Классическая схема портретного освещения номер один. Рембрандт-освещение. Рембрандтовский свет в фотосъемке

Существует несколько нюансов, которые следует постоянно контролировать, чтобы получить отличный портрет. Эти нюансы включают в себя: соотношение света и тени, освещение предмета, положение лица, а также угол зрения. Следует ознакомиться с данными аспектами портретной фотосъемки для того, чтобы в будущем иметь возможность профессионально варьировать ими. В конкретной статье будет описан такой аспект как портретный свет, а именно, что это такое, почему оно так важно в съемке, как его использовать.

Дать определение портретному свету можно так: это разнообразное соотношение (игра) света и тени, благодаря чему создаются новые формы. А форма создается тенью на лице. Существует четыре основных вида света в портретах, а именно:

  • разбивающий свет
  • «петля»
  • рембрандтовский свет
  • «бабочка»

Еще существует короткий и широкий свет, но он больше касается стиля съемки, а также может использоваться в сочетании с любыми видами света, упомянутых выше. Стоит более детально рассмотреть каждый из видов портретного света.

Определение разбивающего света полностью отражено в его названии, другими словами, он разделяет лицо на две равные части, погружая одну часть в тень, а другую наоборот освещая. Часто такой свет используется с целью придания фотографии драматического эффекта, отлично подходит для портретов музыкантов и художников. Разбивающий свет принято считать более подходящим для мужских портретов, чем для женских. Но стоит помнить, что никаких строгих правил не существует. Однако новичку все-таки следует придерживаться некоторых советов, до тех пор, пока он не сможет играть светом самостоятельно.

Чтоб достигнуть эффекта разбивающего света, необходимо установить источник света справа или слева от объекта, и если возможно, немного позади его головы. Положение источника света непосредственно зависит от лица человека, которого фотографируют. Следует внимательно следить за тем, как падает свет, и регулировать положения источника соответственно. В идеале разбивающий свет допускает освещение только глаза теневой стороны. Если же при любом положении источника, свет попадает на щеку объекта, то возможно попросту лицо не подходит своей формой для разделяющего света.
Важно : все виды освещения могут применяться вне зависимости от положения лица (анфас, полу анфас, и даже профиль). Необходимо только помнить, что источник света должен располагаться относительно лица соответственно выбранному виду освещения. Если же положение лица изменится, то и вид света поменяется. Так что это можно использовать как преимущество: если нужно поменять вид света, то можно не передвигать источник света, а просто попросить человека поменять положение лица немного.

Что же такое "блик"?

В глазах ребенка на фотографии выше видно отражение источника света. Оно выглядит как маленькая белая точка, но если приблизить, то можно даже увидеть, что это точка имеет форму источника света, используемого в данной фотосессии.

В данном случае, яркая точка имеет форму шестиугольника с черным пятнышком внутри. Именно этой формы свет и использовался (небольшой софтбокс шестигранной формы на фотокамере Canon).
Этот эффект носит название «блик». Без него глаза на фотографии будут казаться темными и безжизненными. Нужно убедиться, что хотя бы один глаз будет иметь блик, который «оживит» лицо. Внимательно присмотревшись, можно заметить, что блик также освещает радужную оболочку и глаз в целом. С эффектом блика глаза человека на фотографии полны жизни.

«Петля»

Вид света под названием «петля» создает тень носа в области щеки. Для создания эффекта «Петли» требуется установить источник света немного выше уровня глаз человека, которого фотографируют, и расположить его на 30-45 градусов от камеры (но стоит также учитывать особенности каждого конкретного лица, а для этого стоит научиться читать лица людей).

На фотографии выше видно, как падает тень, и на щеках людей можно увидеть едва заметные тени от их носов. В таком виде света как «петля» тени носа и щеки не соприкасаются. Необходимо создать небольшую тень, которая немного направлена вниз. Многие устанавливают источник света слишком высоко, тем самым создавая странные тени и утрачивая блики. «Петля» наиболее используемый и известный вид света в фотосъемке, так как его легко создать, а конечный результат восхищает большинство людей.

