактерий.

Обязательно вытирать (или сушить) руки досуха. По результатам исследований, к влажной коже микробы цепляются гораздо активнее, чем к сухой. Поэтому, если, вымыв руки, тут же взяться влажной ладошкой за дверную ручку, на ней моментально обоснуется приличная колония бактерий; если та же операция будет проведена сухой рукой, то бактерий на ней окажется гораздо меньше.

Не стоит частить с мытьем . Медики рекомендуют «купать» ладони не чаще раза в 2-3 часа. Дело в том, что кроме болезнетворных бактерий на руках обитают полезные микроэлементы, защищающие наш организм. При излишне частой мойке есть риск истончить кожу и уничтожить их. Кроме того, частое соприкосновение с моющими средствами способно спровоцировать появление на коже трещинок, через которые инфекции будут попадать в организм.

Видео о правильном мытье рук:

Мытье рук благоприятно сказывается на психике . По мнению психологов, эту гигиеническую процедуру наше подсознание воспринимает как очищение от физической, так и от морально-духовной грязи. Потому регулярное мытье рук способствует увеличения оптимизма и улучшению настроения.


    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    5. Отношения с человеком.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Перед вами игра «Загадочные картинки» для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой дети смогут развить внимание, зрительное восприятие, абстрактное мышление.
    Перед началом игры разрежьте 8 карт по пунктирным линиям. У вас получатся маленькие карточки, на которых изображены 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
    Вариант 1
    Каждый участник берет по 5 любых карточек. Игра проходит по принципу «Домино». Первым выкладывает свою карточку тот, у кого находится карточка с изображенным реалистичным предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу картинка к картинке и схема к схеме. Если у кого-то нет подходящей картинки, он берет ее из оставшихся карточек. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.
    Вариант 2
    Каждый участник берет также по 5 карточек. Первым выкладывает карточку тот, у кого находится карточка с предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу карточка к схеме, а схема к картинке. Так же как и в первом варианте выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.