На схеме выше черный задний фон – это деревья позади людей. Солнце выходит из-за деревьев, но люди полностью в тени. Белый отражатель, который используется по левую сторону от камеры, направляет свет на лица объектов. Отражатель может находиться на солнце, а может и в тени, но в любом случае он сможет поймать нужный свет. Меняя углы и положение отражателя, можно варьировать с видами света в фотосъемке. Для «петли» нужно расположить отражатель в 30-45 градусах от камеры. Также он должен находиться немного выше уровня глаз объектов, чтоб тень или петля носа была наклонена по направлению к уголку рта. Наиболее распространенная ошибка новичков – неправильное положение отражателя; устанавливая его ниже уровня глаз, они тем самым направляют тень вверх, а не вниз, как требуется. Это освещает кончик носа объекта, и нужный эффект уже потерян.

Рембрандтовский свет назван в честь известного художника Рембрандта, который довольно часто использовал такое освещения, рисуя свои картины. В этом можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Рембрандтовский свет создает треугольник света на щеке. В отличие от петли, где тени носа и щеки не соприкасаться, в данном виде света они соединены таким образом, что небольшой треугольник остаётся на щеке объекта. Для создания Рембрандтовского света для начала нужно убедится, что глаз на теневой стороне освещен или ловит свет, в противном случае, он выйдет на фотографии безжизненным. Рембрандтовский свет придает драматический эффект фотографии, как и разбивающий свет, он отражает настроение и глубокое чувство изображаемому на фотографии. Следует использовать его верно.

Для создания рембрандтовского света объект необходимо немного отвернуть от света. Источник света расположить выше уровня головы объекта. Чтоб тень от носа падала на щеку. Лица не всех людей подходят для создания данного вида света. Если у человека высокие и отчетливые скулы, то фотография получиться. В случае, если у объекта маленький и плоский нос, скорее всего, данный свет совершенно не подойдет. И снова стоит помнить, что этот вид света в фотосъемке не стоит употреблять, если человеку не нравиться результат, и нет подходящего настроения, которое хочется передать. Если используется естественный свет из окна, а оно в свою очередь расположено до самого пола, потребуется закрыть нижнюю его часть с помощью гобо, чтоб достигнуть нужного освещения.

«Бабочка»

Такой вид портретного света, как «бабочка», носит такое название из-за схожести формы тени, которая находиться под носом, с формой насекомого. «Бабочка» создается во время положения источника света над камерой и непосредственно сзади нее. При таком свете фотограф снимает прямо под источником света. Обычно «бабочку» используют в фотосъемках для гламурных журналов и с целью создать тени под щеками и подбородком. Также такой вид света, как «бабочка», идеально подходить для фотографий пожилых людей, так как морщины становятся менее заметными.

«Бабочка» создается благодаря источнику света, расположенному позади камеры и выше уровня глаз или головы (в зависимости от конкретного человека). Иногда прибегают к использованию отражателя, который помещают под подбородком объекта, в большинстве случаев объект сам его держит! Фотографии с таким светом умиляют людей эффектом четких скул и худого лица. Людям с круглым, широким лицом больше подойдет «петля» или разбивающий свет. А такой портретный свет, как «бабочка», подойдет больше людям с четко выступающими, высокими скулами и худым лицом. Такой свет выглядит жестче при использовании окна или рефлектора по отдельности. Часто жёсткий свет от окна или вспышки необходим для более четкой тени под носом.

Широкий свет в большей степени является не видом освещения объекта при фотосъемке, а его стилем. «Петля», рембрандтовский и разбивающий свет могут быть как широкими, так и короткими.
Широкий свет – это когда лицо немного повернуто от центра, и сторона лица, повернутая к камере освещена. Освещенная сторона лица кажется визуально шире, чем та, которая находиться в тени. Широкий свет часто употребим в портретах High Key. Этот стиль света заставляет лицо казаться шире, и идеально подходит для портретов людей, которые имеют узкие и худые лица. Однако большинство людей стремятся казаться стройнее на фотографиях, поэтому лучше не употреблять такой свет для людей с широкими, круглыми лицами.

Чтобы создать широкий свет, лицо необходимо отвернуть от источника света. В этом случае сторона лица, повернутая к камере, наиболее освещена, а тень падает на другую строну лица, которая отвернута. Говоря проще, при широком свете на большую часть лица падает свет.

Короткий свет – полная противоположность широкому. На примере можно увидеть, что сторона лица, повернутая к камере, находиться в тени. Такой свет часто используется в портретах Low Key (затемненных). Большая часть лица находиться в тени, портрет напоминает скульптуру, лицо выглядит стройнее, а также многие люди в восторге от результата.

В случае короткого света лицо повернуто к источнику света. Стоит обратить внимание на то, что сторона лица, которая отвернута от камеры, наиболее освещена, в то время, как тень падает на сторону лица, которая ближе к фотографу. Говоря проще, при коротком свете на большую часть лица падает тень.

Собираем все вместе!

Как только фотограф научиться распознавать и создавать различные виды света, можно приступить к изучению того, когда следует к ним прибегать. С помощью анализа лица фотографируемого объекта, фотограф научиться правильно выбирать вид света, который наиболее подходит для конкретного человека и портрета в целом, а также учитывать настроение. Человеку с небольшим круглым лицом, который хочет выглядеть на своем портрете худее, не подойдет свет, который идеальным был для рок-группы, где люди выглядели злостно и кровожадно.
Процесс фотосъемки намного легче, если основной источник света можно перемещать. Но что же делать, если источником света является солнце или окно – здесь все немного сложнее. Все что требуется в этом случае от фотографа, это менять положение объекта в зависимости от источника света, дабы получать различные тени и свет на лице. Или же менять положение камеры. Короче говоря, необходимо двигать предметы, которые могут перемещаться по отношению источника света, если последний неподвижен.

Практические занятия

Для начала стоит найти объект для фотосъемки (живой человек, собака не подойдет), а затем начать практиковаться в различных видах света в .
«Бабочка »
«Петля »


Не стоит забывать о широком и коротком стилях света и практиковать каждый вид света с двумя стилями. Не стоит переживать об иных параметрах в этот конкретный момент. Стоит сосредоточиться на изучении и применении только видов света в портретной фотосъемке. В качестве источников света можно применять окно, напольную лампу с оголенной лампой или солнце. Вспышку лучше использовать профессиональным фотографам, так как только в конце на фотографии можно увидеть игру света и тени на лице. Можно начать с изучения широкого и короткого света, поставив объект прямо перед собой.

Статья подготовлена по материалам сайта

Тема сегодняшней беседы одна из самых известных и в тоже время одна из самых противоречивых. Многие про это слышали, много про это написано но очень мало реально правильного. Давайте же попробуем в этом разобраться.
И так, сегодня мы поговорим про Рембрандтовский треугольник. Так же его называют Рембрандтовский свет. М первое и второе считаю правильным, если автор точно знает что делает, как и зачем.

Но давайте по порядку. Своё название данная световая схема взяла от прекрасного художника Рембрандта. Эту схему он часто использовал в своих работах, но так же, сразу скажу, что не только он. Это классическая схема светотеневого рисунка и её использовали очень многие художники и до него и после. Но не будем уходить в историю.
Выглядит световая схема как прострел света через переносицу модели на теневую сторону лица. Так как любой треугольник имеет три стороны, то за формирование сторон треугольника в данном случае отвечают переносица, надбровная дуга и щека. В принципе и всё. Но.


Как всегда есть но и даже не одно. Есть несколько моментов при построении, на которые следует обратить внимание. Как Вы уже поняли, я не рисую где именно, относительно модели стоит свет, на каком расстоянии и на какой высоте. Всё очень индивидуально и зависит от многих показателей, от роста и позы модели до насадки на источнике света.
Свет ставится сбоку от модели так, что бы тень от носа, двигаясь по носогубной складке, соприкоснулась с тенью на щеке. Мы построили набросок, теперь его стоит корректировать под модель, а мы помним, что все лица у моделей разные, а значит к каждой, обязательно, будет отдельный подход. Для начала нам нужно расположить получившийся треугольник на лице. Верхняя сторона треугольника должна начинаться от верхнего века. За это у нас отвечает высота источника света, опуская или поднимая его, мы будем перемещать треугольник по вертикали. Так же для ориентира нам очень поможет блик в глазу. Если его не видно, то треугольник слишком низко. Но, опять же, всё зависит от лица модели и бывают случаи, когда треугольник расположен правильно а блика не видно.


Следующий шаг, это добиться максимальной ширины и выразительности треугольника, за это у нас отвечает заведение источника света немножко за модель или выдвижение ближе к фотографу. Тут нужно обращать внимание на тени, от носа и тень на щеке не должна размыкаться. Так же тень от носа не должна собой закрыть блик.
В принципе мы получили тот самый Рембрандтовский треугольник, но опять же НО. Мы все очень любим, когда световая схема на модели выглядит как нарисованная. С чёткими гранями, как по линейке выполненная. Но опять же, за формирование данной световой схемы отвечает три составляющих. Надбровная дуга, а значит, мы сразу должны брать в расчёт, на сколько глубоко посажены у модели глаза, а это в сою очередь будет отвечать за длину треугольника. Переносица, а значит, форма второй грани треугольника не всегда будет идеальная. Ну и третье, это щека, рельеф лица, а он, поверьте, очень может быть разный. В совокупи форма носа и щеки будет отвечать за его ширину. И получается, что при всей простоте данной световой схемы, идеально она получается у небольшого процента моделей. Он может быть узеньким и длинным, коротким и широким, может быть даже световым пятном практически бесформенным. В данном случае, треугольник на модели это как отпечаток пальца, очень индивидуален.

Но признаюсь, это очень выразительная световая схема и она стоит того, что бы пробовать и экспериментировать. Не даром огромное количество Голливудских портретов, на которые мы смотрим с восторгом, основаны на этом световом рисунке. Студенты на моих курсах отдают этой схеме по несколько занятий и потом постоянно используют её в своём творчестве.
Конечно же я не всё рассказал про неё, конечно же есть много тонкостей и нюансов на которые стоит обратить внимание, но и этого базового знания вполне хватит, что бы сделать прекрасный портрет и вообще понять специфику построения данного светотеневого рисунка.

За перепосты заранее огромное спасибо))))

В этой популярной схеме, рисующий свет расположен перед моделью, сильно сбоку, выше головы. Насколько спереди? Так, чтобы в глазах были блики. Чем выше, тем четче тени на подбородке, лучше выделяется лицо из обрамляющей тени, становится более трехмерным. Если тень окажется слишком сильной на подбородке, ее можно смягчить отражателем. Забудьте про 45° сбоку и прочие правила выставления вспышки: ставьте на ощупь, выработайте у себя это ощущение света. Медленно двигайте свет и смотрите, как он лучше падает на модель; скажите ей, чтобы она, наконец, перестала крутиться.

Наиболее классическим вариантом будет вытянутый треугольник света под глазом с затененной стороны лица. Тень от носа красиво ложится вниз, дотрагиваясь до губы. Горизонтальная тень от носа непривлекательна - поднимите свет выше, чтобы ее исправить. При правильной постановке, свет отражается от щеки и создает блик в глазу. Именно так освещал своих моделей Рембрандт, используя свечу или верхнее окно.

У вас должен был возникнуть вопрос, с какой стороны снимать модель: подсвеченной или затемненной? Стандартным вариантом является short lighting, съемка с теневой стороны. Она более драматична и сужает лицо. Узкое освещение отлично подходит для крупного плана и эмоционального образа. Передвигая рисующий свет в диапазоне примерно 45-80° от плоскости лица модели (от “почти сбоку модели” до “между моделью и фотографом”), вы получаете разную форму и плотность тени на фотографируемой части лица, тем самым увеличивая или ослабляя драматизм изображения. Съемка с подсвеченной стороны - broad lighting - подходит для лиц без следов опыта и эмоций, в том числе для съемки подростков. Драматизм не создать на пустом месте.

Здесь вы могли возмутиться: ведь Рембрандт сам использовал широкий свет для своих портретов, обращая к зрителю освещенную сторону лица. Разница в том, что художнику доступен целый ряд приемов создания драматического эффекта. Это и резкие линии носа, ведущие к глазу, вкупе с мягкими, не привлекающими внимания, линиями скул; и тончайшие детали контраста, оттенков и толщины мазков. Рембрандт был зачастую свободен от требования комплиментарности: он передавал эмоции, а не красивость. Не было у него и типичного для современных изображений требования узкого лица как идеала красоты. Фотограф лишен этих инструментов и обременен этими обязанностями. Широкое освещение в фотографии больше напоминает классический портрет, но почти лишено его драматизма. Характерно, что на автопортретах Рембрандт склонен к узкому освещению.

Широкое освещение не подходит для высокого контраста, драматического затемнения и плотных теней. Оно дает привлекательную, но мягкую и простую картинку.

Широкая часть лица всегда кажется ярче, чем узкая, потому что у нее больше отражающая поверхность. Снимая в broad lighting, не делайте широкую сторону слишком яркой. Освещайте меньше, чем хотелось бы.

В рембрандтовской схеме, модель можно фотографировать и анфас. Обычно же, модель поворачивается немного к свету в схеме узкого освещения, а в схеме широкого - отворачивается от света.

При использовании одного источника света, тени получатся очень плотными. Это нормально для драматического изображения, но может оказаться излишним для более нейтрального портрета. Поэтому добавляем заполняющий свет. Ставим его почти прямо перед моделью, чуть сдвинув в сторону, противоположную рисующему свету. Заполняющий и рисующий свет должны пересекаться приблизительно под углом 90-120°. Заполняющий свет выставляем слабее рисующего. Насколько слабее - зависит от пожеланий фотографа к плотности тени, но обычно очень слабый. Часто мощность вспышки оказывается излишней, как ни отдаляй свет от модели, и вместо света нужно использовать отражатель. При съемке в широком освещении, заполняющий свет может быть сильнее рисующего: расположенный почти спереди заполняющий мягко освещает лицо, не создавая теней, а от рисующего остается лишь слабая тень. Такое изображение лишено рембрандтовского драматизма, но приятно глазу и подходит даже для гламура.

Обычно, лицо остается наиболее ярко освещенной частью портрета. Дело не в том, можно ли разглядеть лицо, а в том, что взгляд тянется к самым ярким участкам изображения - и тянуться он должен к лицу. Однако попробуйте положить его на грудь или кисти рук. Вы поймете, почему так делал Тициан, но не стоит делать вам: хорошо выделять руки, когда они более выразительны, чем лицо. Но если вы научитесь ставить кисть подобно тому, как это делал Тициан, то освещайте лицо заполняющим светом. Исключение: портреты стариков и тружеников; их руки бывают выразительны даже без позирования кистей.

Нередко рекомендуют отдельные вспышки для волос сверху и для контрового света на модель сзади. Такое освещение плохо для художественного портрета, лишает его естественности мотивированного освещения. Отрывать модель от фона следует светом, направленным на фон и отражаемым от него. Волосы достаточно освещаются рисующим светом при его правильном расположении вверху модели.

Контраст увеличивает зрительный вес. Модель в темной одежде покажется тяжелой на светлом фоне. Типична обратная ситуация: светлая, ярко освещенная модель на темном студийном фоне. В классической живописи, это не было проблемой, поскольку худощавая стройность еще не стала стандартом красоты. Яркое освещение живота модели, когда она находится на темном фоне, визуально добавит ей несколько килограммов. С положительной стороны, яркая модель на темном фоне выглядит динамичной, выступает вперед.

В портретном жанре фотографии есть несколько моментов, которые влияют на то, что бы ваш портретный снимок вышел отличным не только в художественном, но и техническом плане. И вот эти моменты: это соотношение освещенности всей сцены, светотеневого рисунка, типа лица и ракурса. В этой статье мы рассмотрим световые схемы с помощью которых можно получать отличные классические портреты.

Светотеневой рисунок - это игра света и тени на лице модели, которая и придает портрету изюминку. Для классического портрета существует 4 световых модели (или световых схемы)

  • Делящее освещение или боковое освещение
  • Петлевое освещение
  • "Рембрандтовское" освещение
  • Освещение в стиле "Бабочка"

Так же существуют так называемые "широкое" и "короткое" освещение, однако это не отдельные схемы, а скорее стили, но обо всем по порядку...

1. Делящее освещение или боковое освещение.

Когда свет падает сбоку, получается так называемое боковое освещение. Это освещение делит лицо на две равные части, одна часть освещена, другая находится в тени. Такая схема часто практикуется для создания драматических портретов, например художник или музыкант за работой. Чаще данное освещение используется для съемки мужских портретов. Но помните, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому можете поэкспериментировать и на съемке женского портрета. Световая схема на рисунке ниже.

Для применения данной схемы расположите источник света под углом 90 градусов к модели справа или слева. Для достижения лучшего эффекта подвигайте источник света чуть выше или ниже, т.к. от типа лица модели так же зависит многое. Посмотрите как будет меняться светотеневой рисунок. При правильном боковом освещении на теневой стороне лица свет должен попадать только на глаз, чтобы на глазу образовался блик. Если получилось так, что осветилась щека, отодвиньте источник немного назад, если щека все равно освещена, то возможно данный тип лица не подходит для такого освещения.

Что такое блик?

Обратите внимание на эту фотографию, на глазах ребенка, отражается источник света, это и есть блик. Если приглядеться то можно увидеть форму источника света, который использовался для съемки этого портрета.

Увидели, что это пятно на самом деле шестиугольник с темным центром? Это шестиугольный софтбокс который был надет на вспышку при съемке. Именно блики придают жизнь глазам, без бликов глаза смотрятся мертвыми и безжизненными, поэтому смотрите, чтобы хотя бы один глаз имел блик!

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение это освещение когда свет от одного источника отражается от какого либо препятствия и снова попадает на модель. Такое освещение образует от носа модели характерную тень которая простирается к углу рта. Для петлевого освещения поставьте источник света немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от точки съемки. Точное положение источника света зависит от лица модели, учитесь читать лица людей!

Посмотрите на это фото и вы увидите как падает тень, так же на нем видно небольшие тени от носов молодоженов с левой стороны лица. Ставьте освещение таким образом, чтобы тень от носа лишь слегка ложилась. Не задирайте источник света слишком высоко это может привести к появлению странной длинной тени и исчезновению бликов. Данная схема весьма проста и популярна у большинства фотографов.

На этом рисунке показана петлевая схема освещения, черный фон это задний план состоящий из деревьев, солнечный свет падает из-за деревьев на модели, но сами деревья остаются в тени. Отражатель белого цвета, расположен слева от моделей и отражает падающий от солнца свет обратно на лица моделей. Напомню, что отражатель должен располагаться под углом 30-45 градусов к фотографу и чуть выше уровня глаз моделей. Очень частая ошибка это расположение отражателя ниже уровня глаз, это дает некрасивые тени на лице.

3. "Рембрандтовское" освещение

Следующая схема называется рембрандтовской, т.к. великий художник Рембрандт очень часто использовал ее в своих картинах. Такое освещение образует перевернутый световой треугольник на щеке теневой стороны лица объекта съемки. В отличие от петлевого освещения, где тень от носа и щеки не соприкасаются в Рембрандтовском освещении они смыкаются образуя треугольник. Это видно на его автопортрете выше. Для создания этой схемы поместите осветительный прибор под 45 градусов к оси "камера - портретируемый" и поднимите источник света достаточно высоко, так, чтобы свет падал на лицо под углом в 45 градусов. При постановке света убедитесь, что на глазу теневой стороны лица есть блик, в противном случае глаза буду казаться безжизненными. Рембрандтовское освещение более драматично по сравнению с петлевым.

Свет должен располагаться немного выше головы, чтобы тень от носа падала на щеку образуя треугольник. Данное освещение работает, не для каждого типа лица, если у человека маленький нос или плоская переносится, такого эффекта трудно будет достичь.

4. Освещение в стиле "Бабочка"

Если поместить основной источник света сверху прямо за камерой, то форма тени которая создается под носом будет в виде бабочки. Получается что фотограф находится под источником света. Данная съемка часто используется для fasion и гламурной съемки для создания тени под щеками и подбородком, так же подходит для съемки пожилых людей т.к. такая схема в отличии от других меньше всего подчеркивает морщины.

Как говорилось выше источник света устанавливается над камерой чуть выше уровня глаз модели, иногда дополнительно размещают отражатель прямо под подбородком, в основном модель держит его сама. Такое освещение лучше подходит для моделей с узким лицом и выделяющимися скулами, для людей с более округлым лицом лучше использовать петлевое освещение. Для данного освещения не подойдет свет из окна и отраженный свет, здесь лучше использовать мощный направленный источник света, как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение это не столько световая схема, насколько стиль освещения. Любая из освещенных выше схем может быть выполнена с широким или коротким освещением.

Широкое освещение, это освещение, при котором лицо модели слегка повернуто от центра и освещена сторона лица которая ближе к камере. При этом освещенная часть лица имеет большую площадь по сравнению с теневой стороной. Иногда такое освещение используется для съемки портретов в "высоком ключе". Такое освещение делает лицо модели шире, отсюда и название, поэтому его используют для моделей с узкими лицами. Для людей имеющих широкое лицо применение такого ощущения нецелесообразно.

Для создания широкого освещения поверните лицо модели от источника света. Помните, что освещать нужно ближнюю к камере сторону лица.

Короткое освещение

Здесь все с точностью наоборот, освещать нужно дальнюю сторону лица. Данное освещение часто используется для съемки портретов в "низком ключе" и делает лицо визуально уже, что подходит для людей с широкими лицами.

Разворачиваем модель так, чтобы лицо было обращено к источнику света. Тень в свою очередь будет падать на обращенную к камере часть лица.

Подведем итог

Учитесь видеть и создавать каждую схему освещения, после чего вы сможете свободно применять их. Изучайте лица людей, чтобы понять какая световая схема лучше подойдет тому или другому человеку, тогда вы сможете создавать в портрете настроение и показывать модель с наилучшей стороны.

Конечно гораздо проще работать со световыми источниками, когда их можно передвигать, но все немного сложнее, когда источник света солнце или окно, поэтому важно уметь двигать модель по отношению к источнику света.

Самая распространенная схема освещения носит название «свет Рембрандта». Получила она его в честь знаменитого голландского живописца Рембрандта Ван Рейна, который в большинстве своих портретов использовал свет , создающий светотень на лице человека в виде треугольного уголка под глазом на темной стороне лица.

Сильный контраст между темными и светлыми областями создает объем. И так как художник заслуженно считается мастером света и тени, его прием стал применяться и в портретной фотографии и, конечно же, стал классическим.

Как создать Рембрандт-освещение

Этот вид освещения может быть создан с использованием одного . Его необходимо расположить под углом примерно в 45 градусов в полутора метрах над головой от модели и порядка двух метров спереди со стороны камеры.

Почему примерно? Потому что частично зависит от используемого источника освещения и строения лица человека. Не секрет, что глаза могут быть выпуклыми или глубоко посаженными.

Для создания снимков, используемых в данном уроке фотографии , была взята студийная вспышка со стандартным рефлектором , с помощью которой получились довольно жесткие (резкие) тени. Но вполне можно пробовать воссоздать классическую модель освещения с другим световым модификатором . Также использовался отражатель , размещенный под углом 45 градусов к вспышке, чтобы подсветить тени и не потерять детали изображения в тенях. Кроме этого применялся флаг, чтобы свет от моноблока не попадал напрямую на фон.

Основной ошибкой фотографов-портретистов при освоении рембрандтовской схемы освещения является то, что глаз со стороны рисующего света оказывается полностью освещенным. Это говорит о том, что основной источник света располагался слишком низко над моделью.

Ошибочное Рембрандт-освещение

Поэтому нужно путем проб и ошибок попробовать переместить источник света выше, сохраняя при этом на месте положение студийной стойки .

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа . Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Интенсивность источника света не менялась, подвергалась изменению только высота и угол падения света, но хорошо видно, что изменение всего одного параметра влияет на окончательный результат. Чтобы убедиться в этом, необходимо попробовать установить свет самостоятельно! Больше практики, друзья! Любая теория полезна только, если закреплена практикой.

Эффект

Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. Правильное воссоздание данной схемы гарантирует получения красивого и качественного портрета. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. Благодаря переходу света в тень и скрытия части лица в тени, лицо визуально становится вытянутым и получается определенный эффект похудения. Именно поэтому свет Рембрандта лучше не использовать для узких лиц, если, конечно, не стоит задача передать сильные отрицательные эмоции, которые «переживает» модель, потому что лицо будет выглядеть изможденным.

Некоторые фотографы считают, что Рембрандт-освещение - это шаблонный свет для мужского портрета, поэтому его не следует использовать в женских портретных съемках. Но каждое правило фотографии должно быть принято с долей скептицизма и обязательно тщательным образом проверено. Освещение Рембрандт не исключение! Ведь даже сам Рембрандт Ван Рейн использовал такой свет для женских портретов.

Попробуйте также увеличить контрастный эффект от светотени, используя дополнительное освещение, чтобы сделать пятно света на фоне - подчеркнуть темную сторону лица, создавая таким образом ощущение мрака и тайны.

В качестве примера нетипичного использования классического освещения, можно привести данную фотографию, где видно, что для работы был взят серый светлый фон, источник света использовался с софтбоксом, заполняющий свет был получен с помощью отражателя. В результате получился замечательный светлый портрет ребенка с правильным классическим освещением Рембрандт.

Следует хорошо разобраться, как получается данный эффект, чтобы начать применять его с легкостью в повседневных портретных съемках, как в примере выше, а также пробовать воспроизводить данное освещение при различных позах модели.

В следующих уроках фотографии мы рассмотрим другие способы освещения при портретировании. Каждому, кто только осваивает навыки студийной портретной фотографии , нужно будет ознакомиться с ними для совершенствования своего мастерства.